Клинические критерии синдрома л каннера. Синдром аспергера и другие формы аутизма

Каннера синдром (L. Kanner, австрийский психиатр, родился в 1894 г.; синоним ранний детский ) - психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся ом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3-6 лет.

В возникновении К. с. большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей). Во многих случаях К. с. обнаруживается несомненная связь с шизофренией . При этом К. с. может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности.

Патогенетической основой К. с. является психический дизонтогенез, т.е. нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития.

Аутизм при К. с. проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы. Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и беспомощность.

Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная чувствительность к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, сосание пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром ), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, речь (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, мутизм (отказ от речи).

Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями,

взмахивание руками, ходьба на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные движения, ритуалы (см. Навязчивые состояния ) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, поведение детей в целом представляется крайне однообразным и монотонным.

При К. с. могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков: наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).

Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии.

Большое распространение получили психофармакологические средства, в частности ноотропные средства. Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая психотерапия, лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная реабилитация больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.

Библиогр.: Вроно М.Ш. О раннем детском

Комплексное расстройство с несколькими нарушениями называется Аутизмом (инфантильным или детским). Существующие современные диагностические системы едины во мнении о том, что аутизм должен подтверждаться наличием трех симптомов, сопровождающих эту болезнь.

Симптомы аутизма

  1. Недостаточное социальное взаимодействие, при котором больные трудно понимают эмоции, чувства окружающих людей.
  2. Пациенты с классическим аутизмом сложно выражают собственные побуждения и мысли, что осложняет их социальную адаптацию.
  3. Присутствие недостаточной взаимной коммуникабельности (невербальной и вербальной), слаборазвитое воображение, которое ограничивает спектр поведенческих реакций.

Существуют некоторые симптомы, наиболее часто проявляющиеся при аутизме, но они не считаются достаточными для диагностического заключения.

К ним можно отнести:

  • Синдром гиперактивности, наиболее часто проявляющийся в подростковом и раннем детском возрасте.
  • Слуховая чувствительность, проявляющаяся резким отрицанием некоторых звуков и закрыванием ребенком ушей.
  • Гиперчувствительность к прикосновениям, когда больной не приемлет прикосновений к себе даже родных людей.
  • Низкий болевой порог пациента.
  • Переменчивость настроения ребенка и необъяснимая агрессия.
  • Аутоагрессивное состояние, когда человек наносит сам себе различные повреждения.

У 1/3 людей, больных аутизмом, наблюдаются такие симптомы. Синдром классического аутизма - это генетическое расстройство, которому присуще нейрологическая основа. У таких пациентов отмечается задержка в развитии, начиная с первых дней жизни. У них заторможено развитие полезной экспрессивной речи, иногда у них хорошо развит рецептивный язык (распознавание чужой речи).

Детей с синдромом Каннера можно научить пользоваться книгами, где много картинок, при помощи невербального средства коммуникации (рукой взрослого и указательными жестами). Больные способны одинаково ровно относиться к предметам и людям, у них повышенные сенсорно-моторные симптомы (вращение на месте, тряска руками, телесное раскачивание, т.д.).

Эта симптоматика может сохраняться до полного взросления. Входящие в эту группу дети страдают от затрудненного взаимодействия с окружающими людьми. Попытки к общению воспринимаются с опаской и негативом в коллективе. Такая реакция вызывает проблемы в детском поведении, возникновение фрустрации (неуравновешенного психического состояния). Осложняющей причиной такого состояния является органическое отклонение в развитии.

Характерным дополнительным проявлением аутизма Каннера является отсутствие контроля над собственными эмоциями. Ребенок с этим синдромом зачастую подвержен неконтролируемым приступам гнева, которые приводят к агрессивному поведению. Кроме этого, такие дети подвержены такому заболеванию, как эпилепсия.

Человек, болеющий классическим аутизмом, может страдать от речевых расстройств (низкий словарный запас, грамматические ошибки, отсутствие речи). Дети с аутизмом Каннера имеют сенсорно — моторные расстройства, выражающие стереотипиями (бесцельный повтор движений, фраз, слов, заметный при наблюдающейся умственной заторможенности, аутистических расстройствах), обостренной тактильной чувствительности, отсутствии зрительного контакта.

С уважением,


Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов. Иначе говоря, детский аутизм имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм.

В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки:

1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

4. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

5. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).

Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

«Согласно МКБ-10, к собственно аутическим растройствам относятся детский аутизм (F84.0) (аутическое расстройство, фантильный психоз, Синдром Каннера и атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1). В отличие от ранее принятого изменения диагниза детского аутизма в возрасте 12 лет на «взрослый» диагноз (шизофрения, шизоидная психопатия, органическое поражение мозга и др.) в настоящее время при проявлении болезненных черт с первых лет жизни диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте». (20, с. 357)

Атипичный аутизм отличается от типичного либо возрастом начала, либо отсутствием одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после трех лет; и/или здесь отсутствуют достаточно четкие нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное стериотипное повторяющееся поведение) вопреки характерным особенностям в другой сфере. Атипичный аутизм наиболее часто проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфически-отклоняющегося поведения требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым спецыфическим расстройством рецептивной речи.


Характерные проявления меняются по мере роста ребенка, но сохраняются на протяжении зрелого возраста, проявляясь во многом сходным типам проблем социализации, общения и интересов.

По классификации ДСМ IV (как и в МКБ-10) аутизм проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и определен в категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его «классической» форме:

1. Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.

2. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.

3. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.

4. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.

5. Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо «я» употребляет «ты». Например, мать: «Ты хочешь конфету?» Ребенок: «Ты хочешь конфету».

6. Повторяющаяся и стереотипная игра. Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.

7. Стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).

8. Хорошая механическая память. Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна). Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом (что сравнительно недавно было подвергнуто сомнению).

9. Фобии (в частности, неофобия - боязнь всего нового);

10. Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.

Отечественные ученые, Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р., которые занимаются изучением этой проблемы предлагают в качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма:

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

3. Захваченность артистическими интересами . Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста. В дальнейшем происходит трансформация в другие формы патологии. По данным многих авторов [Мнухин С. С., 1968; Каган В. Е., 19К1; Каннер Л., 1956;], основная часть болезни Каннера с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием на основе болезни Каннера возможно становление шизоидной психопатии [Башина В.М., 1977; Каган В.Е., 1981].

Именно поэтому, как мы уже упоминали, в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Характерные особенности аутистов - трудности в общении с людьми, в социальной адаптации, больной не способен понимать чувства других.

Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения. Они могут предстать перед нами в патологической форме, но, тем не менее, мы должны узнать их и использовать в коррекционной работе. С другой стороны, необходимо распознавать и противодействующие нашим усилиям защитные установки и привычки ребенка, стоящие на пути его возможного развития.

2. Синдром Каннера

Описан в 1943 году. Распространенность аутизма, по разным данным, колеблется от 2 до 20 случаев на 10 000 детей (приводятся и такие данные: 1 на 100–1000 новорожденных). У мальчиков расстройство встречается в 3–5 раз чаще, чем у девочек. Отмечается тенденция к его учащению. Этиология (греч. aitia – причина; logos – наука) не установлена. Некоторые авторы предполагают связь расстройства с шизофренией, другие усматривают его причину в повреждении женской половой хромосомы, аутосомно-рецессивной патологии, внутриутробных инфекциях.

Понятие « » характеризует значительная степень неопределенности. Так, согласно DSM-4, под аутизмом понимают тяжелые и специфические ограничения в способности к взаимному социальному взаимодействию, общению и фантазированию и особенное, в первую очередь стереотипное поведение. Л. Гиллберг и К. Гиллберг (2014) указывают, что большинство диагностических моделей аутизма укладывается в триаду Уинг (L. Wing):

1) значительное понижение способности к нормальному взаимному социальному взаимодействию, которое рано проявляется неумением контактировать, относительной потерей интереса к окружению, односторонностью в контакте, пониженной способностью регулировать социальное взаимодействие с помощью взгляда, мимики, жестов и языка тела, предпочтением одиночества;

2) значительный недостаток общения с поздним отстающим речевым развитием (различным лепетом), который не заменяется мимикой; недостаток понимания жестов, игры слов; неумение привлечь внимание к себе; повтор последнего услышанного предложения или части его – эхолалия. Если есть понимание речи, то оно конкретное и вначале без понимания ее социального коммуникативного значения. Способность к пониманию символов значительно понижена. Половина всех детей с аутизмом так никогда и не пользуется речью;

3) выраженное ограничение моделей поведения – с ритуалами, сопротивлением всему новому, установкой на определенные вещи, детали, людей. Узкая область интересов, часто – двигательные стереотипии (прежде всего стереотипные движения рук, пальцев) и повторяющиеся, возможно даже самодеструктивные движения тела. Чаще всего возникают также странные реакции на свет, звук, боль, запах, тепло, холод. Гиперактивность сменяется пассивностью либо потерей инициативы. Иногда возникает желание поедать несъедобное (землю, цветы, бумагу).

