Каким является предложение: Светает.? Односоставное предложение и его виды.

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

Односоставное предложение и его виды

Синтаксический разбор простого предложения

План разбора:

1. Вид предложения по цели высказывания

2. Вид предложения по эмоциональной окраске

3. Определяем тип по предложения по структуре: находим грамматическую основу, указываем – двусоставное или односоставное.

4. Определяем состав предложения: распространённое /нераспространённое, полное /неполное. Характеризуем второстепенные члены предложения.

5. Указываем, чем предложение осложнено (вводные слова, вставные конструкции, однородные члены, обособленные дополнения, определения, обстоятельства, слова – обращения, уточняющие члены предложения).

Угасающий деньпленительно и яркорумянился .

1) Повествовательное, невосклицательное.

2) Простое, двусоставное.

3) День – подлежащее, выражено сущ. м.р., в форме Им.п., ед.ч.; день (что делает?) румянится – простое глагольное сказуемое, выражено гл. в форме прош. вр., м.р., изъявит. н., ед. ч.

4) Распространённое, полное. Второстепенные члены предложения: день (какой?) угасающий – согласованное определение, выраженное причастием; румянится (как?) пленительно и ярко - обстоятельство образа действия.

5) Предложение осложнено однородными обстоятельствами пленительно и ярко .

Односоставное предложение – это простое предложение, имеющее только один главный член предложения (подлежащее или сказуемое). Виды односоставных предложений:

1. Назывные предложения – это односоставные именные предложения, в которых есть только подлежащее, выраженное сущ. в форме Им. п. Они имеют два значения:

1) Явления или предметы в настоящем времени: Переправа, переправа ! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда. Вечер . Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

2) Указание на предмет: Вот парадный подъезд . Вот письмо . Письмо от сына.

Внимание! Если назывное предложение начинается с частицы А, то оно является вопросительно-восклицательным : Помнишь рощу над рекой? А какой песок? А вода?

2. Определённо-личные предложения – это односоставные глагольные предложения, в которых есть только сказуемое, выраженное гл. 1 лица изъявительного н. или гл. 2-го л. повелительного н. ед. или мн. ч., настоящего или будущего времени. В определённо – личные предложение можно вставить подлежащее, и тогда оно станет двусоставным: Учусь хорошо. – Яучусь хорошо.



3. Неопределённо-личные предложения - это односоставные глагольные предложения, в которых есть только сказуемое, выраженное гл. 3-го л., мн. ч., прош. вр.:

В дверь постучались . – гл. 3-го л., мн. ч., прош. вр.

Что новенького в газетах пишут ? – гл. 3-го л., мн. ч., наст. вр.

В посёлке будут строить новую школу – гл. 3-го л., мн. ч., буд. вр.

На месте подлежащего можно поставить местоимения они, все и др., тогда предложение станет двусоставным: Ему верили . – Они (все) ему верили .

4.Обобщённо – личные - это односоставные глагольные предложения, в которых есть только сказуемое, выраженное гл. 2- го л. ед. ч. или гл. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр.:

Цыплят по осени считают . По одёжке встречают – по уму провожают . Дни поздней осени бранят обыкновенно.

4. Безличные предложения - это односоставные глагольные предложения, в которых есть только сказуемое, выраженное безличным глаголом. В безличных предложениях передаётся состояние человека, природы и окружающей среды, неизбежность чего-либо, отсутствие чего-либо. В них нет и не может быть подлежащего.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Простое глагольное сказуемое Составное сказуемое
1. Безличным глаголом (гл. 3-го л., ед. ч., наст., прош. или буд. вр): Светает вдалеке. На дворе вечереет . Приятно пахнет черёмухой. От пруда тянуло холодом. Уже совсем стемнело . 2. Инфинитивом: Быть грозе великой! Эй, там, на мосту, спешиться, приготовить документы . 3. Категорией состояния: В поле тихо-тихо . Мне грустно . Мне не спится . 4. Словами НЕТ, НЕ БЫЛО: Сильнее кошки зверя нет . У меня нет линейки. Герасима не было на дворе. 1. Глагольное: А) Безличный вспомогательный гл. + инфинитив: Над вашим предложением стоит подумать . Скоро светать будет . Не следует (не стоит) спешить с ответом. Б) Категория состояния (надо, нужно, можно, невозможно, нельзя ) + инфинитив: Хорошо бродить среди покоя ласковой страны. Словом можно спасти . 2. Именное: Безличный глагол-связка + именная часть (категория состояния, краткое страдательное причастие): В избе жарко натоплено . На дворе было холодно .

Односоставное предложение - предложение, имеющее только один главный член.

Различают пять типов односоставных предложений: назывное, определенно-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное и безличное.

Тип односоставного предложения

Назывное предложение Главный член - подлежащее. Выражено существительным именительного падежа.

Определённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое - глагол 1-го и 2-го лица единств. и множеств. числа изъявительного и повелительного наклонения.

Неопределённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое - глагол 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени.

Обобщённо-личное предложение Главный член - сказуемое. Деятель не назван и мыслится как обобщенный образ. Сказуемое - глагол 2-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени или глагол повелительного наклонения. С ним каши не сваришь.

Безличное предложение Главный член - сказуемое. Действие и состояние не создаются деятелем. Сказуемое: глагол 3-его лица единственного числа;

безличный глагол;

личный глагол в безличном значении;

инфинитив;

неизменяемая глагольная форма частицы «нет»;

причастие;

Определенно-личные предложения

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти.

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, мы, ты, вы. в. з.

Неопределенно-личные предложения

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.


В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады. Например:

« По улицам слона водили… »

« И пусть говорят, да пусть гово­рят, но - нет, никто не гибнет зря… »

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется...

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать:

группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости.

одно лицо: Мне принесли эту книгу.

и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут.

лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределён­но-личные предложения, как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов:

Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля:

« В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать. »

Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека.

Прямые и косвенные дополнения, выне­сенные в начало предложения:

« Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда. »

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим:

« С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера. »

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, выполняемое широким, обобщённым кругом лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово. (Пауст.)

Не родись красивым, а родись счастливым.

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят.

Обобщённо-личные предложения - предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц.

Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Итак, есть пять видов:

  • , их еще называют номинативными;
  • обобщенно-личные;

В нашей общей таблице мы объединим все виды.


В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    Для чего используются в речи односоставные предложения?

    Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):






    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

    «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

    На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).

  3. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.

  4. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания: