Что значит букв больше чем звуков. Звуки и буквы

Вам необходимо привести пример слова, в котором звуков меньше, чем букв.

Вспомним фонетические явления

Причин несовпадения количества звуков и букв с позиции фонетики две.

Первая причина: не во всех случаях согласные буквы могут обозначать звуки. Есть так называемые непроизносимые согласные - согласные, которые не произносятся в слабой позиции в трёх случаях:

  • в позиции конца слова (примеры: радост ь [радас, ], молодост ь [моладас, ] ), свежест ь [св, эжэс, ];
  • в позиции перед разделительным мягким знаком (примеры: счаст ье [щ, ас, й, э], помест ье [пам, эс, й, э], ненаст ье [н, и э нас, й, э]);
  • в позиции перед другим согласным (примеры: лест ный [л, эсный, ], груст ный [грусный, ], чув ствовать [ч, уствават, ]).

Вторая причина: разделительные Ь и Ъ знаки звуков вообще не обозначают (примеры: мышь [мыш], пьёт [п, й, от], капель [кап, эл, ], подъезд [падй, эст]).

Сделаем вывод

Таким образом, в качестве примеров слов, в которых звуков меньше, чем букв, могут быть приведены слова с разделительными Ь и Ъ и слова с непроизносимыми согласными, стоящими либо в позиции перед другим согласным, либо в позиции конца слова, либо перед разделительными Ь и Ъ .

А грамотно и обоснованно привести примеры таких слов нам помогут знания по фонетике и орфографии.

Приведём свои примеры

Ярким примером слова, в котором звуков меньше, чем букв, может служить слово радост ный . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [радасный, ]. В данном слове 9 букв и 8 звуков. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове радостный есть непроизносимая согласная т (она находится в слабой позиции: перед согласным).

Сравним. Поставим согласную т в сильную позицию (изменим форму слова или подберём однокоренные слова так, чтобы согласная т стояла перед гласным): радости [радас, т, и]. В данном случае количество звуков и букв уже совпадает.

Рассмотрим ещё один пример слова, в котором звуков меньше, чем букв: слово тень . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [т, эн, ]. В данном слове 4 буквы и 3 звука. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове тень есть разделительный ь на конце слова(он звука не обозначает).

Русский язык один из самых богатых, сложных и интересных мировых языков. Он содержит в себе большое количество правил и таит множество ловушек. К примеру, есть такие слова, в которых звуков больше, чем букв, и наоборот: букв больше, а звуков же - меньше. Такие слова иногда непросты в транскрипции. Чтобы верно определять содержание звуков, нужно знать, как делать звуко-буквенный разбор (анализ) слова.

Что такое звуко-буквенный анализ

Анализ подразумевает по двум составляющим: звуки и буквы . Сначала пишется транскрипция - это запись по звуковому содержанию. Производится точная запись того, как оно произносится, слышится. При работе следует помнить, что такие «е», «ё», «ю», «я» в разных позициях слова могут обозначать два звука. Эти гласные называют йотированными. И в словах, где они имеются, будет больше звуков.

Йотированные гласные в разных позициях

  • в начале слова: ель – [й ’ э л ’ ]
  • после других гласных: каюта – [к а й ’ у т а ]
  • после разделительных «ь» и «ъ»: курьёз – [к у р ’ й ’ о с ] и изъян – [и з ’ й ’ а н ]
  • после согласных: люк – [л ’ у к]

А также, в русском алфавите присутствуют две буквы, которые не имеют звука, это «ъ» и «ь». Мягкий знак, стоящий после согласной, смягчает её. Помимо этого, он является морфологическим признаком в существительных женского рода третьего склонения. В таком случае, разумеется, будет меньше звуков.

Произношение йотированных гласных

Всего в русском алфавите четыре таких гласных , о которых рассказывалось в статье ранее. В транскрипции они обозначают два звука, из-за чего в слове преобладает количество звукового состава над буквенным. Буква Е произносится как Й и Э; Ё как Й и О; Ю как Й и У; Я как Й и А.

