Толкование снов по фрейду. Фрейд: толкование снов

Полвека назад Станислав Ежи Лец пошутил: «Мне снился Фрейд… Что бы это значило?». В те годы тонкий юмор польского афориста мало кто сумел оценить, ведь о Фрейде и его идеях даже дипломированные психологи знали лишь понаслышке и относились к нему по заведенному в соцлагере принципу «Не читал, но осуждаю!». Но времена меняются, и в наши дни маятник общественного мнения резко качнулся в другую сторону: «Не читал, но преклоняюсь!».

На парадных книжных полках, на фоне которых любят фотографироваться нынешние самопровозглашенные интеллектуалы, томики Фрейда сменили сочинения классиков марксизма и Большую советскую энциклопедию. Правда, на фотографиях не видно, что нетронутые книги покрыты многолетним слоем пыли. Как иначе объяснить, что никто из «знатоков» не подаст голос в защиту венского мыслителя - против той пошлости и вульгарщины, которой обросли его идеи в обывательском сознании?

Зато нет числа желающим заработать на фрейдовском наследии, прикрываясь филькиной грамотой, которую под видом диплома выдают скороспелые местные «институты психоанализа». Самая сытная кормушка на этой ниве - толкование снов «по Фрейду». На рынке душеполезных услуг оно успешно соседствует с астрологией, хиромантией, снятием порчи и гаданием по ладони. Не верите? Поищите в Интернете «Сонник Фрейда». Долго искать, уверяю, не придется - подробный сонник моментально всплывет после первого запроса.

Сам Фрейд еще на заре прошлого века предвидел, что его теория подвергнется страшным искажениям и злоупотреблениям. И оказался прав. Ведь большая часть того вздора, который ему приписали на протяжении ХХ в., им вовсе не была сказана или написана. Так, никакого сонника Зигмунд Фрейд никогда не писал. Многое из приписанного ему Фрейд даже не имел в виду. Так что же он писал и говорил, что на самом деле имел в виду?

Четвертого ноября 1899 г. увидела свет первая психоаналитическая работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (хотя на ее титульном листе из-датель предпочел поставить круглую дату - 1900-й).

Основателю психоанализа в ту пору было уже 43 года, и за его плечами был немалый опыт научной и клинической работы. Научного авторитета те изыскания пока не принесли. Даже наоборот. Исследования истерии привели его к выводу, что эта болезнь не является исключительно женской, как ранее считалось. (Еще во второй половине ХIХ в. Предпринимались попытки лечить истерию с помощью хирургических операций на матке, да и само название болезни было производным от греческого histera - «матка».) В собрании коллег Фрейд сообщил о наблюдавшихся им случаях истерии у мужчин. Сообщение это было встречено в штыки, доклад Фрейда был буквально осмеян. Понадобилось еще много времени, прежде чем фрейдовский взгляд на истерию утвер-дился как общепринятый и даже тривиальный. Согласно формуле У. Джеймса, «сначала новую доктрину считают абсурдной; потом допускают, что она, возможно, справедлива, но несущественна; наконец, признав ее истинную важность, вчерашние противники оспаривают честь ее открытия». В конце века Фрейд со своим учением об истерии, увы, пребывал на первой из описанных стадий. А небезопасные опыты с кокаином и вовсе снискали ему в медицинских кругах Вены репутацию безответственного манипулятора.

Таким образом, книга «Толкование сновидений» была написана малоизвестным специалистом с сомнительной репутацией и не обещала ни научной сенсации, ни коммерческого успеха. Осторожный издатель выпустил всего 600 экземпляров книги и выплатил автору весьма скромный даже по тем временам гонорар, сравнимый с современной платой за один психоаналитический сеанс. Однако выход «Толкования сновидений» знаменовал собой подлинный переворот в представлениях о душевной жизни и фактически открывал новую эпоху в развитии науки о человеке.

