Как выступать на лекции перед аудиторией. Правила публичных выступлений

Многие люди боятся выступать на публике, будь то с речью, с тостом на свадьбе друзей или в классе у доски. К счастью, вы можете сделать для себя выступление на публике менее волнительным посредством некоторых советов из данной статьи. Этот навык может никогда не стать вашим коньком, но у вас будет меньше шансов на то, что вы бросите свое выступление прямо на середине перед большим количеством народа.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению

    Знайте тему своего выступления. Составной частью превращения в раскованного и динамичного оратора является проверка того, что вы знаете то, о чем говорите, и знаете это хорошо. Недостаток знаний может заставить вас нервничать и чувствовать неуверенность во время выступления, что очень быстро поймет ваша публика.

    • Ключом к успеху является предварительная подготовка. Потратьте время на планирование речи, чтобы она казалась естественной и логичной. Также вам следует убедиться в том, что вы умеете обыгрывать речь таким образом, чтобы акцентировать свои положительные качества оратора и приглушить имеющиеся недостатки.
    • Даже во время публичного выступления порой приходится отвечать на вопросы как на уроке, поэтому вам обязательно необходимо хорошо знать тему своего выступления. Это поможет вам почувствовать себя увереннее, что также создаст хорошее впечатление на ваших слушателей.
  1. Тренируйте тело. Несмотря на то, что выступление на публике не является участием в соревновании по бегу, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ваше тело хорошо вас слушалось. Это подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от перетаптывания с ноги на ногу во время выступления (успокойте пальцы ног, и вы перестанете топтаться). Сюда также относится правильное дыхание, чтобы вы могли правильно планировать и произносить фразы.

    • Говорите от диафрагмы. Это поможет вам звучать четко и громко, чтобы публика могла вас слышать без излишних усилий и крика вашей стороны. Для тренировки встаньте прямо и положите руку себе на живот. Вдохните и выдохните. На вдохе сосчитайте до пяти, а затем до десяти на выдохе. Вы почувствуете, что живот начал расслабляться. Вам необходимо научиться дышать и говорить в таком расслабленном состоянии.
    • Модулируйте собственный тон голоса. Определите высоту своего голоса. Она слишком высокая? Слишком низкая? Расслабленное состояние, выбранная комфортная поза (стоя) и правильное дыхание помогут вам подобрать для выступления более удобный и приятный тон голоса.
    • Избегайте захлебывания дыхания и вдохов верхней частью груди, так как и то, и другое может заставить вас волноваться и напряжет ваше горло. В результате, ваш голос станет более напряженным и скованным.
  2. Знайте структуру собственной речи. Знание собственной речи столь же важно, сколь и знание темы, о которой вы будете говорить. Существуют различные методы преподнесения речи, поэтому вам необходимо выбрать тот способ, который будет для вас наиболее удобным.

    • Для выступления с речью вам понадобится заготовить карточки с тезисами или планом выступления. Либо тезисы можно просто запомнить, если у вас хорошая память (не пытайтесь сделать это по памяти, если вы не уверены на сто процентов, что ничего не забудете).
    • Вам не стоит записывать на карточках с тезисами каждую деталь (оставьте немного пространства для импровизации), однако будет полезным сделать на них вспомогательные заметки, например, "пауза после этого сообщения" или "не забыть сделать вдох", чтобы на самом деле не забыть об этих вещах.
  3. Выучите собственную речь. У вас нет обязательной необходимости целиком запоминать свою речь или основные ее тезисы, но это может быть огромным подспорьем для того, чтобы казаться увереннее и осведомленнее в теме выступления. Однако убедитесь в том, что у вас достаточно для этого времени.

