Пермяк солёные уши - что значит? «Соленые уши»: почему так называли пермяков Где находится памятник пермяк соленые уши.

Тяжело найти в наше время человека, который ни разу в жизни не слышал выражение "пермяк соленые уши". При этом сравнительно небольшое количество людей знает, что же оно означает, почему появилось и почему соленые уши именно у пермяка. И уж тем более далеко не каждый знает, что в нашей стране существует настоящий памятник "Пермяк соленые уши".

Это весьма необычная скульптура, которая очень быстро стала неотъемлемой частью культуры города. Да и выражение появилось не случайно, поэтому узнать его историю будет полезно каждому человеку, интересующемуся историей этих краев.

Откуда взялось это выражение

Итак, какова история памятника "Пермяк соленые уши"?

Дело в том, что в XVII веке соль была крайне дорогим товаром - многие бедные семьи не могли позволить себе подобных трат (возможно, именно тогда появилось суеверие: просыпать соль - к ссоре). Месторождений в европейской части России не существовало, поэтому залежи на Урале (в районе современного Соликамска) стали настоящим спасением. Купцы Строгановы, получив возможность разрабатывать эти месторождения, значительно увеличили свой и без того немалый капитал.

А вот простым людям, которые работали на добыче, приходилось очень нелегко хотя бы потому, что носить приходилось огромные мешки - по 2 пуда (32 килограмма) женщинам и по 4 пуда (64 килограмма) мужчинам. Так как даже примитивных тележек, не говоря о более прогрессивных приспособлениях, не было, таскали ношу на плечах, подкладывая под мешки тряпки. А вот уши защитить было нечем. В результате жесткая мешковина натирала их, нередко повреждая кожу. Соль, попадая в свежие раны, не только причиняла немалую боль, но и приводила к воспалению. В результате уши краснели и увеличивались в размере, поэтому работников соляного промысла было видно издалека. Их узнавали не только во всех пермских землях, но и далеко за их пределами. Так что можно с уверенностью сказать, что памятник "Пермяк соленые уши" поставлен именно этим труженикам.

Памятник в Перми

Выражение стало настолько популярным, что руководство города решило увековечить его в металле. Так и появился памятник в Перми "Пермяк соленые уши".

Композиция состоит из двух элементов. Первая - главная, хотя и имеет небольшие размеры. Это рамка на постаменте, которая по размеру как раз подходит, чтобы человек смог просунуть в нее лицо. По краям рамки торчат оттопыренные, огромные уши. Высота памятника составляет около полутора метров - просунуть туда лицо, чтобы почувствовать себя настоящим пермяком с просоленными ушами, может как ребенок, так и взрослый человек.

Вторая часть экспозиции находится метрах в 7 и символизирует человека, склонившегося к старинному фотоаппарату, какими пользовались в начале ХХ века. Он словно готов сделать снимок того, кто займет место возле рамки с ушами.

Конечно, памятник очень необычный - несколько лет назад он даже получил от журнала "Русский мир" звание самого странного памятника в России. Но он совершенно неповторим и позволяет людям ближе познакомиться со своей историей.

Как его найти

Наверное, любой коренной житель Перми без труда расскажет, где находится памятник "Пермяк соленые уши" - скульптура полюбилась многим, став знаковой. Она красуется на многих сувенирах города.

Расположен он неподалеку от гостиницы "Прикамье" на Комсомольском проспекте. Более точный адрес - Комсомольский проспект, дом 27. Стоя здесь, не заметить довольно крупную экспозицию будет сложно.

Заключение

На этом можно закончить статью. Вы выяснили значение широко известного выражения, узнали, что существует памятник "Пермяк соленые уши" и определили его местоположение. Так что, если будете в Перми - не забудьте наведаться сюда и сфотографироваться на память.

У многих народов мира есть свои полушутливые-полуоскорбительные прозвища, подаренные представителями других наций. Французов зовут «лягушатниками» из-за пристрастия к блюдам из лягушачьих лапок. Итальянцы с незапамятных времен - «макаронники». Что поделаешь, любят жители Апеннинского полуострова пасту, а главное, умеют ее готовить.

Аналогичные названия нередко встречаются и у жителей отдельных городов. На Руси их обычно давали по роду деятельности подавляющего числа горожан. Однако прозвища подбирали такие заковыристые, что догадаться об их происхождении порой было очень нелегко.

