Типы политических элит: понятие, способы формирования. Политическая элита

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ И ЭЛИТЫ

Элита - это:

§ лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето).

§ наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г.Моска)

§ лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г.Лассуэлл)

§ люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден)

§ люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет)

§ творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А.Тойнби)

Политическая элита - совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе.

В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов «теории элит», итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда - избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части - управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях - сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты - к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной - к проявлению элементов теократии.


Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Введение

  1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит
  2. Типология элит и система их рекрутирования
  3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В регулировании политических процессов, в определении стратегии, целей и приоритетов политики важная роль принадле-жит специфическому субъекту политики — политической элите. Она концентрирует в своих руках власть путем монополизации права на принятие политических решений.

В качестве объекта властвования политической элиты выступают рядовые граждане общества, политические группы и партии, общественно-политические движения и организации. Их готовность к подчинению зависит от собственных качеств политической элиты, ее легитимности, а также от тех средств воздействия, которые она применяет в конкретных политических ситуациях.

Превращение элиты в самостоятельную политическую силу связано с существенными трансформациями политической системы, с формированием соответствующих объективных факторов ее появления. Сущностный анализ этих факторов впервые был дан в классических теориях элиты.

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный. В политологии элитой именуются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством.

Элита — это, прежде всего статус и интеллект, неординарность мышления и поступков, культура и прочность нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредованно распоряжаться материально-техническими ресурсами и людским потенциалом страны, это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия «в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное значение». Представленная модель элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, по которому общество должно двигаться в сторону формирования достойного и эффективного государственного регулирования. Это своеобразная установка на то, что должно быть.

Политическая элита — это не просто группа высокопоставленных должностных лиц и политиков с определенными деловыми, профессиональными, политико-мировоззренческими и моральными качествами. Это социальная общность, концентрирующая в своих руках значительный объем политической, прежде всего государственной власти, обеспечивающая выражение, субординацию и воплощение в управленческих решениях коренных интересов различных (прежде всего господствующих) классов и слоев общества и создающая соответствующие механизмы реали-зации политических замыслов и концепций.

Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска «политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными» массами.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в “Основах политической науки” он писал: “Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма”.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В “Трактате по общей социологии” он писал; “Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально”. Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — “лис” (гибких руководителей, использующих “мягкие” методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование “лис”, эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты (“львов”), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует “железный закон олигархических тенденций”. Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.

Из действия “закона олигархических тенденций” Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности.

Во второй половине XX в. складываются современный подход к исследованию проблемы элитарности обшества.

Макиавеллистская школа признает

  • элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.
  • элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием
  • групповая сплоченность
  • легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство
  • структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны
  • формирование и смена элит в ходе борьбы за власть.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский). За определенное время формируется правящий слой, кровно заинтересованный в сохранени тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора - порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.

Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кто оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р. Арон, Дж. Пламетац, Дж.Сартори, П. Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма, хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников, тяготеющих к либеральному (теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

Радикальный элитизм. Леволиберальные концепции (Р.Михельс, Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Правление народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по крайней мере в странах с большим населением, а представительная неизбежно приводит к утрате народом части своего суверенитета, отчуждаемого в пользу избранных представителей которые в силу определенных закономерностей превращаются в элиту.

Решение вопроса - может ли общество функционировать без политической элиты возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты) . В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.

2. Типология элит и система их рекрутирования.

В современной политологии выделяются следующие классификации элит по типам на основании тех или иных критериев:

1) В зависимости от источников влияния и авторитета элиты подразделяются на: а) наследственные, т.е. получившие свой статус по наследству (например, рыцарство или дворянская аристократия); б) ценностные - т.е. возвысившиеся за счет обладания ценными для общества качествами (образование, авторитет, высокая нравственность); в) властные - за счет обладания властью; г) функциональные - в зависимости от профессии, выполняющей определенную функцию в обществе;

2) По отношению к государственной власти:

а) властная, в которую входят все те, кто обладает властью, т.е. "партия власти"; б) оппозиционная - т.е. элитные группы, отстраненные от власти и стремящиеся к ней вернуться.