Замысел книги родился у Фрейда давно, и его возникновение даже можно точно датировать по личным воспоминаниям автора. Летом 1895 г. семья Фрейда поселилась в замке Бельвью в предместье Вены, и в ночьс 23 на 24 июля ему приснился сон, который он впервые подверг детальному анализу. Несколько лет спустя, обедая с Э. Джонсом в ресторане на террасе замка Бельвью, Фрейд рассказал ему, что именно на этом месте его осенило великое открытие. Джонс полушутя заметил, что здесь стоило бы поместить мемориальную табличку. Фрейд вряд ли оценил его юмор. Ведь задолго до этого ему самому приходила мысль о мраморной доске с надписью: «Здесь 24 июля 1895 г. доктору Зигмунду Фрейду открылась тайна сновидения».

Фрейдовская концепция толкования сновидений вызревала в ходе наблюдений за пациентами. Следуя за их ассоциациями, которые по мере бесед становились все более свободными, Фрейд заметил, что пациенты часто вставляют в поток ассоциаций описания своих сновидений, которые, в свою очередь, вызывают новые ассоциации. Из ряда наблюдений родилась догадка, что сущностью сновидения выступает осуществление скрытого желания. Еще в марте 1894 г. Фрейд документировал сон некоего студента-медика. Тот, не желая вставать по утрам, нередко видел во сне, будто уже находится на занятиях в больнице. Описание этого случая вошло в книгу «Толкование сновидений». Как видим, никакой сексуальной подоплеки в нем обнаружить не удается. Вообще, для «Толкования сновидений» еще не характерен тот глобальный пансексуализм, который отличает последующие труды Фрейда.

Основное содержание книги составляет толкование собственных сновидений автора, что делает ее весьма своеобразной и очень откровенной автобиографией. Позднее, упрекая своих биографов, Фрейд говорил, что он уже и сам более чем достаточно рассказал о себе, в первую очередь имея в виду эту необычную книгу-исповедь. (Небезынтересно, что и автобиография «раскольника» Юнга называется «Воспоминания. Сны. Размышления».) Фрейд считал, что сновидение является охранителем нарушений сна и «представляет собой особый способ устранения мешающих спать раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения». При этом он истолковывал сновидение как символическое осуществление вытесненных желаний. Полагая, что сновидения и бред «происходят из одного и того же источника», Фрейд с некоторыми оговорками определял сновидение как «физиологический бред нормального человека». По Фрейду, «механизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновения невротических симптомов», в силу чего сновидения являют собой универсальный невротический симптом, проявляющийся у невротиков и у всех здоровых людей. «Среди этих недавно открытых психических процессов особенно надо отметить процессы сгущения и смещения. Работа сновидения - это особый случай эффектов, влияющих друг на друга со стороны двух разных психических групп. Иначе говоря, это результат психического расщепления, которое, очевидно, идентично во всех существенных чертах процессу искажения, преобразующему подавленные комплексы в симптомы там, где подавление оказывается недостаточным».

Фрейд считал, что «толкование сновидений есть столбовая дорога к познанию бессознательного в душевной жизни». Уже в этой его первой работе обозначены основные положения психоаналитической теории. «Вам придется с изумлением узнать из анализа сновидений, какую неожиданно большую роль в человеческом развитии сыграли впечатления и опыт раннего детства. В сновиденческой жизни человека ребенок, который продолжает жить в мужчине таким же, каким он был в детстве, сохраняет все свои характеристики и импульсы желаний, хотя ему - взрослому - они уже не нужны. С неодолимой силой к вам возвращаются моменты развития, подавления, сублимации и формирования реакций, посредством которых и вырастает дитя с совершенно иными врожденными данными, вырастает во взрослую личность, в носителя, а частично и в жертву цивилизации, которую он обрел с таким трудом».

«Толкование сновидений» явилось первым шагом к становлению психоаналитической концепции бессознательного. Эту работу Фрейд считал центральной для своего творчества. Без ложной скромности он так оценивал свой труд: «Это великолепное открытие - вероятно, единственное, что меня переживет». Он, однако, не питал иллюзий относительно приема, который уготован книге. В письме к другу, доктору Флиссу, Фрейд делится своими житейскими планами, но вставляет ремарку: «Это - если все будет хорошо, если у меня будут средства к существованию, а меня самого не посадят в тюрьму, не подвергнут линчеванию или бойкоту из-за моей книги о сновидениях!».

До линчевания дело не дошло, однако прием книге был действительно оказан прохладный. За первые шесть недель было продано 123 экземпляра. Научные издания выход книги проигнорировали. Лишь газета Zeit опубликовала весьма пренебрежительную рецензию, которая положила конец какой-либо распродаже книги в Вене. В последующие два года удалось продать еще 228 экземпляров, а на реализацию всего тиража ушло восемь лет! (Ныне каждый год выходят переиздания книги по всему миру, и тысячи экземпляров продаются ежемесячно.) Отношение к теории Фрейда менялось очень медленно. Еще в 1927 г. некий профессор Хохе из Фрайбурга в своей книге «Грезящее Я» ставил «Толкование сновидений» Фрейда на одну доску с «хорошо известными сонниками, которые можно найти в столах у кухарок».

Впрочем, для многих ищущих умов книга Фрейда явилась источником откровений. Молодой солдат Леопольд Сонди даже положил ее в свой ранец, отправляясь на поля Первой мировой войны. Однажды батальон Сонди буквально выкосило шрапнелью, и сам он, вжавшись в землю, с ужасом ждал, когда его пронзит раскаленный металл. После обстрела, еще не веря, что спасен, Сонди обнаружил предназначавшийся ему осколок застрявшим в переплете книги Фрейда. Так что, если бы не «Толкование сновидений», мы бы не знали сегодня оригинального теста Сонди!

Первые переводы книги были сделаны в 1913 г. на английский и русский (!) языки. Затем последовали переводы на испанский (1922 г.), французский (1926 г.), шведский (1927 г.), японский (1930 г.), венгерский (1934 г.) и чешский (1938 г.).

Эпиграфом к книге Фрейд предпослал строчки из «Энеиды» Вергилия: «Если не трону небесных богов, ад всколыхну я». Пророческие слова!

Источик: "Подсказки или миражи" Петр Арискин
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 4 (49) Апрель 2011

Очень кратко Сновидение - «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя - пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение - осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая - цензуру, которая искажает это желание.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся - подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание - встретиться с любимым человеком на похоронах.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение - это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения - это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция - при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) - это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы - палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук - представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка - символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение - это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные - это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения - избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина - в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса - чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон - это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную - Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».

Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.

Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить "Толкование сновидений", "Я и Оно", "Тотем и табу", "Остроумие и отношение к бессознательному" и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.

Анализ сновидений

Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

Однако существует несколько видов влечения. Первый вид - это эрос, то есть сексуальное влечение. Причем оно включает в себя не только половое влечение, но и влечение к жизни, стремление к продолжению рода. Однако есть и иной тип влечения - мы можем считать его ненормальным с позиции здравомыслящего человека - это влечение к смерти. Если цель сексуального влечения - продолжение жизни, то стремление к смерти ставит задачу "возвращения всех живых организмов в безжизненное состояние". Цель его, другими словами, - восстановить прежнее состояние материи.

Фрейд изучал психологию человека и немалое внимание уделял сновидениям. Он считал, что сон - это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни. Здесь следует привести следующий пример.

Занимаясь исследованием психики ребенка, ученый обратил внимание на то, что последнему снятся сны, в которых он видит исполнение своих желаний, или, наоборот, страшные кошмары. Причем сны пятилетнего ребенка зачастую носят эротический характер и связаны с влечением к собственной матери (так называемый Эдипов комплекс). Фрейд считал, что сексуальное развитие человека начинается с самого рождения, то есть с первого года жизни. Мы привыкли считать, что человек осознает свою половую принадлежность только к подростковому периоду, однако Фрейд выделял несколько фаз. Первая - оральная фаза (1-й год жизни), на этом этапе эрогенными зонами выступают слизистые оболочки рта и губ. На второй фазе - анальной, наступающей в 2-3 года, эрогенной зоной является слизистая оболочка заднего прохода. Третья фаза, фаллическая, возникает в 4-6 лет, тогда эрогенной зоной, соответственно, является фаллос. В этом возрасте у детей формируется Эдипов комплекс.

