Михаил Федорович Романов. Правление

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

История России

Как на российском престоле оказался Михаил Романов?

21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Как получилось, что на престоле оказался Михаил, и какие события этому предшествовали? Читайте в нашем материале.

21 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Обряд, проходивший в Успенском соборе, что в Кремле, был проведен совсем не по чину. Причины того лежали в Смутном времени, которое нарушило все планы: патриарх Филарет (по стечению обстоятельств - отец будущего царя), был в плену у поляков, второй после него глава Церкви - митрополит Исидор - был на территории, оккупированной шведами. В итоге венчание произвел митрополит Ефрем - третий иерарх Русской церкви, остальные же главы дали свое благословение.

Итак, как же получилось, что на русском престоле оказался Михаил?

События в Тушинском лагере

Осенью 1609 г. в Тушине наблюдался политический кризис. Польскому королю Сигизмунду III, который в сентябре 1609 г. вторгся в пределы России, удалось расколоть поляков и русских, объединившихся под знаменами Лжедмитрия II. Усилившиеся разногласия, а также пренебрежительное отношение шляхтичей к самозванцу вынудили Лжедмитрия II бежать из Тушина в Калугу.

12 марта 1610 г. в Москву торжественно вошли русские войска под руководством талантливого и молодого полководца М. В. Скопина-Шуйского, племянника царя. Появился шанс полного разгрома сил самозванца, а затем и освобождения страны от войск Сигизмунда III. Однако накануне выступления русских войск в поход (апрель 1610 г.) Скопин-Шуйский был отравлен на пиру и через две недели скончался.

Увы, уже 24 июня 1610 г. русские были наголову разбиты польскими отрядами. В начале июля 1610 г. к Москве с запада приближались войска Жолкевского, а с юга вновь подошли войска Лжедмитрия II. В этой ситуации 17 июля 1610 г. усилиями Захария Ляпунова (брата мятежного рязанского дворянина П. П. Ляпунова) и его сторонников Шуйский был свергнут и 19 июля насильно пострижен в монахи (с целью не позволить ему в будущем вновь стать царем). Патриарх Гермоген не признал этого пострига.

Семибоярщина

Итак, в июле 1610 г. власть в Москве перешла к Боярской думе во главе с боярином Мстиславским. Новое временное правительство называли «семибоярщиной». В его состав вошли представители наиболее знатных родов Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев, Б. М. Лыков.

Соотношение сил в столице в июле - августе 1610 г. было следующим. Патриарх Гермоген и его сторонники выступали как против самозванца, так и против любого иностранца на русском престоле. Возможными кандидатурами представлялись им князь В. В. Голицын или 14-летний Михаил Романов, сын митрополита Филарета (бывшего Тушинского патриарха). Так впервые прозвучало имя М.Ф. Романова. Большинство бояр во главе с Мстиславским, дворяне и купцы выступали за приглашение королевича Владислава. Они, во-первых, не хотели иметь царем никого из бояр, помня неудачный опыт правления Годунова и Шуйского, во-вторых, надеялись получить от Владислава дополнительные льготы и выгоды, в-третьих, опасались разорения при воцарении самозванца. Городские низы стремились посадить на трон Лжедмитрия II.

17 августа 1610 г. московское правительство заключило с гетманом Жолкевским договор об условиях приглашения на русский престол польского королевича Владислава. Сигизмунд III под предлогом неспокойствия в России не отпустил сына в Москву. В столице от его имени распоряжался гетман А. Гонсевский. Польский король, обладая значительной воинской силой, не захотел выполнять условия русской стороны и решил присоединить Московское государство к своей короне, лишив его политической самостоятельности. Боярское правительство не смогло помешать этим планам, и в столицу был введен польский гарнизон.

Освобождение от польско-литовских захватчиков

Но уже в 1612 году Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой. Надежды бояр и поляков не оправдались.

Подробнее об этом эпизоде вы можете прочитать в материале: « ».

После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в конце октября 1612 года объединённые полки первого и второго ополчений сформировали временное правительство - «Совет всей земли» во главе с князьями Д. Т. Трубецким и Д. М. Пожарским. Главной целью Совета являлись сбор представительного Земского собора и избрание нового царя.
Во второй половине ноября во многие города были отправлены грамоты с просьбой прислать в столицу к 6 декабря «для государских и земских дел » десять добрых человек. В их числе могли быть игумены монастырей, протопопы, жители посада и даже черносошные крестьяне. Все они должны были быть «разумными и постоятельными », способными «о государственном деле говорить вольно и бесстрашно, без всякой хитрости ».

