Гибралтарский пролив где находится. Гибралтарский пролив и его история

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Это пролив международного значения. Находится между северо-западным побережьем Африки и Соединяет со Средиземным морем. На северном берегу находится Испания и Гибралтар (владение Великобритании), на юге Сеута - (испанский город) и Марокко.

Длина пролива составляет шестьдесят пять километров, ширина - от 14 до 44 километров, наибольшая глубина - до 1181 метра. На разной глубине пролива есть течения, направленные в противоположные стороны. Это течение поверхностного типа, приносящее воду из океана Атлантического в Средиземное море, и глубинное, приносящее воды из Средиземного моря в Атлантику. По берегам пролива находятся обрывистые скалы. В древности моряки называли их


Благодаря своему удобному расположению, Гибралтарский пролив имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. В настоящее время он контролируется военно-морской базой Гибралтар и английской крепостью. Также в районе пролива расположены марокканский Танжер и испанские порты Ла-Линеа, Сеута и Альхесирас. Каждый день через пролив Гибралтар проходит около трехсот торговых и других судов. Специально для защиты морских млекопитающих испанским правительством установлено ограничение скорости для всех судов - 24 километра в час (13 узлов).


Построят мост или тоннель ли через Гибралтарский пролив?

Проект "Анлантропа" был создан 1920 году германским архитектором Зергелем. Он предложил перегородить пролив электрической дамбой, а Дарданелы - второй дамбой, но меньшего размера. Также существовал вариант, где вторая дамба в проливе соединяла Африку с Сицилией. При этом уровень воды в Средиземном море ориентировочно понизился бы на сто метров. Таким образом, Герман Зергель хотел не только получать в изобилии электрическую энергию, но и подавать пресную воду в пустыни Африки, чтобы они стали пригодными для сельского хозяйства. В результате создания подобного сооружения, Африка и Европа стали бы одним континентом, а вместо моря Средиземного появилось бы другое, искусственного происхождения. Его бы назвали Сахарским.

Долгое время Марокко и Испания совместно изучали вопрос строительства тоннеля - автомобильного или железнодорожного. В 2003 году началась новая программа исследований. Группа британских и американских строителей рассматривала вопрос постройки моста через Гибралтарский пролив. Он должен был стать самым высоким в мире (свыше 800 метров) и самым длинным (около пятнадцати километров). Писатель-фантаст описал такой мост в своем романтическом произведении "Фонтаны Рая".


Гибралтар - территория Великобритании. Находится на юге Пиренейского полуострова. Включает в себя песчаный перешеек и Гибралтарскую скалу. Является военно-морской базой НАТО. Для поездки в Гибралтар необходимо оформить в Гибралтар оформляется в посольстве и Понадобятся цветные фотографии, заполненное заявление, пакет документов (паспорт заграничный, копия билетов, бронь номера в гостинице, справка из банка и с места работы).

Гибралтарский пролив или Гибралтар - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел - 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.

У Геркулесовых столбов
Лежит моя дорога,
У Геркулесовых столбов,
Где плавал Одиссей...

А. Городницкий


Г ибралтарский пролив - это этакая форточка, поэтому ветер тут серьезный...
Есть и такая территория - Гибралтар. Она, как ни странно, принадлежит Великобритании, которая отжала военным путем и без всяких референдумов эти территории у Испании и Испания до сих пор их не признает и хочет вернуть))) Это место имеет стратегическую позицию, ведь пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Кто контролирует пролив - тот контролирует морскую торговлю стран имеющих выход в Средиземное море...

Здесь военно-морская база НАТО. А девиз Гибралтара - «Враг не изгонит нас». Поживем, увидим. Это виды из ресторана.

2.

За кормой еще Средиземное море, но скоро будет уже Атлантика.

3.

Стол для пенсионеров))

4.

5.

6.

Тортик... вполне съедобный оказался.

7.

Ресторанные скульптуры)))

8.

9.

10.

11.

Немного поплескался, но вода хоть горячая, но с какой-то химией. Так что я в джакузи залез в первый и последний раз.

12.

Пролив из космоса. Фото (С) https://upload.wikimedia.org/

13.

Вид на Гибралтар и Гибралтарскую скалу высотой 426 метра. Она со стороны Пиренейского полуострова. В древности скала была известна как один из Геркулесовых столбов, о чём свидетельствует памятник в южной части скалы. "Геркулесовы столбы" — это край света, предел мира))) но Геркулес плохо знал географию. По одной версии Геркулес пробил канал. А по другой наоборот сузил его, чтобы морские чудовища не проникали в Средиземное море.

14.

Не все знают, что значок доллара ($ ) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном. Если верить Платону, мифическая Атлантида располагалась в аккурат за Геркулесовыми столбами. Так может мы над ней проходили...)))

Скалу также называют горой Тарика, Джебель-эт-Тарик (Djebel al-Tarik) в честь арабского полководца Тарик ибн Зияда, от имени которого произошло название Гибралтара. На горе в верхней части проживает около 250 берберийских макак — единственного вида диких приматов в Европе. Там заповедник. К скале приезжают посмотреть на обезьян и лабиринт тоннелей.

На северной части скалы стоит крепость «Джабаль-ат-Тарик». Крепость была хорошо укреплена, и алжирские пираты не смогли её взять.

