Средства выразительности в произведении ахматовой "реквием". Анализ стихотворения «Муза» Ахматова

В 1924 году Анна Ахматова переживала не лучшее время в своем творчестве и личной жизни. Стихотворение «Муза» было написано именно в этот период. Ахматова отличается в написании своих стихов предельной лаконичностью, краткостью слов, что делает ее произведения узнаваемыми среди других. В произведение «Муза» говорится об ожидании автором прихода вдохновения, то есть музы. Без участи музы для поэтессы нет смысла жизни, никакие почести не могут быть сравнимы с посещением долгожданного гостя.

В жизни Ахматовой это было время, когда она забыта читателями, обществом. Ее перестали печатать, старые издания прекратили переиздавать. Казалось, имя Ахматовой стало забытым. Ей приходилось скитаться по квартирам из-за разрыва с Шилейко, с которым официально на тот период еще не расторгнуты отношения. Она проживала временно у знакомой Ольги Глебовой-Судейкиной, популярной танцовщицы и манекенщицы. До 1926 г. фамилия «Ахматова» еще не была известна широким кругам.

Главная тема стихотворения

В своем стихе «Муза» вдохновительница авторских строк не просто так описана с «дудочкой в руке». Для Ахматовой этот образ связан со статуей в Летнем саду в Петербурге, на которой была изображена древнегреческая статуя Эвтерпы, являющейся музой для поэтов и музыкантов. Данный образ играл важную роль для поэтессы.

Главной темой произведения является ожидание героем новой жизни, новых сил и вдохновения с приходом музы. Без нее жизнь практически обрывается и ничто не может затмить важность прихода гостьи. Когда муза появляется у кровати, «откинув покрывало», героиня задает вопрос, она ли вдохновила Данте Алигьери на написание знаменитой «Божественной комедии». Вдохновительница говорит «Я» и стихотворение внезапно заканчивается. Таким утвердительным финалом автор пытается передать читателю умиротворение и воодушевление, ибо она получает бессмертие. А для великого поэта бессмертие превыше всяких почестей, свобод, юности. Намного важнее, если стихи поэта будут передаваться из поколения в поколение, что его имя останется узнаваемым среди народа.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение «Муза» отличается своей краткостью. Лаконизм и есть основным приемом в написании произведения. Немногословность, компактность стиха является главными приемами в творчестве Ахматовой. Сборник «Вечер», вышедший в начале литературного пути автора, подтверждает данный факт.

Стих состоит из нескольких строф. Но он имеет свою сюжетную линию. В первой части героиня ожидает прихода музы, а во второй описано ее появление. Поэтесса умело сочетает в произведении повествовательную речь с восклицательными выражениями. Это придает ее стихотворениям особый художественный оттенок. «Краткая» форма стиха помогает предопределить появление ожидаемого с большей эмоциональностью, неожиданностью, колоритностью.

Анна Ахматова пережила кризисный период в своем творчестве, но это не сломало ее как поэта. Несмотря на временную «забытость» среди читателей, она смогла найти в себе силы двигаться дальше. Многие из поэтов ее времени не пережили тяжелые периоды. Это был Маяковский и Есенин, жизнь их оборвалась трагично. Но Ахматова, как продолжатель Данте, несет бессмертие в своих строках.

реквием поэма ахматова

Главная мысль поэмы "Реквием" - выражение народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются. Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, что среди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности.

Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска "смертельная", шаги солдат "тяжелые", Русь "безвинная", "черные маруси" (арестантские машины, иначе "черный воронок)". Часто употребляется эпитет "каменный": "каменное слово", "окаменелое страдание" и т.д. Многие эпитеты близки к народным: "горячая слеза", "великая река" и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеной.

Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты "красная" и "ослепшая" по отношению к стене создают образ стены, красной от крови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Сравнений в поэме немного. Но все, так или иначе, подчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к религиозной символике, которую Ахматова часто использует. В поэме есть образ, близкий всем матерям, Матери Христа, молча переносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти:

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отдалена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут...

И вновь народные мотивы: «И выла старуха, как раненый зверь». «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть». Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнями казнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русской женщины времени варварства (17 век), которое вновь вернулось в Россию.

Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. «Перед этим горем гнутся горы...». С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет добиться удивительной краткости и выразительности. «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». А вот еще: «И своей слезой горячей новогодний лед прожигать».

В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

Смерть и безумие - близкие друг другу состояния. Но безумие страшнее смерти, потому что безумный человек способен на все, даже на самоубийство. А Анна Ахматова - сильный человек, она не может позволить себе сойти с ума, она должна продолжать жить и творить.

Чтобы забыть ночной кошмар - человек просыпается. А чтобы забыть кошмар реальный? Наверное, нужно заснуть. И, наверное, поэтому поэма заканчивается в стиле колыбельной:

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Когда человеку становится плохо и одиноко - он замыкается в себе. И постепенно начинает все воспринимать по-другому, у него появляются другие ценности. Смерть ему уже не страшна. А это значит, что человек духовно взрослеет, видит в жизни и смерти совершенно другой смысл. Как правило, заключительная часть реквиема - это мольба о даровании вечного покоя. Это радостный и светлый мотив, идущий от преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об этом и после ее смерти.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха как раненый зверь.

Она боится забыть это, потому что в данный момент это - смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. Она просит поставить себе памятник у Тюремной Стены, «где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы. Можно сказать, что никогда - ни в русской, ни в мировой литературе - не возникало столь необычного образа - памятника Поэту. «Реквием» Анны Ахматовой - подлинно народное произведение не только в том смысле, что поэма отразила великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притче. Подводя итог, можно добавить к сказанному лишь слова Виктора Астафьева, которые в точности передают состояние души лирической героини, идею всей поэмы: «Матери! Матери! Зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественней всех страдаете вы о своем первобытном одиночестве в своей священной и звериной тоске по детям».

«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» – одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.

Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора. И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной. Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».

Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе – прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок». Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини. Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой – Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен.

Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В 1912 году Ахматова выпустила дебютный сборник «Вечер» в издательстве «Цех поэтов». Первый тираж его, вышедший с предисловием выдающегося представителя...
  2. В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем – поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми...
  3. Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий...
  4. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она...
  5. В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности ее внутреннего духовного строя, ее личности, ее поэтики....
  6. Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной...
  7. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания...

«Муза» Анна Ахматова

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен. Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.