В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему "не к кому будет приласкаться". Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Существуют различные точки зрения на то, что представляет собой сновидение. Некоторые считают, что оно является особой психической деятельностью, проявляющейся в области памяти. Врачи склонны считать, что сновидение - это психическое проявление, возбудителями которого являются чувственные и телесные раздражители. Они могут возникать как во внешней среде, так и непосредственно в самом человеке. С этой позиции сновидение объясняется как бессвязная работа отдельных органов или групп клеток мозга, находящегося в состоянии сна.

Однако большинство людей склонно искать в снах какое-то символическое значение, считая, что это поможет предсказать будущее и разобраться в проблемах. Подобный взгляд на вещи, конечно, окутан предрассудками, однако доля истины здесь есть и с научной точки зрения. Еще задолго до Фрейда многие думали, что сны - это проявление нарушений психики человека, однако на самом деле каждый нормальный человек видит сновидения. Мало кто говорил, что иногда сны носят и эротический характер: если обычные сновидения - отклонение, так что уж говорить о сексуальных! Фрейд первым заговорил о нормальной природе сна. Кроме того, ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл - надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным - ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Фрейд был убежден, что в состоянии бодрствования человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние мысли - они все относятся к области подсознания. Во сне эти эмоции оживают и предстают в виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Полученный сновидческий образ Фрейд называл "сгущенным". Порой трудно обнаружить связь между образом и смыслом сновидения. Например, молния символизирует бурный роман, всплеск отношений. Казалось бы, какая в этом связь? Однако, проанализировав сон, можно отметить, что молния ударяет внезапно, и понять, куда она попадет, невозможно. Точно так же человек не знает, к кому он воспылает страстью, не знает, насколько всепоглощающей она окажется. Неудивительно, что человек, которому приснился воск, во всем потакает желаниям сексуального партнера - из него, как из воска, можно "слепить" все что угодно. Как видите, разгадать сновидение довольно просто - достаточно проанализировать ваше собственное отношение к жизни и попробовать связать все события с образами, которые вам привиделись.

Довольно интересен этап символизации сновидения. Фрейд считал, что во сне происходит осуществление каких-либо желаний, в том числе и сексуальных. Эти желания проявляются очень ярко и эмоционально. К примеру, вам может присниться, что вы едите потрясающе вкусный ананас. Это означает, что вы предпочитаете получать удовольствие от секса, но редко доставляете его партнеру. Причем вы будете чувствовать вкус ананаса очень отчетливо - как будто вы едите его наяву.

Сны, которые представляют собой желания человека, Фрейд разделил на несколько групп. В первую группу входят желания инфантильного типа - обычно такие сны видят дети и подростки. Так, последним часто снятся ярко выраженные сексуальные сцены - при условии, конечно, что им это интересно. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде - они входят во вторую группу.

Третья группа снов - это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено и превратилось в страх. Например, девушке снится сон о том, как ее насилует маньяк-убийца. Возможно, раньше она хотела побыстрее начать половую жизнь, но потом ей внушили, что это стыдно и позорно, и желание трансформировалось подобным образом.

Во всех своих толкованиях Фрейд подходил к сновидению с позиции психоанализа. Как уже говорилось ранее, сны - это личный опыт каждого человека. В дальнейшем будут перечислены некоторые символы и приведена их разгадка, однако вы можете составить для себя собственное толкование снов, проанализировав свои скрытые желания, страхи и проблемы.

Все права защищены. Полное или частичное копирование статьи разрешается только с указанием автора и активной ссылки на наш сайт

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, великий новатор, основоположник психоанализа.

Ранние его работы посвящены локализации мозговых функций, проблемам физиологии и анатомии головного мозга. Он занимался проблемой детского паралича, в 1884 году первым открыл болеутоляющее действие кокаина. С 1895 года разрабатывал методы лечения неврозов, в частности истерии. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности. В 1900 году выдвинул гипотезу о строении психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и бессознательным влечением.

