Экстракорпоральное оплодотворение и нравственные принципы. Этические проблемы эко

Введение. Одной из наиболее актуальных медико-демографических проблем является проблема бесплодия. Статистика показывает, что число бесплодных браков за последнее десятилетие выросло до 10-15%. Причины, приводящие к увеличению числа бесплодных браков, многообразны. Наряду с наличием генетической детерминированности ряда эндокринных нарушений, ведущих к возникновению бесплодия, все большую роль играют социальные факторы и особенности репродуктивного поведения - раннее начало половой жизни, наличие нескольких половых партнеров, отсутствие контрацепции, отсрочка беременности. Все перечисленные факторы могут приводить к инфицированию, развитию воспалительных заболеваний органов малого таза и в конечном итоге к трубному или перинеальному бесплодию. Особым критическим периодом, определяющим здоровье будущего поколения, является период развития половых клеток - овогенез (яйцеклеток) и сперматогенез (сперматозоидов). Курение, употребление спиртных напитков, аборт может оказать необратимое влияние на формирование женских половых клеток, что в дальнейшем приведет к рождению ребенка с врожденными уродствами и бесплодию. Одной из причин бесплодия у мужчин является олигоспермия - малое количество сперматозоидов в семенной жидкости. Стресс и ожирение, инфекции половых органов и гормональные нарушения, антидепрессанты, марихуана и другие наркотики, употребление алкоголя, снижают подвижность сперматозоидов, что в конечном итоге приводит к мужскому бесплодию. В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются сообщения об экстракорпоральном оплодотворении как о наиболее действенном способе борьбы с бесплодием. Целью данного исследования является отношение старшеклассников к вспомогательной репродуктивной технологии (ЭКО), вопросы биоэтики. Актуальность исследования. В конце 80-х ХХв. с помощью ультразвуковой аппаратуры американский акушер-гинеколог Бернард Натансон снял фильм. На пленке запечатлено поведение эмбриона во время операции. Видно, как, предчувствуя угрозу, в предсмертном вопле открывает рот 12-недельный зародыш, как мечется, чувствуя смертельную опасность, как пытается бежать от хирургического инструмента, как учащаются удары его сердца от 140 до 200 ударов в минуту. Многие врачи, просмотрев фильм, пересмотрели свои взгляды на данную проблему и отказались производить аборты. В России, по среднестатистическим данным, на 1000 женщин производится 24 аборта. А данных по уничтожению «лишних эмбрионов» при проведении экстракорпорального оплодотворения в общем доступе нет и, видимо, никто такой статистики не ведет. Предмет исследования - отношение учащихся 11 классов МБОУ СОШ №34 к ЭКО при проведении устных журналов «Аборты и их последствия», «Заболевания передающиеся половым путем» («ЗППП»). Материалы и результаты исследований. Рассмотрим механизм искусственного оплодотворения женской яйцеклетки при помощи донорской спермы-экстракорпоральное оплодотворение. В 1944г. Hamilton (США) начинает первые попытки оплодотворения яйцеклеток человека вне организма, в 1954 году Г.Н. Петров (СССР) подробно описал все стадии оплодотворения и дробления женской яйцеклетки. В 1960 британский ученый Роберт Д. Эдвардс установил, что созревание женских яйцеклеток in vitro происходило в течение 36 -37 часов и получил Нобелевскую премию. В 1978 году в Великобритании родилась Луиз Браун первый человек «зачатый в пробирке», в Советском Союзе первый ребенок (девочка) рожден в феврале 1986 года. В 2010 году - на нашей планете насчитывалось 4 млн. детей «зачатых в пробирке». Показания к проведению процедуры ЭКО являются различные формы мужского и женского бесплодия. Одна из причин бесплодия - аборт Аборт всегда считался безнравственным с биоэтической точки зрения. Рассмотрим вопросы экстракорпорального оплодотворения и механизм ЭКО, яйцеклетки оплодотворяют в пробирке, а получившие эмбрионы спустя 2-5 дней подсаживают в матку женщины. Как правило подсаживают несколько эмбрионов, чтобы увеличить вероятность беременности, а так называемые «лишние» эмбрионы уничтожают и иногда замораживают, чтобы использовать для повторных попыток. К сожалению, эффективность лечения бесплодия экстракорпоральным методом невысока. Приблизительно одна из четырех пациенток завершает лечение рождением ребенка. В 2013 году зафиксировано, что 36,6% пациенток забеременели, 25,8% родили ребенка. Дальнейшие технологии развития экстракорпорального оплодотворения связаны с вопросами: отношение церкви, отношение общества, моральные аспекты отношения к детям в пробирке. ЭКО встречает противодействие со стороны различных религий, например, христианская считает метод экстракорпорального оплодотворения неестественным и антиморальным, поэтому отвергает его во всех его аспектах, заявляет, что «данная практика открывает человечеству путь в такую пропасть, как эктогенез, пересадка человеческих эмбрионов животным, клонирование, эмбриональная биопсия, замена эмбрионального ядра ядром, взятым у взрослого человека, не говоря о так называемой профилактической медицине». Отношение общества к экстракорпоральному оплодотворению тоже неоднозначно, например, в Израиле, Бельгии, Греции, Словении, Швеции все продумано на государственном уровне (можно сделать 7 попыток бесплатно), в Коста-Рико запрещено на государственном уровне, оно рассматривается как нарушение права свободы личности. В России по этическим нормам пациентки скрывают диагноз, бесплодие, а о процедуре ЭКО стараются не говорить (сама процедура платная обходится от 120-200 тыс. рублей) «Дети из пробирки» по умолчанию находятся в группе риска. По некоторым данным у них высок риск возникновения хронических заболеваний и различных патологий. Главный педиатр России Александр Баранов считает, что при использовании экстракорпорального оплодотворения возрастает риск рождения детей с пороками развития. Около 75% детей появившихся на свет «из пробирки», являются инвалидами, а женщин ЭКО лишает здоровья (не всегда удается забеременеть с первого прокола, да и гормональная система подвергается очень большим нагрузкам). Вывод: мы не творим жизнь: она только передается через нас, заложенное в семени и яйцеклетке, проходящее через вновь образуемый генетический код. Источник жизни лежит не в нас, но в отцовстве и материнстве, даже когда речь идет об одной или нескольких клетках, в них заключен уже весь генетический код будущего человека, его пол, склад ума, характер, которому предстоит развиваться, та свобода, с которой он будет прокладывать свой путь в жизни, как и череда поколений, которым он, в свою очередь, должен дать жизнь. Эта клетка уже личность, поэтому уничтожение эмбриона есть убийство человека, поэтому мнение старшеклассников разделилось, более 50% считают, что ЭКО безнравственно.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — шанс для бездетных пар, имеющих репродуктивные проблемы, стать родителями.

