Царь михаил федорович романов. Михаил федорович

1. Плач с великим гневом

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже висточниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».

Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда года послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волюсогласились они с решением Великого Собора.14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери.

При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству».

Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа.

Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Так после правления Рюриковичей произошло основание новой правящей династии Романовых. Однако преемственность была соблюдена,так как Михаил был двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Отцом Михаила был Федор Никитич /впоследствии патриарх Филарет/. В 1601 г. Борис Годунов сослал Федора, как претендента на Царский престол в Софийский Антониев монастырь, где он был пострижен в монахи с именем Филарет. Годунов подверг опале и мать Михаила. Он сослал ее в Заонежье, где ее постригли в монахини с именем Марфа. Самого же Михаила вместе с теткой Марфой Никитичной Черкасской Годунов сослал на Белоозеро. Так 4-летний мальчик был разлучен со своими родителями.

Семья соединилась и почти до конца 1608 г. жила вместе. В 1610 г. Филарет был вместе с князем Голицыным послан для переговоров к полякам, но был ими схвачен и 9 лет пробыл в плену.Так Михаил вновь надолго лишился отца. А вскоре и сам вместе с матерью был задержан поляками в московском Кремле. И только благодаря победе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 г они были освобождены из плена и удалились в свою вотчину - село Домнино близ Костромы. Там они часто проживали в Ипатьевском монастыре, молясь за освобождение отца из польского плена.

Весть об избрании Михаила на царство была как для него, так и для его матери совершенно ошеломляющей. И они не только не были готовы к ней, но и внутренне не желали менять свое положение. Однако подчинились Божией воле. Михаил кротко согласился царствовать.

2. Пощенье «всякой твари»

Крайне непросто было отроку дать согласие возложить на свою голову «тяжкую шапку Мономаха». Русь была разорена, Великий Новгород с северо-западными землями захватили шведы. Смоленск и западные земли захватили поляки.Юг подвергался постоянным набегамкрымских татар. Многие отряды вольных казаков, стали заниматься грабежами, разбойничать. Управления Русью практически не было. Казалось, что нет большегосударства русского. Страна лежала в руинах, многие земли не обрабатывались, крестьяне покидали разорённые деревни, многие погибали от голода, налоги не платились, казна была пуста.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого смиренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился вмосковских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленныесвятые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар - дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке онсобрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной.Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали о провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел.

3. Махровые розы из Гамбурга

Став Царем Михаил Фёдорович, в первую очередь, стал налаживать управление государством. Для этого он учредил Приказы (своеобразные государственные советы иведомства). К 1639 году в России числилось целых 14 приказов, которыезанимались как общегосударственными делами (Челобитный, Судный, Пушкарский и т. д.), так делами сословий - Холопий, Стрелецкий. Был даже аптекарский приказ, ведавший лекарями.

Вскоре после восшествия на престол Михаил учредилновые Законы, которыеупорядочили главную хозяйственную деятельность страны - землевладение и землепользование.

Все это привело к бурному экономическому росту. К изумлению всего мира Русь стала полностью обеспечивать себя зерновыми. Представьте только, сколько культур выращивали крестьяне! Рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, овёс. Сеяли лен и коноплю, из которых делали ткани и масло. Бурно развивалось огородничество и садоводство. Иностранцы, приезжавшие в Москву, восхищались русскими садами.Юный Царь Михаил имел большую склонность к разведению садов. Он тратил много денег на приобретение за границей дорогих растений. Гамбургский купец Марселиус, привез для него махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. Вообще виноградарство при Михаиле Федоровиче получило большое развитие. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. В 1630 г. из Астрахани в Москву было отправлено целых 50 бочек своего отечественного вина.

По всей Руси стало развиваться скотоводство. Стада коров, лошадей, овец, коз, исчислялись тысячами! Однако основным продуктом на Руси тогда считалась рыба, и ее ловили и перерабатывали предостаточно.

Всего за десять лет правления Царь Михаил в хозяйственной деятельности достиг невиданных результатов. Уже к 1627 году Русь продавала хлеб за границу тысячами пудов! Его покупали такие «цивилизованные страны», как Дания, Швеция, Англия, Голландия, Голштиния. А в 1632 году к ним присоединилась и Франция.

