Безразличие. Доброта и жестокость: аргументы к сочинению Синонимы к слову «равнодушие»

Представлен список аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для сочинения в 11 классе в 2018-2019 учебном году.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»:

  1. У. Шекспир «Король Лир»

      Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.

  2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

      Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

      Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

  3. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

      Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

      Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

  4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

      В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.

      На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

  5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

      В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

      Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

  6. Н.В. Гоголь «Шинель»

      Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

  7. А.И. Солженицын «Матренин двор»

    • Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
      Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
  8. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

      Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

      В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

  9. И.А. Гончаров «Обломов»

      В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.

      И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

  10. Оноре де Бальзак «Отец Горио»

    • К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.

Равнодушие… Жестокость… Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие – это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!

Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны способности любить и ценить близких людей, дорожить ими, помогать им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!

А еще хочу рассмотреть сюжет небольшого рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка». Из-за безответственного отношения руководителей и воспитателей детского лагеря произошло убийство прекрасных породистых лошадей, которых долгие годы с нежностью и любовью содержал местный конюх, ветеран войны. Шестеро подростков, решив поиграть в ковбоев, без спроса угнали животных в ближайший лес, потом, испугавшись наказания, бросили их там, привязав к деревьям, без пищи и воды. Директора же лагеря совершенно не беспокоила судьба лошадей и их хозяина, она во время следствия спасала свою репутацию, защищая честь подопечных. А закончилось все трагично: погибли животные, умер от переживаний и разлуки с питомцами конюх. Но совершенно безразличны к случившемуся были взрослые, казалось бы, образованные и интеллигентные люди. Их безучастие, как мне кажется, приведет и других их воспитанников к жестокому обращению, подозреваю, что не только к животным. А так хотелось бы, чтобы перед глазами подрастающего поколения всегда всплывали слова Б.Ясинского: «Бойся равнодушных – они не

Убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Да, жизнь устроена так, что любого из нас могут окружать не только добрые, но и черствые, эгоистичные люди, такие, кто безразличен к окружающим, кто не желает тратить душевные силы на чужую жизнь. И эти качества, к сожалению, среди современных людей развиваются все быстрее. А ведь еще Б. Шоу говорил, что «равнодушие – сущность бесчеловечности», читай «жестокости». (444 слова)

Что такое равнодушие? Равнодушие, на мой взгляд, - это безразличное, безучастное, лишенное всякого интереса отношение человека к чему или кому бы то ни было. Оно сопровождает человеческое общество во все времена и является далеко не лучшим качеством. Я согласен с тем, что равнодушие может быть причиной наивысшей жестокости. И самое ужасное, на мой взгляд, когда человек проявляет безразличие к проблеме другого человека. Некоторые ссылаются на то, что они вовсе не обязаны беспокоиться о заботах чужих людей. Безусловно, они вполне вольны в своѐм выборе. Но я считаю такое отношение аморальным и не милосердным. Если ты в состоянии помочь человеку решить его проблему, но пускаешь всѐ на самотѐк, оставляешь его на произвол судьбы лишь потому, что тебе безразлично, то кто ты после этого? Это ли не высшая жестокость?

Примером равнодушия как высшей формы жестокости может послужить эпизод из рассказа Н.В.Гоголя «Шинель». Главный герой, Акакий Акакиевич, является обычным титулярным советником. Волею судьбы злоумышленники отобрали у нашего героя весьма дорогую для него шинель. С целью разрешить сложившуюся ситуацию он обращается за помощью к частному приставу. Но, увы, тот не очень заинтересованно слушает бедного Акакия и равнодушно относится к его проблеме. Затем Акакий Акакиевич обращается к значительному лицу, но и там не находит никакой поддержки. Добравшись до дома, главный герой сильно заболевает и вскоре умирает. Вот так человеческое равнодушие довело Акакия Акакиевича до гибели. А если бы хоть кто-нибудь отнѐсся с пониманием к проблеме главного героя, развязка могла бы быть иной. Бессердечие окружающих убило Акакия Акакиевича. Концовкой рассказа Н.В.Гоголь показывает, что такие жестокие люди заслуживают самого серьезного наказания.

