Что нужно знать художнику техники холодный батик? Батик без воска.

Окрашивание тканей в домашних условиях просто в исполнении, с учетом того, что краски по ткани достаточно доступны в продаже. Знакомство с окраской вещей предлагаем начать с простого узелкового батика, мастер-класс по созданию индивидуального дизайна рассмотрим на примере нескольких работ.

Техника выполнения такого вида окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань в нужные узлы, в которые не будет проходить краска. Для окрашивания узелковым батиком используют преимущественно анилиновые красители, которые могут выпускаться в виде порошки или разбавленного концентрированного раствора. Разбавляться самостоятельно нужно в соответствии с инструкцией.

Не забывайте о природных красящих пигментах, находящихся в природных богатствах. Луковая шелуха, например, придает коричневый цвет, свекла — красный, розовый, листья крапивы и шпината — насыщенный зеленый, а черника и краснокочанная капуста красит в синий.

Анилиновые краски окрашивают только натуральные ткани, следовательно, нам понадобится для окрашивания одежда из натурального волокна, желательно хлопка, то есть вы можете взять однотонную бязь, сатин, ситец. То есть спектр применение окраски ткани включается себя элементы одежды из натурального хлопка, юбок, футболок, платьев, аксессуаров в виде шарфов, платков, бандан, сумок из ткани, джинсы, котоновые брюки. Актуально применять на детских, безнадежно испачканных вещах, красители безопасны для кожи.


Чтобы окрасить ткань узелковой технологией, можно не прибегать к применению кистей или других вспомогательных средств, но всегда допускает сочетание стилей и холодным батиком с использованием резервирующих веществ, которые не смываются водой.


Для получения разнообразия узоров достаточно применить особые способы складывания ткани. В качестве расходного материала также присутствует толстые веревки и прочные швейные нитки, которыми нужно связать заветные узлы, возможно применение дощечек, камушек, пробковых штампов, ракушек и других формочек.

Чтобы развести красители, понадобится стеклянная или керамическая емкость, можете использовать стеклянные прозрачные бутылки, так вам удобно будет различить необходимые цвета. Посуду для непосредственного окрашивания тканей лучше взять эмалированную, стеклянную или пластиковую. Также нужна будет деревянная лопатка или щипцы для помешивания и доставания ткани.

После всех приготовлений средств окрашивания начинается следующий этап. Теперь мы берем само изделие и нити, принцип окрашивания состоит в том, чтобы связать те места, к которым не поступит краска. Способов скручивания достаточно много, на примере одного из них вы можете создать свою схему связывания.


Для того чтобы окрасить вещь, теперь мы погружаем ее в разведенный краситель, либо наносим краску сверху сложенных деталей по краям.


Обычно окрашенные вещи закрепляют паром. Причем процесс кажется муторным, но на самом деле ничего сложного нет. Ткань сворачивают в кальку и подвешивают в большой емкости с небольшим количеством воды. Накрывают плотным полотенцем во избежание попадания капель конденсата с крышки и ставят на огонь. До полутора часа изделие обрабатывается паром, затем просушивается. Некоторые краски все же можно просто пропарить утюгом, производители обычно указывают на этот способ, но домашние рукодельницы утверждают, что старые традиции сохраняют насыщенность цветов.



Хитрость века передовых технологий — запаривать вещь в пароварке.

Одежда своими руками

Рассмотрим небольшие примеры для начинающих, как сделать узелковый батик на дому. Для этого нам понадобится небольшой список материалов и подробная инструкция с фото.

Возьмите вещь или ткань и постирайте ее в чистой воде, расправьте на поверхности и начните связывать узлы нитками, как показано на рисунке.

Изделие можно распороть на запчасти, чтобы сделать окраску разными цветами или сложить целиком.

Разведите краску в соответствии с инструкцией на упаковке. Раскрашивать можно несколькими способами, опуская изделие в раствор краски, промачивая кистями или шприцами, а также эффектами брызг кистями.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Батик — это разновидность творчества, когда на ткань наносят рисунок. История возникновения техники батик насчитывает много столетий. Предметы, которые сделаны с помощью батика, были очень популярны в свое время. Как правило, совершенству в этом случае, тоже не было предела.

