Страны социалистического лагеря после второй мировой войны. Как страны бывшего соцлагеря ностальгируют по жизни былой

Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Советским Союзом социалистический лагерь, экономически сомкнулись и наладили тесное сотрудничество между собой. Параллельно с мировым капиталистическим рынком возник новый ми ровой демократический рынок.

Участниками этого рынка являются в настоящее время: Советский Союз, Китайская Народная Республика, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Германская Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика, Корейская Народно–Демократическая Республика. На территории этих государств, равной четвёртой части всей суши земного шара, живёт более трети всего человечества.

Страны Центральной и Юго–Восточной Европы, отпавшие от капиталистической системы, сразу после установления народно–демократического строя стали налаживать тесные экономические связи с Советским Союзом и взаимное сотрудничество между собой. Эти связи, основанные на принципах братской взаимопомощи, сыграли огромную роль в быстром восстановлении экономики народно–демократических государств и в решении других неотложных хозяйственных задач послевоенного периода. После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики в состав социалистического лагеря вошла великая держава с населением в 600 миллионов человек.

С переходом стран народной демократии к выполнению перспективных народнохозяйственных планов, направленных на создание основ социализма, экономическое сотрудничество государств социалистического лагеря вступило в новый этап. Этот этап характеризуется переходом к долгосрочным экономическим договорам и соглашениям о взаимных поставках товаров. Такие договоры и соглашения обеспечивают каждой стране на длительные сроки получение определённых видов машин, оборудования, сырья и других товаров, необходимых для выполнения её народнохозяйственных планов. В то же время долгосрочные соглашения гарантируют каждой стране сбыт её продукции на внешнем рынке. Наличие устойчивых и длительных хозяйственных связен создаёт ясную перспективу дальнейшего развития экономики и является одним из важнейших условий планомерного социалистического строительства в странах народной демократии.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря показывает, что даже самые развитые капиталистические страны не могли бы оказать такой действенной и технически квалифицированной помощи народно–демократическим странам, какую оказывает им Советский Союз и какую они оказывают друг другу.

В целях планомерного экономического сотрудничества стран социалистического лагеря в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи на началах полного равноправия всех государств, участвующих в этом Совете. Совет экономической взаимопомощи организует обмен хозяйственным и техническим опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием, осуществляет плановую увязку и, координацию развития экономики государств социалистического лагеря на основе рационального разделения труда между ними. Это полностью отвечает интересам наиболее быстрого развития производительных сил каждой из стран и всего социалистического лагеря в целом.

Взаимное сотрудничество стран народной демократии быстро растёт и ширится с ростом их народного хозяйства. Мировой демократический рынок располагает такими ресурсами, которые позволяют каждой стране находить в его пределах всё необходимое для её экономического развития.

Неуклонный рост и укрепление мирового рынка стран социалистического лагеря служит неопровержимым доказательством его исторической прогрессивности, его решающих преимуществ перед мировым капиталистическим рынком.

Широкое развитие экономического сотрудничества стран социалистического лагеря не только не исключает роста их торговых связей со странами капиталистической части мира, но создаёт благоприятные предпосылки и условия для такого роста. Страны социалистического лагеря стремятся развивать деловые связи со странами капиталистического лагеря на началах равноправия, взаимной выгоды и строгого соблюдения взятых на себя обязательств, исходя из того, что различие социально–экономических систем не должно служить препятствием для развития взаимовыгодных торговых и других экономических отношений. Политика американского империализма, направленная на срыв торговли капиталистических стран с Советским Союзом и государствами народной демократии, всё больше разоблачается жизнью и терпит провал. Агрессивные силы империализма не в состоянии нарушить или остановить подъём экономики народов, навсегда порвавших с капиталистической системой. Не только среди широких масс трудящихся, но и в предпринимательских кругах капиталистических стран, особенно под влиянием увеличивающихся трудностей сбыта на мировом капиталистическом рынке, растёт стремление к нормализации и расширению торговли со странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря используют торговые связи с капиталистическими странами как один из факторов дальнейшего подъёма своей экономики и повышения жизненного уровня населения. Развитие торговых отношений между государствами обоих лагерей имеет ещё большее значение для стран капиталистической системы, особенно в связи с прогрессирующим сужением мирового капиталистического рынка. Установление нормальных международных экономических отношений между странами обоих лагерей служит делу мира, ослабления международного напряжения и срыва планов поджигателей новой войны.

