Приснился немецкий язык во сне. Можно ли выучить язык, слушая аудиокурс во сне

Анна, для меня этот вопрос совершенно «недетский», а наоборот, один из самых интересных в моей профессиональной области. Попробую отделить некоторую мистическо-эзотерическую шелуху от того опыта, который доступен мне лично или моим клиентам и вполне объясним с научной точки зрения. Разумеется, хочется пригласить в пост тех, кто занимается сном профессионально: нейрофизиологов, психиатров например. Очень интересно, что они скажут.

Мне лично неизвестны случаи, когда человек выучивал язык исключительно за счет того, что, например, слушал речь в момент ночного сна. Более того: я хотел бы предостеречь Вас от сколь-либо продолжительных экспериментов над собой в этом направлении. Дело в том, что у ночного сна есть основная функция, и она заключается отнюдь не в том, обеспечить Вам период, когда Вы в наушниках храпите под BBC или телесериалы:-) Экспериментируя над собой таким образом, Вы рискуете себя лишить того эффекта, который дает человеку здоровый сон. Как минимум, будете хуже высыпаться и не чувствовать себя отдохнувшей с утра.

Но здесь интересно то, что сон, насколько мне известно - не какое-то одно состояние, а сочетание разных явлений. Во-первых, существуют различные фазы сна. Хорошо известна стадия сна, которая называется REM (rapid eye movement). Во время этой стадии, которая повторяется каждые полтора - два часа, наш мозг демонстрирует повышенные уровни активности и Вы видите сны, которые потом можете запоминать или забывать. В числе прочего, в эти периоды происходит обработка и систематизация информации, которую мозг получил ранее в состоянии бодрствования. И в каком-то смысле, если Вы изучаете иностранные языки в дневное время, Вы _уже_ неизбежно изучаете их ночью. И ничего дополнительного делать для этого не надо.

Все мои клиенты, позволившие себе погрузиться в язык достаточно интенсивно и изучающие его некоторое время, рано или поздно проходили через ситуацию, когда им начинали сниться англоязычные сны. Для меня это всегда косвенный признак, что мы достигли определенных успехов, что клиент находится на пороге очередного масштабного скачка в развитии и что и интерязык клиента (=тот язык, который у клиента в голове) сейчас как раз активно трансформируется. По моим наблюдениям, примерно в это время резко меняется грамматический строй речи, интонационный рисунок приближается к речи носителей, улучшается произношение, речь становится экспрессивнее.

Это про ночной сон. Но как быть с теми состояниями, которые находятся на полпути между сном и бодрствованием? Ведь каждый из нас переживал состояние, когда внимание блуждает, когда слушаешь лекцию, а рука сама собой рисует каракули на полях тетрадки, предсонные состояния или состояния сразу после пробуждения, транс различной глубины, состояния медитативного созерцания, и т.д.? Вот в этой области, мне кажется, заложен колоссальный потенциал для создания новых, более эффективных форм и техник обучения, в том числе, обучения языкам. Я не единственный, кто так считает, но до сих пор попытки были достаточно примитивные и, что называется, фронтальные. Все знают 25й кадр, многим знакома техника суггестопедии Лозанова (). Штука в том, что техники эти работают достаточно выборочно и нестабильно. Но это совершенно не значит, что надо прекращать попытки! Наоборот, я уверен, что уже в этом столетии мы увидим новые методики, которые будут намного совершеннее той же Суггестопедии.

Некоторые слушают перед сном. Проверьте, что работает для Вас, поэкспериментируйте с разным временем суток. Только не оставляйте наушники на ночь.

Ну и последнее, самое важное.

Причина, по которой многие задают вопрос про обучение во сне, заключается в том, что до сих пор способы, которыми человек пытался учить язык, были сопряжены для него со значительной степенью дискомфорта. Отсюда желание сделать так, чтобы оно «само выучилось». Это нормально: если Вы все время исключительно заставляете, заставляете, заставляете себя учиться, скорее всего Вы сорветесь рано или поздно, т.е. ничего из этого не выйдет. И задача, конечно, заключается в том, чтобы Вас не нужно было заставлять. В случае успеха наступит момент, когда Вы будете не успевать другие дела, опаздывать на встречи и т.д., занимаясь при этом языком спонтанно, в свободное время и без принуждения. И для этого совершенно не обязательно отключать сознание и «отрубаться». Достаточно грамотно выстроить процесс:-)

Знания, которые давно не использовались, каждую ночь по чуть-чуть стираются, а новые переходят в долгосрочную память или удаляются, особенно если они никак не связаны с уже имеющимися. Поэтому, чтобы действительно выучить иностранный язык, нужно каждый день хоть немного читать или говорить на нем, иначе новые слова будут еженощно отправляться «на помойку».

