Способы успокоить и снять стресс у ребенка. Методы лечения стресса у ребенка

Нервное напряжение у детей, как и у взрослых, необходимо вовремя снимать, чтобы оно не нарушило физическое и психическое состояние. Как известно, основной деятельностью детей является игра. Через игру можно не только развиваться, но и лечиться.

Предлагаем вашему вниманию расслабляющие игры для снятия стресса, которые подходят для деток уже с двух лет. Обратите внимание на то, что упражнения, рассчитанные на младших деток, могут выполнять и старшие.

Подсказка

Когда ребёнку нужно представить себя где-то или кем-то, помогайте его воображению, описывайте картинку, которую он может видеть в предложенной ситуации, и ощущения, которые может испытывать.

С 2 лет

Воинственная

Заранее заготовьте лёгкие предметы - бумажные шарики, небольшие мягкие игрушки, маленькие пластмассовые кубики и т.п. И кидайтесь ими друг в друга. Эта весёлая игра должна закончиться перемирием, то есть объятиями.

Кисы-мурысы

Объясните ребёнку, что, когда кошки злятся, они шипят, изгибая спину, царапаются и кусаются. А добрые кошки мурлыкают и трутся об ноги хозяев. Изображайте вместе с ребёнком то злых, то добрых кошек. Только кусайтесь и царапайтесь понарошку.

Бяка-бука

Покажите ребёнку недовольное, рассерженное лицо - наморщите лоб и нос, надуйте губы, посмотрите исподлобья. Попросите малыша повторить вашу гримасу (желательно сделать это на вдохе). А на выдохе пусть он расслабит мышцы лица.

Ловим бабочек

Представьте, что по комнате летает бабочка, и попытайтесь поймать её, проделывая хватательные движения то одной рукой, то другой, а затем и обеими. Ребёнок должен повторять ваши движения. Когда бабочка будет «поймана», медленно разожмите кулаки и посмотрите на неё.

С 3 лет

Воздушные шарики

Ребёнок - воздушный шарик. Изображайте, будто бы вы надуваете шарик, а ребёнок в это время разводит ручки по сторонам, расставляет широко ноги, надувает щёчки и животик. Но тут вы перестаёте дуть, и шарик сдувается - ручки опускаются, голова склоняется вперёд, ножки сгибаются, и ребёнок постепенно ложится на спину в расслабленную позу, раскинув ручки и ножки и закрыв глаза.

Охота

Положите на середину комнаты игрушечного зайку (мышку, белочку, рыбку или другого беззащитного зверька). Ребёнок в этой игре - волк (лиса, тигр, медведь или другой хищник, которого он не боится). Хищник сидит в засаде и медленно, осторожно и бесшумно подбирается к своей «жертве».

Менее «кровавый» вариант этой игры - ловля бабочек, к которым нужно подходить так же осторожно.

Мороженое на солнышке

Ребёнку надо представить, что он - мороженое. Его только достали из морозилки - он твёрдый, холодный, его руки и тело напряжены. Но тут начинает пригревать солнышко, и мороженое тает - постепенно становится мягким, ручки и ножки ребёнка расслабляются.

Тёплый шарфик

Попросите ребёнка представить, что ему холодно. Пусть он обхватит себя ручками, согнётся. Теперь набросьте ему на шею шарфик. Пусть ребёнок повертит головой из стороны в сторону. Его шейке, ему стало тепло, он может расслабиться.

С 4 лет

Я - море

Ребёнок ложится на спину и расслабляется. Он - море, спокойное, тихое. Положите на животик ребёнка бумажный кораблик. Когда ребёнок дышит, кораблик, как на волнах, поднимается и опускается. Если ребёнку удастся сконцентрировать взгляд на кораблике, он успокоит своё дыхание и успокоится сам.

