Н.с.симоненкова, учитель химии (п. валдай, республика карелия)

интеллектуальная игра для 9 класса

Цели игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8-9-х классов; должно быть два ведущих (ученики 11-го класса); команды предварительно выполняют домашнее задание: составляют для соперников кроссворд из 10 слов.

Сцена 1

Первая команда

Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».

Ученый
(разговаривает сам с собой): Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую - под колпак, наполненный этим газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим - сидит как ни в чем ни бывало!
Ведущий. Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?

Варианты ответа:
Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.
Ответ. Джозеф Пристли.

Вторая команда

Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».

Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом - выделяется газ! Попробую его вдохнуть - ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...

Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.

Слуга : Сэр, ваше лекарство. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит.) Врача!

Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.

Ученый : Спасибо, доктор, вы спасли меня!
Врач: Нет, сэр, вас спасло чудо!
Ведущий: Какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?

Варианты ответа:
Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.
Ответ. Жан Франсуа Пилатр де Розье.

Сцена 2

(один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа)

Ведущий задает попеременно командам вопросы.

Что погубило Рим?
Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно - враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?
Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.
Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Что едят студенты?
В 1891 г. выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?
Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?
Ответ. Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хлоридом лития - совершенно безвредным веществом, которое по виду и вкусу похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.

Сцена 3
(один балл за правильный ответ)

Чья это легенда?
Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:
либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.
О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?

Варианты ответа:
Дания, Австрия, Испания.
Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия - одна из крупнейших ее земель.

Кто самый главный из строителей?
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну а кто же из строителей самый главный?
Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...

Варианты ответа:
врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.
Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
- Конечно, кузнец.
- А твой? - обратился к плотнику.
- Кто ж, как не кузнец!
- Ну а твои лопату и кирку, - спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец!
Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!

Сцена 4
(один балл за правильный ответ)

Остроумное решение Нильса Бора
В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

Варианты ответа:
покрыл их алюминиевой краской;
растворил в царской водке;
покрыл слоем шоколада.
Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Ай да строители!
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...

Варианты ответа:
отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Сцена 5
(один балл за правильный ответ)

Экскурс в каменный век
Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г.Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

Варианты ответа:
железо, медь, золото.
Ответ. В горшке была медь.

Подарок с неба
Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался...

Варианты ответа:
куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.

Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

Варианты ответа:
заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Сцена 6
(один-три балла за оригинальный ответ)
За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.

Что можно сделать с гвоздями?
Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо было для них самым желанным товаром».
Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь купить свинью. Во время визита Кука на один из островов он преподнес в качестве подарка местным жителям горсть гвоздей. Видимо, туземцы первый раз видели эти странные предметы и не знали, что с ними делать. Попытки Кука объяснить, для чего нужны эти предметы, ни к чему не привели. Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам... Что посоветовал своему племени жрец?
Ответ. С важным видом он изрек несколько слов, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, увешанные связками гвоздей, подобно банановым; собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Почему погибла полярная экспедиция?
В 1910 г. английский исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много месяцев продвигалась экспедиция к цели, по пути оставляя небольшие склады с продовольствием и керосином - запасы на обратную дорогу. В 1912 г. пять человек достигли Южного полюса, но каково было их разочарование, когда они прочитали записку, оставленную норвежским исследователем Руалем Амундсеном - он опередил их на месяц.
Однако главная беда подстерегала экспедицию на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестяные банки, в которых он хранился, были пусты. Уставшие и продрогшие люди не могли согреться и приготовить себе пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там в банках не оказалось керосина. Обессиленные люди не смогли больше сопротивляться холоду, и экспедиция погибла. Каким образом исчез керосин?
Ответ. Керосин испарился через оловянные пайки, которыми были запаяны жестяные банки. Это явление называют «оловянной чумой», когда под действием очень низких температур олово «заболевает» и из твердого металла превращается в серый порошок.

Свинец карает завоевателей
Недалеко от Кутаиси находится памятник средневековой архитектуры - Гелатский монастырь. В его храмах сохранились бесценные росписи, фрески, мозаика, но его камни хранят и другие следы. В полумраке главного храма видна маслянистая копоть, похоронившая под собой творения древних художников. Эту недобрую память оставили о себе монгольские завоеватели. Захватив храм, они превратили его в конюшню, разожгли в нем костер и стали жарить на нем конскую тушу. Но, как гласит легенда, пиршеству не суждено было состояться: внезапно на головы осквернителей храма низверглись потоки расплавленного свинца.
В страхе, оставив награбленное, завоеватели бежали, уверенные, что их настиг гнев божий.
Откуда мог взяться свинец в расплавленном состоянии?
Ответ. Оказывается, еще во время строительства монастыря по велению царя Давида в кровлю главного храма был залит свинец. И вот теперь, когда пламя костров нагрело стены и кровлю, свинец расправился и огненным дождем пролился на завоевателей.

Сцена 7

Игра «Крестики-нолики»

К доске выходят по одному человеку от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный - у соперника. На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет».
1. Аргентина названа в честь серебра? (Да.)
2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? (Да.)
3. По легенде, царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас.)
4. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)
5. Гривна - это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)
6. Английский король Генрих VIII (1491-1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты - нос - становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.)
7. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.)
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да.)
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)
11. Денежная единица империал в России появилась из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне.)
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да.)
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше.)
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам.)
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска.)
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин.)

Сцена 8
Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оцениваются быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Окончание 9 класса - знаменательное событие для всех школьников. Кто-то после этого уходит из школы, кто-то продолжает учебу, но все ребята чувствуют, что стали чуточку взрослее. Именно поэтому такое значение имеет последний звонок.

Сценки последнего звонка в 9 классе должны быть обязательно смешными, чтобы этот торжественный вечер принес удовольствие всем его участникам. Благодаря юмору, именно такие постановки позволят ученикам выразить свою благодарность родным учителям, а педагоги, в свою очередь, смогут увидеть себя глазами своих ребят.

Сценки на последний звонок 9 класс (смешные)

В течение всего обучения у ребят был наставник - классный руководитель. Именно этот педагог знает их лучше всех. При подготовке представления нельзя ее (его) обойти вниманием.

Интересным вариантом станут сценки на последний звонок (9 класс) про классных руководителей. Одна из них представлена ниже.

На сцене декорация класса. Висит плакат «Добро пожаловать, выпускники …. года!» За учительским столом сидит пожилая учительница - классный руководитель, за партами взрослые мужчины и женщины. Их могут играть как переодетые сегодняшние выпускники, так и их родители.

Бывшие ученики начинают вспоминать школьные годы.

- Марья Ивановна, помните, как мы в 6 классе на Ваш стул один раз кнопку положили, а другой - клей налили?