В январе 1613 года Земский собор начал проводить свои первые заседания.
Самым значительным духовным лицом на соборе был Ростовский митрополит Кирилл. Это произошло из-за того, что патриарх Гермоген скончался ещё в феврале 1613 года, Новгородский митрополит Исидор оказался под властью шведов, митрополит Филарет был в польском плену, а Казанский митрополит Ефрем не хотел ехать в столицу. Простые подсчёты на основании анализа подписей под грамотами показывают, что на Земском соборе присутствовали не менее 500 человек, представлявших различные слои русского общества из самых разных мест. В их число входили духовные лица, руководители и воеводы первого и второго ополчений, члены Боярской думы и государева двора, а также выборные представители приблизительно от 30 городов. Они были способны выразить мнение большинства жителей страны, поэтому решение собора являлось легитимным.

Кого хотели выбрать царем?

Итоговые грамоты Земского собора свидетельствуют, что единодушное мнение о кандидатуре будущего царя было выработано далеко не сразу. До прибытия ведущих бояр у ополченцев, вероятно, было желание избрать новым государем князя Д.Т. Трубецкого.

Предлагалось посадить на московский престол какого-нибудь иностранного принца, но большинство участников собора решительно заявили, что категорически против иноверцев «из-за их неправды и крестного преступления». Возражали они и против Марины Мнишек с сыном Лжедмитрия II Иваном - их они называли «воровской царицей» и «ворёнком».

Почему у Романовых было преимущество? Вопросы родства

Постепенно большинство избирателей пришли к мысли, что новый государь должен быть из московских родов и состоять в родстве с прежними государями. Таких кандидатов было несколько: самый знатный боярин - князь Ф. И. Мстиславский, боярин князь И. М. Воротынский, князья Голицыны, Черкасские, бояре Романовы.
Своё решение избиратели выразили так:

«Пришли к общей мысли избрать родственника праведного и великого государя царя и великого князя блаженные памяти Федора Ивановича всея Руси, чтоб было вечно и постоятельно так же, как при нем, великом государе, Российское царство перед всеми государствы аки солнце сияло и на все стороны ширилось, и многие окрестные государи учинились у него, государя, в подданстве и послушании, и никоторая кровь и война при нем, государе, не бывала - все есмы при его царской державе жили в тишине и благоденствии ».


В этом отношении у Романовых были только преимущества. С прежними царями они состояли в двойном кровном родстве. Прабабкой Ивана III была их представительница Мария Голтяева, а матерью последнего царя из династии московских князей Фёдора Ивановича - Анастасия Захарьина из того же рода. Её братом являлся известный боярин Никита Романович, сыновья которого Фёдор, Александр, Михаил, Василий и Иван приходились царю Фёдору Ивановичу двоюродными братьями. Правда, из-за репрессий царя Бориса Годунова, заподозрившего Романовых в покушении на свою жизнь, Фёдор был пострижен в монахи и стал потом Ростовским митрополитом Филаретом. Александр, Михаил и Василий погибли, в живых остался только Иван, с детства страдавший от церебрального паралича, из-за этого недуга в цари он не годился.


Можно предположить, что большинство участников собора вообще никогда не видели Михаила, отличавшегося скромностью и тихим нравом, и ничего о нём не слышали раньше. С детских лет ему пришлось испытать немало невзгод. В 1601 году в четырёхлетнем возрасте он был разлучён с родителями и вместе с сестрой Татьяной отправлен в Белозерскую тюрьму. Только через год исхудавших и оборванных узников перевели в село Клин Юрьевского уезда, где им разрешили поселиться вместе с матерью. Настоящее освобождение произошло только после воцарения Лжедмитрия I. Летом 1605 года Романовы вернулись в столицу, в свой боярский дом на Варварке. Филарет по воле самозванца стал Ростовским митрополитом, Иван Никитич получил боярский чин, а Михаила из-за юного возраста зачислили в стольники.Новые испытания будущему царю пришлось пройти в годы Смуты. В 1611 - 1612 годах, к концу осады Китай-города и Кремля ополченцами, у Михаила с матерью совсем не было продуктов, поэтому приходилось питаться даже травой и корой деревьев. Старшая сестра Татьяна не смогла всё это пережить и скончалась в 1611 году в возрасте 18 лет. Михаил чудом остался жив, но сильно подточил своё здоровье. Из-за цинги у него постепенно развилось заболевание ног.
В числе близких родственников Романовых были князья Шуйские, Воротынские, Сицкие, Троекуровы, Шестуновы, Лыковы, Черкасские, Репнины, а также бояре Годуновы, Морозовы, Салтыковы, Колычевы. Все вместе они составляли при государевом дворе мощную коалицию и были не прочь посадить на престол своего ставленника.

Объявление об избрании царем Михаила: подробности

Официальное объявление об избрании государя произошло 21 февраля 1613 года. На Лобное место на Красной площади вышли архиепископ Феодорит с духовными лицами и боярин В. П. Морозов. Они сообщили москвичам имя нового царя - Михаил Фёдорович Романов. Это известие было встречено всеобщим ликованием, а затем по городам разъехались гонцы с радостным сообщением и текстом крестоцеловальной записи, которую жители должны были подписать.

К самому избраннику представительное посольство отправилось только 2 марта. Его возглавили архиепископ Феодорит и боярин Ф. И. Шереметев. Они должны были сообщить Михаилу и его матери решение Земского собора, получить их согласие «сесть на царство» и привезти избранников в Москву.


Утром 14 марта в парадных одеждах, с образами и крестами послы двинулись к Костромскому Ипатьевскому монастырю, где находились Михаил с матерью. Встретившись в воротах монастыря с народным избранником и старицей Марфой, они увидели на их лицах не радость, а слёзы и негодование. Михаил категорически отказался принимать возложенную на него собором честь, а его мать не хотела благословлять его на царство. Умолять их пришлось в течение целого дня. Только когда послы заявили, что другого кандидата на престол нет и что отказ Михаила приведёт к новым кровопролитиям и смуте в стране, Марфа согласилась благословить сына. В монастырском соборе состоялся обряд наречения избранника на царство, и Феодорит вручил ему скипетр - символ монаршей власти.

Источники:

  1. Морозова Л.Е. Избрание на царство // Русская история. - 2013. - № 1. - С. 40-45.
  2. Данилов А.Г. Новые явления в организации власти в России в период Смуты // Вопросы истории. - 2013. - № 11. - С. 78-96.
Царь Михаил Фёдорович Романов Часть 1.

Царь Михаил Фёдорович Романов

После изгнания поляков из Москвы в столице обосновалось руководство Второго ополчения, там же находились и главные приказы. Необходимо было собрать Земский собор, призванный решить главный вопрос: избрать нового главу государства. И грамоты о созыве, избрании и отправке в Москву делегатов "десяти человек лучших, разумных и постоятельных, с кем о божьем и о земском о большом деле на договор говорить можно было", были направлены уже в конце ноября 1612 года. Кроме того, выборные делегаты должны были об этом государственном деле говорить "вольно и бесстрашно, чтобы были прямы без всякой хитрости". В конце декабря 1612 - начале января 1613 г. в Москву на Собор всей Русской земли съехались представители всех сословий и социальных групп России.

Изгнание поляков из московского Кремля в 1612 г.

Претендентами на московский трон продолжали оставаться польский королевич Владислав и шведский герцог Карл Филипп. В предвыборной борьбе приняли участие лидеры Первого и Воторого народных ополчений: князья Дмитрий Пожарский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Черкасский и др. Василий Голицын находился в польском плену, Мстиславский и Воротынский взяли самоотводы. Но главной фигурой оказался 16-летний юноша Михаил Романов, сын находившегося в плену тушинского митрополита Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении Романовой)

Романов Федор Никитич

Старица инокиня Марфа

Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась настоящая борьба. Каждая из боярских группировок пыталась продвинуть на престол своего представителя. Единодушно были лишь отвергнуты польский и шведский королевичи, претенденты "иных немецких вер и из каких неправославных государств" и Маринкин сын. Решено было на престол российский ставить "природного русского государя"

Заявления о том, что Михаил Фёдорович Романов был избран на Земском соборе единогласно не более, чем миф. Дело в том, что в Москве в канун и во время выборного Собора было полное преобладание казаков (около десяти тысяч; дворян с холопами около полутора, а стрельцов и вовсе менее тысячи человек) и они практически диктовали руководству Второго ополчения свои условия. Именно доминирование казачества и сыграло решающую роль. Причём прямое, грубое вмешательство с применением силы, притом дважды, сделало кандидатуру Михаила Романова не просто приемлемой для основной части депутатов этого собора, но единственно возможной. Сначала 7 февраля на предизбрании казаки ворвались в палату для заседаний и заставили провозгласить Михаила Романова. Но прежде чем всенародно объявить имя нового царя, провели, так сказать, иследование целевой аудитории, разослав по городам посланцев от Земского собора, чтобы посмотреть люба ли там будет эта кандидатура

Казаки на Земском соборе, Михаил ГОРЕЛИК

Феофилакт Межаков

Если верить Ключевскому в самый напряженный момент атаман донских казаков Феофилакт Межаков во время заседания Собора положил на стол записку с именем Михаила Романова и накрыл её сверху обнажённой саблей... Затем 21 февраля под нажимом всё тех же казаков окончательный выбор царя прошёл гораздо быстрее. В тот же день Михаил Фёдорович был утвержден в этом звании представителями всех земель русских.

