Формирование комиссии по трудовым спорам (КТС). Комиссия по трудовым спорам

Создание на предприятии коллегиального органа досудебного урегулирования трудовых споров осуществляется в рамках шестидесятой главы ТК России. Процедура образования комиссии подчинена ряду строгих правил, нарушение которых может вызвать негативные правовые последствия для работодателя. Именно поэтому к процессу рекомендуется привлекать проверенных профессионалов с большим опытом работы.

Квалифицированные адвокаты и юристы центра «ССГ Групп» неоднократно оформляли образование КТС, а также проводили урегулирование индивидуальных споров с сотрудниками. Успешная практика позволяет отыскивать не только эффективные, но и экономичные решения, соблюдая все предписания действующих нормативно-правовых актов.

Порядок создания КТС

Комиссия по трудовым спорам создается в организации на основании решения руководителя. Согласовать такой акт потребуется и с учредителями компании. Заручиться одобрением собственников необходимо во избежание претензий относительно стоимости содержания административного аппарата. Согласно статье 384 ТК РФ инициаторами процедуры вправе стать и представители рабочего коллектива. В этом случае отказаться от формирования КТС у организации не получится.

Создание коллегиального органа осуществляется в следующем порядке:

  • издание распоряжения;
  • определение состава (на первых этапах юридическую защиту предпринимателя могут взять на себя сотрудники центра «ССГ Групп);
  • согласование объема расходов на деятельность комиссии;
  • разработка регламента КТС;
  • решение вопросов технического обеспечения (выделение помещения, предоставление техники, мебели, канцелярских товаров и пр.).

В комплекс услуг входит постановка делопроизводства комиссии, оформление отношений с членами и председателем, обеспечение архивного хранения документов. Специалисты центра гарантируют клиенту полную конфиденциальность, а также своевременность завершения всех формальностей. Помогают юристы сокращать расходы. Экономия средств достигается за счет разработки оптимального графика работы комиссии.

Особенности организации работы КТС

Созданная в организации комиссия действует строго в рамках утвержденных регламентов. В компетенцию этого органа входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров до передачи их в суд. Представители КТС обязаны правильно применять действующие нормы, обеспечивать объективность и полноту оценки представленных доказательств.

Абонентское юридическое обслуживание компаний могут входить услуги по урегулированию. Сотрудники центра «ССГ Групп» включаются в состав комиссии и защищают интересы организации. При этом специалисты внимательно следят за соблюдением сроков подачи обращений (до 3 месяцев), их рассмотрения (до 10 суток).

Обязанностью юристов является и оформление решений КТС. Специалисты несут ответственность за соблюдение установленной формы, наличие реквизитов, достоверности актов и полноту отражения сведений.

В соответствии с той законодательной базой, на которой держатся взаимоотношения работника и работодателя на территории нашей страны, комиссия по так называемым трудовым спорам по полному праву является местом, куда обращаются с проблемами , так называемая социальная защита граждан от недобросовестных работодателей. То есть комиссией.

Если говорить о сроках, на который создается этот, безусловно, важный и нужный орган, то он, как таковой, не оговорен в законе. Также, информации о сроке нет и в важнейшем нормативно-правовом акте в плане трудовых отношений – в Трудовом кодексе нашей страны.

Таким образом, созданная однажды комиссия по трудовым спорам собирается как для рассмотрения разового, то есть случая, который является единственным, так и для множественных нарушений работодателей в отношении работников.

Если вы спросите о том, на основании чего функционирует данная комиссия , то ответ будет состоять из нескольких частей. Во-первых, это, конечно, Конституция Российской Федерации, ведь каждый гражданин имеет право на труд. Во-вторых, это, конечно же, трудовой кодекс. В-третьих, это особое Положение, на основании которого комиссия осуществляет свою деятельность.

Кто может просить о создании комиссии? Ошибочно полагать, что это право принадлежит только работникам. Очень часто работодатели становятся жертвами недобросовестных работников и хотят справедливости. Поэтому инициаторами создания КТС может быть и та и другая сторона.

Как правило, для того, чтобы комиссия была собрана, необходимо совершить какое либо действие, подталкивающее ее к этому. Так, работодателем или работником должно быть оформлено обращение, обязательно в письменном виде и желательно, по установленному образцу.