Во многих странах, в таких, как — Африка, Индия, Индонезия, Япония — занимались подобным творчеством в основном женщины. Скорее всего потому, что такое занятие требует усидчивости кропотливого труда.

Виды батика

Есть несколько видов росписи, и многое зависит от используемого материала, техники и желаемого результата. Свойство любого вида в том, что один способ необходимо применить к шёлку, а другой подойдет для синтетики.

Теперь осталось узнать более детально, что можно выполнить техникой батик:

Горячи вид. В качестве основного материала применяется воск. Чтобы его нанести, нужен специальный инструмент — чантинг. Воск препятствует распространению красящего вещества, потому что не впитывает его.

Чтобы использовать воск для этих целей — его расплавляют. Именно поэтому такой вид батика и называются горячим. Наносится краска в несколько слоев, а воск удаляют после того, как все сделано. В основном для этого подойдет хлопчатобумажная ткань.

Холодный батик. Такой способ подходит для украшения шелка. Используется краска, сделанная на основе анилина. Резерв может быть густым, если в нем есть жидкие резиновые составляющие, для разбавления используют бензин.


В основном резину выдавливают из тюбиков, бензиновые же используют с помощью стеклянных трубочек. Применяются цветные и прозрачные резервы. Холодный вид предполагает нанесение в один слой, именно поэтому нужна особая аккуратность, в отличие от горячего метода.

Свободная роспись. Как правило, используется на натуральном шелке и искусственной ткани. Применяют для такого декора в основном масляные краски и анилиновые красители.

Складной батик «сибори». Принцип такой технологии состоит в перевязывании матери специальным способом, после чего наносится краска.

Узелковый вид. Это тот случай, когда на декорированной ткани делают много узелков, перевязывая их ниткой. Когда краска нанесена, узелки убирают.

Подготовка к работе

Занятие батиком всегда вызывает самые приятные эмоции, особенно когда появляются положительные результаты от работы. В дальнейшем, появиться свой стиль и уникальность. В самом начале лучше использовать холодную технику, потому что горячий вид будет намного сложнее.

Перед тем как приступить к работе необходимо к ней хорошо подготовиться. Буквально все зависит от качества красок. Стирать одежду с батиком необходимо в холодной воде с добавлением в нее уксуса. Далее будет перечень того, что нужно для творчества.


Пяльцы и рама

Если нужно сделать рисунок на маленького размера ткани, то для этого будут нужны пяльцы для вышивания. Но при больших масштабах, нужна рама или подрамник, на котором крепиться ткань.

Фиксируется материя на раме специальными крючками, которые имеются в комплекте. На подрамнике все делается проще, и закрепить материал можно с помощью иголки и нитки, только так, чтобы рама не касалась ткани.

На самом деле делается все намного проще, и закрепить материал можно простыми кнопками. Но шелк будет исключением в этом случае.

Бумага и ткань

Чтобы сделать проект, необходим обычный лист бумаги, такого же масштаба, как и рисунок на батике. Для того, чтобы нанести рисунок, нужна натуральная ткань: шелк, батист, двунитка.

Обратите внимание!

Не стоит использовать для этих целей толстый и плотный материал, так как красящий состав, может не пропитать волокна, что вызовет «взрыв» краски, и цвета могут перемешаться.

Материалы и инструменты

Резервирующее вещество, стеклянная трубочка для него и краски, все это имеется в наборе для батика. Также, есть контурная вода с дозатором, готовая к использованию. В этом случае стеклянная трубочка не нужна.

Если есть желание, то можно усложнить процесс и приготовить резерв дома, и не использовать трубочки, а найти насадки, которые потом одеть на бутылочку. Только варить смесь в состав которой входит бензин и резиновый клей не рекомендуется, так как кроме неприятного запаха, это занятие может стать причиной пожара.

Лучше просто купить готовый набор из всего что нужно для росписи ткани. Краски в нем бывают в жидком состоянии, иногда в виде порошка, который нужно растворить. Использовать лучше синтетические кисти.

Чтобы работать с батиком, нужно одевать старую, но удобную одежду, которую не жаль запачкать. Потому что краска, как правило, не выводится.

Обратите внимание!