Учительница улыбается, выпускники весело смеются.

- Марья Ивановна, а помните, как мы наш журнал спрятали, Вы его больше 2 недель искали? Вас еще тогда чуть премии не лишили.

Снова все начинают хохотать, а учительница продолжает грустно улыбаться.

- Марья Ивановна, помните, как в 10 классе мы сбежали с уроков, а на Ваш стол подкинули мертвую мышь?

Опять дружный смех выпускников и улыбка учительницы.

Затем она встает, поправляет очки и заявляет:

- А вы, мои любимые ученики, помните, как в 6 классе я поставила всем двойку по контрольной, из-за чего вы целую неделю оставались после уроков? А наш поход, когда мы якобы потерялись? Это как раз после истории с журналом было. А то, как я вас заставляла «Войну и мир» целыми главами учить наизусть, не забыли? Действительно, было весело.

Теперь уже начинает хохотать учительница, глядя на растерянные лица своих бывших учеников.

Такие миниатюры станут отличным развлечением как для гостей вечера, так и для самих выпускников. Итак, мы определились, что обязательным атрибутом этого торжества должны быть сценки на последний звонок (9 класс). Учителям-предметникам на последний звонок особенно интересно, что приготовили их выпускники.

Сценки для учителя русского языка и литературы

Первым учителем, про которого вспоминает любой ученик, является преподаватель русского языка и литературы.

Больше всего занятий, бесконечные диктанты, изложения, сочинения - все это про уроки по главному школьному предмету. Именно поэтому смешные сценки на последний звонок (9 класс) про учителей начинаются с русского языка.

Миниатюра 1.

- Попов, назови род слов «шкаф», «лес», «дом», «чулок».

- Шкаф, лес, дом - мужской род, чулок - женский.

- Интересно, с чего ты это взял?

- С того, что чулки носят только женщины.

Миниатюра 2.

- Краснова, придумай предложение с однородными членами.

- В лесу не было ни травы, ни деревьев, ни кустов.

Миниатюра 3.

Учитель объясняет:

- Антонимы - это слова с противоположным значением. Например, длинный - короткий, быстрый - медленный, легкий - сложный. Васильев, придумай пример.

Васильев отвечает:

- Кошка - собака.

- Как почему? Они противоположные и постоянно дерутся.

Сценки для учителей математики и информатики

Когда ученики начинают придумывать сценки на последний звонок (9 класс) учителям предметникам, математика в них занимает особое место.

Миниатюра 1.

- Петушков, ты, наконец, с трудом научился считать до десяти. Даже не могу представить, кем ты станешь после школы.

- Судьей по боксу, Наталья Сергеевна.

Миниатюра 2.

- Петров, представь, что в твоем кармане лежит 10 рублей, и ты попросил у папы еще 10. Сколько рублей у тебя будет?

- 10, Ирина Сергеевна.

- Петров! Никакого знания математики!

- Боюсь, что это у Вас никакого знания про моего папу.

Миниатюра 3.

- Пуговкин, умножь пять на восемь.

- Елена Андреевна, я согласен давать ответы на Ваши вопросы исключительно в присутствии своего адвоката.

Также нельзя забывать про учителей информатики.

Миниатюра 1.

Учитель информатики заходит в библиотечный отдел и видит, что библиотекаря нет на месте. Он спрашивает у учеников, где он. Те ему отвечают:

- Он в архиве.

Учитель настойчиво:

- Разархивируйте его, пожалуйста.

Миниатюра 2.

- Павел Сергеевич, мой компьютер поймал вирус.

- И что ты предпринял?

- Сделал прививку.

- Куда?

- Под мышку.

Сценки для учителя биологии

Последнего звонка в 9 классе ученики обязательно должны посвятить и учителю биологии.

Миниатюра 1.

Учитель спрашивает на уроке:

- Кто мне скажет, в чем различие между рекой и океаном?

Один из учеников отвечает:

- У реки есть два берега, а у океана - всего один.

Миниатюра 2.

- Лепешкин, зачем людям нервная система?

- Чтобы нервничать, Лидия Андреевна.

Миниатюра 3.

- Мягков, как ты думаешь, куда направляется птица с соломинкой в клюве?

- В коктейль-бар, Ирина Сергеевна.

Сценка для учителя английского языка

Смешные сценки на последний звонок (9 класс) про английский язык поднимут настроение всем присутствующим. Пример такой миниатюры представлен ниже.

Идет экзамен по английскому языку. Учитель бормочет себе под нос:

- Абсолютно ничего не знают.. Что бы такое легкое спросить.. Ладно... What is the capital of Great Britain?

Ученик молчит. Учитель начинает нервничать:

- Ну как называется столица Великобритании?

- Бухарест.

Учитель раздраженно:

- Нет! Лондон! Два! Пусть следующий зайдет!

Ученик выходит, в коридоре другой его спрашивает:

- Ну как, что спрашивают?

Тот ему объясняет, что спрашивают столицу Великобритании и надо ответить, что столица - это Лондон. Предлагает однокласснику:

- Давай я тебе шпаргалку на подошву приклею, на всякий случай - "Лан-дан".

По пути в класс шпаргалка отклеивается.

Учитель говорит вошедшему:

- Come in, come in! My question is: "What is the capital of Great Britain?"

Ученик быстро бросает взгляд на подошву и уверенно отвечает:

- Адидас.

Кроме того, сценки на последний звонок (9 класс) учителям могут состоять из коротких смешных диалогов.

Миниатюра 1.

Разговор мамы и дочки. Дочка спрашивает:

- Мам, скажи "фунь".

Мама недоуменно:

- Зачем? Что это вообще такое?

- Ну, какая разница? Просто повтори и все, это же не сложно.

- Почему я должна повторять непонятно что? Не буду!

- Вот! А почему тогда меня заставляешь английский учить?

Миниатюра 2.

- Ну как там Англия? Были проблемы с языком?

- У меня нет, а вот у англичан были…

Сценка для учителя географии

Школьники, придумывая смешные сценки на последний звонок (9 класс), не обходят стороной и учителей географии.

Миниатюра 1.

- Петров, что ты знаешь о Панамском канале?

- Ничего, Лидия Андреевна, наша антенна его не ловит.

Миниатюра 2.

Учитель объясняет тему, рассказывает про Новую Гвинею.

Ученик уточняет:

- Значит там постоянное лето?

Учитель отвечает:

Ученик, вздыхая:

- Везет. Вечные каникулы.

Миниатюра 3.

- Пешков, не сможешь ли ты назвать мне столицу Аргентины?

- Мне очень жаль, Юлия Владимировна, но я тоже не знаю.

