Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: Сценарий урока-игры по Истории Древней Руси. Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России

Интеллектуально-познавательная игра для школьников 6 класса "Умники"

Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: сценарий интеллектуально-познавательной игры для подростков 12-13 лет. Игра состоит из трех раундов, ее содержание направлено на знание истории, литературы и искусства Древней Руси.
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.
Задачи: выявить знания детей об истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Предварительная подготовка: тема игры озвучивается заранее, каждая команда готовит приветствие
Оборудование: столы для команд, протокол для экспертной группы, карточки (лепты) по 25 штук на каждый стол, таблички с цифрами 1,2,3 на каждый стол, название команды на каждом столе, проектор, компьютер, экран для презентации, музыкальная аппаратура.
Интеллектуально-познавательная игра «Умники». Тема: «Истоки русской старины».Музыкальная тема «Колокольный звон». 1 ведущий: Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий он
Кому-то не давал покоя.
2 ведущий: Белокрылой стаей улетают
Вереницы быстрых облаков.
Как воспеть тебя, земля родная,
Дивный край волшебных, чудных снов?
Звоном колокольным отзовётся
В сердце несказанная краса.
Смотрит златоглавая Россия
Синими глазами в небеса.
3 ведущий: На протяжении многих веков земля Русская оставалась неразгаданной тайной.
4 ведущий: Её бескрайние просторы манили и зачаровывали, а многогранный русский характер вызывал удивление и осторожность.
1 ведущий: История, литература, искусство Древней Руси – неиссякаемый источник новых исследований и научных открытий.
2 ведущий: Наш разговор пойдёт о русских народных традициях, обычаях, суевериях, о православных и языческих праздниках.
3 ведущий: Сегодня мы начинаем первую интеллектуально-познавательную игру «Умники» сезона 2015-2016 года.
Музыкальная заставка к передаче «Что? Где? Когд а?»
4 ведущий: В игре принимают участие команды объединений «Затейники», «Эрудиты», «Искорки» Центра детского творчества п. Уральский.
1 ведущий: Поприветствуем наших игроков! (приветствие команд)
2 ведущий: Ну что ж, участников мы представили, а теперь настало время познакомиться с гостями «Умников» - экспертной группой, которая будет следить за ходом игры. (представление экспертов)
3 ведущий: Тема всей игры «Истоки русской старины».
4 ведущий: Игра будет состоять из нескольких раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал – 30 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты.
1 ведущий: Время обдумывания – 30 секунд. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт.
2 ведущий: Каждая заработанная лепта делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столом игру контролировать будут крупье.
3 ведущий: Чтобы лучше понять правила игры, давайте прорепетируем. Итак, пробный вопрос.
4 ведущий: Делайте ставки, игроки! Вы должны положить одну лепту на край стола! Внимание, пробный вопрос…
Кто ввёл на Руси новую религию – христианство?
1.Князь Владимир
2. Дмитрий Донской
3.Александр Македонский
1 ведущий: Ваши ответы, игроки! Поднимите карточки. Те, кто ответил правильно, держат карточку до тех пор, пока крупье не удвоит ставку.
2 ведущий: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!
Го нг.
3 ведущий: Начинаем первый раунд « Цепочка тестов». Ставка: 1вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки. Зрителей просим не подсказывать, не мешать. Внимание, 1 вопрос…
Вопрос №1
Назовите древнерусского бога, покровителя любви и браков.
1.Услад
2.Ярило
3.Лада
Вопрос №2
Если в строении христианской церкви отсутствует алтарь, то как такая церковь называется?
1.Часовня
2.Колокольня
3.Паперть
Правильный ответ: 1. Часовня – это небольшой храм без алтаря. Именно в ней нельзя было служить литургию, а только «часы», то есть читать молитвы и псалмы, установленные церковью для этого часа.
Вопрос №3
Этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. В народе его называют «зелёными Святками».
1.Троица
2.Преображение Господне
3.Ильин день
Правильный ответ: 1.Троица – двунадесятый праздник Православной Церкви, пришёл из глубокой древности.
Вопрос №4
Как называется обувь, плетённая из лыка?
1.Онучи
2.Лапти
3.Кушак
Правильный ответ : 2. Лапти
Вопрос №5
Они были пустые, светлые, зелёные, репяные, рахманные, богатые, постные, кислые, серые, сборные…И это ещё не всё! О чём идёт речь?
1.Щи
2.Каши
3.Блины
Правильный ответ: 1.В народе говорили: «Родной отец надоест – а щи никогда…» Русская кухня насчитывает рецепты щей десятками. Скоромные и постные, рыбные и грибные, кислые и свежие, с добавками и без них… В уральские «толстые» щи добавляли перловку – для сытости.
Вопрос № 6
Всем известен обычай встречать гостей хлебом-солью. Хлеб при этом символизирует достаток. А что символизирует соль?
1.Долголетие
2.Оберег от злых сил
3.Добрые намерения.
Вопрос № 7
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?
1.Двойка
2.Супруги
3.Гнедые
Вопрос № 8
На Руси при одном из гаданий связывали петуха и курицу и сажали на решето. Если курица перетягивала петуха, то что это означало?
1.Что в семье родится девочка
2.Будет богатый урожай
3.Быть мужу под башмаком всю жизнь
Правильный ответ: 3. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух – мужика верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь. Да только редко такое случалось.
Вопрос № 9
Что не должна была носить жена в Древней Руси, пока муж был в отъезде?
1.Серьги
2.Обручальное кольцо
3.Головной убор
Вопрос № 10
Именно столько дней продолжаются Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением Иисуса Христа.
1.7 дней
2.14 дней
3.12дней
Правильный ответ: 3.Рождение Иисуса Христа празднуется 7 января,а Крещение 19 января. 12 дней от праздника до праздника называются Святками.
Вопрос № 11
Застеклённый шкафчик для икон зовётся русским словом божница или греческим…
1.Киот
2.Алтарь
3.Лампада
Вопрос № 12
Этот греческий напиток долгое время заменял россиянам и чай, и кофе. О каком напитке идёт речь?
1.Кисель
2.Студень
3.Сбитень
Правильный ответ: 3. Сладкий и пряный сбитень на Руси любили все. Царю-батюшке медовый напиток приносили из особой палаты Кормового дворца.
Вопрос № 13