Для расширения землепользования активно осваивались территории Урала и Западной Сибири. Туда массово направлялись крестьяне и поселялись на высоко плодородных землях в пойме реки Лены. Переселенцам бесплатно выдавались семена. Каждый мог взять ссуды для приобретениясельскохозяйственного инвентаря и лошадей. В 1618 г. русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск.

При Михаиле Федоровиче началось становление русской промышленности. Из-за границы были выписаны квалифицированные специалисты: металлурги, оружейники, рудодобытчики. ПоТулой был основан первый железоделательный завод. На Урале появился доменный завод, железоплавильное и медеплавильное производство. Владельцы заводов получали от Царя льготы, что способствовало развитию промышленности. Наиболее крупными заводчиками при Михаиле Федоровиче были Строгановы.

Развивалась и легкая промышленность - ткачество, выпуск бархата и парчи.Работали швейные мастерские и кожевенные заводы.

Началось изготовление изделий из драгоценных металлов, чеканились монеты, улучшалось ткачество, производились бархатные и парчовые ткани, работали швейные мастерские и кожевенные заводы, печатались книги, выходила газета с новостями.

И это при Царе, который в малолетстве был разлучен с отцом, заточен в монастырь, и жил в страхе смерти, не получив никакого образования! Что здесь сказать? Только Господь мог свершить такие чудеса. Только Он мог помочь 16-летнему отроку решить крайне серьёзные политические и экономические проблемы,порожденные Великой Смутой. Как бы не велика была поддержка правления Михаила его отцом - Патриархом Филаретом - помочь решить те проблемы, которые тогда были на Руси никто, кроме Господа не мог. И Царь Михаил это понимал, потому главным в его деятельности было молитвенное стояние пред Богом, ежедневное участие в церковных богослужениях, паломничества по святым местам.

4. Худой мир лучше войны

Благочестивый Царь Михаил Кроткий, следуя заповеди «блаженны миротворцы», сумел умиротворить на Руси все сословия. Своим смирением и беззлобием он смог объединить всех.

Он не устраивал ни на кого опалы, даже на своего личного врага Бориса Годунова. Внимательно присматриваясь к своему окружению,выбирал в советники дельных, мудрых людей, отличался терпимостью к различным политическим взглядам, выслушивал различные мнения о выходе из кризиса. Для решения сложных политических и экономических проблем Михаил Федоровичсозывал коллективные совещательные органы правления - Боярские Думы и Земские Соборы.

Однако при решении некоторых задач руководствовался личным мнением и применял свою Царскую власть. Так, когда русское посольство, посланное в Крымское ханство, арестовали и заковали в кандалы, Земский собор решил так же поступить и с крымскими послами в Москве. А Боярская Дума настаивала даже на военном вторжении в Крым. Однако Кроткий Царьне стал обострять отношений с Крымом и послал хану дорогие подарки. При этом он указал, что делает это для восстановления дружеских отношений. Миролюбие Кроткого Царя дало свои результаты - отношения с Крымом восстановились, апослы были отпущены.

Царь Михаил, хотя и был Кротким, но не был слабым, малодушным и безвольным. Об этом говорят сохранившиеся документы того времени. Так в грамоте из Троице-Сергиева монастыря он в резкой форме пишет, что если призванные к тому власти не прекратят воровство, грабежи и разбои то он может отказаться от поездки в Москву для восшествия на престол. А в грамоте от 8 апреля 1613 г. он отчитал бояр за то, что они не могут найти средств для обеспечения «служилых и ратных людей».Земскому соборуЦарь Михаил выговаривает за беспорядки в стране. Ни в одном документе первых лет правления Михаила не содержится даже намека на соправительство бояр, напротив, всюду подчеркнуто, что они «холопы», верные слуги и исполнители его воли.

