Согласно тарифной сетке. Пути совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Изучим этот вопрос подробнее.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

Брянская

Владимирская

Воронежская

Ивановская

Калужская

Костромская

Липецкая

Московская

Орловская

Рязанская

Смоленская

Тамбовская

Тверская

Тульская

Ярославская

Москва

Архангельская

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

Вологодская

Калининградская

Ленинградская

Мурманская

Новгородская

Псковская

Санкт-Петербург

Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская

Волгоградская

Ростовская

Севастополь

Дагестан

Ингушетия

Кабардино-Балкарская

Карачаево-Черкесская

Северная Осетия-Алания

Чеченская

Ставропольский край

Башкортостан

Мордовия

Татарстан

Удмуртская

Пермский край

Кировская

Нижегородская

Оренбургская

Пензенская

Самарская

Саратовская

Ульяновская

Курганская

Свердловская

Тюменская

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

Челябинская область

Республика Алтай

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская

Кемеровская

Новосибирская

Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская

Магаданская

Сахалинская

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» , запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Новая редакция Ст. 143 ТК РФ

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Комментарий к Статье 143 ТК РФ

Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

Тарифные ставки;

Оклады (должностные оклады);

Тарифную сетку;

Тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд - величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 рублей (на сегодняшний день - это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим - 2,047), несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент - 2251,7 рубля.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке - на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней содержится 18 разрядов. Ранее соотношение тарифных разрядов этой тарифной сетки было установлено 1:10,07, т.е. оплата труда по высшему XVIII разряду превышала оплату труда по первому (низшему) разряду в 10,07 раза. Однако с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5.

Размер тарифной ставки I разряда устанавливается Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда. При повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.

Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти коэффициенты увеличиваются при увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Разряды оплаты труда в ЕТС отражают сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивается различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и т.п.).

Тарификация различных работ, профессий, специальностей в зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т.е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТС), порядок утверждения которого обозначен в Постановлении Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787.

ЕТС устанавливает тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника ("должен знать").

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. Данный квалификационный справочник содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". В разделе "Должностные обязанности" перечисляются трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел "Должен знать" включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел "Требования к квалификации" предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

Тарификация рабочих производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" от 14 октября 1992 г. N 785 руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, месячные ставки и оклады могут устанавливаться, исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством труда РФ (сейчас - Министерством здравоохранения и социального развития РФ), исходя из XI и XII разрядов Единой тарифной сетки.

С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. NN 27, 8/196. В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ETC.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Другой комментарий к Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 143 ТК РФ дано легальное определение понятия "тарифная система оплаты труда" и ее элементов, которое ранее было закреплено в ст. 129 ТК, закреплен порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах, коллективных договорах и соглашениях правил, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т.е. реализовать требования ст. 132 ТК РФ.

2. В соответствии со ст. 143 ТК РФ в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифные ставки. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда. Месячная тарифная ставка первого разряда не может быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.

Оклад - это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию. Размер месячного оклада не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда.

Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний - наиболее сложным.

Самой распространенной по числу разрядов является 6-разрядная тарифная сетка. В более сложных производствах используется 7-разрядная (нефте- и газодобыча, прокатное и трубное производство черной металлургии, железнодорожный транспорт и т.д.) и 8-разрядная (слесарные, слесарно-сборочные и сварочные работы, доменное и сталеплавильное производство, судостроение и судоремонт и т.д.) сетка.

3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Присвоение работникам тарифных разрядов производится с целью оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов - с целью оценки уровня профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляется на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников установлен Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г.) "О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а Порядок применения справочников - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (БНА. 2004. N 14).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.

Применяемый в настоящее время Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. В соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а (БМТ РФ. 1992. N 7 - 8) этот справочник применяется во всех организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а необходимые изменения и дополнения в него вносит Министерство труда и социального развития РФ.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: "должностные обязанности", "должен знать", "требования к квалификации".

4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является то, что разработка всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям, осуществляется на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней).

5. В связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу (Закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.).

  • Вверх

Все вопросы, касающиеся вознаграждения за выполненную работу, всегда живо волнуют и работодателя, и персонал. Ежемесячные выплаты могут иметь разный характер, состоять из разнородных компонентов и начисляться, исходя из отличающихся оснований. Рассмотрим понятие тарифной ставки, подробно проанализируем, как происходит ее расчет, а также проясним основные отличия между тарифной ставкой и окладом.

Что такое тарифная ставка

Люди не могут получать одинаковое вознаграждение за свою работу. Размер суммы, предназначенной к выплате в качестве зарплаты, зависит от:

  • квалификационного уровня персонала;
  • трудности возложенных на сотрудника трудовых функций;
  • количественной характеристики работы;
  • условий занятости;
  • времени, предназначенного для выполнения работы и др.

Дифференциация зарплаты по степени выраженности этих пунктов выполняется в рамках тарифной системы трудового вознаграждения. Ключевым ее элементом является тарифная ставка как главная составляющая зарплаты.

Тарифная ставка – закрепленная документально величина финансового вознаграждения за достижение трудовой нормы той или иной степени трудности работником определенной квалификации за принятую единицу времени. Это «костяк», минимальная составляющая расчета за труд, на основании которой и строится сумма, получаемая сотрудниками «на руки».

СПРАВКА! Сумму, меньшую, нежели тарифная ставка, работник не может получать ни при каких обстоятельствах, если все функциональные обязанности им выполнены в полной мере, – это гарантированный законом минимум.

