Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао). Японо-китайский территориальный конфликт: причины и последствия

(Я) Координаты : 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д.  /  25.77528° с. ш. 123.52750° в. д.  / 25.77528; 123.52750 (G) (Я)

Акватория Восточно-Китайское море Количество островов 8 Крупнейший остров Уоцурисима Общая площадь 7 км² Наивысшая точка 383 м Страна Япония Япония , принадлежность оспаривается Китайской Республикой и Китайской Народной Республикой

Население (2012 год) 0 чел.

История

По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .

Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны . В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .

2012

В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.

11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .

Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

Антияпонская демонстрация в Шэньчжэне (16 сентября 2012 года)



География


№ на карте Острова
(япон)
Острова
(кит)
Координаты Площадь,
км²
Наивысшая точка,
м
1 Уоцурисима (魚釣島) Дяоюй-дао (釣魚島) 25°46′ с. ш. 123°31′ в. д.  /  25.767° с. ш. 123.517° в. д.  / 25.767; 123.517 (G) (Я) 4,32 383
2 Тайсёто (大正島) Чивэй-юй (赤尾嶼) 25°55′ с. ш. 124°34′ в. д.  /  25.917° с. ш. 124.567° в. д.  / 25.917; 124.567 (G) (Я) 0,0609 75
3 Кубасима (久場島) Хуанвэй-юй (黃尾嶼) 25°56′ с. ш. 123°41′ в. д.  /  25.933° с. ш. 123.683° в. д.  / 25.933; 123.683 (G) (Я) 1,08 117
4 Китакодзима (北小島) Бэй Сяо-дао(北小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,3267 135
5 Минамикодзима (南小島) Нань Сяо-дао(南小島) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.750° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.750; 123.600 (G) (Я) 0,4592 149
6 Оки-но-Китаива (沖ノ北岩) Да Бэй Сяо-дао (大北小島 /北岩) 25°49′ с. ш. 123°36′ в. д.  /  25.817° с. ш. 123.600° в. д.  / 25.817; 123.600 (G)

Острова Сенкаку (название из японской картографии), или Дяоюйдао (из китайской картографии) расположены в южной части Восточно-Китайского моря и необитаемы. Необитаемы - несмотря на то, что в прошлом году несколько сотен японцев на некоторых из этих островов, имея цель подчеркнуть территориальную их принадлежность к Японии, давно оспариваемую Китаем и Тайванем.


В последней трети XIX века острова не считались официально ни японской, ни китайской территорией, хотя Япония именно в то время обозначила их на картах как свои. Узаконены новые картографические объекты в качестве японских владений не были - из-за тогдашних сложностей в японско-китайских отношениях.

Архипелаг Сенкаку оказался под контролем Японии в 1895 году, причём вместе с Тайванем, отошедшим под юрисдикцию Токио после победы Японии над Китаем - по Симоносекскому договору.

После Второй мировой войны Окинава, Сенкаку и Тайвань находились под американской оккупацией, и затем были переданы США Японии. Однако после войны Япония отказалась от прав на Тайвань, а вот с островами Сенкаку дело осложнилось.

В 1968 году экономическая комиссия Организации Объединённых Наций по Азии и Дальнему Востоку обнародовала доклад, в котором говорилось, что поблизости от островов Сенкаку - а именно в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря - предположительно расположено богатое месторождение нефти. Исследования дна моря учёными из Японии, Китая и Тайваня показали, что вероятная площадь предполагаемого месторождения может составлять двести тысяч квадратных километров.

Тайвань вначале стал добиваться согласия Японии на тайваньско-американскую разработку нефтяного месторождения, а затем, в 1970 году, озвучил претензии на суверенитет над Сенкаку. Следом за Тайванем о территориальных претензиях на острова Дяоюйдао заявила и КНР. В Пекине решили, что, восстанавливая после войны историческую справедливость, в Токио должны были отказаться и от прав на Сенкаку (Дяоюйдао) - так же, как отказались от Тайваня.

Итак, причина международного конфликта - банальная экономическая: месторождение.

В 1972 г. между КНР и Японией были установлены дипломатические отношения. В 1974 г. Китай предложил отложить рассмотрение спора об островах. Японская сторона согласилась, и конфликт не только потерял остроту, но как бы растворился во времени.

