Классификации социальных групп. Понятие и классификация социальных групп

Темы докладов и рефератов

1.Статусный портрет человека.

2.Социальные нормы и социальные роли.

3.Ролевой конфликт: причины возникновения и способы преодоления.


6.1. Понятие и классификация социальных групп. 6.2. Социальные общности и их виды.

6.1. Понятие и классификация социальных групп

Общество представляет собой сложную систему взаимодействий, образованную из множества элементов - индивидов, социальных общностей, социальных институтов, социальных организаций.

Социологи по-разному определяют понятие социальной группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный статус и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре обществе» разделения труда.

Согласно классического определения Р. Мертона, социальная группа - совокупность людей, которые:

Определенным образом взаимодействуют;

Осознают свою принадлежность к группе;

Считаются ее членами с точки зрения других людей.

Классификация социальных групп. Рассмотрим основные подходы к классификации социальных групп. По критерию величины выделяют малые и большие группы. Малые группы - это группы, в которых общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов.

Отличительные признаки малых групп: близость субъектов; интенсивность их взаимодействий; устойчивость и продолжительность функционирования развития; высокая степень совпадения общих ценностей, правил и норм поведения.

В больших социальных группах (классовых, территориальных, национальных других широких общностях) связи и отношения носят не только непосредственный, но и опосредованный характер.

По способу и характеру организации (точнее, организованности) различают формальные и неформальные группы.

Формальным группам присущи правила организации, действия, запреты, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены.

Неформальная группа не имеет нормативно закрепленных оснований функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Однако это не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культур нации или иной этнической общности.

В зависимости от положения различаются объективные группы и субъективные группы. Объективные группы это группы, позиция которых определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который имеет свое место в общественной жизни, по-своему относится к средствам производства, выполняет особую роль в организации деятельности и т.д.). Субъективные группы - это группы, которые возникают и существуют постольку, поскольку формируются сознательными действиями людей.



Еще один критерий классификации групп - содержание их действий. На основании Ю. Левада выделяет, четыре типа групп.

1. Номинальные группы. Их объединяет общее имя. Подобные группировки часто встречаются в социальной статистике, когда существует познавательная или практик потребность разделить определенное множество людей.

2. Типологические группы. Они обладают общим признаком, формирующим. Примером является социальный класс, этническая группа и т.д.

3. Ассоциация - тип группы, члены которой взаимодействуют друг с другом, а и влияют друг на друга. Здесь важным признаком выступает взаимодействие. Политические партии, различные общественные движения, союзы являются единицами взаимодействия. Ассоциация - это не абстрактная, а действующая реально общность.

4. Организация представляет собой группу, в которой объективно обеспечивается взаимодействие между ее членами. Это всегда активно действующие группы, которых, естественно, имея выраженные интересы, вовлечены в объективный ритм производства (индустриальная организация, производственный коллектив, политическая партия, студенческий союз, воинское подразделение).

Социальный класс. Класс является естественноисторическим феноменом обще элементом социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических, идеологических отношений.

Классообразование - сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

Социальный класс - это крупная таксономическая единица анализа в те социальной стратификации. Это понятие родилось задолго до появления стратификационной теории. Оно вошло в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в новое время.

Наиболее активно используется категория "класс" в марксизме. К. Маркс выводил важнейший признак класса из его места в системе общественных отношений, в общественном производстве, а существенным проявлением классовых отношений считал эксплуатацию одного класса другим.

Позже, в 1919 г. В.И. Ленин дал достаточно определенную формулировку классов, которая широко использовалась в марксистской теории XX в.: "Классами называются, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепление оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и следовательно, по способам получения и размерам той доли обществе богатства, которой они располагают. Классы - такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенной системе общественного хозяйства".

В целом в XX в. предпринимаются неоднократные попытки дать более конкретного понимание социального класса, приведя его в соответствие с реальными изменениями, характерными для капиталистического общества этого периода. Так, М. Вебер в отличие от К. Маркса, отказывается от философской интерпретации класса, перемещая содержание понятия в экономическое пространство. Базовый регулятор классовых отношений сводит к "собственности" и к "отсутствию собственности"; между полярными классами собственников и рабочим классом Вебер усматривает наличие так называемого среднего класса.

Согласно Р. Дарендорфу, классовая структура производна от структуры власти, и каждый класс определяется через отношение власти.

Несмотря на разность подходов к определению понятия социального класса в западной социологии и политологии XX в. можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений.

Социальный слой (страта). Страта включает в себя множество людей, связанных как общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью." Общим признаком могут выступать различные по характерные признаки - производственные, экономические, политические, социально - демографические культурные и др. Таким образом, исследователь получает возможность анализировать население по самым различным критериям. В этом случае люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образов или по должностным характеристикам.

