Тема подростков – инвалидов в произведениях художественной литературы. Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей

Я решилась написать это истории таким же мамам, как и я. Может быть, еще и тем, для кого инвалиды и их семьи - это помеха или явление природы, но не более того. Я сама жила так же, пока в мою жизнь не вошла боль, потому что началась длительная операция на моем сердце.

Слава Богу, что мой сын - инвалид

Так получилось, что долгожданный подарок - сын - с рождения был «не таким». Я даже и не могла бы сформулировать мысль, что же именно было не так. Но с первого же дня сердце болело и проворачивалось внутри от ощущения этой его «инаковости». Диагноз звучит сложно, проще сказать, что это - вариант аутизма.

Почти четыре года я работала как реанимация, приобретала навыки дефектолога, логопеда, психолога, прикладника. Диагноз для меня был как стена из железобетона, которую проходилось пробивать голыми руками, лбом, как угодно, но при этом не сдвигаясь не только вперед, но зачастую - после длительной реабилитации - отползая далеко назад.

На этих-то войнах и пришлось встретить саму себя. И как ни парадоксально это звучит, за эту встречу я и благодарна Богу больше всего на свете. Вначале гордыня, конечно же, привела с собой отчаяние. Но при этом мягко и с силой неизбежной аксиомы меня Господь подвел к молитве. Можно было какое-то время ссылаться на усталость и невозможность молиться, но от действительности было не уйти. Ничто не помогало, ребенок не развивался, стало хуже, его организм стал отказывать. Но перед глазами было Евангелие… И только когда пришло осознанное вымаливание ситуации, начались сдвиги в лечении. Заканчивалась молитва - заканчивались «совпадения».

Не знаю, почему врачи не давали так долго инвалидность. Но я знаю точно, что и сама не была готова к приговору. Воюя с ветряными мельницами клинических проявлений, я упорно держалась за счастливый финал. Господь семь лет давал эту надежду. Да и врачи говорили о возможности перелома в лучшую сторону. А потом - послали на группу. И не потому, что я перестала молиться. А потому, что пришла пора пройти урок, к которому готовил меня милостиво Господь целых семь лет. «Да будет воля Твоя…»

Здравствуй, мой особенный сын. Ты со мной проходишь мои уроки жизни, мои двойки - это твои двойки. И ты помогаешь мне их исправлять и терпишь меня же, когда я воюю не с твоей болезнью, а прежде всего с самой собой. У нас впереди целая жизнь, такой долгий бесценный урок. И помоги нам Бог выучить его и сдать в конце самый главный экзамен.

Мать

В коридоре стояла коляска для двойни, только очень большого размера. Такой своеобразный паровозик, который даже на сторонний взгляд выглядел тяжело и массивно. Пока я пыталась понять, для чего такая громоздкая конструкция, из физиокабинета спиной ко мне стала потихоньку выбираться хрупкая женская фигура. На ее шею были заброшены руки достаточно взрослого ребенка, который был только на полголовы ниже матери.

Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка: руки мальчонки безжизненно болтались вдоль тела

Стало понятно, что у мальчишки был сильный , даже голову он не мог хорошо держать. Мать привалила его к себе и почти волоком потащила к коляске. Потом особым отработанным движением положила в коляску сынишку - а он ничем не мог ей помочь. Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка. Только руки мальчонки даже не лежали у нее на плечах, а посторонними предметами болтались вдоль тела.

Уложив и второго сына в коляску, женщина распрямилась, схватилась за поясницу и повернулась ко мне:

Вы не могли бы подержать дверь открытой, пока я вытолкаю коляску к лестнице?

На меня смотрели безнадежно утомленные глаза, васильковый цвет которых был подернут проволокой боли. Ей, похоже, не было и тридцати.

Дверь я открыла. Она подкатила коляску к лестнице на второй этаж, затем вынула первого мальчишку и потащила на себе: в реабилитационном центре не было лифта, да и сама лестница была узкой.

Пожалуйста, побудьте с Максимом. Я быстро.

Максим сидел спокойно. Глаза блуждали по пространству, не останавливаясь на предметах. Я его тоже не заинтересовала. Из уголка рта протянулась слюна.

Женщина спустилась, взвалила на себя уже второго ребенка и потащила его вверх по лестнице. Я отвернулась. Сил смотреть больше не было.

Потом мы еще несколько раз сталкивались с ней в коридорах центра. Я узнала, что она живет одна с матерью. Отец детей сбежал, как только они появились на свет: сразу же стало ясно, что они - . Старший, Толик, немного крепче и может жевать и даже иногда встает в коечке, держась за борта. А младший глотает только жидкую пищу и совсем не держится на ногах. Им уже исполнилось десять лет.

Последний раз я видела ее на улице, за забором центра. Она стояла, скорчившись от боли в спине, и судорожно курила. Времени у нее не было: дети вот-вот должны были проснуться после короткого дневного сна.

