Нарушения памяти: классификация, причины, лечение. Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы Отсутствие памяти на текущие события

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • – выпадение событий (до или после).

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Виды нарушения памяти

Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

  1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
  2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

Когнитивное расстройство памяти

Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

  • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
  • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
  • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

Количественные расстройства памяти

Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

  • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
  • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
  • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
  • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
  • эпизодическая - бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
  • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
  • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
  • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
  • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

  • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
  • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

Нарушение кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

Нарушение памяти и речи

Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

Нарушения мышления и памяти

Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.


Расстройство памяти и внимания

Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

  • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
  • органические - при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

Расстройства памяти при поражениях мозга

При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

  • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» - возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
  • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
  • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
  • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

Нарушение памяти у ребенка

В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.


Расстройство памяти у пожилых людей

Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Термин память в психиатрии включает в себя накопление информации, сохранение и своевременное воспроизведение накопленного опыта. Память относят к важнейшему механизму адаптации, так как она позволяет на протяжении длительного времени удерживать в голове мысли, прошлые ощущения, выводы, полученные навыки. Память является основой работы интеллекта.

Механизмы работы памяти к настоящему моменту изучены не до конца. Однако уже достоверно известно, что существует память, основанная на быстро образующихся временных связях – кратковременная, и память с более прочными связями – долговременная.

Основой обеих видов является химическая перестройка белковых структур, РНК и активация межклеточных синапсов. Переходу информации из кратковременной в долговременную память способствует работа височных долей мозга и лимбической системы. Это предположение было основано на том, что при повреждении этих образований головного мозга происходит нарушение процесса фиксации информации.

Общая этиология нарушений памяти

Чаще всего нарушения памяти вызваны органической патологией и носят стойкий и необратимый характер. Однако патология может быть и симптоматической при расстройствах других сфер психики. Так, к примеру, повышенная отвлекаемость в сочетании с ускоренным мышлением у пациентов с маниакальным синдромом приводит к временному нарушению запечатления информации. Временное нарушение памяти встречается и при нарушении сознания.

Процесс образования памяти протекает в три фазы: запечатление (регистрация), сохранение (ретенция) и воспроизведение (репродукция). Воздействие этиологического фактора может произойти в любую фазу формирования памяти, однако на практике выяснить это удаётся крайне редко.

Классификация расстройств памяти

Расстройства памяти подразделяют на количественные - дисмнезии, и качественные – парамнезии. К первой относят гипермнезию, гипомнезию и различные виды амнезии. В группу парамнезий входят псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии.

Дисмнезии

Гипермнезия – термин, определяющий непроизвольную беспорядочную актуализацию прошлого опыта. Наплыв прошлых воспоминаний, нередко с мельчайшими подробностями, отвлекает пациента, мешает в усвоении новой информации, ухудшает продуктивность мышления. Гипермнезия может сопровождать течение маниакального синдрома, возникать при приёме психотропных веществ (опий, ЛСД, фенамин). Непроизвольный наплыв воспоминаний может произойти при эпилептиформном пароксизме.

Гипомнезия – ослабление памяти. Как правило, при гипомнезии страдают все составные части памяти. Больному трудно запомнить новые имена, даты. Пациенты с гипомнезией забывают детали прошлых событий, не могут воспроизвести информацию, хранящуюся глубоко в памяти, они стараются всё чаще записывать информацию, которую раньше могли запомнить без труда. При прочтении книги люди с гипомнезией часто теряют общую линию сюжета, для восстановления которой им постоянно приходится возвращаться на несколько страниц назад. При гипомнезии часто встречается такой симптом как анэкфория – ситуация, при которой больной без посторонней помощи не может извлечь из памяти слова, названия, имена. Причиной гипомнезии зачастую является сосудистая патология мозга, в частности атеросклероз. Однако нужно упомянуть и о существовании функциональной гипомнезии, например, при переутомлении.

Амнезия – собирательный термин, которым называют группу разнообразных расстройств памяти, при которых происходит выпадение каких-либо её участков.

