Трактор универсал технические характеристики. У истоков механизации русского села

Описание окружающей местности

Трактор "Универсал 2"

Назначение:

* для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами.

Изготовители:

* завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40),
* Владимирский тракторный завод (1944-55).

* Общее количество вып. тракторов................................211500
* Мощность двигателя, л.с. (кВт)......................................22 (16,2)
* Эксплуатационная масса У-2, кг.........................................2108
* Число передач вперед/назад...................................................3/1
* Диапазон скоростей движения вперед, км/ч................3,9-8,1

В начале 1930-х годов для механизации трудоёмких работ по обработке пропашных культур был разработан трактор «Универсал». За основу конструкции был взят трактор «Фармол» американской компании «Интернешнл Харвестер». В конструкцию прототипа были внесены изменения: использованы комплектующие и материалы отечественного производства, применены новая методика расчёта и технология изготовления зубчатых зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур разработан передний двухколёсный мост оригинальной конструкции. Трактор имел увеличенный просвет, узкие колёса и колею, соответствующую размерам большинства принятых для пропашных культур междурядий. Силовой агрегат - керосиновый карбюраторный двигатель. В качестве дополнительного оборудования на трактор мог быть установлен кривошипный подъёмник для навесных культиваторов и других орудий, а с 1950 года, впервые в СССР, тракторы по заказу комплектовались гидравлическими подъёмниками для навесных сельскохозяйственных орудий. По многим элементам конструкции трактор «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30.

Впервые в мировой практике отечественными конструкторами были разработаны две модификации пропашного трактора «Универсал»: У-1 со сближенными передними колёсами - приспособлен для междурядной обработки высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы); У-2 с расставленными передними колёсами - приспособлен для междурядной обработки сахарной свёклы и других низкостебельных пропашных культур. В 1940-е годы дополнительно были разработаны ещё две модификации трактора «Универсал»: У-3 - для междурядной обработки богарного хлопка; У-4 - для установки на нём хлопкоуборочных машин. На этой модификации впервые в СССР стали устанавливать колёса с пневматическими шинами. Выпуском трактора «Универсал» в отечественном тракторостроении было начато новое направление - производство пропашных тракторов.

По материалам: http://www.avtomash.ru, http://www.kukushka.ru

К сожалению именно про этот трактор пока не нашел никакой информации...

Описание тайника

Содержимое тайника

Пока тайник виртуальный.
Для зачета ответьте на два вопроса:
1 - На каком заводе построена именно эта машина;
2 - На картере коробки передач (на фото это место обозначено желтым кружком и стрелкой) выпрессованы цифры и буквы, две последние (в строке под овальным логотипом) и будут ответом на виртуальный вопрос. (Закорючку в самом конце, напоминающую 2-ку, не считать)
ВСЕМ УДАЧИ!!!

Колёсный трактор "Универсал-2" установлен у автомобильной дороги Москва-Рязань (М5 "Урал") у деревни Зеленинские дворики и посёлка Рыбное.
Доступ свободный, потрогать и залезть без альпинистского снаряжения не вариант. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Памятник трактористке-стахановке военных и первых послевоенных лет Д. М. Гармаш.
Трактор "Универсал-2" установлен на высоком постаменте в 1973 году.




03. В грозные годы Великой Отечественной войны советские женщины совершили великий трудовой подвиг. Первой из первых возглавила всесоюзное соревнование трактористок славная героиня земли рязанской Дарья Гармаш




04. Дарья Гармаш родилась 21 декабря 1919 года.
В 1936 году Дарья Матвеевна поступила на курсы трактористов при Рыбновской МТС.
Училась упорно и увлеченно, окончила курсы на "отлично".
В 1938-м Дарья Матвеевна вместе с мамой переехала в село Баграмово, где располагалась центральная усадьба Рыбновской МТС.
Она стала работать трактористкой в бригаде Андрея Ивановича Щелкунова.
В 1939-м, с отличием окончив Сапожковскую школу механизации сельского хозяйства, вернулась обратно в бригаду Щелкунова.
Осенью 1941 года А.И. Щелкунов был назначен старшим механиком МТС.
Дарья Матвеевна Гармаш приняла его бригаду.