От слов к творчеству

Теперь разберем подробно — как научиться рисовать техникой батик:

Сначала нужно туго натянуть ткань, чтобы она не провисала. Лучше всего использовать мокрое полотно, потому что после его высыхания появиться упругость у заготовки.


Подготовить эскиз, нарисовать сначала на бумаге карандашом, хорошо прорисовывая каждую деталь.

Закрепить бумагу под тканью, чтобы рисунок можно было перенести с бумаги на материю. Использовать для этого, лучше мягкий карандаш.

Обрисовать линии резервом. Резерв набирается так, чтобы носик трубочки опустился в емкость с контурной жидкостью, а на другом конце должна быть резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость втягивается в трубочку.

Надо проверить контур, после того, как высох полностью резерв. Нужно на батике мокрой кистью провести по рисунку по одной из сторон контура, и чуть позже проверить не пропиталась ли вода за линию резерва. Если есть места, где контур плохо просматривается, то необходимо после высыхания, снова прочертить для хорошей видимости.

Обратите внимание!

В конце процесса резерв необходимо выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине. Если этого не сделать, то частички резервирующего вещества застынут, и инструмент станет непригоден для использования. Готовое изделие можно оформить в рамку.

Бывает, что мастера не пользуются резервом, а просто наносят соль на еще не высохшую краску, она пропитывается ею и получаются интересные разводы. Это дает отличный эффект, а потом и уникальные композиции.

Ниже будут фото техники рисования батиком.

Профессиональное увлечение

Рано или поздно рисуя на ткани, можно почувствовать что техника батик стала намного лучше, и уже получается своими руками, создавать шедевры.


На сегодняшний день, многих людей интересует возможность заниматься росписью ткани. Ведь это дает шанс начинающему художнику использовать свой потенциал. Во время такого творчества, появится стиль и новые идеи. Со временем занятие батиком, станет намного интересней, чем просто рисовать на бумаге.

Если серьезно отнестись к этому делу, то можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие, кто имеет основной доход с этого творчества, в самом начале своего пути, не думали что будут успешными в этой сфере. В дальнейшем можно и самому давать мастер классы по технике батик.

Именно роспись на шелке очень хорошо оплачивается, и если начать этим заниматься, то можно в дальнейшем можно получать хороший гонорар на таком увлечении.

Фото техники батик

Батик пришел с острова Джава в Индонезии. Батиком называют технологию нанесения дизайна на ткань при помощи воскового резерва. Как только на ткань нанесен основной рисунок, ее погружают в емкость с краской, в которой окрашиваются только участки ткани без воска. Настоящие мастера батика создают замысловатые дизайны, накладывая множество слоев краски и добавляя трещинки в дизайн, которые позволяют достичь особого эффекта. Даже если вы не профессионал, вам будет под силу создать батик с интересными эффектами, используя при этом небольшое количество материалов и креативность.

Шаги

Основы батика

    Промойте ткань. Прополощите ткань в горячей воде с использованием моющего средства, чтобы удалить любые химикаты и загрязнения, которые могут повлиять на правильное нанесение рисунка.

    Выкрасьте ткань в базовые цвета. Эти базовые цвета останутся под слоем воска.

    Растопите воск для батика. Воск для батика нужно растопить в специальном котелке для воска или на водяной бане.

    • Будьте осторожны при работе с горячим воском. Не нагревайте его выше 240°, иначе он может начать испаряться или даже загореться.
    • Не рекомендуется нагревать воск просто на электроплите. При использовании котелка для воска или технологии водяной бани воск будет нагреваться постепенно на медленном огне.
  1. Растяните ткань на пяльцах для вышивания. Пяльца позволят плотно закрепить ткань. Так вы сможете наносить рисунок на ткань с большей точностью.

    • Если в наносите батик на большую поверхность ткани, можно подложить газеты под ткань и использовать стол в качестве вашего рабочего пространства. Воск пропитает ткань, поэтому защитный слой между столом и тканью необходим при работе.
  2. Начните наносить восковую смесь при помощи инструментов. В зависимости о т инструмента будут получаться различные эффекты. Поэтому поэкспериментируйте в начале.