Этот праздник приходится на 15 февраля. В этот день зима борется с весной: кому идти вперёд, а кому назад. А церковью этот праздник установлен в память о том, что на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф принесли Иисуса в Иерусалим. О каком празднике идёт речь?
1.Благовещение
2.Сретение
3.Святки
Вопрос № 14
Во вторник через неделю после Пасхи все православные поминали усопших. Этот праздник называется Радоница – по народному поверью души умерших предков возносятся светло и тихо над землей и незримо касаются угощений. А как в народе по-другому называют этот день?
1.Духов день.
2.Красная горка.
3.Семик.
Вопрос № 15
Как называется православное блюдо, состоящих из сушеных хлебных зерен с мёдом, размоченных водой?
1.Пасха.
2.Кутья.
3.Сочиво.
Правильный ответ: 3. Сочиво. День перед Рождеством Христовым называется Сочельником. Этот день проводится в строгом посте. По церковному уставу в пищу употреблять можно только сочиво.
Вопрос № 16
Как называли крестьянскую верхнюю одежду из толстого сукна в виде кафтана?
1.Душегрея.
2.Армяк.
3.Кожух.
Вопрос № 17
Не слишком часто, но случается раз в четыре года православным именно в этом месяце праздновать день Святого Касьяна. Про него говорили: « На что Касьян ни взглянет – всё вянет; на дерево посмотрит – дерево сохнет, поглядит на скот – мор нападёт». В каком месяце был день Касьяна?
1.В феврале
2.В апреле
3. В январе.
Правильный ответ: 1.День завистливого, злопамятного, да к тому же слепого Касьяна – 29 февраля. Високосный год вообще считался недобрым. Февраль изо всех его месяцев худший, а уж 29 числа – носу из дома не высовывай.
Вопрос № 18
В Древней Руси всех новорожденных детей до крещения называли одним именем, боясь сглаза. Назовите это имя.
1.Иисус.
2. Богдан.
3.Иван.
Правильный ответ: 2. Богдан. До крещения у ребёнка ещё не было ангела-хранителя, поэтому его имя не открывали никому, а говорили, что ребёнок Богом дан, то есть Богдан.
Вопрос № 19
Перед свадьбой между родителями жениха и невесты происходило сватовство. А как по-другому называли сватовство на Руси?
1.Рукобитье.
2.Оглашение.
3. Покупка.
Вопрос № 20
Как называли свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках?
1. «Карусель».
2. «Петушки».
3. «Роща».
Правильный ответ: 3. Роща. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки – рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто же – символ благополучия и плодородия.
Вопрос № 21
На русских свадьбах известен такой обычай. Когда торжество подходило к концу, гостям раздавали специальные маленькие пряники. Как их называли?
1.Просфоры.
2.Разгоняи.
3.Расстегаи.
Правильный ответ: 2. Эти маленькие пряники назывались разгоняи. Пряники как бы прозаично намекали гостям, что пора и по домам.
Вопрос № 22
Как называется праздник проводов зимы?
1.Сретение.
2.Святки.
3.Масленица.
Вопрос № 23
В какой день Масленичной недели на Руси зятья должны были угощать своих тёщ блинами?
1.В пятницу.
2. В субботу.
3. В воскресенье.
Вопрос № 24
Главным действием четвертого дня Масленицы – «Разгуляя» - было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Победителя, первого вошедшего в городок, награждали так…
1.До отвала кормили блинами.
2.Купали в проруби.
3.Проносили на руках через весь город.
Вопрос № 25
На праздник Вознесение Господне пекли поминальный хлеб. В какой форме пекли поминальный хлеб православные, чтобы узнать, насколько грешен человек?
1.В форме шара.
2.В форме креста
3.В форме лесенки.
Правильный ответ: 3. Иногда поминальный хлеб пекли в форме лесенки, прямоугольной булки с семью перекладинами, символизирующими 7 небес. Если разбивалась вся лесенка, то бросавший её – страшный грешник. (По количеству оставшихся целых перекладин узнавали, на какое небо человек попадает после смерти)
Вопрос № 26
Вы наверняка знакомы с выражением «во все тяжкие». Его первоначальный смысл отличался от нынешнего. Что означало это выражение?
1.Звонить во все колокола.
2. Пойти по миру.
3. Уйти в монастырь.
Правильный ответ: 1. Звонить во все колокола. Когда-то это выражение касалось лишь работы звонарей. Бить во все тяжкие – значит звонить во все колокола. «Пуститься во все тяжкие» - означает позабыть о всяком приличии, наплевать на общественное мнение.
Вопрос № 27
На севере России молодые девушки перед Новым годом выпекали из ржаной и пшеничной муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили их юношам, показывая своё искусство умелой хозяйки. Как называются эти съедобные «скульптуры»?
1.Колобки.
2.Козули.
3.Жаворонки.
Вопрос № 28
Как называется канун Рождества?
1.Святки.
2.Сочельник.
3.Крещение.
Вопрос № 29
Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил?
1.Конёк
2.Сруб
3. Подзор
Вопрос № 30
Согласно канонам их может быть одна, три или пять. О чём идёт речь?
1.Главы, купола у церкви.
2.Колокола.
3.Колонны храма.
Правильный ответ: 1.Главы, купола у церкви. Православная церковь должна быть одно-, трёх- или пятиглавой. Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15, но это уникальные случаи.
гонг
1 ведущий: А сейчас начинаем второй раунд под названием «В старину едали деды…»
2 ведущий: Повседневное крестьянское меню не отличалось большим разнообразием. Главное место, конечно же, занимал хлеб.
3 ведущий: Каких только народных поговорок, пословиц и присказок не сочинено о нём! «Хлеб – всему голова».
4 ведущий: «Худ обед, коли хлеба нет»
1 ведущий: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска»
2 ведущий: Но не хлебом единым жив человек.
3 ведущий: С каждым новым столетием набор продуктов у наших предков становился разнообразнее и богаче.
4 ведущий: Что же ели в Древней Руси?
1 ведущий: Вам будет предложен список продуктов. Из него вам за полторы минуты нужно будет исключить названия тех продуктов, которые не употребляли на Руси до 17 века.
2 ведущий: В листочке с пометкой «Второй раунд» после вопроса вы должны выписать номера исключённых вами продуктов.
Ставка раунда – 3 лепты.
3 ведущий: Если вы выписали номера всех продуктов, верно, то ваша ставка удваивается. Если вы допустили ошибку, то все поставленные лепты сгорают.
4 ведущий: Делай те ваши ставки, игроки! Внимание, вопрос…
Из предложенного списка продуктов исключите те, которых не было в Древней Руси, то есть те продукты, которые наши древние предки не употребляли в пищу примерно до 17 века. Всего их восемь.