В настоящее время преобладает точка зрения на аутизм как на своеобразное состояние психического и социального дефицита. Понимание того, что аутизм может быть и продуктивным, с симптоматикой, обратной «пустому аутизму», кажется, теряется или почти утрачено.

Ранние признаки синдрома Каннера обнаруживаются у 2/3 младенцев в первые 3–4 месяца после рождения. Отсутствуют контакт глаз, социальная улыбка, комплекс оживления, коммуникативный лепет, ориентировочный рефлекс, новые впечатления вызывают у ребенка реакцию недовольства или страха. Младенцы не просятся на руки, не гоняются за матерью, плохо берут грудь, рано отказываются от груди. При взятии на руки не принимают удобной позы. Часто выявляются признаки невропатии.

Отмечается, что у трети пациентов развитие в первые 2–3 года жизни после родов может быть нормальным, появляются к концу раннего детства.

Наиболее ярко признаки синдрома Каннера проявляются в возрасте пациентов от 2 до 4–5 лет. Выявляются отсутствие интереса к окружающему, погруженность в себя, неспособность формировать привязанности, склонность к уединению. Задерживается развитие эмоций, у пациентов преобладают безразличие, страхи, недовольство, агрессивные и аутоагрессивные тенденции. Обнаруживается обеднение мимики, жестикуляции, эмпатии, пациенты не понимают значения выразительных актов. Отмечаются задержка развития речи, социального мышления, самоосознавания, трудности в овладении местоимениями, наблюдаются странные, однообразные и лишенные социального содержания игры, дети играют преимущественно в одиночку, игры носят манипулятивный характер.

Характерны стереотипные телодвижения, напоминающие гиперкинезы. Типичным является феномен тождества: потребность в неизменности окружающей обстановки. Временами дети становятся возбужденными, сильно кричат, периоды возбуждения сменяются состояниями вялости, аспонтанности, сонливости. Пациенты до 3–4 лет и позже не различают одушевленные и неодушевленные объекты. Выявляются различные симптомы органической неполноценности головного мозга, у 25–40% пациентов наблюдаются эпилептические припадки.

После 4–5 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается. Дети лучше говорят, становятся более общительными, в той или иной степени усваивают навыки самообслуживания, личной гигиены, научаются выражать свои потребности и желания. Однако основные симптомы расстройства, такие как аутизм, эмоциональная блокада, неспособность формировать привязанности, развивать стойкие просоциальные интересы и увлечения, не преодолеваются, нарушения межличностных контактов и трудности социализации сохраняются неопределенно долгое время.

Специфического лечения не существует. Приблизительно 2/3 пациентов остаются с тяжелым дефектом, неспособными к адаптации, зависимыми либо от своих родственников, либо от лиц, заботящихся о них в специализированных учреждениях. Большинству пациентов в возрасте 6–7 лет выставляется диагноз умственной отсталости, в отдельных случаях – шизофрении.

Иллюстрации (Комер, 2002; Карсон и др., 2004):

1. Р., первый ребенок в семье. Роды трудные, с асфиксией (греч. asphyxia – удушье). Последующее физическое развитие, моторика, навыки самообслуживания соответствовали возрасту (со слов родителей). Родителей беспокоило, что у Р. были нарушены общение, а также то, что он не играл в обычные игры. Некоторое время родители думали, что Р. глухой, так как он не обращал внимания на то, что ему говорили. Р. предпочитает одиночество, старается держаться вдали от других людей. Он не приветствует мать или отца по утрам и когда они возвращаются домой, равнодушен к младшему брату. В его лепете отсутствовали интонации разговора с другими. В возрасте 3 лет он научился понимать простые практические просьбы, но до сих пор не может выразить свои нужды. Например, вместо того чтобы сообщить о своей жажде, он спрашивает: «Ты хочешь пить?» В его речи много повторений слов и фраз, которые он слышал ранее, при этом сохранены оригинальные интонации. Он не может общаться посредством жестов и мимики. Р. любит яркие цвета и вращающиеся предметы, подолгу на них смотрит, при этом смеется, хлопает в ладоши, танцует или ходит на цыпочках. То же делает, когда слушает музыку. Ему нравится играть с маленькой машинкой, с которой он не расстается, расставлять на полу кухонную посуду, а также периодически бегать по кругу. Все попытки взрослых изменить или расширить его интересы наталкиваются на его сопротивление. Например, если у него забирают машинку, он сердится, кричит, дерется, старается укусить себя или других. Тестирование показало, что Р. отстает в развитии в том, что связано с речевыми навыками.