Я застыла в воротах и… не столько поняла, сколько прочувствовала изнутри, почему у в «Братьях Карамазовых» старец Зосима упал в земном поклоне перед Дмитрием Карамазовым: он кланялся тому кресту, который ему предстояло нести всю оставшуюся жизнь. И тяжесть этого креста была невероятной.

В тот момент я очень хотела упасть на колени перед этой МАТЕРЬЮ.

Папаша

В коридоре приемного отделения реабилитационного центра толпились дети и взрослые. Был тяжелый день заезда новых маленьких пациентов и их сопровождающих. Стоял гул голосов, шелест документов, плач и возня детей. В узком проходе между лавками была втиснута коляска с мальчонкой лет восьми. Бессильные ручки были засунуты между коленями, а ножки-плеточки собраны поплотнее, чтобы не свешивались через края коляски и не мешали проходящим. На громкие звуки он иногда реагировал попыткой поднять свою головку, которая тут же опускалась опять вниз, не держась на слабенькой шее. Набегавшую слюну у мальчика заботливо вытирал сидевший рядом парень лет 25.

Через некоторое время из кабинета выскочила молодая издерганная женщина. За сильным хлопком дверью тут же послышалась ее ругань. Резкие взвизги заставили всех притихнуть. Она просто кричала в закрытую дверь, и было непонятно, к кому именно она обращается.

Нет, я домой приеду и ей устрою! Результаты манту она не записала! Я еду за двести верст, чтобы утереться! Да я не знаю, что с врачихой сделаю. А эти, ух, даже не уступают!!!

Мальчонка в кресле задергался и начал мычать. Парень озабоченно посадил его к себе на колени, обнял покрепче и вдруг одернул орущую:

Замолчи! Видишь, он нервничает. Ты - мать. Сама виновата, что не проследила за документами.

Дверь открылась, и из кабинета вышла врач. На женщину она не взглянула и сразу же обратилась к молодому мужчине:

Парень тяжело вздохнул: «Я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…»

Мы, папаша, можем пойти вам навстречу: примем вас на лечение, если вы принесете сегодня результаты рентгеновского снимка. Сделать вы сможете его в ближайшей больнице. Адрес я дам, и даже позвоню туда. Это будет стоить недорого.

Парень тяжело вздохнул:

У меня денег - только на обратную дорогу. А еще я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…

Большое сердце

На детской площадке мальчишки впятером гоняли в футбол. Игроков явно не хватало: в летнюю пору многие разъехались по дачам. Одни ворота оставались пустыми, и старший заводила, рослый мальчик лет 11, постоянно посматривал по сторонам: не появится ли на улице еще один потенциальный игрок?

Но в жаркий полдень желающих попрыгать не было. По пустынной аллейке прогуливались только я и мой сын. Мальчик подскочил к нам и на правах капитана команды бросился к сыну:

Слышь, пацан, айда к нам на ворота. Нам тебя не хватает.

Мой сын радостно кивнул и быстро засеменил в сторону площадки. Я грустно посмотрела на ребят:

Я не против, но большого толка от него не будет.

Это не важно, лишь бы стоял.

В следующие несколько минут мимо новоиспеченного вратаря прокатилось несколько мячей. Капитан озабоченно и уже раздраженно наблюдал, как медленно раздвигавший руки Игорек пропускает очередной гол. Чтобы мальчишка окончательно не разозлился, я решила упредить ситуацию:

Не расстраивайся. Я же тебя предупреждала, что толку не будет. Он - инвалид.

У паренька на несколько мгновений вдруг напряглось лицо и сузились глаза. Он над чем-то явно задумался.

А я думал, он - набалованный, - ответил мне мальчик, а затем резко повернулся к игравшим ребятам. - А ну стойте! Ты, пацан, иди к нам, бери мяч и бей по воротам.

Сын размахнулся и… мяч остался на месте. «Ничего, - проговорил капитан. - Давай, пацан, давай. Еще бей»

Игорь медленно нагнулся, неловко распрямил руки и взял уже закатившийся в его ворота мяч. Приволакивая ноги, он добежал до других ворот, положил мяч, размахнулся и… чиркнул кроссовкой по асфальту. Мяч остался на месте. Мальчишки начали хмыкать.

А ну тихо. Стойте и не мешайте. Давай, пацан, давай. Еще бей.

На этот раз мяч вкатился в ворота.

Ура! - радостно закричал сын.

Молодец! Теперь постой на воротах, я тебя еще позову. А вы - не вздумайте смеяться.

Мальчишка еще несколько раз останавливал игру, чтобы Игорек смог забить свои голы. Ребята кривили губы, но не посмели ослушаться своего капитана: ни разу не рассмеялись. Где-то через час все разошлись по домам обедать.

