Чем знаменит аристотель.

Аристотель - это величайший философ античной Греции, создатель перипатетической школы, ученый. Любимый ученик Платона и наставник Александра Македонского - это также Аристотель.

Биография кратко для детей: о юношеских годах

В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель - один из великих философов всех времен и народов.

Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа.

Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.

Платон мне друг

Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей.

Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника.

Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада - родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа - Александра, на тот момент 13-летнего подростка.

О воспитаннике Аристотеля

Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным.

Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» - книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» - крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации - прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Аристотель: краткая биография и его открытия

Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку.

Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления.

В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях).

Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.

"Мудрость — это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель." Аристотель.

Гений античной Греции

Античная философия - это предмет споров многих историков и исследователей. Ее разделяют на древнегреческую и древнеримскую. Именно греки достигли наибольшего успеха в области философии, когда начали рассматривать ее, как независимую науку, отделив ее от прежних мифологических учений, которые изначально оказывали огромное влияние на понимание мира у эллинов. Среди знаменитейших философов, известных всему миру, - Сократ, Платон и, конечно, Аристотель. Последний, будучи учеником Платона, не уступал ему ни в уме, ни в индивидуальности, и сосредоточил свою жизнь на исследованиях. Именно об Аристотеле, его жизни и идеях, мы сегодня поговорим.

Кто такой Аристотель? Один из величайших философов и умов человечества родился в 384 году до н. э., в городе Стагир, в семье, приближенной к царской династии. Семья будущего философа принадлежала к истинным эллинам. Его отец Никомах служил у македонского царя Аминты II главным лекарем, так что царский дворец был знаком Аристотелю с малых лет.

Биография Аристотеля

20 лет (с 17-летнего возраста) Аристотель жил в Афинах и учился в школе Платона, называемой Академией. Название пошло от статуи героя Академа, где Платон проводил занятия со своими учениками. Аристотеля в те годы называли «читателем», так как он искал истину не в бесконечных беседах между студентами и учителем, а в книгах, считая их источником мудрости. Платон выделял его среди других своих учеников, видя его незаурядный ум и тягу к знаниям.

Со временем Платон заметил, что Аристотель отдаляется от его учений, назвав его «жеребенком, который отталкивает свою мать». Несмотря на то что Платон и Аристотель сохранили дружеские отношения на протяжении всей жизни первого, будущий гений предпочитал исследовать мир самостоятельно. Ему важны были поиски истины. Любую полученную информацию он переосмысливал, искал логическое объяснение тем или иным фактам и предположениям.

Долгое время Аристотель жил в Азии и был любимым учителем Александра Македонского. Однако долгую и близкую дружбу с великим завоевателем нарушила трагедия: племянник Аристотеля был казнен по обвинению в заговоре самим Александром. Поговаривают, что именно философ прислал ему яд, который стал причиной кончины Македонского. Хотя подобная теория никак не подтверждена.

После смерти Платона Аристотель открыл собственную школу, которую назвал Лицеум. Он собирал информацию обо всем, не деля мир на науки, а стараясь объединить его, понимая, что все в мире тесно взаимосвязано. А для этого ему пришлось стать не только философом, но и врачом, физиком, биологом, педагогом. Отвечая на вопрос, кто такой Аристотель, нельзя не упомянуть его потрясающую трудоспособность. Считается, что он написал около четырехсот книг, среди которых были работы по астрономии, поэзии, экологии, физике, этике и политике. Уже не одну сотню лет его труды изучают. Кто такой Аристотель для современных исследователей? Это человек с величайшими способностями и тяге к познанию нового.

Конечно, Аристотель часто ошибался в своих суждениях. Однако ошибки при подобном объеме работ и изучений вкупе с отсутствием современных методов исследования, были неизбежны. Однако среди открытий Аристотеля есть множество верных - он одним из первых определил шарообразную форму Земли и ее спутника, подметил сходство обезьян и людей, начал проводить опыты на животных.

В чем состоят учения Аристотеля?

Кто такой Аристотель? Это исследователь, которого интересовало буквально все. Он искал факты, подтверждающие ту или иную теорию, и основывал свои умозаключения лишь на них.