    • Перепишите свою речь несколько раз. Этот метод помогает лучше запомнить речь. Чем больше вы ее пишите, тем легче вам будет ее вспомнить. После того, как вы перепишите речь много раз, проверьте себя, насколько хорошо вы ее запомнили. Если ли в вашей речи есть такие участки, которые вы не можете вспомнить, перепишите их еще несколько раз.
    • Поделите речь на более мелкие части и запомните каждую из них в отдельности. Действительно бывает трудно запомнить всю речь целиком. В таком случае для запоминания лучше будет поделить ее на мелкие части (начните учить речь с запоминания самой главной смысловой части, а затем переходите к запоминанию остальных основных частей, и так далее).
    • Для запоминания используйте метод локаций. Поделите речь на абзацы и ключевые моменты. Визуализируйте в уме определенную картину для каждого ключевого момента (это аналогично представлению себе Гарри Поттера при произнесении имени Д.К. Роулинг и обсуждении того, какой немалый вклад она сделала в детскую литературу). Определите локацию для каждого ключевого момента (например, Хогвартс для Роулинг, луг для Стефани Майер и так далее). Теперь вам необходимо просто перемещаться между локациями (например, представьте, что вы летите на метле от Хогвартса до луга). Если вам требуется рассказать о многих вещах, то поместите их в особые места вокруг основной локации (например, для обсуждения популярности Гарри Поттера отведите главный зал Хогвартса или для сообщения о вкладе писательницы в пересмотр жанра – поле для игры в квиддич).
  4. Узнайте свою аудиторию. Вам необходимо знать, перед кем вы будете выступать, так как определенные приемы речи могут подходить одному типу аудитории и быть совершенно скучными для других аудиторий или даже злить определенные группы людей. Например, нельзя быть неформальным во время деловой презентации, но можно придерживаться неформального стиля при общении со студентами колледжа.

    • Юмор является отличным способом для того, чтобы снять напряжение с себя и аудитории. Обычно есть определенные шутки, которые уместны для большинства публичных ситуаций (но не всегда!). Будет неплохо начать выступление с небольшой шутки, чтобы разрядить атмосферу и создать впечатление у публики в собственной уверенности. Для этого можно рассказать какую-нибудь забавную (и правдивую) историю.
    • Поймите, что вы пытаетесь донести до аудитории. Хотите ли вы сообщить ей новую информацию? Переформулировать старую информацию? Убедить людей что-то сделать? Это поможет вам сконцентрироваться на том, чего вы пытаетесь добиться.
  5. Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.

    • Постарайтесь посетить то место, где будете выступать и попрактикуйтесь там. Это позволит вам стать существенно увереннее, так как вы будете лучше знакомы с местом.
    • Снимите свою репетицию на видео и выявите сильные и слабые стороны выступления. Несмотря на то, что просмотр видеозаписи со своим выступлением может показаться обескураживающей задачей, это отличный способ выявить свои сильные и слабые стороны. Вы можете заметить свои нервные тики (например, переступание с ноги на ногу или поглаживание волос руками) и сможете поработать над их истреблением или сведением к минимуму.

    Часть 2

    Проработка содержания своей речи
    1. Выберите правильный стиль выступления. Существуют три стиля выступления: информативный, убедительный и развлекательный. Несмотря на то, что они могут накладываться друг на друга, каждый из них обладает отдельными специфичными функциями, которые и выполняет.

      • Основной целью информативного стиля выступления является сообщение фактов, деталей и приведение примеров. Даже если вы пытаетесь в чем-то убедить аудиторию, это происходит на основании фактов и информации.
      • Убедительный стиль выступления полностью строится на том, чтобы в чем-то убедить аудиторию. В нем вы можете привлекать на помощь факты, но также будете использовать эмоции, логику, собственный опыт и так далее.
      • Целью развлекательного стиля выступления служит восполнение потребности людей в социальном общении, но при этом в нем часто используются некоторые аспекты информативной речи (например, в свадебном тосте или в благодарственной речи).
    2. Избегайте размазанного вступления. Вы, должно быть, слышали речи, начинающиеся с фразы: "Когда меня попросили выступить с речью, я не знал, о чем рассказать…" Не делайте так. Это один из самых скучных способов начать свою речь. Он ходит вокруг да около личных проблем оратора и нисколько не привлекателен для слушателей, как то полагает оратор.

      • Начните свою речь с сообщения основной и всеобъемлющей ее идеи, а также трех (или около того) основных поддерживающих ее фактов, чтобы позже рассказать о них более подробно. Слушатели запомнят вступление и заключение вашей речи лучше, чем вы сами помните любую из ее частей.
      • С самого начала откройте свое выступление так, чтобы привлечь внимание аудитории. Это подразумевает сообщение удивительных фактов или поразительных данных статистики, либо постановку вопроса с последующим ответом на него и рассеиванием любых сомнений публики, еще до их возникновения.
    3. Имейте четкую структуру выступления. Чтобы ваша речь постоянно не спотыкалась на каждом слове, вам необходимо придумать для нее четкий формат. Запомните, вы не пытаетесь ошеломить аудиторию фактами и идеями.

      • В вашей речи должна иметься одна четкая всеобъемлющая идея. Задайте себе вопрос, что вы пытаетесь донести до публики? Что вы хотите, чтобы люди вынесли из вашей речи? Почему они должны согласиться с тем, что вы говорите? Например, если вы готовите лекцию о тенденциях в национальной литературе, подумайте, почему вашу аудиторию это должно волновать. Вам не следует просто бросаться фактами.
      • Вам потребуется несколько основных аргументов, которые поддерживают вашу главную идею или позицию. Обычно лучше всего иметь три аргумента. Например, если ваша основная идея состоит в том, что детская литература становится более разнообразный, имейте один аргумент, доказывающий новые тенденции, второй аргумент, показывающий восприятие читателями этого разнообразия, и третий аргумент, который говорит о том, почему это разнообразие детской литературы имеет значение.
    4. Пользуйтесь правильным языком. Язык имеет чрезвычайно важное значение как в письменной, так и в устной речи. Вам необходимо воздержаться от использования большого количества слишком громоздких и длинных слов, потому что вне зависимости от того, насколько умна ваша аудитория, она быстро потеряет к вам интерес, если вы будете постоянно бить ее по голове толстым словарем.

      • Пользуйтесь яркими наречиями и прилагательными. Вам необходимо оживить собственную речь и аудиторию. Например, вместо фразы "детская литература представляет ряд различных перспектив" скажите фразу "детская литература представляет новый ряд потрясающих и разнообразных перспектив".
      • Пользуйтесь образными сопоставлениями, чтобы пробудить аудиторию и заставить ее запомнить ваши мысли. Уинстон Черчилль часто использовал фразу "железный занавес" для описания секретности Советского Союза. Образное сопоставление склонно лучше задерживаться в сознании слушателей (как это видно из того, что "железный занавес" стал крылатой фразой).
      • Повторы также служат отличным способом напоминания аудитории о важности вашей речи (подумайте о речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта..."). Это акцентирует больше основных аргументов и позволяет не забывать основную идею выступления.
    5. Придерживайтесь простоты. Необходимо, чтобы аудитория без труда следила за ходом вашей речи и продолжала ее помнить после окончания вашего выступления. Поэтому она должна не только содержать образные сопоставления и поразительные факты, но также быть достаточно простой и приближенной к сути. Если вы будете блуждать по болоту мало связанных с вашим выступлением фактов, то потеряете интерес аудитории.

      • Используйте короткие предложения и фразы. Это может быть сделано для создания особого драматичного эффекта. Например, может быть использована фраза "больше никогда". Она короткая, заряжена смыслом и обладает значительной силой.
      • Можно использовать короткие и содержательные цитаты. Очень многие знаменитые люди говорили что-нибудь забавное или насыщенные смыслом в достаточно коротких фразах. Вы можете попробовать воспользоваться заранее заготовленным высказыванием кого-либо из них. Например, Франклин Д. Рузвельт говорил: "Будь искренним и кратким, а после выступления сразу садись на место".

    Часть 3

    Выступление на публике
    1. Справьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.

      • Перед тем как предстать перед публикой и начать говорить, несколько раз сожмите и разожмите кулаки, чтобы справиться со скачком адреналина. Сделайте три глубоких и медленных вдоха. Это очистит вашу дыхательную систему, и вы будете готовы правильно дышать во время произнесения речи.
      • Встаньте прямо в уверенную, но расслаблено позу, поставив ноги на ширине плеч. Это заверит мозг в вашей уверенности, и вам будет легче произносить речь.
    2. Улыбнитесь своей аудитории. Улыбайтесь людям, когда они входят в помещение (если вы присутствуете там), или улыбайтесь тогда, когда сами предстанете перед публикой. Это создаст у людей впечатление о вашей уверенности и разрядит атмосферу, как для вас, так и для них.

      • Улыбайтесь, даже если вы в смятении (особенно, если вы в смятении). Это продолжит обманывать ваш мозг, заставляя ваш организм чувствовать себя увереннее и расслабленнее.
    3. Дайте представление. Выступление любого рода на публике всегда является представлением. Вы можете сделать свою речь интересной или скучной в зависимости от данного вами представления. Во время речи вы, своим образом, должны натянуть на себя театральную маску.

    4. Привлеките аудиторию. Вы должны убедиться в том, что она находится под вашим контролем, что означает ее погружение в материал вашего выступлении, вне зависимости от его содержания. В данном вопросе большую роль играет интересный оратор, чем интересная тема обсуждения.

