Появление базарова. Образование и воспитание Базарова в романе "Отцы и дети"


Базаров Евгений Васильевич – герой романа «Отцы и дети»(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы уклада современной ему общественной жизни, отвергает любые авторитеты, высмеивает принципы, основанные на вере, не понимает восхищения искусством и красотой природы, а возвышенное чувство любви объясняет элементарно, ссылаясь на физиологию человека.

Базаров – разночинец, студент-медик, который прошел школу труда и лишений, добиваясь независимости и самостоятельности. Он убежденный противник крепостнического строя и дворянского уклада жизни. Базаров знает, что такое труд, и считает его единственным необходимым условием для достижения независимости и возможности иметь собственную точку зрения. Базаров – невероятно сильный, но, вместе с тем, дерзкий и циничный человек. Он идет напролом, не признавая чужих мнений, и абсолютно уверен в собственной правоте. Внешность Базарова не слишком привлекательна, одевается он просто, так, чтобы ему удобно было, а не по требованиям моды. Говорит он всегда то, что думает, прямо и открыто, без намеков, и не употребляет иностранных слов. Его можно назвать весьма сдержанным человеком, далеким от романтики и безрассудных поступков.

В начале романа Базаров гостит в доме у своего друга Кирсанова Аркадия. Здесь он неоднократно вступает в словесные поединки с дядей Аркадия – дворянином и либералом, Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Евгений отправляется в губернский город, там происходит его знакомство с помещицей Одинцовой Анной Сергеевной. По ее приглашению он некоторое время живет в ее усадьбе. Неожиданно для себя Евгений понимает, что влюблен в Одинцову, это страстное чувство захлестнуло его, будто стихия. Базаров пытается бороться со своей страстью, но безуспешно, его цинизм и спокойная уверенность в себе разрушены окончательно. Герой решается на смелое признание и открывает свое сердце любимой женщине, но получает отказ. Анна Сергеевна слишком ценит свой размеренный и спокойный уклад жизни, чтобы впускать в него «нигилиста» Базарова. Евгений покидает дом Одинцовой и вместе с Аркадием приезжает к своим родителям, правда, ненадолго. Базаров тоскует, и они снова отправляются к Анне Сергеевне, она встречает их холодно, и друзья вновь приезжают в имение Кирсановых. Базаров не задерживается здесь надолго и возвращается к родителям. Он помогает отцу

лечить крестьян и однажды, заразившись «трупным ядом», смертельно заболевает.

Встретившись лицом к лицу со смертью, Базаров смутно начинает понимать всю значимость таких проявлений жизни, как любовь, красота, поэзия. Обнаруживается, что он обычный человек, со своими слабостями, горестями и радостями. Он такой же, как и другие. Он мог быть счастлив с любимой женщиной, заботиться о родителях, не скрывая свою любовь за пренебрежительным отношением, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, если бы не злосчастная теория «нигилизма», искусственно созданная и обреченная на смерть. В последние минуты своей жизни Базаров прощается с Одинцовой, которая приехала к нему, несмотря на опасность заразиться. Он просит ее утешить родителей, слова героя наполнены нежностью и грустью. Становится понятно, что Евгений – это романтичная, мятежная и трогательная натура, которая на протяжении всего романа скрывалась за маской отрицания. Базаров умирает. Его образ остается одним из самых сложных и противоречивых в истории русской литературы.

Обновлено: 2012-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

События, описанные в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" происходят в канун крестьянской реформы, вызвавшей острый резонанс в общественном мнении. Прогрессивная общественность разделилась на либералов, приветствующих реформу, и революционер-демократов, считающих, что коренное изменение все равно не даст крестьянам желаемого освобождения. Это размежевание отразилось и в тургеневском романе.

Роман "Отцы и дети" вызвал бурные споры и противороечивые оценки.

Поколение "отцов", либералов, представлено в нем братьями Кирсановыми, а поколение "детей" - разночинцем-демократом Евгением Базаровым.

В центре романа - фигура Базарова. Роман начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Его появление по-настоящему всколыхнуло привычный уклад жизни Кирсановых.

Базаров - сын лекаря, он прошел суровую жизненную школу, учится в университете на медные гроши, увлекается естественными науками, знает ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, гордится своим происхождением. "Мой дед землю пахал!" - с надменной гордостью говорит герой. Неприятие и интерес он вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Автор делает акцент на руках героя. Он неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.

Кирсановы - лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства. Наиболее острое столкновение происходит между Евгением и Павлом Петровичем.

Базаров - нигилист, и он яро отстаивает свою по­зицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,- говорит он. Рафаэль, признанный гений во всем мире, по Базаро­ву, гроша ломаного не стоит. Природа не предмет вос­хищения для тургеневского героя, она для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Лю­бовь Базаров называет белибердой, непростительной дурью.