Эта процедура становится все проще и доступнее, но, увы, не всегда ее итогом становится беременность. В каждом случае неудачного проведения процедуры причины индивидуальны и далеко не всегда звучат как окончательный приговор. Читайте об этом в нашей статье.

Возможные причины неудачного ЭКО

Список причин, приводящих к неудаче, довольно обширный.

Самые распространенные:

  • патологии эндометрия матки и проблемы с маточными трубами — состояние эндометрия проверяют с помощью пайпель-биопсии;
  • наличие генетических или иммунных патологий;
  • возраст будущей мамы;
  • наличие эндокринных заболеваний;
  • избыточная масса тела;
  • слабый эмбрион, его состояние на второй, третий, пятый день после пункции;
  • прием гормональных или лекарственных препаратов перед процедурой (результат зависит от того, как долго и какие препараты принимались);
  • состояние гормонального профиля (уровень пролактина, эстрадиола, фолликулостимулирующего гормона);
  • качество спермы, ее фертильность;
  • протекание процесса пункции;
  • активный секс в скором времени после процедуры — заниматься интимной жизнью лучше выждав обозначенный врачом срок;
  • мажущие выделения в день проведения имплантации и сразу же после него;
  • тянущие боли внизу живота или сокращения матки в день проведения процедуры;
  • отрицательные результаты предыдущих имплантаций (внематочная беременность, выкидыш);
  • врачебные ошибки.

Все эти причины требуют тщательного анализа, а само проведение процедуры обязательной подготовки обоих партнеров, сдачи всех необходимых анализов. По статистике наибольший процент неудач приходится на первую попытку искусственного оплодотворения. Нередко неудачными бывают две и более попыток.

Признаки неудачного экстракорпорального оплодотворения:

  • спустя две недели после инсеминации не отмечается рост ХГЧ;
  • не отмечаются признаки раннего токсикоза (тошноты);
  • базальная температура остается на прежнем уровне;
  • у женщины отмечается резкое ухудшение самочувствия;
  • не отмечаются признаки, характерные для беременности (набухание груди и другие).

Медицинские проблемы ЭКО

Перечислим основные проблемы.

Синдром гиперстимуляции яичников (СГЯ)

Синдром гиперстимуляции яичников развивается, когда женщине, чьи фолликулы вырабатывают мало зрелых яйцеклеток, либо нормальное количество недозревших, назначаются стимулирующие их выработку препараты.

Стимуляция приводит к тому, что яйцеклеток становится очень много. Симптомами такого состояния служат боль внизу живота, повышение полового влечения, а также повысившееся количество слизи, выделяемой шейкой матки во время овуляции. Такое состояние наиболее благоприятно для зачатия, но оно сопровождается гормональными нарушениями, отражающимися на состоянии здоровья женщины.

Если беременность не наступает, начинается менструация. СГЯ после менструального цикла идет на спад. В случае беременности он проявляет себя на 2-3 месяце вынашивания малыша.

Патология имеет несколько стадий. Самая тяжелая стадия этих осложнений проявляется острыми болями в животе, тошнотой и рвотой, отечностью брюшины (отекает низ живота), плохим оттоком жидкости, болями в пояснице, снижением артериального давления и одышкой. Тяжелые формы патологии требуют стационарного лечения.