3) По характеру отношений с обществом: а) открытая - т.е. допускающая в свои ряды выходцев из самых разных слоев своего общества; б) закрытая - т.е. рекрутирующая новых членов из состава собственной группы или слоя (например, дворянство);

4) По отношению к тому или иному уровню управления: а) высшая - государственные руководители, непосредственно участвующие в принятии важных политических решений; б) средняя - члены общества, обладающие высоким статусом, элитной профессией или образованием (в среднем около 5 % населения любой страны); в) маргинальная - лица, обладающие высокими показателями лишь по одному или двум из вышеназванных признаков: например, качественное образование без высокого дохода, или высокий доход без престижной должности или образования;

5) По стилю управления и характеру отношений с обществом: а) демократическая - выражающая мнения и интересы большинства, допускающая участие широких масс в управлении; б) авторитарная - навязывающая большинству свою волю и не допускающая членов общества к осуществлению управления; в) либеральная - учитывающая мнения управляемых и допускающая их к участию в обсуждении принимаемых решений;.

6) По роду деятельности:

а) политическая элита - т.е. те, кто непосредственно принимает политические решения (первые лица государства) и способен эффективно воздействовать на политику в своих интересах (участвующие в политике ведущие бизнесмены, лоббисты и др.);

б) экономическая - крупные собственники, владельцы монополий, директора и управляющие крупнейшими частными компаниями;

в) бюрократическая - чиновники высшего и среднего уровня аппарата государственной власти;

г) идеологическая - ведущие деятели науки и культуры, представители духовенства и журналисты, оказывающие значительное влияние на общественное мнение.

В числе условий, обеспечивающих успешное функционирование и сильные политические позиции правящей элиты, обычно называют:

1) Представительность - прочная связь определенного сегмента элиты с той группой, которая ее "породила" и выдвинула - например, связь профсоюзных "боссов" с рядовыми членами своего профсоюза, партийных лидеров - с низовыми ячейками и рядовыми партийцами;

2) Эффективность - т.е. способность правящей элиты успешно решать стоящие перед обществом проблемы; 3) Интеграция - т.е. объединение различных групп правящей элиты общества либо соглашение по поводу определенных ценностей или "правил игры" с целью сохранения собственных позиций и стабильности в обществе (пакты, договоры о согласии, консенсус);

4) Полноценное рекрутирование элиты, т.е. пополнение ее состава, отбор в нее новых членов с учетом определенных требований к ним.

Политологи выделяют две основных системы рекрутирования элит - система гильдий и т.н. антрепренерская (предпринимательская) системы. Особенностями системы гильдий являются:

1) Закрытость от общества, ограничение доступа в элиту новых членов;

2) Новые члены рекрутируются в основном из нижестоящих слоев самой же этой элиты;

3) Наличие большого ограничений и требований (фильтров) для вступающих в элиту новых членов: образование, происхождение, лояльность, партийная принадлежность, стаж, характеристика руководства;

4) Ограниченность числа (круга) лиц, отбирающих в состав элиты новых членов; 5) За счет рекрутирования (отбора) себе подобных сохраняются основные социально - психологические черты существующего типа элиты.

Сильными сторонами гильдейской системы рекрутирования являются: преемственность состава и сохранение согласия внутри элиты, отсечение потенциальных оппозиционеров и внутренняя стабильность. Ее очевидные минусы - бюрократизм, конформизм, затрудненность продвижения "наверх" талантливых и способных инициировать необходимые перемены людей, застойность и неспособность реагировать на изменения ситуации и кризисы.

Особенностями антрепренерской (предпринимательской) системы рекрутирования соответственно являются:

1) Открытость, широкие возможности для выходцев из самых широких слоев общества войти в состав элиты;

2) Сравнительно незначительное число ограничений и требований для рекрутируемых в элиту новых людей (одаренность, компетентность, инициативность, соответствие моральным требованиям и др.);

3) Широкий круг лиц, отбирающих в элиту новых членов (в рамках демократии к ним относится большинство общества, все избиратели страны);

4) Острое соперничество, конкуренция за право занять руководящие посты;

5) Большое значение при отборе имеют личные качества и индивидуальные заслуги претендента на место в элите.