    • Используйте одноструйный чантинг (стеклянная трубка) для выведения тонких линий. Чантинг - это стандартный инструмент для батика, который, однако, может варьироваться по толщине струи.
    • Двуструйный чантинг используется для создания параллельных линий и заполнения краской более крупных пространств рисунка.
    • Для заполнения больших пространств также используются кисти. Их можно использовать традиционно, широкими мазками или для нанесения точечных элементов.
    • Используйте трафареты для нанесения стандартных форм. Трафареты могут быть сделаны из любого материала, который устойчив к жару воска. Попробуйте вырезать форму из картошки или стебель сельдерея для полукруглых форм.
  3. Контролируйте температуру воска. Воск должен быть достаточно высокой температуры, чтобы пропитать ткань. Но не сильно горячим и жидким, иначе, он будет растекаться по ткани. Температура воска правильная, если он пропитывает ткань.

    Приготовьтесь к нанесению краски. Продумывая цветовую схему своего батика, начинайте воплощать ее в жизнь с более светлых тонов (например, желтого), переходя к более темным.

    • Промойте ткань моющим средством.
    • Растворите краску, следуя инструкциям на упаковке. Некоторые краски (например, красные тона) растворяются труднее, чем другие.
    • Добавьте нужное количество нейодированной соли. На 250 граммов сухой ткани, добавьте 1,5 стакана соли. На 500 граммов ткани, используйте 3 стакана соли.
    • Положите в краску влажную ткань. Помешивайте медленно, но часто на протяжении 20 минут.
    • Добавьте пищевую соду. Сода используется для закрепления краски к ткани. Растворите соду в теплой воде, а затем постепенно влейте этот раствор в краску с тканью (вливайте в течение 15 минут), при этом не выливая всю соду сразу прямо на ткань. Это может привести к потере цвета. На 500 граммов сухой ткани используйте 1/6 стакана соды. На 1 кг сухой ткани используйте 1/3 стакана соды. Помешивайте медленно, но часто в течение 30 минут.
    • Прополощите ткань, смывая излишки краски. Подержите ткань под струей холодной воды, пока она не посветлеет. Затем промойте ткань в горячей воде с моющим средством. Если вы использовали темные цвета, такие как коричневый или красный, возможно, понадобится повторное полоскание для того, чтобы избавиться от всех излишков краски. Дайте ткани высохнуть.
  4. Повторно нанесите воск на ткань для добавления дополнительных слоев краски и узоров. Для каждого дополнительного слоя, следуйте тем же шагам, что и при первичном нанесении краски. Помните, что темные цвета нужно наносить последними.

    Удалите воск. Когда вы закончили наносить краску, вы можете удалить воск одним из двух способов:

    • Прокипятите ткань. Наполните кастрюлю водой с добавлением нескольких капель моющего средства так, чтобы ткань полностью поместилась в нее. При закипании воды, поместите ткань в кастрюлю, прижав ее камнем к дну кастрюли. Через несколько минут, весь воск выйдет из ткани. После того, как весь воск вышел, оставьте кастрюлю с водой и тканью до полного остывания, а затем соберите воск с поверхности.
    • Прогладьте ткань. Поместите ткань между двумя листами впитывающей бумаги и прогладьте утюгом. Воск может оставить следы, поэтому будьте осторожны и убедитесь, что воск удален полностью. Смена листов бумаги может помочь в ускорении процесса удаления воска.
  5. Промойте и высушите ткань. Загрузите ткань в стиральную машину, чтобы убедиться, что все остатки краски были удалены. Высушите ткань на веревке или в сушилке. Ваш батик готов!

    Батик без воска

    1. Положите кусок пластика на рабочем столе. Разложите сверху заранее промытую и высушенную ткань.

      Создайте рисунок при помощи специального инструмента. Так же как и в горячем батике, вы можете воспользоваться одно- или двуструйной стеклянной трубкой для нанесения узора. Пользуйтесь кистями для рисования для покрытия более крупных пространств. Дайте раствору высохнуть. Это займет около 30 минут, хотя, в целом, время суки будет зависеть от толщины нанесенной краски.

      • Вы можете использовать трафареты, погружая их в раствор и создавая узор. Или же вы можете приложить трафарет к ткани и очертить контур вокруг него кистью.
    2. Подготовьте жидкую краску. Следуйте инструкциям на упаковке. Если вы пользуетесь жидкой краской, можно варьировать насыщенность цветов, применяя различные пропорции воды к краске.