Михаил Федорович был Царь-объединитель, Царь-миротворец. Обладание властью не сделало его деспотом и тираном. Однако Кроткий Царь, когда требовалось, не резко отчитывал нерадивых подданных. Мог принимать и радикальные законы. Например, совершенно запретил в стране табакокурение и жестко регламентировал употребление спиртного. Выпивать разрешалось только четыре недели за год. Эти недели следовали за великими праздниками Пасхи, Дмитриевой субботы, зимнего Николы и на Масленицу. За питие в другое время жестко штрафовали. Нарушители платили немалые по тем временам деньги - два рубля. Кроме того, пьяницу первый раз отводили в «бражную тюрьму». Освободиться из нее можно было только по чьему-либо ходатайству. Если же пьяница попадался во второй раз его снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Злостных же пьяниц по указу Кроткого Царя водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Причем до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». А когда даже такие эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет».

Царь Михаил строго запретил содержать питейные заведения, корчмы на гостиных дворах в крупных торговых городах. Ослушников Кроткий Царь указывал бить кнутом и сажать в тюрьму.

Однако добрых подданных Михаил Фёдорович всячески поддерживал. Благотворил нуждающимся. По свидетельству голштинского советника Адама Олеария, «царь очень благочестив, он не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, обедневшим казна выдаёт пособия».

Во внешних отношениях Царь Михаил Кроткий предпочитал войне «худой, но мир». Поэтому он заключал мирные договора с соседними державами, пусть даже на невыгодных для России условиях, что принесло покой измученному Смутой русскому народу. Так случилось в 1637 г. при Азовском конфликте, когда донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов. Их цель была благая - уничтожить существовавший там невольничий рынок, где торговали пленными русскими людьми. Взятие Азова и убийство турецкого посла грозило Руси войне с Турцией, которую наше обескровленное Смутой государство могло проиграть и потерять гораздо больше, чем крепость Азов. И тогда Царь Михаил решил вернуть Азов Турции. Это позволило избежать войны и восстановить дружеские отношения с Османской империей.

При Кротком Царе состоялось заключение «вечного мира» со Швецией. И хотя был потерян выход к Балтийскому морю, зато были возвращены Новгородские земли, ранее завоёванные Швецией.

После неудачной войны 1632-34 гг. с Польшей был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. При этом Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказались от своих претензий на московский престол.

Вообще ко времени правления Михаила Федоровича с нашей страной были прерваны многие дипломатические контракты - с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Францией, Турцией и Персией. И только благодаря дипломатическим талантам Кроткого Царя все они были постепенно налажены. Но интересы русских людей Михаил Федорович отстаивал твердо. И когда англичане обратились к нему за разрешением ездить через территорию России в Персию для торговли, он не разрешил, хотя должен был сделать это, учитывая значение дружественных отношений с Англией. Однако русского Царя прежде всего беспокоило - не будет ли от такой торговли «урону» русскому купечеству? Боярская дума и торговые люди подтвердили его опасения. Из беседы с ними Михаил понял, что английская торговля с Персией нанесет немалый ущерб купцам, хотя казне, может дать большой доход. Царь, невзирая даже на государственную выгоду, посчитался с интересами русских купцов, и отказал англичанам в их просьбе. То же произошло и с обращением французского посла на разрешение торговать с Персией. Ему было отказано в этом по тем же соображениям, что и англичанам.

Во внешнем устроении русского царства благодаря мудрой политике Михаила Федоровича к России были присоединены земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки, осуществился выход к Тихому океану. Скажем прямо - это невиданные достижения Кроткого Царя, правившего разоренной страной.

Однако Кроткий Царь понимал, что Россия, окрепнув, должнавступить в войну и отвоевать у поляков и шведов исконно русские земли. Поэтому по его указу отливались пушки и строились пороховые мельницы. На Волге и в подмосковном селе Дединове началось строительство «ратных» кораблей.

В 1631-1634 годы Михаилом Федоровичем была проведена военная реформа. Были созданы полки «нового строя» - рейтарские, драгунские, солдатские.

5. Рачитель благочестия

Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками - астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства.

Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение - Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины.

Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод.

В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказастали выпускать первую русскую газету - «Вестовые письма».

Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищенмощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому.

Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизацииобщественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств!