Ветер и солнце

Ребёнку нужно представить, что он сидит на открытой полянке и вдруг дует холодный ветер. Малышу становится холодно, он прижимает коленки к подбородку, обхватывает их ручками, стараясь согреться. Ветер утихает, и тёплое, ласковое солнышко согревает ребёнка своими лучами - он расслабился, поднял личико к солнышку. Внезапно - новый порыв ветра… (Действия нужно повторить несколько раз).

Потягушки

Предложите ребёнку отдохнуть, поспать (понарошку, конечно) - пусть он сядет на корточки, закроет глаза и посидит в этом положении несколько секунд. Приходит время просыпаться: малыш медленно встаёт, поднимает вверх ручки и тянется к потолку, встаёт на носочки и смотрит наверх. После хороших потягушек, можно немного постоять, опустив руки вниз и поулыбавшись друг другу.

Часики «тик-так»

Ручки ребёнка - это стрелки часов. «Заведите» часики - они станут говорить «тик-так» и вертеть стрелками (по очереди размахивать прямыми руками вперёд и назад). Завод закончился, и часики отдыхают. (Повторите игру несколько раз).

Каша кипит

Стоит каша на плите и кипит. Покажите ребёнку, как кипит каша, а он пусть повторяет за вами. Одна рука лежит на животе, другая - на груди. Делается глубокий вдох, при котором живот втягивается внутрь. На выдохе произнесите: «Ф-ф-ф,» - и выпячивайте живот с каждым произнесённым звуком.

С 6 лет

Танец с карандашами

Для этой игры вам понадобятся большой лист обоев, пара восковых мелков, карандашей или фломастеров (можно разноцветные), спокойная музыка.

Положите ребёнка так, чтобы руки от кистей до плеч лежали на обоях. Дайте ему в руки карандаши. Пусть ребёнок закроет глаза, а когда зазвучит музыка, двигает руками, рисуя в такт мелодии. Через 2-3 минуты выключите музыку и вместе рассмотрите получившиеся рисунки.

Лимонный сок

Ребёнку нужно представить, что в правой руке он зажал лимон и выдавливает из него сок. Ладонь сжимается в кулак как можно сильнее. А затем - расслабляется. Повторите то же левой рукой.

Бабочка замёрзла

«Поймайте» вместе с ребёнком воображаемую бабочку. Она замёрзла, её можно согреть дыханием. Подуйте на свои раскрытые ладони, а ребёнок пусть дует на свои. Через минуту бабочка согрелась, и теперь её надо отпустить - сдуйте бабочку с ладоней.

ФОТО Getty Images

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Раннее детсво

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

Симптомы:

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Младшие классы

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

Симптомы:

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

Что делать родителям

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.

МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

«Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

При любом сильном нервном напряжении не только у взрослых, но и у детей возникает стрессовое состояние. Оно является физиологической реакцией на воздействие окружающей среды, которое вызывает у детей различные переживания. От чего возникает стресс у детей?

Основными факторами возникновения стрессов у детей могут быть, например, начало посещения детского садика, зачисление в школу, переход в более взрослый период и много других. Стрессы влияют на психику каждого из детей по-разному, поскольку каждый ребенок – индивидуальность.

Невозможно полностью оградить детей от всех жизненных трудностей. Но родители ребенка своим поведением и спокойной реакцией на различные обстоятельства могут значительно уменьшить уровень тревожности и нервозности, попутно обучая малышей правильному реагированию на жизненные вызовы.

При стрессе в организме ребенка происходят незначительные временные перестройки. После прекращения стрессового состояния происходит перестройка его на обычное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Появление стресса у ребенка можно определить по его поведению или по состоянию здоровья. Дети могут быть совершенно неуправляемыми. Они быстро утомляются, может возникнуть слабость, тошнота, даже повышение температуры.

Можно выделить две категории причин возникновения стресса у детей. Это причины, которые зависят от возраста и причины, которые зависят от обстановки в семье. Существуют также общие причины стрессовых состояний, такие как появление еще одного ребенка, переезд, развод родителей, насилие в семье.