Уникальной особенностью скалы является система подземных тоннелей, длина которых превышает 50 км. В 1704 году в ходе войны за испанское наследство английские войска под предводительством адмирала Джорджа Рука захватили Гибралтар, после чего в 1713 году был подписан Утрехтский договор, признающий полуостров владением английской короны. Впоследствии испанцы множество раз пытались вернуть себе полуостров, штурмуя крепость. В четырнадцатую по счету осаду, получившую название Великой осады Гибралтара и длившейся с 1779 по 1783 год, в скале был выкопан первый туннель. Командующий гарнизоном Джордж Август Элиотт решил вести огонь по испанским батареям, стоящим на равнине перед северной частью скалы. Для сообщения батареи Виллиса с выемкой на северном фасаде скалы (где планировалось установить орудия) был прорыт тоннель, который поначалу не имел амбразур, но отверстия для вентиляции отлично подходили для ведения огня.

15.

Галереи которые показывают туристам закончили в 1797 году. Англичане прорыли 304 метра тоннелей и сделали несколько залов. Из амбразур открывается уникальный вид на Гибралтарский залив, перешеек и территорию Испании.

16.
.

Длина пролива 65 км, ширина 14 - 44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны.

17.

18.

19.

Волны нет, а ветер очень сильный.

20.

21.

Вид с последней 12 палубы.

22.

23.

24.

25.

Народ достал шубки))

26.

Ветерок даже с ног сносит)))

27.

А волны нет, волну ветер сдувает))

28.

29.

Вичку спасает пледик)))

30.

Ветер радовал свежестью... мы мокрые после бассеина, но ничего)) Хорошо есть защитные экраны.

31.

32.

Два берега...

33.

Кепку надел на самые уши, а то два раза сдувало)) чуть не улетела))

34.

35.

36.

37.

Общая информация

Гибралтарский пролив был известен еще древним мореплавателям, которые считали его географическим краем света, своеобразной границей между окружающим и неизведанным мирами.

Многие считали, что споткнувшись в этих местах, можно свалиться за край Земли. Гибралтарский пролив, породивший множество легенд и мифов, соединяет Атлантику со Средиземноморьем, в то же время разъединяя Африку и Европу. Находясь у южной оконечности Пиренеев, он на самом узком своем отрезке составляет всего четырнадцать километров, так что в этом месте можно одновременно видеть берега двух континентов. Берега его в основном скалистые: со стороны Европы это монолитные известняковые скалы, а с африканской - гора Джебель-Муса, расположенная в Марокко. Древними эти возвышенности назывались «последними точками земли», а сам пролив Гибралтар ассоциировался с проездом между скалами. Финикийцы называлы это место «Столпами Мелькарта», по имени своего бога мореплавания, римляне же - «Столпами Геркулеса». Согласно греческим легендам, Гибралтарский пролив по краям венчали два колоссальных столпа-колонны, обозначающие переход в неизведанный мир.

Океанография

В этом месте, так же как и в Босфоре, всегда очень сильное течение, объясняемое тем, что уровень Средиземноморья намного ниже Атлантики. Поэтому основную массу воды оно получает именно из океана через Гибралтарский пролив, который, как своеобразный порог, препятствует проникновению в море холодных глубинных вод, образуя такое явление, как гомотермия. Ситуацию усложняют и сильные ветра, которые не редкость в этих местах. За все время своего существования Гибралтарский пролив около одиннадцати раз самопроизвольно закрывался и открывался. К примеру, шесть миллионов лет тому назад его закрытие в результате движения литосферных плит привело к повышению солености в Средиземноморье, образов слой эвапоритов толщиной в 2 километра. И только его открытие спустя 0,7 миллионов лет несколько «оживило» это море.

Британский Гибралтар

До 13-го века территории вокруг пролива со стороны Европы были в руках арабов. С ними же и связано его современное название «Джибралтар», постепенно переросшее в уже привычное нам «Гибралтар». Именно так называются и пролив, и крепость, построенная на берегу. Сегодня город позиционируется как английский. Здесь находится военная база средиземноморских войск НАТО. Столица же скального государства - город Гибралтар - является смешением двух разных культур: испанской и мавританской. Этот типичный средиземноморский порт с постройками в викторианском и георгианском стиле является офшорной зоной. Сами местные жители себя называют «спэнглишами». О британском присутствии в этом месте напоминают не только название улиц, но и обилие пабов, а также английская униформа полицейских и наименование валюты - гибралтарского фунта.

Российским гражданам виза в Гибралтар выдается в английском посольстве или консульских отделах.

Марокканский Гибралтар

На другом берегу от британского Гибралтара находится территория Марокко с его самым значимым поселением - городом Танжером, у которого не менее интересная история, чем у его соседа по ту сторону пролива. Вначале это была территория, управляемая одновременно Францией, Англией и Испанией, но после Второй мировой ее французская часть перешла к испанцам. Однако после окончания войны арабские местные жители постепенно начали выражать недовольство присутствием чужеземцев, и в итоге Танжер в 1956-ом аннексировали марокканцы. Сегодня это достаточно крупный портовый город, который Гибралтарский пролив соединяет с Европой. Он по-прежнему остается европеизированным, поскольку в нем проживают немцы, англичане, испанцы, итальянцы, французы. Есть даже небольшая русская община.