Учение Аристотеля гласило, что изучение должно начинаться с чувственного восприятия вещей. Так, Платон был уверен, что мир идей (сознания) - самостоятельный, отдельный мир, который душа созерцает перед тем, как отправляется жить в бренном теле. Аристотель же был уверен, что наши души чисты - и лишь с приходом на землю на них начинают появляться надписи в виде нашего жизненного опыта. Он был убежден, что никакого особого мира идей не интересует, есть материальные вещи, которым мы в своем сознании даем смысл.

Также философ не сомневался в том, что душа человека - есть его неотъемлемая часть, которая не может существовать отдельно от тела.

Если рассматривать философию, которую сформировал Аристотель, кратко можно заключить, что именно он основал логику - и во всех своих умозаключениях основывался именно на ней.

Учение Аристотеля о 4-х причинах

Материя. Материя вечна, неуничтожима и необъятна. Она уменьшается и увеличивается, а ее бесформенная форма - это небытие. Первичной материей является путь стихий - земля, огонь, воздух, вода и небесная субстанция, именуемая эфиром.

Форма. Сущность, цель, причина. Бытие является слиянием формы и материи.

Причина . Момент появления вещи. Началом всего сущего является Бог. Любая вещь изначально имеет причину, обладающую энергийной силой, и только затем - начало и целевой смысл.

Цель . Каждая вещь имеет свою цель. Высшая цель - это Благо.

Заключение

Кто такой Аристотель? Гений, безусловно, хотя многие современники называли его злым и завистливым человеком. Основывались они на фактах, как сам Аристотель, или в них говорила их зависть, - мы теперь никогда не узнаем. Однако многие идеи гения остались с нами до сих пор.

Ответ оставил Гость

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.) , полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному) . Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами» , был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри» . Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.

Аристотель родился в Греции на острове Эвбея, в 384 г. до н. э. Его отец занимался медициной, он и привил сыну страсть к изучению наук. В 17 лет Аристотель стал учеником Академии Платона, уже через несколько лет он начал преподавать сам и вступил в содружество философов-платоников.

После смерти Платона в 347 г. до н. э. Аристотель ушел из академии, проработав в ней 20 лет, и поселился в городе Атарней, в котором правил Платона – Гермий. Через некоторое время царь Филипп Второй пригласил его на учителя для сына Александра. Аристотель был к царскому дому и преподавал маленькому Александру основы этики и политики, вел с ним беседы на темы медицины, философии и литературы.

Школа в Афинах

В 335 году до н.э. Аристотель возвратился в Афины, а его бывший ученик взошел на престол. В Афинах ученый основал свою школу философии неподалеку от храма Аполлона Ликейского, которая стала называться «Ликей». Аристотель проводил лекции под открытым небом, прогуливаясь по дорожкам сада, ученики внимательно слушали своего учителя. Так добавилось еще одно название – «Перипатос», что переводится с греческого как «прогулка». Школа Аристотеля стала называться перипатетической, а ученики - перипатетиками. Помимо философии, ученый преподавал историю, астрономию, физику и географию.

В 323 году до н.э., готовясь к очередному походу, заболевает и умирает Александр Македонский. В это время в Афинах начинается антимакедонский мятеж, Аристотель попадает в немилость и бежит из города. Последние месяцы жизни ученый проводит на острове Эвбея, расположенном в Эгейском море.

Достижения Аристотеля

Выдающийся философ и ученый, великий диалектик древности и основоположник формальной логики, Аристотель интересовался очень многими науками и создал поистине великие : «Метафизику», «Механику», «Экономику», «Риторику», «Физиогномику», «Большую этику» и многие другие. Его знания охватывали все отрасли наук античного времени.

Именно с трудами Аристотеля появление основных концепций для пространства и времени. Его «Учение о четырех причинах», нашедшее свое развитие в «Метафизике», положило начало попыткам более глубинных исследований первоначал всего сущего. Уделяя большое внимание душе человека, ее потребностям, Аристотель стоял у истоков зарождения . Его научный труд «О душе» на многие века стал основным материалом при изучении психических явлений.

В трудах по политологии Аристотель создал свою классификацию правильных и неправильных государственных устройств. По сути, именно он и заложил основы политологии как самостоятельной науки о политике.

Написав «Метеорология», Аристотель представил миру одну из первых серьезных работ по физической географии. Также он выделил иерархические всего сущего, разделив их на : «неорганический мир», «мир растений», «мир животных», «человек».