Однако, начиная с 1992 г., территориальный спор снова стал обостряться. Опираясь на Каирскую декларацию 1943 года, которая лишала Японию всех завоёванных ею территорий, КНР заявила, что территория островов - исконно китайская.

Принятие конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву в 1996 году привело к тому, что архипелаг Сенкаку был включён в морские экономические зоны одновременно как Японией, так и Китаем.

В этом же году правительство Японии решило ввести двухсотмильную исключительную экономическую зону вокруг страны; в эти двести миль попал и спорный архипелаг Сенкаку. Китайские власти в ответ заявили о создании группировки войск, предназначенной для возможных действий в Дяоюйдао.

Дальше началась чехарда с маяком и флагами. 14 июля 1996 года «Ассоциация японской молодёжи» установила маяк на острове Китакодзима, а 18 августа «Общество защиты островов Сенкаку» установило на о. Уоцури японский флаг.

7 октября 1996 г. сорок китайских кораблей вошли в территориальные воды Японии близ Сенкаку. Протестующие высадились на острове Уоцуридзима и установили там флаги КНР и Тайваня. Позднее их убрали японцы.

В 1999 г. японская пресса сообщила, что китайцы, считая острова своими, начали геологическую разведку на шельфе архипелага Сенкаку. В этот же году на архипелаге был обнаружен природный газ. В СМИ имеются сведения, что в 2003 году китайцы пробовали бурить скважины у морской границы с Японией.

В 2004 г. Чжан Есуй, замминистра иностранных дел КНР, изложил однозначную позицию Китая по вопросу Дяоюйдао: острова являются исконной и суверенной территорией КНР. Позднее Китай отказался знакомить Японию со своими планами по добыче газа. В свою очередь, правительство Японии в следующем году решило начать выдачу лицензий японским фирмам на добычу газа на шельфе. В КНР заявили, что японские фирмы не имеют права работать на территории КНР. Переговоры не дали позитивных результатов. Китай заявил, что острова не являются предметом спора с Японией.

Переговоры с разной периодичностью возобновлялись до 2010 года, когда были приостановлены Пекином из-за ареста капитана китайского траулера, задержанного в районе архипелага Сенкаку. Китай ответил жёстко: были арестованы некоторые японские бизнесмены, отменены визиты в КНР студентов и приостановлен экспорт в Японию важных для её промышленности редкоземельных минералов.

Столь жёсткая реакция Пекина вызвала в Японии разговоры о перевооружении, что вообще-то не характерно для пацифистской страны. Токио решил вооружаться потому, что вооружаться стал Китай. Цитата из обзора статьи Марко Дель Короны («Corriere della Sera», источник перевода - ):

«Надо вооружаться», говорит Токио, потому что Китай вооружается и вызывает страх. При этом «альянс с Соединёнными Штатами остаётся неотъемлемым для безопасности и мира» Японии. «Главные направления» предусматривают выделение на военные нужны 280 млрд. долларов за пять лет. Токио намеревается изменить приоритеты. Меньше наземных войск и укрепление военно-воздушных и военно-морских сил: удвоение числа баз ПРО (с 3 до 6), увеличение числа подводных лодок (с 16 до 22), истребителей и так далее. Эпицентр усилий смещается с острова Хоккайдо, над которым во времена холодной войны нависала советская угроза, на расположенный южнее остров Окинава, где спорные вопросы с Китаем воспринимаются острее».

Месяцем ранее Филип Пон из «Ле Монд» писал следующее (источник перевода - ):

«Китайско-японскую напряжённость можно было бы урегулировать, если бы не дипломатическое бессилие кабинета Кана… Этот дипломатический провал, свидетельствующий об отсутствии прозорливости у японского министра иностранных дел Сэйдзи Маэхары, проповедующего жёсткость по отношению к Китаю с единственной долгосрочной целью - укрепить альянс с США, объясняется также отсутствием каналов прямого общения между японскими демократами и китайским руководством, а также о недоверии в отношениях администрации и правительства…»

Корреспондент «Ле Монд» считает, что визит Дмитрия Медведева на Курилы, состоявшийся вслед за инцидентом с китайским траулером, - не совпадение: ведь в сентябре лидеры России и КНР подписали документ о взаимной поддержке в защите интересов двух стран. Журналист разводит руками: «Разве может Япония позволить себе одновременно конфликтовать и с Китаем, и с Россией?»