Загадочная буква Ё

В советские времена, и даже сейчас, во многих печатных изданиях букву Ё не печатали. Впервые буква была упомянута в далёком 1783 году, когда прошло одно из первых заседаний Академии Российской словесности, в котором принимала участие и директор Академии - княгиня Екатерина Дашкова, а также некоторые известные в то время писатели – Фонвизин и Державин. Екатерина была первой, кто предложи официально включить букву Ё в русский алфавит, и возражать ей никто не стал.

Новая волна известности буквы поднялась благодаря Н. М. Карамзину в 1797 году. Он готовил в печать очередное стихотворение и в «слёзы» вместо Е поставил Ё. Это был первый случай, когда Ё оказался в печатном издании.

В истории была замешана даже такая влиятельная фигура советских времён, как Сталин. Дело происходило так: в его руки попали германские карты, где были помечены названия российских населённых пунктов с максимальной точностью. Деревня Дёмино была именно ДЁмино, а не ДЕмино. Вождь оценил педантичность и внимательность противника. Вследствие чего 25 декабря 1942 года Сталин издал указ, в котором говорилось, что буква Ё должна стоять везде, где имеет место быть.

Некоторые факты о букве Ё:

  • в 2013 году Ё отметила юбилей – ей исполнилось 230 лет;
  • в русском языке Ё употребляется почти в 13 тысяч слов;
  • иногда опущение в словах Ё портит смысл: например – «передохнём» и «передохнем», разве не забавно?
  • Ё занимает счастливое 7 место в алфавите.

Фонетический принцип русской орфографии и графика

Звуко-буквенный анализ слова исходит из фонетического принципа . Его суть в том, что слова должны изображаться на письме так, как произносятся. Ключевым элементом здесь является согласованность. Не секрет, что в любом языке существуют две формы его использования - письменная и устная. Появляется и распространяется язык между людьми и народами в первоначальной стадии в устной форме, затем, при его успешном развитии, возникают письменные элементы, графические изображения звуков.

Графика - это содержание начертательных элементов любого вида письма. Графика включает в себя помимо букв также знаки пунктуации, пробелы и ударения. Графика держит соответствие между буквенными и звуковыми значениями слов. Буквы - это то, что мы читаем и изображаем на письме, а звуки - слышим и говорим. Гласных звуков в русском алфавите 6, букв же, обозначающих их – 10; согласных звуков – 36, а букв – 21.

Знание йотированных гласных помимо письменности и анализа применяется в области изучения вокала . Певец всегда должен следить за тем, чтобы йотированная гласная произносилась в сочетании двух звуков. Например, при протягивании «я» должна произноситься долгая гласная «а», иначе звук не раскроется полностью, что приведёт к плохому звучанию слова целиком. Вокальное звучание гласной может не достигнуть полной свободы выражения. Йотированные гласные всегда носят особую яркую окраску, полное раскрытие которой скрашивает произношение. Но при распеве применять эти гласные всё же следует с особой осторожностью и должным умением, при этом сконцентрировавшись на звучании.

Можете привести примеры слов, в которых звуков больше, чем букв?

    Слово юбка имеет 4 буквы, 5 звуков.

    Слово юла имеет 3 буквы, 4 звука.

    Слово яма имеет 3 буквы, 4 звука.

    Слово яблоко имеет 6 букв, 7 звуков.

    Слово яма имеет 3 букв, 4 звука.

    Слово елка имеет 4 буквы, 5 звуков.

    Слово ерш имеет 3 буквы, 4 звука.

    Слова, где гласные Я, Е, Ю, Я, стоят после гласной буквы, после разделительного мягкого или твердого знака или в начале слова дают двойной звук. Как в словах ЯРМО - 4 буквы, 5 звуков, ГАЛЕРЕЯ - 7 букв, 8 звуков, ЯБЛОКО - 6 букв, 7 звуков, коалиция - 8 букв, 9 звуков, РШ - 3 буквы, 4 звука.

    Чтобы написать слава, где букв будет меньше чем звуков нужно руководствоваться правилом русского языка, гласящее, что буквы Я, Е,Ю - дают два слога. Поэтому в словах: кефир - 5 букв, 6 звуков; клв - 4 буквы, 5 звуков; фотография - 10 букв, 11 звуков, ястреб - 6 букв,8 звуков.