      • Посмотрите на публику. Разделите помещение в уме на секции и попеременно устанавливайте зрительный контакт с одним человеком из каждой секции.
      • Во время произнесения речи задавайте публике вопросы. Вы можете открывать каждую отдельную часть своего выступления вопросами, на которые люди должны постараться ответить, прежде чем вы поделитесь с ними своей информацией. Это заставит их почувствовать себя частью вашего выступления.
    5. Говорите медленнее. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок выступающими на публике людьми является попытка говорить слишком быстро. Ваша обычная скорость разговора существенно выше требующейся для выступления на публике с речью. Если вам кажется, что вы говорите слишком медленно, вероятно, вы все делаете правильно.

      • Сделайте глоток воды, если начинаете захлебываться собственной речью. Это позволит публике немного поразмыслить над уже сказанным, а у вас будет шанс притормозить.
      • Если среди аудитории будет присутствовать ваш друг или родственник, договоритесь с ним, чтобы он подал вам сигнал, если вы начнете говорить слишком быстро. Периодически во время произнесения своей речи посматривайте на этого человека, чтобы убедиться в том, что все идет по плану.

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом».

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место публичного выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление - несколько секретов

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое - не кладите руки в карманы; второе - не прячьте их за спину; третье - не занимайте их посторонними предметами. Руки - это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора - это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите - включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы - ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше - спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости - поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

© Подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Мне много лет, у меня есть любимая работа, предпоследний айфон и все, что полагается иметь состоявшимся людям в сегодняшнем обществе. При этом я не самый уверенный в себе человек, однако, встретив меня на улице, вы решите, что я циничный счастливчик, которому подмигивают лайки и сама жизнь.

– «Ему уж точно жаловаться просто не на что!»

Не отрицайте, слишком многие из нас думают так о других.

ЭТО БАНАЛЬНО

Все достаточно банально. В юности, при выборе будущей профессии я пытался исходить из собственных проблем, решение которых, по моему мнению, было бы качественным способом стать или хотя бы приблизиться к образу того человека, которым я всегда хотел быть.

На втором курсе медицинского я понял три вещи:

  1. Я не хочу быть врачом.
  2. Глупо пытаться быть не тем, кто ты есть на самом деле.
  3. Первые две вещи – не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

ЗАВЯЗКА

По роду деятельности мне приходится часто ездить в командировки, выступать с докладами и презентациями перед разными аудиториями. Как любой человек, каждый день я рискую ошибиться или выступить недостаточно убедительно, что в конце концов может погубить будущую сделку.

Я не могу позволить себе провалиться, явиться на встречу или конференцию помятым. Не могу заболеть или обидеться на толкнувшую меня в кафе даму, с сумочкой, утыканной металлическими шипами. Я рискую не только собой, но и людьми, которые ждут от меня результатов, поэтому я создал философию, которой придерживаюсь не только по будням с 9 до 18, но и на протяжении всей жизни.

1. ЮМОР

Мы все помним, что сначала было Слово, но вопреки классической интерпретации первоисточника это слово ЮМОР. Важно лишь помнить, что у каждого из нас он свой, но это не значит, что следует подстраиваться под каждого.

Не шутите на острые политические темы и лучше не переходите на личности. Лучший способ расположить к себе - открыть свою человечность. Смейтесь над самим собой, люди это обожают.

Сложные вещи я всегда объясняю «на пальцах». Очень нравится ассоциация про тесто, из которого могут получаться сладкие пирожки, которые мне очень нравятся, а могут чебуреки, от которых у меня изжога.

2. НЕ ВЫПЕНДРИВАЙТЕСЬ

Нет, правда, не стоит. Делитесь своими знаниями не в форме «вы что идиот?», а так, будто вы беседуете с другом. Поверьте, если вместо сухого факта в режиме «какие же все тупые» вы примите дружелюбную обеспокоенность и скажете что-то вроде: «Недавно я узнал, что...», то с вами захотят продолжить разговор и не только о работе. Вам захотят доверять, а это уже следующий пункт.

У меня в голове отчетливо прописался образ Стива Джобса. Простота, лаконичность и правильно выстроенная открытость – потенциально успешный кейс.

