Тест "Хороший ли Вы психолог?" (23 вопроса для всех, кто интересуется психологией). Поле, поросшее желтыми цветами

Современные условия труда, производительность и качество выполняемой работы, все больше требуют от соискателей соответствующей работоспособности, личных, психологических и деловых качеств. Для этого многие серьезные организации используют тестирование при приеме на работу, особенно в такие ведомства как ФСБ, МВД, РЖД.., банки, в том числе Сбербанк.., а также в большие корпорации.

Тесты при приеме на работу проводятся и для бухгалтеров, и для менеджеров, для полицейских и пожарных, для летчиков и машинистов, и для юристов, и даже для продавцов-консультантов…


На этой странице психоаналитического сайта сайт вы сможете бесплатно и онлайн пройти психологические тесты, используемые при приеме на работу в различные ведомства и организации онлайн и бесплатно.

Однако имейте ввиду, что здесь представлены примеры тестов, применяемых при устройстве на работу, т.к. каждый работодатель может использовать свое тестирование, в зависимости от необходимых личностных, психических, эмоциональных, моральных и деловых качеств соискателя на конкретную должность или профессию, в конкретном предприятии или учреждении.
(Большие корпорации используют тесты SHL, Talent Q, Ontardent, Exect)

Какие психологические тесты при приеме на работу проходят соискатели

Примеры основных психологических тестов, используемых при приеме на работу в различных ведомствах, организациях и на предприятиях, таких как ФСБ, МВД, МЧС…, Банки (Сбербанк), торговля…, тестирование на должности менеджера, главного бухгалтера, полицейского, пожарного, спасателя, торгового работника (продавца-консультанта), юриста…и т.д. (тест на выбор профессии)

Психологические тесты

Общие психологические тесты при устройстве на работу используют не так часто, как специализированные для тех или иных профессий.
Однако результаты тестов на скорость протекания нервных процессов (темперамент), акцентуацию характера, память, внимание и внимательность, могут заинтересовать некоторых работодателей.

  • Тест на характер — (программный вариант)
  • Тест на темперамент — (программный вариант)
  • Тест на внимательность (переключение внимания)

Вербальные тесты

Вербальный тест при приеме на работу — основа проводимого собеседования с соискателем на должность и профессию, где необходимы вербальные (речевые) способности соискателя.

Математические тесты

В некоторых корпорациях при приеме на работу используют математические тесты для определения аналитических способностей соискателя.

  • Математический тест (с ответами)
Числовые тесты

На некоторые должности, например бухгалтер, работодатели используют числовые тесты при приеме на работу.

  • SHL тест

Логические тесты

Логические тесты при устройстве на работу дают информацию работодателю о способностях соискателя находить правильные решения в незнакомых ситуациях.
Тест на логическое мышление

Эмоциональные тесты

Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость — необходимые показатели аттестации — тестов при приеме на работу и последующей переаттестации — соискателей и действующих работников на должностях, где нужно работать с людьми, в опасных, чрезвычайных и стрессогенных ситуациях (например, полиция, МЧС, торговля…)

Личностные тесты

Основным , широко используемым личностным тестом при приеме на работу является тест СМИЛ (Стандартизированный Многофакторный Метод Исследования Личности) — он же Миннесотский Многомерный Личностный Опросник (MMPI) и его сокращенный вариант MMPI Мини-Мульт

Интеллектуальные тесты

Уровень, коэффициент интеллекта (IQ) соискателя — зачастую является важнейшим показателем тестирования при устройстве на работу, где необходимы интеллектуальные способности будущего работника.

  • Тест КОТ онлайн (краткий ориентировочный опросник на определение общих умственных способностей — иногда используют в ЦПД МВД)
  • (с программной обработкой результатов)

  • Тест на гениальность (он же тест на реакцию «Красный квадрат» — иногда используют в ЦПД МВД)

Творческие тесты

Во многих современных организациях требуются креативные, творческие люди, у которых иногда должны быть организаторские и даже предпринимательские способности, поэтому при приеме на работу используют и творческие тесты.