Сценки для учителей истории и обществознания

Составляя сценки на последний звонок (9 класс) по предметам, ученики не забывают об учителях истории и обществознания. Вот небольшая сценка, которую можно поставить на торжественном вечере.

Учитель начинает проверять домашнее задание.

- Итак, на прошлом уроке мы говорили про Наполеона. Пожалуйста, Синичкин, расскажи, что ты запомнил.

Ученик с торжественным видом встает и говорит:

- Лидия Юрьевна, зачем меня слушать? Пусть Наполеон сам о себе расскажет.

Учитель, удивленно:

- Но как ты себе это представляешь?

Синичкин гордо отвечает:

- А мы сейчас устроим вызовем Наполеона и спросим обо всем.

Учитель соглашается, все садятся вокруг стола. Синичкин начинает призывать Наполена, который спустя несколько секунд появляется в углу класса в знаменитой треуголке и замогильным голосом произносит:

- Именем Императора приказываю поставить Сергею Синичкину "5" в году по истории.

Учитель испуганно:

- Ваше Императорское Высочество.. Но как.. Он же ничего не знает по предмету.. Что-то мне ваш голос кажется знакомым...Но почему на Вас кроссовки?

Быстро подходит к Наполеону, срывает треуголку и узнает Лисичкина.

Учитель с удовлетворением говорит:

- Значит Лисичкин. Чуть не поверила... Ну ладно, давайте продолжим наш сеанс.

Все опять садятся вокруг стола и учитель говорит:

- Вызываю родителей Синичкина и Лисичкина.

Растерянные лица виновников происшествия и смех одноклассников завершают сценку.

Также можно обыграть несколько коротких диалогов на тему истории и обществознания.

Миниатюра 1.

Учитель спрашивает:

- Вовочка, что благородные рыцари делали с побежденными противниками?

Вовочка отвечает:

- Сдавали на металлолом, Ирина Сергеевна.

Миниатюра 2.

- Итак, как я вас предупреждала на прошлом уроке, сегодня у нас контрольная.

- А калькулятором можно пользоваться, Марья Ивановна?

- Можно, Вовочка, можно.

- А транспортиром?

- Пожалуйста, Вовочка, на здоровье. Итак, записываем тему «Духовный мир человека».

Сценки для учителей физики и химии

Составляя сценки на последний звонок (9 класс), сценарий которого начинают придумывать задолго до праздника, нельзя оставить без внимания ни одного учителя. Ниже представлены варианты миниатюр для учителей физики и химии.

Урок физики.

Учитель начинает опрос:

- Так, давайте я вас послушаю. Напомните мне закон Архимеда.

Отвечает отличница:

- Тело, которое погрузили в жидкость, будет выталкивать объем, эквивалентный массе данного тела.

Двоечник решительно возражает:

- Абсолютно неверный закон! Сам вчера проверил!

Учитель заинтересованно:

- Ну-ка, давай поподробнее, Вася, что ты там сделал?

Двоечник рассказывает:

- Ну, как что? Погрузил собственное тело в ванну с жидкостью, просидел 4 часа и вылез, замерзший.

- А ученый-то в чем виноват?

- Как это в чем? Вот пусть только попадется мне, я ему устрою!

Отличница потеряла терпение:

- Да что он такого натворил?

Двоечник в ответ:

- Ну я налил воду в ванну, залез в нее…

Класс хором:

Двоечник рассказывает:

- Набежали соседи, кричали, что с их потолка натекло целое озеро!

Учитель радостно:

- Вот-вот! И что из этого следует?

Двоечник раздраженно говорит:

- Что пусть сам Архимед и делает теперь ремонт!

Отличница, показывая язык:

- Да уж, Теплов, ничего ты по физике не знаешь!

Учитель, обращаясь к другому двоечнику:

- Зайцев, ну а ты хоть что-нибудь помнишь? Ведь ЕГЭ сдавать собираешься?

Второй двоечник спокойным тоном отвечает:

- Все я помню, Елена Андреевна, только ничего не знаю!

Учитель со вздохом:

- Нет, с вами невозможно разговаривать! Оба получаете по двойке. Завтра жду всех на пробный ЕГЭ!

Урок химии.

Учитель сговорит:

- Все успели записать домашнее задание? Я стираю.

Двоечник в ответ:

- Подождите! Я еще не до конца скопировал эту картину!

Учитель недоуменно:

- Это не картина, Круглов, а структурная форма галогена.

Двоечник, делая измученное лицо:

- Да какая формула? Это просто «Черный квадрат» художника Репина!

Учитель удивленно:

- То есть настолько гениально?

Двоечник со вздохом:

- То есть настолько непонятно.

- Ну, ты, как всегда, усвоил тему на двойку.

- А если я хочу "отлично"?

Учитель в ответ:

- Ну, хочешь пятерку, напиши нам формулу этилового спирта.

- Мне нужна подсказка друга. Алло, бабушка, скорее скажи формулу этилового спирта, тут вопрос моей пятерки решается.

Бабушка говорит:

- Так я же химию совсем не знаю, внученька. Це два..

Двоечница печально повторяет:

- Це два.

Учитель в ожидании продолжения:

- Так, а потом что?

- Бабулечка, ты почти угадала, постарайся дальше вспомнить!

Бабушка отвечает:

- Да что там вспоминать, я уже вспоминала, аж пять раз!

Ученица переспрашивает:

- Аж пять?

Учитель утвердительным тоном говорит:

- Правильно! ц-2, аш-5.

Двоечница:

Учитель, кивая головой:

- Ну почти так! ц-2, аш-5, о - аш. Ладно, получаешь пятерку с минусом.

Сценка для учителя физкультуры

Конечно, никакие сценки последнего звонка (9 класс) не обойдутся без любимой физкультуры.

Звенит школьный звонок. На сцене, в спортивной форме, стоит ученик Пуговкин в гордом одиночестве. Учитель физкультуры заходит в спортзал, уткнувшись в журнал, и говорит, не поднимая глаз:

- Здравствуйте! Класс, построиться! На один-два рассчитаться!

Пуговкин, глядя по сторонам, говорит:

- Один.

Пауза. Учитель поднимает глаза, видит, что никого больше нет и грозно спрашивает:

-Тааак, и где остальные? Прогуливают урок, значит?

Пуговкин испуганно:

- Нет-нет, Валерий Семенович, у них уважительные причины.

Учитель, не менее грозно:

- Уважительные, говоришь? А ну-ка, быстро их всех сюда!

Пуговкин выбегает из спортзала и через минуту возвращается со всем классом.

Учитель хвалит Пуговкина:

- Ну молодец, Пуговкин. Сейчас будем разбираться. Ты первый, Легков. Где форма?