21 февраля 1613 г. Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору,
боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Фёдоровича Романова

а паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын
зачитывает решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на царство

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство
Михаила Федоровича Романова.
Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу

Стрельцы на избрании Михаила Фёдоровича

Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд. Белый город

Большая делегация от Земского собора отправилась в Ипатьевский монастырь под Кострому, где в это время находился Михаил с матушкой. 13 марта 1613 года послы во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре Михаилом Романовым и инокиней Марфой и сообщили о решении Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол

14 марта 1613 года. Посольство Земского Собора сообщает Михаилу Романову об избрании Его на царство.
Миниатюра XIX века

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство
Фрагмент

Инокиня Марфа, опасаясь за судьбу сына, умоляла его не принимать столь тяжкое бремя. Михаил тоже колебался. Однако после долгих уговоров мать дала своё согласие на возведение её сына на престол. Затем избранный царь вместе с семьей, делегацией Земского собора в сопровождении большой охраны двинулся из Костромы в Ярославль, а затем по Ярославской дороге в Москву.

Призвание Михаила Федоровича на царство. Н. Шустов

Призвание на царство Романовых - Михаила Фёдоровича
Алексей КИВШЕНКО

Михаил Нестеров. Призвание Михаила Федоровича на царство.

Российский царственный дом Романовых

Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство
Григорий УГРЮМОВ

Призвание на царство Михаила Романова
Иван КУЗНЕЦОВ

Призвание Михаила Фёдоровича на царство

Иван Сусанин

Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича, Михаил Нестеров

Иван Сусанин
Елена ДОВЕДОВА

Как раз в это время, то ли зимой, то ли весной 1613 г. один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить царя Михаила Фёдоровича, чтобы освободить трон для своего королевича Владислава. Пробиваясь в Кострому, поляки взяли в проводники крестьянина Ивана Сусанина, который, спасая жизнь новоизбранного царя, завёл врагов в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Иван Сусанин
Максим ФАЮСТОВ

Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит

Кондратий Рылеев

Смерть Ивана Сусанина
Борис ЗВОРЫКИН

Иван Сусанин
Михаил СКОТТИ

Гибель Ивана Сусанина

Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину в Костроме

Барельеф на постаменте пам. царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме

Грачи прилетели, Алексей САВРАСОВ

Церковь Воскресения в п. Сусанино Костромской обл., где расположен ныне Музей подвига Ивана Сусанина

Хромолитография А.В. МОРОЗОВА

Въезд царя Михаила Фёдоровича в Москву. 1613 г.

Май 1613 г. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот.
Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд.Белый город

3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна

11 июля 1613 г. Шествие царя Михаила Федоровича на коронование. Гравюра

Шествие по Соборной площади Московского Кремля.
Миниатюра из Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича.

11 июля 1613 года. Венчание на царство.
Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова в Успенском соборе

Венчание Михаила Фёдоровича на царство
Борис ЧОРИКОВ

11, 12, 13 июля 1613 года.
Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Фёдоровича

Большой (первый) наряд царя Михаила Федоровича шапка-венец, держава, скипетр

Печать Михаила Федоровича Адам Олеарий Описание путешествия

Портрет царя Михаила Фёдоровича в Ипатевском монастыре (Кострома).

Царь Михаил Федорович в Чудовом монастыре Московского Кремля молится у мощей св. Алексия
Миниатюра XVII в. Гравюра, акварель

Проблема Михаила Фёдоровича состояла не только в том, что он был не только юн, но и в том, что не женат. Вообще для России это беспрецедентный случай: как правило, на престоле оказывался человек, родитель которого уже скончался. А русские семейные традиции в таком случае предусматривали опеку со стороны отца, и т.о. давление на государя и принимаемые им решения. Но отец, Фёдор Романов, в этот момент был в плену, и тут неожиданно выяснилось, что и женщина, приближенная к власти, тоже способна на многое. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна, мать Михаила Фёдоровича Романова, которая постоянно была при сыне, показала себя достаточно сильной политической фигурой.

Она правильно рассудила, что должно выдвигать верных людей, дабы упрочить позиции сына. Благодаря ей, главную роль при дворе стали играть Салтыковы, двоюродные братья Михаила, а Марфины племянники, Борис и Михаил. Сам монарх был от природы неглупым человеком, но ввиду своей фанатичной набожности, меланхоличности, аполитичности и недостатка образования (вступая на трон, он едва умел читать), не способен управлять страной и во всём покорялся воле матери и временщиков, ничего не предпринимал без их согласия. Даже когда в 1616 г. Михаил решил жениться на Марии Хлоповой, дочери небогатого дворянина, мать и Салтыковы воспротивились этому (увидев в дяде невесты конкурента своему влиянию при дворе), царь не посмел ослушаться воли матери

Выбор невесты, И.Е.Репин

Но нам нужно завершить историю ещё одной героини Смутного времени. Марины Мнишек. Мы оставили её в обществе атамана Ивана Заруцкого в окрестностях Коломны в 1612 г