Я не претендую на то, что с помощью этого теста действительно можно понять, хороший Вы психолог или плохой. Но, возможно, результат заставит задуматься над Вашим пониманием некоторых ситуаций. Прежде, чем перейти к тесту, хотел бы обратить внимание на следующее:

  • Тест не выдаст результаты, пока не будут даны ответы на ВСЕ вопросы.
  • Некоторые (подчёркиваю: НЕКОТОРЫЕ! ) правильные ответы не являются абсолютной истиной, а лишь отражают личное мнение автора теста, хотя и вполне обоснованное.
  • Для ответов на БОЛЬШИНСТВО вопросов не нужны специальные знания, достаточно просто логически поразмыслить.
  • Так что НЕ БЕРИТЕ РЕЗУЛЬТАТ БЛИЗКО К СЕРДЦУ, особенно если он для Вас неудовлетворительный.
  • Все ответы пояснены на этой странице.
  • Желательно ознакомиться с инструкцией, которая дана ниже (кликните по слову "Инструкция").

Итак, приступим!

Хороший ли Вы психолог?

Инструкция

  • Выберите один из вариантов в каждом из 23 вопросов;
  • Нажмите на кнопку "Показать результат";
  • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
  • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • Оценки: менее 11.5 баллов - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 11.5 но менее 17.25 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 17.25 и менее 23 - ХОРОШО, 23 - ОТЛИЧНО;
  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку "Сбросить ответы";
  1. Можно ли назвать психологом человека, не имеющего психологического образования?
    Да, можно, если он хорошо разбирается в людях.
    Да, можно, но только в том случае, если он в полном объёме знаком с программой вузов по психологии (например, изучал самостоятельно).
    Нельзя, потому что реальные психологические знания в полном объёме может получить только выпускник вуза по о психологии.
  2. Психолог-консультант всегда должен дать своему клиенту чёткий и конкретный совет, что ему делать в сложившейся ситуации. Вы согласны с этим?
    Да. Для этого люди и идут к консультанту.
    Не обязательно, всё зависит от ситуации.
    Крайне нежелательно, чтобы консультант давал клиенту прямые советы.
  3. Известно, что психологические приёмы бесконфликтного общения в реальной жизни часто не срабатывают. На Ваш взгляд, почему так происходит?
    Не учитываются дополнительные факторы, влияющие на ситуацию.
    В стрессовой ситуации все приёмы просто вылетают из головы.
    Верны оба предыдущих варианта.
  4. Даёт ли практическую пользу мысленная проработка сложнокоординированных действий? Например, трудных движений в спорте, в танцах, или в игре на музыкальном инструменте.
    Да, польза есть: достаточно отрабатывать такие действия только мысленно, без физической тренировки, а реальный результат будет улучшаться сам собой.
    Польза есть, но только если совмещать мысленную отработку с реальной физической, причём доля физической отработки должна быть большей.
    Польза есть, но очень незначительная: физическую отработку ничто не заменит.
  5. Типичная проблема людей-неудачников заключается в следующем:
    У них нет чётко поставленной цели.
    Им не хватает действия, активности.
    Верно и то и другое.
  6. Возможно ли по своему желанию изменить свои черты характера?
    Возможно.
    Характер человека может изменяться в течение его жизни, но по собственному желанию его изменить нельзя.
    Характер вообще не подвержен изменениям в течение всей жизни человека.
  7. Если человек имеет высшее образование, можно ли сказать, что его уровень интеллекта является высоким?
    Безусловно, законченное высшее образование является показателем высокого интеллектуального уровня человека.
    Необязательно. Получение любого образования способствует повышению уровня интеллекта, но вовсе не является его показателем.
    Уровень образования вообще не имеет никакого отношения к интеллекту. Показателем интеллекта являются совершенно другие качества человека.
  8. Является ли использование приёмов манипуляции людьми чем-то аморальным?
    Да, безусловно, использовать приёмы манипуляции - это аморально!
    Необязательно. Приёмы манипуляции можно использовать как в аморальных целях, так и в положительных.
    Ничего аморального в использовании приёмов манипуляции нет, потому что законы общества таковы: либо ты управляешь, либо тобой управляют.
  9. Что из нижеперечисленного наиболее важно, когда психолог проводит профотбор (т.е. изучает личностные качества кандидата на работу или службу)?
    Чётко определиться с целью профотбора.
    Дать как можно больше различных психодиагностических методик.
    Верно и то и другое.
  10. Есть ли основания для того, чтобы считать психологию псевдонаукой?
    Основания есть: все психологические знания расплывчаты, законы неточны.
    Основания есть: психология не является целостной наукой, это набор теорий и гипотез, которые часто друг другу противоречат.