Подобная система рекрутирования существует в странах с устоявшейся демократической формой правления. Плюсы антрепренерской системы состоят в том, что она ценит одаренных и незаурядных людей, открыта для новых лидеров и нововведений, и в целом подконтрольна обществу. Столь же очевидны ее недостатки: большая степень риска и угроза возникновения нестабильности, опасность острого противоборства и раскола в элите, возможность выбора на руководящий пост не ответственного перед обществом профессионала, а демагога и популиста. При этом следует помнить, что даже в условиях демократии наряду с элементами антрепренерской присутствуют элементы гильдейской системы отбора: им подчинено формирование высших эшелонов, продвижение на "верхних этажах" власти и комплектование силовых структур (армии, полиции) и спецслужб.

В политической истории России XX - начала XXI вв. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям. Первая существенная по выражению С.А.Грановского «революционно-политическая трансформация» произошла в октябре 1917 г., когда к власти пришла партия профессиональных революционеров. Большевики монополизировали власть и установили диктатуру пролетариата. После смерти В.И.Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием, победителем которой стал И.В.Сталин. Еще при Ленине был создан особый правящий класс - номенклатура (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждались партийными органами). Однако, именно Сталин довел до совершенства процесс воспроизводства советской элиты. Номенклатура была построена по строго иерархическому принципу с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группировками. В середине 1980-х гг. в правящей элите усилились процессы структурной дезинтеграции, которые привели к внутриэлитному ценностному и кадровому конфликту, связанному с изменением политического курса. К концу 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различных демократических движений, представители творческой и научной интеллигенции. В это же время происходит смена механизма рекрутирования элиты. Вместо номенклатурного принципа утверждается демократический принцип выборности.

Немецкий ученый Э. Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне. Начало было положено 29 мая 1990г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991 г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты - выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993 г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. То есть Э.Шнайдер связывает процесс формирование новой российской политической элиты с выборным процессом, что стало характерным для постсоветской России.

Важным фактором, который имел далеко идущие последствия для правящей элиты, был запрет КПСС в 1991 г., который вызвал ликвидацию традиционных институтов советской власти, ликвидацию института номенклатуры, передачу полномочий союзных органов власти российским.

Исследователи различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский». Так, О. Крыштановская - автор книги «Анатомия российской элиты» - отмечает, что за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной.

«Путинский» этап характеризуется устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В. Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.

Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер-министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений, другими влиятельными лицами.

По данным тех же исследований, основными поставщиками в правящую элиту в 1991 г. была интеллигенция (53,5%) и хозяйственные руководители (около 13%). В переходный период ельцинского правления (1991-1993) падала роль рабочих, крестьян, интеллигенции, хозяйственных руководителей, сотрудников министерств и ведомств. Значение других, наоборот, возрастало: региональных администраций, сотрудников силовых и правоохранительных ведомств и, особенно, бизнесменов.

В отсутствии государственной поддержки слабые социальные группы - рабочие, крестьяне - были почти полностью вытеснены из политического поля, резко упала доля женщин и молодежи, высокий процент участия во власти которых прежде искусственно поддерживался КПСС.

Средний возраст регионального руководителя при Л.Брежневе составлял 59 лет, при М.Горбачеве - 52 года, при Б.Ельцине - 49 лет, при В.Путине - 54 года.

Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократи-ческой. Подавляющее большинство руководителей партии и го-сударства 1980-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяй-ственное образование. При М.Горбаче-ве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших выс-шее партийное образование. И, наконец, рез-кое снижение удельного веса лиц, получивших техническое обра-зование (почти в 1,5 раза), произошло при Б.Ельцине. Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в Рос-сии, где по-прежнему большинство вузов имеют технический профиль.

При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11,2%, при В.Путине - 25,1%). Такая тенденция совпала с ожиданиями общества, так как репутация военных как честных, ответственных, политически не ангажированных профессионалов выгодно отличала их от других элитных групп, имидж которых связывался с воровством, коррупцией, демагогией. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине - 52,5%, при В.Путине - 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел).