Характер экономических отношений между странами социалистического лагеря.

Страны социалистического лагеря различны по уровню своего экономического и технического развития. Однако взаимоотношения между этими странами определяются тем важнейшим и решающим фактом, что все они идут по пути социализма и коммунизма. В экономике стран народной демократии ведущее место занимают социалистические формы хозяйства. Вследствие этого и в сфере взаимоотношений между странами социалистического лагеря потеряли силу экономические законы капитализма, выражающие эксплуатацию человека человеком, конкуренцию и анархию производства. В этом лагере отношения между государствами базируются на экономических законах социализма и отражают требования этих законов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря представляет собой новый тип международных отношений, какого ещё не знала история.

В соответствии с основным экономическим законом социализма хозяйственные связи между странами – участницами мирового демократического рынка подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей трудящихся путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Вследствие этого в социалистическом лагере нет и не может быть экономической экспансии, неэквивалентного обмена, конкурентной борьбы, эксплуатации и порабощения слабых государств более сильными. Взаимоотношения между странами этого лагеря характеризуются товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью.

Важнейшей особенностью социалистического лагеря является плановый характер всех экономических связей участвующих в нём стран. В соответствии с законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря развивается на основе взаимной увязки народнохозяйственных планов. Планы экономического сотрудничества учитываются в государственных планах развития народного хозяйства Советского Союза и стран народной демократии. В этом состоит огромное преимущество мирового демократического рынка по сравнению с мировым капиталистическим рынком, подверженным всё более частым и глубоким кризисам вследствие растущего обнищания масс, сужения сферы приложения сил главных капиталистических стран к мировым ресурсам и всё углубляющихся противоречий современной капиталистической экономики. Опираясь на свои собственные ресурсы и на братскую взаимопомощь, страны социалистического лагеря обеспечивают непрерывный подъём народного хозяйства и систематическое повышение материального благосостояния трудящихся масс. Это в свою очередь создаёт прочную базу для неуклонного расширения мирового демократического рынка и обусловливает отсутствие на этом рынке трудностей сбыта, присущих мировому капиталистическому рынку.

Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народа. Страны социалистического лагеря заинтересованы во всемерном развитии производительных сил каждой из них, поскольку такое развитие укрепляет экономическую мощь всего лагеря в целом. Это создаёт чрезвычайно благоприятные условия для расширения и укрепления экономического сотрудничества между государствами этого лагеря.

Развитие и укрепление экономического сотрудничества между странами социалистического лагеря происходит на основе нового, социалистического международного разделения труда, которое коренным образом отличается от международного разделения труда в капиталистической системе мирового хозяйства.

В отличие от капитализма разделение труда между государствами социалистического лагеря складывается не путём принуждения и насилия, а в порядке сотрудничества равноправных государств.

Разделение труда между странами социалистического лагеря исходит из учёта возможностей каждой страны и ведёт к общему подъёму. Каждая страна выделяет часть своих ресурсов для удовлетворения потребностей других стран и в свою очередь опирается на их дружескую помощь. Рациональное разделение труда между странами социалистического лагеря содействует всестороннему развитию их производительных сил, позволяя каждой стране в плановом порядке мобилизовать для этой цели не только собственные ресурсы, но и ресурсы других братских стран.

В то же время социалистическое разделение труда позволяет отдельным странам избежать параллелизма в развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства. Дополняя друг друга в качестве равноправных экономических единиц в общей системе социалистического лагеря, страны этого лагеря получают возможность ускорять темпы своего хозяйственного развития за счёт сбережения огромных средств и сил. Каждая страна может сосредоточить свои силы и средства на развитии тех отраслей, для которых она располагает более выгодными природными и экономическими условиями, производственным опытом и кадрами. При этом отдельные страны могут отказаться от освоения производства тех видов продукции, потребность в которых может быть удовлетворена за счёт поставок из других стран. Таким образом достигается широкая специализация и кооперирование производства в промышленности и наиболее целесообразное разделение труда в производстве продовольствия и сырья.