    Таких оснований нет. Психологию вполне можно отнести к нормальным полноценным наукам, хотя она и имеет свои особенности.
  11. Приемлем ли в современных рабочих (служебных) коллективах авторитарный стиль лидерства?
    Приемлем и даже желателен, потому что коллектив тогда работает более слаженно и результативно.
    Приемлем, но только в коллективах с определённым составом людей и спецификой деятельности.
    Авторитарный стиль вообще неприемлем в современном обществе, это наихудший вариант управления коллективом.
  12. Допустимо ли, чтобы психолог был вспыльчив и несдержан?
    Да, такое вполне допустимо: психолог тоже человек, такой же как и все.
    В работе такое поведение недопустимо (например, при общении с клиентами во время консультации), а при каком-то личном или бытовом общении - вполне допустимо.
    Нет. Психолог должен уметь себя контролировать в любой ситуации. Если он вспыльчив и несдержан - то это уже не психолог.
  13. Может ли человек изменить свой темперамент по своему желанию?
    Да, это возможно.
    Самостоятельно изменить свой темперамент невозможно. Но это можно сделать с помощью гипнотизёра или хорошего психотерапевта.
    Это невозможно.
  14. Релаксация (т.е. расслабление мышц тела) является довольно популярным у психологов коррекционным упражнением. Как по-Вашему, действительно ли релаксация эффективна для решения каких-то психологических проблем?
    Да, сбрасывание мышечных зажимов помогает автоматически решить и многие психологические проблемы.
    Релаксация полезна, но она является вспомогательным действием при решении психологических проблем.
    Релаксация полезна для здоровья, но не имеет никакого отношения к решению психологических проблем человека.
  15. Существуют ли, на Ваш взгляд, приёмы манипуляции, в которых с помощью определённых слов и жестов можно загипнотизировать человека: а) быстро (например, в течении 2-3-х минут, или вообще нескольких секунд), б) против его воли, в) в естественной ситуации (например, при встрече на улице)?
    Да, такие приёмы существуют, хотя на 15-20% людей такой гипноз не действует.
    Да, такие приёмы существуют, они действуют примерно на 40-50% людей.
    Нет, таких приёмов не существует.
  16. Как известно, возрастные кризисы детей могут протекать довольно бурно и доставлять много неприятностей как взрослым, так и самому ребёнку. О чём свидетельствует бурное протекание такого кризиса?
    О том, что развитие этого ребёнка проходит нормально.
    О том, что развитие ребёнка запущено с психолого-педагогической точки зрения.
    При правильном воспитании ребёнка никаких возрастных кризисов вообще быть не должно.
  17. Можно ли быстро (в течение нескольких секунд) и по собственному желанию изменить своё психологическое состояние для решения каких-то неотложных проблем? Например, при возникновении чрезвычайной ситуации.
    Да, можно.
    Можно, но для этого нужно как минимум несколько минут.
    Своё психологическое состояние невозможно изменить по собственному желанию. Оно меняется только под влиянием внешних факторов.
  18. Воздействие на подсознание человека, по мнению многих психологов, является абсолютно эффективным способом манипуляции. Вы согласны с этим?
    Да, полностью соглашаюсь.
    Не могу согласиться. Это далеко не такой безотказный способ, каким его часто пытаются представить.
    Об этом много говорят, но, по-моему, это вообще не работает.
  19. Если долго и упорно представлять себе желаемый результат, то он обязательно у Вас появится, причём сам собой (это называется «техника исполнения желаний»). Вы в это верите?
    Да, это возможно.
    Да, это возможно, но касается только личностных качеств человека, а не материальных ценностей.
    Конечно я в такую чушь не верю! С чего бы это вдруг?
  20. Зависит ли стиль руководства коллективом от количества людей в этом коллективе?
    Да, зависит. Более того, количество людей является решающим фактором для стиля руководства.
    Да, зависит, и может даже являться решающим фактором (а может и не являться).
    Количество людей в коллективе вообще не влияет на стиль руководства.
  21. Что, на Ваш взгляд, является основным показателем интеллекта человека?
    Жизненный опыт.
    Общий уровень эрудиции, начитанность.
    Умение гибко мыслить, быстро перенастраивать своё мышление.
  22. Можно ли назвать профессиональным психологом человека, имеющего собственные нерешённые психологические проблемы?
    Да, конечно. Психолог ведь тоже всего лишь человек.
    Можно, если эти проблемы небольшие и несерьёзные.
    Нет, конечно! Какой же это тогда психолог?!
  23. Как Вы относитесь к методу «25-го кадра»?
    Это эффективнейший метод манипуляции людьми с помощью электронных СМИ.
    Этот метод эффективно используется для обучения. Например, иностранным языкам.
    Это всё враньё и шарлатанство.