05. В начале 1942 года развернулось социалистическое соревнование в основном среди молодежи по сбору, реставрации и изготовлению запасных частей, ремонту техники.
Активное участие в сборе приняла и Рыбновская МТС.
Была создана специальная молодежная бригада по выявлению и сбору деталей, руководителем которой являлась трактористка Дарья Гармаш.
В это же время создаются женские тракторные бригады.
В 1942 году в стране развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование тракторных бригад и трактористок по инициативе Орджоникидзевского края. В своем обращении они писали: «Работа на посевной является вторым фронтом».
Бригада Дарьи Гармаш встретила обращение как боевой призыв и вступила в соревнование, взяв обязательства выработать 700 га на каждый колесный трактор, сэкономить 5% горючего.
К 19 июня 1942 года бригада выполнила годовой план тракторных работ.
Тремя тракторами ХТЗ вспахано 1286 га, сэкономлено 2013 кг горючего.
Были подведены итоги проведения весеннего сева.
Среди 3932 тракторных бригад, участвовавших во Всесоюзном социалистическом соревновании, первенство завоевала женская тракторная бригада Д. Гармаш.
28 июля 1942 года на площади им. Ленина в Рязани состоялось вручение переходящего Красного знамени ЦК ВЛКСМ бригаде-победительнице.





06. В 1943-м инициатором соревнования женских тракторных бригад выступила бригада Дарьи Гармаш.
В обращении девушки писали: "Наш святой долг – поддержать наступление фронтовиков смелым наступлением в труде".
Бригада взяла обязательства: вспахать каждым 15-сильным трактором не менее 1100 га.
При подведении итогов за 1943 год бригада Д. Гармаш опять вышла на первое место, перевыполнив план на 511%.
Выработка на каждый колесный трактор составила 1317 га, экономия горючего 9508 кг.
Бригаде вновь была присуждено переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомата земледелия СССР.





07. В 1944 г. на колхозных полях Рыбновского района работало 8 тракторных бригад Рыбновской МТС.
Бригада Гармаш взяла обязательство выработать на трактор ХТЗ по 1500 га.
При подведении итогов Всесоюзного соревнования первенство в 1944 г. победу одержала бригада Гармаш с высокими показателями: выработка на трактор – 1866 га, экономия горючего – 9959 кг.





08. 1945 год стал годом наивысшего успеха бригады.
Годовой план тракторных работ был выполнен уже к 15 мая.
Во Всесоюзном социалистическом соревновании в этом году приняли участие 22,5 тысячи тракторных бригад.
Выработка на трактор в бригаде Д. Гармаш составила 1903 га на трактор, экономия – 8736 кг горючего.





09. Работа девушек-трактористок в тылу приравнивалась к ратному подвигу.
Работая в поле, они выполняли боевое задание.
Дарья Матвеевна так и писала на листочке из школьной тетради: "Боевое задание на 5 мая Фоминой..."
И оно всегда выполнялось.
Девушки работали по 20 часов в сутки, спали в страду 2–3 часа.
А каково им приходилось на тракторе без кабины холодными осенними ночами, когда пахали зябь!
Настывшее железо обжигало руки, от резкого морозного ветра на глаза наворачивались слезы, но они не уходили с поля, не перевыполнив норму в несколько раз.
Неслучайно старенький колесный трактор, что стоит на высоком постаменте у дороги, ведущей на Москву, трактор, на котором работали Дарья Гармаш, Анна Анисимова, Анна Наумова, стал символом подвига женщин в годы войны.





10. "Универсал-2" создан на основе американского трактора 1930-х годов Farmall F-20.
Рулевой механизм трактора был несложным.
Вертикальное колесо руля вращало длинную штангу, проходящую над капотом двигателя.
На переднем конце штанги прямозубая шестерня малого диаметра.
Шестерня передавала вращение на прямозубую шестерню большого диаметра на одной оси с которой была установлена коническая шестерня, в свою очередь соединённая с зубчатым сектором на вертикальной оси проходящей перед двигателем к передним колёсам.
Вертикальная ось рулевого привода соединялась с рулевыми тягами передних колёс.
Балка переднего моста качалась в поперечном направлении.
Никаких усилителей рулевого управления или демпферов ударов не предусмотрено.