      Нанесите краску. Краски можно выливать на ткань тонкой струйкой, наносить кистью, распылять или наносить мазками. Можно также смешать несколько цветов для насыщения вашей цветовой гаммы.

      Покройте ткань упаковочной пленкой. Как только вы закончили наносить краску, уложите упаковочную пленку на ткань и запечатайте края.

      Разогрейте ткань в микроволновке. Поместите бумажные полотенца на дно микроволновки, чтобы предотвратить случайные попадания краски. Поместите ткань с пленкой в микроволновку. При желании ткань можно свернуть. Разогревайте ткань на высокой мощности в течение двух минут.

      Вытащите ткань из микроволновки. При помощи кухонных прихваток вытащите ткань из микроволновки. Ткань будет горячей, поэтому будьте очень осторожны! Подождите несколько минут, пока ткань остынет, а затем удалите пленку.

      Промойте и высушите ткань. Прополоскайте ткань под холодной водой. Как только основные излишки краски были удалены, промойте ткань в теплой воде с мягким моющим средством, затем прополоскайте. Высушите ткань.

    Батик на шелке (Альтернативный метод)

      Предварительно промойте шелк. Добавьте одну-две капли жидкости для мытья посуды в ведро или тазик с водой. Прополоскайте и высушите ткань. Пока ткань еще слегка влажная, прогладьте ее утюгом в режиме "Шелк".

      • Если вы хотите сделать набросок карандашом перед тем, как наносить краску, это нужно сделать сразу после глажки.
    1. Натяните шелк. Заколите ткань булавками с прикрепленными к ним резинками по всей длине ткани с промежутком в 4-6 сантиметров. Положите шелк поверх рамки и приколите кнопки к рамке. Наденьте резинки на кнопки, ткаим образом закрепив ткань к рамке.

      • Резинки должны быть достаточно маленькими, чтобы упруго удерживать ткань, но при этом достаточно большими, чтобы ткань не порвалась от натяжения.
      • Вы можете связать 2 резинки вместе, чтобы сделать резинку большей длины, если ваша рамка намного больше ткани.
      • Цель - это создать туго натянутую поверхность, по которой можно будет рисовать. Поверхность должна быть туго натянута, но ткань при этом не должна рваться.
    2. Поднимите рамку. Поставьте 4 стакана или контейнера под рамку, чтобы поднять ее над рабочим пространством.

    3. Нанесите резерв. Резерв можно нанести при помощи кисти для краски или при помощи бутылки-аппликатора. Дайте резерву как следует высохнуть перед тем, как наносить краску. В зависимости от ваших предпочтений, вы можете выбрать один из двух видов резерва, которые подходят для батика по шелку:

      • Каучуковый резерв или гуттаперча. По консистенции они напоминают каучуковый клей и их можно разбавить для более жидкой консистенции при нанесении линий. После того, как все краски будут нанесены, резерв будет удален сухим способом. Данный резерв источает испарения. Поэтому строго рекомендуется использовать респираторную повязку и работать в хорошо проветриваемом помещении при его нанесении.
      • Водорастворимые виды резервов нетоксичны и смываются теплой водой. Такие резервы хорошо совместимы с красками для шелка (в отличие от обычных красок для батика). Недостаток этих резервов в том, что работать с ним сложнее и достичь тонких изящных линий будет труднее.
    4. Нанесите цвета. Осторожно нанесите краски при помощи кистей. Дайте красе самой дойти до зоны резерва. Нанесение краски непосредственно на резерв может привести к его растворению. При нанесении красок есть две опции:

      • Краски для шелка - это пигментный продукт, окрашивающий поверхность ткани, но при этом не проникающий в волокна. Этот вид красок можно использовать на большом количестве тканей (включая синтетику). Их можно закрепить на ткани при помощи утюга.
      • Другой вид красок для шелка создает связь между волокнами шелка и окрашивает ткань. Это отличный выбор, если вы хотите сохранить природный блеск шелка. Такие краски светостойки и не линяют.
    5. Дайте покрашенному шелку отлежаться в течение суток. Если вы использовали первый тип красок, закрепите цвет, прогладя ткань утюгом в течение 2-3-х минут с изнаночной стороны. После глажки прополоскайте ткань в теплой воде, просушите в подвешенном состоянии, а затем снова прогладьте еще слегка влажную ткань.