Нередко бывает так, что после стимуляции у женщины сбивается цикл, отмечаются приливы. Возобновить нормальную работу яичников после того, как произошел гормональный сбой, помогает терапия, направленная на восстановление их функции. Решать эту проблему нужно не откладывая, иначе момент, когда будущая мама сможет забеременеть после процедуры искусственного зачатия, отодвинется на длительный срок.

Многоплодие

При искусственном оплодотворении используются гормоны, которые делят одну яйцеклетку на несколько. Так повышаются шансы получить несколько качественных зародышей и поместить их в матку, что увеличивает вероятность многоплодной беременности.

Также на многоплодие влияет и метод подсадки эмбрионов, которые имплантируются на 2 и 5 либо 3 и 6 дни от первого оплодотворения. Он также повышает шансы на «приживаемость» эмбриона и его дальнейшее развитие, но и увеличивает вероятность многоплодной беременности. Еще одно последствие метода — высокая вероятность внематочной беременности.

Двойни после ЭКО согласно со статистическими данными рождаются у 35% женщин.

Внематочная беременность

Внематочное развитие плода больше характерно для естественного оплодотворения, но и при ЭКО, в ходе которого эмбрион помещается в полость матки, случается, что развитие зародыша происходит вне ее. Это связано с тем, что до «вживления» в маточный эндометрий оплодотворенная яйцеклетка может перемещаться в полости матки и придатков.

После ЭКО иногда наступает и нормальная беременность, и внематочная, если женщине производилась подсадка нескольких эмбрионов. В таком случае внематочная беременность удаляется, так чтобы не навредить протеканию нормального «маточного» развития малыша.

Вероятность закрепления плода вне матки есть даже у женщин, которым проводилось удаление маточных труб. Они не иссекаются полностью, что дает возможность яйцеклетке имплантироваться на границе органа и сегмента удаленной трубы.

Возможные пороки развития будущего ребенка

Искусственное оплодотворение не вносит изменений в генетический код, наследуемый малышом от его родителей, поэтому вероятность патологий развития у плода, зачатого таким способом, и ребенка, зачатого естественным путем, одинакова.

Разница состоит в том, что эмбрион перед ЭКО можно исследовать на наличие генетических отклонений и патологий и минимизировать риск их вероятности, благодаря чему после этой процедуры в основном рождаются абсолютно здоровые малыши.

Есть данные, что в ходе перинатального развития такие детки чаще подвержены гипоксии, а также имеют склонность к внутриутробным неврологическим патологиям, но риск этих патологий сводится к минимуму, если будущая мама находится под присмотром специалистов и чутко относится к любым переменам в своем организме.

В сети есть информация о том, что якобы дети, рожденные после экстракорпорального оплодотворения, бесплодны. Достоверных данных, подтверждающих это, нет. Зато известно, что способ попадания эмбриона в полость матки никак не влияет на детородные свойства ребенка, рожденного в результате такой беременности. Влияние оказывает наследственность.

Если на момент зачатия отец имел проблемы с фертильностью, высока вероятность того, что их унаследует сын. Это же касается и синдрома Дауна. Вероятность рождения ребенка с такой патологией одинакова при обоих способах зачатия. В зоне риска роженицы в возрасте 40 лет и те, у кого есть наследственные аномалии.

Этические проблемы

Основные проблемы морально-этического характера.

Убийство лишних эмбрионов

Это основная этическая проблема искусственного оплодотворения. Поскольку процедура зачатия осуществляется таким образом, что в ходе одного цикла месячных удается получить до десятка и более яйцеклеток, способных участвовать в последующем оплодотворении, у ученых-эмбрионологов оказывается большое количество образцов материала.

Из этих образцов они должны выбрать один для оплодотворения и имплантации, а другие уничтожить или подвергнуть криозаморозке.

По мнению православной антропологии личность человека начинается с момента его зачатия, поэтому любые манипуляции с эмбрионами, способные привести к их намеренному уничтожению, считаются убийством. Это касается и криозаморозки, после которой погибает до тридцати процентов качественных эмбрионов.

К проблеме убийства эмбрионов относится и метод повторного переноса эмбрионов (ПЭ) в полость матки, чтобы повысить вероятность наступления беременности. Это приводит к риску многоплодия. Нередко, врачи с целью сохранить один, наиболее жизнеспособный плод, прибегают к редукции остальных плодов, сумевших развиться.

Получение половых клеток

В православии процесс получения мужского семени, осуществляемый путем мастурбации, называется рукоблудием и считается греховным. Кроме мастурбации, получить материал для зачатия можно с помощью перфорированного или целого презерватива или инвазивными методами, а также в процессе половых отношений супругов.

Метод получения материала во многом определяет его качество, так инвазивные методы, которые одобряются религией, как врачебная манипуляция, дают некачественный, незрелый материал, поэтому чаще прибегают к его получению, сопряженному с половым актом или мастурбацией.

Проблема забора семени считается этической не только с религиозной стороны. Она связана с моральным и физическим дискомфортом, который переживают некоторые мужчины из-за вмешательства в процесс зачатия третьей стороны или неестественности условий взятия спермы.