    Енот йэнот, ж йош, чак чайок, юла йула, юмор йумар. В общем, слова, которые либо начинаются на гласные Е, или Ю, либо эти буквы стоят после гласных. Эти буквы называются дифтонги, то есть буквы, имеющие одно изображение, но дающие двойной звук.

    Слово линия, например, подходит. Потому что некоторые гласные дают два звука, а мягкий знак не дают звука. Еще есть слово, например, дорогая. Зная правила легко подобрать. Слово маяк подходит тоже и слово йод. И числительное трое - в нем звуков больше букв, потому что 4 буквы и 5 звуков, е это сразу два звука.

    Слова, в которых звуков больше чем букв: елка, ель, Юля, янтарь, яшма, юмор, юг,лка, лед, ледокол, якорь, ярмарка, як, язва, дьявол, ястреб, мед, енот, ядовитый, люди, желудь. Во всех этих словах буквы, е, я, ю - дают два звука и одну букву.

    Как учили в советской школе, существует в нашем алфавите четыре гласные, которые при произношении имеют по два звука, это: Е произносится (Й-Э) , произносится (Й-О) , Ю произносится (Й-У) и последняя буква Я из двух звуков (Й-А) . При этом существует правило, постановки этих букв словах, данное произношение справедливо, когда слово начинается с этих согласных, либо они идут после гласной. Поэтому когда мы произносим слова с использованием этих гласных, надо учитывать, что звуков всегда или почти всегда на один больше, чем букв. Например, слово ЕЖЕВИКА . Буквы: Е+Ж+Е+В+И+К+А = 7 букв , звуков: Й+Э+Ж+Э+В+И+К+А = 8 звуков . При этом видите, первое правило, когда буква Е стоит первой дает при произношении два звука (Й и Э), а во втором своем появлении только один (Э), так как стоит после согласной Ж. Пример попроще: слово РШ . Буквы: +Р+Ш = 3; звуки: Й+О+Р+Ш = 4 . Существует еще одно правило с этими буквами, когда в слове присутствуют мягкий или твердый знаки, которые своих звуков не имеют. В таком случае, количество букв и звуков, при наличии четырех вышеперечисленных гласных, могут совпадать или букв даже может оказаться меньше, чем звуков. Пример: слово ЮНОСТЬ . Звуки: Й+У+Н+О+С+Ть=6 звуков; буквы: Ю+Н+О+С+Т+Ь=6 букв . Или слово МЕТЕЛЬ . Звуки: М+Э+Т+Э+Ль=5 звуков; букв: М+Е+Т+Е+Л+Ь=6 букв. Если приводить примеры, конкретизировано под вопрос, то примерами могут служить слова, имеющие больше звуков, чем букв, такие, как: ЮЛА, ЖИК, ЕДА, ЛКА, ЮБКА, ЮРТА и т.д..

    Еще одно правило в памяти всплыло, смотрите слово ВЬЮГА . Ю стоит после Ь, считаем звуки: Вь+Й+У+Г+А=5, теперь буквы: В+Ь+Ю+Г+А=5 (тоже пять) . Получается, что когда после мягкого или твердого знаков, опять произносится два звука у этих гласных, а Ь или Ъ знаки теряются-)

    В русском языке есть так называемые йотированные гласные. Это гласные е йэ, йо, ю йу, я йа.

    В случаях, когда эти буквы в слове стоят

    в начале (ядро - йадро - 4 б. 5 зв.),

    после разделительного твердого или разделительного мягкого знака (зубья - зубьйа - 5 б. 6 зв., подъезд - падйэст - 7 б. 7 зв. - так как, хоть йотированная гласная жает два звука, но в слове есть буква твердый знак, который звука не дает);

    После другого гласного звука (полиция - палицыйа - 7 б. 8 зв.),

    йотированные гласные дают два звука.

    Если в слове есть йотированная гласная на вышеперечисленном месте, а все остальные буквы и в слове дают по одному или больше звуков, то в таком слове звуков будет больше, чем букв.

    Таких слов, в которых звуков больше, чем букв, хоть пруд пруди. Есть закономерности: в словах больше звуков, если буквы Е, Ю, Я находятся в начале слова или после гласных звуков, так как будут обозначать тогда два звука.