Таким образом, если класс формирует вертикальное деление общества, то страту выделяют по горизонтальному признаку.

Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статус, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер "в ниже", "лучше-хуже", "престижно-непрестижно". В обществе есть множество социальных групп, которые к стратификации не имеют отношения. Страта выделяется на основе значимой в представлении определенного круга людей или общества характеристики, проходя через личностное освоение (люди идентифицируют себя с добиваются ее), детерминируется социальными нормами.

Страты в отличие от класса формируются не по чисто экономическим производственно - профессиональным признакам, которые к тому же легко не только идентифицировать и измерять, но также и по признакам, связанным с культурно-психологической общением (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки).

Социальная группа – это совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение “мы – группа”).

Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков : устойчивостью, продолжительностью существования; определенностью состава и границ; общей системой ценностей и социальных норм; осознанием своей принадлежности к данной социальной общности; добровольным характером объединения индивидов (для малых социальных групп); объединением индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп); способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Различают большие и малые группы. Большая группа состоит из значительного числа людей, функционирующих в масштабах общества в целом и действующих совместно в социально значимых ситуациях. Члены группы не вступают в непосредственное общение друг с другом, разъединены общностью жизненных стратегий и социальных претензий (статусные группы – социальные классы, социокультурные страты, элиты, маргиналы и т.д.; функциональные группы – медики, военные, студенты, предприниматели и т.п.; этнические группы – раса, народность, нация). Критериями выделения малой группы являются ее размеры (немногочисленная по составу), а также объединение участников общей деятельностью, непосредственным личным общением, наличием групповых норм и развитой структуры, чувством принадлежности к данной группе. Малая группа начинается с диады (состоящей из двух человек). Верхняя граница малой группы точно не определена. Верхний предел размера группы зависти от характера решаемых задач. Например, в трудовых коллективах он может достигать 30-40 человек. Хотя наиболее распространенным является представление о верхней границе равной так называемому магическому числу – “7 плюс-минус 2”.



Особый интерес для научного исследования социологов представляют малые группы, поскольку являются элементарными частицами социальной структуры. Именно в малой группе зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Феномен малых групп был открыт и получил подробное описание в первой половине XX в. специалистом в области индустриальной социологии Элтоном Мэйо. Другой ученый, Якоб Морено, изобрел специальную технику анализа малых групп – социометрию. А Курт Левин положил начало исследованиям внутреннего функционирования групп – того, что называют сегодня “динамикой группы”.

Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, многообразием задач, для решения которых образуются группы.

В современной социологии социальные группы классифицируются по разным основаниям. Среди всего многообразия социальных групп чаще всего выделяют:

1) лабораторные и естественные;

2) формальные и неформальные;

3) первичные и вторичные;

4) группы членства и референтные группы.

Лабораторные группы специально создаются для участия в экспериментах, естественные функционируют в реальных жизненных ситуациях.

Деление групп на первичные и вторичные было предложено американским исследователем Ч.Кули. Отличительными признаками первых являются непосредственные межличностные контакты ее членов, которые характеризуются высоким уровнем эмоциональности (семья, компания друзей, одноклассников, единомышленников). Члены вторичных групп не связаны между собой интимностью отношений, между ними почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей (трудовые, политические, религиозные группы). В таких группах на основе неформальных отношений могут образовываться первичные группы, но важно отметить, что малая группа может быть как первичной, так и вторичной – в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной.

Формальные (организованные) группы образуются для реализации определенных организационных функций. О них более подробно пойдет речь в следующем вопросе темы. Неорганизованные (неформальные), спонтанно возникшие группы имеют своим основанием родственные связи, производственные интересы, проживание на одной улице, в одном доме, увлечения спортом, охотой и т.д. Спонтанные группы могут возникать как в рамках организованных групп, так и вне их. Различия между этими группами относительно. Так, при определенных обстоятельствах спонтанная группа может приобрести статус организованной, а организованная – неформальной.

Среди групп особо выделяются референтные группы (термин, впервые предложенный американским социологом Г.Хайменом). Их основные значения: на них данный индивид ориентируется в своих действиях, они служат эталоном для оценки личного поведения, членом их индивид стремится стать. Группы членства – это те объединения, к которым принадлежит данный индивид. В данном случае группа рассматривается просто как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций. Так, Г.Хаймен обнаружил, что определенная часть студентов не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат (семья, школа, группа в институте, рабочий коллектив). Тем не менее они разделяют нормы и ценности других общностей, которые для них становятся примером для подражания. Если группа, участником которой является индивид, не соответствует его референтной группе, у индивида в некоторых случаях может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что имеет человек (обстоятельства, сопутствующие принадлежности индивида к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен был бы иметь (положение, характерной для референтной группы). Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению, подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений.

Современные общества становятся все более сложными системами, как это было показано в двух предыдущих тема, и в соответствии с этим усложняются требования, предъявляемые к функционированию групп. Для решения разнообразных задач создаются организованные группы людей – социальные организации, о которых пойдет речь далее.

Социальная организация

Термин “организация” (от франц. Organization, позднелат.organiso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Примерами социальных организаций могут выступать отдельные предприятия, корпорации и компании, школы, поликлиники и больницы, спортивные клубы, политические партии и движения. Это понятие используется в различных сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы, но в строго определенных пределах. Эти пределы обусловливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации. Организация - это своего рода «клеточка» социальной структуры, ее элемент. В организациях заложен огромный потенциал эффективности производства. Перестройка структуры организационных отношений может дать результат не меньший, чем внедрение достижений научно-технического прогресса, хотя особых материальных затрат на это не требуется. Примерами могут служить внедрение тейлоризма в начале ХХ в., а также переход на надомный труд в последней четверти столетия.

Как упоминалось ранее, различие между социальным институтом и социальной организацией не всегда проводится строго и однозначно. Однако с понятием социальной организации связывают представления о большей степени упорядоченности, организованности, формальности социальных систем, выполняющих ясно очерченную функцию, что связано с четко определенной целью организации.

Основными характеристиками социальной организации являются: строгое разделение труда и специализация; наличие иерархичности социальных статусов и ролей; нормативная регуляция поведения; наличие органов управления и координации; собственная система социального контроля (система санкций); безличный, формальный характер взаимодействия людей друг с другом.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

Во-первых, они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.

В-третьих, организации возникают на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры (например, кафедры и подразделения вуза, различные цеха на заводе и т.п.).

В-четвертых, наиболее существенным для понимания социальной организации является то, что она всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку в котором довольно четко выделяется управляющая и управляемая подсистемы. Разнонаправленная деятельность горизонтальных структур вызывает необходимость управляющей системы. Иерархичность построения социальной организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

В результате объединения различных элементов социальной организации в целое возникает особый организационный (или кооперативный) эффект.

Организационный эффект означает синергию, прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников организации. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи организации называют три основные его составляющие. Во-первых, организация объединяет усилия многих своих членов, и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий, дает прирост энергии. Во-вторых, сами единицы - элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько иными: они превращаются в частично специализированные, а следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке. В-третьих, благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит мощным источником повышения общей энергии организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальная общность?

2. Что такое социальная организация? Каковы ее основные черты?

3. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается? Какие виды организаций Вы знаете?

4. Почему организации называют целевыми организационными системами?

5. Как Вы понимаете, что такое социальная группа?

6. Какие виды групп выделяют исследователи?

Наиболее полной является классификация, предложенная Г.М. Андреевой (2001). В этой классификации все социальные группы, прежде всего, разделены на условные и реальные. Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые». Малые группы – традиционный объект социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 2). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» являются объектом исследования социальной психологии.

Рис. 2. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

4.2. Малая группа, ее характеристики и виды

Самое пристальное внимание в социальной психологии было уделено малой группе, поскольку она – основная социальная микросфера жизни человека.

Е.В. Андриенко (2000) пишет, что малая группа та, участники которой лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные социальные группы в жизни человека – малые группы. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность и общая цель.

Е.В. Руденский (2000) пишет, что Г. Хоманс считал главными характеристиками малой группы частоту взаимодействия, его длительность и порядок.

Раскрывая общие проблемы малой группы в социальной психологии, Г.М. Андреева (2001) приводит следующее определение: под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Размер малой группы может быть от 2–3 до 35–40 человек. Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими авторами. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно мнению большинства исследователей, малая группа «начинается» с диады. С ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Поэтому нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т. е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся.

Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Если обратиться к практике исследований, то там находятся самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30–40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Количество человек в группе оказывает влияние на ее психологические особенности и поведение людей.

Величина группы обратно-пропорциональна личному вкладу каждого отдельного участника в общее дело. Данный феномен называется эффектом Рингельмана или социальной леностью.

Успешность социальной адаптации человека в группе будет зависеть от ее размеров – легче адаптироваться в более многочисленной группе, где нет жесткой ролевой структуры.

Сплоченность группы выше в группе с меньшим количеством людей.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям:

    первичные и вторичные группы. Впервые деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули. Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены нередко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет;

    организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы. Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо после проведения им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т. д. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных;

    лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет о группах, укомплектованных случайными лицами (приглашенные добровольцы, испытуемые) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование – так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу, группы. Во втором случае имеются в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально-психологического развития;

    открытые и закрытые группы (по степени открытости). В основание данной классификации положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически любая малая группа является открытой. Тем не менее время от времени обнаруживается существование групп, которые в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, утраты, порой в течение длительного времени;

    членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида). Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии А.В. Петровский определял референтную группу как «значимый круг общения», т. е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т. е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц (Щедрина Е.В., 1979).