Вмешательство в процесс оплодотворения третьей стороны

Рождение новой личности — результат личностных отношений супругов, не подразумевающих вмешательство третьей стороны. Так о зачатии говорит религия. Поскольку бесплодие считается заболеванием, религия не отрицает обращение супружеской пары за врачебной помощью.

Рождение личности рассматривается в православии и католицизме как метафизическое явление, а процесс инсеминации эмбриона в матку женщины не затрагивает межличностных отношений между супругами, то вмешательство третьего лица в процесс зачатия не рассматривается как веская причина для отказа от ЭКО.

Вмешательство третьих лиц в любом случае оказывает влияние на супружеские взаимоотношения, являясь достаточно сильным потрясением для обоих супругов, поэтому принимать решение о проведении процедуры они должны совместно и добровольно.

Донорство половых клеток — суррогатное материнство

Еще одна биоэтическая проблема ЭКО — донорство половых клеток, от лиц, не являющихся супругами. Для большинства супружеских пар это неприемлемо, поскольку разрушает духовный союз между супругами.

Случаи суррогатного материнства с донорской яйцеклеткой не так распространены в обществе, как стандартное экстракорпоральное оплодотворение, к которому прибегают бездетные супружеские пары. Донорство осуждается религией и вызывает неоднозначное отношение в обществе, даже в тех случаях, когда оно проводится не с целью получения финансовой выгоды донором.

Как пережить неудачную процедуру

Неудачная попытка забеременеть после ЭКО — большой удар для супругов, после которого приходит депрессия и разочарование во всем: в себе, врачах, окружающих людях. Чтобы пережить этот период, не опустив руки и не потеряв веру в успех, требуется реабилитация. Она нужна организму женщины, ее душевному состоянию и семейным отношениям.

У женщины возникает много вопросов: почему протокол был неудачным, через сколько можно будет делать вторую попытку, удастся ли самостоятельно забеременеть после стимулированного цикла, опасно ли делать следующие ЭКО? Важно, чтобы ответы на эти вопросы и поддержку женщина искала у специалистов.

Получение максимума информации о процедуре поможет настроиться на лучшее, осознать, что неудача — лишь один из этапов пути к счастливому материнству и продолжить полноценно жить и радоваться жизни, четко решив, что делать дальше.

Крайне важна гармония между супругами. Поиск виноватого, взаимные упреки только приведут к тому, что супружеской паре будет угрожать развод. Психологические проблемы в этот момент затрагивают обоих супругов, поэтому восстановиться морально и физически нужно им обоим. Тогда задержка месячных, говорящая о вожделенной беременности, станет реальностью уже в следующем цикле.

Получить подробную информацию о том, что представляет собой этот метод борьбы с бесплодием можно из видеосюжета:

Заключение

Искусственная инсеминация — эффективный метод борьбы с бесплодием, практикуемый в мировой медицине более 37 лет. Он широко применяется и в России, ежегодно даря возможность испытать счастье родительства множеству пар.

В абсолютном большинстве случаев будущая мама беременеет после одной или нескольких неудачных попыток. Нередки случаи удачной инсеминации после первой попытки. Также известно, что многие женщины, родившие малыша с помощью ЭКО, со временем успешно забеременели вторым ребенком, зачатие которого обошлось уже без врачебной помощи.

Искусственное оплодотворение, или ЭКО – это процедура, выполняемая во многих медицинских центрах. ЭКО выполняется первоклассными специалистами-медиками. Эту процедуру назначают парам, которые по тем или иным причинам не могут забеременеть и родить ребенка естественным путем.

Экстракорпоральное оплодотворение берет свое начало в 20 веке – уже тогда медицина шагнула далеко вперед и научилась бороться с бесплодием. Вспомогательные репродуктивные технологии помогли многим семьям обрести счастье в виде долгожданного ребенка. Искусственное оплодотворение яйцеклетки сопровождается многочисленными рисками, и ученые долго не могли прийти к общему знаменателю. Сделать настоящий живой эмбрион удалось лишь в начале 80-х прошлого века.

Медицинские особенности ЭКО

Искусственное оплодотворение имеет множество противопоказаний. Это:

  • Психические заболевания;
  • Неумеренная соматика;
  • Врожденные или приобретенные пороки полости матки;
  • Доброкачественная или злокачественная опухоль, находящаяся в матке, в ее шейке или полости;
  • Воспалительные процессы или заболевания, которые требуют незамедлительного лечения.

Противопоказаний к искусственному оплодотворению, к сожалению, много, а вот показания единичны. Это страшный диагноз, приговор для супружеской пары – бесплодие. Именно это слово и подталкивает мужчину и женщину к экстракорпоральному оплодотворению.