Пермяк «соленые уши»

Пермь издавна была промысловым городом. Еще в XV веке здесь устроили обширные солеварни. Добычей и производством соли занималось почти все трудоспособное население Пермского края. От наименования этого промысла приток реки Камы стал называться «Усолкой», а город в ее верховьях - Усольем-на-Камском.

Пермяки поставляли русичам половину всей соли, которую те использовали в хозяйстве. Естественно, о производителях этой ценной пищевой добавки знала вся Русь. Слава - штука капризная. Она не только выделяет героя в толпе, но и навешивает на него ярлыки. Пермяки тоже получили свое клеймо. Их стали звать «солеными ушами».

Происхождение этого прозвища очень простое. Раньше огромные мешки с солью в подводы грузили крепкие, дородные мужики. Работники солеварни закидывали мешки на плечи и так переносили их в нужное место. Во время этого процесса соль понемногу просыпалась сквозь отверстия холщового мешка и попадала носильщикам на загривок и уши.

Постоянный контакт с солью раздражал кожу, вызывал покраснение. Постепенно у самых опытных и умелых солеваров уши приобретали стойкий пунцовый цвет, который практически не менялся со временем. По этим огненно-алым «соленым» ушам пермяков и узнавали в любом уголке России.

Интересно, что свое неофициальное прозвище жители Перми очень любят. В 2006 году в городе даже была открыта скульптура, которая так и называется «Пермяк соленые уши». Она представляет собой овальную рамочку с огромными ушами. Любой желающий может вставить в эту рамку свое лицо и сделать фото на память. В чувстве юмора пермякам точно не откажешь.

«Кислогнездые» борисоглебцы

Та же история и с жителями Борисоглебска. Обитатели этого городка в Тамбовской губернии издавна зарабатывали выделкой шкур. Работа прибыльная, но очень вредная и грязная. По традиционной технологии шкуры животных обрабатывали ольховой стружкой, оленьим пометом, мочой и другими дурно пахнущими дубильными средствами.

Готовая натуральная кожа получалась мягкой и нежной. За такую нередко брали золотом. Однако скорняки - работники, занятые в кожевенном производстве, - приходили домой ужасно грязные и насквозь пропитанные запахами дубильных составов.

Мытье в борьбе с этим злом почти не помогало. Постепенно жилье скорняка приобретало стойкий кислый душок. Вот за него жители Руси и называли трудяг из Борисоглебска «кислогнездыми» (то есть гнездо - жилье - у них кислятиной воняет). Свое прозвище жители этого города не любят и памятников в честь него ставить не собираются.

Скульптура «Пермяк — солёные уши» в городе Пермь была признана одной из самых странных, оригинальных и одновременно посещаемых достопримечательностей России. Кого же называют «Пермяк — солёны уши» и почему, откуда взялось это выражение — давайте разбираться.

Вконтакте

История

По замыслу ее автора Рустама Исмагилова она должна напоминать пермякам об истории края, о нелегком труде их предков, а также развлекать туристов.

Возведенная в апреле 2006 года на средства БинБанка достопримечательность стала достоянием города, так как с ее помощью каждый желающий может почувствовать себя «настоящим» пермяком.

Находится она в центре Перми по адресу: Комсомольский проспект, дом 27. Состоит из двух элементов, а именно фигуры фотографа со старинным фотоаппаратом и небольшого постамента, на вершине которого расположена овальная рамка с неестественно большими ушами. Интересно то, что вроде бы шуточный объект несет в себе серьезное сообщение из глубины веков…

Почему же так назвали памятник, и почему уши такие большие? Существует три объяснения их размера, а также утверждения, что у всех пермяков они «соленые»:

  1. По первой версии, в прошлом, на территории Пермской области велась активная добыча соли. Люди, работающие на солеварнях, трудились в нечеловеческих условиях. Им приходилось по нескольку дней вручную бурить скважину, для того чтобы добыть солевой раствор. После чего в курной избе на большой квадратной печи они выпаривали воду, сушили и фасовали соль в мешки. Тяжелый труд сказывался на здоровье работников, а соляная пыль, летящая из мешков, которые они носили на спине при погрузке на баржи, вызывала раздражение, шелушение, покраснение кожи ушей. Смыть ее просто не было времени и поэтому соль разъедала кожу;

Важно знать: после нескольких лет работы на солеварнях ушные раковины людей увеличивались в размерах, поэтому пермяки и получили прозвище «Соленые уши».

  1. По второй версии, жители края использовали соль в качестве средства для расчетов вместо денег.

Обратите внимание : пермяки брали небольшие мешочки и насыпали в них соль, завязывали ниточкой и вешали за ухо.

Интересно, но такой способ ее хранения объяснялся банальным отсутствием карманов на одежде и боязнью потерять продукт, пользующийся большим спросом. При необходимости пермяки выменивали соль на другие нужные им товары;

  1. По третьей версии, места добычи соли находились на достаточно большом расстоянии от многих деревень. И, если не было возможности привезти товар по воде, то за ним приходилось идти пешком через леса. Иногда преодолевать десятки и даже сотни километров, поэтому соль брали мешками на год вперед.

Удивительные вещи, которые полезно знать:

  • Понятие «пермяк соленые уши» было распространено на всей территории России, и люди часто использовали его в своей речи. Так оно упоминается в повести «Детство» Максима Горького во время разговора бабушки и внука;
  • Сейчас скульптура с подобным названием у многих туристов вызывает приятные эмоции и желание сфотографироваться. Снимки с большими ушами вызывают улыбку каждый раз, когда кто-то просматривает свой фотоальбом. При этом скульптура заставляет задуматься над размером ушей и одновременно узнать немного об истории Перми. Она не имеет постамента, что делает ее максимально доступной для людей.
  • Со временем выражение стало «крылатым», и теперь широко употребляется в современной речи. В Перми оно дало название не только памятнику, но и посвященный городу канал в Телеграмм, сообщество в ВК И Фейсбуке называется «Соленые уши».

Самые интересные и удивительные памятники города Пермь

Богатством Пермского края являются талантливые люди. Именно они являются авторами многих памятников, расположенных на его территории. Здесь есть скульптуры героям великой отечественной войны, творческим личностям, простым рабочим, а есть и совсем удивительные:

  • посмотреть на Алешеньку, как звали пришельца, попавшего на землю, можно в селе Молебка;
  • не менее красив памятник Никите-Летуну в Кунгуре. Мальчик мечтал о полетах и решился на прыжок с колокольни и полетел. После чего был казнен и стал символом для воздухоплавателей;
  • недалеко от гостиницы «Урал» можно увидеть памятник медведю. Говорят, всякий, кто потрет его нос и загадает желание, обречен на успех;
  • неповторимый вид открывается с набережной где установлена надпись: «Счастье не за горами». В зависимости от времени года она находится то на суше, то в воде, что выглядит завораживающе.

В Пермском крае существует великое множество памятников и скульптур и почти каждый из них имеет свою историю, заставляет задуматься, изменить свою жизнь и поверить в чудо.

Смотрите следующее видео о самых странных памятниках России:

Фотогалерея

Памятник «Пермяк солёные уши» или памятник ушам - это скульптура в Перми, посвящёная работникам соляного промысла.

История памятника «Пермяк - солёные уши»

Вернекамье - историческое место соляного промысла в России.

В 1430 году купцы Калинниковы открыл первые соляные варницы в районе современного Соликамска, а позже они появились в Дедюхино, Пыскоре, Ленве, Веретье и Орле и других городах и посёлках. Соль по рекам доставлялась на крупнейшие ярмарки России и пользовалась огромным спросом.

Соль добывали методом выпаривания из воды, которую добывали из подземных скважин.

После выпаривания соль просушивали, складировали и укладывали в мешки по 4-5 пудов (64-80 килограммов). Мешки с солью носили наемные соленосы.

От переноски соли, которая очень часто была ещё влажной, у соленосов деформировался череп, отказывали мышцы, а также проедало крепким солевым раствором кожу за ушами. Очень часто, уши увеличивались и краснели. Отсюда и возникла поговорка «Пермяк - солёные уши».

Скульптура «Пермяк солёные уши»

Памятник открыт 1 апреля 2006 года и построен на средства ОАО «БИНБАНК». Автор — Рустам Исмагилов.

Композиция состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, которую можно использовать для фотографирования своего лица.