В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, «како очистися Московское государство».

Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив... бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием...».

Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (26) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Виршевая эпитафия царю Михаилу Фёдоровичу гласит: «Имея нрав кроток и незлобив, упражнялся всегда росправных дел царствия своего, благих и кротких по достоинству снабдевая, злонравных страхом укротевая, а всем равнениея даруя; и в сиклитцкой чин природных людей достойных тому жалуя, а непородных людей и недостойных тому чину бытии во вся дни царствия своего не допущая, и чин крепко сахраняя».

Коронация:

Предшественник:

Смутное время (Владислав IV)

Преемник:

Алексей Михайлович

Рождение:

Династия:

Романовы

Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов)

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова)

1-я: Мария Долгорукова

2-я: Евдокия Стрешнева

Алексей, Иоанн, Василий, Ирина, Анна, Татьяна, Пелагея, Мария, Софья

Автограф:

Биография

Избрание на царство

Итоги правления

Брачные планы

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли. В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре близ Костромы.

Избрание на царство

13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одна из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.»

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Федорович был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету - «Вестовые письма». В 1631-1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году - ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Реорганизация армии (1631-1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Усиление крепостнического гнёта крестьянства.
  • Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет, многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение:"Плоду и чадородию от того порухи не бывает". Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!. Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

Дети

В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:

  1. Ирина Михайловна (22 апреля 1627 - 8 апреля 1679)
  2. Пелагея Михайловна (1628-1629) - умерла в младенчестве
  3. Алексей Михайлович (19 марта 1629 - 29 января 1676) - русский царь
  4. Анна Михайловна (14 июля 1630 - 27 октября 1692)
  5. Марфа Михайловна (1631-1632) - умерла в младенчестве
  6. Иоанн Михайлович (2 (12) июня 1633-10 (20) января 1639) - умер в 6 лет
  7. Софья Михайловна (1634-1636) - умерла в младенчестве
  8. Татьяна Михайловна (5 января 1636, Москва - 24 августа 1706, Москва)
  9. Евдокия Михайловна (1637) - умерла в младенчестве
  10. Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

Родился в 1596 году в семье московских бояр Романовых: Фёдора Никитича (впоследствии — патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны. Михаил Фёдорович доводился внучатым племянником Ивану Грозному и двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей — Фёдору Ивановичу.

В Смутное время Борис Годунов рассматривал Романовых как своих главных соперников, желающих занять московский престол. Поэтому очень скоро всё семейство подверглось опале. В 1600 году Фёдор Никитич вместе с супругой насильно приняли постриг и покинули мирскую жизнь под именами Филарет и Марфа. Это лишало их права на корону.

В 1605 году к власти пришёл Лжедмитрий I. Стремясь подтвердить свою принадлежность к царскому роду, самозванец приказал вернуть из ссылки Романовых. По стечению обстоятельств освобождённый Филарет занял при Лжедмитрии главный церковный пост. Когда же самозванца сверг Василий Шуйский, Филарет с 1608 года взял на себя роль «наречённого патриарха» нового самозванца Лжедмитрия II, расположившего свой лагерь в Тушине. Однако перед неприятелями «тушинского вора» Филарет называл себя его пленником.

  • Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова)

Спустя некоторое время Филарет наотрез отказался подписывать составленный поляками договор о передаче русского престола польскому королевичу, католику Владиславу. За непослушание поляки арестовали Филарета и освободили лишь в 1619 году, когда с Польшей было заключено перемирие.

Тем временем Михаил Романов несколько лет провёл во Владимирской области в поместье своего дяди. В Москве он оказался в разгар польско-литовской оккупации, после того как был свергнут Василий Шуйский и установилась Семибоярщина. Зимой 1612 года инокиня Марфа с сыном укрывались в своём поместье под Костромой, а затем спасались от польско-литовского преследования в Ипатьевском монастыре.

Лишь с освобождением столицы в 1613 году стало возможным возрождение российской государственности. Поэтому в начале того же года был созван первый всесословный Земский собор, в котором приняли участие как посадское население, так и сельские обыватели. Путём голосования предстояло избрать нового правителя.

