Что такое духовная сфера жизни общества. Что такое духовная сфера общества

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

Природа (в широком смысле)

весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений

Природа (в узком смысле)

природно-географическая среда

Общественные отношения

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.

2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.

Духовная сфера жизни общества

сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.

2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.

3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании

Социальная сфера жизни общества

совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).

Политическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.

Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).

Экономическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.

1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).

Прогресс

от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному

Регресс

(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Критерии общественного прогресса

Развитие человеческого разума

совершенствование нравственности людей

прогресс науки и техники

развитие производительных сил, включая самого человека

возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Реформа

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

Общественно-экономическая формация

это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Глобальные проблемы

от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

Глобализация

процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.

2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.

3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.

Антропогенез

процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества

Социогенез

процесс исторического и эволюционного формирования общества

Антропосоциогенез

процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Сознание

высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Самосознание

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия

свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.

2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.

Мышление

высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.

Бессознательное

совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.

Индивид

единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

Индивидуальность

неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

Личность

индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Потребности

нужда в чем-либо, объективно

необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.

1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.

2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).

Способности

индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.

2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.

Задатки

врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.

2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.

Одаренность

сочетание высокоразвитых способностей.

1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.

2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.

Талант

выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.

1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.

2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.

Гениальность

высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.

1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.

2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.

2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.

Социализация

проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.

2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Мировоззрение

обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.

3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.

Межличностные отношения

результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.

1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.

2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Свобода

объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований

Ответственность

это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями

1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.

3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.

Деятельность

вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.

2. Любой вид деятельности предполагает наличие

Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,

Операций целесообразной деятельности,

Объектов, на которые направлена деятельность.

3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.

4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Духовная жизнь

сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.

1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.

2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.

Культура (в широком смысле)

Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты

Культура (в узком смысле)

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.

3. К функциям культуры относят:

познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)

оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)

регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)

социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)

Диалог культур

это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.

1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.

2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.

3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.

4)Народная культура

культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.

2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).

Массовая культура

разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.

1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.

2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.

3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.

4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.

Элитарная культура

разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.

1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.

2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.

Субкультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе

1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.

2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.

Контркультура

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.

2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.

Культурные универсалии

общие черты или формы, присущие всем культурам.

1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.

2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.

Наука

теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

1. К функциям науки относят:

познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)

культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)

прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)

социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)

2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.

Образование

социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

1. К функциям образования относят

экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)

социальную (социализация личности)

культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)

2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Мораль

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

1. Мораль включает в себя

моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)

моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)

морально-психологические механизмы (долг, совесть)

высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)

2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

1. К основным функциям религии относятся:

мировоззренческая

регулятивная

терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)

культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)

2. Все существующие религии делятся на следующие группы:

Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)

Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Мировые религии

религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.

1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.

2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.

Искусство

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.

2. Искусство выполняет в обществе множество функций:

Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)

Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)

Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)

Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)

Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)

функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)

Социальные нормы

установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

2. К видам социальных норм относятся:

нормы морали

традиции и обычаи

религиозные нормы

политические нормы

правовые нормы

2)Социальные группы

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.

2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).

3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные

Социальные общности

относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.

1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).

2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.

3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).

Страта

реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)

1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.

2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.

Социальная стратификация

наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.

2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.

3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Каста

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.

2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.

В социальной системе выделяют образования, называемые сферами общества. Они представляют собой устойчивые, значимые подсистемы, отражающие ту или иную сторону жизни людей. Рассмотрим, что такое духовная сфера общества, из каких структурных элементов она состоит, какова ее социальная роль.

Раскрытие понятия

Духовная сфера – это одно из направлений общественной жизни, которое отражает специфику нравственных, идеологических, интеллектуальных отношений между людьми. Эти отношения возникают при производстве, передаче, восприятии и освоении ценностей духовного характера.

Духовная сфера рассматривается как целенаправленно организуемая нематериальная жизнь людей. Если материальная сторона жизни связана с удовлетворением таких осязаемых потребностей, как пища, одежда, транспорт и тому подобное, то духовная сфера направлена на развитие мировоззрения, сознания, разнообразных нравственных качеств.

Противоположные материальным духовные потребности не задаются биологически. Их формирование и развитие происходит в процессе социализации, становления личности. Без удовлетворения этих потребностей можно прожить, но такое существование будет подобно жизни животных.

В рамках духовной сферы осуществляется как производящая, так и потребляющая деятельность. Продуктами духовного производства становятся теории, идеи, художественные образы, внутренний мир людей и духовные отношения. Под духовным потреблением подразумевается удовлетворение духовных потребностей.