Марина с Заруцким бежали из Коломны с верными казаками, немалым отрядом, в верховья Дона и остановились в укреплённой твердыни Епифань, основанной ещё Иваном Грозным. Здесь они провели несколько месяцев и здесь же получили известие о состоявшемся в Москве Земском соборе и избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Марина хотела уйти в Литву, т.е. сойти с политической сцены вообще. Заруцкий же требовал продолжения борьбы. И они отправились в экзотическом направлении: зимовали в 1614 г. в Астрахани, а затем двинулись в сторону Ирана. Вот там-то, по дороге в Иран, Марину Мнишек, Ивана Заруцкого с небольшим отрядом и настигли посланные на их поимку из Москвы войска. Марина, Заруцкий и царевич Иван, Ворёнок, были захвачены в плен

Бегство Марины с сыном

Марина Мнишек перед постригом в монахини
Клавдий СТЕПАНОВ

Маринкина башня Коломенского Кремля
Евгений ЛАДЫГИН

Дальнейшая судьба этих персонажей была очень печальной. Заруцкого допрашивал сам царь, после пыток атаман был посажен на кол. А трехлетний сын Марины, царевич Иван, повешен на виселице за Серпуховскими воротами. Причём, казнь маленького ребёнка была устроена публично, принародно, в расчёте, видимо, на то, что таким образом удасться уберечься от воскресших Самозванцев - царевичей Иванов... Заруцкий с Ворёнком стали едва ли не единственными судебными жертвами Смутного времени.

Что касается Марины Мнишек, то она была пострижена в монахини, заточена в Коломне в ту самую заменитую башню (а м.б. и какую-то другую), где и скончалась. Полякам, интересующимся судьбой Марины, было заявлено, что в Москве "Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнены, а Маринка от болезни и с тоски по своей воле умерла"...

Для упрочения своей власти Михаил Фёдорович, особенно в перве годы царствования, опирался на авторитет Земского собора и Боярской думы. Ведь новая династия Романовых взошла на престол благодаря воле собора и поэтому они регулярно советовались "со всей землёй"

Царь Михаил Фёдорович на собрании боярской думы
Андрей РЯБУШКИН

Царь и великий князь Михаил Федорович Романов
Сергей ЯГУЖИНСКИЙ

Несколько слов о самом крупном восстании, случившемся в начале правления Михаила Фёдоровича в 1615-16 гг. Это было восстание Баловня, названное по прозвищу весьма заслуженного казачьего атамана Михаил Баловнева. Главные причины лежали на поверхности: полная бескормица, отсутствие денежного жалования и невозможность реального ведения военных действий, чтобы хотя бы военным грабежом попробовать прокормить себя. Весной 1615 года единое войско во главе с Баловнем двинулось к Москве. До 5 тысяч казаков оказалось под стенами Белого города, когда в Москве практически отсутствовал военный гарнизон, основные силы воевали с войском Лисовского. Тем не менее после подхода правительственных войск силой и хитростью мятеж был подавлен. Баловня и еще 36 атаманов повесили. Сотни казаков были посажены в тюрьму в Москве или разосланы по другим городам.

Портрет царя Михаила Фёдоровича
Иоганн Генрих ВЕДЕКИНД

После длительных переговоров между Швецией и Россией при посредничестве Англии, 27 февраля 1617 г. был подписан Столбовский мир, по которому шведы возвращали России гг. Новгород, Старую Руссу, Ладогу и Сумерскую область, а Россия уступала Швеции Ивангород, Капорье, Ям, Орешек, Корелу. Т.о. Россия потеряла выход к морю.

В 1616 г. активизировался подросший польский королевич Владислав, он издал грамоту всем жителям Московского государства, в которой заявил о своей готовности занять российский престол. На его претензии Земский собор ответил, что страна будет стоять за православную веру и государя Михаила Фёдоровича

Владислав Ваза

Но польский королевский двор, задавшись целью посадить на московский трон королевича Владислава, предпринял поход на Москву, который возглавили отряды гетмана Ходкевича, кошевого атамана Запорожской сечи Петра Сагайдачного при непосредственном содействии канцлера Льва Сапеги

Ян Кароль Ходкевич Лев Сапега Пётр Сагайдачный

В начале октября 1618 году польско-литовские войска заняли село Тушино и начали подготовку к штурму Москвы, который случился в ночь на 11 октября, но пытытки прорваться через Тверские и Арбатские ворота не увенчались успехом. В условиях надвигающейся зимы и отсутствия финансирования королевич Владислав согласился на переговоры

Польский посланник обсуждает в Посольском приказе условия предварительного перемирия до переговоров в Деулино
Михаил ГОРЕЛИК

1 декабря 1618 г. между Россией и Речью Посполитой после длительных и нелёгких переговоров сторон было подписано Деулинское перемирие на 14,5 лет, по которому Владислав не отказывался от своих посягательств на русский трон и царский титул, но Россия смогла отстоять свою независимость, хотя лишилась Смоленска, вошедшего в состав Великого Княжества Литовского, а также Черниговской и Северской земель, ставших частью польской короны

В 1618 г. состоялся суд над известным в Смутное время архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием. Он по поручению царя Михаила исправлял ошибки, допущенные при печатании богослужебных книг, устранял нелепицы и противоречия, пользуясь греческими книгами, как образцами. Дионисий был обвинен другими монахами в отступлениях от канона. Священным собором, не без активного участи матери царя Марфы, Дионисий был осужден, как еретик, на заточение; однако новым собором, созванным вернувшимся из польского плена Филаретом, был оправдан. Один из допросов Дионисия происходил непосредственно в келье инокини Марфы в Вознесенском монастыре.