Ценность знаний для мозга повышается и в том случае, если их часто повторяют: это служит сигналом, что информация важная, а не случайная. Наконец, запоминанию способствуют... посторонние сигналы, которые сопровождали получение информации. Мозг за счет ассоциаций и психологического связывает новые данные с эмоциями, звуками и даже запахами и, когда ситуация напоминает ту, что была, когда эти знания появились, легко вытаскивает их.

Когда мозг поглощен созданием воспоминаний, сознание полностью отключается от реальности. Но органы чувств остаются на связи с более древними отделами мозга - они во время сна остаются начеку и позволяют нам проснуться в ответ на внешнее воздействие.

Именно это попыталась сделать Сюзанна Дикельман и ее коллеги из Тюбингенского университета в Германии в 2010 году. В эксперименте людей просили запомнить расположение предметов на поле, при этом часть добровольцев сидели в комнате, где присутствовал легкий, но ощутимый искусственный запах.

Завершив задание, участники ложились спать, и тем, кто сидел в ароматной комнате, давали почувствовать тот же запах. В итоге эти испытуемые утром вспомнили на 23 процента больше предметов. Функциональная МРТ показала, что во сне их гиппокамп, который заведует формированием долгосрочной памяти, активней взаимодействовал со зрительными зонами коры.

Это открытие указывает, в каком направлении нужно двигаться, чтобы научить мозг лучше запоминать то, что он выучил в течение дня. Конечно, английский с нуля таким образом выучить вряд ли удастся, но здорово ускорить его освоение без дополнительных усилий точно получится.

В былые времена, некоторые изучающие английский полагали, что, прослушивая на повторе запись на иностранном языке во время сна, можно было проснуться с умением говорить на нем.

Конечно, эту теорию уже давно развенчали, но доказательства того, что сон тесно связан с обучением, по-прежнему сильны. Вы не сможете овладеть им в совершенстве, проигрывая английские песни на iPod всю ночь напролет, но есть и другие отличные способы, чтобы обогатить Ваше изучение языка, используя старое-доброе время для сна!

КАК помогает сон?

Давайте перейдем к реальным фактам, как именно сон полезен для обучения. Исследования показывают, что сон улучшает умственные способности, позволяя Вам сохранять новую информацию с гораздо большей легкостью. Верите или нет, но даже 90-минутный сон может сотворить чудеса для Вашего мозга, позволяя закреплять новую лексику и знания грамматики. Чем больше Вы спите, тем больше Вашей интеллектуальной мощи перезаряжается, что позволяет отполировать свои языковые навыки в то время, пока Вы крепко спите.

ГДЕ доказательства?

Эксперты в течение долгих лет пытаются разгадать тайны мозга, и они преуспели в нахождении связи между видами обучения, которые Вы используете, и Вашим сном. Исследования показывают, что сон не будет иметь большого влияния на силу семантического обучения. Другими словами, понятия, которые Вы уже хорошо освоили, не буду далее закрепляться с помощью сна. Однако возможность немного вздремнуть способна сотворить чудеса для совершенно новых данных. Так что в следующий раз, охватив массивный список новых слов и выучив его, было бы неплохо немного поспать.

КОГДА это выгодно?

Всестороннее исследование сна и языка были сделаны сравнительно недавно, когда ученые рассмотрели преимущества получения знаний непосредственно перед сном. В эксперименте двум группам людей был предоставлен список слов для изучения. После изучения списка, одной группе было разрешено поспать, в то время как вторая группа бодрствовала. Список слов был воспроизведен обеим группам, и, когда позже они были опрошены, исследователи обнаружили, что группа, которая слушала информацию во время пребывания в глубоком сне без сновидений, значительно лучше помнит информацию, чем та, которая просто бодрствовала.

ЧТО Вы можете сделать?

Совершенно очевидно, что Вы вряд ли сможете найти человека, который бы воспроизводил Вам список слов каждую ночь, пока Вы спите, но есть действия, которые Вы можете с легкостью обеспечить, чтобы убедиться, что Вы получаете максимальную отдачу от обучения. Просматривая карточки с лексикой или изучая новые слова прямо перед тем, как выключить свет, Вы научите себя буквально учиться во сне. Вы также можете взять 45-минутные , чтобы действительно упрочить свои языковые навыки, прежде чем начать свой сонный фестиваль.