Основные структурные элементы

Выделяют следующие составляющие духовной сферы общества:

  1. Мораль. Это установленные общепринятые нормы поведения, основанные на представлениях о правильном и неверном, добре и зле, допустимом и неприемлемом. Мораль существовала уже на начальных этапах развития человечества, поскольку правила, отражающие основополагающие ценности общества, являются наиважнейшими регуляторами каких бы то ни было социальных взаимосвязей.
  2. Религия. В научном смысле это форма восприятия мира, основанная на вере в сверхъестественное. Религиозный человек ощущает связь с высшим существованием, которому свойственны системность и организованность. Для любой религии характерны определенные нормы и модели поведения, а также объединение людей.
  3. Наука. С одной стороны, это совокупность знаний о мире, с другой – деятельность человека, направленная на выработку, аргументацию, систематизацию этих знаний. Научное познание отличается объективностью, то есть отображением разных явлений и закономерностей в том виде, в каком они существуют независимо от воли человека.
  4. Образование. Данным термином обозначается процесс, при котором передаются и усваиваются знания, приобретаются умения и навыки. Образование способствует развитию ума и чувств человека, формированию у него собственного мнения, системы ценностей, мировоззрения. Не имея общеобязательных знаний, невозможно полноценно общаться с другими людьми и чувствовать себя достаточно комфортно в социуме.
  5. Искусство. В широком смысле это мастерство, продукты которого доставляют эстетическое удовольствие. Искусство является способом выражения разнообразных эмоций и идей. Только одаренные люди способны представить публике произведения, вызывающие отклик. Искусство способствует возникновению через ощущения определенных чувств, мыслей, представлений.
  6. Культура. Ее составляют духовные достижения и ценности общества. На их основе создаются культурные обычаи. Разные страны и нации отличаются своей культурой. Это объясняется особенностями их развития и тем, что у каждой страны или нации есть свое историческое прошлое.

Духовная сфера жизни общества имеет своей целью изменять в лучшую сторону индивидуальное и общественное сознание. Личностный и интеллектуальный рост каждого человека, повышение уровня нравственности, имеющаяся у людей возможность выражать свой творческий потенциал – все это способствует постоянному духовному обогащению социума в целом.

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия , а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы:

* какова структура духовной жизни общества,

* каковы основные аспекты духовности,

* что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Существуют основные аспекты духовности:

1. Всеобъемлющий характер духовности . Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

2. Духовность человека как идеальность . Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира присваивается человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Духовная сфера - это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия;

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат;

· духовное потребление;

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;

· духовное производство.

Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Функции духовного производства:

1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

Наука - систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

· Систематичность и логичность

· Наличие идеализированных объектов

· Необходимость методов, методологии и средств научного познания

· Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания

· Наличие особого языка науки

· Строгость и объективность открываемых истин

· Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Искусство - такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства:

1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

Религия - это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни - растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства - форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Функции религии как социального института:

1. Компенсаторная , состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

2. Регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

3. Интегративная - через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

4. Коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

Множество видов деятельности составляют жизнь человека в современном мире, и люди при этом вступают в те или иные отношения при общении. Характер отношений может быть разным, но их объединяют в пять взаимосвязанных между собой сфер общественной жизни.

Основные сферы общества

  • Экономическая связана с производством материальных благ, их распределением и потреблением.
  • Социальная сфера - это область, где реализуются различные интересы и потребности групп общества, которые образуют его социальную структуру: этнических, демографических, семейных, классовых и других.
  • Политическая - это отношения между нациями, социальными группами, отдельными индивидами по вопросам государственной власти.
  • общества является сферой, в которой зарождаются и реализуются разные религиозные, нравственные, художественные потребности людей. При этом многие идеи, которые создаются в ней, предназначены для практического применения. Например, компьютерные программы и информационные технологии создаются умственным трудом, т.е. в духовной сфере, однако, потребляются в экономике, социальной сфере, политической и других.
  • Экологическая - сфера отношений между людьми по тому признаку, как они относятся к природе. сейчас считаются задачами первостепенной важности.

Духовная сфера общества

Многообразие ценностного мира современного человека достаточно широко. Кроме ценностей повседневной жизни существуют и более высокие, которые связаны с пониманием смысла бытия, идеалов общественного устройства, норм нравственности. Духовная сфера общества определяет идеалы, которые важны для выстраивания системы ценностей.

Каждый человек с первых дней жизни попадает в определенную среду. Говорить о том, что цивилизованное общество полностью бездуховное, нельзя. Просто так складывается, что в одних социальных слоях люди живут нормальной духовной жизнью, что не скажешь о других. Иногда жизнь человека направлена только на выживание, а на философские размышления у него времени просто не остается, хотя все это зависит от индивидуальности каждого.

Духовная сфера общества как профессиональное производство ценностей духовности охватывает в основном сферу философского знания, в частности, искусство, этику и религию. Каждая из них обсуждает проблемы общества и человека в будущем, идеалы общественно-политического устройства, связи между тем, что должно быть, мечтами и настоящим.

Духовная продукция, которая создается в обществе, весьма разнообразна. К ней можно отнести философские системы, кодексы нравственности (десять заповедей в религии, например), литературные утопии и другое. Путь в будущее в действительности не предопределен, поэтому можно понять, почему люди так много рассуждают о завтрашнем дне, о об идеалах. Духовная сфера общества живет невидимой, но бурной жизнью, связанной с поиском, находками и разочарованиями. Можно понять озабоченность власти всеми перипетиями духовной общественной деятельности, потому что перевороты в шкале ценностей неизбежно вызывают политические и социальные потрясения, которые чреваты сменой Это всегда отражается на отношениях между духовной и политической сферой жизни.

Область теоретической человеческой деятельности тоже находится в непростых отношениях со сферой духовной.

Особое место в духовной сфере занимает образование и идеология, которая необходима для приобщения к высшим духовным и членов общества. Все зависит от той задачи, которую перед ними ставят политические силы, находящиеся у власти.

Таким образом, духовная сфера общества является системой отношений между людьми. Она отражает духовно-нравственную представленную культурой, наукой, религией, моралью, идеологией, искусством.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.