Понятие законодательства, понятие и виды социальных норм. Понятие, функции и виды социальных норм

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяю­щий социальный порядок процесс. Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений индивидов и их групп. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношении его членов. Социальные нормы, несомненно, выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые “стихийные” регуляторы как не­посредственное проявление естественных законов при­роды и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явле­ний экономического порядка, феноменов массового по­ведения и т. п. Это, например, увеличение продолжи­тельности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступаю­щие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стаби­лизация, упорядочение общественных отношений обес­печиваются действием социальных норм и актов инди­видуального регулирования, а действие стихийных регу­ляторов выступает фактором дестабилизирующего вли­яния. Однако если в качестве основания оценки при­нять критерий устойчивого функционирования общест­ва, то все регулятивные факторы могут иметь и пози­тивное, и негативное влияние. Вместе с тем функцио­нальная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Диапазон подходов к проблеме социального регулирования в гуманитарной литературе достаточно широк. Можно выделить наиболее древние религиозно-эзотерические представления, более знакомые в советской юридической мысли классовые концепции, ранее не использованные в большинстве отечественных источников кибернетические и синергетические подходы и т.д.

Например, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой или волей предков и т.д.), до признания того, что человек, хотя, и создан божественным началом, тем не менее, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги, несет ответственность за свои действия и поступки (А. Августин).

Суть классового подхода заключается в том, что в основе социального регулирования лежат классовые интересы. Главенствующей является воля господствующего класса. В рамках данного подхода формируются соответствующие представления: оправдано все то, что полезно, выгодно для строительства коммунистического общества. Такой утилитарный подход активно пропагандировали в 20-е гг. “отцы-основатели” первого в мире социалистического государства (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин и др.). Подобная позиция, конечно же, расходилась с пониманием ценности права, морали, обычаев и традиций как социальных регуляторов, закреплявших тысячелетний общечеловеческий опыт.

В рамках кибернетического подхода социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения и социальные процессы системы, которая придает объекту регулирования заданные характеристики или параметры. Кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права. Например, конкретное правовое правило, устанавливающее юридическую ответственность за нарушение трудовой дисциплины на производстве, имеет целью придать стабильность, определенный характер, определенное состояние системе трудовых отношений. Если выяснится, что соответствующий приказ руководителя предприятия или установленные правила внутреннего трудового распорядка не достигают цели и нарушения трудовой дисциплины продолжаются, то появляется необходимость, либо усилить юридическую ответственность, либо выяснить – можно ли вообще в данной ситуации укрепить трудовую дисциплину правовыми мерами или следует рассмотреть иные причины (например, низкую заработную плату, плохую работу транспорта и т.д.).

В последние годы весьма активно развивается синергетическое видение проблемы социального регулирования. Прежде всего, в его рамках речь идет о самоорганизующейся системе, в рамках которой все ее элементы находятся в определенном этой системой состоянии. К синергетическим методам регулирования, чаще всего, относят так называемые малые воздействия , переводящее систему в необходимое состояние. А.Б. Венгеров приводит такой пример: “В учебном процессе лектору-профессору достаточно сообщить студентам, что именно он – лектор – будет принимать экзамены у всего курса, чтобы резко увеличить посещаемость своих лекций” .

Изучение социального регулирования приводит к необходимости понимания того, почему один вид общественных отношений регулирует право, а другой – мораль, почему при воздействии права один вид общественных отношений регулирует закон, а другой – указ, постановление, инструкция. С другой стороны, не менее актуальна и такая проблема, как нормативный плюрализм . Известный современный правовед И.Ю. Козлихин справедливо заметил, что “нормативные системы существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.” .

Вообще, для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние неко­торого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возни­кающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социаль­ного нормирования (например, установление срока при­знания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качествен­ное состояние. Таким образом, в зависимости от соот­ношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуля­торов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сфор­мулированного знания о нормальном, естественном со­стоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техни­ческими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естествен­ных нормах или складывающиеся в связи с их дейст­вием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых опреде­ляется не столько естественной нормативностью, сколь­ко целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

Историческое развитие и смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических и т.д.). Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право . При всей своей относительной самостоятельности право, как и иные виды социальных норм, осуществляет свои регулятивные и охранительные функции в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регу­лируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Социальность . Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей, б) общественные отношения, в) поведение людей.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Их возникновение конечно сопряжено с волевой и сознательной деятельностью людей. Тем не менее, одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. Таким образом, следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не поименно, а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость, и др.). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступелния в процесс регулирования. Социальные нормы всегда по содержанию определены, но в качестве общей модели поведения.