Того мальчика я больше не видела: скорее всего, он лишь некоторое время гостил здесь на каникулах.

Это была первая и последняя командная дворовая игра, в которую позвали моего сына. И за это моя особая благодарность тому маленькому капитану с большим сердцем.


Секция: филология

Название работы: «Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей »

Место выполнения работы:

г.Новоалександровск,

МОУ гимназия № 1,9 класс

Научный руководитель:

Синицина Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназия № 1

г.Ставрополь 2016

    1. Т. Крюкова «Костя + Ника»

      Е. Мурашова «Класс коррекции»

    Заключение.

    Библиографический список

    Ведение

Инвалидность – это страшный диагноз. Она калечит жизнь. Люди, столкнувшиеся с этой бедой, нуждаются в огромной заботе и в чутком внимании. Но страшнее всего, если инвалидом является ребенок. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они «небольные», а «особенные дети». Они любят играть, веселиться, общаться, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска, затем одиночество - вот их мир. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, начинает страдать его психическое состояние. Детская душа начинает болеть еще сильнее. Как верно заметила поэтесса Н.Попова:

«Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!»

Многие дети-инвалиды учатся в общеобразовательных школах. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе и стараются избегать от общения с такими детьми. Но есть дети, которые относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества. Как изменить в сознании детей, что дети-инвалиды – они как мы, только немного добрее, сердечнее, отзывчивее на чужое горе. Они также имеют право на счастье, улыбки и радости. Только произведения художественной литературы способны сделать первый и важный шаг – изменить сознание здоровых детей, увидеть больных детей рядом, протянуть им руку помощи. Современным детям необходима современная литература, где поднимаются проблемы, которые остры для сегодняшнего времени.

Цель данной работы – проанализировать современные произведения о детях – инвалидах, а именно о подростках-инвалидах, выявить общее и различие в подаче материала, показать методы с помощью которых современные писатели раскрывают тему детей-инвалидов..

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:

Рассмотрение образов детей-инвалидов в произведениях современных писателей,

Привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.

Основные методы работы – сопоставление, анализ произведений, раскрытие образа детей-инвалидов современными писателями.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности, в работе школьных театральных студий.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, одной главы, где анализируются три произведения современных писателя, заключения, библиографического списка.

    Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей:

    1. Т. Крюкова «Костя + Ника»

Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - на первый взгляд, светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Привлекает своей наивностью и чистотой. Оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику. Но это только на первый взгляд автор поднимает тему первой любви, юношеской дружбы. А на самом деле, вторая тема, более актуальна и значима: вера в человека, оказание помощи ребенку-инвалиду.

Крюкова строит свое произведение на двух мирах: реальном и вымышленном. Чем-то Костя мне напоминает романтического героя: страстного, не желающего жить как все, отличного от всего мира.

Рассмотрим более подробно. Костя встречает в лесу веселую здоровую девочку Нику, как она ему говорит Костянику, имя, придуманное ею, от лесной ягоды. И спустя день он знакомится с девочкой - инвалидом Никандрой – точной противоположностью по внутренним качествам девочку. Озлобленную на весь мир за свой недуг, видящую во всех врагов, думающую, что все над ней смеются - ледяную куклу без эмоций и души. И вот автор показывает нам: каким образом мальчику удается растопить сердце, поверить в людей, увидеть мир другими счастливыми глазами. Задача не из легких. Но Кости это удается. Конечно, на пути героя встречается непонимание со стороны самых близких и дорогих людей, мамы, друзей, родителей и сиделки Никандры. Но ничто не смогло сломить желание мальчика помочь ребенку-инвалиду, заполнить пустое пространство души счастьем и верой. Постоянно автор держит нас в напряжении. Нам хочется стать на сторону Кости, крикнуть всем: «Посмотрите, какой он необычный, добрый и счастливый человек, который может и дарит счастье ребенку, которому оно жизненно необходимо». Постоянно мы видим противопоставления: Костяника и Никандра, чудо в виде яблок на березе и человеческое осуждение за ненужные яблоки, непонимание матери, друзей и постепенное преобразование души Никандры, улыбку на лице девочки-инвалида и сиделки Полины, внешняя забота отца и замещение отцовской любви денежными и материальными ценностями.

Лишь стоит вспомнить, как Костя верил в Никандру больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял: « Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее».

Финал произведения как бы разделен на две части. Первая – это известие о трагической смерти Никандры, а вторая часть – как сказка, появление девочки здоровой ровно через год. Но, может быть, это сознательно придуманный прием писателя, чтобы показать – важна каждая минута, каждый необдуманный шаг, каждое сказанное слово.

Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности.

Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. А главный урок. Который вынесли взрослые, был прост: Все глядели на Нику, не в силах осознать произошедшего чуда. Этот чужой паренёк сумел сделать невозможное. Он спас её от главной беды – инвалидности.

    1. Ю. Ермолаев «Дом отважных трусишек»

« Дом отважных трусишек»– так называет главный врач детское отделение больницы в повести Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек». Само название повести заставляет нас обратить внимание на оксюморон, который и будет раскрываться на протяжении всего произведения. События происходят в необычном доме, к клинике, где врачи творят поистине чудеса - помогают детям инвалидам поверить в себя, излечиться от инвалидности, а главное стать сильными душевно на пути выздоровления. Прототипом главного врача послужил знаменитый доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Как о нем говорит главная героиня Надя: «Как часто она представляла себе этого несуществующего волшебника! Вот подходит к окну, возле которого она сидит, обыкновенный старичок и спрашивает: «Почему ты, девочка, не гуляешь?» Надя отвечает. И вдруг старичок, точно настоящий артист-фокусник, взмахивает руками, произносит какие-то непонятные слова – и Надя вскакивает, кружится на совершенно здоровых ногах по комнате и тут же бежит к девочкам прыгать через веревочку. От удивления все так и застывают на месте. А старичок волшебник мгновенно исчезает. Точно его и не было вовсе. А потом Надя записывается в бассейн и, конечно, устанавливает рекорд по плаванию». Но мы то понимаем, что чудеса такие не могут осуществиться в реальном мире.

Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни. Повесть не документальна, но в ней рассказывается о том, какие новые методы лечения нашел и успешно применил доктор. Но, самое важное, то, что писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и еe подружками по палате (Веры Осиповой, Джаннат Шамхаловой из Баку, Гали Скульской из Киева, Майе, маленькой Олечке), читатель пройдет через многие испытания и узнает радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для нее самой большой на свете. Мы как будто вместе с ребенком-инвалидом проходит маленькими шажками по огромной дороге жизни. Я уверена, все, кому посчастливится прикоснуться к этой повести, в будущем совсем по-иному будут относиться к больным детям.

Да, сюжет совсем прост. Ребенок-инвалид Надя Ермакова вместе с отцом используют все способы, чтобы поставить ребенка на ноги. Когда Наде было четыре года, она заболела и получила осложнение на ноги. Сильное искривление не дает ребенку возможности учиться, общаться с детьми. Как говорит сама героиня: « Разве не обидно, когда тебя разглядывают, точно какое чудище?» Десять самых сложных месяцев в жизни ребенка-инвалида описано в повести. Десять самых трудных месяцев мук, боли, разочарования проживаем мы с девочкой. Сколько пришлось пережить ребенку, чтобы осуществилась ее мечту – ноги стали ровные и на них можно было ходить – описать трудно. Восхищаешься силе духа главной героини. И радуешься вместе с ней, когда ее самая заветная мечта осуществилась – она научилась плавать, участвовала в соревнованиях не на пружинном матрасе, как раньше, а в настоящем бассейне. История Нади помогает поверить в то, что есть врачи от Бога, которые помогают детям обрести маленькое счастье – быть здоровыми. И есть такие дети, которые проходят трудные и мучительные шаги к заветному желанию – быть как все.

    1. Е. Мурашова «Класс коррекции»

Дальше всех в раскрытии жизни и борьбы за существование раскрыла в своем повести Е. Мурашова «Класс коррекции». Произведение выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков прежде всего тем, что затрагивает в произведении тему детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных. Да, такая тема слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.

Повесть начинается с вопроса о том, что такое милосердие. «... В ответ на это половина класса заржала, а другая половина, у которой сохранились мозги, насторожилась». Читая эти строки, предполагаешь, что речь в повести пойдет о банальном описании учебных будней класса коррекции: асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение дисциплины. Но в противовес всему появляется ребенок-инвалид Юра Мальков. И с его появлением класс «больных» детей, а затем и другие школьники элитной школы меняются на глазах. Даже происходит перерождение маленьких учеников – детей из очень обеспеченных семей.

Историю, которая произошла с 7е, рассказывает Антон, один из учеников этого класса. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него бывают «припадки неконтролируемых эмоций». Как говорит о нём один из учителей: «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать. Но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе. Противопоставление больных героев писатель показывает элитную школу и обеспеченных черствых детей. Школа огромная, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах. В ней 300 учителей и полторы тысячи учеников. Первые два класса каждой параллели гимназические. У них лучшие учителя, 3 иностранных языка, а, кроме того, им преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы В и Г – нормальные. 7е – класс коррекции. Здесь учатся дети с «диагнозами». Пройдёт учебный год, и этот класс будет расформирован. Администрация ждёт не дождётся этого часа. Почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки, то, как он пишет, как передвигается на инвалидной коляске. Но в классе коррекции к нему относились хорошо. Получается, дети из неблагополучных детей, духовно и физически нездоровых понимают ребенка-инвалида. Юра умел шутить над собой, спокойно относился ко всем неудачам. Он прилежно учился и помогал Пашке, у которого стали лучше оценки и «в глазах рассеялась муть». Появление ребенка-инвалида становится настоящим нравственным испытанием для класса коррекции. Юра не только объединяет 7е класс, он, как лакмусовая бумажка, неожиданно проявляет в ребятах доселе не востребованное: умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. Ребята перестали материться, они стали дружнее после вечеринки, которую устроил Юра с его родителями. Класс коррекции защищает Стешу, над которой пытались надругаться старшие «ашки», сынки уважаемых людей и школьных спонсоров. Девочки орут под окнами элитного дома, рыночно-уголовная гвардия Пантелея дерётся с охранниками, больной Юра едет через весь город в своём инвалидном кресле. А потом они с Антоном и Мишаней отправляются вызволять Стешу через тот, волшебный, мир. И вызволяют. Она расколдовывается, Мишаня прозревает. Но Юра остаётся там, в своем особом мире, навсегда. Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Он организует туда «экскурсии» для одноклассников. Миры на то и параллельны, чтобы не пересекаться. В том мире ребята становятся другими. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого маленькому человеку совершенно невозможно существовать. Вывод из этой светлой повести с грустным финалом один – коррекция срочно необходима нашему обществу, всем нам. Екатерина Мурашова призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Она призывает нас к милосердию.

Да, мы видим два мира: мир реальный, жестокий и безнравственный, и мир фантазии, вход в который открыл Юра, где нет зла, болезней, лицемерия, где всем хорошо и каждый в нем живет своей жизнью из мечты.

Повесть Мурашовой- это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие, сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным. Печально, что Юра не смог выжить в нашем реальном мире, но его жизнь не прошла напрасно, он смог изменить жизнь «больных» душой детей из класса коррекции.

Заключение.

Изучив произведения современных писателей Т. Крюковой «Костя + Ника», Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек», Е. Мурашовой «Класс коррекции» и их образы детей-инвалидов, мы пришли к следующим выводам:

    тема «детей-инвалидов» в русской литературе актуальна и по сей день.

    писатели по-разному освещают проблему детей-инвалидов, вследствие чего образы таких детей представлены следующим образом:

У Крюковой через дружбу и первую любовь происходит не только телесное исцеление девочки-инвалида, но и духовное перерождение. Благодаря Кости и его веру в чудо, это чудо происходит не на пустом месте, а путем постоянных тренировок. - у Ермолаева ребенку-инвалиду помогают профессионалы – врачи, их удачные эксперименты и желание самих детей излечиться от недугов. Повесть по написанию светла, в ней нет агрессии реального и жестокого мира, дети находятся в больнице рядом с такими же больными детьми. Мы видим их исцеление посредством медицины.

У Мурашовой образ ребенка-инвалида представлен в двух мирах: реальном и фантастическом, выдуманном детьми. Юра убегает от реального мира в свой особый, где ему легко, он здоров и весел. Но приходится возвращаться в мир жестокости и непонимания других детей. Этот образ показан в разрезе с другими детьми: здоровыми и неполноценными духовно. Он переворачивает мир жестокости, превращает в добро и помогает другим детям с отклонениями. Но сам жертвует своей жизнью во имя другого ребенка.

3. Изменена подача материала и раскрытие темы. У современных писателей образ детей – инвалидов показан в развитии. Мы наблюдаем постепенный процесс изменения сознания детей, герои помещены в знакомые нам современные условия: школу, улицу, мир подростков. Стиль написания характерен для подростковой среды, на что указывает и язык повествования. Различие заключаются в том. что у Ермолаева – общество добрее, дети изолированы от жесткого мира, у Крюковой и Мурашовой – герои выживают в современном жестком мире.

4. Разные подходы к одной и той же теме вызваны, по-моему, обстановкой, в которой писались произведения .

5. И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к инвалидам должно измениться.

Произведения художественной литературы, в какую бы эпоху ни были они написаны, сыграют определенную роль в формировании нашего сознания. Первый урок эти книги дали мне, они помогли по-особому посмотреть на детей-инвалидов, понять их проблемы, проявить сочувствие- то на что и нацелена современная литература для подростков.

Библиографический список

1. Сайт в сети Internetwww .krugosvet .ru .

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.

4. Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек. Издательство «Детская литература», 1999 г.

5. Тамар Крюкова. Костя + Ника. М., 2013 г.

6. Екатерина Мурашова. Класс коррекции. LITRU.RU

3 декабря - Международный день инвалидов. Часто инвалидов называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Однако, многие из них обладают невероятной силой духа и живут такой насыщенной и интересной жизнью, что нередко их пример заставляет людей с «неограниченными» физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни.