До двух лет стрессовое состояние может наступить от разлуки с родителями, особенно с матерью. Дети также очень чувствительны к переживаниям и тревожности родителей. В таких случаях следует отвлечь малыша от домашней обстановки прогулкой на природу, рисованием, увлекательными играми. Это поможет преодолеть стресс.

Первые стрессовые ощущения дошкольник может получить при выходе на детские площадки, где ему приходится познакомиться с новой, отличной от семьи средой. Здесь малыш впервые общается и взаимодействует в играх со своими сверстниками.

Детский сад является для ребенка новой социальной средой и нужно время . Поэтому первые посещения этого дошкольного заведения всегда вызывает у ребенка стресс. Ведь в семье его окружали только родные ему люди, которые постоянно уделяют ему внимание. Теперь он видит вокруг новую обстановку, много своих ровесников, опыт общения с которыми ему придется приобретать самостоятельно. Тут стресс может возникнуть также из-за конфликтов с другими детьми или воспитателями, принуждения соблюдать режим дня, страха одиночества.

Следующий этап жизни ребенка – школа. На этом этапе причин возникновения стресса у детей множество. Это отношения с одноклассниками или преподавателями, конкуренция между детьми, возможная неуспеваемость. Понимание, что ребенок может в некоторых действиях уступать ровесникам и непонимание того, что это нормально, может повергнуть его в уныние и подавленное состояние.

Малыши в младшем школьном возрасте очень впечатлительны. Они могут переживать и нервироваться из-за негативной информации из роликов в интернете, сообщений о природных катастрофах, войнах. Для этого возраста причиной стресса у ребенка могут стать неверные представления о себе, как о плохом ученике, непутевом товарище или раскаяние в совершении какого-либо проступка.

Детский сад и стресс

Посещение детьми до трех лет дошкольных учреждений многие психологи справедливо считают вредным для психики ребенка и его развития. Речь малыша, посещающего ясли, развивается медленнее, чем дома с родителями из-за общения с ровесниками с таким же уровнем речи. Недостаточное развитие речи приводит к тому, что ребенок не имеет возможности выразить свои переживания. Поэтому он переживает еще больше и впадает в состояние стресса.

Длительное пребывание малышей вне привычной семейной обстановки может в дальнейшем повлиять на все общение с родителями. Из-за неумения составлять фразы и предложения дети могут утаивать собственные переживания и тревоги. В будущем они так же не будут делиться ими с родителями. Детский сад и стресс способствуют тому, что дети начинают держать в себе свои тревоги и мысли.

Пребывание ребенка в детском садике — это разлука с родителями. Для малыша это может стать доказательством его собственной ненужности или предательства. Боязнь потерять родителей, страх перед неизвестностью дальнейшего пребывания в садике провоцирует у малыша сильный стресс. Поэтому адаптация к новым условиям может быть трудной и длительной.

Очень трудно адаптируются в садике дети, которые часто болеют. Поэтому рекомендуется таких детей не отрывать от семьи как можно дольше. В возрасте около трех лет ребенок уже чувствует себя личностью и пытается доказать это окружающим. Это своеобразный кризис развития, который повышает чувствительность малыша, что может еще больше усугубить адаптацию в садике.

Выделяются три группы факторов риска, которые способствуют тяжелой адаптации к детскому саду. Первая группа относится к дородовому этапу. Сюда входят вредные условия труда беременной, алкоголизм и курение, стрессовые ситуации во время беременности, токсикоз и болезни. Даже употребление алкоголя мужем накануне зачатия могут привести к осложненной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Вторая группа относится непосредственно к родам. Сюда можно отнести несовместимость резус-фактора мамы и малыша, асфиксию, родовые травмы.

В третью группу входят послеродовые факторы риска – недоношенность или переношенность, употребление алкоголя и курение во время лактации, кормление искусственными смесями, депрессии, плохие материально-бытовые условия, неполная семья.