«Консолидирующая фигура»

«Воцарение Михаила Фёдоровича на престоле стало возможным после очень тяжёлых испытаний Смуты, самоорганизации земских миров, образовавших первое и второе ополчения для освобождения Москвы в 1612 году. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. Важным было первоначальное общее согласие с кандидатурой Михаила Романова как родственника последнего до Смуты легитимного царя — Фёдора Ивановича», — сказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Вячеслав Козляков.

  • Иванов С.В. «Земский собор» (1908)

На Земском соборе было выдвинуто более десяти кандидатур, в том числе князей Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского. «Иностранных принцев» в качестве претендентов на русский престол уже не рассматривали.

«Михаил Фёдорович оказался консолидирующей фигурой для многих. После Смутного времени, когда ополчения освобождали Москву, царь Фёдор Иванович воспринимался как последний законный царь, после чего появлялись цари избранные, не имевшие прямого отношения к этой традиции, самозванцы. Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов.

Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора. Но именно его фигура символизировала преемственность власти.

Тяжёлое «наследство»

«После выборов царя сразу началось восстановление власти, сводившееся к порядку «как при бывало». Никто никому не мстил, бояре, сидевшие в Москве во время её осады земскими ополчениями, остались у власти и снова вошли в Боярскую думу. И тем не менее первые годы правления царя Михаила Фёдоровича оказались очень трудными, но в это время были грамотно расставлены приоритеты: восстановление государства, усмирение бунтовавших казаков, возвращение утраченных территорий», — говорит Козляков.

После заключения с Польшей перемирия поляки в 1619 году освободили из плена Филарета. Распространено мнение, что вплоть до кончины патриарха в 1633 году вся власть фактически находилась именно в его руках.

«Несмотря на большую роль Филарета, Михаил Фёдорович был вполне самостоятельным государем, но он неизбежно должен был опираться на чью-то поддержку и помощь в течение нескольких лет первого периода своего царствования. Земский собор оказывал большую поддержку Михаилу Фёдоровичу», — считает Пчелов.

Эксперты говорят, что первые годы царствования Михаила Фёдоровича, когда новый государь оказался в окружении родственного круга бояр Романовых, князей Черкасских, Шереметевых и Салтыковых (родственников матери царя), вроде бы дают основание утверждать, что царь был слабым и безвольным правителем.

«В то же время основные проблемы царства, связанные с войной или сбором чрезвычайных налогов, по-прежнему решались с помощью Земских соборов. При преобладании в Думе родственников царя там оставались и представители других родов княжеской аристократии. И никто в «романовской» партии не мог бы усилиться настолько, чтобы заменить собою царя. Даже с возвращением царского отца, будущего московского патриарха Филарета, в 1619 году понятия о первенстве царской власти не поменялись», — объяснил Козляков.

  • Патриарх Филарет
  • globallookpress.com

По словам эксперта, историки могут долго рассуждать о своеобразном «двоевластии великих государей» — царя и патриарха. Но роль Михаила Фёдоровича и Боярской думы во всех делах оставалась определяющей. Поддерживал его в этом и патриарх Филарет, после возвращения которого прекратили созываться Земские соборы. Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха.

После кончины Филарета Михаил на протяжении 12 лет правил самостоятельно. И народ его запомнил как праведного и честного государя. Михаил Фёдорович не был сторонником строгих правил. К примеру, для руководства городами он внедрил институт воевод, однако после прошений горожан ему не составило труда заменить их выборными представителями земской знати. Молодой правитель регламентировал взимание податей. Единицей обложения стали доля земли и специальные предприятия (хлебопекарни, мельницы, ремесленные лавки). Для достоверного учёта были оформлены писцовые книги, что сдерживало самоуправство налоговых сборщиков.

При Михаиле Фёдоровиче начались работы по поиску природных богатств, строились чугуноплавильные, оружейные, кирпичные и многие другие заводы. Именно он основал Немецкую слободу в Москве — места поселения заграничных инженеров и военных, которые в эпоху Петра I сыграют большую роль.