    Линия -- 5 букв, 6 звуков;

    муми-- 5 букв, 6 звуков;

    дорогою -- 7 букв, 8 звуков;

    лка -- 4 буквы, 5 звуков;

    юла -- 3 буквы, 4 звука;

    енот -- 4 буквы, 5 звуков;

    ярмо -- 4 буквы, 5 звуков.

    Добрый день,Вопрос.....Выпиши слова,в которых:1 звуков больше чем букв;2 звуков меньше, чем букв.Слова: завод,работа, лопата.

Фонетика - раздел русского языка, который изу­чает звуки и буквы.

Звуки речи - наименьшие звуковые единицы, ко­торые мы слышим и произносим.

Буквы - условные графические знаки, которые вы­ражают звуки речи на письме.

Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика.

Все звуки речи в русском языке делятся на гласные и согласные.


Гласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков - 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Буквы Е, Ё, Ю, Я не являются звуками. Эти йоти­рованные буквы обозначают:

Один звук после мягкого согласного: [э] - [м"эл]; [о] - [л"от]; Гу] - [л"ук]; [а] - [м"ач];

Два звука:

а) в начале слова: [йама];

б) после Ь и Ъ: [п"йут];

в) после гласного звука: [пайут].

Все гласные звуки делятся на:

Ударные;

Безударные.

Согласными называются звуки, при образовании ко­торых воздух встречает в полости рта какую-нибудь пре­граду.

Согласных звуков - 37: [б], [б"], [в], [в*], , [Д]. [дЧ. [з], [а»], [п], [п"], [ф], [фЧ, [к], [кЧ, [т], [тЧ, [с], [сЧ. [л], [лЧ, [м], [мЧ. [н], [нЧ, [р], 1рЧ> М, [хЧ, [ж], ГжЧ, [ш], [щЧ, [чЧ, [д], [йЧ.

Все согласные звуки делятся на группы:

Звонкие - глухие;

Твердые - мягкие.

Парные согласные по звонкости - глухости:

[б] [В] [г] [Д] [ж]
и [ф] [к] [т] [ш] [С]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й]. Непарные глухие согласные: [х ], [ц], [ч], [щ]. Большинство согласных звуков имеют пары по твердости - мягкости:

[б] - - [вЧ, [Г] - [гЧ, [д] - [дЧ, - [зЧ, [К] - [к"], [л] - [лЧ, [м] - [мЧ, [Н] - [нЧ, [п] - [пЧ, [р] ~ [РЧ> [с] - [сЧ. [т] - [тЧ, [ф] - [ФЧ. W - [хЧ.

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие согласные: [чЧ> [щЧ» [**4-

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

На конце слова: лоб [лоп];

Перед глухими согласными: лодка [лотка]. Озвончение наблюдается перед звонкими согласны­ми: молотьба [малат"ба].

1. В каком ряду во всех словах есть ударный глас­ный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. В каком ряду во всех словах есть гласный [Э]?

а) гребень, тень, клетка

б) дремать, энциклопедия, дерево

в) плести, эра, эмоции

г) трепать, эмиграция, трель

5. Укажите, в каком слове все согласные звуки твер­дые.

б) желтизна

в) широкий

г) жернова

6. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

7. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

8. В каком ряду располагаются слова, где все согля ные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ходовой

г) пес, крот, тоска

9. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

а) петь, яма, льняной

б) емкость, рояль, стоять

в) клев, прелесть, бьют

г) тряпка, сядет, яркий

В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

11. В каком ряду во всех словах есть звук [Д]?

а) деготь, дом, род

б) мода, код, дерево

в) сода, доступ, доблестный

г) стадо, дебаты, дар

12. В каком ряду во всех словах есть звук [Д"]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, труд

13. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф]?

а) кафе, фронт, федерация

б) феномен, строфа, фикус

в) фурункул, катастрофа, факт

г) фанера, фейерверк, фельдшер

14. В каком ряду во всех словах есть звук [Ф"]?

а) футбол, дефицит, вприпрыжку

б) функция, правка, плов

в) фильм, циферблат, отправь

г) феерия, червь, вползти

15. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

16. В каком ряду во всех словах произносится звук [С"]?