1. Просо 8. Чай 15. Огурцы
2.Горох 9.Кофе 16. Картофель
3.Рис 10.Сахар 17. Капуста
4. Греча 11.Вяленая рыба 18. Дыня
5.Макароны 12. Соль 19.Подсолнух
6.Перец 13.Морковь 20.Хлеб белый
7. Мёд 14.Помидоры 21.Хлеб чёрный
Крупье, раздайте задание!
гонг 1 ведущий: Время истекло. Передайте карточки крупье.
Правильный ответ: Древние русичи не употребляли в пищу до 17 века следующее:
3 – рис 10 - сахар
5 – макароны 14 - помидоры
8 – чай 16 - картофель
9 – кофе 19 - подсолнух
2 ведущий: Крупье, огласите результаты раунда.
3 ведущий: Объявляется третий раунд «Кот в мешке».
Внимание, условия раунда…
Вы должны угадать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на карточке с пометкой «Третий раунд». После каждого обсуждения вопроса карточка передаётся крупье.
4 ведущий: Ставка: 1 вопрос – 1 лепта.
За неправильный ответ забирается 1 лепта.
Вопрос №1
Делайте ставки. Внимание, вопрос №1
Этот продукт –необычного вкуса, пряный, занимал почётное место в свадебном и поминальном обрядах, он очень сладок и дорог. О каком продукте идёт речь?
Гонг 1 ведущий: Ваши ответы, уважаемые игроки! Крупье, огласите ответы!
Правильный ответ: пряник
Вопрос №2
Он украшал и голову замужней россиянки, и церковь. Что в мешке?
Гонг 2 ведущий: Ваши ответы, игроки! Крупье, огласите ответы.
Правильный ответ: Это – кокошник. Так называли и украшение на голове замужней россиянки, и полукруглую часть церковного здания.
3 ведущий: Вопрос № 3. Делайте ставки, игроки. Внимание, последний вопрос…
Какую деталь костюма 13 века на день пришивали, а на ночь, прежде чем переодеться в другую одежду, отпарывали. Какая деталь русского костюма находится в мешке?
Гонг 4 ведущий: Ваши ответы. Крупье, огласите результаты.
Правильный ответ: Рукава – они в ту пору были очень узкими, поэтому, чтобы их переодеть, приходилось отпарывать на ночь, а утром снова пришивать.
Гонг 1 ведущий: Вот и закончился последний раунд первой интеллектуально-познавательной игры «Умники».
2 ведущий: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей игры. Крупье, подсчитайте лепты.
3 ведущий: Чтобы подвести итоги интеллектуально-познавательной игры «Умники», экспертный совет начинает обсуждать результаты.
4 ведущий: Вот и наступил самый волнующий и ответственный момент – подведение итогов интеллектуально-познавательной игры «Умники».
1 ведущий: Для объявления результатов слово предоставляется…
2 ведущий: До новой встречи в интеллектуальном клубе «Умники»!