Некоторые из этих факторов, связанные с беременность и родами, необратимы, их нельзя изменить. Но фактор влияния курения вполне можно исключить. При наличии нескольких перечисленных факторов риска от посещения ребенка до трех лет дошкольного учреждения лучше отказаться.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Методы выхода ребенка из стресса

Главной задачей родителей является своевременное выявление симптомов стрессового состояния ребенка и вывод его из этого состояния. К общим для всех детей признакам стресса относят подавленность, бессонницу, головную боль, тревожность. Эта симптоматика зависит от возраста ребенка. Реже можно заметить индивидуальные симптомы – заикание, выпадение волос.

Определяются два метода выхода ребенка из стресса. Первый метод подразумевает устранение причин стрессового состояния. Второй метод заключается в выработке в сознании малыша некой стратегии борьбы со стрессом.

Если причиной депрессивного расстройства является невыполнение домашнего задания из-за большой загруженности внешкольными занятиями, следует ограничить участие ребенка в кружках или других мероприятиях. Это освободит время для основных занятий и сэкономит энергию ребенка. Причина стресса будет удалена.

Бывает, что причину, от которой возникает стресс у детей, удалить не удается. Тогда после выяснения всех подробностей переживаний ребенка нужно объяснить ему, что не стоит из неприятностей делать трагедию, а из всех сложных ситуаций всегда есть выход.

Родителям следует помнить, что нужно постоянно открыто демонстрировать заботу о малыше, прислушиваться к его мнению и желаниям. Перед тем, как запретить что либо, необходимо доходчиво пояснить ребенку, зачем это нужно. Иначе запрет будет воспринят как давление на его свободу. Очень важно для малыша проводить хорошо продуманные родителями расслабления.

Для этого хорошо подойдет отдых на природе всей семьей или совместный просмотр любимых фильмов. И самое важное для ребенка – это ощущение, что папа и мама всегда рядом, всегда поддержат. Тогда ему не страшны никакие стрессы.

К вечеру у детей накапливается энергия и нервное напряжение, которое нужно куда-то деть. Поэтому традиционно, перед сном, начинается беготня, шуточные драки, хохот. Думаю, что запрещать детям беситься бессмысленно, а вот присоединиться к ним не мешало бы. Покидайтесь подушками, попрыгайте через скакалку (кто дольше продержится без запинок)... Пойте песни, танцуйте под музыку!
Второй вариант снятия нервного напряжения. Моя дочь назвала его «Мне нужно понервничать»
Она уединяется в комнате и начинает двигать мебель, точнее пытается это сделать. Естественно, мебель не трогается с места. Дочь лупит ее кулаками, снова двигает (больше всех достается дивану). Кстати, не зря многие взрослые делают перестановку в комнате или квартире, когда нужно избавиться от депрессивного состояния, - это дает определенную разрядку через физические усилия, плюс эффект новизны в жизни.

Поколотить можно не только диван, но и подушку (вообразите, что перед вами ваш обидчик). Моя дочь обычно срывает зло на коробке с карандашами - бросает, стучит по ней, кладет на пол и прыгает на коробку, пытаясь раздавить. В этот момент из комнаты дочери доносится и рычание, и плач, и реплики «Вот тебе! На тебе!».

Возможно, кто-то отнесется к этому иначе - покрутит у виска и скажет: «Ненормальные!». Однако подобные явления у детей наблюдаются в связи с их физическим ростом и формированием нервной системы. Прибавим сюда огромные нагрузки в школе, впечатления, полученные за день, и как результат, – нервное напряжение, которое необходимо снять! Пусть уж лучше достанется коробке с карандашами!

Третий вариант – «Букашки». Этот способ я подглядела у младшей дочери. Нужно принять позу перевернутого на спину жука. Ложимся на спину, поднимаем кверху конечности и дрыгаем ими, как бы стряхивая с них что-то. В то время как руки и ноги дрыгаются, можно крутить головой и кричать «Аааааа!». Эффект потрясающий! За считанные секунды можно стряхнуть с себя львиную долю усталости и негатива.



Статьи по теме: Cемья