3. ДРУЖИТЕ ЗАРАНЕЕ

В какой-то момент в бизнесе возникла мода не сдерживать обещаний, казаться лучше, чем ты есть и врать всем подряд, лишь бы зарабатывать больше, чем твой сосед. Сегодня это кажется каменным веком или фантастикой из фильмов про «братков».

В бизнесе важно не столько дружить в общепринятом понимании этого слова, сколько иметь возможность доверять. Когда вы выступаете на публике, основная задача - доказать, что вы стали другом для слушателей еще до того, как вышли на сцену.

Поприветствуйте всех и добавьте в свое вступление слова, говорящие о вашей близости к зрителям, например: «С кем-то из вас мы уже знакомы, с кем-то посчастливилось поработать...». А в конце обязательно пожелайте хорошего дня - банально, но работает на «ура».

4. ПРИЗНАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ

Погуглил (чтобы казаться умнее), что в разное время классики говорили об ошибках, и нашел простую и гениальную фразу, на мой взгляд: «Ошибаться - человечно, прощать - божественно» (Александр Поуп).

Если по каким-то причинам вам не удалось избежать ошибки, то признайте ее, обещайте исправить, немедленно исправьте и возвращайтесь, сказав спасибо. Будет стыдно, но всем известно, что ничего так не закаляет от неприятностей, как прошлые ошибки.

Со мной это случалось. Однажды я допустил неточность в подсчетах статистики, в которой был абсолютно уверен. Один из оппонентов моментально указал мне на это. Я попросил прощения и взял двухминутный таймаут после выступления, чтобы разобраться. Мои коллеги получили небольшой нагоняй, а я признал факт, что не застрахован от нелепых случайностей.

5. СТЕСНЯТЬСЯ МОЖНО, НЕРВНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Стеснение – это мило. Оно может работать на вас, становясь фишкой, а вот нервозность никогда. Пейте любые успокоительные перед выступлением, но не ждите, что вы мгновенно станете супергероем.

Большинство из нас боится не незнакомой публики, а выглядеть идиотом в собственных глазах. Признайтесь публике, что стесняетесь, и всем станет легче.

Я несколько лет преподавал в институте, затем много выступал на публике и могу заверить вас, что стеснение никогда не проходит. Каждый раз вы все лучше будете разбираться в теме и немножко лучше в людях, но способов просто взять и перестать волноваться нет.

6. ССЫЛАЙТЕСЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДРУГИХ

Публичные мероприятия очень изматывают как зрителей, так и выступающих. Полтора - два часа монотонных выступлений спикеров в галстуках, которые, предположим: не выспались, не ораторы, не готовились, расстроены помолвкой дочери и так далее. Выберите один-два интересных доклада предыдущих спикеров и найдите способ сослаться на них в своем сообщении.

«…Мне понравилось, как Мистер Х в своем докладе говорил о повышении урожайности муравьиных ферм в контексте роста технологического импортозамещения…».

МЕССЕДЖ

За столько лет я прочитал 100500 миллионов книг, типа «Как стать обаятельной и привлекательной, если тебе за 80, ты социопат, и у тебя дислексия» и так далее в таком духе, но ни одна книга не стала настольной.

Будьте собой и старайтесь выглядеть и чувствовать себя гармонично, это действительно важно.

Инструкция

Тщательно изучите тему своего выступления. Возьмите четыре листа бумаги и озаглавьте их: «Что обязательно?», «Что еще было бы полезно сказать?», «О чем можно упомянуть вскользь?», «О чем следует умолчать?». Все мысли, приходящие в голову по поводу предстоящей речи, пристраивайте в одну из категорий. Это поможет вам структурировать все содержание и выбрать наиболее для вступления.

Определите цели и задачи. Четко ответьте сами себе на вопросы: «Что я хочу получить в результате выступления?», «Как понять, что цель достигнута?», «Как быстро цель должна быть достигнута?».

Изучите аудиторию. Невозможно достичь , не понимая, кто в зале и внимает вашей речи. Чем меньше аудитория, тем полнее должны быть сведения о ней. Важно все: состав, компетентность, интересы и потребности, отношение к вам, вопросы, которые могут задать.

Подготовьте наглядные материалы и технику, с помощью которой вы будете все это демонстрировать. Не пожалейте времени, проверьте все , удлинители и совместимость различных приборов. Нет ничего более разрушительного для удачного выступления, чем нервотрепка в самом начале.