В то время, пока Вы бодрствуете, Вам необходимо закрепить Ваш опыт – обязательно зарегистрируйтесь на , разработанные в соответствии с вашим графиком и уровнем. Вам больше не придется чувствовать вину за трату времени на сон; теперь Вы можете отмахнуться от этого чувства, ведь сон – это необходимая составляющая оптимального изучения английского языка!

Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время естественного сна поставил уже упомянутый А. М. Свядощ в 1936 году. Более того, в 1940 году он обобщил свои исследования и представил их в виде диссертационной работы “Восприятие речи во время естественного сна”. Именно она и проложила путь к научному осмыслению гипнопедии.
Ученым были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), переданную другими лицами или воспроизводимую в звукозаписи. Воспринятая таким образом речь может усваиваться без искажения и воспроизводиться после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в обычном состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не отмечали.
Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? - может спросить читатель. Вопрос не праздный. Если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.
А. М. Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.
Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в “царстве Морфея” человек может поддерживать контакт - раппорт (от французского rapport - отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом, конечно же, будет частичным.
Ничего не зная о его работах, в 40-х годах исследования по проблеме гипнопедии проводил также заведующий Института языковедения Академии наук УССР кандидат филологических наук Л. А. Близниченко. Он много думал о новой, еще не существующей отрасли педагогики. Как учить иностранному языку? Целым фразам или отдельным словам и выражениям? Переводить сразу на родной язык или нет? Нужно ли повторять днем, что запомнил во сне, или, наоборот, просматривать текст предварительно?
Прошли годы, и Л. А. Близниченко разработал методику обучения людей во время естественного сна.
По данным автора, человек во сне усваивает от 92% до 100% учебного материала. Знания у обучающихся во сне, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.
Нашлись энтузиасты, которые прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Кому же не хочется, не затрачивая усилий, выучить, например, английский язык?
Я не стал исключением. Сначала записал на магнитную ленту уроки английского языка. С помощью самодельного устройства магнитофон “Астра-2” включался и выключался автоматически с пяти до шести часов утра. Эксперимент длился с сентября 1968 года по февраль 1969-го. Каждый урок прослушивался восемь раз. Время одного прослушивания длилось 55-60 минут. Всего было 56 сеансов гипнопедии.
Примерно после 45-го занятия стало довольно легко читать незнакомый английский текст, причем смысл прочитанного воспринимался очень быстро, интуитивно. Даже трудные тексты теперь легко давались без словаря. Особенно легко запоминались стихи. Усвоение материала уроков значительно облегчалось, когда одновременно они прослушивались и просматривались в учебнике. Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна.
Л. А. Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии.
В середине семидесятых годов много экспериментов в московских техникумах и институтах провела учебно-экспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.
В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных спальных комнатах (классах). Перед засыпанием им читали тексты на иностранном языке через динамики, укрепленные в изголовье. В десять часов вечера ровно свет отключался, спокойная тихая речь преподавателя, записанная на магнитофонную пленку, звучала над спящими.
Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Звук при этом транслировался с обычной громкостью.
Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. В это время они читали литературу на иностранных языках в подлиннике. Курс обучения длился примерно год.
Проведенный масштабно эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Действительно, для обучения во сне необходима дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы.
Выяснилось, что такое обучение оказывается полезным для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов и т. п.

Гипнопедия. В чем сила, сон?

Американские ученые сделали новое открытие, которое позволяет им утверждать, что человеческая память поддается трансформации во время сна. Так, например, она сглаживает неприятные воспоминания, выступая защитником здорового состояния человека. Опыты, которые проводились в последние годы, заставляют обратиться к давно забытым основам такой малоизвестной науки об обучении во время сна, как гипнопедия.

Из истории

Родоначальники гипнопедии были родом из СССР. Вспомните фильм «Большая перемена». Герой этого фильма старается изучать историю во время сна, а запоминает полную неразбериху, потому что его дочь переключает необходимую для прослушивания запись на спектакль. Появление этого эпизода в советском фильме не случайно: в середине прошлого века профессор Абрам Свядощ занимался исследованиями в области гипнопедии.