Не являются частью тарифной ставки:

  • компенсации;
  • стимулирующие выплаты;
  • социальные начисления.

Расчетное время тарифной ставки

Временным периодом, за который рассчитывается тарифная ставка, может быть любой удобный работодателю промежуток:

  • день;
  • месяц.

Часовые тарифные ставки удобно устанавливать, если на предприятии действует , обусловливающий режим суммированного учета рабочего времени, а также когда работают сотрудники-почасовики.

Дневные тарифные ставки применяются, когда работа имеет статус поденной, при этом количество рабочих часов в каждом таком дне одинаковое, но отличается от обычной нормы, установленной ТК РФ.

Месячные тарифные ставки действуют при постоянном соблюдении нормирования рабочего времени: стабильном графике, твердых выходных. В таких условиях работник «закроет» месяц независимо от того, сколько часов было отработано им по факту: отработав месячную норму, он зарабатывает свою ставку.

Функции тарифной ставки

Применение для начисления в денежной форме вознаграждения за выполнение трудовых функций – тарифная система оплаты – имеет ряд преимуществ перед другими формами оплаты.

Тарифная ставка как единица расчета заработной платы выполняет ряд важных функций:

  • делает соразмерными оплату труда и его содержание;
  • разделяет минимальную часть оплаты в зависимости от количественных и качественных признаков труда;
  • упорядочивает стимулирование труда в предусмотренных условиях (например, на вредном производстве, при солидном стаже, переработке и т.п.);
  • помогает адекватно рассчитать оплату при разных системах организации труда и рабочих графиках.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главный принцип применения тарифных ставок – одинаковое вознаграждение за равную меру труда.

Как происходит расчет тарифной ставки

Единичной ставкой, с которой соотносятся все остальные разряды, является тарифная ставка 1 разряда – она определяет сумму, положенную сотруднику без квалификации за его работу в течение установленного временного промежутка.

Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды ), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды). Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия. В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент .

К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах. Исключение – труд в организациях, финансируемых из государственного бюджета, где начисления происходят по Единой тарифной сетке (ЕТС).

Зная тарифный коэффициент и величину единичной ставки, всегда можно рассчитать полагающийся конкретному сотруднику размер выплаты согласно тарифу.

Пример расчета тарифа по ЕТС

На философский факультет государственного университета устраивается преподаватель, имеющий ученую степень кандидата философских наук и звание доцента. Он принят на должность доцента кафедры культурологии и назначен куратором студенческой группы. По Единой тарифной сетке, расчетный период которой равняется месяцу, его квалификация соответствует 15 разряду. Рассчитаем его заработную плату.

Минимальная оплата по ЕТС, соответствующая 1 разряду, равна значению . Ее нужно умножить на тарифный коэффициент по 15 разряду тарифной сетки, а именно, 3,036.

В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, регламентирующий порядок и размер полагающихся преподавательскому составу надбавок. Для нашего примера воспользуемся данными из этого законопроекта.

Для расчета тарифа нужно:

  1. Перемножить межразрядный коэффициент и МРОТ
  2. Прибавить занятие доцентской должности (+ 40%)
  3. Прибавить полагающиеся надбавки за наличие ученой степени (например + 8 000 руб.), а также кураторскую доплату (например + 3 000 руб.).

Пример расчета тарифа для почасовой ставки

Если сотрудник трудится по системе суммированного учета рабочего времени, то его тарифная ставка будет зависеть от часовой нормы на данный год – ее покажет производственный календарь, а также установленную на предприятии месячную тарифную ставку.

1 способ. Можно разделить на показатель ставки месячную норму по рабочим часам. Например, для рабочего определенной квалификации установлен тариф 25 000 руб. в месяц. При этом установленная норма рабочего времени на месяц составляет 150 часов. Таким образом, часовая тарифная ставка такого рабочего составит 25 000 / 150 = 166, 6 руб.

2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

Чем отличается тарифная ставка от оклада

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Основание

Тарифная ставка

Должностной оклад

За что начисляется

За выполнение трудовой нормы за единицу времени

За исполнение функциональных обязанностей там, где норму установить нельзя

Единица времени расчета

Час, неделя, месяц (любая удобная временная единица)

От чего зависит величина

От тарифного разряда (межразрядного коэффициента)

От квалификации, полученной сотрудником

Профессиональный круг

Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п.

Непроизводственные сферы труда: юристы, госслужащие, руководство и т.п.

ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Тарифы оплаты трупа в строительстве