Скульптура "Пермяк - соленые уши" (Комсомольский проспект, около ЦУМа). Эта скульптура создана по легенде про жителей Пермского края. Когда в Соликамске открыли добычу солей, рабочим приходилось таскать на спине тяжелые мешки с солью. Соль просыпалась им на уши, отчего те становились красными и большими. Поэтому пермяков стали называть - пермяк - соленые уши.

Справка о современных скульптурах города.

Совсем скоро «соленоушастым» пермяком почувствовать себя сможет каждый. Для этого надо будет появиться в сквере у гостиницы «Прикамье», в том месте, где (предположительно в августе, а не ко Дню города, как предполагалось ранее), будет установлена скульптурная композиция Рустама Исмагилова «Фотограф». Она представляет собой декорации старинного фотоателье, где, чтобы стать героем нарисованной сценки, нужно в пустующее отверстие подставить свое лицо. Таков же будет и своеобразный ритуал «посвящения в пермяки». Для этого, по проекту Исмагилова-младшего, любой желающий должен просунуть свою голову в обрамление (при этом у него тут же «вырастут» большущие мраморные уши) и сфотографироваться. Вторая часть этой композиции - фигура фотографа с фотоаппаратом на треножнике, которая служит подсказкой и руководством к действию. И все это в очень «человеческую» величину - не выше полутора метров. Это не памятник, а именно городская скульптура. Дополнят жанровую сценку скамейки в виде каменных мешков (с гипотетической солью, разумеется).

Ничего подобного в Перми до сих пор не было. Ход максимально простой, но при этом очень современный. Он игровой и интерактивный, предполагающий принципиально иное существование в городском пространстве. Это своеобразный аттракцион, перформанс. Авторы хотели бы, чтобы эта скульптура стала по-настоящему народной. Удачен выбор еще и тем, что «фотоателье» расположится прямо около гостиницы, так что все приезжающие в Пермь безболезненно смогут «отращивать уши» и увозить фото на память. Проект Рустама Исмагилова стал победителем на конкурсе, который был объявлен Пермским филиалом БИН-банка около месяца назад. Композиция «Фотограф» первое место разделила с очень сильным соперником - «Упругой конструкцией, несущей соленые уши» Алексея Залазаева. По словам председателя жюри Юрия Лапшина, будь его воля, он поставил бы сразу обе скульптуры. Но проект Залазаева, как обычно, оказался чересчур дорогим и вышел за пределы сметы, которая составляет 2 млн руб. Алексей Залазаев, взяв за основу традиции пермского звериного стиля и трансформировав их до неузнаваемости, сделал в своей фирменной стилистике нечто, напоминающее одновременно гоголевский нос и конструкции Сальвадора Дали (только, конечно, вместо носа у Залазаева - ухо). Композиция состоит из 99 ушей, а их совокупность образует сотое. Эта аллегорическая скульптура, по замыслу Залазаева, - метафора века. Проект настолько понравился членам жюри, что его предложено реализовать в одном из городов-побратимов Перми. Идея отличная, хотя в сознании западного человека она вряд ли будет связана с пермской историей. Сам автор «стоухой» скульптуры на церемонии награждения не появился. Говорят, он очень занят: лично участвует во всех подготовительных работах по установке памятника доктору Гралю, который вот-вот должен быть перевезен со двора картинной галереи, где простоял всю зиму, на улицу Ленина. Второе место конкурса осталось пустующим, а третье досталось Наталье Кацпаржак, давно занимающейся разработкой пермской сувенирной продукции. Ее «Пермяк - солены уши» сделан в веселом цветастом «матрешечном» стиле. Кстати, неплохая идея: продавать ее глиняных ушастых человечков-соленосов тут же, около гостиницы, торговля в этом месте пойдет куда как оживленно. «За скобками» остались еще семь проектов, участвовавших в конкурсе. Они сделаны в сугубо традиционной манере. Есть среди них, например, проект с мужиком в костюме времен расцвета солеварения в Прикамье, посыпающего солью краюху хлеба; мужик с оттопыренными ушами и большущим мешком за плечами или вросшая в землю голова былинного богатыря. Все эти работы жюри отметило дипломами.

Справка о культуре в городе Перми.