Говорит ли о чем-то любовь к желтому цвету и что такое «шкала лжи».Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности

Мало что может быть интереснее, чем исследовать самого себя, - наверное, поэтому так популярны психологические тесты. Сотни сайтов и книг заполнены опросниками разного уровня сложности, откуда любознательные пользователи черпают все объясняющие диагнозы, как для себя, так и для ближних, - за несколько кликов можно убедиться в собственной интроверсии или внезапно открыть в себе социопата. Но насколько полезна такая самодиагностика, каким тестам действительно можно доверять и пользуются ли ими сами психотерапевты или психиатры? Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно - если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент - выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума - в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим когнитивным искажением, оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу - лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей - максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально - редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» - вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста - рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, - это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.


Я-структурный тест Аммона (ISTA)

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру - осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная - накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго - лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности - к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону - восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (MMPI)

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов - и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования - созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой - вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

16-факторный личностный опросник Кеттелла (16-РF)

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась - они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.


Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие - в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них - тесты Люшера и Роршаха.

Цветовой тест Люшера

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, - то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем - нереалистичность и очарованность, а желтый - эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно - каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха - проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой - с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.

Сейчас на просторах интернета можно найти тысячи психологических тестов, но их результаты часто разочаровывают: неточные или слишком общие. Вы просто выискиваете в тексте приятные для вас слова - и создается впечатление, что они написаны про вас.

Наша подборка тестов одобрена психологическим сообществом. Результатам вы действительно можете доверять. К тому же эти тесты сложно обмануть и предугадать результат.

Тест Люшера

Методика цветовых выборов. Этот тест, изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером, довольно точно определяет ваше психологическое состояние, в котором вы находитесь сейчас. Этот тест описывает то, каков человек на самом деле, поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах.

Тест Сонди

Метод портретных выборов. Методика разработана в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Леопольдом Сонди. Он обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими. Бессознательный выбор определенных черт лица, по его мнению, определяет некоторые черты собственного характера, особенности личности и даже предрасположенность к психическим заболеваниям.

Опросник Кеттела

16-факторный личностный опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Этот тест позволяет взглянуть на личность с разных сторон. Опросник довольно большой, чтобы пройти этот тест целиком, придется выделить на это специальное время.

Краткий ориентировочный, отборочный тест (КОТ) предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей. Этот тест часто используют при приеме на работу на руководящие должности, в спецслужбы, в армию и в других областях. КОТ позволяет диагностировать способность человека овладевать новыми знаниями, видами деятельности.

Проективный рисуночный тест

Вообще проективных методик существует множество. Вам нужно включить воображение и дорисовать предложенную фигуру. Предлагаем простой и быстрый тест.