Легков в ответ:

- Представляете, вечером я постирал форму и повесил ее сушиться на забор. Вдруг откуда ни возьмись, появилась злая собака и все порвала.

Учитель недоуменно:

- Я, конечно, все понимаю, но откуда забор, ведь ты живешь на 7 этаже? Ладно, с тобой все ясно. Ты что скажешь, Петрова?

Петрова отвечает:

- Ой, я вчера лодыжку повредила. Правую.. То есть левую.. Ну в общем, обе..

- Ясно. А ты что, Симонова? Тоже лодыжку повредила?

Симонова наигранно говорит:

- Нет, у меня ангина.

Учитель подозрительным тоном:

- Ангина, значит... Поэтому повязка на ноге, да?

Симонова быстро среагировала:

- Нуууу, она, это.. сползла..

Учитель кивает головой и говорит:

- Ну-ну. Шишков, а ты как объясняться будешь?

Шишков мечтательным тоном:

- Представляете, Валерий Семенович, мне вчера пацаны из 11 «А» сказали, что Вас вообще сегодня в школе не будет. Что уехали на соревнования по гимнастике!

Учитель очень удивленно отвечает:

- Ну, надо же… Гимнатика.. Придумали же.. Ну хорошо, а у тебя Воробьев, что?

Воробьев рассеянно:

- А я сегодня дни перепутал. Думал, среда, а оказалось четверг. Я даже учебники на среду принес, могу показать.

Учитель утвердительным тоном:

- Значит так, всему классу за отсутствие формы ставлю "два". Сейчас рассаживаемся, достаем тетради и записываем тему «Распорядок дня».

Пуговкин растерянно:

- Валерий Семенович, а как же я?

Учитель растерянно:

- Ах, да, Пуговкин. А ты, по плану, бежишь кросс на 2 километра.

Сценки для учителей ИЗО и технологии

Смешные сценки на последний звонок (9 класс) не обойдутся без упоминания уроков ИЗО.

Дети сидят за партами и прилежно рисуют. Учитель ходит между рядами, проверяет работу. Останавливается возле парты Кукушкина и спрашивает:

- Это ты что нарисовал?

Кукушкин в ответ:

- Как что? Вазу. Вы же сами задали.

- Что я задавала, я помню. Я не пойму, что ты нарисовал.

- Ну, Ольга Михайловна, ваза это! Просто я так вижу. Вы же художник, Вы должны меня понять.

Учитель говорит:

- Хорошо, давай дневник.

Спокойно берет дневник, ставит двойку. Кукушкин возмущается:

- Двойка? За что?

Учитель отвечает ему:

- Да что ты, Петя, это не двойка, это пятерка. Просто я так вижу.

Сценки на последний звонок 9 класс (смешные) будут к месту по всем предметам. Технология не является исключением.

Учитель технологии ругает класс:

- Кто разбил фанеру? Я вас спрашиваю, отвечайте!

Ученики стоят, опустив головы. Наконец, один говорит:

- Почему фанеру? Может все-таки стекло?

Учитель возмущенно:

- Стекло я сам утром разбил. Поставил фанеру. В последний раз задаю вопрос, кто разбил фанеру?

Таким образом, можно составить самые разнообразные сценки на последний звонок (9 класс). Сценарий - веселый, настроение - отличное, ученики, учителя и родители - красивые, нарядные, счастливые. Именно так должен выглядеть торжественный вечер, посвященный окончанию 9 класса.

Цель мероприятия:

Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению, продолжить развивать способности работать в команде.

Задачи:

Активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;

Мотивировать учащихся на успех;

— сформировать умения и навыки общенаучного, общеинтеллектуального характера;

— воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям

Оборудование: интерактивная доска, кроссворды, черная шляпа.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня встречаются команды с 8-го класса. Слово командам для представления: названия девиза, приветствия соперников, жюри.

Правила техники безопасности.(слайды 1−10)

Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из вас должен знать правила поведения в химическом кабинете.

Перед вами рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Вам надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 мин.

Каждая команда за 1 мин отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 10 баллов.

1.То, из чего состоят физические тела. (Вещества).

2.Химические явления. (Химические реакции).

3.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).

4.Определенный вид атомов. (Атом).

5.Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. («+1″).

6.Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).

8.Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).

9.Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).

10.Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).

11.Единица измерения количества вещества. (Моль).

12.Масса одного моля вещества. (Молярная масса).

13.Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).

14.Назовите вещество Na2SO4. (Сульфат натрия).

15.Формула поваренной соли. (NaCl).

16.Наука о веществах и их превращениях. (Химия).

17.Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).

18.Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).

19.Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).

20.Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).

II тур. Отгадай загадку.

Хватит ли вам знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

За каждую загадку команда получает по 5 баллов

Он повсюду и везде:

В камне, воздухе, воде,

Он и в утренней росе,

И в небесной голубизне.

(Кислород)

Нитрокраска, нитролак,

Нашатырь и аммиак,

Воздух, нитроглицерин,

И капрон, и анилин —

Все содержит «нитроген».

Кто же он, вернее «эн»?

(Азот)

Я — металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер — переходный.

(Алюминий)

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

(Водород

Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша!

(Медь)

Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил!

(Магний)

Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает.

(Хлор)

Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным.

(Углерод )

III тур. Что исчезло?

Учитель: На столе разложена химическая посуда. Игроку предлагается в течение 5 секунд запоминать лежащие перед ним предметы и отвернуться. Ведущий быстро меняет предметы местами, убирая при этом один из них. Игрок поворачивается вновь к столу и отгадывает, что с него исчезло. Я приглашаю по одному участнику из каждой команды. Такое задание проводится для каждого игрока от каждой команды. За правильно выполненное задание каждой команде по 5 балов.

IV тур. Полиглот.

Казахская пословица гласит: «Человек, знающий семь языков, заботится о судьбе семи народов». Вы знаете, что символы химических элементов происходят от латинских названий. Поэтому необходимо знать не только русские и казахские названия элементов.

Задание: Учитель называет химический элемент на русском языке, а участники конкурса на казахском языке и на латинском.

На русском языке

На казахском языке

На латинском языке

кислород

V тур. Химический кроссворд.

По горизонтали.

1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.

4. Это вставляют в воронку при фильтровании.

5. Неметалл, твердый, желтого цвета.

8. Инертный газ.

9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).

По вертикали.

2. Количество вещества.

3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.

6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».

7. Составная часть воздуха.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.

По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.

VI тур. Вопросы из «черной шляпы».

Ведущий предлагает представителям команд поочередно тянуть вопросы из черной шляпы, за каждый правильный ответ 5 баллов.