1. Тарифное нормирование оплаты труда в строительстве

Основной задачей тарифного нормирования оплаты труда является установление оптимальных пропорций между мерой труда и мерой потребления. Тарифное нормирование обслуживает тарифную систему, представляющую собой совокупность правил и нормативов, обеспечивающих планирования фонда оплаты труда в сметах и дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных организациях, в зависимости от качества и условий труда. Учет количества труда имеет целью отразить в заработной плате продолжительность труда во времени, а также интенсивность и напряженность труда в единицу времени. Количество труда учитывается посредством технического нормирования, предполагающего применение норм времени, норм выработки, норм обслуживания, от уровня выполнения которых, т.е. от степени интенсивности труда, зависит размер оплаты. Учет качества труда отражает его сложность и квалификацию работника, условия, в которых осуществляется трудовой процесс, в том числе тяжесть и вредность для здоровья. Учет качества труда, или качественных различий в труде, имеет своей конечной целью обеспечение равной оплаты за равный труд независимо от специфики содержания конкретных видов труда. Эта цель достигается с помощью тарифной системы как инструмента регулирования заработной платы на производственном и других уровнях управления персоналом. Одним из основополагающих принципов организации оплаты труда является ее дифференциация, т.е. установление необходимых различий в заработной плате работников, определяемых посредством учета количества и качества затраченного труда, эффективности и результатов трудовой деятельности. Тарифная система обеспечивает дифференцированную оплату труда работников в зависимости от следующих критериев: сложность выполняемой работы; условия труда; интенсивность труда; ответственности и значимости выполняемой работы; природно-климатических условий выполнения работы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты по различным направлениям: по категориям работников (рабочие, служащие, руководители, специалисты, технические исполнители); по профессиональным и квалификационным группам; по отраслям, подотраслям, производствам и видам деятельности; по уровням сложности и условий труда; по территориальным районам страны. Тарифная система включает основные элементы, с помощью которых формируются тарифные условия оплаты труда работников предприятий и организаций: тарифные сетки; тарифные ставки (ставки оплаты труда); тарифно-квалификационные справочники; должностные оклады; квалификационный справочник должностей служащих; а также коэффициенты районного регулирования заработной платы работников бюджетных отраслей. Тарифная сетка представляет собой шкалу, состоящую из определенного числа тарифных категорий, соответствующих им тарифных ставок и тарифных коэффициентов. Она характеризуется диапазоном тарифных коэффициентов - отношение тарифных ставок крайних категорий и тарифными коэффициентами - соотношением тарифных ставок всех категорий тарифной сетки, приведенных к низшей категории или к среднему уровню. Тарифная ставка - удельная заработная плата рабочего, которая полагается ему за выполнение установленных производственных заданий на работах, соответствующих его квалификации. В строительстве были установлены единые часовые тарифные ставки для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС) - это систематизированный перечень работ и профессий рабочих, предназначенный для тарификации труда, включая тарификацию работ и тарификацию рабочих. Тарификация работ определяет соответствие работы профессиям и квалификации рабочих и отнесение ее к соответствующей группе оплаты в зависимости от ее сложности, характера, условий труда и особенностей данного производства, в которых она протекает. Тарификация рабочих - это присвоение рабочим каждой специальности определенного тарифного (квалификационного) разряда, соответствующего имеющейся у них квалификации. В систему дифференцирования оплаты труда на предприятиях входят различного рода доплаты и надбавки, в том числе компенсирующие дополнительные трудозатраты работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также учитывающие повышенную интенсивность труда, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, надбавки, связанные с особым характером выполняемой работы, за выслугу лет (непрерывный стаж работы), надбавки лицам, имеющим ученые степени, звания, особые заслуги, и др. Тарифная часть заработной платы работника сегодня в строительстве составляет 60-70 % от номинальной (начисленной) заработной платы. При определении остальной суммы заработной платы на предприятиях (премиальные, компенсационные и прочие выплаты) методы тарифного нормирования применяются в незначительном объеме и рассчитываются по другим основаниям. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала конкретных предприятий (подрядных строительных организаций) государством не регулируется, определяются ими самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Система тарифного нормирования в строительстве объединяет все уровни управления оплатой труда в строительстве: определение договорного (сметного) размера средств на оплату труда по объекту (строительному проекту); - формирование фонда оплаты труда работников строительной организации на годовую программу подрядных работ (на плановый период); - дифференцирование и организация заработной платы в подрядной организации по работникам (специальностям и квалификации), по периодам и объектам. Начальное планирование заработной платы осуществляется в сметных расчетах по объектам строительства на основе сметных тарифов и общих затрат труда рабочих по проекту:

3П см = Т см × 3 раб

Где: 3П см - заработная плата рабочих в сметной стоимости строительства объекта, рублей; Т см - средняя (сметная) тарифная ставка оплаты труда рабочих в сметном расчете по конкретному объекту, руб./ч.-час; 3 раб - затраты труда рабочих по сметному расчету, ч.-час. В настоящее время, трудозатраты по смете определяются в обобщенном виде, без деления по специальностям и квалификации рабочих Целью сметного планирования стоимости строительства является формирование полного фонда оплаты труда по строительному проекту, а тарифное нормирование в производственных условиях обеспечивает дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных строительных организациях. Принципы непрерывного планирования и соответствия функций управления в строительстве увязывают эти задачи в единую систему посредством тарифных ставок оплаты труда рабочих-строителей. Правило единства функций управления предусматривает, что фактические затраты, отнесенные на оплату труда, должны быть равны (или близки) к запланированным объемам средств на эти цели. Административно-командные положения тарифного нормирования сохранены Госстроем РФ в Методических положениях по определению размера средств на оплату труда (МДС 83-1.99). Рекомендуемая Госстроем РФ сметная система основана на привязке сметных тарифов оплаты труда к уровню прожиточного минимума (уровне бедности) и к единой для всех строительных рабочих тарифной сетке 1986 г. (постановление № 115 ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов»). До сих пор советская тарифная система оплаты труда в строительстве осталась без изменения, сохранился диапазон тарифной сетки, тарифные коэффициенты и разрядная классификация. Такое положение не только не отвечает задачам рыночного ценообразования, но и его применение на практике привело к серьезным негативным последствиям в развитии строительного комплекса страны, основным из которых являются значительные отклонения планируемой в сметах и фактической заработной платы рабочих в реальном строительстве. В результате внедрения административных рекомендаций в строительном комплексе часть заработной платы ушла в теневую, полукриминальную область экономики, потеряно доверия к сметным расчетам и усилилось коррупционное давление в отрасли. Проблемы тарифного нормирования следует рассматривать в единой системе оплаты труда но раздельно по двум уровням: дифференцирование заработной платы на предприятии и сметное планирования фонда оплаты труда в договорах подрядного строительства. На предприятиях тарифные системы устанавливаются в самой организации исходя из собственных интересов, мотиваций и возможностей. При этом используются общие научно-методические принципы и правила построения тарифных сеток, а также общеотраслевые и федеральные условия и ограничения по классификации работ и рабочих специальностей. В сметном нормировании тарифные ставки оплаты труда определяются договором сторон, а методы определения договорного уровня ставок должны учитывать как возможности заказчика, так и потребности подрядчика, т.е. должны использоваться современная методика мониторинга регионального рынка рабочей силы.