Такая специализация и кооперирование осуществляются путём взаимной увязки планов капитального строительства и заключения долгосрочных многосторонних и Двусторонних соглашений о взаимной помощи и сотрудничестве. Специализация и кооперирование имеют особенно большое значение в важнейших отраслях тяжёлой индустрии – машиностроении и металлургии, где благодаря этому открываются широкие возможности значительного снижения себестоимости продукции. В сельском хозяйстве установление надлежащего разделения труда создаёт благоприятные условия для скорейшего подъёма производства всех его отраслей путём повышения производительности труда и рационального использования сельскохозяйственных земель.

Рост социалистического разделения труда способствует дальнейшему развитию мирового демократического рынка.

Опыт экономического сотрудничества стран социалистического лагеря целиком подтверждает положение марксизма–ленинизма о том, что установление равноправных хозяйственных отношений между высокоразвитыми и слаборазвитыми странами возможно только после освобождения этих стран от ярма империализма.

Во взаимоотношениях стран социалистического лагеря впервые в истории ликвидировано неразрешимое для капитализма противоречие между объективно прогрессивной тенденцией к хозяйственному сближению, объединению отдельных стран и империалистическими методами этого объединения, осуществляемого путём финансового закабаления и колониального порабощения экономически слабых народов капиталистически развитыми государствами.

Экономические отношения между развитыми и отсталыми странами в капиталистическом лагере строятся на началах господства и подчинения и отражают прежде всего соотношение сил партнёров. Империалистические государства, выкачивая ценное сырьё из слаборазвитых стран, колоний и полуколоний, увековечивают их отсталость и зависимость в качестве аграрно–сырьевых придатков к экономике метрополий.

Экономические отношения в социалистическом лагере характеризуются всесторонней взаимопомощью, подтягиванием слаборазвитых стран до уровня передовых. В результате социалистического международного разделения труда облегчается ликвидация экономической отсталости и однобокости хозяйственного развития, унаследованных странами народной демократии от капитализма, создаются благоприятные условия для их индустриализации, укрепляется их экономическая самостоятельность и независимость от капиталистического мира, быстрее поднимается их хозяйство и повышается благосостояние населения.

В социалистическом лагере отношения между странами являются воплощением принципов пролетарского интернационализма – международной солидарности трудящихся. Эти взаимоотношения основаны на бескорыстной взаимной поддержке, на уважении их государственного суверенитета и национальных интересов. Братская дружба и тесное сотрудничество стран социалистического лагеря служат важнейшим источником несокрушимой мощи этого лагеря, решающим условием успешного социалистического строительства в этих странах.

Основные формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря.

Главными формами сотрудничества стран социалистического лагеря являются внешняя торговля, предоставление кредитов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров.

Среди этих форм экономического сотрудничества основное значение имеет внешняя торговля.

Внешняя торговля стран мирового демократического рынка строится на совершенно иных принципах, чем внешняя торговля на мировом капиталистическом рынке. В капиталистическом мире внешняя торговля, сосредоточенная в руках монополий, подчинена интересам выколачивания максимальных прибылей путём неэквивалентного обмена и других способов ограбления и закабаления отсталых и зависимых стран. Внешняя торговля стран социалистического лагеря является государственной монополией (СССР и европейские страны народной демократии) или осуществляется под строгим контролем государства (Китайская Народная Республика) и служит интересам общего подъёма, ускорения хозяйственного развития стран этого лагеря, повышения уровня жизни их населения.

Каждая из стран–участниц мирового демократического рынка, реализуя при помощи внешней торговли всё возрастающую долю продукции своего народного хозяйства, получает взамен всё больше материальных ценностей: промышленного оборудования, сырья и других товаров, необходимых для её экономического развития. Каждая страна ввозит товары, которые ей необходимы, и вывозит товары, нужные другим странам, причём ни один из участников товарооборота не навязывает партнёру ненужные ему товары, как это часто практикуется на капиталистическом рынке.

Цены товаров на мировом демократическом рынке устанавливаются в порядке добровольного соглашения равноправных сторон, на основе полного соблюдения взаимных интересов, что исключает какую‑либо дискриминацию и неэквивалентность обмена. Эти цены являются устойчивыми: они определяются на срок не менее года, а по большинству товаров цены остаются без изменений в течение ряда лет.

Непрерывный рост внешней торговли между странами социалистического лагеря ярче всего свидетельствует о развитии и укреплении мирового демократического рынка.