Можно выделить две волны обновления высших слоев. Первая из них была связана с вторжением реформаторов. Вторая же ознаменовала приход контрреформаторов, действия которых следует рассматривать как нормальное завершение реформенного цикла. В классических образах это выглядит так: «молодых львов» вытесняют «старые лисы».

Ускорение циркуляции российских элит является очевидным фак-том. Оно началось еще при правлении М.Горбачева за счет выдвижения наверх многочисленных представителей так называемых предноменклатурных групп из разных общественных секторов (в основном речь идет о бывших руководителях среднего звена - начальниках отделов, подразделе-ний, служб).

Как показывают исследования , по большинству показателей характер назначений и отставок при В.Путине претерпел незначительные изменения: возраст входа и выхода, среднее число лет пребывания в должности, удельный вес лиц пенсионного возраста среди отставников примерно такие же, что и при предыдущем президенте. Но главным является то, что изменилась атмосфера: растущая уверенность в себе политической элиты, основой которой является высокий уровень доверия населения к президенту.

Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Так, Т. Заславская полагает, что элите «удалось создать такие правила игры, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жизни. Особенность политических элит состоит в том, что, будучи выражением политического отчуждения, они склонны углублять и укреплять отчуждение.

Но одновременно нельзя не отметить и позитивную роль потенциальных элит в политической практике. Их существование обеспечивает соответствующее влияние различных общественных секторов на течение политических процессов, равно как и возможность формировать сравнительно прочные и ответственные руководящие команды.

Иначе говоря, в состав элит входят лишь избранные, но те, кто к ней принадлежит, действительно влияют на ход событий, на характер и результаты общественных процессов. Политическая элита - та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти. Как бы то ни было следует осознать, что политические элиты - это реальный факт.

Список используемой литературы

  1. Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004.
  2. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004.
  3. Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
  4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.
  5. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие.- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
  6. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2000

Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова.- СПб.: Питер, 2005.

Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С.97.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.211.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.235.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.289.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.17-18, 146-153.

Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.294-295.

Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”, “избранный”.

Политическая элита - это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

Психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

Высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

Политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы. Функции политической элиты:

- стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);

- организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

- интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью),оппозиционную (т.е. контрэлиту),высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

16. Типология и структура элит.

Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:

1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:

- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;

- средняя элита (примерно 3-5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);

- местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Нижний структурный уровень элиты часто обозначается термином "субэлита";

- административная элита - высший слой государственных служащих - чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Это элита менее зависима от результатов выборов, а поэтому менее проницаема для общественного давления и контроля.

2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:

- правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;

- оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;

- контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.

3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:

- наследственная элита , имеющая влияние в силу фактора "крови";

- ценностная элита - базирует свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;

- функциональная элита : в качестве источника влияния выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций.

4. Группы, различающиеся по способу своего формирования и доступности для давления общественного мнения:

- открытая элита . Этот тип элиты формируется посредством выборов, принадлежность к ней определяется профессионализмом, известностью, политическим статусом, экономическим влиянием. Заботясь о своем авторитете, элита стремится убрать из своей среды нерезультативные или скомпрометировавшие себя в глазах общественного мнения элементы;

- закрытая элита . Отбор в элиту осуществляется из "круга себе подобных". Главным достоинством кандидата выступает исполнительность и готовность следовать установленному кодексу поведения. Эта элита не проницаема для общественного мнения, что неизбежно сказывается на ее способности управления общественными процессами.

Руководят народами элиты - люди, занимающие серьезные посты, имеющие доступы к закрытым источникам информации. Они довольно разнообразны и формируются различными способами. Давайте рассмотрим, каковы как они влияют на развитие общества. Вопрос непраздный. От действий и решений этих людей зависят наши судьбы. Кроме того, они оказывают серьезное влияние на будущее, значит, формируют условия для жизни потенциальных детей и внуков. Простым гражданам желательно понимать, какая группа людей в стране осуществляет управление, чтобы понимать смысл происходящих событий, прогнозировать вероятные последствия.

Что такое элита?