Светлана Иванова
Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

«РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

Звучит музыка.

ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

«БЕРЕЗКА»

ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

Выходит Князь Игорь и Ольга.

ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

ДЕТИ : Красивой.

ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

ДЕТИ : Да, он влюбился.

РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял Великий князь.

ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

«ПРЯЛИЦА»

ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

РЕБЕНОК : Живи, Земля!

Не поддавайся грусти,

Не умирай

В огне и под пятой.

РЕБЕНОК : Свети, Земля!

Тебя назвали Русью

Враги, и те, зовут тебя

ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

«ВО КУЗНИЦЕ»

Исполняется в сопровождении оркестра.

ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

В. М. Васнецова «Три богатыря»

ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

ДЕТИ : Три богатыря.

ВЕД : Знаете их имена?

ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

ВЕД : А как назвал ее художник?

ДЕТИ : «Три богатыря»

ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают картину и придумывают название.

ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

Звучит фонограмма.

ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы, за моря стремиться мне

За облака высоко,

Сражаться с недругом жестоко

За Родину, за веру, за царя!

А встретивши врага, с думою ясной

Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

И победить.

ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

Стучат калики.

ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

ДЕТИ : «Спасибо!

1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

!КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью.

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!

3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

И землю защищать без меры, без предела!

3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!

(кланяются)

ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

Слово даю, выполню их!

ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

Звучит фонограмма.

ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

То не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается то сын перед батюшкой,

Просит он себе благословеньица.

ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

Ой, ты гой еси, родный батюшка,

Дай ты мне благословеньице,

Я поеду в славный стольный град

Поклониться чудотворцам киевским.

К Великому князю Владимиру!

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую!

ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

Колокольный звон.

ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

Россия отчая, Россия-мать

И скорбь, как радость, царственно красива!

Какое благородство здесь в при

И думы поднебесно высоки!

И эта репреступность эта стать

И выдыхаю сердцем я : Россия!