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности, в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Социальные группы и их классификация

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют из себятакие объединœения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

Социальная группа - ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделœения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всœем членам группы;

Возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определœенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия - первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинœено достижению определœенной цели и носит формальный, безличный характер.
Размещено на реф.рф
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определœенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа - ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединœения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. Учитывая зависимость отпринадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как ʼʼмояʼʼ, ʼʼнашаʼʼ (к примеру, ʼʼмоя семьяʼʼ, ʼʼмой классʼʼ, ʼʼмоя компанияʼʼ и т.д.).

Аутгруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой данный индивид не принадлежит и в связи с этим оценивает ее как ʼʼчужуюʼʼ, не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. По этой причине социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой ʼʼшкале социальной дистанцииʼʼ Богардуса.

Референтная группа - ϶ᴛᴏ реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений ʼʼличность - обществоʼʼ выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. Учитывая зависимость отколичественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа - ϶ᴛᴏ непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединœенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются ʼʼдиадаʼʼ и ʼʼтриадаʼʼ, их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединœением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - ϶ᴛᴏ многочисленная по своему составу группа, которая создается для определœенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. К примеру, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой всœе жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

-​ сочетание интересов индивида и общества;

-​ общность целœей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

-​ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

-​ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. Учитывая зависимость отсоциально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол - мужчины и женщины;

-​ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход - богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность - русские, французы, американцы;

-​ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы , иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населœения (к примеру, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие ʼʼквазигруппа ʼʼ.

Квазигруппа - ϶ᴛᴏ неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определœенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединœенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединœенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

-​ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

-​ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно ʼʼвычислитьʼʼ;

-​ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

-​ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, в связи с этим его действия ʼʼпропитываютсяʼʼ коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Учитывая зависимость отспособа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

-​ случайная толпа - неопределœенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

-​ конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определœенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

-​ экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

-​ действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Социальные группы и их классификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные группы и их классификация" 2017, 2018.

Социальная группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы».

Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп.

1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные.

Первичные группы - два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей.

Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения. Инструментальные связи, когда один человек является средством для другого, доминируют во вторичных группах. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.

2) По количеству входящих в группу членов группы делятся на малые и большие, а также диады, триады, четверки, пятерки и т.д. Размер группы очень важен, так как оказывает влияние на характер нашего взаимодействия.

Малые группы - это, например, семья, круг друзей, соседей, группа играющих вместе детей, молодежная группировка, рабочая бригада, спортивная команда и т.п. В малых группах люди, как правило, лично знают друг друга, иногда только по внешнему виду, а иногда и по именам, они находятся в пространственной близости друг к другу.

Большая группа - это, например, нация, этнос, народ, последователи одной мировой религии, политическая партия, армия, парламент и т.д. В таких группах люди уже не могут точно распознать друг друга, становятся анонимными по отношению друг к другу.

Более крупные группы являются более продуктивными, чем диады и триады. В таких группах в большей мере устанавливается взаимное согласие, но в тоже время в них почти отсутствует напряженность. Хотя может наблюдаться неравенство между членами. Группы с четным числом членов менее устойчивы, чем с нечетным, так как могут распадаться на фракции равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов - в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.


Особо надо отметить пятерки. Пятерки не страдают от непрочности и напряженности отношений, свойственных диадам и триадам. В таких группах каждый член глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в пятерках диссиденты получают поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв с группой.

3) По способу рекрутирования выделяются группы эксклюзивные (элитарные), принадлежность к которым обусловлена строгими требованиями, особыми условиями и процедурами, например, спортивная команда высшей лиги, и инклюзивные (общедоступные), в которые каждый желающий может сразу вступить, например, туристическая группа.

4) По интенсивности участия различают одно- и многофункциональные группы. Однофункциональные группы - это такие группы, в которых мы осуществляем один вид деятельности, направленный на разрешение одной задачи. Многофункциональные группы - такие группы, члены которых руководствуются разными намерениями, стремлениями, способами действий. К таким группам относится, например, семья.

5) По строгости и мере контроля некоторые группы могут быть тоталитарными. В таких группах достаточно жестко регламентируются в качестве общеобязательных определенные правила и нормы, существует система господства-подчинения.

6) По уровню организованности группы могут быть формальными и неформальными. В формальных группах мы существуем как конгломерат взаимосвязанных социальных статусов, наши личные качества, если они только не связаны напрямую с выполняемыми ролями, не имеют для группы значения. Разновидность формальных групп - общественные организации.

В неформальных группах мы участвуем как личности с присущими нам качествами, увлечениями.

7) По типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (бригада строителей), политические (партии, политические движения), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы) и т. п.

8) По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы - такие социальных группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность.

Аутгруппы - такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным.