О чем просят николая чудотворца. Святой Николай Чудотворец

О почитании святителя Николая на Руси

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе – иконы Николы Угодника. Почитание святого на Руси началось с принятия христианства и стало настолько глубоким, что его стали называть покровителем русского народа, в иконописи помещали нередко по левую руку от Христа (по правую руку изображалась Богородица).

К Николаю Чудотворцу обращаются за помощью в самых неразрешимых делах, как духовных, так и житейских. Медные образки-обереги, найденные на полях битв, свидетельствуют о глубокой вере русского солдата в покровительство святителя Николая Чудотворца. Стрелецкая стража в Древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: «Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!» Особенно почитают Николая Чудотворца моряки, он наравне с праведным Федором Ушаковым и святым апостолом Андреем Первозванным является покровителем русского Военно-морского флота. Неслучайно главный морской собор Санкт-Петербурга – Никольский.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей (Никола Ратный). Никольская башня Московского Кремля, построенная в 1491 году, названа по образу Святого Николая Чудотворца, размещавшемуся над проездными воротами. С этим образом связано несколько удивительных событий. В 1812 году, когда Наполеон оставлял Кремль, он приказал взорвать Никольские ворота. Несмотря на то что взрыв был очень сильным (камни и бревна летели в стороны, лопались стекла), образ Николая остался неповрежденным. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ Николая Чудотворца был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В 1918 году перед празднованием Первомая фасад башни, включая образ Николая Чудотворца, был задрапирован красным материалом, но в канун праздника сильные порывы ветра, скрутив ткань, освободили лик Николая Чудотворца. К сожалению, в том же году образ был утрачен.

Во время Гражданской войны в России (1917-1922) был учрежден орден Святого Николая Чудотворца. Эта награда приравнивалась к ордену Святого Георгия. Подход к награждению этим орденом был очень строгим. Орденом Святого Николая Чудотворца мог быть награжден лишь тот, кто, «презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствия духа и самоотвержения, совершит отличный воинский подвиг, увенчанный явным успехом и принесший полную пользу». Также существовал Императорский военный орден Святителя Николая Чудотворца – фамильный орден Российского Императорского дома.

Так почему же Мирликийский святой настолько почитаем в России, что бывало и половина всех храмов в городе – Никольские? В телепередаче «Церковь и Мир» архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, так отвечает на этот вопрос: «А почитание это произошло не по какой иной причине, как только потому, что в опыте - в жизненном, в духовном опыте – сотен, тысяч и миллионов людей Николай Чудотворец сыграл какую-то очень существенную роль. То есть люди молились к нему и получали ответы на эти молитвы. Люди обращались к нему за помощью и совершались чудеса. И этот опыт не только людей древности, но и современных людей. Зайдите в любой православный приход и опросите людей, которые пришли на службу: чем вам помог Николай Чудотворец, почему он вам дорог? И почти каждый, наверное, вам расскажет какой-нибудь случай из собственной жизни, который связан с помощью, с небесным заступничеством Николая Чудотворца. Таких историй много».

Протоиерей Николай Погребняк в своей статье «Из истории иконографии свт. Николая» дополняет ответ: «Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа».

О степени почтения к Николаю Чудотворцу в Православной Церкви можно судить уже хотя бы по тому, что каждую неделю по четвергам Николаю Чудотворцу совершается особая служба наряду с апостолами.

Житие св. Николая Чудотворца

«…Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым – прозрение, хромым – хождение, глухим – слух, немым – дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да похваляется устами всех во веки. Аминь…» (ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского).

Пожалуй, самый обширный труд о житии, чудесах и иконах Николая Чудотворца был создан в конце XIX века: книга «Житие и чудеса святого Николая Чудотворца и слава его в России» (Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. – СПб., 1899, переизд. 1994). В связи с изменениями, произошедшими за годы советской власти в России, и с открывающимися возможностями современной науки в настоящее время этот фундаментальный труд требует дополнения.

Исследователи в области николаеведения каждый год организуют международные конференции, чтобы создать новый сводный труд о Николае Чудотворце. По благословению 15-го Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II А.В. Бугаевским в соавторстве с архимандритом Владимиром (Зориным) по совокупности всех древнейших текстов (которые стали доступны современному исследователю) составлен и издан новый текст Жития Николая Чудотворца («Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, Великий Чудотворец», - М.: Скиния, 2001).

Из нового Жития Николая Чудотворца исключены факты жизни святого Николая, епископа Пинарского, архимандрита Сионского, который тоже жил в Ликии, но в VI, а не в IV веке. Ошибочно привнесенные в Житие Николая Чудотворца Мирликийского примерно в X веке и впервые выявленные архимандритом Антонином (Капустиным) в XIX веке подробности Жития Николая Пинарского крепко закрепились в православной литературе и изображены в житийных сценах на иконах Николая Чудотворца Мирликийского .

Упоминание о родителях с именами Епифаний (Феофан) и Нонна, дяде, епископе Николае, построившем Сионский монастырь, о крещении младенца, простоявшего два часа в купели, – факты из жизни Николая Пинарского. А также историческое противоречие вызывает факт паломничества, которое Николай Мирликийский, согласно житию, совершил будучи еще пресвитером. Этот факт невозможен, так как храм Воскресения Господня был освящен только в 335 году, ориентировочно в этом же году Николай Чудотворец Мирликийский умер. Паломничество на Святую землю совершал тоже Николай Пинарский.

Но какие бы открытия не сделали ученые, новые факты из жизни Николая Чудотворца позволяют лишь дополнить его земной образ. Главным же вот уже семнадцать веков подряд остается вера в его чудесное заступничество. «Правилом веры и образом кротости» называет Николая Чудотворца Мирликийского Православная Церковь.

«Каждый святой проживает как бы три жизни, – говорит архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, – одна – это его реальная жизнь, которую он прожил на земле в какой-то определенный исторический период времени. Иногда мы об этой жизни знаем очень много, иногда знаем очень мало. Другая жизнь святого – это житие. Хорошо, если оно пишется людьми, которые его знали, которые могут в этом житии рассказать реальные подробности жизни.

Очень часто жития писались много веков спустя, и тогда, по сути дела, житие писалось как икона. То есть вообще житие – это не словесный портрет, а именно словесная икона святого. Очень часто житие может состоять из каких-то рассказов, которые являются общими для нескольких святых, которые кочуют из одного жития в другое, поэтому к житию не стоит относиться как к вполне достоверному историческому источнику. Точно так же, как на икону мы не смотрим как на портрет человека. Икона – это именно некий символический образ.

Третья жизнь святого – это его жизнь в опыте тех людей, которые на протяжении веков обращаются к нему с молитвой. И это та самая реальная жизнь святого, которую мы можем ощутить на своем опыте».

Доброта, милосердие, щедрость, желание прийти на помощь – за эти черты Николая Чудотворца почитают не только взрослые, но особенно любят дети. В подражание милосердной помощи, оказанной Николаем Чудотворцем трем девицам, которых он спас от нищеты и поругания, тайно подбросив в их дом мешочки с золотом (см. Житие), в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Имя Санта-Клаус, то есть Святой Николас, представляет собой искажение голландской транскрипции имени св. Николая. Жаль, что постепенно христианская составляющая, представление о том, что это именно Николай Чудотворец, христианский епископ, подвижник, ушла и осталась просто фигура Санта-Клауса, который ничем не отличается от нашего Деда Мороза.

Перенесение мощей святого Николай Чудотворца

На погребение Николая Чудотворца из всех городов Ликийской области в Миры собрались епископы, клирики, иноки и множество народа. Тело Николая Угодника было положено в построенной им соборной церкви. От святых мощей его совершалось множество чудес, приходящие поклониться Николаю Чудотворцу получали исцеление от телесных и душевных недугов. Святые мощи архиепископа Николая Мирликийского находились в построенном им храме семь с половиной веков – до перенесения в Бар в 1087 году (большей их части) и в Венецию в 1097 году (оставшейся в Мирах части мощей).

Загадка о том, где хранятся настоящие мощи Николая Чудотворца, решалась почти тысячелетие. С одной стороны, сохранились рукописи XI–XIII веков, рассказывающие о перенесении святых останков из Мир в Бар, с другой – немало письменных свидетельств начала XII–XIII века и о том, что святые мощи были похищены из Ликии венецианцами. Анатомо-антропологические исследования в 1992 году доказали, что большая часть хранится в Бари, а оставшаяся – в Венеции.

А.В. Бугаевский в своей публикации «Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)» пишет: «То, как выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари, очень трудно описать в агиографическом стиле как благочестивое событие с участием людей, благоговейно радеющих о святыне. На самом деле это было похищение. Хотя к тому, что мощи оказались в Бари, следует отнестись как к милости Божией. Если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей».

В этой же статье приводится историческая хроника данного события. А.В. Бугаевский рассказывает о том, что жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (Миры – ныне город Демре на юге Турции), в XI веке была уже неспокойной, Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков, и жителям Мир то и дело приходилось скрываться в горной части области…

…У латинян шла настоящая охота за святынями. Считалось, как бы ты мощи ни достал – они тебя все равно будут спасать. Бар был очень крупным портовым городом. Венеция – столица полукупеческой-полупиратской морской державы. Оба города хотели завладеть мощами Николая Чудотворца как покровителя мореплавателей…

…В храме Николая Чудотворца оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей…

…Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью также забрать мощи Чудотворца. И все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей святителя…

…Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая…

День прибытия святых мощей в Бар – один из первых русских праздников, появившихся в нашем православном месяцеслове. Наши предки в глубокой древности почтили песнопениями это событие, составив специальную службу, чего не было и нет у греков. Вот почему в литийной стихире праздника говорится: «Отче Николае, аще и мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещаемый, мира же благоуханий и чудес множествы, взывает благохвальными песньми...»

Когда власти Турции предъявили претензии на мощи Николая Чудотворца, настоятель храма в итальянском городе Бари, где находится гробница Николая, заметил, что справедливее было бы передать святыню русским, ибо так, как они почитают святителя, не почитает больше никто в мире. И, действительно, 12 марта 2001 года в Свято-Даниловом монастыре состоялась церемония передачи представителями Ватикана частицы мощей Николая Чудотворца, а также мира, которое источают мощи Николая Чудотворца, находящиеся в городе Бари, Русской Православной Церкви. В настоящий момент ковчег с частицей его мощей хранится в Свято-Даниловом монастыре Москвы.

А 1 марта 2009 года храм в честь Николая Чудотворца (построен в 1913–1917 годах) вместе с подворьем РПЦ в Бари переданы Русской Православной Церкви.

Какое чудо произошло

На протяжении десяти столетий, как в Византии, так и в России, было создано много вариантов изображения Николая Чудотворца. Из известных на Руси образов Николая Чудотворца самый ранний – деталь мозаичного святительского чина в алтаре собора Святой Софии в Киеве (XI век). Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, изображен в полный рост в ряду других святителей. Служба Николаю Чудотворцу и первые русские жития его составлены уже к концу XI века.

Один из самых распространенных и древних – поясной тип изображения Николая Угодника. Он благословляет, в руках у него Евангелие. Древнейший подобный образ Николая Чудотворца (XI век) находится в монастыре Святой Екатерины на Синае. Самая древняя из сохранившихся русских икон (XII–начало XIII века) этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Икону Николая Чудотворца в Москву из Новгорода привез Иван Грозный в 1564 году. В 30-е годы XX века, после закрытия Новодевичьего монастыря, икона Николая Чудотворца находилась в Историческом музее, сейчас – в Государственной Третьяковской галерее.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Николая Чудотворца легко узнаваем. Седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами. Одетый в церковные ризы с крестами, он держит Евангелие, как бы приглашая нас обратиться к вере, свету и добру.

Британский антрополог Кэролайн Вилкинсон и ее коллеги из Манчестерского университета подтвердили, что иконы верно передают облик Николая Чудотворца. Для проведения анатомо-антропологического исследования, по разрешению Ватикана, была вскрыта гробница в Бари, в которой хранятся святые мощи Николая Чудотворца. Исследования проводились итальянским антропологом Луиджи Мартино в 1953–57 годах. Он же, будучи совсем пожилым человеком, в 1992 году, проводя исследования мощей Николая Чудотворца, хранившихся в Венеции, установил, что здесь находится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, таким образом, разрешив тысячелетние сомнения в подлинности части мощей Николая Чудотворца в Венеции. Кроме того, исследования мощей показали, что Николай Мирликийский не ел мяса, а питался только растительной пищей и болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пробыл в заключении. Причем – в тесной и сырой тюрьме (из жития известно, что во времена диоклетианова гонения на христиан Николай Чудотворец был брошен в темницу).

По материалам публикации А.В. Бугаевского
«Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование)»


Первое чудо Николая Чудотворца на Руси связано с образом Николы Мокрого. Эта икона прославилась в Киеве в конце XI века. Одни родители спешили в Вышгород ко дню памяти первых русских святых – сыновей равноапостольного князя Владимира страстотерпцев Бориса и Глеба. Туда и обратно они путешествовали по Днепру. Когда же они возвращались, у них, упав в реку, утонул младенец. В своем горе родители вознесли молитвы к вечному помощнику Николаю Угоднику. Утром в мокрой одежде младенец был найден живым в киевском соборе Святой Софии пред иконой Николая Чудотворца . Его образ, перед которым был найден утонувший младенец, стали называть «Никола Мокрый».

Долгое время святой образ хранился в Никольском приделе Софийского собора, в 1943 году, во время немецкой оккупации, икона исчезла. По сведениям писателя-агиографа, николаеведа А.В. Бугаевского, образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и сейчас находится в Троицком храме в Бруклине.

Один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи – круглая новгородская икона с поясным изображением Николая Чудотворца. История ее явления описана в новгородских летописях – «Сказание о дивном обретении чудотворной иконы Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище».

Согласно сказанию, летом 1113 года сильно заболел великий князь Мстислав Святославович, и в молитве он обращался за помощью к всеобщему заступнику и помощнику в бедах – Николаю Чудотворцу. В то время уже было известно о перенесении мощей Николая Чудотворца из Мир в Бар, где многие получили исцеление. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой Николая Чудотворца в Киеве. В одну из ночей во сне великому князю явился святой Никола Угодник и повелел послать в Киев за святой водой от его иконы и для исцеления окропится этой водой. Николай Чудотворец указал, что икона эта круглой формы, показал «меру» (размер) ее и повелел всегда помнить об иконе с его изображением.

Великий князь Мстислав отправил посольство в Киев, однако в пути им пришлось задержаться на три дня из-за сильной бури на озере Ильмень. На четвертый день повар, нагнувшись за борт, чтобы зачерпнуть воду для приготовления обеда, увидел плавающую в воде круглую доску. Вытащив же доску из воды, посольство князя увидело икону Николая Чудотворца , именно той «меры», которую им дал князь. Икона была доставлена в Новгород и торжественно там встречена. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы, окропился ею, и был исцелен.

В память об этом чуде князь воздвиг каменную церковь во имя Николая Чудотворца, в этой церкви и была поставлена чудотворная икона Николая Угодника. Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом дворище) – один из древнейших новгородских храмов – широко известен и в наше время.

В одном из списков новгородской Уваровской летописи есть продолжение истории круглой иконы Николая Чудотворца: «В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть».

Круглая икона Николая Чудотворца пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой. Список с этой чудотворной иконы (XVI век) в настоящее время находится в Новгородском музее.

Наиболее известны среди чудотворных икон Николая Чудотворца образ Можайский (Ратный), Угрешский, Зарайский, Великорецкий.

Можайский образ Николая Чудотворца

В небольшом городе Можайске образ Николая Чудотворца обрел новую символику: меч и храм (град).

Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на горячие молитвы защитников города последовало явление Николая Чудотворца. С грозным видом стоял он над Никольским собором, держа в одной руке меч, а в другой храм. Меч и храм, как символы не только защиты города, но и православной христианской веры. Устрашенные знамением враги бежали от стен Можайска, а благодарные жители вырезали из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе. К этому святому образу приезжали поклониться многие русские цари и святейшие патриархи. Скульптура Николая Чудотворца защищала древний Можайск, находясь на главных крепостных воротах кремля, спустя время Никола Ратный появился на стенах других городов, оберегая покой жителей, был образ святителя и на Никольской башне Московского Кремля.

Угрешский образ Николая Чудотворца

В конце XIV века прославился образ святителя Николая Угрешского. Он явился московскому князю Димитрию накануне Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». Явление чудесного образа, так много говорившего русскому сердцу, ободрило князя перед битвой. Великий князь воскликнул: «сия вся угреша сердце моего» (согрела сердце мое). На месте явления образа Николая Чудотворца великий князь после победы устроил Свято-Никольский Угрешский монастырь, который стал местом паломничества для русских людей.

После революции и закрытия монастыря Угрешский образ был перенесен в музей в Коломенское, потом в Русский музей в Ленинграде, а в 1934 году в Третьяковскую галерею, где находится и сейчас. В основном икона хранится в запасниках и выставляется редко. В средней части иконы – поясное изображение Николая Чудотворца в епископском облачении, правой рукой он благословляет, на ладони левой держит закрытое Евангелие. Вокруг – девятнадцать сцен жития. В основе сюжетов – византийские тексты с русскими добавлениями. В книге «Угреша» (М. 1897) духовного писателя Д.Д. Благово приводятся сказания о благодатной помощи от чудотворной иконы Николая Чудотворца на Угреше.

Зарайский образ Николая Чудотворца

В русском искусстве этот тип изображения святого появляется в XIII веке, а распространяется в XIV. Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, с широко разведенными руками: с Евангелием на левой руке и с отведенной в сторону благословляющей правой. Отличительной особенностью образа является поза святителя, выходящего в центр храма для проповеди Слова Божия.

Существуют два сказания о первом появлении образа Святого Николая Зарайского, оба они повествует о том, что икона была доставлена в Рязань из Корсуни (Херсонеса) в XII веке. В одной версии святой образ привезла византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора, в другой говорится о том, что образ был перенесен священником Евстафием из храма Апостола Иакова в Корсуни по воле самого святителя – явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

Долгое время считалось, что по названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в рязанских пределах и начала творить чудеса. Сейчас икона находится в Музее А.Рублева в Москве.

Великорецкий образ Николая Чудотворца

История Великорецкого образа Николая Чудотворца напрямую связана с широко известным Великорецким крестным ходом. В 1383 году образ Николая Чудотворца явился в Вятской земле на берегу реки Великой местному крестьянину. Сразу же после перенесения иконы в деревню начались чудеса исцеления. Люди ближайших деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте. С этого началось почитание места явления иконы. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества.

В то время Вятская земля была заселена в основном языческими племенами. Для того чтобы сохранить святой образ, его перенесли в столицу Вятского края – Хлынов (теперь Вятка). Жители Хлынова дали обещание ежегодно приносить икону на место ее явления. Так родилась одна из самых давних традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

Слава о чудесной иконе дошла до столицы. Дважды икона призывалась царями в Москву, первый раз по велению Ивана Грозного (тогда же один из приделов строившегося храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца ), второй раз по указу Михаила Романова для того, чтобы поддержать дух людей после Смутного времени. Оба раза икона Николая Чудотворца возвращалась в Хлыновский кафедральный собор. За время путешествий иконы с нее было сделано множество списков, многие из них тоже чудотворные.

До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе города Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Чудеса нашего времени

Множество чудес происходило от иконы Святого Николая Чудотворца. Одно из них потрясло всех, поскольку эхо его докатилось до наших дней под названием «Зоино стояние». В 1956 году в Самаре (в то время Куйбышев) работница трубного завода собрала друзей на Новый год, хотя ее верующая мать противилась празднику, который у нас приходится на Рождественский пост. Ее молодой человек опаздывал, Зоя была обижена и потому заявила, что, мол, раз ее друга нет, она потанцует с Николаем Угодником, и сняла икону с божницы. Ее подруга предупредила, что не стоит так дерзновенно относиться к образу Чудотворца, но комсомолка Зоя, смеясь, ответила, что если Бог есть, то пусть Он ее накажет. Держа икону в руках, она пошла танцевать вкруговую. Но на третьем круге в комнату ворвался вихрь, случился ужасный шум, сверкнула молния, все выбежали вон. Одна Зоя, окаменев, осталась стоять, по-прежнему держа икону в руках. Ни сместить ее, ни оторвать от пола было невозможно. Девушка не ела, не пила, хотя сердце билось, было слышно дыхание. Никакие попытки медицинской помощи не помогали – иглы шприцев ломались об окаменевшие ткани.

Когда все пришли в себя от шока, городские власти выставили вокруг дома круглосуточную милицейскую охрану, чтобы оградить поток любопытствующих, но всем приходящим говорили, что ничего такого нет и быть не может. Хотя один из охранников слышал, как Зоя кричала по ночам, призывая мать молиться о спасении от погибели в грехах. Приглашали священников, те молились, но никто не мог вынуть икону из ее окаменевших рук. На праздник Рождества Христова в дом пришел о. Серафим (Тяпочкин). После молебна с водосвятием и освящения комнаты он смог вынуть икону из Зоиных рук. Перед Благовещением к дому пришел незнакомый старичок. Дважды он просил охрану пропустить его к Зое, но его пропустили только с третьего раза 7 апреля в само Благовещение. Милиционеры слышали, как он спрашивал Зою, устала ли она стоять. Шло время, а неизвестный старик из комнаты не выходил. Когда к Зое заглянули, то, кроме окаменевшей девушки, в комнате никого не оказалось. Другой двери из помещения не было, получалось, старец таинственным образом исчез. Все, кто знал об этом посещении, были уверены, что это был сам святитель Николай и что Зоя теперь помилована, но окаменение будет ей отменено только в Пасху.

Так и было. Чудо «Зоиного стояния» продлилось от Нового года до Пасхи, которая в 1957 году пришлась на 6 мая по новому стилю. В ночь на Пасху Зоя громко кричала, что земля в огне, призывала молиться и каяться. А в день Светлого Христова Воскресения мышцы начали размягчаться, ее смогли уложить в постель. Неизвестно, что Зоя видела в видениях во время своего «стояния», но и потом она продолжала просить всех молиться о мире, который полон беззакония перед Богом. Когда ее спрашивали, как она была без еды и питья, кто ее кормил, она отвечала, что ее кормили голуби.

Это потрясшее всех событие не было вымыслом – слишком много оказалось рядом участников и свидетелей. Один из милиционеров, видевших стоящую Зою, поседел на месте.

Если бы не молитвы святителя Николая Мирликийского к Господу, неизвестно, чем бы закончилось это стояние. Также известно, что, несмотря на попытки властей (дело было в хрущевский период) замять историю, максимально пресечь огласку, после Пасхи того года уверовало множество людей. Желающих принять Святое Крещение было такое количество, что в церквях не хватало нательных крестиков.

Прихожанка одного из подмосковных храмов, жительница Солнечногорска по имени Екатерина, рассказала, как как-то зимой 1991 года она пошла погулять по берегу озера Сенеж, положив в сумку по какому-то необъяснимому движению души «Молитвослов». Присела на скамейку рядом с сидевшей уже на ней старушкой. У них завязался разговор, который потом перешел на темы, связанные с Богом, Божьей помощью, Православной верой и пр. Старушка рассказала, что церковь не посещала и не молилась никогда, потому что молитв не знает. Тут Екатерина поняла, что подсказала ей интуиция верующего человека. Она достала «Молитвослов» и подарила его старушке. Та вдруг почти испуганно покосилась на нее и спросила, не исчезнет ли она прямо сейчас. Екатерина очень изумилась и спросила, что такое со старушкой. Та сказала, что подумала, не ангельского ли Екатерина роду. И рассказала историю, которая случилась с ней неделю назад.

В семье, где она жила, старая, ставшая всем лишней обузой, ее довели до состояния, когда она уже сочла за лучшее самовольно уйти из жизни. Перед тем как броситься в полынью, она присела на скамеечку. Тут к ней подсел старичок с белыми как лунь вьющимися волосами, очень благообразный, аккуратно одетый. У него было очень доброе лицо, и он, ни о чем не расспрашивая, задал ей вопрос, куда это она собралась, уж не топиться ли. И знает ли она, в какой ужас собралась, решив стать самоубийцей. Ведь в месте, куда они уходят, несказанно страшней, чем у нее в доме. Спросил, почему в храм не ходит, Богу не молится. «Так не учили, не умею», – отвечала та. «А грехи твои как же?» – спрашивает старец. «А какие у меня грехи?» – удивилась бабушка. И тут он как начал перечислять ей все недобрые деяния, грешные дела, о которых она сама забыла, но только сама могла знать.

Старушка даже испугалась, говорит, как же ей молиться, если она молитв не знает. А старичок ей говорит, чтобы приходила она на это же место через неделю, и молитвы она получит, только пусть ходит в храм Божий и молится. Тут старушка спросила старца, как его зовут, и он ответил, что зовут его Николаем. В этот момент ее что-то отвлекло, она отвернулась, а когда повернулась, старец исчез.

Екатерина сразу поняла, что старец тот был святой Николай Чудотворец, и это он тихо подсказал ей взять с собой молитвенник.

Таких чудес бесчисленное множество, однажды молитва святителю Николаю помогла коммунисту найти потерянный партбилет, потеря которого в советское время грозила ему серьезными неприятностями.

По молитве ему спаслись из реки мать с ребенком. Это было на реке Велетьме, где берега топкие, илистые и дно от берега круто обрывалось вниз. Трехлетний мальчик соскользнул с бревна в топь, мать кинулась за ним, но плавать не умела, и оба начали тонуть. Мать взмолилась Николаю Угоднику о спасении. Тут поднялась с реки большая волна и вынесла обоих на берег, на сухое лежащее дерево, перегородившее, как барьер, путь к топи. Мать принесла за чудесное спасение Николаю Чудотворцу благодарственную молитву.

Вот так и любая молитва наша, сердечная, горячая, от всей души вознесенная к любимому святому, непременно будет передана его молитвенным ходатайством за нас Тому, Кто вершит всё. Главное, верить и молиться с усердием, поскольку мы всё получаем по вере нашей, а Царство Божие – силою дается.

Значение иконы

Значение иконы Святителя Николая, ближайшего помощника Божьей Матери, Которая часто являлась другим святым в их земной жизни и тем, кто обращался к Ней в слезной молитве, вместе с ним для русского человека – огромно. Всё, описанное в разделе «События…»: перенесение мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, в Бар и то, что торжественное событие сопровождалось многими чудотворными исцелениями недугующих, прибывших в Бар, чтобы сопровождать процессию до церкви Святого Стефана, еще более увеличило почитание имени святого. Но поначалу, в силу средневековой традиции только местного почитания святых, его почитание в восточном и западном христианстве не было широко распространено, хотя паломников в Бар стекалось немало.

Удивительно, но в России, почти сразу после Крещения Руси благоверным князем Владимиром Святославичем в конце IX века, впрочем, это было не моментальное событие, а продлившееся примерно до XII века, всенародное почитание святого развилось и укрепилось очень быстро. К тому же известие о перенесении мощей из оккупированной турками Греции в Италию, в Бар привело к тому, что Русской Православной Церковью был установлен и весенний праздник памяти святого в честь этого славного события.

С тех пор нет, наверное, ни одного христианского дома в России, где не хранился бы образ прекрасного Божия Угодника, как сказано в одной из молитв ему, «преизящного и предивного Чудотворче», его образ – в каждом русском храме. К молитвенному участию его прибегают в самых разных случаях жизни. Кроме упомянутых главных праздников, имя святителя Николая Чудотворца каждый четверг чтят во всех русских церквах. С древности и до наших дней выстроено и строится сейчас множество церквей и соборов. Есть множество почитаемых чудотворных списков иконы. Наиболее известные – Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный, и молитвенное предстательство за нас к Богу святителя Николая является незаменимым подспорьем нам в наших просьбах, возносимых к Божьему Престолу.

Отправляясь в дальний путь, многие православные обращаются с молитвой к Господу и любимым святым. Таким, без сомнения, является Николай Угодник, чья икона часто размещается рядом с образом Христа и Богородицы. Хотя святитель не был русским, в народном сознании он является самым близким, знакомым, внушающим доверие. Даже неверующие знают и уважают древнего святого.


Священник, архиерей, небесный житель

Многие святые, почитаемые западной и восточной церковью, происходили родом из современной Турции. Тогда это были христианские земли - некоторые псевдо-историки даже утверждают, что Христос был казнен именно там. Но во времена свт. Николая до захвата турками еще далеко, христианство крепнет, процветает великими подвижниками благочестия. Ликия, где он родился, была известной страной, упоминавшейся в «Илиаде».

С младенчества будущий святой отличался от других детей. Душа у него была взрослая - его не интересовали обычные шумные забавы - Николай рано выучился грамоте и проводил свое время в чтении Священного Писания. Хотя на иконах Николай Чудотворец всегда изображается как старец, весь его жизненный путь был исполнен благочестия. Окружающие тоже замечали особые духовные дарования юноши. Поэтому и попросили его жители г. Патары служить в качестве священника.

  • Совершая паломничество в Святую Землю, Николай попал в сильный шторм. По молитвам святого буря стихла, никто не погиб. Это первое известное чудо, сотворенное при жизни.
  • Известный факт из биографии: будучи из богатого рода, все свои деньги святитель раздал нищим, решив силы и время тратить только на служение Богу.

Сан епископа священник получил тоже благодаря чуду - он никому не был известен, хотя и отличался благочестием. Так Господь проявил Свою волю. На иконах Николай Чудотворец всегда изображается в архиерейском облачении. Вот некоторые части церковного одеяния:

  • Омофор - широкая длинная лента, вышитая крестами, другими орнаментами. Перекидывается через плечо, поверх других одежд. Символизирует овцу, которую пастух несет на плече - библейский образ, указывающий на то, что священник должен заботиться о прихожанах, как пастух о своем стаде.
  • На голове - митра, расшитый звездами, украшенный изображением Спасителя высокий убор, символ власти Христа (священник является его образом), также воспоминание о терновом венце. Символизирует также, что священнослужитель сочетается с Церковью, как жених с невестой, полностью отдает ей всю свою жизнь.
  • Панагия - небольшая икона на цепочке. Ношение панагии является привилегией архиерея. На службе к ней добавляется крест, вне службы носится одна панагия. Чаще всего - это образ Божией Матери, но также бывает изображение Троицы, Вознесения, Голгофского креста.

Если митра и панагия могут отсутствовать, то на любой иконе святитель Николай будет держать в руке Евангелие. Держит он его на левой руке, правой благословляет: как и крестное знамение, так и благословение в восточной церкви производится лишь десницей.


Значение иконы св. Николая угодника

Образы святых часто присутствуют в домах православных. Они любят обращаться к ним со своими личными просьбами, как бы стесняясь «отвлекать» Господа по мелочам. На самом деле это неверно, Бог слышит любые молитвы. Но молитвы святым - исконная русская традиция. Считается, что икона Николая чудотворца помогает при любых жизненных неурядицах.

  • Такой обычай имеет под собой все основания. При жизни святой очень заботился о ближних. Он не боялся противостоять властям, когда с людьми поступали несправедливо, готов был пешком идти в соседний город, если с кем-то случалась беда.
  • Особенно защищает святой тех, кого невинно осудили, обвинили в чем-то, считается покровителем детей, вдов.

Сегодня икона Николая Угодника есть практически в каждом транспортном средстве, даже неверующие люди считают своим долгом иметь ее в машине. Все потому, что приснопамятный архиерей покровительствует путешественникам. Чтобы дорога была безопасной, перед выездом в путь надо прочитать молитву Святому Духу, а затем обратиться к святому с просьбой сопровождать в дороге.


Раннее признание

Между почитанием в народе и официальным прославлением Церковью иногда проходят столетия. Признание святого на святого началось очень рано, почти сразу после его смерти (конец 4 в.). Византийцы знали о свт. Николае уже в 7 в. Древние историки церкви почти все о нем упоминают - Метафраст, Мефодий, Андрей Критский. Множество легенд донесло до наших времен церковное предание, но далеко не все они проходят проверку историческими документами.

Например, известная история о том, что святой на Никейском соборе ударил по щеке богохульника Ария, скорей всего, является мифом. Ведь подобное поведение не свойственно было кроткому старцу, к тому же является недопустимым для священника, да еще архиерея. Но вполне можно верить тому, что святитель стоял за правильное исповедание веры - только способами, более приличными духовенству.

Изображение святого Николая Угодника на иконах как старца не случайно - так описывает его Симеон Метафраст. По его словам, это был ангельского вида старец, лик его был исполнен благодати. Только один взгляд на него приносил грешным успокоение. Он как будто был наполнен светом. Такой образ создается и на иконах: светлым и тихим должен выглядеть любой, чье сердце посетил Христос. К сожалению, нечасто мы оставляем для Него много места в своей душе.

Иконы св. Николая на Руси

Хочется найти достойного супруга? Одолели денежные затруднения? Предстоит долгий путь? Любой православный знает, что в этом надо искать помощи у иконы Николая Угодника. Почему «угодник»? Потому что он служил, т.е. угождал Богу и людям с самого молодого возраста до своей кончины. Трудится ради людей и после того, как поселился в раю, не забывает грешную паству своими молитвами.