2. Тарифные сетки оплаты труда рабочих-строителей

Тарифное нормирование выделяет следующие факторы влияния (в порядке приоритетов) при построении тарифной системы оплаты труда: средний уровень заработной платы в системе (абсолютное значение); структура диапазона тарифных ставок работников отрасли; ранжирование ставок по профессиональному составу рабочих; дифференцирование ставок каждой специальности по квалификационным разрядам. На диаграмме 1 показаны основные характеристики тарифной системы: средний уровень и диапазон тарифных ставок; соотношение заработной платы по специальностям и разрядам. Все показатели увязаны в общую систему тарифного нормирования оплаты труда в строительстве, используемую как для целей планирования заработной платы в сметной стоимости, так и для распределения затрат на оплату труда по исполнителям в подрядной организации. Дифференцирование заработной платы на предприятиях производится в порядке установленном в справочнике (ЕТКС) - сначала, рабочие разделяются по специальностям и профессиям, а затем, внутри каждой специальности - по квалификационным разрядам. Тарифная система оплаты труда на предприятиях строительной отрасли включает вертикальную тарифную сетку, организующую дифференцирование оплаты труда по рабочим специальностям, и горизонтальную тарифную сетку, уточняющую уровень оплаты труда специалистов по квалификационным разрядам. В рыночных условиях строительство определяется как деятельность гражданско-правового характера, где единственно законным и легитимным основаниям для определения стоимости будущего строительства является согласованные сторонами положения и правила, закрепленные в договоре. В системе рыночных отношений условиях соглашение между заказчиком и подрядчиком о величине средней заработной платы для конкретного проекта (договорные тарифные ставки) являются необходимым и достаточным условием для решения основных сметных (плановых) и производственных проблем оплаты труда рабочих и служащих в строительстве данного объекта.

Диаграмма 1

Факторы влияния и приоритеты тарифной системы оплаты труда

Главным фактором влияния на уровень заработной платы является средний уровень тарифной системы. По значению абсолютной величины средней тарифной ставки (или средней заработной платы) можно, с одной стороны, определить сметную сумму оплаты труда рабочих по проекту, с другой стороны, расчетные характеристики (тарифные коэффициенты) позволяют получить однозначные значения плановой заработной платы для работников любой специальности и квалификационного разряда в пределах установленной тарифной системы. Следующим по влиянию на уровень заработной платы любого работника в строительстве оказывает форма и структура диапазона тарифной системы. Важнейшим параметром этого уровня влияния является определение соотношения между средним уровнем тарифов и пограничным показателями - минимальной и максимальной заработной платой. Градация заработной платы по рабочим специальностям, профессиям и должностям, в сегодняшних условиях, является основным параметром тарифной системы оплаты труда наиболее всего поверженным рыночному влиянию. Оценить труд работников разных специальностей возможно только на основе сравнения необходимости и полезности их труда на рынке рабочей силы. Это обстоятельство предопределяет обязательное проведение полноценного рыночного мониторинга заработной платы по профессиям работников. Наименьшее влияние на уровень заработной платы в тарифной системе оказывает дифференцирование оплаты труда по квалификационным разрядам. Возможности разрядной сетки в изменении уровня оплаты труда незначительны, находится в пределах стоимости труда по одной специальности и практически не влияют на сумму заработной платы по объекту строительства в целом. Однако в настоящее время разрядные тарифные ставки являются основной категорией при определении как размера оплаты труда в сметных расчетах стоимости строительства, так и в организации заработной платы в подрядной деятельности. Традиционная модель тарифной системы, действующая до настоящего времени, устанавливает единую для всех профессий рабочих в строительстве разрядную сетку оплаты труда с диапазоном равным 1,8 (отношение максимальной и минимальной ставок). Такой диапазон в оплате труда определяет эгалитарную модель дифференциации доходов населения, которая применятся в административно-командной системе государственного управления, и приводит к «уравниловке» в заработной плате, не стимулируя развитие экономики страны. Умеренная (рыночная) модель предполагает диапазон доходов населения в размере (6-8): 1, что можно рассматривать в качестве ориентира при определении диапазона современной тарифной системы оплаты труда в строительстве. В плановой экономике были установлены единые для всех отраслей народного хозяйства тарифные сетки оплаты труда. Тарифная система оплаты труда, указанная в постановлении ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115, действует и в настоящее время без изменения. В сметных расценках Госстроя РФ ФЕР-2001 и ТЕР-2001 тарифы оплаты труда рабочих-строителей приняты по данным этого постановления, в котором диапазон коэффициентов дифференцирования заработной платы равняется - 1,8. Сегодня в стране применяются тарифные сетки с большим количеством разрядов, например, 18-и разрядная Единая тарифно-квалификационная сетка для бюджетных организаций. Такие тарифные сетки объединяют в общую систему заработную плату рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Такая система пригодна для централизованного распределения и управления заработной платой, но не допустима и не возможна в рыночных отношениях гражданско-правового характера, для подрядной деятельности в строительстве, хотя Госстрой РФ в МДС 83-1.99 настойчиво рекомендовал 18-и разрядную сетку для строительства. Идея унификации тарифов оплаты труда для бюджетной сферы и для гражданско-правовых отношений на предприятиях свободного предпринимательства по стране в целом не нова и возвращает строительный комплекс к системе административно-командного управления, не соответствует рыночной экономики и прямо противоречит Конституции, Гражданскому и Трудовому законодательству. Оптимальное количество разрядов в тарифной сетке, проверенное на практике в сегодняшних условиях и обеспеченное нормативной инфраструктурой, составляет 6-8 разрядов, традиционно принятых в строительстве. При разработке фирменных условий оплаты труда предприятия вправе сохранять ранее разработанные и действующие межразрядные соотношения тарифных ставок в 6-и разрядной тарифной сетке (таблица 1) или принимать любые другие тарифные условия оплаты труда.