Суд над архимандритом Дионисием. 1618 г.
Гравюра М. ГАЗЕНКАМПФА

По Деулинскому перемирию летом 1619 года из Речи Посполитой возвратились русские пленники, захваченные в Смутное время, в их числе и отец Михаила Фёдоровича митрополит Филарет, который, в отличие от сына, разумом ещё как дошёл..

Почетная первая встреча под Можайском митрополита Филарета, освобожденного из 8-летнего польского плена, архиепископом Иосифом, князьями Дм. Пожарским и Г. Волконским.

Возвращение патриарха Филарета из польского плена
Елена ДОВЕДОВА

Митрополит Филарет, в миру Фёдор Никитич Романов, сосланый и постриженый в монахи при Борисе Годунове, при Лжедмитрии I, как "родственник", возвращённый в Москву, был в оппозиции к царю Василию Шуйскому и засветился в тушинском лагере у Лжедмитрия II, как патриарх при самозванце; участвовал в переговорах с королём Сигизмундом III, после чего попал в плен к Речи Посполитой. Когда Филарет через 6 лет после избрания сына на царство вернулся из плена, супруга его Марфа Романова сдала ему бразды правления (не без борьбы, надо сказать), Салтыковы были отстранены от престола.

Портрет патриарха Филарета Никитича

Печать патриарха Филарета

Патриарх Филарет

Даже после возвращения отца, когда было доказано, что первая невеста Михаила Фёдоровича Мария Хлопова была оклеветана Салтыковыми, Михаил Фёдорович не ослушался матери и не женился на любимой, хотя получил согласие на брак от отца. Только в 1624 г. он вступил в брак с Марией Долгоруковой, но царица занемогла сразу же после свадьбы и умерла через три месяца. В январе 1626 г. Михаил Фёдорович женился вторично. Его избранницей стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева, дочь небогатого дворянина

Она была выбрана царём на смотре девиц, "ростом, красою и разумом исполненнных", которых привезли со всей державы. Причём, первый день не увенчался успехом, царь не смог остановить выбор ни на одной разряженных и нарумяненных девиц, находившхся в большом зале. Тогда их решили осмотреть ночью, когда они не будут смущаться присутствия царя. Он обошёл всех претенденток и ему приглянулась прислужница дочери боярина Волконского Евдокия Стрешнева. Несмотря на протесты отца и матери, Михаил отдал ей платок и кольцо в знак избрания её в супруги

Михаил Фёдорович испрашивает совета у отца, святейшего патриарха Филарета о браке

Святейший Патриарх Филарет благословляет сына, царя Михаила, на брак

Брачный поезд царя Михаила Фёдоровича

Величание в Грановитой палате Евдокии Лукьяновны Стрешневой перед венчанием

Венчание протопопом Благовещенского собора Максимом царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны

Венчание Михаила Фёдоровича
Борис ЧОРИКОВ

Выход царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны после бракосочетания

Торжественный вход в Грановитую палату после венчания.

Поздравление в Грановитой палате

Провозглашение здравицы царю Михаилу Федоровичу и царице Евдокии Лукьяновне

Чин бракосочетания государя царя Михаила Фёодоровича с девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева

Свадебный пир

Все вышеприведенные свадебные акварели взяты из книги Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. М. Изд. П. Бекетова, 1810 г.

Как мы видим свадьба была отпразднована очень торжественно, со всеми присущими ей обрядами. С первых же дней царица попала под влияние властной свекрови, вела теремную, замкнутую жизнь в кругу приближённых боярынь и слуг. Поначалу она рожала только дочерей (Ирину, Пелагею), что очень печалило супругов и заставляло их усиленно молиться... Всего же в браке было рождено десять детей, шесть из которых умерли во младенчестве

Царская опочивальня, Н.Анохин

Терем в XVII веке, Михаил КЛОДТ

В конце 1612 г. в Москве собрался Земский собор. Вопрос о выборе нового царя обсуждался около двух месяцев. Собор отверг все кандидатуры иноземцев на престол. В итоге остановились на кандидатуре Михаила Романова .

В итоге, в России установилась династия Романовых, которая правила в стране 300 лет (до 1917 г.).

