Основные характеристики и черты тоталитаризма. Политические режимы

Сфера сознания

Классическая модель тоталитаризма, отождествляющая его с политическим тоталитаризмом, базируется на тех признаках, которые в большей или меньшей степени были присущи сталинистскому режиму в СССР, национал-социалистическому -- в Германии и фашистскому (Муссолини) -- в Италии. Эти черты она рассматривает как общие признаки тоталитаризма. К ним относится комплекс черт, и прежде всего рационализация и идеологизация общественного сознания.

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического образа. Тоталитаризм -- порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественного сознания. В идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить все экономические и социальные процессы единственно верной теории с помощью планирования -- важнейшая черта политического тоталитаризма. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это заимствованная у религиозных идеологий телеологическая (целевая) ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний Рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания повседневных трудностей и жертв народа.

Идеология политического тоталитаризма проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон («Gleichschaltungsgesetz»), предусматривавший единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием.

Для политического тоталитаризма характерна монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Подавляется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения.

Политические черты

В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тотальной политизацией, т.е. гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций.

В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие в выборах.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор или запугивание населения. Слепая вера и страх -- главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Социальные и экономические признаки

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг -- буржуазия, империализм, евреи, коммунисты и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становятся основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс -- главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, сталинистском варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности же он порождает глубокое социальное неравенство.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами политического тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Разновидности политического тоталитаризма

Наряду с общностью основополагающих институциональных черт, государства политического тоталитаризма имеют и существенные особенности, что позволяет выделить их несколько важнейших разновидностей. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой политического тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма одностороння и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на многие тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР она смогла резко повысить уровень образования народа, сделать доступным для него достижения науки и культуры, обеспечить социальную защищенность населения, развитие экономики, космической и военной промышленности и т.д., резко сократить преступность, к тому же в послесталинский период власть не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность политического тоталитаризма -- фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность политического тоталитаризма -- национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень многое заимствует у советского коммунизма, и прежде всего -- j революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже i обращение -- «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти -- ненависть; национальная и расовая. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).;

Любые государства политического тоталитаризма так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются I существенные различия, например, между сталинизмом в; СССР и диктаторским режимом Пол Пота в Кампучии.

Политический тоталитаризм в его коммунистической. форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах " (например, в Северной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Нетрудно заметить, что изложенная выше классическая модель тоталитаризма соответствует политическим реалиям лишь узкого круга государств: сталинскому СССР, гитлеровской Германии и т.д., к тому же не отражая глубокие различия между ними. Но в той или иной степени некоторые из рассмотренных черт политического тоталитаризма, особенно отражающие командно-административный тип управления, были присущи целому ряду социалистических и других государств.

Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к диктаторским политическим системам, противостоящим идеализированным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, проявляющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, ограничить личную свободу, сформировать лояльный существующему строю тип личности и подчинить индивида, в том числе образ его мыслей и поведения, государственному и иному социальному контролю, имеют место и в странах Запада. Более того, в последние десятилетия в некоторых странах, считающихся демократическими, тоталитарные тенденции резко усилились и приобрели характер, позволяющий констатировать зарождение новой, современной формы тоталитаризма--тоталитаризма финансово-информационного (или информационного).

Понять его истоки и особенности можно лишь зная ту социальную среду, которая делает возможным и порождает тоталитаризм. Анализ предпосылок и причин тоталитаризма, констатация их наличия или отсутствия, их усиления или ослабления на рубеже XXI века дают основания судить о тенденциях в эволюции тоталитаризма в наши дни.

существенные различия тоталитаризма и авторитаризма:

При авторитарном режиме власть не имеет тоталитарных амбиций; жизнь общества не регламентируется и не контролируется столь изощренно. Если гражданин не идет на прямую конфронтацию с властью, то для него существует некоторая свобода поведения. При авторитаризме гражданам разрешено все, кроме политики. Авторитаризм допускает существование и функционирование узкой сферы гражданского общества, свободной от тотальной регламентации со стороны государства;

Уникальной особенностью тоталитаризма является культ личности вождя. Диктатор-вождь никак не зависит от правящей элиты, формирует ее сам, руководствуясь при этом определенными принципами кадровой политики, чтобы избежать заговоров и дворцовых переворотов. При авторитаризме власть может быть персонализирована или осуществляться группой лиц, в которой диктатор является «первым среди равных», но при этом не обладает ни всемогуществом, ни всевластием. При авторитарном режиме диктатор может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты. При тоталитаризме вождь совершенно не зависим от нее.

Авторитаризм – это режим ограниченного плюрализма. Хотя и в урезанном виде, но в авторитарных государствах допускаются оппозиция и диссидентство. Тоталитаризм не приемлет никакой оппозиции, стремится к ее физическому уничтожению;

Авторитарные государства не насаждают единую идеологию и чаще всего основаны на концепции национального интереса. Диктатор не стремится оправдать свои политические решения высокими стремлениями изменить мир и достичь «светлого будущего» или рая на земле. Традиционные авторитарные государства по своему характеру «патерналистичны»: царь (вождь) управляет народом как единой семьей – власть дана ему либо от Бога, либо он получил ее как спаситель народа от какой-либо катастрофы (экономический кризис, голод, гражданская война, интервенция и др.). Авторитарную форму правления можно назвать прагматической диктатурой в отличие от тоталитарной идеократической диктатуры. Тоталитарную диктатуру можно также назвать мобилизационной, для нее характерна идеологическая мобилизация всего населения на выполнение поставленных властью задач во имя высшей цели. Тоталитаризм требует активности от каждого члена общества, решительной поддержки политического режима и его идеологии, явной демонстрации всенародной любви к вождю и ненависти к его врагам, он не терпит пассивности, апатии и равнодушия. Авторитаризм в этом отношении гораздо более либерален.



Авторитарные режимы могут быть (хотя и не обязательно) репрессивными. При этом в некоторых государствах может практиковаться систематическое насилие (франкизм начального периода, гватемальская диктатура). Но в авторитарных государствах репрессии не бывают такими массовыми, как при тоталитаризме. Армия может играть при авторитарном режиме самостоятельную роль и даже свергать диктатора. При тоталитаризме армия полностью подчинена вождю. Наконец, авторитарный режим сохраняет некоторые элементы демократизма, тоталитарный же исключает любые демократические проявления.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, основу которого составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Авторитарный режим возникает, как правило, тогда, когда на повестку дня встает необходимость решения проблем модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. Слом старых социально-экономических институтов влечет за собой поляризацию сил, длительный политический кризис. Справиться с этими проблемами не всегда возможно демократическими средствами.

Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций при авторитарном режиме сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в декоративное учреждение, а иногда и вовсе ликвидируется. Власть сосредотачивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, она передается бюрократическим путем, нередко с использованием вооруженных сил и насилия.

Авторитаризм обычно несет в себе возможности эволюции в сторону демократизма. При этом сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который и создает предпосылки для перехода авторитарной власти к демократическим структурам.



Главные разновидности современных авторитарных режимов – олигархический и конституционно-авторитарный. В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но различные ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически главенствующая роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти.

Конституционно-авторитарный режим отличается немногим от олигархического. В конституцию могут включаться нормы (или издаваться отдельные законы) о запрещении всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения или принимаются меры для пресечения возникновения демократических партий. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть, ключевые посты занимает президент

Гражданское общество.

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу. Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество » и «государство » попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

верховенство закона во всех сферах жизни общества:

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации).

Едреев Тамерлан Шайх-Магомедович
ассистент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет,
г. Грозный
E-mail: [email protected]

Путем анализа всего спектра тоталитарных государств, можно отметить, что для тоталитарного режима любого государства были характерны определенные схожие черты и признаки. Так, основные черты тоталитаризма были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956).

В частности, в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридрих и З. Бжезинский обращают внимание на следующие характерные черты тоталитарного режима:

1) наличие единственной политической партии с собственной идеологией, возглавляемой харизматичным лидером;

2) государственная монопольная идеология, в рамках которой регулируются практически все общественно важные отношения;

3) полная монополия и контроль над средствами массовой информаций, деятельность которых строго регламентируется и контролируется партийными функционерами;

4) монополия на все средства вооруженной борьбы;

5) политический террор в отношении «внутренних врагов»;

6) плановая директивная экономика государства.

Таким образом, под тоталитаризмом мы понимаем такую форму отношения общества и власти, при которой государственная власть берет под свой полный контроль социум, и образует с ним единое целое - тоталитарное общество.

На фоне вышесказанного следует отметить, что тоталитарный характер государства неизбежно ведет к избирательности закона, вседозволенности и бесконтрольности представителей власти, так как противодействие в отношение них рассматривается как посягательство на интересы всего тоталитарного государства.

Всесторонний контроль государства за всеми сферами общественной жизни приводит к становлению «атмосферы страха» в обществе, всеобщему недоверию и подозрительности, заключающейся в постоянном поиске иностранных шпионов и внутренних диверсантов. В свою очередь, тоталитарное государство умело пользуется подобными настроениями, так как недоверие людей друг другу обеспечивает полную власть над умами людей и снижает вероятность коллективной борьбы против действующей власти.

В зависимости от того, на какой вектор развития общества и государства делается основной акцент, а также в зависимости от того, что служит фундаментальной идеей сложившегося тоталитарного режима, можно отметить такие типы тоталитаризма как:

1. Тоталитарный политический режим социалистического (коммунистического) типа, основой которого выступает марксистская идеология с положениями о социальном равенстве, формировании экономически однородного бесклассового общества.

2. К тоталитарному режиму следующего типа следует относить политические режимы фашистского или национал-социалистского типа. В государствах, где имелся тоталитарный режим нацистского типа, стремились выстроить моноэтническое, расовооднородное общество. Данную задачу стремились достичь посредством возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации прочих. В качестве классического образца тоталитаризма подобного типа следует отметить нацистскую Германию.

3. Наконец, к третьему тип тоталитаризма следует относить режимы, в которых главенствует идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Таковым, в частности, является теократический тоталитаризм. Для тоталитарного режима подобного типа свойственно стремление к формированию общества, функционирование которого полностью основывается на догмах и канонах господствующей религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте.

Список литературы:

  1. Самойлов И.Д. Совершенствование личности и общества в рамках феномена тоталитарной власти // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).Философия. Социология. Культурология. Вып. 28.

Политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе.

ü Характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Типы политических режимов:
- демократический политический режим;
- либеральный политический режим;
- авторитарный политический режим;
- тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм («целый») - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.

· Власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или правящей элитой.

· Господствующая идеология

· Карательная система, политический террор, тотальная обработку общественного мнения.

· Абсолютность, агрессивность.

Признаки тоталитарного политического режима :

1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2. общество практически полностью отчуждено от политической власти , но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

3. монопольный государственный контроль над экономикой , средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4. государственная власть формируется бюрократическим способом , по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;

5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор ;

6. господство одной партии , фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

7. права и свободы носят формальный характер , отсутствуют четкие гарантии их реализации;

8. экономической основой выступает крупная собственность : общинная, монополистическая, государственная;

9. наличие одной официальной идеологии , фактически устраняется плюрализм;

10. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

11. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

12. отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

Разновидности тоталитарных режимов:

I. Коммунизм . Как полит. система начал складываться с 1918 г. в России .

Основные черты: - уничтожение частной собственности; - создание абсолютной власти государства.

II. Фашизм. Начал оформляться в полит. режим в 1922г. в Италии .

Основные черты: - формирование коллективистской идеи на этнической и культурной платформе; - ликвидация преступности как массового явления.

III. Национал-социализм. Сформировался в Германии в 1933г . Он заимствовал у коммунизма формы тоталитарного гос-ва и партийного устройства, лозунги революционных и социалистических идей. Как государственное построение свою агрессию направил на захват других стран, одновременно осуществляя тотальную слежку за своим народом.

Ø Тоталитарные политические системы характерны для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами , но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами.

12. Политическая культура. Особенности политической культуры России.

Политическая культура – это совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.

§ Политическая культура - это составная часть общей культуры человечества, именно поэтому на

основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

§ Политическая культура – это неотъемлемая часть общенациональной культуры, ценностно-нормативная система, которой придерживаетсяобщество.

- Полит. опыт человечества , полученный в ходе исторического развития, оказывает воздействие на формирование политического сознания , которое

определяет политическое поведение .

Структура политической культуры (элементы):

v Политическое сознание – этополитические представления и убеждения, политические ценности , традиции, обычаи и нормы, политические установки .

v Политическое поведение - это культура политического участия , культура политической деятельности .

v Культура политических институтов - это культура принятия и реализации политиче­ских решений , культура восприятия и регулирования конфликтов.

Функции политической культуры:

1) познавательная (полит. знания \ взгляды \политическая образованность)

2) интегративная (согласие в существующей полит. системе \ достижение социально значимых целей)

3) коммуникативная (связь между участниками полит. процесса \ накопление политического опыта)

4) регулятивная (закрепление в общественном сознании полит. ценностей, установок, норм поведения)

5) воспитательная (формирование гражданина, личности как субъекта политики \ политическая социализация)

Типы политической культуры, в зависимости от:

I. Уровня общности :

- общая - устойчивые признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

- субкультура (локально) – это совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам .

II. От отношения к прогрессу :

§ замкнутая - деятельность по образцу, установленному традициями.

§ открытая - ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности.

III. От степени интереса людей в участии в политической жизни :

Ø Патриархальная - отсутствует интерес граждан к политической жизни.

Ø Подданническая - ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан.

Ø Активистская - заинтересованность граждан в политическом участии.

IV. От стилей политического поведения :

v рыночная - политика как разновидность бизнеса .

v этатистская - главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни.

V. От вида политического режима :

ü демократическая

ü антидемократическая;

VI. От связи с религией :

o божественно-традиционная - священная природа власти , неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм.

o светская - прагматизм, эмпиризм.

VII. От базовых ценностей :

- общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами)

- элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Полит культура общества не может быть абсолютно однородной . Разнообразие

Введение ………………………………………………………………………….2

1.Характерестики и особенности тоталитарного режима……………………...5

1.2 Понятие тоталитаризма и его особенности…………………………………5

1.3 Характерные черты тоталитарного режима…………………………………6

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………...……16

Введение

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

1 .Характерестики и особенности тоталитарного режима