Аргументы «за» и «против» гипнопедии

Если советские ученые занимались изучением и развитием гипнопедии, то их западные коллеги в ХХ веке преуспели в критике данной науки. Более предметный эксперимент был проведен в 50-х годах, когда американцы Уильям Эммонс и Чарльз Саймон, используя электроэнцефалограмму, подтвердили факт запоминания во сне. Однако она показала, что, находясь в фазе глубокого сна, человек не способен ничего воспринять и запомнить, процесс запоминания возможен лишь отчасти и только в полудреме.

В 2000 году Александр Потапов проводил эксперимент над собой, который и описал в журнале «Невероятный мир». По его словам, так он изучал английский язык полгода, что дало некоторые результаты, а именно: улучшения были в чтении иностранного языка. Однако в течение всего эксперимента во сне он видел разные кошмары. Многие ученые выражают опасение, что гипнопедия может оказывать негативное влияние на психику.

Один из известных последователей гипнопедии с СССР, ученый Леонид Близниченко, настаивал на том, что во время сна мозг запоминает от 92 до 100% поступающей информации. Однако он был филологом, а не психиатром или физиологом. Его интересовала идея возможности обучения людей фонетике иностранного языка во сне. За основу он брал известный факт, что спящий человек реагирует на звуки даже в стадии глубокого сна. Так, мать всегда просыпается от плача своего ребенка, но не замечает во сне шум машин или громко работающий телевизор.

Выводами Близниченко заинтересовались ученые и создали экспериментальный класс в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище еще в 70-х годах. Инженеров обучали языкам во сне. Но это было лишь закреплением знаний, полученных ими на обычных занятиях. Результаты таких студентов-первокурсников впечатлили ученых, их способность усваивать слова и выражения улучшилась вдвое. Также все проблемы с фонетикой иностранного языка исчезли сами собой.

Мнение современников о гипнопедии

Современные ученые расходятся во мнении относительно гипнопедии, утверждая, что успех студентов Киевского училища основан на комплексном подходе. Использовать метод обучения во сне при отсутствии у студентов базовых знаний кажется им пустым делом. По крайней мере доказать эффективность такого подхода еще никому не удавалось. Однако, американские ученые продолжают настаивать: «во сне люди способны запоминать», но оговариваются «…не формулы или иностранные слова».

Как использовать сон для запоминания?

Наши современники, российские ученые, поставили такой эксперимент, повторить который может каждый из нас без каких-либо последствий для своего психического здоровья. В Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проверили влияние дневного сна на запоминание. Результат приятно удивил. Если позволить себе несколько минут сна после изучения иностранных слов, полученная информация усвоится в разы лучше.

В чем состоит польза сна для обучения?

Согласно исследованиям сон стимулирует умственную активность и улучшает способности мозга удерживать новые сведения с большей легкостью. В это сложно поверить, но факт неоспорим: даже сон длительностью 90 минут способен перезарядить ваш мозг таким образом, что он сможет легко закреплять новую лексику и основы грамматики. Получается, что чем чаще вы позволяете себе отдых, тем эффективнее работает ваш мозг, тем больше новых слов пополнит ваш словарный запас.

Ученые также проанализировали преимущества получения знаний непосредственно перед сном. Две группы людей, участвующих в эксперименте, получили список слов и выражений для запоминания. После изучения полученного списка, одна из групп отправилась спать, в то время как вторая группа продолжала бодрствовать. Слова из списка были воспроизведены обеим группам, а после опроса выяснилось, что группа, прослушивающая слова во сне, значительно лучше помнит слова и может их воспроизвести с большей легкостью, чем группа бодрствующих.

Что можно предпринять самостоятельно?

Проблема, с которой вы столкнетесь, решившись на обучение во сне, состоит в том, что вам потребуется посторонняя помощь, чтобы включать и выключать аудиозапись, контролировать процесс и информацию, которая к вам поступает. Однако есть метод, который вам под силу использовать, чтобы проверить, что вы получаете максимальный результат от обучения. Пробегайте глазами карточки со словами и выражениями непосредственно перед сном. Так вам удастся приучить себя учиться во сне.

Прослушивание телевизионных и радиопередач

Прослушиваниетелевизионных и радиопередач перед сном и во сне – это уникальная по своей простоте и эффективности практика. Если ваш уровень владения языка позволяет вам читать без словаря, понимая при этом содержание текста, хотя бы общую идею, данный метод может вам сослужить добрую службу.

Включите BBC. Трансляция канала продолжается круглосуточно. Пусть некоторые передачи и повторяются, но для вас важно не разнообразие текстов, а именно сама речь, ее звучание и интонация диктора. А повторение текстовых блоков поможет вам закрепить полученные данные.
Главное, обеспечить качество звучания. Пусть это будут наушники, как вам удобно, но звучание в них должно быть чистым, без помех. Во сне восприятие происходит на уровне звуков, словосочетаний, предложений.

Всем известно, что без аудирования не обойтись при изучении иностранного языка. Почему бы не разнообразить его обучением во сне. Если не останавливаться и не разбирать подробно особенности, которыми должна отличаться гипнопедическая речь, отметим основную ее характеристику: речь по сравнению с нашей обычной должна быть плавной во всех отношениях, иными словами без интонационных «взлетов и падений», без резкого ускорения или замедления темпа, без перепадов громкости. Что касается полосы частот такой речи, она значительно уже обычной (120-150 Гц), артикуляция должна быть четкой, в связи с этим фразы должны произноситься дольше на 10-15 процентов по сравнению с нормальной длительностью звучания. Иначе говоря, это та самая, любимая студентами монотонная речь, от которой все неизбежно засыпают и стихийно приобщаются к гипнопедии.

При подобном аудировании можно дифференцировать следующие уровни понимания:
— распознание фонетики;
— распознание грамматики и лексики без улавливания смысла;
— понимание без запоминания;
— понимание и запоминание.

Один из знаменитых древних властелинов предложил принести своему рабу то, чего нет прекрасней на свете. Тот принес ему на золотом блюде язык. На удивленный вопрос своего властелина он ответил, что все прекрасное на этом свете совершается с помощью языка и с его же помощью разрушается.

Если в Вашем сновидении возник этот образ, вспомните одну народную мудрость: «Язык поит, кормит, и спину порет». Или: «Мал язык, да всем телом владеет».

Возможно, Вас ждет неожиданное сообщение или Вы получаете предупреждение через свое сновидение о том, что кто-то попытается Вас оклеветать.

Не стоит так же забывать о том, что Ваша излишняя болтливость может причинить Вам немало хлопот и страданий.

Если Вы увидели во сне на своем языке какие-то язвы – это означает, что Ваша излишняя болтливость будет иметь для Вас самые неприятные последствия.

Увидеть во сне отрезанный язык – свидетельство того, что наяву Вы будете неприятно удивлены неискренностью своих знакомых или друзей.

Сон, в котором Вы чувствуете, что у Вас отнялся язык, – означает, что в Вашей жизни наступила длительная полоса неудач.

Видеть во сне, как Вас кто-то дразнит и показывает Вам язык, – знак того, что Вас попытаются спровоцировать на недостойный поступок.

Если во сне Вы приготовляете из языка вкусное и оригинальное блюдо, то наяву Вы сможете преодолеть все жизненные препятствия.

Увидеть во сне, как Вас хватает кто-то за язык, – это значит, что наяву Ваша ложь будет раскрыта.

Сон, в котором Вы увидели длинный язык, – символизирует неожиданное известие или слухи.

Прикусить во сне язык – символ того, что наяву Вам следует как можно меньше доверять слухам и чужим домыслам.

Видеть во сне длинный, змеиный язык – означает клевету и наговор, последствия которого могут обернуться для Вас серьезной проблемой.

Если во сне Вы лижите языком мороженное – наяву ждите хороших новостей.

Ощущать на языке кислый или горький вкус – к разочарованию.

Толкование снов из Древнего сонника

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Язык

Увидев во сне собственный язык, знайте, что на друзей рассчитывать не приходится: они могут отвернуться от вас в трудную минуту.

После сна, в котором вы увидели чей-то язык, вы можете стать причиной скандала.

Приснилось, что ваш язык поранен, – знайте, что это предостережение. Прекратите болтать, иначе у вас возникнет множество проблем.

Обожгли во сне язык – осторожнее относитесь к тому, что вы говорите о других людях.

Вероятно, вам это кажется прямотой или непосредственностью, но у окружающих возможна и другая реакция. Вас попросту обвинят в распускании сплетен, и ничего хорошего такая перспектива не сулит.

Если вам приснилось, что вы прикусили язык, то кто-то из друзей откроет вам тайну, касающуюся личной жизни вашего общего знакомого. Придется вам решать, как быть дальше с этой информацией.

Толкование снов из