Где получить разъяснения о том, как составить данное обращение. Для начала, можете поинтересоваться на своем рабочем месте и если не получите достаточных разъяснений – можете прибегать в помощи Трудового кодекса, а именно, к статье 384.

Подводные камни

Во-первых , это нежелание работников создавать комиссию. Объясняться это может по-разному. Работники не видят смысл в создании комиссии, ведь решение очевидно или же не усматривают изначально в деяниях того или иного лица неправомерный подтекст.

Во-вторых , это нежелание портить отношение с кем-либо по службе.

Нужно сказать, что в случае, если работники отказываются собираться в группу и формировать комиссию — в этом нет ничего ужасного. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и тем более — оштрафован.

Если сам работодатель не собирается создавать комиссию на предприятии или отказывается наделить ее полномочиями, то за это полагается административная ответственность. Именно поэтому согласие работодателя на создание комиссии по трудовым спорам просто обязательно.

Каждый из работников, которые войдут в состав комиссии, должны быть оповещены об этом не только устно, но и письменно. Так, каждому из указанных лиц высылаются специально предусмотренные письменные приглашения.

Как образуется?

Комиссия образуется в несколько этапов. Для начала должно появиться условие или основание возникновения подобной комиссии. Это может быть правонарушение одного из работников или работодателя и так далее.

Следующим этапом является формирование комиссии.

Формируется комиссия по трудовым спорам из работников, преимущественно занимающимися общественной деятельностью. Кандидатам рассылаются специальные предложения, на которые работники могут ответить как положительно, так и отказом. Далее, работники обязательно должны еще раз подтвердить свое согласие. А вот следующим, самым важным этапом является составление приказа.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам это, в первую очередь, официальный документ. Именно на основании него формируется комиссия по трудовым спорам, которая может рассматривать в своих рамках далеко не одно дело. О там как правильно составить подобный приказ должен знать каждый работодатель. Все , должны быть составлены верно, и приказ — не единственный.

Так, приказ создается на специальном бланке , а в его отсутствие – на листе А4. Далее, в бланке должно быть обязательно указаны следующие данные: дата создания приказа, город и, безусловно, название организации.

Затем обязательно слово приказываю, после которого работодатель утверждает создание комиссии по трудовым спорам. Затем назначает представителями работников определенных лиц, информацию о которых также перечисляет в документе.

Следом назначается председатель комиссии, его секретарь. Также в приказе должно быть прописано время заседаний, а также, что это никак не скажется на их заработной плате. Подписан приказ должен быть руководителем организации или ее генеральным директором с указанием инициалов.

Только после этого приказ считается вступившим в силу. О приказе должны быть оповещены все работники, а также должны быть с ним ознакомлены. Именно поэтому копия приказа передается либо из отдела в отдел, либо вешается на специальном стенде в общественной части организации.

Подробнее о составе

Как мы уже знаем, комиссии по трудовым спорам образуются только по инициативе работников. Из числа работников, состоящих в комиссии, избирается председатель, его заместитель и собственно, секретарь. Этим людям предоставляется право контролировать и регулировать работу комиссии по трудовым спорам. В некоторых ситуациях может происходить .

Как правило, в ее состав входит не менее пятнадцати человек. На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место.

Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число голосов, могут замещать эти места.

Председатель, его заместитель и секретарь являются членами руководства сформированной комиссии по трудовым спорам.

Председатель

Председатель – это практически самый важный член комиссии по трудовым спорам. Избирается большинством голосов.

Суть его деятельности или работы состоит в том, что председатель не только контролирует работу всей комиссии, за ним также остается право последнего слова.

Таким образом, решение в каком либо споре не может быть вынесено без одобрения председателя . Как правило, председателем является незаинтересованное в исходе дела лицо. На решении о споре председатель ставит свою подпись.

Заместитель

Заместитель председателя также, безусловно, важная личность. В отсутствии председателя именно на его плечи ложится ответственность за принятие , каких либо решений. В отсутствие председателя заместитель контролирует работу комиссии, является последней инстанцией в принятии решения.

В случае присутствия председателя заместителя по большей части является его советником, и консультирует по каким-либо вопросам.

Секретарь

Несмотря на достаточно простую должность, на секретаря комиссии ложатся достаточно серьезные обязанности, которые он обязан выполнять. Именно поэтому на должность секретаря выбирают ответственного и проверенного человека.

