Характеристика деятельности фирмы в условиях рынка. Роль, цели и функции предприятий в условиях рынка

1.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

Именно от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хоз.управления в стране в виде прирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Во многих учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является полу­чение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого пред­приятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получе­ние прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определен­ных принципов и выполнять необходимые функции.

Видный немецкий экономист Г.Шмален выделяет следу­ющие «краеугольные камни» управления предприятием: эко­номичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

Определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

При заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой ра­зумеющееся требование - не тратить даром производствен­ные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую дея­тельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собствен­ными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение воз­можно большей прибыли или возможно высокой рентабель­ности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рен­табельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продук­ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных об­щественных форм организации производства, как концент­рация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

С переходом российских предприятий на рыночные отно­шения ситуация в корне изменилась. Предприятия были выну­ждены работать по совершенно иной схеме:

В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходи­мо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального кон­курента и другие вопросы, характерные для рыночных отноше­ний. Многие отечественные предприятия не были готовы рабо­тать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

Многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и жда­ли возвращения к плановой экономике - там они чувствовали себя, как рыба в воде;

Распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

Неконкурентоспособность продукции многих отечествен­ных предприятий;

Переход на рыночные отношения сопровождался инф­ляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения пред­приятия оборотными средствами;

Многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

Насыщение российского рынка импортными товарами;

Государство на переходном этапе не создало необходи­мые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает систе­ма банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраст­руктура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный пе­риод в России от плановой экономики к рыночной затянулся.

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Предприятие это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что основной целью предприятия в условиях рынка является удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

При этом не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Следует выделить следующие принципы функционирования предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

Определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую, деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны выполнять определенные функции:

выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;


обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Таким образом, предприятием является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица, созданным в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных, платежей.

Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения, общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Государственное регулирование

деятельности предприятий в условиях рынка.

А) Механизмы государственного регулирования деятельности предприятия.

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования деятельности предприятий, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

Естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

Охрана окружающей среды и использование ресурсов;

Сертификация, стандартизация, метрология;

Социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

Внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитноденежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансирование, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991-1996 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием, тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда.экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Б) Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рынка.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

Должно ли государство вмешиваться и предпринимательскую деятельность предприятия? Каким должно быть это вмешательство?

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы деятельности всех субъектов рынка . Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности . Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики . Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

Снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

Отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

Девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

Обесценение сбережений граждан;

Снижение инвестиционной активности и др. Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий . Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции . В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок - их агент, а предприятие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства , т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Создание, реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство)

предприятия (юридического лица). Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие считается созданным после его государственной регистрации в местных органах власти. Это узаконивается присвоением ему регистрационного номера в едином государственном реестре юридических лиц. С этого момента предприятие выступает как юридическое лицо.

Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), имеющая в собственности, хозяйственно ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.

К числу признаков юридического лица , без которых предприятие не может участвовать в законном хозяйственном обороте, относятся :

наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении своего имущества. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность;

самостоятельная имущественная ответственность предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении своих обязанностей перед бюджетом;

право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами, с другими юридическими и физическими лицами;

право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке, предоставлять установленную государственными органами отчетность;

иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Юридическое лицо действует на основании устава либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Юридическое лицо может иметь свои представительства филиалы.

Представительством предприятия является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольные камни» управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

    определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

    при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятие должны:

    рационально использовать производственные ресурсы с учетом и взаимозаменяемости;

    выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

    обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

    систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

    разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

    заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

    проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обстоятельств.

ГлаваIi. Влияние внешней среды на деятельность организации

2.1 Типология и характеристика внешней среды

Под внешней средой предприятия понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретного предприятия, но оказывающие или могущие оказать воздействие на его функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и, в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды предприятия.

Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить его потенциал и привести ко многим негативным для предприятия последствиям.