Толкование снов по соннику Фрейда

В нашем толкователе вы найдете сонник Фрейда для толкования снов и интерпретации сновидений от великого психотерапевта.

Принципы толкования снов по Фрейду

Фрейд говорил о себе, что он принадлежит к тому сорту людей, которые, по выражению Хеббеля, нарушили покой мира. Его работы в корне изменили облик психологии XX века, осветив коренные вопросы устройства личности. Они раскрыли природу конфликтов между страстями и чувством долга, выявили причины душевного дискомфорта и иллюзорность представлений человека о самом себе.

Много и углубленно Фрейд размышлял о снах. В книге Толкование сновидений, увидевшей свет в 1900 году, он тщательно анализирует порождающие их механизмы и роль, которую они играют в жизни человека.

Основной тезис ученого понятен: сновидение является продуктом нашей психической активности, выражением нереализованных и подчас безотчетных потребностей, которые мы можем удовлетворить во сне благодаря усилиям собственного воображения и таким образом обрести душевное равновесие.

Однако, по Фрейду, подлинные душевные переживания спящего, или содержание сна, выражаются лишь в символических и на первый взгляд абсурдных образах – так называемой продукции сна, которая есть не что иное, как уловка подсознания, стремящегося обмануть внутреннего цензора – разум и дать выход страстям, которые находятся под запретом. Таким образом, символы сновидений – это код потаенных желаний человека. Чем более значимо для человека то или иное переживание, тем более фантастический характер оно приобретает во сне. Раскрыть же тайный смысл сна, считал Фрейд, можно лишь с помощью психоанализа.

Главные типы снов по Фрейду

Фрейд выделяет три типа сновидений.

Во-первых, сна вполне осмысленные, понятные, то есть не вызывающие никаких затруднений при их истолковании.

Во вторых, сна в определенной степени логичные, но странные: их смысл трудно связать с происходящим наяву.

И наконец, сна бессвязные и спутанные, понять которые вообще невозможно. Последние требуют к себе особенного внимания, поскольку при правильном истолковании могут стать для сновидца источником очень важной информации о его жизни и о нем самом.

Опубликованные на сегодняшний день сонники Фрейда представляют собой перечень повторяющихся символов из мира сновидений, которые описывает и интерпретирует в своих работах сам Фрейд. Задача таких сонников – ознакомить читателя с практической стороной учения австрийского психиатра. Примеры толкования снов по Фрейду представлены в нашем сборнике 55 сонников хотя, конечно, не в полном объеме.

Стадии интерпретации снов в соннике Фрейда

Фрейд разбивает цензорский процесс, который мы называем «работой над снами», на несколько стадий:

вторичный процесс,

конденсацию,

перемещение

и проекцию.

Проследив за тем, как и что вы контролируете во время ваших сновидений, вы сможете многое узнать о ваших истинных желаниях и побуждениях (если верить его теории). Давайте посмотрим, что же представляет собой каждая стадия работы над снами.

Вторичный процесс при толковании сна по Фрейду

Это способ, при помощи которого нам удается создать целостную историю из нашего сна, пусть даже странного и несвязного.

Подумайте об этом так: предположим, вам поручили эпизод из «Зайнфелда» и сказали, что там должны присутствовать такие персонажи, как Илейн на одноколесном велосипеде с котенком в волосах и пагодой под мышкой, ваш университетский преподаватель гуманитарных наук в виде Крамера, Джерри, учреждающий Библиотеку Конгресса, и Джордж с пирогом, на котором изображена Дженет Рено.

Ваши попытки извлечь смысл из всего этого подобны тому, что совершает вторичный процесс с историей, включающей в себя все эти элементы. Но, совершая свою работу, он тем самым маскирует первичное содержание вашего сна.

Смысл, который он извлекает из всех этих разрозненных частей – сон, который мы видели – называется «явным содержанием». Фрейд был убежден, что вы должны разгадать явное содержание вашего сна и найти в нем скрытое значение или «скрытое содержание» сна.

Стадия конденсации при толковании сна по Фрейду

Конденсацией считается способность создавать из ряда скрытых в снах мыслей одну краткую мысль. Выдающийся психоаналитик и писатель Чарлз Райкрофт утверждает, что при конденсации отдельные детали наших снов символизируют собой несколько тем. Два или более образа могут представлять собой смешанный образ, значение которого имеет отношение к каждому из отдельных образов.

Например, если вам снятся кушанья, готовые сгореть в духовке плиты, которую вы помните с детства, конденсированный образ плиты может обозначать и то, что вы тоскуете по прошлому, и то, что настоящее положение ваших дел «жаркое».

Стадия замещения при толковании сна по Фрейду

Это способ, при помощи которого мы можем смягчить наши беспокойство и тревогу, представляя их себе во сне в безопасном виде. Вы выражаете свою настоятельную потребность, но вы направляете ее на другого человека или на другой предмет. Например, представьте себе, что вы даже не подозреваете, насколько вы сердиты на своего сына-подростка. В мире инстинктов «ид» вы, почувствовали бы, что ваш гнев носит смертоносный характер. Но вместо сна, в котором вы убиваете своего ребенка (а это вызовет у вас тревогу, и вы проснетесь), вам снится сон, что Бевис и Бутхед (его любимые телевизионные герои) погибают от несчастного случая, катаясь на лыжах.

Короче, когда мы производим замещение, мы используем символ как замену значения сна. Отсюда происходит широко известный фрейдистский символизм: любой предмет, хотя бы отдаленно напоминающий фаллос, является символом пениса (ружья, трости, Эйфелева башня..)., а все, что хотя бы отдаленно похоже на вместилище, символизирует влагалище (чашка, пещера, коробка..)..

Проекция как способ толкования сна по Фрейду

Она похожа на замещение, но она сокращает процесс на один шаг. В ваших снах, когда вы проецируете свои угнетенные фантазии на кого-то или на что-то другое, вам все равно снится сон об этом же, но вы не берете на себя ответственность за такие постыдные желания. Пользуясь предыдущим примером о родителе-убийце в области проекции, мы можем сказать, что ваш сын был бы обезглавлен, но только не вами, а кем-нибудь еще. Немножко жестокий пример, не так ли? Просто вы помните: это всего лишь чувства, которые каждый способен испытывать время от времени. Естественно, что вы никогда не приведете их в действие.

Методика толкования снов по Фрейду

Для того чтобы помочь своим пациентам понять, что же означают их сны, Фрейд предлагал им воспользоваться методом свободных ассоциаций, то есть попросту сказать по поводу каждого образа или действия во сне первое, что придет в голову. Когда ясное содержание снов было проанализировано методом свободных ассоциаций, сон можно было понимать как попытку исполнить свое желание.

Ясно, что толкование снов по методу Фрейда – дело нелегкое. Аналитики-фрейдисты проходят долгую подготовку, прежде чем они приступают к этому. Но даже простое знакомство с методами толкования сновидений может помочь вам разобраться в значении ваших снов.

Роль подсознания при толковании снов согласно соннику Фрейда

Что общего между айсбергом и человеческой душой?

Сдаетесь? Ну ладно, мы вам скажем. Говорят, что у них невидимая часть гораздо больше видимой. У людей та часть айсберга (их души), которая остается невидимой, называется «подсознанием». А видимая часть – это та, которая нам известна, наши сознательные мысли. Хотя философы, писатели и мыслители на протяжении всей истории намекали на существование подсознания, именно Зигмунд Фрейд первым выработал концепцию схемы человеческой души и создал термин «подсознание».

Фрейд считал, что в нашей жизни ничего не происходит случайно. Все действия и мысли мотивированы подсознательными конфликтами, вызванными агрессией, сексуальными импульсами и неослабевающим желанием получать удовольствие. Он полагал: для того чтобы нам войти в цивилизованное общество необходимо умерить свои первобытные аппетиты. Но поскольку люди неспособны вырвать их с корнем, они вынуждены загонять их в глубины души.