Ретроградная амнезия – амнезия, которая развилась до возникновения заболевания. Такое явление можно наблюдать при острых мозговых сосудистых катастрофах. Большинство пациентов отмечают выпадение промежутка времени, непосредственно предшествующего развитию заболевания. Объяснение этого кроется в том, что за небольшой промежуток времени перед потерей сознания новая информация ещё не успела перейти в долговременную память и поэтому в последующем теряется навсегда.

Следует отметить, что органическое поражение мозга чаще всего не затрагивает информацию, тесно связанную с личностью больного: он помнит своё имя, дату рождения, помнит сведения о детских годах, сохранены и школьные навыки.

Конградная амнезия – утрата памяти на период заболевания. Она является не столько следствием расстройства функции памяти как таковой, сколько невозможностью восприятия какой-либо информации. Конградная амнезия наблюдается у людей в коме или состоянии сопора.

Антероградная амнезия – амнезия, развившаяся на события, происходившие после завершения острейших проявлений заболевания. При этом пациент вполне контактен, может отвечать на поставленные вопросы, однако спустя некоторое время он уже не в состоянии воспроизвести события, происходившие накануне. Если антероградная амнезия явилась причиной сумеречного нарушения сознания, то фиксационная способность памяти может быть восстановлена. Антероградная амнезия при корсаковском синдроме необратима, так как развивается вследствие стойкой утраты способности фиксировать информацию.

Фиксационная амнезия – термин, применяемый для обозначения резкого снижения или полной утраты способности к длительному сохранению вновь полученных сведений в памяти. Пациенты с фиксационной амнезией плохо запоминают события, слова, которые произошли только что или совсем недавно, однако память на произошедшее до заболевания, а нередко и профессиональные навыки у них сохранены. Часто сохранена и способность к интеллектуальной деятельности. Однако расстройство памяти приводит к такой глубокой дезориентации пациента, что о самостоятельной трудовой деятельности говорить не приходится. Фиксационная амнезия входит в состав корсаковсокого синдрома, а также встречается при атеросклеротическом слабоумии.

Прогрессирующая амнезия – чаще является следствием прогрессирующего органического поражения мозга и заключается в последовательном выпадении всё более глубоких слоёв памяти. В 1882 психиатром Т. Рибо была сформулирована последовательность, с которой разрушается память. Закон Рибо гласит, что сначала появляется гипомнезия, затем развивается амнезия на недавние события, после чего начинают забываться и давно произошедшие. Далее развивается утрата организованных знаний. Самыми последними из памяти стираются эмоциональные впечатления и простейшие автоматические навыки. Разрушение поверхностных слоёв памяти обостряет воспоминания детских и юношеских лет.

Прогрессирующая амнезия может встречаться при безинсультном течении атеросклероза сосудов головного мозга, сопровождать болезнь Альцгеймера, Пика, сенильную деменцию.

Парамнезии

К парамнезиям относят такие расстройства памяти, при которых наблюдаются искажения или извращения содержания воспоминаний.

Псевдореминесценции – процесс замещения утраченных воспоминаний другими событиями, которые происходили в действительности, но в другом временном промежутке. Псевдореминесценции являются отражением ещё одного пункта закона о разрушении памяти: содержание пережитого - память содержания – сохраняется дольше временных взаимоотношений событий – памяти времени.

Конфабуляции – это процесс замещения провала в памяти вымышленными событиями. Конфабуляции зачастую являются свидетельством потери критики и осмысления ситуации, так как пациенты не только не помнят, что данных событий никогда не было, но и не понимают, что они не могли происходить. Такие замещающее конфабуляции следует дифференцировать с конфабуляторным бредом, который не сопровождается утратой прежних воспоминаний, а проявляется тем, что пациент считает, что происходившие с ним фантастические события имели место быть. Кроме того, замещающие конфабуляции – составная часть синдрома Корсакова, фантастические конфабуляции – парафренного синдрома.