Основными характеристиками внешней среды являются: взаимосвязь и взаимообусловленность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

В связи с этим руководители не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Согласно этой характеристике, изменение одного параметра влечет за собой изменение других.

Сложность внешней среды предприятия определяется числом факторов, на которое оно должно реагировать. С учетом этого параметра в более сложных условиях будет находиться предприятие, использующее различные технологии, имеющие многочисленных конкурентов, высокие темпы обновления продукции, что предопределяет и более сложную его организационную и производственную структуру.

Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде предприятия, определяет ее подвижность. Отечественные и зарубежные специалисты отмечают нарастающие скорости изменения среды современных промышленных предприятий. Однако можно назвать отрасли, вокруг которых она особенно подвижна: авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнология и сфера телекоммуникаций, а также фармацевтическая, химическая и электронная.

Неопределенность внешней среды является функцией от количества информации, характеризующей тот или иной ее фактор, а также функцией уверенности в точности поступившей информации.

В условиях глобализации экономики и бизнеса, применения в маркетинге компьютерных технологий происходит увеличение объема информации с одновременным уменьшением вероятности ее достоверности. Чем неопределеннее внешняя среда, тем сложней руководителям применять эффективные решения.


Введение…………………………………………………………………………3

1.Особенности и механизм функционирования предприятия в условиях рыночной экономики……………………………………………………………5

1.1. Основные функции и цели предприятия (организации) в условиях

рынка………………………………………………………………………5

1.2. Особенности работы предприятия в условиях рынка………………...10

1.3. Механизм функционирования предприятия в условиях рыночной

экономики…………………………………………………………………18

2.Эффективность работы предприятия (организации) в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………..24

2.1. Экономическая эффективность производства на предприятии и факторы ее определяющие……………………………………………………...24

2.2. Основные резервы и пути повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики………………………………………………...30

3. Анализ экономической эффективности в колхозе «Племзавод Родина» за 2006-2008 гг……………………………………………………………………..35

3.1. Краткая характеристика Колхоз «Племзавод Родина»……………...35

3.2. Расчет показателей экономической эффективности производства в колхозе «Племзавод Родина» за 2006-2008 гг………………………………...39

Выводы и предложения…………………………………………………………44

Список использованной литературы……………………..……………………46

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.

Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.

Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Основная цель курсовой работы заключается в изучении понятия экономической эффективности и влияющих на нее факторов, определении экономической эффективности производства на примере конкретного предприятия – колхоз «Племзавод Родина» Вологодской области. Главные задачи заключаются в том, чтобы проследить работу предприятия путем анализа основных показателей его экономической деятельности. В заключении работа содержит основные выводы по эффективности деятельности предприятия.

В работе применены такие общенаучные методы исследования как, монографический, метод анализа и синтеза и конкретнонаучные – расчетно-конструктивный, статистический.

В данной курсовой работе сначала будут рассмотрены критерии и показатели экономической эффективности, общая и сравнительная экономическая эффективность затрат, а затем уже основные пути повышения эффективности производства.

1.ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

      ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

    организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

    определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

    обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

    имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

    предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

    выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);

    оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1).

Рис.1. Производственное предприятие.

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Внешняя среда производственного предприятия.

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

Задачами действующего предприятия являются:

    получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

    обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

    обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

    создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

    охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

    недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.

Важнейшей задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

    экономичность;

    финансовая устойчивость;

Принцип экономичности требует, чтобы, во -первых, достигался определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; и, во -вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование - не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.

Предприятие в условиях рынка

1. Общая характеристика предприятия и его основные признаки

2. Организационно-правовые формы предприятий

3. Понятие и сущность предпринимательской деятельности предприятия

4. Виды предпринимательской деятельности

5. Организационно-экономические формы предпринимательства

Предприятие – обособленная целостная система технологических, социальных и экономических отношений, выступающих в качестве самостоятельного хозяйственного субъекта, который производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие должно обладать определенными признаками, без которых оно не может не только быть признано юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте:

а) предприятие должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

б) способность предприятия отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами;

в) способность предприятия выступать в хозяйственном обороте от своего имени, то есть в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами и другими физическими и юридическими лицами;

г) право предприятия быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

д) предприятие должно иметь самостоятельный баланс, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

е) предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости, т.е. не только получение максимальной прибыли и высокой рентабельности, но и осуществление такой деятельности, при которой предприятие может в любой момент времени расплатиться по своим долгам.