Мы часто видим, что равнодушные люди живут сплошь и рядом. Но особенно обидно, когда таковыми оказываются самые близкие и родные. Отношения между ними становятся холодными, и в час нужды, в тот момент, когда вам действительно нужна будет поддержка, вы не получите ничего. Это ужасно и жестоко, но и такое в жизни случается. Вспомним пьесу М.Горького «На дне». Клещ Андрей Митрич и Анна являются супругами, казалось бы, это родные и близкие люди, но это далеко не так. Анна неизлечимо болеет, а еѐ мужу совершенно безразлично еѐ самочувствие. Он обходится с нею невероятно черство и грубо, не пытаясь поддержать жену, посочувствовать, понять ее внутреннюю боль. Он цинично говорит с ночлежниками о ней, нисколько не смущаясь, ест горячие пельмени, которые Анне оставляет сочувствующая Квашня. Когда супруга умирает, Клещ даже не переживает по этому поводу, да и хоронить ему Анну не на что: « сорок копеек всего». Хорошо, что жена уже ничего не чувствует: ни равнодушия, ни жестокости мужа.

Размышляя на данную тему, невольно прихожу к выводу, что равнодушие и, в правду, является наивысшей формой жестокости. Оно делает невыносимой жизнь человека и его близких, губит человеческие судьбы. Вслед за одним мудрецом хочется повторить: «Бойся равнодушных! Именно с их молчаливого согласия существует на земле жестокость».

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.
А.П Чехов

Равнодушие - есть наивысшая жестокость.
М.Уилсон

Мы не будем делать ничего. Нам безразлично всё это.
А.Кох

Я обратил внимание на связь, существующую между количеством синонимов в языке народа, с рапространенностью явления, этими синонимами обозначаемого. В русском языке очень много синонимов слова «безразличия» и только несколько синонимов слова «неравнодушие»…

Безучастность, безразличие, пофигизм, наплевательство, пассивность, равнодушие, апатичность, безальтернативность, индифферентность, анахренизм, вседофенщина, дофенизм, всенаплеватизм, долампочкизм, вседолампочество, вседофенщина, хладнодушие, бездеятельность, заспанность, осовелость, отстраненность, отчужденность, отрешенность, забытье, квелость, атония, одеревенелость, флегматизм, заторможенность, анергия… Всего более 100 синонимов…

Я поведу речь не о психологическом состоянии, когда человек равнодушно относится к происходящему или об апатии - речь пойдет о параличе активности, желании приспособиться, довольствовании тотальным безмолвием, безразличии «глубинного народа» к своей «глубинной стране» и к собственной судьбе. Равнодушие и безразличие - это даже хуже, чем заблуждение, это - безразличие к себе, наплевательство на судьбы своих детей и внуков, смертоносное омертвление души…

Польский писатель Бруно Ясинский когда-то сказал: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Я понимаю это высказывание так: за красивыми фразами о величии или патриотизме - полнейшее безразличие ко всему, что происходит рядом. Никто не возмущается беззаконием, несправедливостью, очковтирательством, унижением, ложью, зомбированием, украденной жизнью… Большинство терпит и молчит… Молчаливое и равнодушное согласие на холопство лишает человека всех чувств, делает его рычагом в руках недобросовестных людей, отнимает индивидуальность. Но если все или большинство будут молчать, то злодеям гораздо проще вершить свои неблаговидные делишки.

Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру. Равнодушие ускоряет процесс разрушения личности. Равнодушие - смерть души. «Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям» (Мать Тереза). Я бы усилил: не только к своим братьям, но к самим себе, к своим детям, к судьбам своей страны…

Равнодушие губит человека, заставляет наплевательски относится к миру, окружающему его. Такому человеку безразличны чувства других людей. Он легко сможет обидеть человека, ему плевать не только на себя, но и на других. Равнодушные люди, как правило, не обращают внимания на чужую боль и страдания. Они не хотят никому помогать, почти не берут на себя инициативу или ответственность. Такое поведение становится нормой.