Криптомнезии – расстройства памяти, когда недостающие её звенья больной восполняет событиями, о которых он где-то слышал, читал, видел во сне. Криптомнезия – это не столько утрата самой информации, сколько утрата способности установить её источник. Криптомнезии часто приводят к тому, что пациенты присваивают себе создание каких-либо произведений искусства, стихов, научных открытий.

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика) – ощущение, что нечто, происходящее в настоящий момент, уже было в прошлом. В отличие от феномена déjà vu, при эхомнезии нет пароксизмально возникающего страха и феномена «озарения». Эхоомнезии могут сопровождать различные органические заболевания мозга, особенно поражения теменно-височной области.

Корсаковский амнестический синдром

Синдром был описан учёным С.С. Корсаковым в 1887 году как проявление алкогольного психоза. Однако после было замечено, что сходное сочетание симптомов можно наблюдать и при других расстройствах.

Одним из важных признаком корсаковского синдрома является фиксационная амнезия. Такие пациенты не могут запомнить имени лечащего врача, имён соседей по палате.

Второй составной частью корсаковского синдрома является антероградная или ретроантероградная амнезия. Пробелы в памяти больной старается восполнить парамнезиями.

Значительное расстройство памяти ведёт к амнестической дезориентировке больного. Однако у больного с корсаковским синдром ориентация в знакомой обстановке (к примеру, дома) может быть сохранена.

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные .

I. К количественным нарушениям памяти относят гипермнезию, гипомнезию и амнезию .

Гипомнезия - общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий. Нередко гипомнезия сопровождается анэкфорией , когда больной не может вспомнить и хорошо известные ему факты (название знакомых предметов, имена родственников и т.д.), ответ будто «вертится на языке». Больной обычно осознает ослабление памяти и пытается ее компенсировать, используя мнемотехнику, узелки «на память», записи-напоминания, старается класть вещи на одно и тоже место и т.д. Основные причины гипомнезии — органические (особенно сосудистые) заболевания мозга, интоксикация при инфекционных и соматических заболеваниях, астенический синдром, депрессии.

Гипермнезия (термин Джеймса Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности. Примером гипермнезии служит уникальная память Соломона Вениаминовича Шерешевского , описанная нейропсихологом Р.А. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти», а также случай Джилл Прайс . В своем рассказе «Фунес, чудо памяти» аргентинский литератор Борхис попытался передать чувства, переживаемые людьми с гипермнезией:

Он помнил формы южных облаков на заре 30 апреля 1882 года и мог мысленно сравнить их с мраморным рисунком на кожаном переплете книги, на которую взглянул только раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения при Кебрачо… Воспоминания эти были непростыми — каждый зрительный образ сопровождался ощущениями мышечными, тепловыми и т. д. Он мог восстановить все свои сны, все фантазии. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню. Он сказал мне: «У меня одного больше воспоминании, чем было у всех людей в мире с тех пор, как мир стоит». И еще: «Мои сны все равно что ваше бодрствование… моя память, сударь, как сточная канава…» «Фунес, чудо памяти» Хорхе Луис Борхес

— утрата памяти. Амнезии подразделяются на:
1 генерализованная амнезия — вид амнезии, при котором не возможно установить временные рамки начала и конца болезни.

фиксационная амнезия — утрата памяти на текущие события.

фиксационная амнезия — спутник деменции

прогрессирующая амнезия — вид амнезии, при котором по закону Т. Рибо разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний и заканчивается все более и более отдаленными в прошлом событиями. Так И.В. Журавлев приводит в пример случай «сдвига в прошлое», когда пожилой мужчина начинает думать, что он живет в 60-х годах, когда он был молод, а живущая с ним под одной крышей дочь — это его жена.

2 локализованная амнезия (ограниченные) — вид амнезии с определенным временным периодом, на который утрачивается память.

Локализованные амнезии

уникальный случай Генри Густава Моллисона

антероградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие после травмирующего инцидента. Например, человек может не помнить первые дни, когда он вышел из комы.

ретроградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие до травмирующего инцидента.

конградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие на период измененного сознания (комы, онейроида, белой горячки, сумеречного состояния сознания)

смешанная амнезия

ретардированная амнезия (запаздывающая) — какой-то период времени или события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

палимпсест — утрата отельных событий и деталей своего поведения, возникающая в период алкогольного опьянения. Общий ход события в памяти сохраняется.


Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями,
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал — мне давай сообщать,
Что хозяйку ругал, всех хотел застращать,
Что я голым скакал, что я песни орал,
А отец, говорил, у меня генерал. «Антиалкогольная» Владимир Высоцкий

3 диссоциативная амнезия — вид амнезий, в основе которых лежат механизмы вытеснения.

селективная амнезия — избирательная потеря памяти, при которой пострадавший забывает отдельные события, произошедшие в течение ограниченного периода времени. Например, женщина, потерявшая ребенка, может не помнить своего ребенка и связанные с ним события, однако помнить нейтральные параллельные события.

тотальная амнезия — вид амнезии, при которой утрачивается вся информация, касаемая личности больного (имя, возраст, место проживания, информация о родителях и друзьях и т.д.).

II. К качественным нарушениям (парамнезии) относятся:

псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция — обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.

криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот. При этом подлинный источник информации нередко забывается. Например, пациент который услышал, что некто болел чем-то серьезным и вскоре от этой болезни умер, некоторое время спустя вспоминает, что это именно у него (или также у него) появлялись признаки соответствующей болезни и это он должен был умереть, но по счастливой случайности этого пока не произошло.

контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам.

Художественные фильмы, в которых персонажи страдают различными формами нарушения памяти:

50 первых поцелуев / 50 First Dates (мелодрама, 2004)
Вспоминать о прекрасном / Se souvenir des belles choses (драма, мелодрама, 2001)
Дневник памяти / The Notebook (драма, мелодрама, 2004 г.)

Енен / Н.Н. / Enen (драма, триллер; Польша, 2009 г.)

c438dddc4c5216c1730d269fef35fb2e

Змеиная яма / The Snake Pit (драма, 1948 г.)
Империя волков / L’empire des loups (триллер, 2005 г.)
Мой ревнивый парикмахер / Min misunnelige frisør
Морщинки / Arrugas (мультфильм, драма, 2011 г.)
Помни воскресенье (драма, мелодрама, 2013)
Потерянный / Un homme perdu / A Lost Man
Прежде чем я усну / Before I Go to Sleep (триллер, детектив, 2014)
Хочу обнять тебя / Dakishimetai: Shinjitsu no monogatari (мелодрама, 2014)
Эрик Кандель: В поисках памяти Статья подготовлена dr.Freud на основании лекции Игнатия Владимировича Журавлева, кандидата психологических наук, врача-психиатра, старшего научного сотрудника кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Главной функцией психической деятельности головного мозга является его способность запоминать и воспроизводить в нужный момент усвоенную информацию. Именно благодаря свойствам памяти у человека имеются воспоминания, опыт, знания. Индивид способен оперировать информацией, не соприкасаясь с ней в реальной жизни. нужно беречь, иначе различные причины могут привести к появлению симптомов ее нарушения, что потребует серьезного лечения.

Навряд ли человек, который страдает нарушениями памяти, сможет отметить это. Ведь нередко нарушение данной функции мозга сопровождается нарушениями мышления и даже критического оценивания своего здоровья. Вот почему специалисты сайта психиатрической помощи сайт рекомендуют обращаться к врачам за помощью родственникам больного.

Нарушение памяти может быть следствием развития болезни головного мозга, его травмы, недоразвитости с рождения или уменьшения количества поступления крови, что приводит к атрофии тканей и недостаточности работы отделов. Также не следует исключать психические заболевания, которые часто провоцируют нарушение памяти, и старческие заболевания мозга с атрофией тканей, что также приводит к снижению запоминания и воспроизведения информации.

Самыми известными формами нарушения памяти являются:

  1. Потеря кратковременной или долговременной памяти.