Не нужно быть экспертом по международным отношениям, чтобы сделать простой вывод: долгие островные споры, обостряемые деятельностью экспрессивного токийского губернатора, ведут Японию к затяжным ссорам с соседями. Бессмысленно возобновлять давний спор с Россией: Курилы останутся русскими. Ссориться с соседом-Китаем, надеясь на братскую помощь Америки и меняя пацифизм, явившийся, кстати, в Японии (как и в послевоенной Германии) одной из причин «экономического чуда», - на идеи о вооружении (между прочим, даже ), - да ещё в кризисное время, - уже не просто бессмысленно, но и вредно. Куда лучшим вариантом решения японско-китайского спора, нежели двусторонние провокации, было бы поделить с Китаем шельфовый газ: договорились бы, выработали бы квоты, даже создали бы совместные предприятия. А уж потом, опустошив шельф, рисовали бы на картах новые границы. Сами маленькие необитаемые острова, не имеющие хозяйственной ценности, не нужны ни Китаю, ни Японии, - а нужен газ. А ещё нужна стабильность в отношениях.

Что касается Курил, то и тут по большей части японцев интересуют не сами острова, а волнует море. В Охотском море, самом рыбном в мире, кроме изобилия сайры, лосося и трески, ещё имеются шельфовые месторождения нефти и газа.

Же всегда даст повод подобрать себе подходящую территорию. К примеру, американцам, с которыми против Китая хотят дружить японцы, - не место в Америке. Об этом с полным правом может заявить любой коренной индеец.

09.12.2008
Вновь обострились отношения между Китаем и Японией. Две страны никак не поделят пять крохотных островков Сенкаку (Дяоюйдао) в 170 км к северо-западу от побережья Тайваня в Восточно-Китайском море. Цена вопроса – огромные запасы нефти и газа на шельфе. Однако острова имеют и другое важное значение: в случае установления над ними власти Пекина китайцы получат плацдарм для нападения на Тайвань. При этом Россия может игнорировать японские требования на Курилы, используя этот прецедент.

Резко активизировался территориальный спор между Китаем и Японией. Его предметом стали крохотные необитаемые островки Сенкаку (Дяоюйдао). К архипелагу в очередной раз подошли китайские корабли, с которых, как опасалась японская сторона, на спорный архипелаг может быть высажен десант.

По информации японской стороны, 8 декабря два китайских научно-исследовательских судна нарушили границу японских территориальных вод в Восточно-Китайском море и приблизились к островам, которые Токио считает своими. Японские пограничники несколько раз требовали, чтобы они ушли, однако китайцы сделали это только тогда, когда посчитали нужным.

Данное происшествие настолько возмутило японцев, что оно стало предметом обсуждения японского кабинета министров, созванного на экстренное заседание его главой Такэо Кавамура. В связи с этим Токио выразил Пекину протест и одновременно, как гласит текст его заявления, «огромное сожаление». По словам заместителя министра обороны Японии Кохэй Масуда, японские силы самообороны пока «не планируют каких-либо особых ответных мер». Это и неудивительно. Открытого столкновения с набирающим силу Пекином Токио хочет избежать любой ценой.

К тому же географическая близость Сенкаку к Китаю делает архипелаг уязвимым в случае возможной военной операции с его стороны.

Показательно, что инцидент произошел накануне встречи в верхах Японии, Китая и Южной Кореи, которая должна была состояться 13 декабря. Тем самым официальный Пекин говорит о том, что не намерен отказываться от возвращения территорий, утраченных «из-за несправедливых договоров с иностранными державами».

Напомним, что китайские мореплаватели открыли архипелаг Сенкаку в 1371 году, и до китайско-японской войны 1895 года он принадлежал Китаю. По Симоносэкскому мирному договору, закрепившему победу японцев, Пекин уступил его вместе с Тайванем в пользу Токио.

В то же время история и международное право в данном случае стоят на стороне Китая, поскольку в соответствии с параграфами Каирской декларации 1943 года, заранее решившей судьбу послевоенной Японии, она лишалась всех ранее завоёванных ею территорий. После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в начале 1970-х годов был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и «исконно японской территорией». В свою очередь, Китай считает архипелаг Сенкаку «исконно китайской землёй». Правда, желая сохранить за собой китайские острова, японцы одновременно не перестают претендовать и на российские Курилы.

При этом периодически происходят инциденты наподобие нынешнего. С 1992 года, когда Китай впервые за послевоенную историю отчетливо заявил о своих претензиях, члены «Движения за возвращение островов КНР» при поддержке «сверху» регулярно приближаются к островам и даже высаживаются на них. Правда, до последнего времени японцы действовали жёстко и выдворяли нежданных десантников обратно.

В чем же причина столь ожесточенного спора за клочок необитаемой суши? До 1999 года, пока на их шельфе не обнаружили огромные запасы нефти и особенно газа, Китай не поднимал этого вопроса столь остро. Теперь же, когда только оценочные запасы «голубого золота» составляют около 200 млрд кубометров, ситуация изменилась.

И в своем стремлении установить над Сенкаку свою власть китайцы готовы идти до конца. Так, в 2003 году они оборудовали буровую платформу на установленной японцами границе и начали качать газ. В том числе из месторождений, которые находились не только в нейтральных, но и водах, считающихся японцами своими. Токио выражал протесты, но ничего поделать не мог, поскольку внешне все «нормы приличия» были соблюдены, и никто неприкосновенность чужой территории не нарушал.

Понимая, что у китайцев прав на спорные острова гораздо больше, чем у самих японцев на Курилы или южнокорейский архипелаг Лианкур, «Страна восходящего солнца» дала заметную слабину. Во избежание ненужных конфликтов, грозящих вооруженными столкновениями, Пекин и Токио в 2004 году договорились решать «газовый вопрос» переговорами без применения силы, но при этом китайцы огорчили японских коллег, одновременно отказавшись обсуждать с ними свои планы по добыче в спорном районе.

С другой стороны, когда в 2005 году японское правительство также решило начать бурение «по соседству» с китайцами, это вызвало острую реакцию КНР. МИД страны назвал действия японцев «односторонними и провокационными», поскольку, по мнению Пекина, они «не могут проводить такие работы на китайской территории». Более того, это привело к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае.

В свою очередь, китайские дипломаты заявили, что Пекин обладает «суверенным правом» вести добычу газа в «водах, близких к побережью КНР». И при этом Китай сделал предложение добывать «голубое топливо» вместе. Однако до сих пор согласия на это не поступило. Как известно, японцы очень не любят делиться тем, что они считают своей собственностью.

Ситуация усложняется тем, что принадлежность островов оспаривает и Тайвань, к которому они ближе всего расположены. Принадлежащие ему корабли регулярно отмечаются в происходящих там инцидентах. При этом нередко они более ожесточенные, чем в случае с китайцами. Это и понятно: мощный Китай, обладающий ядерным оружием и почти полуторамиллиардным населением, для Японии представляет куда большую опасность, чем Тайвань.

Так, в 2003 году японский сторожевик протаранил тайваньское «туристическое рыболовное судно». В связи с этим официальный Тайбэй выразил японской стороне протест. По словам тайваньского президента, «Острова Дяоюйтай – это территория Китайской республики. Они относятся к юрисдикции посёлка Тоучэн уезда Илань... Мы выражаем решительный протест действиям японских властей – потоплению нашего судна и задержанию его капитана в наших территориальных водах».

В то же время, этот факт Россия должна использовать для отстаивания своих интересов на Курилах. И действительно, было бы странным отдавать японцам свои земли, при том что они сами не собираются расставаться с островами, отобранными у Китая силой.

Как же сложится судьба этого территориального спора? В обозримом будущем возвращение островов Китаю не светит: в этом случае это резко усилило бы его позиции в давлении на Тайвань. В случае, если архипелаг окажется в руках китайцев, они могут использовать его как плацдарм для высадки над неподконтрольным Пекину островом. Не на что надеяться в данном случае и Тайваню: установление юрисдикции Тайбэя над Сенкаку может лишь спровоцировать китайцев к более активным действиям. И в Вашингтоне, поддерживающем в противовес Пекину как Тайбэй, так и Токио, это прекрасно понимают.

И поэтому сохранение японского контроля над спорным архипелагом с молчаливого согласия американцев некоторое время сможет умерить китайские амбиции на пересмотр «неравноправных договоров». В противном случае это могло стать очень нехорошим прецедентом по отношению к другим соседям Китая.

Прежде чем переходить непосредственно к истории развития конфликта вокруг островов Сенкаку, необходимо дать краткую справку об этих территориях, их географическом расположении, наличии ископаемых ресурсов и месте в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Группа островов Сенкаку (японский вариант названия) или Дяоюйдао (китайский вариант названия) располагается в Восточно-Китайском море и состоит из пяти необитаемых островов и трех скал, включающих в себя Уоцури, Китакодзима, Минамикодзима, Куба, Таи?се?, Окинокитаива, Окиноминамиива и Тобисэ. Острова расположены примерно в 170 км к востоку от Тайваня, в 200 милях от материковой части Китая и в 170 км от Окинавы. Самый большой остров - Уоцури, площадь которого составляет 3,6 кв. км. Самым маленьким по площади является остров Окиноминамиива - 0.01 кв. км Министерство иностранных дел Японии. Острова Сэнкаку, 2012. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/APP/SenkakuIslands_20121129NEW_rus.pdf. Географически, острова являются частью континентального шельфа Тайваня «The Times». Universal Atlas of the world, 1985. P. 76. , и глубина моря между Китаем, Тайванем и островами не превышает 200 метров.

В настоящее время Япония осуществляет административный контроль над островами, но тайваньские власти и правительство КНР оспаривают это право Японии.

Острова не обладают запасами пресной воды, там мало растительных ресурсов, прибрежные территории островов богаты рыбой. В настоящее время, в связи с крупным выловом рыбы, происходит истощение рыбных запасов David G Muller Jr. China as a maritime Power, 1983. P. 191..

В 1968 году в рамках экспедиции под эгидой ООН было обнаружено, что континентальный шельф между Японией и Тайванем является, возможно, одним из самых богатых месторождений нефти и газа в Азиатско-тихоокеанском регионе David G Muller Jr. Op. cit. P. 196..

Таким образом, потенциальное наличие огромных запасов нефти и газа, так необходимых развивающемуся Китаю и страдающей от нехватки ресурсов Японии, становится впоследствии основной причиной эскалации конфликта и роста экономического интереса к островам.

Стратегическое значение островов объясняется их близким расположением к важным для обеих сторон морским путям. Для Китая это самая северно-восточная точка в Восточно-Китайском море, для Японии - юго-западная. Поставки сырой нефти из Ближнего Востока в Японию проходят через этот район. Более того, учитывая выгодное положение островов, страна, обладающая суверенитетом над этими территориями, получает возможность «наблюдать» за территорией соседнего государства. Следовательно, стратегическая важность островов играет не менее важную роль, чем экономическая.

Восемь небольших островов, общая площадь которых едва превышает 6 кв.км , на протяжении десятилетий остаются главными камнями преткновения в отношениях между Китаем и Японией. Несмотря на неоднократные попытки нормализовать ситуацию, в 2018 году территориальный спор готов вспыхнуть с новой силой: с начала января китайские корабли дважды приблизились к островам Сенкаку, что вызвало протест со стороны Токио. ТАСС рассказывает, каковы позиции сторон, почему продолжается островной конфликт и какие предпринимались попытки его урегулировать.

Дяоюйдао или Сенкаку?

Архипелаг Сенкаку, который китайцы именуют Дяоюйдао (釣魚岛, кит. "острова [для] ловли рыбы") и считают своей территорией, расположен в 410 км от южной японской префектуры Окинава и в 170 км северо-восточнее Тайваня. Самые крупные острова гряды - Уоцури, Куба, Китако, Минамико и Тайсё (остальные - едва выступают из воды). Общая площадь оспариваемой территории в Восточно-Китайском море - 6,3 кв.км. Де-факто острова контролируются Японией, а претендует на них не только материковый Китай, но и власти Тайваня.

Предпосылки к спору по поводу практически необитаемых островов появились в 1895 году, когда они впервые попали под контроль Японии по итогам первой Японо-китайской войны 1894–1895 годов. По Симоносекскому договору, закрепившему победу японцев над императорским Китаем, Пекин уступил Сенкаку вместе с Тайванем в пользу Токио. В 1932 году правительство Японии продало в частное владение четыре острова, а один - Тайсё - оставило за собой. После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в 1972 году был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и исконно японской территорией. США признают суверенитет японской стороны над этой территорией и считают, что спорная проблема подпадает под договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 года.