11. "Сердце" трактора - 22-х сильный четырёхцилиндровый керосиновый двигатель объёмом 3.6 литра.
Топливный бак находится между двигателем и рулём.





12. С правой стороны электросистема - зажигание и генератор.





13. С левой стороны - карбюратор и коллекторы.
Высокая труба с "грибком" в передней части - впускной коллектор с воздушным фильтром.
Выпускной коллектор с выхлопной трубой выходят над двигателем.





14. Передние колёса металлические, без амортизации и подрессоривания.
При необходимости на них устанавливались утяжелители - увесистые металлические отливки.





15. Задние колёса с огромными грунтозацепами.
Задний мост жестко закреплён в раме.

Что может делать техника, с мощностью двигателя в 22 л.с.? Если спросить об этом современного человека, то он наверняка ответить – ничего, наверное это мотороллер? Если спросить чуть более прокачанного в технике человека, тот скажет – да много чего, ведь газонокосилки, мотопомпы и различные небольшие генераторы не приводятся в движение от V8…

И вряд ли сейчас большинство скажет, что эти самые 22 лошадиные силы в цельнометаллическом исполнении стояли у истоков масштабного освоения русской целины, и механизации русского села. Трактор «Универсал» У-2, он имел мощность всего в 22 л.с., смехотворную мощность, но тем не менее, упорно тянул наше село в светлое будущее…

Нетрудно догадаться, что в основе большинства тогдашней нашей техники лежали американские разработки, не был исключением и «Универсал», представлявший собой аналог американского трактора «Фармолл Ф-20» американской компании International Harvester .

Выпускался «Универсал» в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» с 1934 по 1940 год. После перерыва, связанного со сложностями военных лет, трактор продолжили выпускать, но уже во Владимире на ВТЗ, с 1944 по 1955 год он выпускался, стал первым трактором, произведенным на ВТЗ, кстати.

Суммарно было изготовлено 200 тыс. экземпляров «Универсалов», это был первый советский трактор, поставлявшийся на экспорт. Происходило это, правда, в условиях острой нехватки тракторов в на полях самого СССР.

Бытует мнение, что советская копия «Фармолла» производилась без покупки лицензии на её производство, но International Harvester не стал затевать судебные тяжбы из-за этого, так как вскоре компания получила от СССР очень выгодный контракт на производство трактора СТЗ15-30 .

Трактор представлял собой очень простую, можно сказать примитивную конструкцию, был сделан целиком из металла, всё что только можно было упростить в этой машине, было упрощено до предела. Например, рулевой редуктор не имел даже полностью закрытого корпуса, в рулевом управлении применялись открытые шестерни. У американского «Фармолла» этот узел имел герметичный корпус.

В движение трактор приводился карбюраторным мотором мощностью в 22 л.с., топливом которому служил керосин. Охлаждение было водяным, термосифонного типа, водяной насос отсутствовал. Коробка передач имела три скорости вперед и одну реверсную, диапазон движения вперед составлял от 3.9 км/час до 8.1 км/час. Все колёса трактора были металлическими, задние колёса оснащались железными грунтозацепами. В основе конструкции лежала клёпанная рама, соединявшаяся в задней части с картером задней передачи, задним мостом. Вес трактора составлял 2110 кг.

«Универсал» производился в четырёх модификациях. Помимо самого распространенного пропашного трактора «Универсал» У-2 был еще и У-1, отличавшийся максимально сближенными передними колёсами, более широко расставленными задними колёсами, и увеличенным дорожным просветом.

Модификации У-3 и У-4 были не сильно распространенны, представляли собой гибридный вариант модификаций У-1 (передняя часть) и У-2 (задняя), повышенный дорожный просвет, и различались расширенной колеёй. Предназначались для обработки хлопка, кукурузы и других сельхозкультур с высоким стеблем.