4. Социальные нормы есть мера свободы индивида , устанавливающие пределы его поведенческой активности. Способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Культурная обусловленность . Эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей . Культура выражается, прежде всего, в со­держании социальных норм. С этой точки зрения не­трудно заметить различия социальных норм в общест­вах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской.

6. Обязательность. Социальные нормы как нормативные выражения социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Общество должно стремиться к формированию такой системы социального регулирования, налаживанию взаимодействия между разными видами социальных норм.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимо­действия, возникающие в процессе исторического раз­вития и функционирования общества, соответствую­щие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юриди­ческой литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отноше­ний. Но в более общем плане их роль не ограничивает­ся данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм:

- регулятивная . Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное вза­имодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечи­вают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма;

- оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное);

- трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и “транслируются” в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регу­лируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредст­венно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классифика­ция социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы дей­ствия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономичес­кие, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регу­лирования.

По механизму (регулятивным особенностям) приня­то выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:

Процесс формирования норм;

Формы фиксации (существования);

Характер регулятивного воздействия;

Способы и методы обеспечения.

При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут не­достаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия.

Социальная норма как регулятор поведения.

Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях.

Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов.

Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации.

Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп.

К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики.

“Вторичные”, “производные” социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности.

Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия.

Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп.

Сферы общественных отношений

Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками.

Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества.

Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни.

Понятие культурной нормы может быть соотнесено с регуляцией образа жизни, уклада, этикета, с использованием нормативных образований. Культурные нормы более чем все прочие виды норм, вырабатываются в соответствии с типом и характером структуры общения и для воспроизведения и поддержания этой структуры. Включение человека в культуру данной общности или группы осуществляется прежде всего за счет усвоения и реализации им норм общения.

Правовые нормы регулируют наиболее значимые для общества сферы социальных и личностных отношений. Они вырабатываются, формируются, утверждаются специальными государственными органами, устанавливаются законодательным путем, поддерживаются государством. Правовые нормы всегда вербализованы, отражены в словесных конструкциях, выверены закономерностями логики.

Нравственные нормы - складываются исторически, оформляются и регулируют отношения людей к “абсолюту”, соотносят поведение с абсолютными принципами, эталонами, идеалами.

Основные критерии нравственности тех или иных норм являются проявлением в них личности человека к другому человеку, и к самому себе.

Проблема классификации социальных норм зарубежных психологов

Буржуазная социология, начиная с классической работы У. Сомнера; современные исследователи - Моррис - работа о типологии норм и выборе оснований для их классификации. Многие (Вебер, Доркгейм) пытались выделить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств.

Моррис - вводит 2 типа норм - абсолютные и условные (конвенциональные) и предлагает 17 характеристик, позволяющих распределить любые нормы по этим типам. В работе Джиббса различаются категории нормы закона и правила. Большое значение в его классификации отводится санкциям, коллективной оценке, коллективным ожиданиям. Он вводит 20 классов социальных норм - конвенции, морали, правил и законов.

Их подход характеризуется выбором социально важных оснований для выделения типов и видов норм. В качестве оснований используется уровень социальной организации общества, типы и виды отношений, подлежащих регуляции, степень и форма обязательности нормы, способ образования и действия и т.д.

Могут быть выделены нормы по сферам ценностей - идеологические, политические, экономические, эстетические, моральные, нравственные, организационные и другие. Нормы различаются по группам носителей, по принадлежности тех или иных норм нормативно-ценностной культуры социальной группы. Нормы по целям для реализации которой они создаются и используются (нормы обслуживающие цели, перспективные и близкие, конечные и непосредственные). По способу образования возникающие спонтанно, стихийно, в процессе взаимодействия социальных групп.

По степени формализации могут быть явные, четко сформулированные или латентные, неявные, подразумеваемые.

По форме фиксации нормы по разному отражены в формальных средствах их фиксации - сводах, кодексах, уставах, правилах и т.д.

По характеру фиксации: жестко фиксированные и динамичные, гибкие, адаптируемые к условиям деятельности.