  • Во-первых, Михаил Романов был непричастен к событиям Смуты .
  • Во-вторых, он имел родовые свя-зи с прежней династией Рюриковичей, являлся род-ственником царя Фёдора Ивановича (по материн-ской линии). Первая жена Ивана Грозного — Анаста-сия — была матерью царя Фёдора. Она происходила из рода Романовых.
  • В-третьих, Михаил был сыном Филарета Романова, который пострадал от Годунова (был насильно пострижен в монахи) и, кроме того, находился в плену у «Тушинского вора », а, следова-тельно, пострадал и от него.
  • В-четвертых, Михаил был молод, ему исполнилось 16 лет, и он имел «тихий нрав». Существует предание, что один из бояр сказал: «Выберем Мишку Романова, он молод и ещё не мудрён, во всем поваден (по-слушен) нам будет».

Русский историк В. О. Ключевский выдвигал такие причины из-брания Михаила: «Михаила вынесла... фамильная популярность. Но всего больше помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Фёдора, природного, наследственного царя. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте».

Избрав царя, народные представители не оставили его наедине с боярским властолюбием и огромными проблемами восстановле-ния страны. Земский собор постоянно поддерживал царя. Его уча-стники избирались на трёхлетний срок. Они почти без перерывов работали девять лет (три созыва).

Иван Сусанин

Едва обретя нового царя, Россия чуть было его не потеряла. Согласно ряду источников, польский отряд был послан в Костро-му, чтобы захватить нового московского царя и убить его. Однако местный крестьянин Иван Сусанин , вызвавшись проводить поля-ков в вотчину Романовых, завёл их в глухие леса. Тем временем предупреждённый доброхотами Михаил успел перебраться в Костро-му, под защиту высоких стен Ипатьевского монастыря. За спасение царя Сусанин заплатил жизнью .

Историки давно спорят о достоверности этого события. Но в па-мяти народа образ костромского крестьянина Ивана Сусанина стал символом героического самопожертвования во имя Отечества.

Минин и Пожарский при Романове

Минин Кузьма Захарьев (по прозвищу Сухорук), посадский человек , зем-ский староста из Нижнего Новгорода при Михаиле Романове, стал думным дворянином. Умер в 1616 г.

При царе Борисе Годунове Дмитрий Михайлович Пожарский имел при-дворный чин стольника, при Василии Шуйском был воеводой в городе Зарайске. Храбро сражался против Лжедмитрия I I, участвовал в первом опол-чении в боях против поляков в Москве. При царе Михаиле Романове получил боярский чин, возглавлял важные приказы, был воеводой в Новгороде. Умер в 1642 г. и похоронен в Суздале, на территории Спаса-Ефимиева монастыря.

После изгнания поляков из Москвы в столице обосновалось руководство Второго ополчения, там же находились и главные приказы. Необходимо было собрать Земский собор, призванный решить главный вопрос: избрать нового главу государства. И грамоты о созыве, избрании и отправке в Москву делегатов "десяти человек лучших, разумных и постоятельных, с кем о Божьем и о земском о большом деле на договор говорить можно было", были направлены уже в конце ноября 1612 года. Кроме того, выборные делегаты должны были об этом государственном деле говорить "вольно и бесстрашно, чтобы были прямы без всякой хитрости". В конце декабря 1612 - начале января 1613 г. в Москву на Собор всей Русской земли съехались представители всех сословий и социальных групп России.

Претендентами на московский трон продолжали оставаться польский королевич Владислав и шведский герцог Карл Филипп. В предвыборной борьбе приняли участие лидеры Первого и Воторого народных ополчений: князья Дмитрий Пожарский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Черкасский и др. Василий Голицын находился в польском плену, Мстиславский и Воротынский взяли самоотводы.

Но главной фигурой оказался 16-летний юноша Михаил Романов, сын находившегося в плену тушинского митрополита Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении Романовой).

Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась настоящая борьба. Каждая из боярских группировок пыталась продвинуть на престол своего представителя. Единодушно были лишь отвергнуты польский и шведский королевичи, претенденты "иных немецких вер и из каких неправославных государств" и Маринкин сын. Решено было на престол российский ставить "природного русского государя".
Заявления о том, что Михаил Фёдорович Романов был избран на Земском соборе единогласно не более, чем миф. Дело в том, что в Москве в канун и во время выборного Собора было полное преобладание казаков (около десяти тысяч; дворян с холопами около полутора, а стрельцов и вовсе менее тысячи человек) и они практически диктовали руководству Второго ополчения свои условия. Именно доминирование казачества и сыграло решающую роль. Причём прямое, грубое вмешательство с применением силы, притом дважды, сделало кандидатуру Михаила Романова не просто приемлемой для основной части депутатов этого собора, но единственно возможной. Сначала 7 февраля на предизбрании казаки ворвались в палату для заседаний и заставили провозгласить Михаила Романова. Но прежде чем всенародно объявить имя нового царя, провели, так сказать, исследование целевой аудитории, разослав по городам посланцев от Земского собора, чтобы посмотреть люба ли там будет эта кандидатура.