Таблица 1

Тарифные разрядные сетки сметно-нормативных баз в строительстве

Показатели нормативных баз

Квалификационные разряды

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Предприятия вправе самостоятельно устанавливать любые виды и системы оплаты труда, их дифференцирование по категориям работников и назначение поощрительных выплат в зависимости от целей производства, мотивации персонала и финансовых возможностей предприятия. Проблема дифференцирования заработной платы на предприятии в значительной мере зависит от обоснованности применяемой тарифной системы и в первую очередь от тарифных коэффициентов. Качество тарифных коэффициентов определяется задачами фирменной системы оплаты труда, мотивацией персонала и объективными условиями труда. Количество и абсолютные значения коэффициентов в тарифных сетках оплаты труда зависит от следующих параметров: диапазона коэффициентов тарифной сетки; количества тарифных разрядов в сетке; формы изменения коэффициентов в диапазоне. Диапазон коэффициентов определяется как отношение между максимальной и минимальной ставкой оплаты труда в принятой на предприятии тарифной системе. Как правило, минимальная ставка в виде коэффициента принимается за единицу, отсюда значение диапазона равно максимальному коэффициенту в тарифной сетке. Диапазон коэффициентов тарифной сетки в основном устанавливает степень дифференциации заработной платы между работниками одной специальности (или группы профессий) на предприятии. Возможно и установление для всех рабочих специальностей единой тарифной сетки с общим диапазоном тарифных коэффициентов. Величины абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов приводятся в тарифной сетке в целях анализа ее внутренней структуры. При этом относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предшествующего разряда. Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемых ими работ. Степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня рабочих, отнесенных к вышестоящему разряду. Количество разрядов в тарифной сетке определяет количество категорий (уровней) по оплате труда между максимальной и минимальной заработной платой на предприятии. Большое количество разрядов в производственной сетке (более 10) затрудняет продвижение специалиста по иерархии оплаты труда, причем ее рост по разрядам незначителен. Это снижает мотивацию работников в повышении квалификации и мастерства. Небольшое число разрядов (менее 4) также не стимулирует работника и затрудняет повышение квалификационного уровня. Формы изменения коэффициентов в диапазоне зависит от задач, которые предприятие решает с помощью дифференцирования тарифных ставок и определяет типы тарифных сеток, различающиеся характером изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Наиболее характерными и представительными являются следующие типы тарифных сеток: с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с регрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; Графическое представление изменения тарифных коэффициентов по вариантам тарифных сеток показано на диаграмме 2. Анализ типовых форм тарифных сеток показывает на невозможность практического применения сеток типа . Высокий прирост тарифных коэффициентов и, соответственно, тарифных ставок низших разрядов при снижении прироста заработной платы с достижением высшей квалификации не соответствует требованию постоянного повышения профессиональной подготовки персонала. В практической деятельности фирменные тарифные сетки принимаются с характеристиками эпюры между кривыми и . Параметры тарифных коэффициентов соответствует показателям тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1984г (постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 26.12.68 № 1045), а параметры изменения коэффициентов соответствуют тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1991-2001г. (постановление от 17.09.86 № 1115).

Диаграмма 2

Типы тарифных сеток с коэффициентами в зависимости от основных параметров системы

Наиболее просты и понятны в разработке и применении тарифные сетки типа и , для которых приводим полную схему и формулы расчета параметров. Тип 2 - линейная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный и постоянный рост абсолютных значений тарифных коэффициентов. Значение тарифных коэффициентов по разрядам (К ρ) рассчитывается по формулам:

К ρ = 1 + А × (Р-1), А = Р макс |Р мин -1,

Где: К ρ - тарифный коэффициент для разряда (р) в тарифной сетке; Р - номер текущего разряда в тарифной сетке; Р мин - номер минимального разряда (1); Р макс - номер максимального разряда в проектируемой тарифной сетке. Тип 4 - экспоненциальная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный относительный прирост значений коэффициентов. Затраты на прирост квалификации на каждый последующий тарифный разряд исчисляются по принципу сложных процентов (показательная функция). Тарифный коэффициент для каждого разряда (р) в тарифной сетке исчисляется по формулам:

Рассчитанные таким образом тарифные коэффициенты, для принятого диапазона - 1,8 в 6-и разрядной сетке, соответствуют коэффициентам, принятым в сметно-нормативной базе 1984г.: К 6 = 1,125 5 = 1,8; К 5 = 1,6; К 4 = 1,424; К 3 = 1,266; К 2 = 1,125; К 1 = 1,00 Для практического применения тарифных сеток дифференцирования заработной платы на предприятиях важным показателем является понятие среднего разряда и средней тарифной ставки. На диаграмме 2 для середины диапазона в варианте уровень квалификации соответствует третьему тарифному разряду, в варианте тарифной сетки - четвертому разряду, а в тарифной сетке варианта середина диапазона коэффициентов соответствует середине тарифной сетки (разряд = 3,5). Таким образом, при сравнении различных тарифных систем и при формировании тарифных сеток для целей планирования заработной платы (сметные тарифные сетки), необходимо ориентироваться на середину диапазона, а не на среднюю тарифную ставку, как это ошибочно делается. Середина диапазона и средняя тарифная ставка (средний разряд) совпадают только в сетках с линейной зависимостью. В производственных тарифных сетках не может быть разрядов с дробными показателями. Это противоречит понятию деления на категории и дискретному изменению и измерению уровня квалификации персонала. В практической работе часто используются средние тарифные ставки оплаты труда, которые можно получить из тарифных коэффициентов проектируемых тарифных сеток с коэффициентами приведения. Коэффициент приведения принимается для среднего значение диапазона, а приведенная тарифная сетка для средних ставок оплаты труда рассчитывается делением тарифных коэффициентов на коэффициент приведения, рассчитанный как отношение тарифной ставки среднего тарификационного уровня строительных работ на тарифные ставки каждого разряда.

3. Тарифные ставки заработной платы рабочих

Тарифные ставки рабочих - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей). Тарифные ставки можно использовать в измерителях: месяц, смена, час. Соотношение между этими показателями следует принимать по календарным данным за текущий год или по усредненным данным за ряд последних лет в размере: 1 месяц = 21.6 смен = 167 час (для 40-часовой рабочей недели). Размер заработной платы рабочих определяет именно тарифная ставка (у рабочих повременщиков - при определении размер оплаты за отработанное время, у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок). Соотношение заработной платы рабочих разных специальностей (по минимальной или средней ставке) устанавливаются только на самом предприятии. Порядок формирования тарифных ставок оплаты труда по специальностям и квалификации в обязательном порядке закрепляется в коллективном договоре. Тарифные ставки оплаты труда устанавливаются для всех категорий тарифной системы, принятой в организации: по специальностям - в профессиональной тарифной сетке и по квалификации - в разрядной тарифной сетке. Формирование тарифных ставок заработной платы по специальностям, профессиям и должностям (вертикальное тарифное нормирование) является основным элементом дифференцирования оплаты труда работников в строительстве. Тарифные коэффициенты вертикальной сетки оплаты труда - по профессиям, рассчитываются как отношение средней заработной платы на предприятии и средних ставок, принятых для рабочих соответствующих специальностей. В таблице 2 приводится вариант системы тарифных коэффициентов и соответствующих ставок заработной платы по отдельным специальностям рабочих-строителей. Тарифная сетка по профессиям рабочих разработана по публичным данным вакансий рабочих мест в Санкт-Петербурге за 2006 год.

Таблица 2

Таблица фирменных тарифных коэффициентов и ставок по специальностям рабочих-строителей

Наименование рабочих специальностей

Тарифные коэффициенты

Заработная плата,

Рабочие-строители - всего в среднем в том числе: Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник
Средняя заработная плата рабочих-строителей по специальностям принимается (условно) для средней заработной платы 1-го рабочего-строителя в организации (зафиксированной в коллективном договоре) в размере 12.5 тыс. рублей в месяц. Средняя заработная плата рабочего-строителя включает выплаты из всех системных источников оплаты труда (без налогов) в организации на начало планового периода. При наличии тарифной сетки по профессиям (вертикаль тарифных ставок) и установленной на любой момент времени средней (расчетной) ставки оплаты труда по организации, тарифные ставки по профессиям определяются автоматически перемножением средней ставки на тарифные коэффициенты. Определение ставок оплаты труда по разрядам (горизонталь тарифных ставок) в фирменной тарифной системе состоит в умножении величины тарифной ставки (минимальной или средней) по профессии на соответствующие тарифные коэффициенты по квалификационным разрядам. В таблице 3 рассчитаны текущие тарифные ставки заработной платы для разрядной системы сметной базы ГЭСН-2001 из расчета текущей средней заработной платы одного рабочего - 12.5 тыс. рублей в месяц.

Таблица 3

Тарифные ставки оплаты труда по разрядной сетке сметно-нормативной базы ГЭСН-2001

Показатели разрядной системы оплаты труда

Квалификационные разряды

Тарифные коэффициенты (к 1-му разряду) Тарифные коэффициенты (к среднему, 4-му разряду) Тарифные ставки (руб./ч.-час.) Тарифные ставки (руб./ч.-мес.)
Тарифные ставки устанавливаются по каждому тарифно-квалификационному разряду в среднем для всех рабочих-строителей или индивидуально для каждой строительной специальности. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом. На предприятиях любых форм собственности величина тарифных ставок оплаты труда дифференцированных по профессиям и разрядам зависит, прежде всего, от финансового состояния предприятия и устанавливается индивидуально в соответствии с принятыми тарифами в коллективном договоре или в контрактах с работниками.