Нормативность социальной нормы, проявляющаяся в их предпросительном характере связана с типом, формой и содержанием тех социальных отношений, которой регулируются социальные нормы с их объективной основой, а также ценностным содержанием.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Социальная норма: сущность понятия

Поведение человека или более широких социальных групп уже в течение достаточно долгого времени регулируется при помощи принятых в обществе социальных норм. Они необходимы, в первую очередь, для того, чтобы интересы и потребности одного индивида соответствовали потребностям и интересам более широких кругов и не нарушали их свободу, а также не посягали на безопасность.

Социальная норма – это один из аспектов, который исследуется социологической наукой. Термин «норма» имеет латинское происхождение (норма – руководящее начало, рациональное правило, образец поведения).

Определение 1

В социологии норма – это социально определяемые и санкционируемые способы действовать, быть или думать. Таким образом, норма – это некоторый образец, который выступает в качестве ключевого при выборе человеком его способа мышления или модели поведения.

Исследованиями социальных норм в социологии занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Г. Зиммель, А. Штутцер, Р. Лалив. Все они рассматривали социальную норму как очень сложное образование, которое обладает многоуровневостью и разнообразием, поскольку наше общество неоднородно, и зачастую каждому сообществу необходимо закрепление индивидуальных социальных норм.

Социальные нормы обладают своими свойствами, о которых неоднократно упоминает в своих трудах Й. Эльстер. Он группирует их следующим образом:

  • Нормы могут поддерживаться не только санкциями, но также и эмоциями, которые возникают у сообщества в случае их нарушения. Причем, эмоции стоит учитывать не только у наблюдателей, но и самого действующего лица (нарушителя).
  • Норма является императивным образованием, которая в свою очередь выступает еще и предписанием к определенным действиям, которые человек совершает ежедневно в своей социальной, экономической, политической и духовной жизни;
  • Норма является социальной ровно в той мере, в которой она разделяется с другими членами общества, а также поддерживается официально предпринятыми санкциями, которые не противоречат законам гуманизма, а также не притесняют права и свободы других граждан, относящихся к другим сообществам (например, по конфессиональному или национальному признаку);

Функции социальных норм

Социальные нормы выступают в качестве эталона действий и поведения человека в обществе. безусловно, обладая разнообразием направлений, а также достаточно разнообразной видовой структурой, социальные нормы обладают и своим уникальным функционалом. Различные исследователи сходятся во мнении о том, что социальные нормы выполняют следующие ключевые функции:

  • Регулятивная функция – направлена на создание ряда ограничений в возможных действиях человека, а также в его поведении в рамках общественной системы;
  • Оценочная функция – формирует возможность адекватно классифицировать и оценивать поступки окружающих с позиции «законны-незаконные» или «хорошие-плохие»;
  • Функция социализации – способствует успешному функционированию личности в обществе. социализация может быть двух уровней – первичная и вторичная, и на каждом уровне выдвигаются свои особенные социальные нормы поведения.

Эти три ключевые функции, которые выполняют социальные нормы любой разновидности. Существует четвертая функция социальной нормы – трансляционная. Она направлена не только на выявление социальной нормы, но и на ее дальнейшую передачу остальным членам общества. Также трансляционная функция заключается в передаче социальных норм (обычаев, норм морали, сакральных норм) по наследству, от старшего поколения младшему.

Таким образом происходит сохранение социальных норм, их ценности и значимости для конкретного общества. Безусловно, по прошествии определенного времени эти нормы будут меняться под влиянием разных внешних факторов, но их смысл и значимость останется прежней, что особо важно для функции трансляции.

Виды социальных норм

Замечание 1

Социальные нормы – это неоднородное образование, в связи с чем многие исследователи данной области обнаружили их несколько основных видов, которые отличаются по тем или иным аспектам.

Но в социологической науке существует традиционное видовое подразделение. Таким образом, социальные нормы принято актуализировать по способам их формирования, а также дальнейшего обеспечения в социуме. Отсюда выделяются следующие социальные нормы: обычаи, нормы морали, нормы отдельных общественных организаций, а также непосредственно нормы права. Ниже мы охарактеризуем каждый вид отдельно и укажем на их ключевые особенности формирования и реализации.

Обычаи, которые формируются в широких общественных слоях благодаря их естественному происхождению, а также в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. В каждом сообществе, даже на современном этапе, существуют уже устоявшиеся обычаи, которые считаются нормой (например, празднование какого-либо значимого события).