2.В атмосфере этого газа каучук становится хрупким, а красители воспламеняются, обесцвечиваются, название этого газа в переводе с греческого — «пахнущий». (Озон).

3.Один учащийся утверждает: «Сера в воде тонет, ведь ее плотность равна 2.» А второй возражает: «Нет, сера в воде не тонет». Кто из них прав? (Оба, кусочки тонут, а порошок всплывет).

4.С помощью этого вещества можно распознать серную кислоту и ее солей. (Хлорид бария).

5.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя в действительности не существовал? (Философский камень).

6.Говорят, что этот галоген французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть «четвероногий» соавтор. Назовите этот элемент и соавтора открытия. (Йод, кот).

Итог мероприятия: Награждение.

В качестве призов связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам блокноты с ручками.

Учитель:

Но вот и закончился конкурс, определился победитель. Вершины науки покоряются только смелым и настойчивым людям. У вас ещё впереди много открытий. Каждый может сделать для себя вывод, а кого-то ждут новые непокорённые высоты. Любите химию, эту чудесную, неповторимую науку! Дерзайте!

  • Место проведения: спортивный зал школы. Цели и задачи. Воспитывать любовь к физической культуре…
  • Это универсальная программа, которую можно провести на любом мероприятии, будь то свадьба или…
  • Цель урока:

      Проверить усвоение материала о первоначальных химических понятиях.

      Выявить пробелы знаний и наметить пути их преодоления.

      Закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам,

      Закрепить и обобщить умение применять знания, полученные на уроках, на практике.

      Продолжить формировать навыки коллективной работы.

      Воспитывать потребность во взаимопомощи.

      Развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

    Групповая работа:

      Взаимопомощь – старших в группе.

      Монологическая речь.

      Самооценка – взаимный контроль.

      Письменная работа – оценка в тетради и в оценочном листе.

      Представитель – отвечает от группы (уточнение, дополнение, исправление).

    Роль учителя:

      помощь;

      поощрение.

      создание творческой атмосферы.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    II. КВН - работа команд.

    (Но у каждого учащегося на парте листок бумаги и ручка. Они принимают участие, сами оценивая себя.)

    III. Подведение итогов, заключительное слово учителя, выставление оценок. Вулкан в честь победителя.

    Урок начинается музыкой: звучит 1-я часть “Богатырской симфонии” Бородина.

    Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята!

    Я вижу, все улыбаются, а это сейчас главное. Наш урок начался с Богатырской симфонии А. Бородина. Вы спросите, какое отношение имеет Бородин к нашему уроку? Cамое прямое. Это русский химик, выдающийся русский композитор. “Господин Бородин” - часто говорил студенту профессор Зинин - “поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю большие надежды.”

    Занимайтесь музыкой” - призывал уже известного профессора-химика композитор Римский-Корсаков.

    Но Бородин не мог жить ни без музыки, ни без химии. Приведу пример. 1872 год. Бородин открывает новый тип химических реакций: альдольная конденсация. В этом же 1872 году он написал отдельные сцены из оперы “Князь Игорь” и первую часть “Богатырской симфонии”. Вот так может работать человек. Пусть он будет для Вас хорошим примером.

    Сегодня на уроке КВН мы проверим ваши знания первоначальных химических понятий, и пусть вы не станете в жизни великими химиками, но эти знания вам помогут плыть по морю химической науки. А те, кто забыл знаки, валентность, плохо решает задачи..., с таким грузом далеко не поплывешь. Но зато они узнают о своих проблемах, а мы поможем эти проблемы устранить.

    Жюри (в жюри приглашаются родители,учителя, старшеклассники, они получают заранее приготовленные инструкции, правильные ответы и решения).

    Каждый конкурс оценивается так: за правильный ответ 10 баллов, аукционы - по 5-балльной системе; весь класс-победитель получает по 5 баллов; побежденный класс в зависимости от участия и активности получает по 4 или 5 баллов.

    КВН у нас идет 2 урока (урок + кружок или классный час, но идеально это все провести и закончить за 60 минут), поэтому одна графа будет заполнена, а другая - для индивидуальной оценки, работа каждого будет учитываться.

    Ваша активность при работе, решении задачи, подсчет уравнений. И первая оценка выставляется жюри, а вторая жюри + учитель. Но если первую оценку вы получили сразу, то вторую можно получить на 2 уроке т. к. мне нужно проверить ваши записи.

    КВН “Что мы знаем, что умеем”

    УЧИТЕЛЬ: Открываем наш клуб веселых и находчивых химиков. Командам занять свои места! Познакомьтесь с нашим жюри! А теперь, команды, представьтесь друг другу

    8 А класс

    Мы пришли сюда сразиться, чтоб заслуженных побед побед добиться!
    Напомним вам из уваженья, что тот не будет побежден
    В большом химическом сражении, кто в химии силен.
    Мы вам желаем в этой встрече активными как цезий быть!
    Своими шутками и речью жюри и всех нас покорить.

    8 Б класс Все на химии стоит.

    Ты куда идешь? В химчистку! Ну а ты? – на химзавод.
    На химическом заводе суета!
    Мы из нефти шелк получим. Вот так будет красота.
    Газ воды зашел напиться, хим. реакция идет.
    Все на химии стоит.
    Тот, кто лучше ее знает, тот сегодня победит!

    Учитель-ведущий: Приступаем к разминке. Команды предлагаетсят по 5 вопросов (домашнее задание).

    Спрашивает команда 8 А класса

      Какие простые вещества, находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром; ртуть)

      Кто подтвердил и в каком году закон Ломоносова? (Как сложилась судьба этого человека?)

      Что называется коэффициентом? Зачем он нужен?

      Что обозначают записи:-5С; 5Н; О; 2Нg; 5О 2 ; Н 2 О; Н?

      Написать правильно формулу - ВО; ZnО; SO (VI); ClO (VII) PO

    Спрашивает команда 8 Б класса

      Какие 2 химические вещества мы встречаем дома каждый день (Н 2 О; NaCl)

      Кто придумал слово “ термометр”?

      Что такое молекула?

      Что обозначает запись 4Н; 3О 2 ; СuО; 8S; Р; Н 2 О; 3Мg?

      Написать правильно формулу - КS (S – II), FeO (Fe - III), CuO (Cu – I), NaO, AlO.

    ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 20 ОЧКОВ - max 30 сек.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА (старшеклассники показывают опыты-фокусы несгораемый платок, змея из таблетки норсульфазола и др.)

    Конкурс капитанов

    8 А класс

      Откуда пошло слово “атом”, что оно обозначает?

      Кто такой Р. Бойль, в чем он ошибался?