Если причины, которые спровоцировали нарушение, обратимы, тогда память можно восстановить. Однако если причины связаны с атрофическими процессами в головном мозгу, тогда, скорее всего, память уже невозможно будет восстановить полностью.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации. Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.


Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.


Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел. Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

Причины нарушения памяти

Причин для развития нарушения памяти великое множество:

  1. Астеническое состояние.
  2. Интоксикация организма.
  3. Истощение организма.
  4. Высокая тревожность.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Утомляемость.
  7. Депрессивное состояние.
  8. Возрастные изменения.
  9. Алкоголизм.
  10. Дефицит микроэлементов.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозгу.
  12. Длительные стрессовые факторы.
  13. Болезни нервной системы, например, болезнь Паркинсона или .
  14. Неврозы.
  15. Различные болезни психики.

У маленьких детей нарушение памяти может быть следствием недоразвитости головного мозга или врожденными причинами. Так, может развиться гипомнезия (неспособность запоминать и воспроизводить информацию) или амнезия (выпадение из памяти какого-то события или времени). Приобретенными причинами нарушения памяти у детей являются:

  • Травмы психического или физического характера.
  • Сильное отравление.
  • Психическое заболевание.
  • Астеническое состояние.
  • Неблагоприятная среда в семье или детском коллективе.
  • Гиповитаминоз.

Однако уже с первых дней жизни у малыша может наблюдаться нарушение памяти по следующим причинам:

  1. Длительные хронические болезни матери во время беременности.
  2. Трудная беременность и тяжелые роды.
  3. Родовые травмы.

Почему люди не помнят происходящих с ними событий после рождения, во младенчестве, в очень раннем детстве? Подобная «амнезия» наступает в возрасте 7 лет. В 5-7 лет ребенок помнит от 63 до 72% из всего происходящего с ним в раннем возрасте, а в 8-9 лет остается лишь 35% воспоминаний. Не все стирается из памяти человека, однако большая часть не может быть воспроизведена в старшем возрасте.

Чем объясняется подобная детская «амнезия»? Нестабильностью гиппокампа. До 7-летнего возраста он не очень хорошо запоминает информацию. Однако после 5-7 лет начинают развиваться нейроны, устанавливать новые связи, отчего прежняя информация теряется. Речь идет о том, что мозг забывает все, что было усвоено за первые годы жизни и перестает быть использованным в более позднем периоде. Вот почему человек помнит, как ходить, говорить, рисовать, читать, если данные навыки продолжает использовать в более позднем возрасте. Но ребенок не сохраняет в памяти те события, которые с ним происходили и не имели большого значения.


Зачем так задумано природой, еще остается загадкой. Возможно, психика оберегает себя от травмирующих событий, которые могли произойти с ребенком за данный период. Может быть, необходимость нейронов устанавливать новые связи, которые подкрепляются усиленным обучением ребенка и получением новых знаний, перекрывает доступ к прежней информации. Но все люди сталкиваются с тем, что они не могут вспомнить большую часть своей ранней жизни, когда только появились на свет и познавали мир из коляски.

На функции памяти влияет питание человека. Одно дело – когда человек плохо питается, из-за чего его организм не получает нужные микроэлементы, что приводит к нарушению памяти. Другое дело – когда у человека имеются болезни сосудисто-сердечной системы, из-за чего нарушено кровообращение в головном мозгу, что также приводит к нарушению памяти.

Не следует забывать о возрасте пациента. Перешагнув рубеж 60 лет, человек может столкнуться с забывчивостью. Хорошо, если он просто будет забывать какую-то информацию. Но намного сложнее будет человеку жить в социуме и обеспечивать себя, если у него развиваются атрофические процессы и другие болезни головного мозга. Например, болезнь Альцгеймер лишает человека не только памяти, но и личности в целом.

Дефицит йода в организме, который попадает в щитовидную железу, которая в свою очередь продуцирует гормоны, участвующие в обменных процессах, также способствует нарушению памяти. Различные болезни щитовидки из-за дефицита йода можно легко устранить, начав употреблять продукты с высоким содержанием данного элемента.