Подготовьте место выступления, позаботьтесь о чистой питьевой воде. Заранее продумайте свой облик. Ориентируйтесь на аудиторию, вы должны вызывать доверие и ощущение «своего человека», не говоря ни слова.

Завязка очень важна. Она должна быть такой, чтобы слушателям захотелось непременно досидеть до конца вашего выступления.

Поприветствуйте аудиторию, напомните, кто вы, зачем и почему стоите перед ними. Сразу сообщите, на какое время вы намерены занять внимание публики. Это позволит собравшимся расслабиться.

Чтобы завладеть вниманием, существует несколько способов. Пошутите сообразно моменту, причем шутку подготовьте заранее. Никаких экспромтов.

Удивите. Для этого приведите в начале речи парадоксальный факт и объясните, как он соотносится с темой вашего выступления.

Напугайте. Опишите ситуацию и проблему, которые грозят человечеству, а затем непринужденно сообщите, как можно спасти мир при помощи продукта, о котором вы собираетесь рассказать.

Заставьте подумать. Задайте залу несколько вопросов, попросите ответить на них и запишите эти вопросы на доске. Затем приступайте к ответам на вопросы самостоятельно. В течение речи несколько раз сравнивайте свое выступление с мнением людей из зала.

Не бойтесь волнения. Перед выступлением мандраж чувствуют даже актеры-профессионалы. Но они умеют с этим справляться.

Уймите дрожание рук, сильно сжимая большой и указательный пальцы на обеих руках поочередно.

Если страх перед выступлением доходит до состояния паники, попробуйте двадцать пять раз схватиться за свой нос, чередуя правую и левую руку. Эффект гарантирован на ближайшие 25-30 минут. Конечно, проделывайте это за кулисами.

Многие из нас бояться выступать публично - считают, что лучше постоять в сторонке, побыть на втором плане, но только не в центре внимания.

Но некоторые периоды профессиональной карьеры многих сотрудников сопровождаются тем, что он должен выступать публично, будь-то презентация нового товара, либо своих взглядов и идей, рекомендация кого-то и т.д. Такие ситуации требуют от выступающего не бояться публичных выступлений.

Не стоит волноваться, вам требуется набраться немного и в скором времени вам не составит выходить на с презентацией. От того, насколько хорошо вы выступите, возможно, будет зависеть ваша карьера.

Старайтесь вежливо общаться со всеми без исключения, даже если человек вам -то неприятен. Ни в коем случае не демонстрируйте свое превосходство, пренебрежительное отношение к подчиненным, обслуживающему персоналу в гостиницах, продавцам в магазинах и т.д. Вы унижаете этим не их – вы унижаете самого себя.

В том случае, когда к двери с обеих сторон одновременно подходят два человека, действует правило: тот, кто хочет войти, пропускает выходящего. Не забывайте о нем.

Если вы собираетесь посетить или спектакль – старайтесь прибыть заранее, чтобы спокойно, никому не мешая, найти и занять в зале свое место. В том случае, когда ваш ряд уже заполнен, надо перед тем как начать протискиваться к своему месту, извиниться перед сидящими зрителями за беспокойство.

Даже если вам очень понравился фильм или спектакль, не следует по ходу действия делиться впечатлениями с соседями: ведь вы можете помешать другим зрителям.

Когда вы находитесь в вагоне метро или салоне автобуса, трамвая, следует заранее готовиться к выходу на своей остановке. Спросите у пассажира, стоящего перед вами, будет ли он также выходить на ней. При отрицательном ответе попросите его подвинуться и пропустить вас.

Разумеется, не забывайте уступать место пожилым людям, инвалидам и беременным женщинам. Словом, старайтесь вести себя по заповеди: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Чтобы ваше выступление перед аудиторией было успешным, необходимо научиться правильно строить с ней диалог. Слушатели обязательно должны быть вовлечены в ваш рассказ, в противном случае они вряд ли запомнят ту информацию, которую вы хотите до них донести.

Инструкция

Говорите простым и понятным языком. Особенно это важно, если темой вашего выступления является раскрытие планов на будущее компании, ее маркетинговая стратегия, анализ технических характеристик нового товара. Вы должны быть уверены в том, что все, кто находятся в аудитории, поймут каждое ваше слово.

Не используйте большое количество терминов и длинных предложений при обращении к аудитории. Старайтесь сделать свою речь такой, чтобы ее понял четырнадцатилетний ребенок. Если ваша речь будет сложной для восприятия, слушатели в лучшем случае просто перестанут вникать в ее смысл, а в худшем начнут общаться между собой.