      Какие способы разделения смесей вы знаете?

    8 Б класс

    1) Что такое валентность?

    2) Какое теоретическое и практическое значение имел закон сохранения массы вещества?

    3) Назовите важнейшие физические свойства веществ.

    За каждый ответ 20 очков, мах 30 сек.

    Капитаны получают по одинаковой задаче: кто быстрее и правильнее решит.

    (Написать уравнение реакции и рассчитать, какое количество вещества, и какова масса, получившегося оксида магния, если сгорело 6 г магния. (При желании можно заменить более актуальной.)

    Аукцион у доски

    1 человек от команды болельщиков

    Кто быстрее?

    5 тел - 5 веществ

    По 5-балльной системе (у доски мел)

    Конкурс 1–2 человека

    На доске таблица с предложениями и графами для фиксации.

    Красные - элементы

    Синие - вещества

      в составе чистой воды содержится кислород

      рыбы дышат кислородом растворенным в воде

      газометр заполнен кислородом

      при разложении оксида ртути выделяется кислород

      в состав оксида ртути входит кислород

      сухой лед состоит из углерода и кислорода

      кислород входит в состав воздуха

    Участники начинают одновременно.

    За каждый правильный ответ 10 баллов.

    Аукцион №2. Кто быстрее.

    Кто напишет больше названий химических элементов с окончанием –ий-

    По 5-балльной системе (у доски – мел).

    Конкурс №2

    2 человека от каждой команды.

    Изобразить, что происходит при неправильном обращении со спиртовкой; 10 мин пока они готовятся.

    Аукцион №3

    По одному человека от каждой команды. Расставить карточки с символами химических элементов в алфавитном порядке в соответствии с русским названием.

    N Al H Fe Ca O Mg Cu Na Hg S C P Cl Zn

    По 5-балльной системе.

    Конкурс №3

    Отличить чистое вещество от смеси.

    Задание по 1 человеку от команды, время 1 минута

    Синее – чистое.

    Красные – смесь.

      Сахар

      Морская вода

      Почва

      кислород

      Воздух

      Молоко

      Гранит

    За каждый правильный ответ - 10 баллов.

    Кокурс №2

    Показ нарушений техники безопасности при работе со спиртовкой.

    По 10-балльной системе

    Аукцион №4

    Кто быстрее составит уравнение реакции (запись на доске 2 раза).

    Fe + HCl = FeCl 2 + ?

    Al + O 2 = ?

    CaCO 3 = С aO + ?

    Al + HCl = AlCl 3 + ?

    Fe(III) +О 2 = ?

    Болельщикам - определить тип химической реакции. Жюри определяет активность болельщиков по 5-балльной системе.

    Экспериментальная пауза.

      Превращение воды в молоко

    Растворы BaCl 2 и Na 2 SO 4

      Воды в кровь”
      2 стакана H 2 O
      1 + FeCl 3 (Cl 2) + 1 роданит аммония

    Конкурс №4

    Сахарf C 12 H 12 O 11

    Соли NaCl

    Соды Na 2 CO 3

    Воды Н 2 О

    Кислорода О 2

    Считает весь класс, оценивают первого и последнего участника. Каждый правильный ответ 10 баллов, мах время 5 мин.

    Аукцион №5 Назови химическую посуду и принадлежности.

    По 5 предметов.

    По 5-бальной системе

    Конкурс №5 ВИКТОРИНА.

      Какой элемент назван в честь острова? Почему? (Cu)

      Какой элемент открыли в тазу с бельем? (Na)

      Жидкое серебро – о чем идет речь? (Ртуть)

      Найти в Периодической системе луну и землю? (Cелен и теллур)

      Какие элементы названы в честь стран, каких?

      Как называется фиолетовый элемент? (Иод)

      Какой химический элемент известен, как косметическое средство? (Сурьма)

      Какие жидкие химические элементы вы знаете? (Бром и ртуть)

      Кто ввел единые химические обозначения? (Берцелиус)

      Назовите основные правила поведения в кабинете химии.

    Каждый правильный ответ 10 баллов,

    Слово предоставляется жюри (жюри подводит итоги, считает набранное количество баллов, высказывает свое беспристрастное мнение).

    Вручение грамот,поздравления и Вулкан в честь победителя.

    В оставшееся время - решение познавательных задач.

    Подведение итогов, выставление оценок.

    Если остается время, можно послушать доклады: “Пластилиновая ворона”, “Тайна Бертольда Шварца” и любые другие

    Шутки, музыка.

    Цели:

    • Популяризация предмета химии.
    • Привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
    • Профориентационная работа среди младших школьников с целью привлечения в профильные химико-биологические классы.

    На сцену выходит ученик 10 класса, он читает стихотворение «Химия»

    Вот кажется будто недавно
    Жил человек и не знал,
    Что из серого камня
    Выплавить можно металл
    Что обычный песок под ногами
    Огонь превращает в стекло.
    Трудно сейчас и представить
    Как это было давно
    Назад убегают года за годами,
    За веком проносится век.
    И сколько практических знаний
    Сумел накопить человек
    Энергия атома нам покорилась
    Что скрыто таилось в веках.
    Ядер состав мы менять научились
    Химия в наших руках.
    Сказка ли то в самом деле –
    Из смолы получают капрон.
    Красивый каракуль из ели,
    Из газа – нарядный нейлон
    И тоньше, чем нить паутины.
    Научились сейчас получать
    Из еловой древесины
    Шёлка красивую прядь
    Вперёд ли посмотришь,
    Назад ли оглянешься –
    Пройдено столько пути
    Русской науке звездой путеводной
    Желаю я быть впереди.

    На сцену выходит ведущая, она опрыскивает лист бумаги хлоридом железа (III). Появляется надпись «Волшебнику не под силу» (На листе эта надпись заранее написана жёлтой кровяной солью и была практически не видна)

    Ведущяя 1. Дорогие ребята вечер назван не совсем обычно «Что волшебнику не под силу».

    Ведущий 2. Сегодня пойдет разговор об одной из древнейших наук – науке о веществах и их превращениях – химии.

    Ведущяя 1. Первые практические сведения по химии появились, как полагают в Древнем Египте. По цвету, почвы в долине Нила Египет называли «хель», что значит «темный» или «черный». Отсюда и появилось название «химия».

    Ведущий 2. Другие исследователи связывают слово химия с древнегреческими «Хемейя» –искусство выплавки металлов. Ведь металлургия на протяжении веков была и остается по сей день обширной областью практических приложений химии.

    Ведущая 1. Итак, что же волшебнику не под силу, то под силу...

    Гаснет свет. Входит Хоттабыч держа в руке зажженный бенгальский огонь.