В 1938 г. вся торговля СССР с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Албанией составляла лишь 1,5% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. торговля с этими странами составляла 40% внешнеторгового оборота СССР. В 1938 г. торговля СССР с Китаем составляла 4% внешнеторгового оборота СССР, а в 1953 г. она составляла 18%.

Внешнеторговый оборот Польши возрос в 1952 г. в 6 раз по сравнению с 1946 г., Чехословакии – в 3,5 раза, Венгрии – в 13 раз, Румынии – в 14,5 раза, Болгарии – почти в 3 раза. В Германской Демократической Республике он вырос в 17,7 раза по сравнению с 1947 г. В 1953 г. на долю стран социалистического лагеря приходилось около 70% всего торгового оборота Польши, около 80% – Чехословакии, 85% – Румынии, около 80% – Венгрии, 88% – Болгарии, почти 100% – Албании, более 75% – Германской Демократической Республики.

Советский Союз, располагающий высокоразвитой тяжёлой промышленностью и в особенности машиностроением, поставляет большие массы самого разнообразного оборудования в страны народной демократии. За последние пять лет (1948 – 1953) поставки промышленного оборудования и машин из СССР в страны народной демократии выросли более чем в 10 раз.

Машины, оборудование и другие средства производства занимают видное место и в вывозе других стран социалистического лагеря. Чехословакия вывозит продукцию машиностроительной, металлургической и химической промышленности, кокс, обувь. Польша поставляет каменный уголь, кокс, прокат чёрных металлов, цинк, железнодорожный подвижной состав, продовольственные товары. Венгрия экспортирует металлорежущие станки, турбины, трансформаторы, подъёмно–транспортное оборудование, алюминий, бокситы, продовольствие. В вывозе Румынии большое место занимают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы. Болгария вывозит табак, свинцовые и цинковые концентраты, цемент, вино. Албания поставляет продукцию горнорудной промышленности, нефть, битум. Германская Демократическая Республика экспортирует продукцию машиностроительной, электротехнической и химической промышленности, изделия точной механики и оптики. Китайская Народная Республика вывозит промышленное и сельскохозяйственное сырьё, продовольственные товары.

Важной формой экономического сотрудничества стран социалистического лагеря является предоставление кредитов. В капиталистическом мире кредитные отношения служат одним из наиболее действенных орудий экономического ограбления слаборазвитых стран монополиями империалистических держав. Предоставление кредитов обычно обусловливается обязательством израсходовать полученные в кредит суммы на закупку товаров в стране–кредиторе. Таким путём империалисты сбывают странам–должникам свои залежалые товары, в первую очередь товары потребительского характера, по монопольно–высоким ценам. В лагере социализма предоставление кредитов не связано ни с какими привилегиями для кредитора. Они предоставляются прежде всего на покупку оборудования и машин, а также на покупку тех товаров, которые не производятся в данной стране, но необходимы для её народного хозяйства. Государства, получившие займы, погашают эти займы и начисленные по ним проценты товарами обычного ассортимента, характерного для экспорта данной страны, и по справедливым ценам.

Так, по заключённому 14 февраля 1950 г. кредитному соглашению Советский Союз предоставил Китайской Народной Республике кредит в 300 миллионов американских долларов с использованием его в течение 5 лет, начиная с 1 января 1950 г., равными ежегодными частями для оплаты поставок из СССР оборудования и материалов, в том числе оборудования для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, оборудования для добычи угля и руд, железнодорожного и другого транспортного оборудования, рельсов и других материалов, необходимых для восстановления и развития народного хозяйства Китая. Этот кредит был предоставлен из 1% годовых, причём погашение кредита будет производиться Китаем равными ежегодными долями в течение 10 лет.

На основе долгосрочных кредитных соглашений Советский Союз в большом количестве поставляет машины и оборудование в Болгарию, Албанию и в другие страны. Благодаря советским кредитам Албания получила комплектное оборудование для целых фабрик и заводов: для текстильного комбината, сахарного и цементного заводов, для нефтеперегонного завода и других предприятий. Болгария получила комплектное оборудование для химического комбината имени Сталина, для теплоэлектроцентрали имени В. Червенкова, для металлургического и свинцово–цинкового завода и ряда других предприятий.

Крупное значение для экономического подъёма стран социалистического лагеря имеет научно–техническая помощь. Эта помощь осуществляется в многообразных формах, прежде всего – в виде передачи патентов, лицензий и технологической документации на новейшие изобретения и технические усовершенствования, взаимного обмена производственно–техническим опытом, совместной разработки и использования естественных ресурсов, совместного строительства промышленных предприятий, взаимной помощи специалистами.