Предприятие осуществляет свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, конкуренты, государство, природные условия и общество в целом.

Основные функции предприятия:

    Выпуск высококачественной продукции, систематическое ее обновление и оказание услуг в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

    Рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости;

    Разработка стратегии и тактики поведения предприятия и их корректировка в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

    Обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции;

    Проведение гибкой ценовой политики и др.

Все предприятия в процессе функционирования действуют в рамках законов, правовых норм, т.е. в системе правовых отношений. Поэтому предприятие является хозяйствующим субъектом экономики и одновременно выступает юридическим лицом.

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.

Только после государственной регистрации в установленном порядке предприятие приобретает статус юридического лица.

Предприятия могут быть сгруппированы по различным критериям:

а) виды производства товаров и услуг;

б) приоритетные направления деятельности;

в) степень эффективности производства;

г) степень специализации;

д) региональная принадлежность;

е) организационно-правовые различия.

В зависимости от целей деятельности любое юридическое лицо относится к одной из 2 категорий: коммерческие или некоммерческие организации.

Коммерческая организация – юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица как коммерческие организации могут создаваться только в следующих организационно – правовых формах:

1) Хозяйственные товарищества: полное товарищество; товарищество на вере

2) Хозяйственные общества: ООО, ОДО, АО (ОАО, ЗАО)

3) Производственные кооперативы

4) Государственные унитарные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, ассоциации, союзы, учреждения).

В условиях рыночной экономики любое предприятие является по существу предпринимателем.

Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц.

Субъектами предпринимательства могут быть отдельные частные лица и объединения партнеров.

Основные черты предпринимательства:

а) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу в рамках правовых норм;

б) экономическая заинтересованность, получение макс. возможной прибыли;

в) хозяйственный риск и ответственность. При любых самых точных расчетах неопределенность и риск остаются.

Для формирования предпринимательства необходимы следующие условия:

а) экономические - предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут потратить на эти покупки; наличие и доступность денежных ресурсов для предпринимателя при финансировании деловых операций; инфраструктура рынка;

б) социальные – стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде; решение социальных вопросов трудовой деятельности;

в) правовые – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Все многообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать по видам или назначению.

Виды предпринимательства:

1. производственное (инновационное, научно-техническое, производство товаров и оказание услуг, производственное потребление товаров и услуг, информационное)

2. коммерческое (торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое,

товарные биржи)

3. финансовое (страховое, банковское, аудиторское, лизинговое, фондовые биржи)

4. консультативное (общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги).

Производственное предпринимательство занимает ведущее место среди других видов предпринимательства.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат торговые организации и товарные биржи.

Товарная биржа – разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Цель – создать механизм управления свободной конкуренцией и с его помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Основными институтами финансового предпринимательства являются коммерческие банки. Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов.

Фондовая биржа – это организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер по их реализации.

Применяются следующие методы консультирования:

а) экспертное консультирование (наиболее форма пассивная форма консалтинга). Клиент сам обеспечивает консультанта необходимой информацией;

б) процессное консультирование. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения;

в) обучающее консультирование. Главная задача консультанта – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью у клиента проводят лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, представляя всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике применяют комбинации всех тех трех методов консультирования.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства относят:

1. Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

2. Ассоциация – форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить в другие образования. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач односпециализированных предприятий, расположенных на определенной территории.

3. Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. При вложении средств в крупный проект значительно уменьшается риск потерь.

4. Синдикат – объединение предпринимателей одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними в процессе реализации продукции.

5. Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

6. Финансово-промышленные группы – объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.