Симптомы нарушения памяти

Не следует путать нарушение памяти с обычной забывчивостью и даже невнимательностью. В первом случае требуется лечение, которое нередко подразумевает прием специальных медикаментов. Во втором случае человек может быть просто утомленным или озабоченным, что можно устранить, в результате чего память снова восстановит свои функции. По каким симптомам можно распознать нарушение памяти?

Память запоминает большое количество различной информации. В зависимости от того, что именно человек не может сделать и какая информация не запоминается, выделяют такие виды нарушения:

  1. Образные нарушения – когда человек забывает какие-то предметы.
  2. Двигательная память – забываются движения и последовательность поступков.
  3. Душевная память – не запоминаются болевые ощущения.
  4. Символическая память – когда человек забывает слова, идеи, мысли.
  5. Краткосрочная память – страдает функция мозга, при которой человек способен усваивать и удерживать на короткий промежуток времени какую-то информацию.
  6. Долгосрочная память – когда человек не может вспомнить то, что происходило с ним давно.
  7. Механическая память – утрачивается способность человека запоминать явления и предметы такими, какими они есть в реальности, без создания связей между ними.
  8. Ассоциативная память – когда теряется способность выстраивать логические связи между предметами и явлениями.
  9. Произвольная память – когда человек не способен запомнить то, на что устремлено его внимание.
  10. Непроизвольная память – когда теряется способность запоминать все подряд без сознательного подхода человека.

Расстройства познавательной функции можно выделить такие:

  • Прогрессирующие.
  • Временные.
  • Эпизодические.

Нарушение памяти приводит к тому, что человек не способен запомнить, усвоить, забыть или в нужный ему момент воспроизвести нужную информацию.

  • Парамнезия – спутанность воспоминаний из различных временных отрезков.
  • Амнезия – забывание какого-то события или целого отрезка времени. Бывает устойчивым или стационарным.
  1. Ретроградной амнезией становится выпадение из памяти ситуации, которая предшествовала патологии в головном мозгу, из-за которой и произошла потеря памяти.
  2. Фиксационная амнезия – когда человек не способен запомнить и усвоить окружающую информацию. Он адекватно оценивает окружающий мир, просто не способен запомнить, что с ним происходит.
  3. Тотальная амнезия – когда человек забывает абсолютно все, что с ним происходило до сего момента. Он даже забывает о том, кем является сам.
  4. Истерическая амнезия – когда забываются конкретные события, негодные или неприятные человеку. Является защитной функцией психики.
  • Парамнезия – потеря памяти с заполнением пробелов другой информацией:
  1. Псевдореминисценция – забывание событий и их последующее замещение другими событиями, которые происходили с человеком на самом деле, но в другом отрезке времени.
  2. – забывание событий с последующим заполнением пробелов вымышленными и даже фантастическими ситуациями.
  3. Эхомнезия – когда человек запоминает теперешнюю информацию и считает ее своим прошлым.
  4. Экмнезия – когда человек возвращается воспоминаниями в прошлое и начинает их проживать в настоящем времени.
  5. Криптомнезия – забывание с последующим заполнением пробелов информацией, которую человек не помнит, откуда взял. К примеру, событие могло произойти во сне, а человек думает, что все было наяву.
  • Гипермнезия – приток воспоминаний в большом количестве преимущественно чувственного характера.
  • Гипомнезия – когда человек теряет способность запоминать и фиксировать текущие события частично.

Лечение нарушения памяти

Лучше предотвращать нарушение памяти, нежели лечить его. Если причины нарушения памяти можно устранить, тогда этим и нужно заниматься. В зависимости от того, как легко устраняются причины, тем быстрее восстанавливается память.


Однако если причиной нарушения памяти стали изменения в структуре головного мозга, тогда, скорее всего, память невозможно будет восстановить.

Итог

Если здоровый человек страдает различными нарушениями памяти, например, рассеянностью или забывчивостью, ему следует устранить текущие стрессы, утомляемость, восстановить правильное питание и режим дня. Также рекомендуется постоянно заниматься различными упражнениями для укрепления памяти.