Слово это мы часто слышим в телепередачах, встречаем в серьезных статьях. Элита - эта группа людей, имеющая возможность оказывать влияние на общество. Необходимо понимать, что обычного доступа к властным рычагам недостаточно. В истории множество примеров того, как лидеры появлялись из народа, отодвигая от управления тех, кому положено было занимать это место по действующему праву. Но чтобы стать элитой, необходимо обладать определенным набором качеств и навыков. Это и образование, и связи, и мудрость, харизма, умение анализировать, планировать действия и договариваться. У властных рычагов стоит правящая элита. Те, кто не имеет возможности принимать участие в управлении, оппонирует им. Это контрэлиты. Кроме того, существуют еще деятели культуры, чье влияние на общество порой огромно. Еще стоит указать на военные элиты. В некоторых государствах они играют определяющую, главенствующую роль. Нельзя обойти и научные круги, хотя нынче их роль не так заметна, как в прошлом веке. Политические элиты страны формируются под влиянием сложившихся исторических обстоятельств, экономических факторов. Иногда руководящий класс полностью переформатируется под давлением общественности

Типы политических элит

Разбираемый вопрос политологами освещается часто и разнообразно. Это зависит от степени развития общества, его традиций, мышления, исторического пути. Выделяют такие типы политических элит:

  • Открытая, в нее могут попасть все граждане.
  • Закрытая пополняется только представителями определенных групп (аристократия, к примеру).

Индийский ученый П. Шаран предложил собственную классификацию. Он так описывает типы политических элит:

  • Высшая занимает руководящие позиции.
  • Средняя - люди, обладающие определенным состоянием, профессиональными навыками, образованием.
  • Административная - работники высших государственных например.
  • Маргинальная не обладает перечисленными выше признаками, но имеет влияние в обществе.

Правящая элита

Главные позиции в любом государстве занимаются люди, обладающие достаточными навыками и влиянием. Ими являются представители всех типов элит. Современное общество имеет сложную структуру. Чтобы держать его под контролем, необходимо влиять на все слои населения. С этой точки зрения необходимо постоянное взаимодействие управленцев, корректировка планов и действий. Организует эту работу видимая правящая элита. Административная осуществляет исполнительские функции, а высшая генерирует идеи. Каждый стремится выдвинуть своих представителей на вершину власти. Это происходит в том числе во время выборов. Депутатский корпус пополняет элитарные круги демократического общества на разных уровнях. В то же время существует устойчивое мнение о том, что руководят миром только избранные. Эти люди получают особое образование и управленческие навыки. Выделяют два типа рекрутирования элит: антрепренерскую и систему гильдии. Рассмотрим их подробнее.

Система гильдии

Практически во всех странах на вершину власти попасть непросто. Формирование политической элиты идет по принципу принадлежности к определенной группе или касте. Это закрытый отбор. Он предполагает постепенное, достаточно медленное продвижение по карьерной лестнице. Кандидата на вступление в элитарный круг проверяют на уровень образованности, умение общаться с народом, публично выступать и так далее. Имеют значение также родственные связи, партийный стаж и другие вещи. Эту систему считают консервативной. Решение по поводу вступления в элитный клуб принимает верхушка, склонная воспроизводить один тип руководства. В ней отсутствует конкуренция. Это приводит к постепенной деградации элит. Люди эти не успевают реагировать на вызовы современности, не обладают достаточной гибкостью. Так было, например, в СССР, что способствовало краху державы. Положительной стороной системы гильдии считается то, что она не способствует возникновению внутренних конфликтов, ее политика предсказуема. Такой метод выдвижения элит присутствует в демократических странах с сильной партийной системой.

Антрепренерская система

Современное общество развивается стремительно, сталкивается с большим количеством проблем. Чтобы оно нормально жило, необходимо проводить тщательный отбор управленцев. Антрепренерская или предпринимательская система предполагает отбор кандидатов, обладающих определенными качествами. Одним из главных является умение нравиться публике. Любой социальный слой может выдвинуть своего представителя на самый верх. Конкуренция в этой системе очень высока. Отбор же проводит все население страны. Такая система характерна для развитых демократий. Например, одним из президентов США стал актер (Р. Рейган). При предпринимательской системе отбора не имеет особого значения профессиональная подготовленность будущего управленца. Он должен нравиться людям, уметь реагировать на общественные запросы и вызовы. Недостатком системы считается вероятность прихода к власти случайных, неподготовленных лиц.