      • Если же вы использовали второй тип красок, после 24-часовой просушки прополощите ткань до тех пор, пока вода не будет оставаться прозрачной. Добавьте пару капель мягкого моющего средства или средства для мытья посуды в ведро или таз с водой и прополоскайте шелк. Затем снова прополощите ткань в холодной воде и высушите в подвешенном состоянии. Когда шелк почти высох, прогладьте его на режиме "Шелк".
    • Если вы поместите краски в бутылку-аппликатор с несколькими наконечниками, вы сможете использовать несколько красок одновременно.
      • Любое моющее средство
      • Легкий хлопок, муслин или шелк соответствующих вашим предпочтениям размеров
      • Краска для ткани (в порошке или жидкая)
      • Воск для батика
      • Электрический котелок для воска или водяная баня
      • Пяльца для вышивания
      • Старые газеты или картон
      • Кисти для рисования
      • Большой пластиковый тазик

      Батик без воска

      • Упаковочная пленка
      • Предварительно промытая и высушенная белая ткань (хлопок, муслин или шелк)
      • Washable resist medium, such as Crafter"s Pick Batik-EZ Resist Medium
      • Инструмент чантинг или кисти для батика (чантинг позволяет наполнять его воском и выводить тонкие линии и детали на ткани)
      • Кисти для рисования
      • Жидкая краска для ткани
      • Микроволновка
      • Мягкое моющее средство

      Батик по шелку (Альтернативный метод)

      • Рамка для натяжения шелка, которая на 2-3 см больше вашего куска ткани по всем сторонам
      • Иголки
      • Резиновые ленты
      • Канцелярские кнопки
      • 4 пластиковые кружки или контейнера
      • Водорастворимая или гуттаперчу (устойчивы при окраске шелка)
      • Краски для шелка
      • Бутылка с аппликатором
      • Кисти для рисования

Мастер-класс «Роспись ткани в технике «холодный батик». Знакомство»

Автор: Екатерина Александровна Гулькова, преподаватель художественного отделения МУ ДО ВДШИ Талдомского муниципального района МО.

Мастер-класс предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста, преподавателей технологии и педагогов дополнительного образования, родителей.

Цель:
Знакомство с росписью ткани в технике «холодный батик»
Задачи:
Закрепление навыков работы по росписи ткани
Развитие чувства гармонии, цвета, композиции
Развитие аккуратности, внимания, художественного вкуса

Материалы и инструменты:

Ткань (хлопчатобумажная, искусственный шелк, натуральный шелк (туаль, крепдешин, шифон) на выбор)
Пяльцы или рама с кнопками
Краски по шелку (возможно использование акварельных красок)
Резерв
Аппликатор или стеклянная трубочка
Кисти (белка, пони, колонок на выбор)
Декоративный контур по ткани.

Ход работы:

1. Обязательно простирываем ткань с мылом (ткани продаются со специальным покрытием, оно будет мешать впитыванию краски).
2. Еще влажную ткань натягиваем на раму или закрепляем в пяльцах. Даем высохнуть.


3. Выбираем шаблон, подходящий по форме и размерам к пяльцам или раме. На просторах интернета огромное количество разнообразных шаблонов и эскизов. Не берите шаблоны с мелкими и многочисленными деталями – для небольшого формата подойдут простые и достаточно крупные формы. Мой шаблон нарисован от руки.


Если Вы используете свой рисунок, то необходимо маркером все обвести по контуру и подогнать шаблон по форме.


4. Закрепляем шаблон с изнанки бумажным скотчем.


5. С лицевой стороны обводим по контуру карандашом. Обычно шаблон хорошо просвечивает через ткань. (Можно обойтись без карандаша – наносить резерв сразу по шаблону, который виден сквозь ткань. Но в этом случае шаблон должен находиться на некотором расстоянии от ткани и не соприкасаться с ней. Иначе в местах соприкосновения шаблона и ткани резерв будет расплываться некрасивыми пятнами).