2. Обращаясь к прошлому, С., мать Марка, припоминает некоторые вещи, которые уже тогда казались ей странными. Например, вспоминает, что, когда она подходила к Марку, он, казалось, никогда не предчувствовал, что его возьмут на руки. Кроме того, несмотря на его привязанность к соске, он проявлял мало интереса к игрушкам. Всякий раз, когда соску клали не на место, он выражал недовольство. Марк редко указывал на что-нибудь и, казалось, не обращал внимания на звуки. Большую часть времени мальчик проводил, ритмично постукивая по планкам кроватки, и, казалось, был глубоко погружен в собственный мир. Когда Марку исполнилось 2 года, его поведение стало серьезно беспокоить родителей. Марк, рассказывают они, обычно всегда «смотрел сквозь» человека или мимо него, но очень редко прямо на человека. Он мог произносить несколько слов, но не похоже было, чтобы он понимал человеческую речь. Фактически он не реагировал даже на собственное имя. Все свое время мальчик тратил на исследование знакомых предметов, которые он крутил и вертел в руках, держа их прямо перед своими глазами. Особую озабоченность родителям внушали странные движения Марка (он мог внезапно прыгнуть, начать размахивать руками, тискать или крутить свои пальцы, корчил самые странные гримасы, особенно когда был взволнован), а также то, что отец мальчика описывал как ригидность Марка. Марк любил укладывать предметы ровными рядами и громко кричал, когда этот порядок нарушали. Он настойчиво требовал, чтобы все вещи оставались на одних местах, и всякий раз очень расстраивался, когда его мать предпринимала попытку переставить по-новому мебель в гостиной. После 5 лет состояние Марка начало медленно улучшаться.

У Вашего ребёнка синдром Каннера? Мы знаем, как помочь!

Синдром Каннера был описан детским психиатром из Австрии Лео Каннером и в последствии получил второе название - синдром раннего детского аутизма .

Синдром Каннера тоже является одним из видов аутизма, но сильно отличается от синдрома Ретта прежде всего тем, что встречается как у девочек так и у мальчиков. В этом плане синдром Каннера похож на синдром Аспергера, однако он имеет целый ряд кардинальных отличий от последнего.

Само название детского раннего аутизма указывает на то, что этот синдром проявляется в раннем возрасте, обычно в 1-2 года, в то время как синдром Аспергера возникает не ранее 3х лет. Другой важной особенностью синдрома Каннера является то, что у детей с этим синдромом наблюдается задержка психического развития, и различные отклонения интеллекта.

У детей с синдромом Каннера наблюдается задержка речевого развития, и эти дети подвержены эхолалии, то есть имеют привычку бессмысленного повторения ранее услышанных фраз. Также отмечается подверженность мутизму - отказа от использования речи в общении. В таком случае ребёнок хоть и знает слова и их значение, однако не общается словами, а использует для коммуникации мимику и жесты.

О причинах возникновения синдрома Каннера велось много научных споров и написано много научных трудов, однако до сих пор в официальной медицине не сложилось единого мнения на этот счёт. Отечественная психиатрия для решения вопросах о причинах возникновения этого синдрома, предлагает разделить все виды нарушений на первичные и вторичные расстройства.

К первичным расстройствам относят повышенную эмоциональную чувствительность и слабую психоэмоциональную устойчивость. Это в свою очередь, ведёт ко вторичным нарушениям.

Под вторичными нарушениями понимают модель аутичного поведения, которая рассматривается как попытка избежать воздействие внешнего мира, путём подмены реакций стереотипным реагированием и подмены общепринятых интересов. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких людей, вплоть до полного их игнорирования, заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы . В некоторых случаях наоборот, реакция становится агрессивной.

Современные учёные сходятся в одном в отношении аутизма Каннера - этот синдром не сопровождается какими либо, даже незначительными, анатомическими аномалиями, что однозначно указывается на его физиологическую природу.

Течение, в большинстве случаев, медленное, но прогрессивное, без глубокого нарушения психического поведения ребенка. Эти дети обычно хорошо включаются в общественную жизнь и в профессию (более легкую), к которой они были направлены. В других случаях течение тяжелое, доходит до шизоидных проявлений или даже до инфантильной шизофрении с мрачным прогнозом.

На сегодняшний день не существует специфического лечения синдрома Каннера. Все известные методы лечения являются симптоматическими. В качестве лекарственной терапии применяют нейролептики. Также же широко применяются различные меры психического перевоспитания, врачебно-педагогическое лечение, в проведении которого участвуют педиатр, нейропсихиатр, психолог и логопед. Это способствует частичному восстановлению и социализации детей, у которых наблюдается «аутизм Каннера».