    Хоттабыч. (перебивая) Прерви же на мгновение свои высокоученые речи, о достопочтейнейший.

    Ведущий 2. Что случилось?

    Ведущая 1. Почему вы нарушаете ход нашего вечера? Кто вы такой?

    Хоттабыч. Я могучий джин Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч.

    Ведущий 2. Что вы хотите уважаемый Хоттабыч?

    Хоттабыч. Моих ушей, о достойнейшая, соскучилась одна дерзкая фраза.

    Ведущая 1. Какая фраза?

    Хоттабыч. «Что волшебнику не под сил».

    Ведущий 2. Так называется сегодняшний вечер и посвящена она...

    Хоттабыч. О, мудрая ведущая, прежде чем, ты произнесешь имя того, кому посвящен вечер, ответьте на несколько вопросов.

    Ведущая 1. Пожалуйста.

    Хоттабыч. Знаете ли вы, что Гасан Абдурахман может построить дворец из воздуха?

    Ведущий 2. Конечно.

    Хоттабыч. А то, что он летом сможет сделать снег, по которому вы, достойнейшие, будете кататься на замечательных дощечках, именуемых лыжами?

    Ведущая 1. И это нам известно. И многое другое.

    Хоттабыч. Тогда ответьте, о самонадеянные отроки, что же волшебнику не под силу?

    Ведущий 2. Прежде чем ответить на вопрос, я тоже хочу спросить вас кое о чем.

    Хоттабыч. Спрашивай, о ведущий. Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч ответит на любой вопрос, ибо в уголке его собрана мудрость веков и тысячелетий.

    Ведущая 1. Скажите, вы могли бы наделить своей волшебной силой всех, сидящих в этом зале.

    Хоттабыч. Это один из самых нелепых вопросов, которые мне приходилось слышать. Конечно, нет. Если я наделю всех волшебной силой, то все станут волшебниками, а волшебники будут обычными людьми. Нет, нет. Я этого не могу сделать.

    Ведущий 2. Вот вы и ответили сами себе. Есть, значит то. что не под силу волшебнику. А та, кому посвящен наш вечер сможет любого наделить чудесной силой.

    Ведущая 1. Садитесь, дорогой Хоттабыч и будьте гостем на нашем вечере.

    Ведущий 2. Друзья, п родолжаем наш вечер. Ребята, а у нас новые гости, только что-то спорят они. Послушаем о чём они спорят.

    1-й ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне мало и я пью из двух сразу.

    Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:

    FeCl 3 + 4KCNS = K +

    Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.

    Показывает зрителям стакан с "пепси-колой".

    Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.

    Доливает в стакан с "водой" – раствором фенолфталеина немного "воды" из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем "фанту" малинового цвета.

    Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

    Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида кальция:

    Na 2 CO 3 + CaCI 2 = CaCO 3 + 2HCI

    Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.

    Наливает в "пепси-колу" немного "воды" из одной колбы (раствор фторида натрия), в "молоко" и "фанту" добавляет "воду" из другой колбы (раствор соляной кислоты). Во всех стаканах образуется "вода":

    NaOH + HCI = NaCl + H 2 0;
    СаС0 3 + 2НС1 = СаС1 2 + Н 2 0 + С0 2

    Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!

    Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.

    Второй ученик (вредничая). А я, все-таки, предпочитаю фанту.

    Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает "фанту".

    Третий ученик. Нет, вода – лучше!

    Опять наливает в "фанту" соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.

    Ведущий 2. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.

    Опыт «извержение вулкана»

    На керамическую плитку горкой насыпаем дихромат аммония, делаем углубление, в это углубление помещаем немного порошка магния, затем перманганат калия. Из пипетки капаем концентрированной серной кислотой. Через несколько секунд начинается «извержение вулкана».

    На сцену поднимается королева ХИМИЯ, она украшена короной, на которой изображение знаков химических элементов.

    Королева о химии: «Она подошла к нам и дружески протянула руку. Здравствуйте, сказала она, Я – химия. Пойдемте за мной и я поведу вас в свое царство. Я открою вам сотни тайн. Загадаю вам сотни загадок и помогу их разгадать. «Простите уважаемая кудесница» – удивились мы, а почему ваше лицо так знакомо. Химия улыбнулась и поправила прическу. Да ведь мы встречаемся с вами каждый день. Я – везде. Правда, вы, люди привыкли, чтобы я вам служила и не замечаете меня. Но я не обращаю внимания на такие пустяки и не сержусь на вас. Главное, что вы уважаете меня и доверяете мне. Вы выпустили меня на поля – и урожай быстро возрос, заглянули на завод и увидели множество машин и других механизмов. Из моих чудесных волокон делают прекрасные шерстяные костюмы и легкие непромокаемые плащи. Я помогаю лечить больных и выращивать хлеб. Я кормлю и одеваю людей. И недаром они так любят меня и называют волшебницей"

    На сцене фокусник, он проводит опыт «Горящий снег»

    В стакан насыпаем снег, уплотняем его, и незаметно помещаем в него карбид кальция. Поджигаем лучинкой. Горит выделяющийся ацетилен.

    Сценка: «Страшный сон»

    Стол покрыт скатертью, сидит ученик и монотонно заучивает произношение знаков, постепенно засыпает. Свет приглушен. Музыка вальса. На сцену входят фигуры в костюмах. Четко выступают металлы. Затем появляются в костюмах из марли газы, железо в доспехах средневекового рыцаря. С копьями и мечами в шлеме. На нем символ железа. Алюминий в шлеме, воротник, манжеты. Символ на груди. Золото одето в красную мантию, обшитую по краям ватой, на голове корона, в руках посох, увенчанный символом. Медь в длинно-зеленом сарафане, отделанный желтыми блестками, на голове кокошник с символом меди. Элементы медленно движутся по сцене. Особенно подвижны газы. Включается яркий свет.

    Медь: Вы знаете кто я? Правильно, я медь. Уже много веков и верой и правдой служу людям. На смену каменным орудьям пришли орудья из бронзы, в которую входил я и мой старый друг олово.

    Сера: А что сейчас из тебя делают?

    Медь: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет, изготавливают также части машин, примусы, самовары.

    Железо: (подергивает плечами) Б-р-р я не за что не согласилась бы стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырость быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

    Медь: Я не так капризна и сырости не боюсь, недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов и дверных ручек.

    Железо: Подумаешь, важность: медные ручки, какие то там части машин. А из меня вот изготовляют целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего, оружие солдата? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл. Я всегда с людьми и в борьбе и в мирном труде.