При обращении к аудитории фрагментируйте информацию. Старайтесь делить ее на блоки, логично вытекающие друг из друга. Лучше всего ознакомьте слушателей с планом вашего выступления еще до его начала. Это сделает восприятие информации более простым, а значит, и более доступным.

Вовлекайте аудиторию. Эффективным обращение к аудитории становится тогда, когда оно превращается в двустороннее. Если слушатель сам непосредственно участвует в процессе презентации или семинара, он более успешно запоминает информацию и не жалеет о потраченном впустую времени.

Задавайте вопросы своей аудитории. Причем их форма должна быть закрытой, т.е. предполагать только ответ «да» или «нет». Исходя из того, что основной целью обращения к аудитории зачастую является донесение до нее какого-либо послания, следует задавать вопросы не для того, чтобы поинтересоваться мнением слушателей, а для того, чтобы подкрепить свои слова. Поэтому ваше обращение должно быть построено таким образом, чтобы аудитория утвердительно отвечала на все ваши вопросы. Это позволит создать более благоприятную обстановку и настроит на нужный лад.

Уважайте своих слушателей. Даже если кто-то начинает с вами спорить, ни в коем случае не грубите и не выходите из себя, будьте сдержаны и компетентны. Тогда вы останетесь настоящим профессионалом в глазах других людей.

Однажды одна моя знакомая сказала, что для нее публичное выступление – это нечто ужасное. «Сердце в пятки уходит, во рту пересыхает, и максимум, что я могу сказать – это ээээ…». Ситуация тяжелая. И самое интересное, что с такой проблемой сталкиваются тысячи людей. Страшно, но необходимо! Нам ведь так часто приходится сталкиваться с публичными выступлениями, даже если вы не директор и не начальник. В школе, в университете, на работе нам часто приходится что-то говорить…


3. Непосредственно перед самим выступлением глубоко и медленно подышите: глубокий вдох-выдох; погримасничайте минуту (это сделает вашу мимику живее и поднимет вам настроение); подвигайтесь (приседайте, пробегите пару метров), это заметно взбодрит вас.

4. Уверенно идите на свой страх. Буквально в следующую секунду после встречи с ним вы поймете, что он есть ничто.

5. Научитесь получать удовольствие от выступления. Это придет с опытом. Но именно тогда, когда вы овладеете этим, вы будете выступать по-настоящему успешно.

Для эффективного публичного выступления вам необходимо овладеть методами захвата внимания зала:

1. Постоянно задавайте публике вопросы. Это может быть , который на самом деле не требует ответа зала. Вы задаете его и сразу же отвечаете сами, но публика уже спохватилась и про себя дает ответ тоже. Это могут быть и обычные вопросы. «Удобно вам так? Или мне писать покрупнее? Вот так пойдет?». Спрашивайте то, что вы можете легко исправить. Т.е. не задавайте вопрос: «вы там еще не проголодались?..» Что вы будете делать, если зал ответит «да»?! Побежите за булочками?

2. Будьте непредсказуемым. Заставьте публику следить за вашими движениями, которые постоянно меняются. То ходите, то замирайте, меняйте траекторию. Делайте голос то громче, то тише.

3. Вовлекайте аудиторию в действие: попросите о помощи. «Молодой человек, махните мне рукой, когда пройдет 17 минут, хорошо?».

4. Установите зрительный контакт с залом и постоянно его поддерживайте. Конечно, невозможно смотреть на всех. Поэтому выберите 3 точки таким образом, чтобы казалось, что вы время от времени смотрите на всех. Смотрите в глаза. И ни в коем случае не смотри поверх голов или в одну точку!

5. Юмор. Не бойтесь быть смешным. Сделали оплошность, посмейтесь над самим собой.

Композиция вашего выступления:

1. Вступление (20% выступления). Поприветствуйте зал, представьтесь, заявите тему. Пока ни одного слова о деле. Настройте зал на необходимые вам эмоции, разогрейте его посредством обаяния и юмора.

2. Основная часть (60%). Здесь можете говорить о проблемах. Кульминация основной части – ваш способ разрешения проблемы. Этот метод часто используется в политике. Например: надоели низкие зарплаты и высокие цены? Разруха и коррупция? Преступность и беззаконие? Голосуй за нашу партию!

3. Завершение (20%). В завершении необходимо настроить зал в вашу пользу. Подведите позитивный итог.