О роли политических элит

Необходимо отметить, что для развития государства очень важно, кто им управляет. Роль политической элиты весьма важна и многопланова. Эти люди влияют на благосостояние граждан, культуру, образование. Им принадлежит право контролировать безопасность страны. Фактически от них зависят жизни людей. Важно, чтобы современные политические элиты обладали высоким уровнем профессионализма. Мир довольно сложен. Если количество ошибочных решений будет высоко, то можно его просто разрушить. В большей части стран формирование политической элиты проходит по комбинированному принципу. То есть часть ее отбирается из определенных групп, яркие личности приходят к власти из народа. Это позволяет соблюсти в то же время сохранить баланс и стабильность в обществе. Не секрет, что неправильная, деструктивная политика не раз приводила к разрушению государства. Нынче этих ошибок пытаются избегать, привлекая население к оценке управленцев.

Ошибки элит - беда для народа

Очень важно, чтобы элита страны была сплочена, придерживалась строго определенных правил, не вступала в серьезные конфликты. В любой стране на влиятельных позициях находятся живые люди, имеющие как достоинства, так и недостатки. Они занимаются различными вопросами, влияющими на общество. Они должны уметь вырабатывать общее мнение, согласованное с чаяниями населения. То есть открытые и закрытые элиты обязаны действовать сообща, решая конфликты внутри себя, без привлечения народа. В качестве отрицательного примера можно привести многострадальную Украину. Ее элиты много лет боролись за власть. Президентом страны становился то представитель западных регионов, то восточных. Политики не смогли договориться, что привело к возникновению вооруженных столкновений. То есть элитарный круг просто не справился со своими обязанностями.

От чего зависит качество управленцев

Демократическое общество стремится к установлению баланса между различными группами и слоями. Необходимо находить консенсус при выполнении любой задачи. От политиков зависит мир и стабильность в государстве. Управление страной необходимо доверять подготовленным, грамотным и талантливым людям. То есть элиту следует специально готовить. В то же время нельзя отказываться от социальных лифтов. Конкуренция способствует повышению качества управленцев, генерации, что важнее, новых идей. Качество элит, как бы читатель ни возражал, зависит от населения. Именно его реакция на этих людей является основным и самым главным мерилом эффективности их работы. Например, не стоит бездумно голосовать за кандидата в депутаты, которого вы никогда не видели в своем дворе. Он не выполняет обязанностей, значит, не достоин места в элитарном кругу.

Профессиональное обеспечение управленцев

Уже упоминалось, что типология политической элиты имеет сложную структуру. Это помогает не терять управления страной при смене правителя. Обеспечивают работу государственных органов в основном профессионалы. Это люди, имеющие специальные знания, навыки, опыт. Без их помощи никакой яркий лидер не в состоянии обойтись. В структуре любой политической партии, к примеру, есть аппарат. Его верхушка известна всем по выступлениям и публикациям. Обеспечивают же деятельность лидеров обычные специалисты, иногда именуемые бюрократами. Они ведут огромную организационную и аналитическую работу. Этих людей тоже следует относить к элите. Ведь они влияют на решения и поступки своего лидера. Иногда говорят о том, что любой тип элиты размыт. Рядом с влиятельными людьми, занимающими высокие посты, находятся родственники и персонал. Они тоже оказывают определенное влияние на их политику.

Особенности смены элит

Как правило, круги влиятельных людей пополняются постоянно и постепенно. Людей готовят, подбирают, испытывают. Но бывали в истории и исключения. Революции выталкивают на вершину власти смелых и решительных людей. Они занимают самые высшие должности. Естественно, революционный процесс - это серьезное потрясение для общества. Чтобы его не допустить, необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В нее должны приходить новые люди, приносить идеи, популярные в обществе.

Заключение

Читатель наверняка задается вопросом: а как попасть в круг избранных? В современном мире это не невозможно. Если посмотреть на элиты большинства стран, вы увидите, что они отличаются от большинства простых граждан образованием, активностью, смелостью, склонностью к анализу. Необходимо воспитывать в себе эти качества с молодости. Может, президентом и не станете, но почетное и достойное место в обществе займете.