Советский Союз помогает странам народной демократии строить крупнейшие современные предприятия и целые отрасли промышленности. В порядке технической помощи Советский Союз обеспечивает новейшим, наиболее совершенным оборудованием промышленные предприятия и культурные учреждения, сооружаемые по советским проектам. Советский Союз передаёт другим странам социалистического лагеря научные изобретения, патенты и лицензии на новейшие производственно–технические достижения, причём оплачиваются только фактические затраты на проектирование и изготовление научной документации. Советские специалисты – инженеры и техники – помогают странам народной демократии вести изыскательские работы, разрабатывать месторождения полезных ископаемых, осуществлять сложные монтажные и строительные работы на ряде крупных новостроек. Страны народной демократии оказывают друг другу широкую научно–техническую помощь на тех же началах бескорыстного сотрудничества.

К числу крупнейших промышленных предприятий, созданных и создаваемых в европейских странах народной демократии с помощью Советского Союза, относятся: автомобильный завод в Варшаве, металлургический комбинат имени Ленина в Новой Гуте в Польше, металлургический комбинат имени Готвальда в Чехословакии, комбинат в Сталинвароше в Венгрии, гидроцентраль имени Ленина в Румынии, химический комбинат имени Сталина в Болгарии, гидроэлектроцентраль имени Ленина в Албании и ряд других комбинатов, предприятий тяжёлого машиностроения, электростанций.

Широкая техническая помощь Советского Союза явилась одним из важнейших условий, открывших перед странами народной демократии возможность создать в короткий срок новые производства и целые отрасли промышленности, которых эти страны не имели и не могли бы иметь в других условиях. Так, Румыния не только расширила свою нефтедобывающую промышленность, но и создала собственное нефтяное машиностроение, производящее почти всё необходимое оборудование для добычи нефти и значительную часть сложной аппаратуры для её очистки. Это единственный случай в мире, когда небольшая страна, обладающая нефтяными богатствами, сумела создать также нефтяное машиностроение. Об этом не могут и мечтать малые страны – обладательницы нефти в капиталистическом мире, нещадно эксплуатируемые американскими и английскими монополиями.

Тесное сотрудничество между странами народной демократии в огромной мере облегчает создание в этих странах новых отраслей промышленности. Так, по чехословацко–венгерскому договору Чехословакия получила возможность создать алюминиевую промышленность на базе венгерских бокситов, Польша помогла Чехословакии организовать производство карбида и построить заводы по выплавке цинка. В Новых Дворах (Польша) Польшей и Чехословакией совместно построена электростанция, поставляющая электроэнергию обеим странам. Предоставив Чехословакии в долгосрочную аренду часть Щецинского порта, Польша открыла ей выход к морю.

К научно–техническому сотрудничеству стран социалистического лагеря тесно примыкает сотрудничество по подготовке кадров. В высших учебных заведениях Советского Союза, Чехословакии, Польши систематически получают подготовку большие контингенты молодёжи из братских стран; на предприятиях, в научных учреждениях проходят практику молодые специалисты из этих стран.

Успехи экономического сотрудничества стран социалистического лагеря, быстрый рост мирового демократического рынка являются ярким показателем превосходства социализма над капитализмом и открывают перед человечеством перспективу мирного экономического и культурного развития всех стран и народов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Экономические взаимоотношения между странами социалистического лагеря представляют собой совершенно новый, социалистический тип международных отношений. В то время как в мире капитализма экономические отношения между странами построены на началах господства сильных стран над слабыми, борьбы всех против всех, анархии и бесплановости, экономические отношения в лагере социализма строятся на началах полного равенства сторон и взаимной выгоды, уважения к государственному суверенитету всех народов, больших и малых, братской взаимопомощи, планомерности и организованности всех экономических связей. Отношения между странами социалистического лагеря являются воплощением принципов пролетарского интернационализма международной солидарности трудящихся.

2. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря базируется на экономических законах социализма. В соответствии с основным экономическим законом социализма и законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства экономические связи между странами социалистического лагеря подчинены общей цели наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества путём непрерывного роста производства и развиваются в плановом порядке, на базе эквивалентности обмена. Всё это обеспечивает неуклонное расширение ёмкости мирового демократического рынка, его бескризисное развитие. Планомерный характер развития экономики стран социалистического лагеря обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования имеющихся ресурсов. Экономическое сотрудничество стран социалистического лагеря осуществляется на базе нового, социалистического международного разделения труда. Социалистическое разделение труда между государствами осуществляется путём тесной увязки их народнохозяйственных планов, особенно планов капитального строительства, путём широкой специализации и кооперирования важнейших отраслей промышленности, а также производства основных видов продовольствия и сырья.

3. Основное место среди различных форм экономического сотрудничества стран социалистического лагеря принадлежит внешней торговле, быстро растущей из года в год. Большое значение имеют такие формы экономического сотрудничества, как предоставление кредитов и займов, научно–техническая помощь, сотрудничество в подготовке кадров. Все эти формы экономического сотрудничества стран социалистического лагеря развиваются в целях быстрейшего развития производительных сил, неуклонного подъёма экономики и благосостояния народов.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

Итоги второй мировой войны для стран Европы. Основные тенденции развития.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания), которые в послевоенный период стали называть просто Восточной Европой, прошли через драматические испытания.

В годы войны некоторые из них были оккупированы германскими и итальянскими войсками (Польша, Чехия, Югославия, Албания), другие оказались союзниками Германии и Италии. С этими странами были заключены мирные договоры (Болгария, Венгрия, Румыния).

Освобождение Европы от фашизма открыло путь к утверждению демократического строя и антифашистских преобразований. Разгром Советской Армией немецко-фашистских войск на территории этих стран оказал решающее влияние на внутренние процессы в государствах Восточной Европы. Они оказались в орбите влияния Советского Союза.

Славянские страны в наибольшей степени пострадали от второй мировой войны, так как они были непосредственными ее участниками. Мюнхенское соглашение и разделение Чехословакии окончательно положили конец Версальской системе мира. Ход всей войны определил итоги для стран. Особенно сильно пострадала Польша, в меньшей степени Чехословакия. После войне Чехословакия восстанавливает свои границы, ей была возвращена Судетская область, о Словакии передают Закарпатскую Украину. В целом восстановление границ происходило под контролем СССР.

С разгромом фашизма к власти в восточноевропейских странах пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал-демократы, либералы и т.д.). Первые преобразования носили общедемократический характер, были направлены на искоренение остатков фашизма, восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции, США и Великобританией, началом «холодной войны» в странах Восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации. В 1947-1948-е гг. в этих странах, в большинстве из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств.

Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.

В странах, получивших название народно-демократических, сохранились остатки многопартийности. Политические партии в Польше, Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, которые признали ведущую роль коммунистов, не были распущены, их представителям выделялась квота в парламентах и правительствах. В остальном, в Восточной Европе воспроизводилась советская модель тоталитарного режима с присущими ему чертами: культом лидера, массовыми репрессиями. По советскому образцу были проведены коллективизация сельского хозяйства (частичным исключением была Польша) и индустриализация.

Формально восточноевропейские страны считались независимыми государствами. В то же время с созданием Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) в 1947 г. фактическое руководство «братскими странами» начало осуществляться из Москвы. То, что в СССР не потерпят никакой самодеятельности, показала крайне негативная реакция И.В. Сталина на политику руководителей Болгарии и Югославии - Г. Димитрова и И. Тито. Договор о дружбе и взаимопомощи Болгарии с Югославией включил пункт о противодействии «любой агрессии, с какой бы стороны она ни исходила». Лидеры этих государств выступили с идеей создания конфедерации восточноевропейских стран, что позволило бы им самостоятельно выбирать модель развития. Ответом СССР на попытки проявления самостоятельности стал разрыв отношений с Югославией. Информбюро призвало югославских коммунистов к свержению режима Тито, который был обвинен в переходе на позиции буржуазного национализма. По всем странам Восточной Европы в 1948-1949 гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к идеям лидера Югославии. В Болгарии, после смерти Г. Димитрова, также утвердилась линия враждебности к Тито.

Завершив процесс утверждения единовластия, который был назван тогда периодом народно-демократических революций, коммунистические партии восточноевропейских стран провозгласили начало строительства социализма. В восточноевропейских странах утверждалась, как правило, однопартийная политическая система. Созданные народные фронты включали иногда политических представителей партий, не имевших политического влияния.