Этика искусственного оплодотворения

Многие центры вспомогательной репродукции занимаются пересадкой человеческого эмбриона в организм матери уже несколько десятилетий. Успешно пересаженные эмбрионы приживаются в теле матки, после чего зародыш продолжает свое существование и развитие вплоть до момента родоразрешения. Чаще всего младенцы, появившиеся таким путем, рождаются на свет посредством кесарева сечения, но известны случаи, когда женщина рожала младенца, полученного из пробирки, естественным путем. Естественно, со стороны официальной медицины этика искусственного оплодотворения соблюдается беспрекословно. Тайна зачатия ребенка не выносится за стены медицинского учреждения, а получение долгожданного ребенка, даже таким путем, считается вполне нормальным и обычным явлением. Другое дело – духовенство.

Религия встретила ЭКО неоднозначно. С самого начала пересадки эмбриона различные духовенства выступили против подобных экспериментов, указывая на то, что это действо совершается против Бога и не соответствует религиозным уставам. Все церкви объединились в этом вопросе, считая ЭКО грехом и пороком.

Православная церковь

Отношение православной церкви к методу экстракорпоральному оплодотворению весьма однозначно – подобное зачатие нарушает естественные процессы в теле женщины и тайну самого рождения ребенка. К допустимым методам ЭКО православная церковь относит только оплодотворение половыми клетками мужа, ибо лишь в этом случае между супругами не нарушается духовная связь. Ребенок становится «своим», даже если получен искусственным путем. Суррогатное материнство и оплодотворение донорскими яйцеклетками православная церковь опровергает полностью, о чем говорит в документе «Основы социальной концепции».

Католическая церковь

Католики относятся к ЭКО отрицательно. Они считают этот метод оплодотворения неестественным, выходящим за рамки морали и человеческого достоинства. Единство полового акта нарушается, происходит разобщение зачатия и разрыв родственных связей между родителями и будущим ребенком.

В католической церкви неприятие ЭКО считается естественным еще и потому, что существует так называемая «проблема эмбрионов». Ведь выжившие эмбрионы можно подарит, выгодно продать или заморозить с целью их повторного использования. Кроме того, ненужные эмбрионы часто выбрасывают, а католики считают это убийством.

Иудаизм

Эта вера разделила свои приоритеты в отношении ЭКО на «за» и «против». Иудаисты лояльно относятся к ЭКО, как к выполнению заповеди «плодись и размножайся». Также они считают эту процедуру как возможность помощи бесплодным семьям. Но в то же время эта вера говорит о том, что родители не могут чувствовать себя родителями в случае применения чужой, донорской яйцеклетки.

Социальные аспекты

Отношение социума к ЭКО не такое категоричное, как у духовенства. Человечество реально воспринимает искусственное оплодотворение и соблюдает этику ЭКО неукоснительно. Бесплодная пара страдает от отсутствия детей, и другие люди это прекрасно понимают. Медицина также твердит о том, что процедур ЭКО иногда является единственным способом родить ребенка, если пара полностью бесплодна. Но решение, в первую очередь, должны принимать сами родители, без участия посторонних лиц.

Другой современной репродуктивной технологией является оплодотворение "в пробирке" (IVF - in vitro fertilisation), иначе называемое "экстракорпоральным оплодотворением и переносом эмбриона "(ЭКО и ПЭ). Идея оплодотворения вне тела женщины возникла еще в прошлом веке, а практически к ее осуществлению приступили в 40-х годах XX в., когда американские ученые осуществили "зачатие в пробирке". Однако сохранить

зародившуюся жизнь удалось лишь в течение нескольких часов. Честь создания метода 1VF принадлежит английским ученым -эмбриологу Р. Эдвардсу и акушеру-гинекологу П. Стептоу. Сложные философские, моральные и иные вопросы, сопровождающие применение этой новейшей технологии размножения человека, бурно обсуждались уже на стадии экспериментальной разработки метода, В 1971 г, Британский комитет по медицинским исследованиям отказался финансировать программу Р. Эдвардса и П. Стептоу, сочтя их исследования противоречащими этическим нормам. После отмены в 1975 г. моратория на разработку метода ЭКО 10-летние исследования Р. Эдвардса и П. Стептоу завершились внедрением данного метода в практику, и в июле 1978 г. в клинике Кембриджского университета родился первый "ребенок из пробирки" - Луиза Браун.

Отечественные ученые начали осваивать метод ЭКО и ПЭ с 70-х годов, особенно активно - в Лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства и перинатологии РАМН. Именно здесь в 1986 г. и родился первый в нашей стране "ребенок из пробирки".

Показанием к применению ЭКО и ПЭ является прежде всего абсолютное бесплодие женщины (например, при отсутствии у нее труб или яичников). По расчетам отечественных специалистов, в России имеется примерно 3 миллиона женщин детородного возраста, страдающих абсолютным бесплодием.

По сути дела, все фазы применения метода ЭКО и ПЭ сопряжены с трудными моральными вопросами. В "Положении об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов" 1 , принятом в 1987 г Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), говорится, что применение метода ЭКО и ПЭ оправдано, когда другие методы лечения бесплодия (медикаментозные, хирургические) оказались неэффективными. Здесь мы видим вполне понятное стремление ограничить клиническую практику, связанную с трудноразрешимыми морально-этическими вопросами.