Была и есть еще у нас в народе!

Какое благородство здесь в природе!

«ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»

Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.

Негосударственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Царицынская №1»

Сценарий внеклассного мероприятия

«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА

ГРАМОТА НА РУСИ»

для учащихся 5 класса

Разработала:

учитель русского языка

НОУ СОШ «Царицынская №1»

Старикова Елена Юрьевна

Волгоград

Цели и задачи:

    Выявить истоки становления славянской письменности;

    Рассмотреть значение письма для развития Руси

    Развивать речь, мышление, творческие навыки учащихся

    Привить любовь к Отечеству, ее истории

Материалы и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран для мультимедийного сопровождения, карта Древней Руси, раздаточный материал для практической части занятия.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: (Слайд)

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим беседу, посвященную истории письменности. Вы узнаете о том, как возникла письменность, какой материал использовали для письма и многое другое, связанное с историей написания книг.

I . История письменности.

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы.

Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка.

Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ. (Слайд)

Пиктограмма: рисунки первобытного человека в пещере Альтамира

А теперь попробуем написать предложение при помощи пиктограмм:

СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ.

Оказывается, что при помощи пиктограмм не так просто выразить все, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь.

Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово ил его часть.

(Слайд: Рисунок с изображением иероглифов древних египтян)

А теперь вам задание : придумайте свои иероглифы к понятиям: смеяться, плакать, спать.

Постепенно иероглифы упрощались и человек старался картинки делать все проще и проще. Например, вместо быка стали рисовать только его голову, потом голова с рогами превратилась в три черточки, или А. Древний народ - шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Человек придумал БУКВЫ или знаки для звуков.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.

Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.

А теперь давайте вспомним, кто такие славяне, где они жили.

    Кто такие славяне?

    Где находилось их государство?

    Что мы знаем об образе их жизни?

    Кто граничил с Русью?

Но государство не может быть без правителя. Вспомним, основателя первой правящей династии на Руси? (Слайд)

    Кто такой Рюрик?

    Как он оказался на Руси?

    Годы его правления?

Обратимся к нашей карте.

    Скажите, ребята, может ли какое-либо государство существовать самостоятельно, отдельно от других стран?

  • Как поддерживали древние русичи взаимоотношения с соседями?

Но для полной связи славянам не хватало письма. И крепко задумались русские мужи.

Сообщение первого учащегося (Слайд)

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках”.

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

Слово учителя:

Так что представляла собой славянская письменность – Кириллица?

Глаголица и Кириллица (Слайд)

По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытесняла глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.

Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем у современных школьников. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д. (Название букв кириллицы).

Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы: (Слайд)

    Азбука – наука, а ребятам бука.

    Аз, буки, веди страшат как медведи.

    Азбуку учат, на всю кричат.

    Юс да ижица – конец делу ближитца.

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения

исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите добавились три буквы –Й, Е, Э, - а исчезло намного больше.

А теперь давайте составим словарик по изученному:

А – алфавит, азбука

Б – буква

Г - глаголица

И – идеограмма, иероглифы

К - кириллица

П – пиктограмма

II . Древние книги (Слайд)

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а КНИГА

ОСТАЛАСЬ.

А. Герцен

Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донес их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

Сообщение второго учащегося (Слайд):

В древних государствах Вавилон, Ассирия, Шумер писали на глине, из которой делали также посуду и жилище. Книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое идеографическое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твердыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик. (Глиняная табличка).

До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. При раскопках была найдена сказочно богатая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в 669-633 гг. до н.э. Она состояла из десятков тысяч табличек по различным отраслям знаний.

Сообщение третьего учащегося (Слайд):

В Древнем Египте в большом количестве по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Это растение вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали тростниковой палочкой – КАЛАМОМ, обмакивая его в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. Текст писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца. Как вы думаете: удобно ли это?

Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Папирус не переносил влагу, она разрушала его. Многие свитки сгорели во время пожара. И только египетские и греческие свитки смогли сохраниться в течение двух тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира.

Сообщение четвертого учащегося (Слайд):

Наряду с папирусом, для обучения грамоте использовали более дешевый материал для письма – воск. Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек: несколько дощечек, выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя дощечки воском на заполнялись. Такие книжечки служили очень долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ – была с одного конца острой (для письма),

с другой – круглой (для затирания воска). Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе на Руси. Она получила название КОДЕКС.

