Типы восприятия визуальный аудиальный кинестетический. Восприятие человека человеком

Вы никогда не замечали, что в новом кафе один человек отмечает приятную музыку, другой – яркое оформление, а третий – вкусный кофе и приятный аромат в зале. Это связано с различными типами восприятия: всех нас условно разделяют на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Сегодня, в век цифровых технологий, к этой типологии добавляют еще и дигиталов (дискретов).

Узнайте свой тип восприятия: тест

Знания типов восприятия помогут избежать конфликтов с детьми и женами (ну или мужьями), сделать лучшую презентацию для клиента, а заодно и понять некоторые особенности своего поведения. Поэтому предлагаем вам пройти небольшое тестирование.

1. Аудиалы: покупатели, которых нужно слушать и слышать

Очевидно, что аудиалы воспринимают информацию с помощью слуха. Это те люди, которые не могут находиться в тишине: они любят включать музыку или телевизор «фоном» к своим повседневным делам. В любой ситуации аудиалы в первую очередь обращают внимание на то, что было озвучено, и лишь после – на внешний вид.

Как узнать аудиала?

  1. В своей речи постоянно употребляет слова «слушаю», «рассказали», «озвучьте», «что скажете?», «давайте обсудим», «вы слышите?» и т.п.
  2. Высоко ценит ораторские возможности собеседника.
  3. «Активный слушатель»: задает уточняющие вопросы, делает записи.
  4. Любит объяснять и может повторять что-либо несколько раз без раздражения.
  5. Может пересказать любой разговор слово-в-слово.
  6. Предпочитает слушать новости по радио, во время просмотра телевизора для него звук важнее картинки.

Как использовать?

Грамотная, отчетливая и громкая речь продавца или менеджера может серьезно повлиять на положительный ответ и решение аудиала. Поэтому готовьте коммерческое предложение без «воды», в котором каждое слово будет в точку.

2. Визуалы: красивая картинка – половина продажи

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает окружающий мир преимущественно «на глаз». Это – визуалы. Люди с таким типом восприятия ценят внешний вид вещей, красивые презентации и приятную внешность собеседника. Их легко можно узнать по организованности и опрятности. В публичном месте визуалы стремятся занять место с лучшим обзором и чувствуют себя неуютно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, «заслоняя горизонт».


Как узнать визуала?

  1. Употребляет в речи выражения «на мой взгляд», «без сомнения», «до сих пор стоит перед глазами», «красивый», «уродливый» и т.п.
  2. Уделяет большое внимание своему внешнему виду.
  3. «Встречает по одежке».
  4. Жесты и поза очень эмоциональны: он жестикулирует в разговоре и пытается руками обрисовать предметы.
  5. Обладает фотографической памятью, обращает внимание на мелкие детали.
  6. Хорошо ориентируется на местности.

Характеристики дигитала

  1. Часто использует слова «логично», «знаю», «понимаю», «функциональность» и т.п.
  2. Функциональность для него важнее дизайна, содержание важнее оболочки.
  3. Прямая поза (часто зажаты), отсутствие жестикуляции, монотонный голос.
  4. Аналитика для него – родная среда обитания.
  5. Структурирует информацию, любит «разложить по полочкам».
  6. Может воспринимать много информации сразу.
  7. Не принимает решение моментально – требуется время подумать.
  8. Прекрасный стратег, не упустит ни одной детали.

Как это использовать в продажах?

Аккуратно повлиять на выбор дигитала можно с только помощью логики. Почему аккуратно? Потому что любое обращение к чувствам люди с таким типом мышления чуют за километр и воспринимают как манипуляцию. Именно поэтому при озвучивании предложения нужно делать акценты на характеристиках продукта: выгодная цена, функционал, преимущества перед другими моделями и т.д. Чем больше плюсов и положительных сторон товара или услуги обозначит продавец или маркетолог, тем выше вероятность того, что дигитал станет покупателем или постоянным клиентом.


Итак, а вы к какому типу относитесь?

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Деление людей по типу восприятия на визуалов, аудиалов, кинестетов и дигиталов условное. Тех, кто пользуется одним каналом получения опыта мало, большинство людей универсальны, но один способ более важен. Визуалы прекрасно слышат и любят музыку, а аудиалам знакомо удовольствие от прикосновений.

Визуалы – это 80-85% людей, живущих на нашей планете. Кто такие визуалы? Люди, которые воспринимают информацию преимущественно через зрение. Какие слова они используют? «Я вижу», «Я не вижу здесь выгоды», «Моя точка зрения такова». Они даже в словах используют визуальные образы. И мыслят картинками, воспринимают информацию картинками. И передают ее по большей части картинками.

Аудиалы, «большое ухо» – люди, которые воспринимают на слух. Наверняка вам знакома такая народная мудрость, что женщины любят ушами. 10-12% людей во всем мире воспринимают информацию преимущественно через слух.

Кинестеты. Таких людей очень мало. По разным данным, их от 3% до 5-8%. Статистика здесь не дает точных цифр, мы же не можем каждого человека измерить на планете. Но в среднем это 3-5%.

И есть еще четвертая категория, о которой ученые, социологи, статистика почему-то часто забывают. Это дигиталы. Этих вообще мало. Их в среднем 1-2%. Это очень редко встречающиеся люди. Дигитал – это человек, который воспринимает значение. Цифровые значения, пропорцию, знаки, символы. Он очень логичен и в то же время интуитивен в принятии решений, в восприятии информации.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.


Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
  • От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи . Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание . Допустим, оно написано на классной доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
  1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке" :
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект , если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Зачастую, людям, которые воспринимают мир посредством разных органов чувств, бывает непросто понять друг друга. И только заранее распознав, кто же перед вами, вам будет значительно проще найти к человеку подход.

Как распознать визуала?

Визуалы воспринимают окружающий мир зрительными образами, такой человек не просто активно смотрит по сторонам - он будет рассматривать: интерьер, прохожих, еле уловимые изменения мимики и жестов собеседника, мельчайшие подробности вашего туалета.

Визуал уделяет много внимания своему внешнему виду - он непременно одет «с иголочки», в его облике можно обнаружить немало деталей, за которые хочется «зацепиться взглядом». Общаясь с вами, визуал всегда будет стараться сесть или встать так, чтобы ему было лучше вас видно. Интерьер в жилище визуала продуман до мелочей, кроме того, у него дома вы наверняка обнаружите идеальный порядок.

Визуала выдает и манера говорить - его любимые выражения: «вот увидишь», «посмотри на это с другой стороны», «представь себе», «я вижу, у тебя другое мнение на этот счет», «глазам своим не верю», «мне важен твой взгляд на проблему»…

Секреты общения

Чтобы понравиться визуалу, прежде всего, нужно хорошо выглядеть - не сомневайтесь, визуал отметит, как ваши дорогие, красивые туфли, так и грязь, которая прилипла к каблукам - несовершенство в мелочах будет раздражать его. Пригласив визуала в гости, позаботьтесь о сервировке стола и красивом оформлении блюд, а вот от визуального мусора любого рода придется избавиться, даже если для вас это всего лишь «творческий беспорядок».

Беседуя с визуалом, снабдите свою речь яркими визуальными образами - так ему будет легче представить то, о чем вы говорите, и ваш монолог покажется музыкой для его ушей. Если вам трудно признаться в чем-то визуалу лично, напишите смс-сообщение - он будет совершенно не против, что вы донесли до него информацию именно таким способом.

Как распознать аудиала?

Аудиалы воспринимают мир на слух и всюду стараются окружить себя приятными звуками - в машине у него наверняка не смолкает приемник, дом его оборудован стереосистемой с мощными колонками, а чтобы заглушать неприятные ему фоновые звуки, он не вынимает наушники от плеера из ушей даже на улице.

Про технические характеристики своих наушников, колонок и прочего аудио-оборудования, аудиал готов говорить часами. Выдает аудиала и его речь - с помощью различных интонаций он способен передать целую гамму чувств и эмоций, голос его завораживает и заставляет податься вперед, чтобы не пропустить ни звука. Характерные выражения: «это звучит необычно», «слушай…», «это говорит о…», «слышал, что произошло?»

Секреты общения

Чтобы понравиться аудиалу, необходимо научиться контролировать свой голос и управлять интонациями . Грубый или писклявый голос, недовольный тон, плаксивые интонации, неумелое пение в душе по утрам - все это может оттолкнуть аудиала. Не напрягайтесь, если аудиал не смотрит на вас во время разговора - зато он внимательно вас слушает - просто не желает отвлекаться на мимику и жестикуляцию. Чтобы привлечь аудиала, следите, чтобы ваш голос был мягким и глубоким, выделяйте важные для вас моменты в разговоре интонационно - это привлечет его внимание. Не разговаривать с аудиалом - худшая пытка, которую можно для него придумать, ему жизненно необходимо либо говорить, либо слушать.

Как распознать кинестетика?

Кинестетик живет в этом мире буквально «наощупь» - для него важнее всего тактильные ощущения, запахи, вкусы… А также, чувства и эмоции. Рабочее место кинестетика выдаст его с головой - обычному человеку может показаться, что в этом жутком бардаке невозможно ничего найти, однако кинестетик отлично ориентируется в нем даже с закрытыми глазами. Кроме того, весь этот творческий беспорядок просто необходим ему, ведь под рукой обязательно должны быть вещи, которых приятно касаться, можно мять, вертеть в руках, наматывать на пальцы…

Дома у кинестетика наверняка обнаружится пара-тройка котиков - ему просто необходимо время от времени хватать, тискать и гладить кого-то теплого и мягкого. Вас мять и тискать кинестетик не станет, по крайней мере, на первых порах знакомства, зато он будет вторгаться в ваше личное пространство, чтобы уловить ваш запах - без этого кинестетику трудно будет понять, нравитесь вы ему или нет. Речь кинестетика изобилует выражениями, вроде: «я чувствую, ты меня понимаешь», «меня бросило в жар…», «я похолодел, когда узнал об этом», «меня это задевает», «по ощущениям…»

Секреты общения

Кинестетик ощущает себя несчастным и никому не нужным, если хотя бы полдня его не трогают, поэтому, если хотите завоевать сердце кинестетика, не забывайте его как можно чаще гладить, обнимать, целовать и держать за руку. Еще один беспроигрышный ход - вкусно накормить кинестетика - они настоящие гурманы и обожают вкусную еду. А сделав ему массаж, можете считать, что кинестетик почти «попался». Получив в подарок от кинестетика парфюм, пользуйтесь им чаще - это станет еще одним жирным плюсом в вашу пользу.

Юлия Приходько