Сила воли и духа, мужество в преодолении трудностей, позволяет людям с ограниченными физическими возможностями добиваться больших успехов в разных областях деятельности, вести активный образ жизни и покорять сложные вершины на своем пути. Люди, которые по каким-то причинам прикованы к инвалидным коляскам или постели, смертельно больные, находят в себе силы для того, чтобы жить, радоваться жизни и заниматься творчеством. Желание жить оказывается сильнее смерти. Они очень любят жизнь, ценят и радуются каждому прожитому дню. Именно о таких людях наша подборка книг. И начнем мы со всем известной классики советского периода.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти слова, произнесенные Павлом Корчагиным, главным героем романа Н.Островского « Как закалялась сталь» в полной мере отражают позицию самого автора. В 24 года после тяжелой болезни он теряет способность двигаться и видеть. В таком состоянии решает написать роман о необыкновенном времени, включающем первую мировую войну, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героя романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения. Автор стремился показать, как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия романа, говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Роман приобрел большую известность и стал настольной книгой ни одного поколения молодых людей, как пример невероятного мужества.

Повесть о настоящем человеке Бориса Полевого прославила автора и его героя на весь мир. Идет Великая Отечественная Война. Алексей Мересьев, самолет которого сбит в тылу противника, вынужден с поврежденными ногами идти, а затем ползи к линии фронта. Пытаясь добраться до своих, Алексей обмораживает ноги, которые впоследствии ампутируют. Для пилота истребителя, который не может жить без неба, это не просто конец карьеры - потерян смысл жизни. Но Алексей не сдается и прилагает все усилия, чтобы вернуться в небо.

«Повесть о настоящем человеке» - это история о недюжинной силе воли и о том, как вопреки всему человек исполняет свою мечту.

Еще одно произведение, посвященное жизненному подвигу человека, пережившего страшную трагедию, – книга Владислава Титова « Всем смертям на зло». Повесть Владислава Титов во многом автобиографична. Автор ее - в прошлом шахтер, горный мастер, - рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни.

Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей- то злой воли, но даже самая причина несчастья скрыта где- то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. Думаю, многие из вас узнали повесть Владимира Короленко « Слепой музыкант». Короленко написал много прекрасных произведений. В повести «Слепой музыкант», впервые опубликованной в 1886 году, В.Г.Короленко ищет ответ на вопрос, что такое человеческое счастье. Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

Героиня романа грузинского писателя Нодара Думбадзе так же лишена возможности видеть окружающий мир. Единственное на что реагируют ее глаза – это солнце. Хатиа- всегда знает, в какой оно стороне. Сама повесть о жизни в грузинской деревушке в предвоенные и военные годы. Главный герой, Сосо, воспитывается тетей, учительницей русского языка. Его родители репрессированы. Сосо и Хатиа искренне дружат. Они вместе переживают все - от проблем собственного взросления до общей беды - войны. Они спасают жизнь бойца, о котором толком так ничего и не узнают, помогают жителям деревни выживать в голодные годы войны. И верят,что девочка сможет видеть. Один врач сказал ей, что, если она сможет видеть солнце, он вернет ей зрение…

Рома Смородкин может всё, что и его сверстники: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но несколько лет назад страшный случай усадил его в инвалидное кресло, наверное, только поэтому у него до сих пор нет настоящего друга. А друг – это иная жизнь, где может случиться всё. Дружба сразу похожа и на полёт, и на сон, и на тайну – на невозможное. История мальчика-инвалида, которого дружба с Серёжкой подняла на ноги, почти и не фантастическая. Владислав Крапивин частенько подкидывает скептикам возможность иной интерпретации своих произведений, другое, сугубо логическое объяснение. Так он делает и в повести «Самолёт по имени Серёжка».

Альберт Лиханов, писатель, который всю свою жизнь пишет о детях, попавших в беду. Повесть « Солнечное затмение как раз об этом.» .« Не родись красивой, а родись счастливой»… Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители - красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет - это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей - инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Посетит ли юных героев нравственное озарение?

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции » сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Все романы Валентины Мухиной- Петринской, в том числе и «Корабли Санди», учат читателей правильно жить, дают советы, как стать человеком, как сделать правильный выбор между добром и злом. Одним словом, воспитывают высоконравственного гражданина и человека. Всегда остаются актуальными эти философские вопросы. Ведь каждый человек рано или поздно пытается ответить себе: «В чём смысл жизни? Какой след оставить после себя? Как остаться милосердным? Где граница добра и зла?»

Ответы каждый ищет самостоятельно. Но помочь в поисках истины может и должен добрый и умный человек. Не одно поколение читателей было воспитано книгами Валентины Михайловны. Воспитанные в разных социальных условиях, герои показывают, как дружба и поддержка окружающих помогают преодолеть любые жизненные проблемы и трудности. Например, одна из героинь этой повести,Ата, не только победила слепоту, но и приобрела любимую профессию и семью.