Сила инстинкта материнства, упорство многих-женщин, годами стойко выносящих страдания и лишения, связанные с лечением бесплодия, хорошо известны. Тем более неукоснительной этической обязанностью врача является полное и адекватное информирование пациентки о серьезности риска, сопровождающего применение метода ЭКО и ПЭ. Только при этом условии полученное от женщины (или от супругов) информированное согласие на применение метода будет морально значимым.

В процессе проведения ЭКО и ПЭ приходится осуществлять целую серию манипуляций с яйцеклетками и сперматозоидами до момента их слияния. Допустимо ли вообще подобное манипулирование с гаметами человека? Уже в "Положении" ВМА отмечается, что метод ЭКО и ПЭ в целом оправдан, так как "может быть полезен как для отдельных пациентов, .так и для общества в целом, не только регулируя бесплодие, но и способствуя исчезновению генетических заболеваний и стимулированию фундаментальных исследований в области человеческой репродукции и контрацепции". В собственно этическом плане использование данной методики борьбы с бесплодием необходимо также интерпретировать как неотъемлемое право женщины (супругов) пользоваться благами научного прогресса (ст.27 "Всеобщей декларации прав человека" и ст.15 "Пакта об экономических, социальных и культурных правах").

Через сутки с небольшим после оплодотворения (образования зиготы) происходит первое в жизни нового биологического образования деление на 2 бластомера, а к концу третьих суток уже образуется 8 бластомеров (клеток). В соответствии с рекомендациями отечественной Инструкции по применению метода ЭКО и ПЭ, стадии 2,4,8 бластомеров считаются оптимальными для переноса в матку.

На этой стадии от манипуляций с гаметами медики переходят к манипуляциям с эмбрионами. При этом приходится сталкиваться с теми же самыми философскими и моральными вопросами, которые имеют давнюю традицию обсуждения в связи с искусственным прерыванием беременности: "Каков онтологический и моральный статус эмбриона?", "С какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческим существом?", "В каком объеме он обладает правами человека?" Эти вопросы обсуждались в предыдущей главе в связи с проблемой аборта. Теперь же отметим, что в ситуации, когда эмбрионы создаются искусственным путем и когда их приходится подвергать различным воздействиям, морально-этические и правовые проблемы статуса эмбрионов приобретают много специфических черт.

В главе VII уже говорилось, что в литературе по биоэтике на вопрос о том, с какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческим существом, даются различные ответы. Разнообразие критериев свидетельствует о том, что вопрос об онтологическом и моральном статусе эмбриона не может сегодня решаться без учета современных данных эмбриогенеза человека. Нам представляется обоснованной позиция, согласно которой зародыш (начиная с зиготы) обладает особым онтологическим и моральным статусом. Это означает, что эмбрион человека, как уже отмечалось ранее, в определенном смысле является носителем человеческого достоинства.

Во-первых, эмбрион не есть просто часть внутренностей женщины. Такой устаревший взгляд на его природу до сих пор исповедуют те медики, которые, например, оправдывают использование абортивных тканей в любых нужных им целях тем, что эти ткани "все равно пропадают" и что в медицине принято использовать для научных или учебных целей любой удаленный орган пациента.

Во-вторых, особый онтологический статус эмбриона, о котором у нас идет речь, заключается в том, что само его существование есть звено применения метода лечения бесплодия (клинического метода как синтеза научных знаний и технологии). Искусственный путь происхождения эмбриона становится органическим моментом его бытия (так же как состояние "смерть мозга" имеет ятрогенное происхождение, т.е. является следствием предпринимаемых врачом реанимационных действий). Тогда особый моральный статус эмбриона определен этическими и правовыми нормами применения данного терапевтического метода. Например, согласно современным этическим и правовым нормам, манипуляции с человеческим зародышем in vitro допустимы лишь до момента прикрепления его к стенке матки, пока он в определенном смысле еще не представляет собой биологической целостности.

Это исключительно важное обстоятельство отражается и в современной терминологии - зародыш до 14-го дня развития многие специалисты называют "предэмбрионом" или "ранним эмбрионом". Изъятие у него одного-двух бластомеров, например для определения пола либо наличия хромосомной или генной мутации, не оказывает повреждающего воздействия на последующее развитие.

Новые этические вопросы ставит и реальная возможность выбора пола ребенка, возникающая в случаях ЭКО и ПЭ. В связи с этим в "Положении" ВМА говорится: "ВМА рекомендует врачам воздерживаться от вмешательства в процесс воспроизводства с целью выбора пола плода, если это делается не для то-

го, чтобы избежать передачи серьезных заболеваний, сцепленных с полом". К сожалению, в нормативных документах, регулирующих такую практику в нашей стране, вопрос о выборе пола плода никак не отражен.