Автор проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через испытание любовью. Встретив­шись с Одинцовой, Базаров уверен, что любви нет и быть не может. На женщин он смотрит весьма скепти­чески. Анна Сергеевна для него - только представи­тель одного из разрядов млекопитающих. Он отмеча­ет ее богатое тело, вполне достойное анатомического театра, и не задумывается о ней как о человеке, как о личности. Однако постепенно в душе героя неожидан­но для него самого просыпаются те чувства, которые вводят его в состояние полной растерянности. Чем дольше находится он в гостях у Одинцовой, чем бли­же сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается тем жарче разгораются его чувства. Человек, уверен­ный в своих убеждениях, ломается при первой же встрече с подлинной жизнью. Неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»,- говорит он Одинцовой.

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пы­тался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь не удается подчинить сухой идее. Отрицая принцип чести, Базаров принимает вы­зов на дуэль от Павла Петровича. Презирая аристократов, он по их правилам выясняет отношения и на дуэли ведет себя благородно. Об этом ему говорит сам Павел Петрович.

Базаров не может скрыть привязанности и нежно­го отношения к своим родителям, заботой и любовью которых, на первый взгляд, тяготится. Чувствуя при­ближение смерти, он просит Одинцову не забывать его стариков, потому что «таких людей, как они, в... большом свете днем с огнем не сыскать...». Критик Д. И. Писарев считает смерть Базарова геройской. «Уме­реть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг...»,- пишет он.

Открытие в себе способности к любви становится для героя очень болезненным и тяжелым. Однако эта способность обогащает его, делает более понятным и близким читателю.

Автор сочувствует своему герою, уважает и жалеет его, хотя сам он исповедовал идею либерализма. В своих воспоминаниях Тургенев писал: «Точно и силь­но воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта ис­тина не совпадает с его собственными симпатиями».

В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Поведение Базарова

Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Дуэль Базарова

После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Базаровский тип

Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

Во второй половине XIX века в России начал потихоньку заявлять о себе новый тип героя. Если раньше им был дворянин, то теперь отечественные литераторы все чаще обращают внимание на разночинцев демократов, людей неаристократичного происхождения, которые своим трудом и упорством пробили себе дорогу. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» абсолютно соответствует такому герою, поэтому можно с уверенностью сказать, что Тургенев умел улавливать настроение народа и вслушиваться в российскую жизнь. Если бы это было не так, то писатель не смог бы так точно изобразить конфликт между разными поколениями.

Демократизм Базарова

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является воплощением демократических идей и принципов. Герой с гордостью заявляет о том, что его дед был из крепостных, но в то же время не вспоминает, что другой дед - по материнской линии - был дворянином. Уже в этом проявляется любовь Евгения к простому народу, отвержение сословного деления общества. Базаров с уважением относится лишь к людям, приносящим своим трудом и умом пользу стране.

Главного героя тоже указывает на его простоту. В дворянской среде он появляется в балахоне, что является пренебрежением условностями. Также автор обращает внимание на красную руку Евгения, она сильно отличается от холеных ручек аристократов. Базарову не чужд физический труд, он не любит тратить время на развлечения, даже в Марьине продолжает целыми днями заниматься опытами.

Ненависть аристократии и любовь народа к герою романа «Отцы и дети»

Базаров - образ, к которому тянется простой народ, и в то же время презирают дворяне. Так называемые аристократы всей душой возненавидели Евгения, обзывая его циником, гордецом, плебеем, нахалом. Столкновение Павла Петровича и Базарова - это не просто борьба двух поколений, но и противостояние людей с разными убеждениями и моральными ценностями. Аристократ только и ждал предлога, чтобы сцепиться со своим врагом.

В то же время у народа в романе «Отцы и дети» вызывает лишь положительные эмоции. Ребята целыми днями бегали за доктором, словно собачонки, Петр и Дуняша симпатизировали герою. Даже застенчивая Фенечка так привыкла к простоте и доброте Евгения, что осмелилась вызвать его посреди ночи, когда заболел сын.

Одиночество Базарова

О борьбе демократии и аристократии повествует роман «Отцы и дети». Базаров представлен в произведении как некий донкихот, он впадает в крайности. Евгения ненавидят аристократы и любят простые люди, но вот единомышленников у него нет, даже сам автор не понимает своего героя, он считает, что в реальной жизни такому человеку делать нечего. В Марьине Базаров отличается от местных помещиков, и для слуг он там как свой, но вот в своей деревне для всех крепостных он барин.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» является трагическим. Герой не находит себе единомышленников, лишь мнимых последователей, для которых его идеи - дань моде. Кроме того, он несчастен в любви. Гибель Евгения была неизбежна, ведь таким, как он, практически невозможно выжить на земле.

Евгений Базаров - это центральный персонаж романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал - высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике - как быть дальше? Или, например, история с дуэлью - он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?