В послевоенный период во всех странах региона основное внимание уделялось проблемам индустриализации, развитию прежде всего тяжелой промышленности, так как, кроме Чехословакии и ГДР, все остальные страны были аграрными. Индустриализация носила ускоренный характер. В ее основе была национализация промышленности, сферы финансов, торговли. Аграрные реформы завершились коллективизацией, но без национализации земли. Система управления всеми отраслями хозяйства концентрировалась в руках государства. Рыночные отношения были сведены к минимуму, восторжествовала административная распределительная система.

Перенапряжение финансов, бюджета сокращало возможности развития социальной сферы и всей непроизводственной сферы – образования, здравоохранения, науки.

3. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.

Кризис советской модели социализма в Восточной Европе начал развиваться почти сразу со времени ее установления. Смерть И.В. Сталина в 1953 г., породившая надежды на перемены в «социалистическом лагере», вызвала восстание в ГДР.
Разоблачение культа личности Сталина XX съездом КПСС в 1956 г. привело к смене в свое время выдвинутых и поддерживаемых им руководителей правящих партий в большинстве восточноевропейских стран. Ликвидация Информбюро и восстановление отношений между СССР и Югославией, признание конфликта недоразумением породили надежду, что советское руководство откажется от жесткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран. В этих условиях новые лидеры, теоретики коммунистических партий, в том числе и правящих (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии), предприняли попытки осмыслить новые явления и тенденции в социально-экономической жизни развитых стран, интересы рабочего движения. Эти попытки вызвали резкое осуждение со стороны КПСС, выступавшей в роли главного защитника неприкосновенности сложившихся в Восточной Европе порядков.



В 1989 году во многих странах социалистического лагеря свершились революции, приведшие к изменению общественного строя и политической системы, к ликвидации Варшавского договора, СЭВа и вообще «социалистического лагеря». Динамика событий такова.

6 февраля. В рамках «круглого стола» в Польше начались переговоры между представителями правительства, официальным объединением профсоюзов, профсоюзом «Солидарность» и другими общественными группами.

4 июня. Парламентские выборы в Польше, к которым допущены оппозиционные партии. Выборы в нижнюю палату проводились в соответствии с договоренностями «круглого стола», правящие партии получили 299 мест из 460. В Сенате, выборы в который проводились свободно, 99 мест из 100 получила оппозиция и 1 место - независимый кандидат.

18 сентября. В ходе переговоров в рамках «круглого стола» между Венгерской социалистической рабочей партией и оппозицией принято решение о введении в Венгрии многопартийной системы.

18 октября. Глава ГДР и Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Э.Хонеккер подал в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ, председателем Народной палаты ГДР и председателем Национального совета обороны страны стал Эгон Кренц.

18 октября. Парламент Венгрии принял около 100 конституционных поправок, регулирующих переход к парламентской демократии.

23 октября. В Будапеште вместо Венгерской Народной Республики провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

10 ноября. Глава Народной Республики Болгария и Болгарской компартии Тодор Живков подал в отставку с поста генерального секретаря и члена политбюро. Новым генеральным секретарем БКП избран Петр Младенов.

24 ноября. Под давлением оппозиции и массовых демонстраций в отставку ушло руководство Коммунистической партии Чехословакии. Новым генеральным секретарем партии избран Карел Урбанек.

28 ноября. В Чехословакии по итогам встречи делегации правительства и правящего Народного Фронта с представителями оппозиционного «Гражданского форума» принято решение о создании нового правительства, отмене закрепленного в конституции положения о руководящей роли коммунистической партии.

10 декабря. Уход в отставку президента Чехословакии Г. Гусака. Сформировано новое правительство с некоммунистическим большинством. 29 декабря Президентом Чехословакии избран Вацлав Гавел.

22 декабря. В Румынии свергнут глава государства и Румынской компартии Н. Чаушеску. Расстрелян вместе с супругой 25 декабря. Президентом Румынии стал лидер Фронта национального спасения И. Илиеску.

«Бархатные» революции - это особый класс революций, руководящую роль в которых играют группы элиты, конкурирующие с той частью элиты, которая примыкает к власти.