  • Тест Люшера
  • Тест Сонди
  • Опросник Кеттела
  • Краткий ориентировочный тест (КОТ)
  • Проективный рисуночный тест
  • Расскажите друзьям:

1. Экспресс-совет. Если не уверены в себе при прохождении психологической диагностики (психодиагностики), то выберите из своих знакомых людей того, кто, как вам кажется, идеально соответствует той нише, которую Вы пытаетесь занять или отстоять. Отвечайте как ответил бы он.

2. Если в инструкции сказано, что в тесте нет правильных и неправильных ответов - не доверяйте этому.

3. Избегайте экстремальности, будьте ближе к "золотой середине", не оплевывайте себя, но и не превозносите. На вопрос "Вы всегда оплачиваете проезд в общественном транспорте?" лучше ответить "нет", т.к. так поступает большинство. Иначе вы скорее заподозритесь в неоткровенности.

4. Многие тесты содержат "шкалу лжи", т.е. имеют ряд провокационных вопросов как в предыдущем примере. И если даже вы всегда оплачиваете проезд, то вам по этой шкале будет плюсик. Набралось много плюсиков - ваши результаты будут признаны недостоверными. И тогда в лучшем случае вас попросят заново пройти данный тест (скорее всего по другой форме, с другими вопросами). В худшем - в заключении напишут что-нибудь вроде "склонен к неоткровенности", что может значительно снизить ваш рейтинг. И вообще это может отрицательно сказаться на тоне всего заключения, т.к., поверьте, психологи очень не любят недостоверные результаты.

5. Иногда встречаются такие тесты, в которых один вопрос или утверждение встречаются дважды. Ответили по-разному - вам плюсик по "шкале лжи". Старайтесь дословно запоминать вопросы и отвечать одинаково на одинаковые.

6. На результаты тестирования может сильно сказаться обстановка. Если вам не нравятся условия тестирования (шумно или плохое освещение, например) попросите улучшить условия, особенно если проводится проверка ваших способностей, интеллекта. Просите в максимально корректной форме, интеллигентно, никого не раздражая. Если вам откажут - то вполне вероятно это такая задумка, часть плана. Если проводится обследование группы, то просить улучшить обстановку только вам, согласитесь, глупо.

7. По завершении процедуры тестирования попробуйте отксерокопировать протокол обследования, бланки со своими ответами. Они могут пригодиться и для последующей аппеляции (до которой, конечно, лучше не доводить), и наверняка помогут избежать в заключении одного-двух негативных о вас суждений. Если обратитесь к знакомому психологу - тот поможет указать на ваши промахи.

8. Многие тесты проводятся с ограничением и фиксированием времени. Узнайте у психолога максимально полную информацию об ограничениях, сколько отводится на ответы времени. Приходите на диагностику обязательно с часами: во-первых это может вам помочь с планированием времени на ответы, а во-вторых отсутствие часов может сказаться на вашем имидже (как человека неделового). Если психолог стоит с секундомером - делайте, конечно, задание как можно быстрее. Если нет - используйте все шансы растянуть время. Например, если психолог зачитывает вопросы группе - обязательно просите психолога повторить непонятный или сложный вопрос, в конце можете попросить даже дать лично вам перечень всех вопросов. Если вы работаете индивидуально со списком вопросов или тестовой тетрадью - это большой для вас плюс. В тесте (опроснике) Кеттелла, например, 16 личностных шкал. Среди них - одна на интеллект. Ограничений по времени нет. Сидите и думайте на здоровье, никуда не торопитесь.

9. Вы вправе спросить у психолога название теста, который с вами проводят. Это может вам пригодиться.

10. Если вас отбирают (на работу или учебу), то скорее всего вам нужно быть умным коммуникабельным здоровячком нежели глупым замкнутым психом. В других разделах мы еще затронем эту важнейшую тему.

11. Уменьшайте, по-возможности, свой возраст. Это пригодится, возможно, если вам предстоит пройти тест на интеллект, где более молодым часто делается скидка, и если вам еще не за двадцать (для более взрослых различий не делается).