Самая большая библиотека из папирусных свитков находилась в городе Александрия. Она насчитывала около 70 тысяч свитков. Но царь города Пергама решил создать библиотеку, превосходящую александрийскую. Когда египтяне узнали об этом, они запретили вывозить папирус из Египта. Тогда жители этого города научились делать материал для письма из кожи животных. Этот материал стали называть ПЕРГАМЕНТ. Так легенда объясняет возникновение писчего материала, которому суждено было вытеснить папирус и существовать более двух тысяч лет.

Сначала из него продолжали делать свитки, но вскоре прочность этого материала дала возможность листы пергамента складывать, разрезать, сшивать их в тетради и заключать в переплет. Так окончательно книга приобрела форму КОДЕКСА.

Слово учителя. Изготовление пергамента (Слайд):

Сырую шкуру (козью, овечью, телячью) вымачивали сначала в воде, чтобы сделать её мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Её края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Лист складывали вдвое, и из нескольких таких листов составляли тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь и шестнадцать раз. Так получались книги.

Писали на пергаменте калалом (тростниковой палочкой) или птичьим пером, заостренным и расщепленным. Чаще всего использовали гусиные перья. Для пергамента использовали особые прочные чернила, которые впитывались в кожу так глубоко что их нельзя было смыть. Пока ими писали, они были очень бледными, а чернели спустя некоторое время.

Пергамент материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешевые материалы, чаще растительного происхождения.

В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. БЕРЕСТА - это кора березы, подвергнутая специальной обработке. На ней писали наши предки – восточные славяне. Буквы кириллицы наносили на бересту костяным или металлическим стержнем – ПИСАЛОМ. Несколько сотен берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде.

Писали и переписывали книги в основном при монастырях. При них создавали мастерские по переписыванию книг – СКРИПТОРИИ. Перепиской занимались монахи-переписчики. Они сначала терпеливо и осторожно линовали пергамент, потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать.

Когда все листы были переписаны и украшены, их соединяли и помещали в ПЕРЕПЛЕТ. Его основой служили хорошо высушенные и обработанные доски. Переплеты, созданные по особым заказам, часто украшали жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками. Таким образом, книга напоминала сундучок или шкатулочку.

В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: Библия, Евангелия, жития святых, Книга пророков, Апостол, Псалтырь. Но монахи-переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом.

Замечательный летописный свод «Повесть временных лет» создан монахом-летописцем НЕСТОРОМ, который включил в летопись географические, этнографические сведения, а также отрывки песен и былин, сказаний и легенд.

Практическая часть занятия:

Игры и задания.

    Подчеркни материалы, из которых делали древние книги.

СТЕКЛО ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ ГЛИНА МЕТАЛ БЕРЕСТА

    Соотнеси форму книги и материал, из которого она была сделана (соедини стрелочками)

КНИГА – СВИТОК ПЕРГАМЕНТ

КНИГА - ТАБЛИЧКА ПАПИРУС

КНИГА - КОДЕКС ГЛИНА

    Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки:

Грамоте учиться а правду сказывают

Книги не говорят, ума набраться

С книгами знаться - всегда пригодится

Сперва аз, да буки, а то, что понял

Говори не о том, что прочел, а там и наука

4. Кроссворд

По вертикали:

    Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)

    Имя его брата и помощника. (Мефодий)

    Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)

    Название красивой заглавной буквы. (Буквица)

    Название русской азбуки (Кириллица)

    Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)

По горизонтали:

    Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)

5. Расшифруй.

(Ребятам предлагается отгадать поговорку. Шифром служат буквы алфавита, пронумерованного по порядку)

14 21 5 18 16 19 20 10

19 20 21 17 6 15 30 12

Ответ: Азбука – к мудрости ступенька.

III . Заключение.

За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надежным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними, хорошо знать историю их жизни. Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга с помощью написанных в ней слов рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших о нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас радость и боль, возмущение и надежду, негодование и любовь. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.

Литература

    Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.

2. Зубков, Б. Книжка про книжку [Текст] / Б. Зубков. – М.: Малыш, 1984. – 24 с.

    Сидорова, М. Заветное слово [Текст] / М. Сидорова // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.

    Скударь, З. Слово и человек [Текст] / З. Скударь // Воспитание школьников. Научно-методический журнал. – 2006. - №4. – с.27-32.

    Лысенко Л.В. Лишь слову жизнь дана [Текст] / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №10. – с.44-49.

    Люстрова, З.Н. Беседы о русском слове [Текст] / З.Н. Люстрова. – М.: Знание, 1976. – 143 c.