Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать.

Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

Нормативная база

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений - содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

Квотируемое - что это такое?

Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

Локальные документы

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Состав информации для уполномоченных служб

Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:


Усиление ответственности

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Особенности утверждения актов

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

Классификация документов

Традиционно выделяется три группы актов:

  1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
  2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
  3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

Утверждение норм с учетом нововведений

Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

Важный момент

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Изменения в процедуре

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Приказ о квотируемых рабочих местах

Этот документ должен отражать следующие данные:

  • Число резервируемых мест.
  • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

План мероприятий

Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

Сроки сдачи информации

Осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

Выводы по законодательству

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

"Пошлины"

Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой "пошлины". В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

Общий порядок

В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

Зачисление в штат родственников

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать "пошлину" за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Уловки крупных компаний

Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

Спорные моменты

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение "пошлины" не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Проводки

В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них - 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса - 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

Дб 20 Кд 70 2400 р. - начислена зарплата сотрудникам;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет с ПФР" 336 р. - взносы в ПФР;

Дб 20 Кд 69 субсч. "Расчет взносов на страхование" 2.88 р. - начислены страховые взносы.

Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

По взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

Заключение

С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

трудоустройство профессиональный инвалид рабочий

Согласно статье 22 ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается отдельно для каждого предприятия, учреждения или организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Так, согласно Постановлению Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Работодатели, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, могут в счет установленной квоты трудоустраивать молодежь в возрасте до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не должно составлять менее 3% от среднесписочной численности работников.

Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере занятости, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения и сфере реализации молодежной политики, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

Согласно Закону Самарской области от 26 декабря 2003 г. N 125-ГД «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области» создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов входит в обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателем по направлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере труда и занятости. Квота устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов приводится в Перечнях организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Например:

Перечень предприятий, учреждений и организаций, создающих или выделяющих рабочие места для трудоустройства инвалидов (утв. Постановлением Администрации Быковского района Волгоградской области от 17 января 2003 г. N 25 «Об установлении квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Быковского района»)

Перечень предприятий и организаций Еланского района для трудоустройства инвалидов в пределах установленной Администрацией района квоты (утв. Постановлением Администрации Еланского района Волгоградской области от 10 ноября 2004 г. N 969)

Вязовский мехлесхоз 1

ГУ "Профессиональное училище N 52" 2

ГУ УФ ПС Еланский РУПС 2

ГУП АК 1727 "Еланская" 2

Еланский участок электросвязи 2

Еланское МПОКХ 2

Еланское отделение АК СЮ РФ N 3990 2

Еланское райпо 2

Комитет по культуре Администрации района 2

Краишевская муниципальная СОШ 1

МУЗ "Еланская ЦРБ" 8

ОАО "Еланский мясокомбинат" 3

ОАО "Вязовское ХПП" 1

ОАО "Еланский маслосыркомбинат" 3

ОАО "Еланский элеватор" 3

ОАО "Еланьферммаш" 1

ООО "Агрофирма "Агро-Елань" 18

ООО "Большой Морец" 7

ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" 2

ООО "Система" 1

СПК "Большевик" 2

СПК "Еланские сады" 1

СПК "Таловский" 6

СПК им. Артамонова 4

СПК "Черниго-Александровское" 3

ФГУП "Еланский ДРСУ" 1

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

практикующий бухгалтер

Обязательное выделение
рабочих мест для инвалидов

В настоящее время не все компании спешат принимать на работу инвалидов. Причин для этого достаточно много: это и необходимость предоставления дополнительных льгот, и отсутствие вакансий для инвалидов. Квотирование и прокурорские проверки не всегда помогают решить вопрос.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Проблема занятости является одним из самых сложных вопросов, поскольку численность неработающих инвалидов постоянно растет.

Минтруд делает следующие выводы:

  • потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;
  • уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
  • потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
  • инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26%.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, осуществляется в пределах квоты, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Ситуацию с трудоустройством инвалидов стараются исправить на правительственном уровне.

Одним из механизмов решения проблемы занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Рабочие места, выделенные в счет квоты для инвалидов, долгое время могут оставаться незаполненными. И в этом нет никакого нарушения со стороны работодателя, поскольку он не обязан заниматься поиском и подбором инвалидов на подходящие должности.

Определение Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5.

Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места
(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность граждан, трудоустроенных
в счет квот, – всего
24 179 17 051 9688 7149 6286 6149 5938
в том числе относящихся к категории инвалидов 8806 5185 4869 4080 3708 4271 3887

Но на практике квотирование недостаточно эффективная мера – для работодателя не очень выгодно принимать на работу инвалидов даже при созданных квотированных местах. Дело в том, что инвалидам полагаются достаточно серьезные льготы. Согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда, т. е. оплата должна осуществляться в полном объеме, как за 40 часов.

Регионам РФ установят показатели по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы улучшить ситуацию с занятостью инвалидов, Министерство труда России предлагает установить показатели по трудоустройству в регионах. Доля будет устанавливаться исходя из информации в ПФР, в фонде имеются показатели о количестве инвалидов в трудоспособном возрасте. На основании показателей о количестве инвалидов и будет рассчитываться доля по субъекту РФ. Ранее доля определялась в отношении граждан, обратившихся в службу занятости. Но, по мнению министерства, работу необходимо проводить не только в отношении инвалидов, которые обратились в службу занятости. Ведь некоторые инвалиды ищут работу впервые, некоторые категории инвалидов занимаются поиском работы через Интернет.

По мнению министерства, вся информация о занятости инвалидов должна содержаться в службе занятости, при этом приоритетом должно быть трудоустройство тех инвалидов, которые ищут работу в первый раз.