4. Порядок разработки фирменных тарифных условий оплаты труда рабочих

Разработка тарифных условий оплаты труда на конкретном предприятии состоит их нескольких взаимосвязанных этапов: 1. Определение уровня средней заработной платы в подрядной организации за планируемый период; 2. Формирование тарифных коэффициентов по специальностям (вертикаль ставок оплаты труда); 3. Разработка сетки тарифных коэффициентов по категориям квалификации - разрядам (горизонталь ставок); 4. Расчет базовых тарифных ставок оплаты труда; 5. Поверка и контроль разработанной фирменной системы тарифной оплаты труда. 1. Средний уровень оплаты труда рабочих строителей в подрядных организациях устанавливается на уровне достигнутом в предыдущем периоде и с учетом текущих и будущих возможностей организации в затратах на оплату труда. Средний уровень оплаты труда определяется на основе отчетных материалов о фактических данных, положений коллективного договора и перспективы развития предприятия, его экономического и финансового состояния. Средние текущие тарифные ставки, рассчитанные по фактическим данным об оплате труда за предыдущий период, включают затраты по всем системным видам оплаты труда в строительной организации. Текущие цены оплаты труда являются ставками фонда оплаты труда (ФОТ рабочих), объединяющими тарифные, премиальные и компенсационные выплаты заработной платы рабочих в строительстве. Средний уровень тарифных ставок в абсолютном размере принимается с учетом сложившейся в организации соотношений тарифной и надтарифной частей фирменной системы оплаты труда. При определении средней тарифной ставки по организации целесообразно ориентироваться на оптимальный для современного уровня удельный вес тарифа в заработной плате - примерно 60-80 % с последующим его повышением до общеевропейского стандарта (не менее 90 %). Тарифная часть средней заработной платы становится базовой ставкой дифференцирования оплаты труда рабочих в организации. В настоящем примере проектирования фирменной системы оплаты труда базовая тарифная ставка устанавливается в организации исходя из планируемой средней заработной платы рабочих на плановый период и уровня тарифной части в общей сумме оплаты труда. В примере расчета фирменной системы средняя заработная плата принята в размере 12,5 тыс. руб. в месяц, а отношение тарифной и премиальной частей заработной платы установлено как 80 и 20 %. Базовая ставка фирменной тарифной системы оплаты труда составляет 10,0 тыс. руб. в месяц (12,5 × 0,8 = 10,0). 2. Тарифные соотношение ставок оплаты труда по специальностям устанавливаются на предприятии по группам профессий. Перечень специальностей и их группировка индивидуальны по организациям и устанавливаются в системе управления персоналом исходя из основных задач производства. Тарифное соотношение ставок оплаты труда по специальностям рассчитывается отношением принятого размера этих ставок и средней заработной платы рабочих в организации (тарифной части) на планируемый период. В качестве расчетного примера принимаются данные профессиональной тарифной сетки представленной в таблице 2, по данным регионального мониторинга ранки труда. 3. Тарифные коэффициенты по уровню квалификации (разрядам) разрабатываются в фирменной тарифной сетке оплаты труда в соответствии с решаемыми задачами и требованиями к персоналу. В практической деятельности возможно расширение действующей 6-и разрядной сетки путем добавления новых категорий минимального и максимального уровня оплаты труда с формированием 8-и разрядной сетки. Рекомендуется также в фирменных тарифных сетках по разрядам увеличивать диапазон тарифных коэффициентов с 1,8 в традиционной сетке до 3,0-4,0 в реальных условиях дифференцирования оплаты труда в подрядных организациях. Варианты таких фирменных тарифных сеток представлены на диаграмме 3. Тарифная сетка отражает степенную зависимость роста тарифов по разрядам, сетка линейную зависимость. В фирменных тарифных системах рекомендуется применять тарифные сетки типа . Такое построение фирменной тарифной сетки - дополнение до 8 разрядов с сохранением 6-и разрядной части традиционного вида и диапазоном коэффициентов равным четырем, позволяет: сохранить действующую систему тарифно-квалификационных характеристик (по справочнику ЕТКС работ и рабочих профессий); сохранить порядок и методику расчета коэффициентов тарифной сетки; использовать общие правила расчета коэффициентов для неквалифицированных рабочих (не прошедших аттестацию); оплату повышенного мастерства специалиста возможно учитывать по ставкам тарифной системы, а не в субъективной премиальной форме. По расчетным данным разрабатывается фирменная сетка тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей.

Таблица 4

Сетка фирменных тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей

Показатели

6-и разрядная сетка 8-и разрядная сетка Тарифные коэффициенты 6-и разрядной системы (к минимальной ставке - 1 разряд) Тарифные коэффициенты 8-и разрядной системы (к средней ставке - 5 разряд)

Диаграмма 3

Фирменные тарифные сетки по квалификационным разрядам заработной платы

Средние разряды для тарифных сеток приняты для середины диапазона (по диаграмме 3) с округлением до ближайшего целого разряда, т.к. в производственном тарифном нормировании дробная величина разряда не имеет смысла. Разряды 2-7 фирменной тарифной сетки соответствуют разрядам I - IV традиционной сетки и действующим характеристикам работ и рабочих профессий в ЕТКС, что позволяет их применять без изменений. Разряд 1 фирменной 8-и разрядной сетки (для неквалифицированных рабочих) позволяет включить в систему тарифного регулирования заработной платы учеников, стажеров и, самое важное, «гастарбайтаров» - наемных рабочих из других регионов и иностранных строительных рабочих, не имеющих строительных лицензий. Уровень ставки неквалифицированного рабочего устанавливает самостоятельно предприятием и находится в пределах 0,5-0,7 от заработной платы квалифицированного рабочего I -го разряда по ЕТКС. Высший разряд в предлагаемой тарифной сетке присваивается индивидуально высококвалифицированным мастерам по специальности. Уровень таких тарифных ставок устанавливается вне формулы расчета коэффициентов для остальных разрядов. 4. Расчет тарифных ставок оплаты труда на текущий период для рабочего любой специальности (с) и любой квалификации (р) определяется в проектируемой фирменной тарифной системе по формуле:

Т с. Р. = Т баз × К с × К р × К д ,

Где: Т ср - тарифная ставка рабочего специальности (с) разряда (р), руб./ч.-мес; T баз - базовая ставка оплаты труда - средняя по организации заработная платы рабочих на плановый период, руб./ч.-мес; К с - коэффициент тарифный сетки по специальностям, принимается по данным таблицы 2; К р - коэффициент разрядной тарифной сетки, принимается по данным таблицы 4 (для 8-и разрядной сетки); К д - коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату по системным условиям оплаты труда (стимулирующие и компенсирующие выплаты). Коэффициент (К д ) позволяет откорректировать и включит в тарифные ставки фирменной системы дополнительные выплаты по специфичным условиям труда отдельных специалистов, для которых установлены надбавки администрацией предприятия. Например - рассчитанные ставки применяются для рабочих повременщиков, а для сдельщиков вводится повышающий коэффициент 1.07 (7 % - половина прироста коэффициентов тарифной сетки). В коэффициент (К д ) можно включать надбавки на работы в тяжелых и вредных условиях, работы на высоте, надбавки за передвижные и мобильные условия производства работ и т.п. В примере расчета фирменной тарифной системы оплаты труда принята базовая ставка в размере 10 тыс.руб. и использованы тарифные коэффициенты таблиц 2 и 4. Для 1-го разряда (неквалифицированные рабочие) и 8-го разряда (высококвалифицированные рабочие) тарифные ставки рассчитаны для всех специальностей в одинаковом уровне исходя из характеристик разрядной сетки по диаграмме 3. По принятым исходным данным разрабатывается фирменная тарифная система оплаты труда (таблица 5) для нормальных условий производства строительных работ без стимулирующих и компенсирующие выплат заработной платы.

Таблица 5

Пример фирменной тарифной системы оплаты труда рабочих-строителей

Наименование профессий

Коэффициенты

но профессиям

Квалификационные разряды

Коэффициенты по разрядам

Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник внутренних санитарно-технических систем Монтажник наружных трубопроводов Монтажник стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник Электрослесарь строительный
5. Проверка разработанной фирменной тарифной системы регулирования заработной платы на предприятии включает следующие работы: - проверка минимальной ставки в фирменной тарифной системы на допустимый минимум оплаты труда на данной территории; - проверка соответствия нормативного фонда оплаты труда (по тарифной и премиальной системам) и суммарной заработной платой в сметах на программу подрядных работ планового периода. В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работника на предприятии не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения на данной территории. Нижний уровень тарифной заработной платы в фирменной сетке равен 2700 рублей в месяц. С учетом премиально-компенсационных выплат общая заработная плата низкооплачиваемого неквалифицированного работника составит 3375 рублей (2700/0,8 = 3375), что превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в регионе на этот период - 3334 руб./ч.-мес. Принятый фирменный порядок дифференцирования заработной платы должен корреспондироваться с плановым фондом оплаты труда рабочих-строителей на предприятии, который определяется умножением базовой тарифной ставки на количество рабочих и фонд рабочего времени в плановом периоде. Нормативный фонд оплаты труда предприятия сравнивается со сметными показателями оплаты труда по объектам, входящим в программу подрядных работ планируемого периода.

Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше, чем первого. Тарифный коэффициент I разряда всегда равен единице.

Количество разрядов и величины соответствующих им тарифных коэффициентов определяются в соответствии с коллективным договором, заключаемым на предприятии между администрацией и работниками в лице профсоюза. Положения его, в свою очередь, разрабатываются на основе отраслевого тарифного соглашения и не должны допускать ухудшения положения работников.

Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее - 6-8. Обшее, максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, - произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда - использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.

Единая тарифная сетка (ETC) введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 года (САПП, 1992, № 8, ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП, 1993, № 16, ст. 1253). Она закреплена Правительством РФ в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1 .

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

Разряд
оплаты труда

Тарифные
коэффициенты

Цель введения этой сетки - упорядочить соотношения в оплате труда в зависимости от его сложности и квалификации работников и создать механизм поддержания этих соотношений. Разряды присваиваются аттестационной комиссией предприятия (организации) на основе использования для работников общеотраслевых профессий квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Его третий раздел, включающий квалификационные характеристики, преобразован.

Теперь требования даны в нем по разрядам оплаты ETC, для работников с профессиями, имеющими строго определенную отраслевую принадлежность (здравоохранение, образование, культура и т. п.), разработаны специфические нормативные квалификационные требования (характеристики), содержащие критерии для установления разряда.

Предприятия, не состоящие на бюджетном финансировании, при введении ETC, как правило, для проведения аттестации служащих с целью присвоения им разряда разрабатывают свои квалификационные критерии, основой для которых являются квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная ставка I разряда в ETC для учреждений и организаций бюджетной сферы может не совпадать с величиной законодательно утвержденной минимальной заработной платы.