Секретарь не только должен печатать всю документацию, но и фиксировать ход процесса по разрешению какого-либо спора. Именно поэтому секретари являются важной фигурой в разрешении трудовых споров.

Представители работодателя

Представители работодателя в комиссии – люди, безусловно, важные. Кем они назначаются?

Все просто, представители в комиссию по трудовым спорам со стороны работодателя назначаться руководителем самой организации.

Представители выбирают посредством проведения конференции с элементом голосования.

Чем занимаются эти люди? В случает трудового спора с работодателем они отстаивают его интересы, аргументируя то или иное действие. Нередко, представители отказываются от своих должностей и за это не несут никакой ответственности и штрафных санкций. Узнайте в , каковы этапы коллективных трудовых споров.

Заключение

И восстанавливает справедливость. Но кроме того, она выполняет еще одну, маленькую, но одновременно очень важную функцию. Она сближает людей, показывает им то, что все проблемы решаемы и сплошает коллектив.

Именно потому в случае возникновения спора не старайтесь его уладить в одностороннем порядке. Иногда достаточно банальной процедуры создания комиссии по трудовым спорам и работники точно смогут увидеть ваше непредвзятое отношение и мудрость руководителя.


ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по трудовым спорам на предприятии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение вводится в соответствии с Трудовым кодексом.
1.2. Комиссия по трудовым спорам (далее - "КТС") является органом рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятии.
1.3. Согласно Трудовому кодексу РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в КТС.
1.4. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
1.5. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
1.6. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
1.7. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
1.8. Решение об отказе в рассмотрении заявления работника в случае пропуска установленного срока обращения в КТС принимается комиссией после рассмотрения причин попуска этого срока.

2. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

2.1. КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников.
2.2. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем предприятия.
2.3. КТС из своего состава избирает председателя комиссии, заместителя председателя и секретаря комиссии.
2.4. КТС имеет свою печать.
2.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. Для организационно-технического обеспечения деятельности КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) решением руководителя предприятия назначается постоянный работник.
2.6. Члены комиссии могут быть исключены из нее в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Решение об исключении члена КТС из ее состава принимается большинством голосов по результатам открытого голосования.
2.7. В случае исключения из состава КТС одного или нескольких членов состав комиссии пополняется в порядке, установленном для образования комиссии.

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В КТС

3.1. Все заявления работников, поступившие в КТС, регистрируются в Журнале регистрации заявлений в комиссию по трудовым спорам, где указываются дата поступления заявления по трудовому спору, Ф.И.О., место работы и должность работника, о чем спор и срок принятия решения КТС по данному спору.
3.2. Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
3.3. Спор рассматривается в присутствии работника или уполномоченного им представителя. Права представителя работника подтверждаются письменным заявлением работника, уполномочившего его.
3.4. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.
3.5. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.
3.6. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии, руководство предприятия, фигурирующего в рассматриваемом вопросе, обязано в установленный срок представлять необходимые документы.
3.7. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
3.8. На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КТС И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

4.1. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
4.2. В решении КТС указываются:
- наименование предприятия либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения предприятия, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
- дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора;
- фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
- существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
- результаты голосования.
4.3. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ КТС. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ КТС

5.1. Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
5.2. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
5.3. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
5.4. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
5.5. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.
5.6. Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

При возникновении конфликтных ситуаций на предприятии у сотрудников может возникнуть чувство беспомощности. Для того, чтобы каждый сотрудник в условиях трудового спора, будь то простой работник или же руководитель, имел свои права при защите собственных интересов, создается КТС. Что такое комиссия по трудовым спорам и каковы ее полномочия?

Понятие

Если организация имеет численность штата более 15 человек, то в большинстве случаев создается комиссия. КТС образуется на общем собрании коллектива работников и утверждается путем голосования. После создания комиссии сотрудники организации получают возможность защищать свои права и отстаивать интересы.

Для того чтобы решить вопрос создания органа, необходимо желание коллектива или руководства. Если подобный факт не зафиксирован, то комиссия может и не создаваться. Наличие подобного органа не является обязательным.

КТС является важным ресурсом в решении спорных вопросов, касающихся трудовой деятельности коллектива. Члены комиссии наделены полномочиям принимать решения в отношении подобных ситуаций, которые должны исполняться немедленно и не подлежат оспариванию.