а) сувенир, сюрприз, счет

б) изморозь, сигнал, присесть

в) посев, сбитый, плесень

г) корсет, сейф, ситец

17. В каком раду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

18. В каком ряду во всех словах есть звук [Т*]?

а) карате, партер, тембр

б) табель, скатиться, убедиться

в) титульный, петь, тяжкий

г) тысяча, бороться, трон

19. В каком ряду во всех словах встречается звук [В]?

а) вера, добавить, завидовать

б) водить, оловянный, свобода

в) вширь, выдержать, готовь

г) вода, добавление, вышина

20. В каком ряду во всех словах встречается звук [Б]?

а) столб, богатый, берег

б) буравить, болезнь, подобраться

в) белеть, пробежать, бокс

г) пробка, робкий, блажь

21. В каком ряду во всех словах есть звук [Ш]?

а) шарж, шорты, шинковать

б) широкий, пробежка, вожжи

в) булочная, конечно, дрожжи

г) счастливый, шествовать, шерсть

22. В каком ряду во всех словах есть звук [Ж]?

а) жареный, стежка, живот

б) грабёж, желтый, живительный

в) кожа, жатва, рубеж

г) божественный, ухаживать, жевать

23. В каком ряду во всех словах есть звук [Ч"]7

а) черный, алчный, нарочно

б) вечность, чемодан, яичница

в) конечно, чулки, чахнуть

г) чудовище, численность, чрезмерный

24. В каком ряду во всех словах встречается звук [Щ]?

а) щавель, счастье, пощада

б) счет, щель, расчистить

в) перебежчик, щенок, плюшевый

г) грузчик, щи, широкий

25. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

26. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающие

27. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

б) портьера

в) прилетать

г) указание

28. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди в) вокзал, гербарий, позже

г) футбол, брызжут, сожженное

29. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, косьба

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

30. Укажите случаи, в которых написание и произно­шение совпадают.

б) расплата

г) обаяние

31. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 зву­ков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, яркий

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1) парта 3) Юра

2) коньки 4) букет

Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых звуков.


1) мышь - тишь

2) мыло - Мила

3) луг - лук

4) софа - сова


Укажи слово с ударением на первом слоге.

1) щавель 3) свёкла

2) цемент 4) начать

1) скала 3) сходка

2) съехать 4) сварка

Какое слово не является однокоренным к слову холод.


1) холодный

2) холодно

3) холодильник


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

1) з_морозить 3) х_трец

2) м_розный 4) сад_к

Укажи слово, в котором пропущена буква з?

1) _делать 3) привё_

2) ру_кий 4) поло_ка

Укажи слово с предлогом.


1) (по)други

2) (по)ехали

3) (по)берегу

4) (по)бережье


В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?


1) скрипач_


10. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?


1) подготовка к осен_

2) прочитал в книг_

3) бегал по лужайк_

4) сидел на диван_


11. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется е?


1) за дальн_м озером

2) в син_м море

3) весенн_м теплом

4) от горьк_х слёз


Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.


1) выглянуло солнышко

2) солнышко выглянуло и покатилось

3) покатилось по небу

4) по синему небу


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове счас_ливый.

Ответ: _________________

Сучья (1) ломались(2) скрипели (З) трещали.

Ответ:____________________

Часть 3

А. Осенью упало с неё яблоко.

Б. Росла в саду яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только зёр­нышко спряталось в землю.

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.

Д. Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.

Ответ:_______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые со­гласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

В каком слове отсутствует приставка?


1) подорожник

2) подарок

3) полочка


Какое слово не является однокоренным к слову сказка.


1) сказочка

2) сказочник

4) сказочный


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».


1) п_белка

3) молод_сть

4) л_нивый


В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?


1) влас_ный

2)лес_ница

3)чудесный

4)хрус_нула


В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?


1) встретились на вокзал_

2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_

4) подъехали к площад_


Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж_ 3) в_ехал

2) ноч_ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква и?


1) на горяч_м песке

2) по свеж_й траве

3) зимн_м лесом

4) в дальн_ю поездку


11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.


1) смолистые шишки

2) шишки украшают

3) вершины украшают

4) вершины елей

Часть 2

Укажи слова, близкие по значению (синонимы).