Пермь - один из культурных и научных центров страны. Университет (основан в 1916, первое на Урале высшее учебное заведение), технический университет, институты: медицинский, сельскохозяйственный, фармацевтический, педагогический, искусств и культуры. Научно-исследовательские институты Пермского научного центра Уральского отделения Российской АН и др. научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения. Пермь издавна славится музыкальными и театральными традициями. В 1806 здесь состоялся первый музыкальный спектакль, в 1878 сооружено каменное здание оперного театра, в 1895 была организована театральная дирекция, сменившая частную антрепризу. Ныне в городе открыты театры: оперы и балета им. П. И. Чайковского (основан в 1870), драматический (1927), кукол (1940), юного зрителя (1945). Мировой известностью пользуется пермская балетная школа (Хореографическое училище основано в 1945). Филармония. Цирк. Художественная галерея (начало положено в 1907, когда художник В.В. Верещагин подарил Пермскому научно-промышленному музею несколько своих картин, составивших её первый фонд; открыта в 1922; в экспозиции - богатое собрание пермской культовой деревянной скульптуры 17 - начала 20 вв.). Краеведческий музей. Историческая часть города расположена на возвышенном левом берегу Камы, ниже устья Чусовой, у впадения речки Егошиха. Регулярная планировка города заложена в 1720-е гг. Татищевым (производственный комплекс завода, прямоугольные кварталы вдоль верхней террасы берега). Наиболее старая часть г. Пермь сложилась в 1750-70-е гг. с двумя центрами - торговым (на месте станции Пермь I, основана в 1878) с отходившей от него дорогой на Оханск и административным, занимавшим плато над пристанями на северо-западе, с городским Петропавловским собором (1757-64; 5-главый, с 4-гранным куполом и фронтонами), бывшими Присутственными местами (конец 18 в.), гауптвахтой и жилым губернаторским корпусом. По генеральному плану 1782 геометрическая планировка была распространена на приречные кварталы. В 1796-1804 (при губернаторстве петербургского инженера К.Ф. Модераха) начинается интенсивное строительство вниз по Каме, к западу: каменный Гостиный двор, городская управа, казённая палата (реконструирована, ныне горисполком). Главное народное училище (мужская гимназия, перестроена в 1847-51, ныне - один из корпусов Медицинского института); ведётся разбивка бульваров, площадей, укрепляется набережная. Среди культовых сооружений старого г. Пермь - кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря на горе Слудке (1798-1832; колокольня - 1818-32, по проектам архитектора Л. Руска, П. Т. Васильева, И. И. Свиязева), церковь-ротонда на "новом" кладбище (1832-37, архитектор Свиязев), мечеть (1902-03, архитектор А. И. Ожегов), Казанская церковь в псевдорусском стиле, с майоликовым панно на фасадах (1905-07, архитектор Ю. Скавронский), 5-главая 2-ярусная церковь Вознесения в неорусском стиле (Феодосиевская; 1903-10, архитектор Ожегов). В числе памятников гражданской архитектуры эпохи классицизма г. Пермь - Архиерейский дом в комплексе Спасо-Преображенского монастыря (1793-98, реконструирован в 1853, 1901), Городская дума (конец 18., надстроена в 19 в., первоначально - одноэтажный дом Жмаева); постройки архитектора Свиязева: дом Яковлевых - Мешкова (1820-е гг., восстановлен в 1885-86), училище детей канцелярских служителей (1825-29), семинария (1829-31), деревянный особняк Крылова (ныне лечебный диспансер), деревянная ротонда в бывшем Загородном саду (1824), Благородное собрание (1830) и др. Среди многочисленных построек конца 19 - начала 20 вв. в духе эклектики и стиля модерн: бывшие дома Любимовой и Мешкова, старое здание оперного театра, дом Музыкального училища, старое здание вокзала Пермь II, Кирилло-Мефодиевское училище (1911, архитектор Кендржинский, ныне Дом юных техников) в неорусском стиле и др. В конце 1920-х-начале 1950-х гг. велись фрагментарное строительство на свободных участках в старой части города и типовая поквартальная застройка в новых районах (в т.ч. в Закамье). По генеральному плану 1949-52 - комплексное индустриальное строительство во всех районах, в т.ч. в исторической части города (Дом Советов, Драматический театр, Общественно-политический центр, концертный зал Филармонии, Дом культуры строителей, Политехнический институт, гостиница "Восточная", кинотеатр "Кристалл" и др.), и освоение новых жилых районов (Гор. Горки, Балатово, микрорайон Январский,пос. Гайва).