«Бархатные» революции во всех восточноевропейских странах прошли практически одновременно, несмотря на разный уровень развития стран, разный уровень общественных противоречий и, самое главное, разную силу их лидеров. Они были проведены по сходному сценарию в тот год, когда в ходе активных переговоров Горбачева и США была в принципе решена судьба СССР. Поскольку страны Восточной Европы экономически и политически были взаимосвязаны и составляли единый блок с СССР, то отказ СССР от роли геополитического лидера автоматически означал для этих стран переход под эгиду другого геополитического центра. Страны Восточной Европы были «сданы» советским руководством..

Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


Похожая информация.


3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующее положение в восточно-европейских социалистических странах. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию «старшего брата».

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными

– происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославией;

– оказывалась огромная практически безвозмездная помощь «братским» странам;

– развивались новые формы сотрудничества в экономической, военно-политической, культурной областях.

В первой половине 50-х гг. успешно развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в сфере торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества.

В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. ОбразованиеОрганизации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц ОВД.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (в Польше, Венгрии, ГДР), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х гг. возник серьезный политический кризис.

– В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 2,5 тыс. венгров).

– Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами.

– В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. Вавгусте 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин между двумя частями города была воздвигнутаБерлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание Берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, не только подрывали авторитет

СССР в глазах народов Восточной Европы (укрепляя при этом связи правящих режимов этих стран и советского руководства), но и отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целью противодействия этим тенденциям в 1957 и 1960 гг. в Москве были проведены Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отри-

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

цательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах Совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х гг. во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После XX съезда КПСС руководители Китая и Албании обвинили советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым в попытках «ревизионизма» марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

Обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г.

они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах.

В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

Обострение советско-китайских отношенийвело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров – КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо

одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением.

Впервые глава Советского государства Н. С. Хрущев нанес визиты в такие страны, как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957–1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континентов.

4.2. Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путьсоциалисти-

ческой ориентации.

За счет советской помощи до 50 % ассигнований на экономическое развитие покры-

вала О АР (Египет) и до 15 % – Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

Военно-политическая помощь. В то же время увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих «добровольцев»), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавшей «союзнические» режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в

1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

5. Выводы

1. В целом в середине 50-х – первой половине 60-х гг. международная обстановка характеризовалась определеннойстабилизацией и снижением международной напряжен-

ности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса.

Был утвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строемкак основа внешнеполитической концепции СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в странах «третьего мира». Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против «советской экспансии» в освободившихся странах.

Значительным историческим событием послевоенного времени стали народно-демократические революции в ряде стран Европы: Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии и Азии: Вьетнаме, Китае, Корее и несколько раньше в Монголии (в основном в этих страны местные коммунистические партии взяли власть в конце 40-х гг. 20 в.).

В значительной мере политическая ориентация в названных странах определялась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск, выполняющих освободительную миссию в период Второй мировой войны.

Выход социалистической модели за рамки одной страны и распространение ее на Юго-Восточную Европу и Азию заложил основы для возникновения сообщества стран, получившего название «мировая система социализма». В 1959 г. Куба, а в 1975 г. Лаос вошли в орбиту новой системы, просуществовавшей более 40 лет.

В январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). С помощью этой организации осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Военно-политическое сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955 г. Варшавского договора.

В конце 80-х гг. 20 в. в состав мировой системы социализма входили 15 государств, занимавших 26% территории земного шара и насчитывающих 32% мирового населения.

В конце 80-х гг. 20 в. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно – во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии – в результате вооруженного восстания.

34. Крах колониальной системы, формирование «третьего мира». Конфронтация двух сверхдержав – сша и ссср

Страны, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД) получили название «третий мир». Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав. После угасания холодной войны во второй половине 1980-х гг. в качестве определяющего признака Третьего мира стали понимать низкий уровень доходов на душу населения и человеческого развития.

Решающий слом колониальной системы произошёл после Второй мировой войны в результате начала процесса гуманизации и демократизации общества.

С большим трудом приобрела национальную независимость Индия, во многом благодаря начатой Махатмой Ганди кампании пассивного противодействия и в 1947 Индия обрела независимость, а в 1960 ещё целый ряд африканских владений. Французы ушли из Французского Индокитая. Относительно спокойно преобразовалась некогда могущественная империя Нидерландов.

Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политики, пришли слабые коррумпированные режимы стран Третьего Мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы.

Новое обострение в «холодной войне» наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия. Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»).

Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983 - 1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений с США и Западом.