Нормы морали, формирующиеся благодаря естественным историческим факторам на основе представлений человека о нравственности. Реализация таких норм напрямую зависит от общественного воздействия. На сегодняшний день все еще существуют некоторые сообщества (в основном те, где правят традиционные нормы и ценности), и нормы морали сильно отличаются от тех, к которым привыкли мы.

Нормы отдельных общественных организаций, которые создаются этими же организациями. Ключевая цель таких норм заключается в упорядочении отношений между членами в пределах этой организации. Такие нормы реализуются благодаря уставу, а также своду правил поведения в организации, с коллективом и в условиях работы с внеорганизационными объектами (другими компаниями, клиентами и заказчиками из иных служб).

Нормы права, которые устанавливаются и санкционируются непосредственно высшими органами власти и государством. Их реализация исполняется благодаря выдвигаемым требованиям, а в случае неповиновения применяются средства государственного принуждения.

Законодательство -- система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.

Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. законодательство социальный нормативный акт

Типы социальных норм

Групповые привычки -- нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

Общие правила -- нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

контролирование девиантного поведения;

формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы -- это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

Социальные нормы -- это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

  • - все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
    • а) способ создания;
    • б) средства охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле. справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. Нормы общественных организаций (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах партий, профсоюзов, общественных объединений, массовых движений. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в уставных документах этих организаций. Нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Религиозные нормы в течение тысячелетий регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались тж. в качестве правовых норм (в частности, при регулировании семейно-брачных отношений, землепользования, наследования и т.д.). Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Реализация их осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение нормы в силу эмоционального восприятия и определенного автоматизма. Нормы традиций - это правила поведения (особый гид обычаев), выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, его мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Поэтому искоренить традицию можно путем идейного воздействия на людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов). Особенность реализации ритуальных норм - их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные, нормы культуры, религии и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. То есть социальные нормы упорядочивают и регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная. Социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая). В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классификация социальных норм. Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Социальные нормы можно классифицировать по различным основаниям (критериям).

- политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом). Довольно интересен свод политических норм, предлагаемый итальянским мыслителем и государственным деятелем XVI в. Н. Макиавелли – «государь должен быть скупым», «в борьбе за власть следует казаться благодетельнее своего противника», «государь должен держать слово только в том случае, если ему это выгодно» и т. д.;

- экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ);

- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);

- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);

- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.).

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности:

- социально-автономные нормы – это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы);

- социально-гетерономные нормы – это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).

По способу образования различаются нормы, складывающиеся спонтанно, стихийно (обычаи, традиции) и устанавливаемые сознательно (директивно), к ним можно отнести нормы права, корпоративные нормы и др.

По признаку закрепления в каких-либо формах социальные нормы подразделяют на формально определенные (нормы права, религиозные нормы) и формально неопределенные (нормы морали).

По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные:

- прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений;

- регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие.

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ обеспечения социальных норм . На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные (неправовые) социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения – с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными негосударственными мерами воздействия.

В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на четыре основных вида:

1. Обычаи (традиции, обряды, ритуалы)– исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

2. Нормы морали (нравственности) – общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Однако главное в морали – это представления о добре и зле .

С точки зрения способа формирования нормы морали складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

3. Корпоративные нормы (нормы организаций)– правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т. д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

4. Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах – Ветхом и Новом завете, Коране, Сунне и др. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, порядок церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна являются основой религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульман. К нарушителям религиозных норм применяются меры воздействия, предусмотренные данной религией – от казни, что нередко происходило в прошлом, до порицания.

В рамках любой религии можно условно выделить две части: онтологическую (описание, объяснение, оценка и предсказание судьбы универсума. Например, «Вначале Бог сотворил небо и землю») и этическую. В последней части и сформулированы религиозные нормы – правила поведения, позволяющие при их соблюдении вести последователям соответствующей религии «истинную» (праведную, правильную и т. д.) жизнь.

См. Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 179.

См.: Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М., 2005. С. 209; Пособие по теории государства и права. СПб., 2001 / под научн. ред. проф. А. Г. Хабибулина. С. 131.

Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 219.

Теория государства и права: учебник / под ред. к.ю.н., доцента П. В. Анисимова. М. : ЦОКР МВД России, 2005. С. 110.