Так как члены комиссии должны относиться к ситуациям непредвзято и объективно, то избирать их нужно как из состава трудового коллектива, так и из состава руководства предприятия. Индивидуальные трудовые споры в КТС призваны урегулировать разногласия, возникающие между руководством и рядовыми сотрудниками.

Образование

Ранее уже было сказано, кто может являться инициатором создания КТС. Что такое комиссия по трудовым спорам, мы тоже выяснили. Теперь рассмотрим, как она образуется.

Руководитель и представительный орган рабочего коллектива после получения предложения о создании комиссии должны в течение десяти дней направить в КТС представителей.

Комиссия может быть создана не только в самой организации, но и в ее подразделениях. Образуются и действуют они на тех же основаниях. КТС имеет свой штамп. Все организационно-технические нюансы должны быть обеспечены руководством организации. Комиссия по трудовым спорам должна избрать председателя, его заместителя и секретаря.

Полномочия

У комиссии есть широкие полномочия, причем ее деятельность не может управляться другими структурами. Она может изучать вопросы, с которыми обращаются сотрудники. Но полномочия органа не могут распространяться за пределы территории компании. КТС не имеет права разрешать те противоречия, которые возникли при применении работодателем законодательных норм, вмененных к исполнению федеральными или региональными органами, а также имеющих локальное назначение.

Помимо того, что комиссия формирует устойчивые и эффективные взаимоотношения в рабочем коллективе, которые основываются на компетентности реализации исполнительного производства, она может решать спорные вопросы с уже уволившимися сотрудниками. Но это только в том случае, если руководство при увольнении допустило определенные нарушения.

Также комиссия уполномочена помогать тем гражданам, которые не были приняты на работу в данную организацию без указания мотивированных причин.

Компетенция

КТС (что такое комиссия по трудовым спорам, мы выяснили) благодаря своей компетенции может решать следующие вопросы:

  1. Взыскание зарплаты и других доплат.
  2. Соблюдение условий выполнения трудового договора.
  3. Выплата сверхурочных и командировочных.
  4. Наложение взысканий и вменение материальной ответственности.
  5. Иные вопросы, которые не были решены с помощью переговоров сторон.

Также есть вопросы, решение которых не относится к компетенции комиссии:

  1. Восстановление сотрудника в должности.
  2. Восстановление сотрудника после увольнения.
  3. Уплаты возмещения за вынужденный прогул или расхождения в заработной плате, если сотрудника понизили в должности.

Тем не менее, во всех указанных случаях, работник должен обратиться в комиссию в порядке досудебного решения конфликта. И в зависимости от того, какое решение КТС примет, будут определяться дальнейшие действия.

Сроки

Сотрудники организации могут обратиться в КТС (что такое комиссия по трудовым спорам и каковы ее полномочия рассмотрено ранее) в течение 90 дней с момента появления конфликта. Данный срок предусматривает самопроизвольное разрешение ситуации. Если такого не произошло, то вопрос переходит в компетенцию комиссии.

Но есть некоторые нюансы. Если гражданин захочет обратиться с вопросом незаконного увольнения, на что у комиссии нет полномочий для решения проблемы, то делать это нужно как можно быстрее, чтобы суд не ставил вопрос о затягивании сроков в досудебном урегулировании ситуации.

Заявление по трудовым спорам КТС обязано рассмотреть в течение десяти дней. После этого орган должен либо принять дело в производство, либо выдать мотивированный отказ с указанием причины. С этим документом можно обратиться в судебную инстанцию, так он будет подтверждать желание урегулировать вопрос досудебно.

При принятии заявления на его рассмотрение дается месяц. Решение можно опротестовать в течение десяти дней.

Система работы

Вся работа комиссии должна проходить на заседаниях. В обязательном порядке должны присутствовать председатель, его зам и секретарь.

Система работы комиссии по трудовым спорам состоит из трех главных этапов:

  1. Подача заявления в КТС и его рассмотрение.
  2. Подготовка и проведение процесса рассмотрения спорной ситуации.
  3. Принятие решения, контроль за его исполнением.

Установленное решение комиссии:

  • не подлежит оспариванию и обсуждению;
  • несет резолютивный характер;
  • должно быть исполнено незамедлительно;
  • опротестовать его можно только в судебных органах.

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).



Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

Избрание на общем собрании (конференции) работников;

Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).