Социальная несправедливость, постоянная озабоченность, большое количество проблем, недоверие к окружающему миру, попытка защититься от жестокой действительности - все это причины распространения равнодушия. Для человека проще не обращать внимания и избегать негативных эмоций или лишних хлопот.

Какие же последствия такого поведения? Равнодушие убивает душу человека. Он теряет возможность сочувствовать, быть добрым и милосердным. А сколько людей погибает ежедневно только из-за того, что никто не захотел помочь? Сколько страшных историй мы слышим?

Несмотря на то что безразличие не является собственно отрицательной эмоцией, последствия такого состояния губительны. Становясь безразличным к себе, человек останавливается в своем развитии, не ставит перед собой новых целей и не стремится к их достижению. А поскольку застой не может быть стабильным, он постепенно ведет к деградации. Проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. «Моя хата с краю, ничего не знаю», - девиз тех, в ком безразличие окончательно укоренилось. Испытав сильное потрясение, человек теряет интерес к работе в целом и к последующим трудностям в частности. У него опускаются руки, пропадает желание бороться и искать решение, и в результате проблема действительно может перерасти в настоящий кризис.

Порой мне кажется, что пропаганда патриотизма служит одной цели – прикрытия безразличия и беспринципности народа. Сколько бы крови ни пролилось, сколько бы преступлений ни совершила власть от имени и руками своих сограждан, жителей это абсолютно не волнует. Они даже не «обмануты», они просто не хотят ничего знать, а если вдруг и узнают о том, что происходит в их собственной стране, то реакция одна - «все правильно… так и нужно… интересы народа… Разговаривать с ними просто не о чем, бессмысленно. Есть микроскопическая группка оставшихся нормальных людей, они не просто в меньшинстве, они - вымирающий вид. По словам известного журналиста, их мало, очень мало, но сегодня им позволено пожить. И даже покучковаться в крохотных резервациях для персон с неправильным мышлением вроде «Эха» и «Сноба». Но, скорее всего, это не великодушие, а экономия на мыле и веревках. Как выяснилось, отщепенцы совершенно безвредны. Их интеллектуальные ухищрения безразличны населению. Народ очень занят. Он облизывается, вспоминая сладость ваксы на сталинских сапогах. Он строится в бессмертные полки.

«Это государство перманентного запоздания в принятии самых важных решений, от которых зависит жизнь людей и страны. Запоздание проистекает из недостатка мысли, из дефицита понимания, из безразличия к людям, из презрения к стране, из маниакального властолюбия. Суть этого государства в том, чтобы быть тормозом, стоять спиной к будущему, противиться переменам до конца, до взрыва ненависти, до революции, до резни всех всеми, до Ипатьевского дома».

Безумная беспечность
На все четыре стороны.
Равнина. Бесконечность.
Кричат зловеще вороны.

Разгул. Пожары. Скрытность.
Тупое безразличие.
И всюду самобытность
И жуткое величие.

Эссе

«Равнодушие – наивысшая степень жестокости»

Свои размышления на заданную тему я бы хотела начать со слов Бернарда Шоу: «Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему – это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие – сущность бесчеловечности». Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, равнодушие – это безразличное отношение ко всему, что окружает человека, это способность пройти мимо чужой беды. Я думаю, что это также своего рода жестокость, но не прямое её проявление, выраженное в агрессии и злобе, в намеренном причинении боли и вреда. Ведь, на первый взгляд, равнодушные люди не причинят видимого зла, однако это не так. Именно равнодушие зачастую приводит к беде, так как бездействие в трудных жизненных ситуациях, где требуется помощь, отзывчивость, поддержка, оказывается страшным и беспощадным. В жизни от нашего поведения, и именно неравнодушного отношения, многое зависит в той или иной ситуации: стало плохо незнакомому человеку, плачет одинокий малыш, пожилой человек выглядит потерянным на улице. И лишь добрый, отзывчивый человек заметит всё это и придёт на помощь, сделает всё, что в его силах. Равнодушный же человек просто пройдёт мимо, решив, что его это не касается. Такие люди не способны почувствовать чужую беду и помочь. И такое нежелание отозваться на чужую боль как раз и приводит к тому, что помощь не приходит вовремя, и люди остаются со своей бедой один на один. Так что я считаю, что равнодушие – это высшая степень жестокости. Многие авторы поднимают эту тему в своих произведениях, в очередной раз подчёркивая, как губительно человеческое равнодушие и что важно быть отзывчивыми и добрыми людьми.