«Будь царь Михаил Фёдорович таким слабым правителем, не случилось бы преображения во второй части его царствования (после ухода из жизни его родителей) в 1630—1640-е годы. Не смогла бы утвердиться и », — подчёркивает Козляков.

Но самое важное, что удалось сделать Михаилу Фёдоровичу, — это вывести страну из глубочайшего кризиса, в который её повергла Смута.

«Расцвет Московского царства времён Алексея Михайловича, его сына, был заложен ещё при Михаиле Фёдоровиче. Была закончена война с Речью Посполитой, был заключён мирный договор со Швецией. Конечно, Смоленская война 1630-х годов была не очень удачной. Тем не менее страна восстановилась после Смуты и стала уверенно двигаться вперёд», — заключил Пчелов.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (1596–1645) – первый русский царь династии Романовых (1613–1917).

Родился 12 июля 1596 в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее – инокиня Марфа). Первые годы жил в Москве, в 1601 вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова, будучи племянником царю Федору Ивановичу . Жил в ссылке, с 1608 вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612, освобождённый ополчением Д.Пожарского и К.Минина , уехал в Кострому.

21 февраля 1613 в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Кандидатура Михаила возникла из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей, она устраивала служилое дворянство, которое старалось воспрепятствовать аристократии (боярству) в стремлении установить в России монархию по польскому образцу.

Романовы были одним из знатнейших родов, юный возраст Михаила также устраивал московское боярство: «Миша-де молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден» – говорили в Думе, надеясь, что хотя бы поначалу, все вопросы будут решаться «по совету» с Думой. Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом. Он должен был стать символом возвращения к порядку, покою и старине («любяше и миловаше их вся, подаваше им, яко они прошаху»).

13 марта 1613 послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Узнав об этом, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

11 июня 1613 Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня. Царь дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому ). По иным данным, такой записи Михаил не давал и в дальнейшем, начать править самодержавно, никаких обещаний не нарушил.

Первое время от имени Михаила правили мать царя и бояре Салтыковы. В 1619 фактическим правителем страны стал возвратившийся из польского плена и избранный патриархом отец царя, митрополит Филарет. С 1619 по 1633 он официально носил титул «великого государя». В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Однако из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, набеги продолжались.

Россия в конце 1610-х была в политической изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана безуспешная попытка женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, мать с боярами женили Михаила на Марии Долгоруковой (?–1625), но брак оказался бездетным. Второй брак 1625, с Евдокией Стрешневой (1608–1645), принес Михаилу 7 дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и 2 сыновей, старшего Алексея Михайловича (1629–1676, царствовал 1645–1676) и младшего, умершего во младенчестве Василия.

Важнейшей задачей внешней политики России в 1620–1630-е была борьба за воссоединение западнорусских, белорусских и украинских земель в едином Русском государстве. Первая попытка решить эту задачу в ходе войны за Смоленск (1632–1634), начавшейся после смерти польского короля Сигизмунда в связи с притязаниями его сына Владислава на русский престол, закончилась неудачно. После нее по приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Белгородской и Симбирской черты. В 1620–1640-х были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

Михаил ввел в 1637 срок поимки беглых крестьян до 9 лет, в 1641 увеличил его еще на год, вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах. В его правление было начато создание регулярных воинских частей (1630-е), «полков нового строя», рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции. В Кремле в 1624 появилась Филаретовская звонница (мастер Б.Огурцов), над Фроловской (Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены часы с боем (мастер Х.Головеев). С 1633 в Свибловой башне Кремля установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В 1635–1937 на месте парадных покоев был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский, церковь Ризоположения. В Москве появились предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор, центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором на левом берегу Москвы-реки, за Новодевичьим монастырем. Народное предание сохранило память о Михаиле как большом любителе цветов: при нем в Россию были впервые завезены садовые розы.

В Зарядье, на территории двора бояр Романовых, Михаил повелел основать мужской Знаменский монастырь. К этому времени он уже сильно «скорбел ножками» (не мог ходить, его возили в возке). От «многого сидения» организм царя ослаб, современники отмечали в нем «меланхолию, сиречь кручину».