Ориентироваться региональные власти должны на показатели государственной программы «доступная среда», в соответствии с которыми к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста должна составить 40% от общей численности указанной категории лиц. На конец 2015 года, в соответствии с данными Росстата, этот показатель составлял 19,8%.

Вместе с тем необходимо отметить, что уже сегодня в регионах установлены квоты для инвалидов, и они отличаются в зависимости от региона.

Например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п установлено, что если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. В Ставропольском крае для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Такой максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

То есть фактически изменится только порядок установления квот. Но в связи с федеральной госпрограммой «доступная среда» регионы могут увеличить квоты.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрено, что в случае невозможности выделения или создания работодателем на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет установленной квоты они арендуют или создают такие рабочие места у других работодателей (см., например, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.11.2013 № 111-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Коми», ч. 4 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области», ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 01.07.2011 № 61-ЗРХ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Хакасия» и др.).

Что нужно сделать работодателям уже сегодня для приема инвалидов?

Минимальное количество таких рабочих мест определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации субъекта РФ в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Для того чтобы установить квоту для инвалидов, необходимо посмотреть закон региона, которым регулируются льготы. Так, в Москве (Закон от 22.12.2004 № 90) определена квота в размере 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С июля 2016 года на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

Вторым этапом будет определение количества инвалидов, для которых должна быть установлена квота. Например, в компании работает 150 человек, соответственно, квота составит 3 человека. Соответственно, необходимо создать 3 подобных рабочих места.

Третьим этапом будет подбор подходящей для инвалидов работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Например, инвалид может осуществлять маркетинговые услуги по наполнению сайта компании. Также инвалид может работать в качестве программиста, специалиста по кадрам, юриста, бухгалтера. На практике достаточно большое количество инвалидов не могут устроиться на работу по специальности. Если инвалид не имеет какой-то определенной специальности, то ему может быть предложена низкоквалифицированная работа, например, он может работать в качестве сотрудника колл-центра.

Рабочие места для таких сотрудников создаются:

  • приказом по компании;
  • штатным расписанием;
  • локальными актами (например, коллективным договором).

В обязанности работодателя входит принятие локальных актов, содержащих сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ).

Кроме того, необходимо трудоустроить на созданные рабочие места инвалидов. Для этого возможно трудоустроить инвалидов как через службу занятости, так и самостоятельно.

Если говорить о варианте трудоустройства через службу занятости, то служба должна искать инвалидов на открытые вакансии самостоятельно.

Для этого работодатель на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет:

  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

А служба занятости, в свою очередь, предоставляет информацию обратившимся инвалидам о вакантных местах.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодатель вправе сократить должность, которую занимает работник-инвалид. При этом он обязан предлагать данному работнику все вакансии, которые отвечают его квалификации и состоянию здоровья, в том числе нижестоящие и нижеоплачиваемые.

Вторым вариантом трудоустройства является самостоятельный поиск кандидатов-инвалидов на должность. Для этого возможно размещение соответствующих вакансий на сайтах поиска работы. При обращении инвалида, уровень квалификации которого соответствует созданной вакансии, работодатель принимает его на работу и заключает трудовой договор.

Для заключения трудового договора требуется стандартный перечень документов.

Для оформления нового работника на основную работу потребуйте у него следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности (форма № 2П)). Если работник не представит такой документ, вы не можете принять его на работу;
  • трудовую книжку;
  • страховое пенсионное свидетельство.

Поскольку на работу принимается инвалид, то необходимо подтвердить, что на квотируемое место трудоустроен именно инвалид.

К таким документам относятся:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной форме (для дубликата – с учетом дополнительных требований, указанных в абз.абз. 7–9 п. 9 Порядка составления формы справки);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Часто инвалидов привлекают на дистанционную работу. В этом случае обмен документами может осуществляться также дистанционно. При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами документы, предусмотренные ст. 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе. Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования самостоятельно.

Соответствующая информация о трудоустройстве инвалидов должна быть представлена в центр занятости.

За непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

В заключение необходимо отметить, что, к сожалению, установление региональных квот для инвалидов не будет иметь реального действия, поскольку квотируемые места могут годами оставаться незаполненными, а работодатели часто подходят к этому достаточно формально. И причина этого проста – отсутствие экономических выгод. Более эффективным механизмом стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, было бы предоставление налоговых льгот организациям при трудоустройстве инвалидов и льгот для развития самозанятости инвалидов.

Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

Обязательные требования

Государство помогает гражданам, испытывающим трудности в устройстве на работу, и разрабатывает для них специальные гарантии (Закон РФ № 1032-1). И одной из разновидностей этих гарантий является установление квоты для компаний и ИП в отношении приема на работу инвалидов (№ 181-ФЗ, ст. 2). Условия ст. 21 определяют процентные показатели формирования мест специального назначения:

  • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
  • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

В связи с трудным положением в сфере занятости внедрены специальные мероприятия для улучшения положения на рынке трудоустройства инвалидов. Компаниям положена субсидия на обустройство рабочего места для инвалида (Закон № 1032-1, ст. 5). Средства, выделенные организации, возместят расходы на переоборудование рабочей зоны и приобретение специальных приспособлений.

Заключение

Работодатели не вправе нарушать требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. К тому же организация рабочего места иногда не требует значительной трансформации. Достаточно увеличения высоты (ширины, расположения) рабочего стола и установки пандуса. В случае нарушения требований законодательства на предпринимателя налагаются штрафные санкции (ст. 5.27 КоАП РФ).