«Встань и иди» – произведение, вскрывающее социально-психологические последствия второй мировой войны. В этом романе Эрве Базен воспевает мужество, усилие, побеждающее зло, борьбу за жизнь и за то, что делает жизнь прекраснее. Автор рассказывает о девушке, Констанции Орглез, попавшей под бомбежку и ставшей инвалидом. Она прикована к инвалидной коляске, но мужественно борется с недугом, да еще и старается помочь другим. Сколько силы в героине этой книги! Нам быть хоть сотую часть этой силы! Нам, имеющим всё, хоть часть силы Констанции, у которой к концу жизни двигались только глаза! Это же немыслимо… Она же, своим примером доказала, что здоровые люди часто сами себя ограничивают в возможностях, отказываясь от шансов, которые даёт им судьба. Неукротимой энергии Констанции хватает на то, чтобы перевернуть жизни окружающих её людей, дать им стимул, для использования своих возможностей. Констанция видит так же и те пути, по которым может следовать сама, она яростно хватается за каждую возможности принести окружающему миру пользу, оставить в душах, окружающих её людей яркий след. И ей это удаётся. Даже её вопрос социальному работнику звучит не «что вы мне дадите?»,а»Чем я могу помочь?» И она не отказывается от своих слов, берясь за любое поручение благотворительного общества и безропотно его выполняя.