Как известно, стимулируя гиперовуляцию, врачам удается извлечь из организма женщины несколько (иногда до 10 и более) яйцеклеток. В целях повышения вероятности оплодотворения все яйцеклетки подвергаются инсеминации, и большинство из них становятся зиготами. Примерно на 3-й сутки после оплодотворения предстоит следующий важнейший этап - перенос зародыша в матку. Чтобы повысить вероятность беременности, в полость матки переносят несколько эмбрионов. Несмотря на предусматриваемое ограничение, риск многоплодной беременности остается во много раз большим, чем при естественном зачатии. Требование биоэтики и здесь является неукоснительным: пациентка, супруги должны быть проинформированы о степени риска многоплодной беременности.

С целью избежать негативных последствий многоплодной беременности, которые могут быть особенно опасными при применении процедур ЭКО, иногда осуществляют операцию, называемую "редукцией эмбрионов". Иными словами, если после переноса в матку одновременно приживается более трех эмбрионов, часть из них абортируется. Такая практика, однако, в ряде стран считается юридически или этически неприемлемой. В самом деле, оказывается, что лечение, смысл которого -преодолеть бесплодие, обеспечить развитие новой жизни, ведет к искусственному прерыванию самих же этих новых жизней. Поэтому согласно, например, немецкому законодательству, "всякий, кто осуществляет перенос женщине более трех эмбрионов в течение одного цикла", подвергается заключению сроком до трех лет или штрафу, Существующий во Франции Национальный консультативный комитет по этике в 1991 г. отметил, что редукция эмбрионов не должна служить легализации безответственности врача, применяющего метод искусственного оплодотворения.

Много споров ведется относительно будущего оставшихся, так называемых "избыточных "оплодотворенныхяйцеклеток (они могут сохраняться очень долго). Если беременность не наступает сразу, то они могут быть использованы в последующих циклах. Если же беременность наступает, то "избыточные" оплодотворенные яйцеклетки оказываются буквально "лишними". Бу-

дущее этих "лишних" эмбрионов может сложиться трояко.

    Они могут быть разморожены и погибнуть.

    "Лишние" эмбрионы могут стать предметом донорства.

    "Лишние" эмбрионы могут быть объектом научных исследований.

Вопрос о судьбе "избыточных" эмбрионов в программе ЭКО и ПЭ неоднократно находил отражение как в международных, так и во многих национальных этических и правовых нормативных документах. Специальные Резолюции Европейского Парламента, принятые в 1988 г., в частности, предписывают, чтобы "при оплодотворении in vitro количество оплодотворенных яйцеклеток не превышало возможности матки и чтобы к сохранению жизнеспособных эмбрионов в криогене обращались только в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств, возникших при оплодотворении, невозможно ввести эмбрион в матку немедленно". Российская "Инструкция по применению метода ЭКО и ПЭ в полость матки для лечения женского бесплодия" {1993} вопрос о судьбе "избыточных" эмбрионов, к сожалению, оставляет без внимания.

Серьезные моральные проблемы применения новейших технологий репродукции человека связаны с состоянием здоровья, показателями физического и психического развития детей, родившихся с помощью искусственного оплодотворения. Наконец, существует ли риск возникновения аномалий у потомков "искусственных" детей?

По некоторым зарубежным литературным данным, сравнение применения метода ЭКО и ПЭ и естественного зачатия обнаружило возрастание риска. Количество выкидышей возрастает в 2-3 раза, внематочных беременностей - в 2-5 ра.з, многоплодных беременностей - в 20-27 раз. Более чем в половине случаев дети, зачатые in vitro, появляются на свет с помощью кесарева сечения, риск недоношенности у них увеличен в 3 раза, врожденных дефектов - в 2 раза.

Практика искусственного размножения человека ставит непростые вопросы и о социальном и правовом положении ребенка, появившегося на свет с помощью искусственной инсеминации или ЭКО и ПЭ. Наиболее простой ситуацией, конечно, является гомологическое оплодотворение, когда биологические и социальные родители ребенка совпадают и вообще не возникает вопрос о законнорожденности ребенка. Однако и в таких случаях существует опасность дискриминации детей, которые по-

явились на свете помощью искусственного зачатия. В "Положении" ВМА{1987) в связи с этим подчеркивается: "Врач должен действовать прежде всего в интересах ребенка, который родится в результате процедуры". Здесь необходимо еще раз подчеркнуть важность правила конфиденциальности в отношении любых медицинских вмешательств в репродуктивные процессы, но в особенности - методов искусственного оплодотворения.

Что же касается гетерологичного оплодотворения, когда один или оба "социальных родителя" ребенка не совпадают с его "биологическими родителями", то здесь вопрос об анонимности доноров оказывается сопряженным с еще одной сложностью. Не является ли анонимность донора нарушением прав еще не родившегося ребенка?

Словацкие юристы Я. Дргонец и П. Холлендер справедливо отмечали: "Медицина начала совершать искусственное оплодотворение раньше, чем появилось специальное правовое регулирование". До конца 80-х годов ребенок, появившийся на свет в результате искусственной инсеминации спермой донора, в некоторых странах (Швейцария, Италия и др.) считался незаконнорожденным. В настоящее время во многих странах принята юридическая норма, согласно которой мужчина, давший добровольное осознанное согласие на проведение искусственного оплодотворения жены, не вправе оспаривать отцовство в отношении зачатого таким образом ребенка. В 1990 г. аналогичная норма введена в российское законодательство.