На Руси святой был известен еще до массового крещения - князь Аскольд, принявший христианство одним из первых, начал возводить храмы. Один из них освящен в честь святителя, чье имя доблестный воин взял во время крещения. Иконы Николая угодника (он же - Николай чудотворец) имеют также древнее происхождение. В России появились даже собственные разновидности изображений святителя - в полный рост.

На этих иконах руки святителя широко разведены в стороны, что для греческих икон было очень нетипично, они изображали архиереев с прижатыми к телу руками. В деснице святитель держит Евангелие.

  • Этот тип иконы возник в Зарайске, почему и называется «Никола Зарайский». На самом деле здесь изображен всем известный Николай чудотворец, а не какой-то другой святой.

В образе грозного защитника Николай Чудотворец предстает на другой иконе, которая помогала жителям оборонять свои города. Вот какое великое значение придавали русские молитвам святого! Никола Можайский тоже показан в полный рост, в правой руке - высоко поднятый меч, в левой - крепость (символизирует город). Жители Можайска были свидетелями явления святого, было это во время нападения на город. Св. Николай был в таком виде, в каком запечатлен на образе. Враги в ужасе бежали.

  • Первоначально Никола Можайский был вырезан из дерева, с него потом стали писать иконы.

Обращаться к святому можно в любых, даже бытовых, нуждах. Для Бога мелочей нет.

Что значит, когда сниться икона Святого Николая

Довольно часто люди пытаются расшифровать значение знаков, которые видят во время ночного отдыха. Если приснилась икона Святого Николая - это, вероятно, к добру. Символ святости, духовности говорит о том, что человек ищет главный смысл своей жизни. Если образ видится в собственном доме - предзнаменование благополучия.

Святой в народе называется «скоропослушником» - то есть ответ на обращение приходит очень быстро. Если его нет - следует задуматься. Это знак того, что надо пересмотреть свой образ действий, а может сами цели на ближайшее будущее. Правильно ли человек себя ведет по отношению к близким, как относится к коллегам? Враждует ли, стремясь лишь к своим целям, или старается помочь окружающим? Тем же, кто обращается от чистого сердца и с полной верой, обязательно будет оказана помощь.

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу в честь семи сотворенных им чудес

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству. Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией. Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых. Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге. И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник — архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) — символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату — 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая — это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата — это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) — рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто — талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй — с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа — буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» — это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.

Святитель Николай - самый почитаемый святой русской православной церкви. Николай Чудотворец может помочь в самых трудных житейских ситуациях, если знать, как правильно обращаться к нему в молитве.

Ни один святой православной церкви не почитается так, как Николай Чудотворец. Его житие поражает обилием фактов о чудесных исцелениях и помощи людям, попавшим в безвыходные ситуации. Чаще всего святому молятся о сохранении мира в семье, послушании детей и помощи в дальних путешествиях.

Памятные даты святителя Николая

В народе с давних пор почитают и любят Никлая Чудотворца: в честь него построено множество церквей и часовен, ему молятся об избавлении от бед, о защите от злых сил и согласии в семье.

С 2004 года православные христиане отмечают рождение святого: памятная дата отмечается литургией и молебном 11 августа. Также поминают день смерти святого — 19 декабря. В народе этот день зовется Никола Зимний, и в этот день большинство людей прислушиваются к народным приметам о непростом дне помина усопшего святителя.

О чем молятся святителю Николаю Чудотворцу

Согласно Священному Писанию, Николай Чудотворец еще в младенчестве вел себя не так, как другие дети: по средам и пятницам он принимал материнское молоко один раз в сутки, не болел и не кричал, как другие младенцы. Вырастая, Николай проявлял все большую любовь и рвение к изучению Закона Божьего, и когда пришло время, избрал для себя путь священника.

Святой прошел непростой путь от послушника до настоятеля Ликийской церкви. Он пережил гонения на христиан, продолжая тайно помогать людям средствами, ходатайствами и добрыми делами. Исследователи не могут сказать, в каком году Николай покинул этот мир: известен только день кончины — 19 декабря. После смерти мощи святого хранятся в Италии, и миллионы паломников ежегодно заявляют о чудесах, происходящих с ними после поклонения святителю.

Николаю Чудотворцу принято молиться:

  • о путешествующих или пропавших без вести;
  • о смертельно больных;
  • о болеющих детях;
  • о находящихся в тюремном заключении;
  • о мире и гармонии в семье;
  • о решении денежных долгов.

Молитвы святителю Николаю Чудотворцу следует читать искренне и от всего сердца, желая спастись самому и спасти своих близких из сложной или опасной ситуации. Православные верят, что святой не оставит их в беде, и находят подтверждение своей вере. Мы желаем вам мира в душе и внутреннего равновесия. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

12.12.2016 07:02

Двадцать шестого октября православный мир по традиции поклонится иконе Иверской Божьей матери, прося ее о...

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о...

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.