    Золото: Что правда, то правда. Железо с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть никто не хочет. Не то, что я! Как за мной гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как меня сейчас ценят и берегут. Еще бы. Ведь я не валяюсь под ногами. Я – редкий металл!

    Железо: Подумаешь редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях (Гордо поднимает голову и отходит в сторону)

    Кислород: И о чем они спорят, эти металлы! Кто важнее медь, золото или железо. Каждый ребенок знает, что важнее всех я! Ведь мною дышат все живые существа на земле. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим сварливым золотом (презрительно указывает в сторону золота)

    Золото: (с возмущением) Как! Как ты смеешь, ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне! Да знаешь ли ты, кто я! Я царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев золотой звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу!? А не слышали ли вы как родитель хвалят своих детей? (он у меня золотой ребенок) Обратите внимание он золотой, а не какой-нибудь медный, железный. Я не боюсь даже вот этого (показывает) зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо (показывает) покрывается безобразной ржавой коркой... О! Я стою очень дорого, (выпрямив грудь, опираясь на посох, отходит в сторону)

    Алюминий : (выходит на середину) Какое зазнайство! (показывает на Аи) Вот я, например каких-нибудь сто лет назад стоял очень дорого. Даже трудно было поверить что за 1 кг люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только мелкие вещи. Представьте себе небольшое колечко (показывает на палец) из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же так не зазнался. Наоборот, я дешевел и дешевел. И вот теперь очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бочки стоят и отлично служат людям.

    Медь: (насмешливо) Да. Это правда. Недаром этот дешевый выскочка везде заменяет медь.

    Железо: О, позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото, выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения всем надоело и более того валяюсь под ногами. Вы слышали? (пауза) Это очень обидно! Да знаете ли вы что было бы, если бы я совсем исчезло! Вот представьте себе, над землею пронесся гигантский магнит. Мгновенно срывается со всех мест и уносятся за ним все железные предметы: исчезают машины, самолёты, поезда и корабли. Рассыпаются по листочкам тетради и книги. Поднимаются в воздух крыши домов, разбиваются стены, т.к. они лишились бы гвоздей, крюков, болтов.

    Водород: Интересно, а что было бы тогда с людьми?

    Железо: Люди? Они бы умерли мгновенно, т.к. лишились бы того железа, которое входит в состав крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение.

    Сера: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышу, я важнее, я нежнее... Не люблю хвастунов. Я элемент скромный, металлического блеска не имею, но кое-что могу рассказать о себе. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

    Водород: Огонь? Ну, конечно, чиркнуть спичкой и все.

    Сера: Нет не все! Если я не буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она не загорится. (к железу) А вы не скажите, что нужно сделать, чтобы ружье выстрелило?

    Железо: Ну, конечно, насколько я понимаю, нужен порох.

    Сера: Совершенно верно. В состав пороха вхожу тоже я, правда не одна, а в почетной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить еще о том, что из меня готовят краски, лекарства. Я ещё вас вожу на машинах, так как без меня бы не было резины и не поехала бы ни одна машина.

    Золото: (указывает на газы, которые медленно кружатся) Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну никакой солидности.

    Водород и кислород: (хором) И мы тоже нужны людям.

    Железо: He понимаю разве из вас можно сделать самолёт или машину? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

    Медь: Даже маленький водопроводный кран из вас не получится.

    Водород: Обидно слышать как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залететь в шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий на земле. Скажите, а сможет ли жить кто-нибудь без воды? Конечно, нет. А из чего состоит вода? Из меня и моего старого друга. Так что мы самые необходимые газы для людей. И назвать нас легкомысленными просто не мысленно ваше величество!

    Золото: (выходит на середину) Хватит споров! Без сомнения элементы все нужны. И для пользы примененье люди каждому нашли. (Уходят)

    Ведущая 1.

    Вот вам еще развлечение:
    Кто руку даст на отсеченье?
    Жаль руку на отсеченье,
    Тогда нужен больной на излеченье!

    (Вызывает желающего)

    Ведущий 2.

    Оперируем без боли.
    Правда будет много крови.

    Ведущая 1.

    При каждой операции
    Нужна стерилизация,
    Помогите, ассистент
    Дайте спирт

    Ведущий 2. Один момент.

    Ведущая 1.

    Спиртом смажем мы обильно,
    Чтобы было всё стерильно.
    Не вертитесь, пациент,
    Дайте скальпель, ассистент!

    Ведущий 2.

    Посмотрите, прямо струйкой
    Кровь течёт, а не вода.
    Но сейчас я вытру руку –
    От порезов ни следа.

    Проводят опыт «Кровь из раны и исцеление». На руку ватным тампоном наносят раствор хлорида железа (III), скальпель смачивают в растворе роданида калия и скальпелем «делают надрез». Появляется «кровь». «Лечат» фторидом натрия».

    Ученица читает стихотворение Степана Щипачева «Читая Менделеева»

    Другого ничего в природе нет
    Ни здесь, ни там в космических глубинах
    Все от песчинок малых до планет
    Из элементов состоит единых
    Как формула, как график трудовой
    Строй Менделеевской системы строгий
    Вокруг тебя творится мир живой
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.
    Есть просто газ – легчайший водород.
    Есть кислород, а вместе это воздух
    Июньский дождь от всех своих щедрот
    Сентябрьский туман на рассвете.
    Кипит железо, серебро, сурьма,
    И черно-бурые растворы брома.
    И, кажется, вселенная сама
    Одной лабораторией огромной.
    Тут оптика едва ль поможет глазу,
    Тут мысль пытливая всегда верней
    Пылинку увидишь и то не сразу,
    Глубины мирозданья открыть в ней.

    На сцене выходят химики. Они демонстрируют опыты:

    «Хамелеон»

    В цилиндр помещаем жёлтый раствор хромата калия, приливает несколько капель серной кислоты, раствор изменяет цвет на оранжевый. В полученный раствор приливаем сульфид натрия, раствор становится зелёным.

    «Огонь с неба»

    На керамическую плитку насыпаем перманганат калия, добавляет несколько капель концентрированной серной кислоты. Горкой накладываем древесные стружки. Смачивает ватный тампон спиртом, зажимаем тампон в руке. Держим руку на горкой и незаметно капаем спирт.

    Ведущий: Ребята, вы сегодня познакомились с некоторыми чудесами, которые можно осуществить, имея определенные знания и навыки по химии. Мы надеемся, что наш вечер приоткрыл завесу над такой удивительной наукой, как химия. И мы ждем, что со следующего года вы все с удовольствием, упорством и терпением будете изучать ее и придёте в химико-биологический класс.

    Литература:

    1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. Просвещение. 1996.
    2. Интернет-ресурсы.