1. Лидер наиболее влиятельной оппозиционной партии входит в состав ___________ элиты:
государственно-властной
высшей
бюрократической
контр-
правящей
политической

2. С точки зрения ___________, господство элиты определяется невозможностью прямого участия масс в управленческих процессах.
В. Парето
А. Тойнби
Р. Михельса
Г. Моски
Й. Шумпетера

3. Наиболее общие функции политической элиты:
выработка политического курса
встречи с зарубежными лидерами
борьба с коррупцией
принятие политических решений
создание механизмов реализации политических целей
протекционизм крупным нефтяным компаниям

4. Источники бюрократической власти:
высокий общественный статус
коррупция
доступ к телу политика
административное нормирование
специализация чиновников
всенародное избрание

5. _______________, по мнению ______________, неизбежная тенденция в мире организаций, в том числе политических партий.
Р. Миллса
олигархия
Р. Михельса
плутократия
демократия
В. Ленина
В. Парето
Охлократия

6. Парето определял элиту как …
совокупность формальных и неформальных лидеров
олигархическую группировку
класс, который правит
совокупность лиц с наиболее высокими показателями и достижениями

7. Доступ в «политический класс», по мнению Г. Моски, открывают:
связи в высших кругах
происхождение
военная доблесть
богатство
генетический фактор
благоприятное стечение обстоятельста

8. В соответствии с трактовкой Г. Моски, правящий класс – это …
люди с наиболее высокими показателями
класс, монополизирующий власть
совокупность олигархических групп
совокупность всех политиков и чиновников

9. Укажите среди нижеперечисленных концепций современные теории элит:
ситуационные теории
ценностные теории
телеологические концепции
технократические концепции
концепции плюрализма элит
теория конституентов

10. Главы крупнейших парламентских фракций относятся к ________________ политической элите.
олигархической
средней
высшей
административной
законодательной
правящей

11. Отличительные признаки политической элиты:
высокий интеллект
непосредственное участие в принятии политических решений
осуществление властно-политических функций в обществе
владение искусством управления
замещение руководящей должности
богатство

12. Какая из нижеперечисленных функций не выполняется политическим лидером …
мобилизация масс на достижение политических целей
коммуникация власти и масс
политического целеполагания
принятие законов
выработка политических решений

13. По мнению ___________, обновление политического класса за счет наиболее способных к управлению представителей низших слоев характеризует ________________ тенденцию функционирования элиты.
К. Мангейма
плюралистическую
демократическую
аристократическую
либертаристскую
Г. Моски
В. Парето
Р. Михельса

14. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы свойственно для …
организационно-управленческих трактовок
макиавеллистской школы
технократических концепций
функциональных теорий

15. По мнению Г. Моски, к вырождению правящего класса может привести _____________ тенденция в его развитии.
демократическая
авторитарная
автократическая
аристократическая
тираническая

16. Лидерство И. Сталина можно рассматривать как …
нейтральное
традиционное
харизматическое
рационально-легальное

17. Небольшой, относительно закрытый круг селектората характерен для _____________ системы рекрутирования элит.
номенклатурной
партократической
селективной
меритократической
антрепренерской
гильдейской

18. Критика жесткой элитарности общества с демократических позиций была высказана ____________ в рамках ______________.
Т. Вебленом
макиавеллистской школы
Г. Моской
теорий плюрализма элит
ценностных теорий
Б. Беллом
Р. Миллсом
леволиберальных концепций

19. Утверждение о том, что политическими лидерами становятся лица с определенными свойствами характера, является основополагающим для …
психологической концепции
теории конституентов
ситуационной теории
теории личностных черт
факторно-аналитической концепции

20. «Правящая элита» — это …
представители власти
лучшие представители общества
крупные предприниматели
лица с наивысшим коэффициентом интеллекта
работники в органах государственной власти
высший привилегированный слой, осуществляющий политико-властные функции

21. С точки зрения ______________, манипулятивный метод управления, включающий компромиссы и демагогию, присущ элите ____________.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
львов
мышей
лис
змей

22. С точки зрения ____________, элита служит защитником демократических ценностей и ограничителем идеологического иррационализма масс
концепции плюрализма элит
леволиберальных теорий
теории менеджеризации элит
ценностных теорий
теории демократического элитизма