1) ночь, звёзды

2) подземный, подводный

3) река, рыба

4) жара, зной


Болотные птицы полетели на юг.

Ответ:_____________

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ_________________

Часть 3

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст .

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.

Ответ: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Часть 1

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) эхо 3) юрта

2) звёзды 4) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие соглас­ные звуки?

2) сеять 4) яркий

Укажи слово с ударением на третьем слоге.

1) растение 3) красивее

2) спасибо 4) магазин

В каком слове отсутствует суффикс?

1) волосок 3) карманы

2) чайник 4) берёзка

Какое слово не является однокоренным к слову ракета.

1) ракетный 3) ракеты

2) ракетчик 4) ракетница

В каком слове пишется буква о в корне?


1) кв_ртира

2) комн_та

3) ст_рожит

4) д_бежал


В каком слове на месте пропуска надо писать букву т?


1) прекрас ный

2) опас_ный

3) интерес_ный

4) прелес_ный


8. В каких словосочетаниях на месте пропуска в вы­деленных словах надо писать окончание -е ?


1) ошибки в тетрад_

2) на краю деревн_

3) скакал на лошадк_

4) ехал на лошад


Укажи слово, в которых пропущен разделительный твёрдый знак (ъ).

1) в_юга 3) с_едобный

2) товарищ_ 4) ш_ют

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква е?


1) на колюч_й веточке

2) под хрупк_м льдом

3) в берёзов_ю рощу

4) по высок_м берегам


11. В каком варианте верно указаны главные члены предложения?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в берёзовой аллее.


1) стая зябликов

2) стая пролетела

3) стая скрылась

4) стая пролетела и скрылась


12. Укажи слово, противоположное по значению (анто­ним) слову мощный (мотор)?

1) сильный 3) спокойный

2) слабый 4) могучий

Часть 2

13. Определи падеж имени прилагательного в предло­жении.

Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ответ: _____________

Под корнями старого дуба(1) была маленькая норка(2) а в норке(З) спал ёжик.

Ответ:______________________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

Часть 1

В каком слове четыре буквы и три звука?



2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой со­гласный звук.


2) водопад

3) прилетел

4) трактор


1) алфавит 3) километр

2) красивее 4) магазин

Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка?


1) поделки

2) поездка

3) полюшко

4) подарки


В каком слове пропущена буква е в корне?


2) св_стит

3) на подоконник_

4) вып_чка


6. Укажи слово, в котором пропущена буква д .


1) лопа_ка

2) пала__ка

4) крова_ка


7. В каком варианте в обоих словах пропущена буква е?


1) в книг_ и в тетрад_

2) на верхушк_ ел_

3) по дорожк_ к сторожк_

4) на листочк_ черёмух_


Укажи слово с предлогом.


1) (с)бежать

2) (на)мазать


Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.


1) по зимней (дороге)

2) на нижней (нолке)

3) вечерние (сумерки)

4) у заднего (колеса)


10. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении ?

Вьётся в воздухе листва.


2) существительное

3) прилагательное

4) предлог


11. В каком словосочетании имя прилагательное упо­треблено в переносном значении?


1) горячий кофе

2) горячий суп

3) горячий спор

4) горячий утюг


12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелётные птицы почистили перышки и от­правились в путь.


1) почистили перышки

2) перелётные птицы

3) птицы почистили

4) птицы почистили и отправились


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове мес_ность .

Ответ:___________________________

Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устра­ивает гнездо(З) в густых лапах елей.

Ответ:_______________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.

Б. А потом осмелела и набросилась на до­бычу.

B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.

Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.

Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вна­чале побоялась подойти.

Ответ:____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

Часть 1

В каком слове пять букв и четыре звука?

1) ножка 3) ружьё

2) олень 4) верба

2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий со­гласный звук.


2) рассказ

3) суффикс


В каком слове неверно поставлено ударение?

1) взяла 3) торты

2) столяр 4) позвоним

Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?


1) травушка

2) стульчики

3) игрушки

4) записка


Укажи слово без предлога.


1) (на)горизонте

2) (под)деревом

3) (по)крылись

4) (в)ущелье


Часть 3

ВАРИАНТ 1

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) парта 3) Юра