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

И многих других. Хотя справедливости ради стоит сказать, что далеко не все из царствовавшего генеалогического древа Романовых были потомками Михаила Федоровича по крови.

Гвоздика

Будущий царь Михаил Романов, биография которого берет отсчет с 1596 года, появился на свет в семье боярина Фёдора Никитича и его супруги Ксении Ивановны. Именно отец был относительно близким родственником последнего царя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича. Но так как Романов-старший по стечению обстоятельств встал на духовный путь и превратился в патриарха Филарета, то о престолонаследии ветви Романовых через него речь уже не шла.


Русская историческая библиотека

Этому способствовали следующие обстоятельства. При царствовании Бориса Годунова на семью Романовых был написан донос, который «обличал» Никиту Романова, деда будущего царя Михаила Федоровича Романова, в колдовстве и желании умертвить Годунова и его семью. Последовал незамедлительный арест всех лиц мужского пола, поголовный принудительный постриг в монахи и ссылка в Сибирь, где почти все члены семьи погибли. Когда на престол взошел , он приказал помиловать сосланных бояр, в том числе и Романовых. К тому моменту возвратиться смогли только патриарх Филарет с женой и сыном, а также его брат Иван Никитич.


Картина «Помазание на царство Михаила Федоровича», Филипп Москвитин | Русская народная линия

Дальнейшая биография Михаила Романова кратко была связана с городком Клины, который сейчас относится к Владимирской области. Когда к власти в России пришла Семибоярщина, семья пару лет жила в Москве, а позднее, во время русско-польской войны Смутного времени, укрывалась от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Царство Михаила Романова

Избрание Михаила Романова на царство стало возможно благодаря объединению московского простого люда с великорусским казачеством. Дворянство собиралось отдать трон королю Англии и Шотландии Якову I, но казаков это не устроило. Дело в том, что они не без оснований опасались, что иностранные правители отберут у них территории, а кроме того, уменьшат размеры хлебного довольствия. В итоге Земский собор выбрал престолонаследником ближайшего родственника последнего русского царя, которым и оказался 16-летний Михаил Романов.


Избрание Михаила Романова на царство | Исторический блог

Нужно заметить, что ни он сам, ни его мать изначально идее московского царствования не обрадовались, понимая, какое это тяжкое бремя. Но послы Михаилу Федоровичу Романову кратко объяснили, почему его согласие так важно, и юноша выехал в столицу. По пути он останавливался во всех крупных городах, например, Нижнем Новгороде, Ярославле, Суздале, Ростове. В Москве он прямиком направился через Красную площадь в Кремль и у Спасских ворот был торжественно встречен обрадованным людом. После коронования, или как тогда говорили – венчания на царство, началась царственная династия Михаила Романова, которая управляла Россией на протяжении последующих трех сотен лет и вывела ее в число великих держав мира.

Так как правление Михаила Федоровича Романова началось, когда ему было всего лишь 16 лет, говорить о каком-то опыте царя не приходится. Более того, его не воспитывали с прицелом на управление государством и, по слухам, молодой царь едва умел читать. Поэтому в первые годы Михаила Романова политика зависела больше от решений Земского собора. Когда же в Москву вернулся его отец, патриарх Филарет, он стал фактическим, хоть и не явным, соправителем, подсказывая, направляя и влияя на политику Михаила Федоровича Романова. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.


Картина "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство", А.Д. Кившенко | Всемирная Энциклопедия Путешествий

Внешняя политика Михаила Романова была направлена на прекращение разорительных войн с западными странами. Он остановил кровопролития со шведскими и польскими войсками, хотя и за счет потери некоторой части территории, в том числе выхода к Балтийскому морю. Собственно, из-за этих территорий через много лет Петр I будет участвовать в Северной войне. Внутренняя политика Михаила Романова также была направлена на стабилизацию жизни и централизацию власти. Ему удалось привнести гармонию в светское и духовное общество, восстановить сельское хозяйство и торговлю, уничтоженные в Смутное время, основать первые в стране заводы, преобразовать налоговую систему в зависимости от размера земель.