Михаил ГОРЕЛИК. Казаки на Земском соборе -

Феофилакт Межаков

Если верить Ключевскому в самый напряженный момент атаман донских казаков Феофилакт Межаков во время заседания Собора положил на стол записку с именем Михаила Романова и накрыл её сверху обнажённой саблей... Затем 21 февраля под нажимом всё тех же казаков окончательный выбор царя прошёл гораздо быстрее. В тот же день Михаил Фёдорович был утвержден в этом звании представителями всех земель русских.

21 февраля 1613 г. Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору, боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Фёдоровича Романова.

На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на царство

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу -

Стрельцы на избрании Михаила Фёдоровича

Большая делегация от Земского собора отправилась в Ипатьевский монастырь под Кострому, где в это время находился Михаил с матушкой. 13 марта 1613 года послы во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре Михаилом Романовым и инокиней Марфой и сообщили о решении Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол. 14 марта 1613 года. Посольство Земского Собора сообщает Михаилу Романову об избрании Его на царство.

Миниатюра XIX века -

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство. Фрагмент -

Инокиня Марфа, опасаясь за судьбу сына, умоляла его не принимать столь тяжкое бремя. Михаил тоже колебался. Однако после долгих уговоров мать дала своё согласие на возведение её сына на престол. Затем избранный царь вместе с семьей, делегацией Земского собора в сопровождении большой охраны двинулся из Костромы в Ярославль, а затем по Ярославской дороге в Москву.

Призвание на царство Романовых - Михаила Фёдоровича. Алексей КИВШЕНКО-

Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Романова (до замужества Шестова)

Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Григорий УГРЮМОВ-

Призвание на царство Михаила Романова. Иван КУЗНЕЦОВ-

Иллюстрация современная.

Как раз в это время, то ли зимой, то ли весной 1613 г. один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить царя Михаила Фёдоровича, чтобы освободить трон для своего королевича Владислава. Пробиваясь в Кострому, поляки взяли в проводники крестьянина Ивана Сусанина, который, спасая жизнь новоизбранного царя, завёл врагов в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича. Михаил НЕСТЕРОВ-

Иван Сусанин. Елена ДОВЕДОВА-

Иван Сусанин. Максим ФАЮСТОВ-

Смерть Ивана Сусанина. Борис ЗВОРЫКИН-

Иван Сусанин. Михаил СКОТТИ-

Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину в Костроме был уничтожен в 20 века и спустя полвека поставлен заново -

Памятник Сусанину в Костроме

Ныне 12-метровый монумент сооружён по проекту московского скульптора Н.А. Лавинского, арх. Марковский и Бубнов, 1967.

На картине Саврасова "Грачи прилетели" запечатлена церковь Воскресения в п. Сусанино Костромской обл., где расположен ныне Музей подвига Ивана Сусанина.

Хромолитография А.В. МОРОЗОВА

Май 1613 г. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот. Из книги "Романовы. Триста лет служения России". -

3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна -

11 июля 1613 г. Шествие царя Михаила Федоровича на коронование. Гравюра

Шествие по Соборной площади Московского Кремля. Миниатюра из Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича-

11 июля 1613 года. Венчание на царство. Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича-

Венчание Михаила Фёдоровича на царство. Борис ЧОРИКОВ-

Регалии

11, 12, 13 июля 1613 года. Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Фёдоровича-

Портрет царя Михаила Фёдоровича в Ипатевском монастыре

(Кострома).

Царь Михаил Федорович в Чудовом монастыре Московского Кремля молится у мощей св. Алексия. Миниатюра XVII в. Гравюра, акварель-

Проблема Михаила Фёдоровича состояла не только в том, что он был не только юн, но и в том, что не женат. Вообще для России это беспрецедентный случай: как правило, на престоле оказывался человек, родитель которого уже скончался. А русские семейные традиции в таком случае предусматривали опеку со стороны отца, и т.о. давление на государя и принимаемые им решения. Но отец, Фёдор Романов, в этот момент был в плену, и тут неожиданно выяснилось, что и женщина, приближенная к власти, тоже способна на многое. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна, мать Михаила Фёдоровича Романова, которая постоянно была при сыне, показала себя достаточно сильной политической фигурой.

Она правильно рассудила, что должно выдвигать верных людей, дабы упрочить позиции сына. Благодаря ей, главную роль при дворе стали играть Салтыковы, двоюродные братья Михаила, а Марфины племянники, Борис и Михаил. Сам монарх был от природы неглупым человеком, но ввиду своей фанатичной набожности, меланхоличности, аполитичности и недостатка образования (вступая на трон, он едва умел читать), не способен управлять страной и во всём покорялся воле матери и временщиков, ничего не предпринимал без их согласия. Даже когда в 1616 г. Михаил решил жениться на Марии Хлоповой, дочери небогатого дворянина, мать и Салтыковы воспротивились этому (увидев в дяде невесты конкурента своему влиянию при дворе), царь не посмел ослушаться воли матери.

Продолжение следует...