Так, например, К.Г. Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» как раз и показывает нам, читателям, равнодушное отношение дочери Насти к своей матери. Для меня совершенно неприемлемым является поведение главной героини. Ведь Катерина Петровна ничего не требует от своей дочери. Ей всего-то и нужно: пару строк о том, что у дочки всё хорошо, она здорова. Но даже на это Настя не находит ни времени, ни желания, оправдываясь перед собой занятостью и неотложными делами. Я же, читая рассказ, всё время думала о том, что чувствует одинокая и забытая своим ребёнком мама. Мне даже страшно представить всю глубину боли, одиночества Катерины Петровны, которая каждый день и вечер сидит в одиночестве на кровати и перебирает присланные дочерью деньги, которые ей совершенно не нужны, и каждый раз перечитывает скупые строки о невозможности приехать. На мой взгляд, это бесчеловечно, поэтому я не могу понять и оправдать такого равнодушного и жестокого отношения дочери к самому близкому человеку. Особенно горько, когда девушка получает письмо, из которого понятно, что мать больна и просит приехать попрощаться. И даже в этом случае Настя находит причину не ехать в деревню, поскольку дела в городе важнее. И лишь получив телеграмму со словами «Катерина помирает», девушка начинает что-то понимать и чувствовать. И тем страшнее мне было видеть одинокую, умирающую старушку, которая уж понимала, что дочь не приедет. Не только болезнь и старость, но и равнодушие дочери ускорили уход Катерины Петровны из жизни. И хоть Настя и приехала в деревню, было уже поздно, мать она не застала. И пришлось ей тайком, крадучись уезжать обратно, потому как оправдать такой поступок невозможно. Таким образом, мы видим, к каким страшным последствиям может принести равнодушие.

Размышляя над тем, что равнодушие − это высшая степень жестокости, я хотела бы обратиться к произведению Ю. Яковлева «Он убил мою собаку». Перед нами мальчишка Саша, которого все называют Табором. Он оказывается в кабинете директора, куда его вызвали из-за того, что несколько дней назад он пришёл в школу с собакой. Саша тихо и монотонно рассказывает историю про свою собаку, но за это монотонностью кроются боль и отчаяние. Из скупых фраз становится понятно, что мальчик подобрал выброшенную дачниками собаку, потому что стало её жалко. И это первая мысль о жестокости равнодушия со стороны хозяев: поиграли лето и выбросили, как ненужную вещь. При этом Табор подчёркивает: хорошо, что хоть не убили. И вот это самое «не убили» уже настораживает каким-то страхом и безысходностью. А дальше картина равнодушия расширяется, потому что мать Саши ворчит, что собаку надо выгнать, а отец сразу агрессивен и непреклонен. Он равнодушный человек: его не волнует ни желания, ни чувства собственного сына, ни тем более судьба чужого животного. Его интересует только собственный покой и комфорт. И поэтому отец в отсутствие сына подзывает доверчивого пса и стреляет ему в ухо. Такая жестокость потрясла сына и меня, как читателя. И если раньше Саша видел, что его отец равнодушный человек, то теперь он понял, что ещё и жестокий. И это уже не исправить, потому для мальчика отец теперь только «он», и разговаривать Табор с ним и не может, и не хочет. И я думаю, что это навсегда.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что равнодушие действительно может быть высшей степенью жестокости. Потому как именно оно лишает нас поддержки, внимания, отзывчивости, сочувствия, доброты - всего того, что и позволяет нам оставаться людьми.