Аристотель создал понятийно-категориальный аппарат, который и в наши дни присутствует в философском лексиконе и стиле научного мышления. Его метафизическое учение было поддержано Фомой Аквинским и впоследствии развивалось схоластическим методом.

В рукописных трудах Аристотеля отражен весь духовный и научный опыт Древней Греции, они оказали существенное влияние на развитие человеческой мысли.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. География как наука первоначально возникла как описание природы и населения различных местностей. Об этом напоминает само название науки география – «землеописание». Самые первые описания земель составлялись не столько специалистами, сколько торговцами, воинами и даже людьми, случайно оказавшимися на чужбине. Часто описания те были неточными и сделанными безо всякой цели; порой были фантастическими, т. к. составлялись на основе слухов и легенд.

Главными вопросами при описании были: что изучается (долина, остров, горы...)? Каков предмет описания (его форма, размер, цвет...)? Где он находится? Последний вопрос стал для географии одним из главных.

Постепенно практическое изучение мира сменяется стихийно-научным взглядом на природу и общество. Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира, которая господствовала в Европе многие столетия. Некоторые из методов изучения мира, разработанные учеными античности, применяются и в наши дни. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.

Древнегреческие философы рассматривали мир как единое целое, а человека как часть природы. Но в связи с разрывом между умственным и физическим трудом в науке того времени в основном господствовали умозрительные (абстрактные) построения. Не случайно такой взгляд на мир назвали натурфилософией. Абстрактные общегеографические идеи были связаны с разработкой космогонических гипотез – гипотез об образовании Земли, Солнца, звезд и т. д.

Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.). Он жил в городе Милете и был известным путешественником и предприимчивым коммерсантом. Фалес первым указал на свойства магнитного железняка.

Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде. Это не удивительно: нечто подобное представляют собой многочисленные греческие острова в Средиземном море. Размышляя о том, из чего состоит Вселенная, он был уверен, что все существующее состоит из разных форм воды. Свои выводы Фалес пробовал проверить с помощью наблюдений, чем и противопоставил науку и веру.

Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый.

Геродота называют и «отцом этнографии», т. к. он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Он первым применил исторический метод в географии. Так, Геродот реконструировал древнюю береговую линию в устье Нила и доказал, что речные наносы образовали дельту реки. Поэтому многочисленные портовые города оказались далеко от морского берега.

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.

Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному). Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.

Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри». Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.

В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.

С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.

Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.

Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал главный хранитель Александрийского музея Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.). Это его впоследствии назовут «отцом географии», т. к. он первым предложил называть науку о Земле географией. Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. Книга его до нас не дошла, и о ее содержании известно по выдержкам из «Географии» древнеримского ученого Страбона.

В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности. Не случайно некоторые современные ученые ведут отсчет науки географии именно от Страбона. Интересно, что сохранилась 17-томная работа Страбона «География», а вот четыре десятка томов его «Истории» погибли. «География» Страбона была «открыта» только через 600 лет после написания.

Страбон критически относился к методам научного объяснения мира, предложенным Аристотелем и Платоном. Вместо объяснения мира Земли он ограничивался описанием ее различных регионов. Страбон создавал труд для государственных чиновников Римской империи – первый в мире справочник для управленческого аппарата.

В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Торговля с Занзибаром процветала, т. к. римские купцы не догадывались, какие ужасы, по мнению Аристотеля, ожидают того, кто отважится войти внутрь Жаркой зоны.

Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной (по Аристотелю) провозглашалась Земля. Он также создал «Руководство по географии», обобщив накопленные римлянами знания об ойкумене. По сетке параллелей и меридианов ученый математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов); 6 томов из 8 «Руководства» содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»), Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба отправиться через Атлантику и открыть Америку, а Джеймса Кука – искать и найти Австралию (Неизвестную Южную землю – Terra Australis incognita).

Итак, античная география была в основном описательной наукой. В этом главная особенность первого этапа развития науки географии. Теоретические идеи (широкие обобщения) в географических трудах того времени тесно связаны с умозрительными положениями философии. Первоначально география развивается в рамках натурфилософии. После работ Аристотеля происходит выделение из натурфилософии различных наук, в том числе и географии. В Древнем Риме Страбон и Птолемей систематизировали представления античных географов. Именно в античное время были заложены основы страноведения (Гекатей, Страбон), математической географии (Эратосфен, Птолемей) и естественно-географических наук: гидрологии, метеорологии, геоморфологии (Аристотель).