6. После того, как Вы обвели контуры карандашом, шаблон нужно убрать. И можно приступать к нанесению резерва. Резерв используется для предотвращения растекания и смешения краски. Наносить его следует очень тщательно, чтобы резерв обязательно пропитывал ткань. Все линии необходимо замыкать аккуратно, без разрывов. В противном случае, жидкая краска найдет даже самую маленькую дырочку и расплывется за контуром пятном. Когда резерв нанесен, оставляем его сохнуть. В зависимости от вида резерва время на сушку может варьироваться. Резерв «Батик Хобби» я оставила сушить на сутки. Так же хочу добавить, что у стеклянных трубочек и аппликаторов существуют разные диаметры сопла.




7. Заливку цветом начала с фона. Краску можно брать неразбавленную, либо для получения более светлых тонов в отдельной емкости разводить ее с водой (делать нужный колер). Берите краски немного – она весьма концентрированная. При желании, цвета можно смешивать и получать новые оттенки. Очень похоже на смешение акварели.



8. Затем приступаем к окрашиванию фигур и элементов композиции. Это самая увлекательная часть работы! Оставляем до полного высыхания. При высыхании краски немного бледнеют, так что можно добавить цвета вторым слоем там, где это необходимо.






9. На этом можно закончить работу или добавить некоторые нюансы и акценты декоративным контуром по ткани. Я использовала контур Dekola. Опять даем полностью высохнуть.

10. Для придания работе законченного вида обрезала ткань по кругу с небольшим припуском и с изнаночной стороны приклеила к внутреннему кольцу пяльцев. Вуаля! Работа закончена и можно ей украсить интерьер! Место, где пяльцы затягиваются можно использовать как крепеж.


Важные нюансы при выборе материалов:

1. Ткань:
Безусловно, самым идеальным вариантом будет натуральный шелк, но это весьма недешевое удовольствие.
Искусственный шелк будет давать работе блеск, но он весьма сложен в использовании: ткань довольно плотная, и резерв может не пропитать ее насквозь с первого раза, краска по искусственному шелку растекается крайне неохотно, так как она плохо впитывается в ткань.
Хлопчатобумажная ткань – золотая середина. Материал недорогой, краску принимает хорошо, работать на этой ткани легко.

2. Краски:
Данный мастер-класс сделан при использовании красок по шелку «Батик Хобби» (Гаммовские). Это самый бюджетный вариант красок по шелку. Они хорошо смешиваются друг с другом, расходуются довольно экономно. Без закрепления краски на ткани (запаривания изделия на водяной бани) изделие боится влаги. Попадание воды на готовое изделие и влажная уборка недопустимы.
Можно использовать краски для шелка, закрепляемые на ткани при помощи утюга (например, «Батик Хобби Акрил», «Марабу», «Явана»)
Возможно использование акварельной краски.

3. Резерв:
В данном мастер-классе был использован резерв «Батик Хобби» на бензиновой основе. У него есть один весьма существенный минус – очень сильный запах. Поэтому работать с ним могу только дети старшей возрастной группы в хорошо проветриваемых помещениях. При этом, это один из самых надежных резервов – прекрасно держит краску. Продается он в пластиковых баночках и для работы с ним нужны специальные стеклянные трубочки, либо аппликаторы (пластиковые емкости с пластиковыми или металлическими наконечниками). Я использую аппликаторы фирмы «Явана»
Существуют резервы на основе гутты. С ними я пока не работала, но по отзывам запах у них не такой сильный, как у бензиновых резервов.
Самый лучший вариант – это резерв на водной основе. Он не имеет запаха. Но работать с ним необходимо более осторожно, так как его качества удержания краски ниже, чем у других. Я использую водный резерв фирмы «Марабу» - продается в тубах, готовых к использованию без дополнительных трубочек и аппликаторов.

4. Кисти:
Подойдут белка, пони, колонок. На мой взгляд, наилучший вариант – белка. Она более гладкая и заостренная, чем пони, но мягче колонка.
Синтетические кисти я не рекомендую использовать в данной работе. Они по-другому держат жидкую краску и зачастую при соприкосновении кисти с поверхностью материала (бумаги, ткани) отдают всю жидкость сразу. То есть получается не плавная отдача краски, а резкая, большой каплей.
Щетина так же не подходит – слишком жесткая.