24. Согласно типологии К. Ходжкинстона, лидеры, действующие в интересах представляемых ими граждан, — это …
лидеры-поэты
лидеры-техники
лидеры-карьеристы
лидеры-политики

25. Наиболее распространенное определение коррупции …
злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях
дача взятки должностному лицу
мздоимство в особо крупных размерах
клептомания
должностные правонарушения
уголовные преступления чиновников

26. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства является свойством ___________ системы рекрутирования элиты
антрепренерской
номенклатурной
масонской
кастовой
аристократической
наследственной

27. По мнению _____________, все правящие классы стремятся стать _______________ если не по закону, то фактически.
В. Парето
Г. Моски
Р. Михельса
легитимными
наследственными
богатыми
господствующими
олигархическими

28. Личностные отношения между главой государства и чиновниками свойственны __________________ бюрократии.
харизматической
коррумпированной
патримониальной
традиционной
рациональной
сословной

29. По мнению В. Парето, революции происходят из-за …
гедонизма элиты
деградации высших страт общества
фаворитизма в среде элитных слоев
войн и стихийных бедствий
обнищания низших классов

30. Члены политической элиты:
Президент РФ
ректор университета
лидер крупной политической партии
директор завода
начальник департамента районной администрации
высшее должностное лицо субъекта РФ

31. Функция политического лидера — …
коммуникативная
организация политических партий
захват власти
защита интересов высших слоев
укрепление демократии
подчинение масс

32. Преимущественное применение лидером санкций и угроз — характерная черта _____________ стиля лидерства.
импульсивного
компульсивного
угрожающего
принуждающего
тиранического
авторитарного

33. Непосредственно осуществляет процесс управления и руководства государством ____________ политическая элита.
антрепренерская
меритократическая
правительственная
правящая
государственно-властная

34. ____________ утверждает, что лидерство формируется на основе соответствия имиджа лидера ожиданиям его последователей.
теория черт
ситуационная концепция
теория конституентов
психологическая теория

35. По мнению Г. Моски, главная причина властного могущества «правящего класса» — …
внутренняя организованность и сплоченность
владение недвижимостью
монополизация управленческих функций
владение репрессивным аппаратом
пренебрежительное отношение к управляемым

36. Бюрократизм – это …
профессиональное заболевание чиновников
дисфункции в работе госаппарата
власть аппарата управления
механизм государственного управления
неэффективная госслужба

37. Карьерные государственные служащие действуют в соответствии с принципом …
службы своим начальникам
подчинения специалистам
политического нейтралитета
административного нормирования
наследования своих должностей
делания карьеры

38. В состав экономической элиты современной России входят:
М. Фридман
К. Собчак
Р. Абрамович
С. Глазьев
Б. Грызлов
Е. Плющенко

39. Расположите в хронологическом порядке по убыванию основные этапы развития теории бюрократии
1) постнеклассические теории
2) системный подход
3) поведенческий подход
4) школа «человеческих отношений»
5) «классическая школа»
6) концепции В. Вильсона и М. Вебера

40. «Универсальным законом истории» Парето назвал …
неминуемую деградацию элиты
войну между элитой и контрэлитой
циркуляцию элит
приход к власти пролетариата
наличие класса управляемых и управляющих

41. ____________ заложил основы _____________ направления, рассматривающего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности
В. Парето
Р. Михельс
Г. Моска
М. Вебер
аристократического
функционального
менеджериального

42. Небольшое число институциональных фильтров свойственно для ___________ системы рекрутирования элит
гильдейской
демократической
антрепренерской
плюралистической
номенклатурной

43. В соответствии с типологией М. Херманн, лидеры, обладающие способностью убеждать других людей и внушать им свои идеи, называются …
торговцами
служителями
пожарниками
знаменосцами

44. Самый точный и надежный метод определения состава правящей элиты …
статусный
децизионный
репутационный
институциональный

45. __________ является основоположником ___________ направления в элитологии, поскольку делал акцент на индивидуальных качествах представителей элит
Г. Моска
Д. Бернхэм
В. Парето
Р. Миллс
структурно-функционального
партократическог
личностного
аристократического