Одна из самых важных составляющих успешного выступления – стань своим для публики.

1. Оденьтесь так, как того требует обстановка. Не стоит приходить к студентам с темой о подростковой наркомании, одевшись в строгий костюм и галстук. Вам не поверят! Простые джинсы, джемпер – другое дело для данной ситуации. Оденьтесь так, как вы можете стать ближе для аудитории.

2. Не умничайте. Говорите на языке аудитории. Не стоит, конечно, опускаться до матов, жаргона и т.д. Говорите так, как поймет данная публика. Если вы пришли к малообразованным людям, не стоит преподносить им информации слишком заумно. Скажите проще. Иначе они почувствуют себя глупыми. Это вызовет только негатив.

3. Делайте комплименты. Только правильно! Комплимент не должен стать лестью. Он должен быть искренним, кратким и недвусмысленным.

4. Улыбайтесь искренне. Не смотрите на людей свысока.

Еще одна важная вещь: зрительный эффект. Человек на 60% воспринимает информацию по тому, как мы говорим, а не что мы говорим.

1. Используйте презентации, раздаточный материал, буклеты и т.д.

2. Если нет такой возможности, используйте глаголы визуализации. Например, «давайте посмотрим, как же мы можем решить данную проблему». Показывайте жестами то, что вы говорите, но не преувеличивайте.

3. Жестикулируйте, не бойтесь делать большие жесты. Это создает эффект того, что вы уверены в себе и в том, что вы говорите.

4. Чаще показывайте ладони – это знак открытости.

5. Поза: центр тяжести должен быть смещен вперед (вы как будто подаете немного вперед), пятки на 20-25 см друг от друга, носки разведены. Не нужно, конечно, держать эту позу все время. Она выступает стартовой или позой для тех моментов, когда вы замираете.

6. Двигайтесь! Статичные объекты привлекаю намного меньше внимания, чем те, что двигаются. Двигайтесь по всему пространству сцены, меняя скорость и траекторию.

Запомните, прежде чем вы начнете говорить:

1. Обведите открытым и искренним взглядом весь зал. Установите зрительный контакт.

2. Выдержите паузу 3-6 секунд, добейтесь тишины и внимания, но, ни в коем случае не говорите «тшшш!» и не машите руками.

3. Запомните, выступление начинается сразу, как вы встали с места. По пути не поправляйте волосы, одежду, не одергиваете ничего, не кашляйте нервно, не суетесь, идите уверенно и спокойно.

Существует огромное множество структур выступления. Самые распространенные:

1. Дерево – когда человек говорит о чем-то и внезапно начинает вставлять какие-то факты, возвращается назад, что-то еще добавляет… Очень сложная структура.

2. Канат – когда все идет прямолинейно и предсказуемо.

3. Но самая лучшая структура – лестница. Выступление делится на маленькие части, объединенные одной мыслью, ступени. Каждая ступень заканчивается маленьким выводом, паузой, шуткой или вопросом, все ли понятно залу по этому пункту. При такой структуре возможность вашего провала заметно уменьшается. Если вы споткнетесь на одной ступеньке, вы не полетите полностью вниз. Вы провалите лишь одну ступень, остальные у вас закреплены.

4. Говорите только главное, не стремитесь сказать все, пожалейте аудиторию.

Большие мелочи:

1. Не стойте к залу слишком близко, не лезьте в личное пространство – не пугайте людей.

2. Только позитив!

3. Говорите об аудитории в первом лице. «Я благодарю аудиторию за..» - нет! «Я благодарен вам за..» - да!

4. Давайте прямые ответы. В случае чего признавайте, что вы что-то не знаете.

5. Запоминается последнее! Не стоит заканчивать словами: «хехе.. вопросов нет?.. ну всее.. я пошел..». Уйдите эффектно!

6. Пока вы на сцене, вы главный!

7. Не выступайте по бумажке. Публика вам не поверит! Если вам очень трудно говорить без подготовки, рисуйте себе пиктограммы – рисунки, напоминающие вам именно те эмоции, которые вы хотели донести до публики.

8. Если вы выступаете с конфликтным вопросом, сделайте аудиторию другом: назовите ей ее стереотипы. Например: «Да, я ваши сомнения.. кто-то может сказать, что это совсем не безопасно. Да, возможно кто-то пострадает…». И все! Вы друг! Вы поняли проблемы, которые волнуют их, возразить нечего.