В свою очередь Китай считает архипелаг Дяоюйдао исконно китайской землей. В качестве доказательства государственные медиа КНР, к примеру, приводят "древние карты", на которых острова обозначены как владения Пекина. В Токио прибегают к такому же приему: в 2015 году МИД Японии обнаружил китайскую карту от 1969 года, на которой острова названы по-японски.

Решение проблемы спорных районов осложняется наличием богатых рыбных ресурсов и потенциальных залежей природных ископаемых. В 1968 году в районе островов были проведены исследования под эгидой ООН, на основании которых был сделан вывод о возможности наличия запасов нефти и газа. Однако точных объемов этих запасов никто не знает: по оценке Администрации энергетической информации США, в Восточно-Китайском море залегает 28–57 млрд кубометров углеводородов, китайские расчеты превышают эти показатели в сотни раз.

Острова также представляют стратегический интерес для Пекина и Токио: обладание ими расширяет возможности как гражданского, так и военного судоходства. Из-за территориального спора стороны не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов Сенкаку. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР - на перемещении линии ближе к японскому побережью.

За последние полвека динамика конфликта менялась, но никогда не переходила в "горячую" фазу. КНР и Тайвань заявили о своих притязаниях на острова в 1971 году в связи с предстоящим возвращением Окинавы под юрисдикцию Японии. В 1978 году после подписания японо-китайского договора о мире, дружбе и сотрудничестве Япония и КНР договорились заморозить дебаты вокруг островов. В апреле 1992 года во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спор был отложен на усмотрение будущих поколений. При этом каждая из сторон по-прежнему продолжала считать эти территории своими. С обеих сторон развернулись общественные движения за возвращение островов, которым сопутствовали массовые акции националистического толка.

Обострение конфликта

До конца 2000-х ситуация развивалась в позитивном ключе, и стороны даже подумывали о совместной разработке месторождений Восточно-Китайского моря. За это выступал, в частности, японский премьер-министр Юкио Хатояма, который заявил в 2009 году: "Я хочу превратить море проблем в море дружбы". В аналогичном ключе высказывался его китайский коллега Ху Цзиньтао.

Этим планам не суждено было сбыться. 11 сентября 2012 года правительство Японии национализировало три острова - Уоцури, Китако и Минамико, подписав с частным владельцем контракт о покупке этих островов за ¥2,05 млрд (около $26 млн). До национализации островов Япония арендовала их у семьи Курихара. Аренда ежегодно обходилась государству в ¥24 млн (около $314 тыс.).

Национализация островов была воспринята Пекином в штыки. МИД КНР призвал Японию пересмотреть свое решение, а оборонное ведомство Китая подчеркнуло, что "вооруженные силы Китая оставляют за собой право на ответные меры в связи с покупкой Японией островов Дяоюйдао".

В ответ на национализацию островов Японией в более чем 100 городах КНР прошли антияпонские демонстрации, в которых приняли участие свыше 500 тыс. человек - это самые крупные выступления в Китае с момента нормализации дипломатических отношений между двумя странами в 1972 году. Митингующие громили японские магазины и предприятия. Около представительств японских автоконцернов Toyota, Nissan и Honda по всей стране было сожжено более 100 автомобилей. На несколько процентных пунктов просели показатели японского экспорта в Китай, поскольку китайцы начали массово отказываться от продуктов из Японии.

14 сентября 2012 года шесть патрульных кораблей КНР вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Демонстративный заход китайских сторожевиков стал самым крупным за всю историю территориального конфликта между Токио и Пекином вокруг Сенкаку и продолжался около семи часов. С тех пор сторожевые корабли Китая почти постоянно находятся вблизи Сенкаку и периодически совершают заходы в прибрежную зону. В среднем китайцы наведываются в спорные воды от семи до 12 раз в месяц (максимальное число нарушений - 28 - было зафиксировано в августе 2013 года).

Хронология нарастания напряжения вокруг Сенкаку

. 17 сентября 2012 года на фоне обострения спора с Японией вокруг островов Китай начал учения ВВС с участием своих новейших истребителей и десантных кораблей. В этот же день к берегам архипелага выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовных судов.