Он говорил, что трудность подавления такой властной структуры, как «ид»

  • агрессивной,
  • сексуальной,
  • ищущей удовольствия сердцевины нашего «я»)

является причиной того, что она возникает то здесь, то там в замаскированном виде. Этого нельзя отрицать. Она найдет способ проявить себя так или иначе. Иногда это проскальзывает во «фрейдистских оговорках». Эти оговорки могут возникнуть и в реальности, и в наших снах.

Но как же вы можете знать о том, что в вашем подсознании (а следовательно, о том, что вы действительно чувствуете и хотите), если оно по своей природе должно быть скрыто? Хорошим началом для этого является исследование ваших снов, если верить Фрейду. Он называл сна «королевской дорогой к подсознанию» и верил в то, что во сне вы исполняете желания «ид», которые вы не можете признай, или исполнить в реальности. Другие части вашей души, названные Фрейдом «эго» и «супер-эго», теряют свою бдительность, когда вы спите. Иными словами, во время сна ваш самоконтроль ослабевает, и у подсознательных желаний появляется возможность вырваться на волю и появиться в ваших снах.

Но погодите. Если это правда, и вы на самом деле имеете шанс исполнить во сне ваши скрытые желания, тогда почему же вам иногда снятся

  • глупые,
  • непоследовательные,
  • страшные 66 или трагические сны?

Ну, теперь дело принимает по-настоящему интересный оборот.

Хотя, согласно Фрейду, наш внутренний сторож теряет бдительность во время сна, все же он не покидает своего поста. Даже во сне вы можете испытывать сожаление и беспокойство по поводу властных желаний или эмоций, проявляющихся в ваших снах. Для защиты сна (вспомните, Фрейд однажды сказал, что целью сновидений является защита сна) ваша душа заставляет вашего цензора трудиться сверхурочно. Таким образом, вы получаете лучшее от обоих миров: сны можно считать компромиссом, потому что они выражают желания в завуалированной форме, они вам не угрожают, и в то же время вы сладко спите.

К чему снятся тревожные сны по Фрейду?

А что же насчет тревожных снов – разве они являются исполнением желаний? Фрейд мог бы возразить, что они являются замаскированным выражением желаний, но он также утверждал, что тревожные сны – это результат недостаточно хорошей маскировки, когда подавленные желания почти выходят на поверхность, и вот пожалуйста: вы вдруг видите себя, в котором вы сдаете экзамен, а вы к нему совершенно не готовы да к тому же совершенно обнажены.

Фрейд также утверждал, что тревожные сны – продукт наших подавленных сексуальных импульсов. Это приводит нас еще к одному источнику критики теории Фрейда о том, что все, начиная с сигары и кончая зубочисткой, символизирует собой фаллос, а пещеры, кувшины, ямы и прочие вместилища символизируют собой женские половые органы.

Фрейд сам был продуктом своего пола, расы, класса и поколения. Его сексуальная озабоченность, происходила из-за ханжества в отношении секса во времена викторианской эпохи и из-за его собственного отношения к сексу.

Совершенно очевидно, что то значение, которое он приписывал этим символам, может рассказать нам о нем и его времени больше, чем что-либо другое. Его утверждение, что женщины представляют собой испорченный вариант мужчины, и его невежество относительно движущих сил, существующих между матерью и дочерью, конечно же ставят под сомнение многие из его умозаключений.

Опять же, многие из теорий Фрейда, включая и теорию сновидений, позже вызывали еще более сильную неприязнь– потому, что он настойчиво пытался объяснить буквально все нашей подавленной сексуальностью и скрытыми желаниями. Когда дело доходило до толкования снов, многие обращались к одному из его последователей, Карлу Юнгу, чтобы почерпнуть вдохновение в его трудах.

Отношение Фрейда к снам и его утверждение, что они имеют большое значение в жизни человека, было удивительно. Но это не означает, что он был прав на все сто процентов. Мысль о том, что сна представляют собой «безопасную» форму исполнения желаний, неоднократно подвергалась критике. Вы изумитесь, узнав, что среди числа этих критиков был и сам Фрейд. С годами он перестал быть ярым приверженцем этой идеи.

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.