Согласие супругов на применение методов искусственного оплодотворения в некоторых странах оформляется их отдельными заявлениями. В России каждый из супругов ставит свою подпись под общим заявлением. В медицинской практике известны случаи, когда в центр искусственного оплодотворения обращалась женщина с просьбой осуществить ей искусственное оплодотворение спермой донора, но тайно от мужа. В практике французских врачей был случай, когда к ним обратился мужчина африканского происхождения с просьбой осуществить искусственную инсеминацию двух его жен" спермой Донора, которые бы, однако, считали, что было произведено гомологическое искусственное оплодотворение. Как бы ни были убедительны моральные аргументы в пользу "святого обмана" в подобных случаях, и профессиональная этика, и буква Закона (а для многих также требования религиозной морали) не допускают применения методов искусственного оплодотворения без согласия обеих сторон брачного союза.

Один из трудных вопросов, возникающих при донорстве яйцеклетки, связан с тем, кто именно должен считаться матерью родившегося ребенка. В литературе представлены три возможных ответа на этот вопрос: матерью всегда является женщина, которая родила ребенка; родительница признается матерью лишь в том случае, если использованная яйцеклетка принадлежит ей; женщина-донор яйцеклетки признается матерью наряду с женщиной, которая родила ребенка. Согласно имеющимся на этот счет законам в ряде стран (Болгария, некоторые штаты Австралии и др.) матерью признается женщина, родившая ребенка. По российскому законодательству, напротив, матерью ребенка считается не женщина-донор яйцеклетки, а женщина, давшая письменное согласие на имплантацию ей эмбриона (см. ст. 51, ч. 4 "Семейного кодекса РФ").

– это не естественный (искусственный) метод зачатия. Многие мировые религии считают, что метод ЭКО нарушает права человека и, соответственно, недопустим для верующего.

Так, согласно своей «Социальной концепции», Русская православная церковь неодобрительно относится к методам лечения бесплодия, при которых наступает гибель эмбрионов, а также используются чужие яйцеклетки или суррогатная мать.

«Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребёнка, помимо „социальных“, ещё и так называемых биологических родителей. „Суррогатное материнство“, то есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка „заказчикам“, противоестественно и морально недопустимо…»

Однако, оплодотворение яйцеклетки жены сперматозоидами мужа РПЦ считает вполне допустимой.

Католическая церковь относится к ЭКО более строго и не признает репродуктивных технологий ни в каком виде.

Согласно энциклике Humanae vitae II: «искусственное оплодотворение противоречит единству брачного союза, достоинству супругов, родительскому призванию и праву ребёнка быть зачатым и произведённым на свет в браке и в результате этого брака»

Среди последователей буддизма нет единой точки зрения на ЭКО. Приверженцы традиционной сангхи считают его недопустимым, в то время как некоторые школы приветствуют то, что женщины благодаря ему могут стать матерями.

Основные этические проблемы, сопутствующие ЭКО:

Разобщение зачатия

Согласно взглядам большинства религий, ЭКО нарушает нормальный ход зачатия. При этом половой акт подменяется на технические действия. Сперма получается путем мастурбации, которая во многих религиях считается грехом. Половой акт и оплодотворение разделяются во времени, а родители даже не присутствуют при зачатии своего дитя.

Все это превращает ребенка в глазах верующих людей из дара от Бога в вещь, добытую техническими действиями. Он изготавливается “на заказ”, а в случае несоответствия всегда может быть вовремя “редуцирован” (удален).

Нарушение прав ребенка

В зачатии ребенка участвуют не родители, а медицинский работник, и поэтому он не может в полной мере называться ребенком своих отца и матери, особенно если были использованы донорские материалы. В случае неудовлетворения критериям, живой эмбрион уничтожается, и пересаживается новый, что нарушает его право на жизнь. Ребенок превращается в предмет контракта и купли-продажи.

Нарушение прав матери

В случае использования суррогатной матери, она лишается своего естественного права вырастить и воспитать дитя, выношенное во чреве и рожденное ею. Происходит грубое нарушение естественного закона: кто родил — тот и мать. Оказывается, можно выносить и родить ребенка, но не быть его матерью!

Проблема биологических и генетических родителей, подрыв основ семьи

ЭКО приводит к появлению таких понятий, как биологические и генетические родители. Это нарушение естественного хода вещей и семьи. Использование донорских яйцеклеток и сперматозоидов фактически считается прелюбодеянием в браке, что недопустимо с религиозной точки зрения.

Проблема эмбрионов

В процессе ЭКО пренебрегается естественное право эмбриона на жизнь, как маленького человечка на ранней стадии развития. При ЭКО неизбежно происходит выбор более хорошего эмбриона для пересадки в матку. Лишние эмбрионы, особенно если они “низкокачественные”, уничтожаются, независимо от их хромосомного набора и жизнеспособности.

Эмбрион может быть продан, подарен или уничтожен по желанию сторонних лиц, а также использован для научных или медицинских целей.