. 25 сентября 2012 года к конфликту открыто подключился Тайвань. К Сенкаку попытались прорваться около 50 тайваньских судов. Японские пограничники были вынуждены применить мощные водометы и в итоге вытеснили их в международные воды.

. 30 января 2013 года китайский фрегат временно взял под боевой прицел японское патрульное судно в районе спорных островов Дяоюйдао. По заключению японской стороны, это был "радар наведения стрельб". В связи с этим инцидентом правительство Японии приняло решение сформировать специальный отряд сил самообороны страны для защиты островов Сенкаку в составе 20 патрульных кораблей и 13 самолетов.

. 23 июля 2013 года в КНР создано Управление морской полиции, в функции которого включена, в частности, "защита суверенитета страны над территориальными водами".

. 24 июля 2013 года корабли морской полиции КНР впервые вошли в зону, которую Токио считает своими территориальными водами. Японские пограничники не предпринимали активных действий, опасаясь разрастания конфликта.

. 29-30 июля 2013 года во время визита в КНР первого заместителя министра иностранных дел Японии Акитаки Сайки состоялись его переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И по вопросам двусторонних отношений, в том числе по конфликту вокруг Сенкаку. Достигнута договоренность о продолжении переговоров на разных уровнях.

. В сентябре 2013 года из-за конфликта вокруг островов власти Китая отказались от проведения встречи между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Санкт-Петербурге.

. 3 октября 2013 года в Токио министр обороны США Чак Хейгел подтвердил, что на острова Сенкаку распространяются административные права Японии, следовательно, к ним применяются положения двустороннего договора безопасности. Это означает, что Вашингтон придет на помощь Японии в случае ее столкновения с КНР у этих островов

. 6 ноября 2013 года японские силы самообороны впервые разместили противокарабельные ракеты SSM-1 на островах Мияко и Окинава, взяв под прицел международные проливы, ведущие из Восточно-Китайского моря в Тихий океан.

. 16 ноября 2013 года четыре катера морской полиции КНР вошли в район расположения островов Сенкаку, этот заход стал 70-м с момента национализации этой территории японским правительством 11 сентября 2012 года.

Продолжение

Ситуация накалилась до предела, когда 23 ноября 2013 года министерство обороны КНР объявило о создании опознавательной зоны воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая, в частности, распространяется и на спорные острова Сенкаку. Согласно распоряжению минобороны КНР, китайские вооруженные силы отныне будут применять меры оборонительного характера в отношении любых воздушных судов, не отвечающих на запросы и не подчиняющихся приказам при нахождении в этой зоне.

Как говорится в документе, при прохождении опознавательной зоны иностранные воздушные суда должны заблаговременно направлять в МИД КНР полетный план, отвечать на идентификационные запросы, иметь на борту четкие опознавательные знаки. Япония и Южная Корея выразили в связи с этим протест Китаю, а США выразили Китаю серьезную обеспокоенность и подтвердили, что распространяют на острова Сенкаку свои обязательства по обороне Японии в соответствии с двусторонним договором безопасности от 1960 года.

В то же время авиакомпании Японии, Южной Кореи и Тайваня подтвердили, что планируют уведомлять власти КНР о полетах через воздушное пространство опознавательной зоны. По словам официального представителя МИД КНР Цинь Гана, Китай не исключает возможность создания в будущем дополнительных опознавательных зон воздушной обороны в других районах, в частности, в Южно-Китайском море.

Замороженный спор

Ситуацию удалось нормализовать только к ноябрю 2014 года, когда Си Цзиньпин и Синдзо Абэ достигли соглашения из четырех пунктов, одним из которых была договоренность "путем диалога и консультаций предотвращать ухудшение ситуации вокруг островов Дяоюйдао". Стороны обозначили, что придерживаются разных взглядов на ситуацию, и таким образом фактически заморозили дальнейшее развитие конфликта.

Однако Китай и Япония по-прежнему далеки от полного преодоления территориального спора. На это есть как внутренние, так и внешние причины. К первым относится тот факт, что острова представляют большое символическое значение для обеих сторон. И даже малейшие уступки в адрес соседа будут чреваты недовольством у себя "дома". Что касается внешних причин, то конфликт вокруг восьми кусочков земли, торчащих из-под воды, - это лишь частное проявление более крупной игры Китая и Японии за влияние в регионе, где ни одна из сторон не может дать слабину.

Артур Громов