Картина "Боярская Дума при Михаиле Романове", А.П. Рябушкин | Terra Incognita

Также стоит отметить такие новшества первого царя династии Романовых, как впервые проведенную в стране перепись населения и их имущества, которая и позволила стабилизировать налоговую систему, а также поощрение государством развития творческих талантов. Царь Михаил Романов распорядился принять на службу художника Иоанна Детерса и поручил ему обучать живописи способных русских учеников.

В целом царствование Михаила Федоровича Романова характеризуется улучшения положения России. К концу его правления были устранены последствия Смутного времени и созданы условия для будущего расцвета России. Между прочим, именно при Михаиле Федоровиче в Москве появилась Немецкая слобода, которая сыграет такую важную роль в реформах Петра I Великого.

Личная жизнь

Когда царю Михаилу Романову исполнилось 20 лет, устроили смотрины невест, ведь если бы он не подарил государству наследника, вновь могли начаться смуты и волнения. Интересно, что эти смотрины изначально были фикцией – мать уже выбрала для самодержца будущую супругу из знатной семьи Салтыковых. Но Михаил Федорович спутал ее планы – выбрал себе невесту самостоятельно. Ею оказалась боярышня Мария Хлопова, но царицей девушке стать было не суждено. Разгневанные Салтыковы начали тайком травить еду девицы, а из-за проявившихся симптомов болезни ее признали не подходящей кандидатурой. Впрочем, царь интриги бояр раскрыл и сослал семью Салтыковых.


Гравюра "Мария Хлопова, будущая невеста царя Михаила Федоровича" | Культурология

Но характером Михаил Федорович Романов был слишком мягок, чтобы настоять на свадьбе с Марией Хлоповой. Он сватался к заграничным невестам. Хотя те были согласны на брак, но только при условии сохранения католической веры, что для Руси оказалось неприемлемо. В итоге женой Михаила Романова стала родовитая княжна Мария Долгорукая. Однако она буквально через несколько дней после венчания заболела и вскоре скончалась. Народ назвал эту смерть карой за оскорбление Марии Хлоповой, а историки не исключают нового отравления.


Венчание Михаила Романова | Википедия

К 30 годам царь Михаил Романов был не только холостым, но самое главное – бездетным. Вновь организовали смотрины, вновь за кулисами заранее выбрали будущую царицу, и вновь Романов проявил своеволие. Он выбрал дочь дворянина Евдокию Стрешневу, которая даже не числилась кандидаткой и не участвовала в смотринах, а приехала как прислужница одной из девушек. Свадьбу сыграли очень скромную, невесту стерегли от покушения всеми возможными силами, а когда она показала, что не интересуется политикой Михаила Романова, все интриганы от жены царя отстали.


Евдокия Стрешнева, жена Михаила Федоровича Романова | Википедия

Семейная жизнь Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны была относительно счастливой. Супруги стали родоначальниками династии Романовых и произвели на свет десятерых детей, хотя шестеро из них умерли в младенчестве. Будущий царь Алексей Михайлович был третьим ребенком и первым сыном правящих родителей. Кроме него выжили три дочери Михаила Романова – Ирина, Татьяна и Анна. Сама Евдокия Стрешнева, кроме главной обязанности царицы- рождения наследников, занималась благотворительностью, помогая церквям и нищим людям, строя храмы и ведя благочестивую жизнь. Она пережила царственного супруга всего на один месяц.

Смерть

Царь Михаил Федорович Романов от рождения был человеком болезненным. Причем у него были и физические недуги, и психологические, например, он нередко находился в состоянии депрессии, как тогда говорили - «страдал меланхолией». Кроме того, он очень мало двигался, из-за чего имел проблемы с ногами. К 30-годам царь уже мог ходить лишь еле-еле и часто из палат его выносили слуги на руках.


Памятник первому царю из династии Романовых в Костроме | За Веру, Царя и Отечество

Тем не менее, он прожил довольно долго и умер на следующий день после своего 49-летия. Официальной причиной смерти врачи назвали водяную болезнь, образовавшуюся от постоянного сидения и обильного холодного питья. Похоронен Михаил Романов в Архангельском соборе Московского Кремля.