Димкино волшебство

Сегодня, сын, я расскажу тебе настоящую волшебную новогоднюю сказку про мальчика Димку, который научился делать волшебство своими руками. Димка жил в большом многоквартирном доме на пятом этаже. Совсем недавно родители подарили Димке на День Рождение новый ноутбук, которым Димка очень гордился. Ни у кого из его друзей во дворе такого не было. И все ребята завидовали Димке. Однажды Димка возвращался из школы раньше, чем всегда. Вернее уроков совсем не было. Учительница заболела и всех отправили домой. Димка вприпрыжку несся по двору, предвкушая как он сядет за компьютер и наиграется от души. Около своего подъезда он неожиданно наткнулся на маленького человечка, который сидел в коляске, весь укутанный пледом. Человечек выглядывал из под шапки, натянутой до самых бровей. Димка остолбенел! Он никогда не видел этого мальчишку! “Ты кто?” – удивленно спросил Димка. “Я – Андрюша!”- голос у мальчишки был тихим. Он явно стеснялся. “А ты чего такой большой, а в коляске сидишь?” – Димку распирало любопытство. Ведь мальчишка явно его возраста, а в коляске. Андрюшка вздохнул, как-то весь съежился и еще тише сказал -”А я ходить не могу. У меня ноги больные.” “Ну, ты Андрюшка даешь!”- распалился Димка -”Как это не можешь? Так ты встань и иди!”. Потом шмыгнул замерзшим носом и спросил: – ” Ты хоть в школе-то учишься?” Андрей совсем залез в свой кокон из пледа так, что его голос совсем стал еле слышным: ”Нет! Я наверное в следующем году буду учиться. Ко мне будет учительница приходить домой, потому что я инвалид. Так мама сказала”. Димка просто онемел. Он во все глаза смотрел на Андрюшку. Что такое инвалид Димка не знал. “А давай пойдем ко мне! Поиграем в компик! – неожиданно для себя выпалил Димка. Глаза у Андрюшки загорелись, но тут же потухли: “Я не могу! Я же не смогу по лестнице подняться”- печально произнес он.- “Нам с мамой поэтому на первом этаже квартиру дали. Да я и не умею на компьютере играть. У меня его нет! Мама говорит, что когда заработает много денег, тогда купит мне компьютер. Я жду! Я даже письмо Деду Морозу написал, чтобы он мне подарил компьютер. Мама сказала, что обязательно пошлет ему мое письмо.” Димка уже изрядно замерз, но уходить как-то совсем не хотелось. Но, тут из подъезда вышла женщина. Она пощупала нос и щеки Андрюшки, улыбнулась Димке и укатила коляску в черную дыру подъезда. Дома Димка себе места не находил. Ему даже расхотелось играть. Он еле дождался родителей с работы. За ужином Димка рассказал о своей неожиданной встрече. Оказалось, что родители знали об этом мальчике. Мама объяснила Димке, что значит инвалид и сказала, что этого мальчика выводят гулять, когда все дети в школе. “Мама! А может Дед Мороз подарить Андрюшке компьютер?” – пристал Димка к маме, которая мыла посуду. “Очень сомневаюсь!”- сказала мама- “Таких как Андрюшка у Деда Мороза много. Компьютеров на всех не хватит. А у Андрюшкиной мамы вряд ли и столько денег появится. Ведь до Нового года осталась всего неделя.” Тут вмешался папа: -”Сын! Ты уже почти взрослый. Тебе уже 7 лет! Ты уже должен понимать, что чудеса делаем мы сами, а не Дед Мороз!” “Неправда, неправда!”- чуть не плача думал Димка -”Дед Мороз есть! Он поможет Андрюшке!” Всю неделю Димка был сам не свой. И хотя он больше не видел Андрюшку, этот мальчишка просто не выходил у него из головы. Перед Новым Годом Димка вдруг успокоился и занялся каким-то делом у себя в комнате. Он притащил большую коробку, которую нашел на заднем дворе магазина. Обклеил ее старыми новогодними открытками и разными картинками. Для этого он разрезал книжку “Волшебные сказки”, которую ему читал папа, когда он был еще маленьким. В последний день перед Новым Годом, Димка сидел и смотрел на свой новенький ноутбук, потом вздохнул, погладил его и положил в разукрашенную коробку. Перевязал коробку ленточкой, которая осталась от подарков на день рождение. В новогоднюю ночь Димка еле дождался, когда родители с гостями усядутся за стол. Он тихо выскользнул с коробкой за дверь. В подъезде было темно. Из квартир неслись веселые голоса. Димка спустился на первый этаж. Затаив дыхание, он поставил коробку у Андрюшкиной двери, позвонил в квартиру и быстро побежал вверх по лестнице. Остановился на втором этаже и затих. Он слышал как открыли дверь. Кто-то ойкнул и дверь закрылась. Димка вновь спустился. Коробки не было. Сердце Димки сильно стучало. Казалось, что вот вот оно вырвется из груди. Он проскользнул в свою квартиру, наполненную веселыми голосами и запахом ели. “Ты где бегаешь?” – весело спросил отец- “А ну, сынок, посмотри, что там Дед Мороз тебе под елку принес!”. Димка заглянул под елку. Там лежали несколько пакетов. Самый большой был Димкин. В пакете были красивые шапка, шарф и варежки. Всю ночь Димка плохо спал. Нет, не потому, что за стенкой пели и веселились. Димку била непонятная дрожь. Ему снился Дед Мороз, который то грозил ему пальцем, то кружил его в хороводе вокруг елки. Утром, пока родители спали, Димка взял свои новые шапку с шарфом и спустился на первый этаж. Он долго мялся около Андрюшкиной двери, но все таки решившись, позвонил. Дверь открыла Андрюшкина мама. “С Новым Годом!”- почти одновременно произнесли мама Андрюшки и Димка. Женщина заулыбалась: “Андрюша! Это к тебе!” Андрюшка выкатился на коляске из комнаты. Его огромные глаза на бледном лице счастливо горели. “Дима! Я такой счастливый! – заикаясь от восторга говорил Андрей- “Дед Мороз есть! Он взаправду есть! Он получил мое письмо! Он прислал мне компьютер!” Андрюшкина мама наклонилась к Димке и прошептала:”Представляешь, я не верила в Дедов Морозов, а они оказываются есть! Я сама не верю в это чудо. Но, сегодня ночью мы получили в подарок компьютер в праздничной коробке! Ты знаешь, Андрюшка пишет стихи. Ему этот компьютер очень нужен!” Димку вдруг неожиданно захлестнула волна необъяснимого счастья. Он готов был прыгать и кричать от радости. “Вот!” – ликуя произнес он – ” Я знал, я знал, что Дед Мороз есть!” “А это тебе Андрюшка от меня, чтобы ты не мерз на улице, когда мы будем с тобой гулять!”- и он протянул Андрюшке свой новогодний подарок. Андрюшка был счастлив! Он крутился на коляске в неповторимом, сумасшедшем танце, а Димка прыгал вокруг него, крича “Ура Деду Морозу!” Потом Димка пообещал Андрюшке приходить к нему все зимние каникулы и учить его пользоваться компьютером. Окрыленный и счастливый Димка вернулся домой. Родители уже его ждали. “Ты где был?” – строго спросил его отец – “И где твой компьютер?” “Его Дед Мороз унес к Андрюшке!” – смотря прямо в глаза отцу, твердо произнес Димка- “Андрюшка инвалид, он живет на первом этаже, я вам про него рассказывал.” Родители переглянулись. Вдруг отец улыбнулся и прижал к себе сына. “Я горжусь тобой, сын! Ты растешь настоящим волшебником!” Теперь каждый год Андрюшка пишет Деду Морозу письмо. Он ничего не просит, только искренне благодарит Деда Мороза за то, что он подарил ему волшебный новогодний подарок – настоящего друга. Вот, сын, и вся сказка. Знай, что в новогоднюю ночь происходят самые невероятные волшебные события. И, иногда, мы тоже бываем к ним причастны.