Перед тем как начать проектирование трактора, инженеры специально ездили в Среднюю Азию, что бы изучить условия работы существовавших на тот момент тракторов в полевых условиях. По возвращении из командировки инженер М. Ревякин рассказал о преимуществах «железного коня» на таких сельскохозяйственных работах, на которых и обычный то конь не применялся, а был ручной труд тысяч сезонных рабочих.

«Чтобы засеять хлопком один гектар посева, надо нагнуться 30 тысяч раз! Трактор-пропашник засевает такую площадь за 50 минут только при одном рабочем. На прополку гектара кукурузы ручным способом затрачивается 75 человеко-часов. Для большого совхоза с 10-12 тыс. гектаров посева требуется несколько тысяч сезонных рабочих. Эту огромную армию сезонников могут заменить несколько десятков пропашников с необходимыми прицепными орудиями»

«Универсал» не просто облегчил жизнь труженикам села, этот трактор стал родоначальником нового направления в советском тракторостроении – производства лёгких, универсальных пропашных тракторов широкого профиля применения, ставших самым распространенным типом тракторов в стране на многие десятилетия.

Масштабная модель трактора «Универсал» У-2

Масштаб 1/43 производства Hachette

Годы выпуска 1934- 1955 гг

Длина - 3405 мм, ширина - 1545 мм, высота 2335 мм, масса 2050 кг

Привод задний,КПП механическая 3-х ступенчатая коробка передач

Двигатель 4-х тактный рядный 4-х цилиндровый карбюраторный дизель с зажиганием горючей смеси от свечи зажигания мощностью 22 л. с.

Трактор «Универсал» создан специально для удовлетворения потребностей сельского хозяйства, наделён целым рядом новшеств для обработки пропашных культур и простотой обслуживания, чего не могли обеспечить импортные образцы техники использовавшиеся на тот момент в совхозах и колхозах. Хотя считается, что за основу взят американский образец Farmall (Фармолл) глубокая модернизация и внесение серьёзных изменений в конструкцию явили на свет абсолютно новый трактор, положивший начало целому направлению тракторов для пропашных тракторов. Изначально советские конструкторы, впервые в мире, разработали две модификации «Универсала», У-1 — для высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы), У-2 — для низкостебелных культур (сахарная свёкла, картофель и пр.). В последствии появилось ещё две модификации У-3 — для междурядной обработки богарного хлопка. У-4 — для уборки хлопка.

Двигатель трактора является верхом инженерной мысли своего времени и по мощности и надёжности превосходил импортные образцы. 4-х тактный карбюраторный двигатель работал на керосине, зажигание происходило за счёт магнето. Блок двигателя отлит из чугуна, для увеличения срока службы цилиндры разработали в виде съёмных гильз, что позволяло при износе их просто заменять на новые. Головка блока тоже чугунная с двумя клапанами на цилиндр. Двигатель был практически всеяден, мог работать как на бензине так и на керосине, который и был основным топливом. Хотя керосин казалось бы «еда» дизельного двигателя, таковым его назвать нельзя, топливо подавалось путём распыления через карбюратор, а зажигание смеси в цилиндрах происходило за счёт электрической искры между электродами свечи. Коленчатый вал был закреплен на шарикоподшипниках, что не делается даже на большинстве современных автомобилей. Такой подход облегчал запуск, а так же увеличивал межремонтный пробег в 2-3 раза в сравнении с тем же Фордзоном на котором коленвал лежал в баббитовых постелях и требовал постоянной подтяжки с частичным разбором двигателя. Картер тоже отлитый из чугуна выполнял роль нижних опор коленвала,а также в нём распологались маслянный насос и кулачковый распределительный вал. Так же через картер двигатель закреплялся на раме. С левой стороны в картере имелись смотровые отверстия закрытые крышками, это позволяло механику следить за состоянием кривошипно-шатунного механизма воочию, чего импортные аналоги не позволяли сделать без разборки агрегата. Топливо поступало в карбюратор из бака над двигателем самотёком, воздушный фильтр очищал воздух подаваемый в камеру сгорания, что было актуально в условиях пыльных полей.

Трансмиссия состояла из 3-х ступенчатой коробки передач, с диапазоном скоростей движения от 3,4 до 7,2 км/ч, одна скорость для движения задним ходом. Так же редуктор отбора мощности для стационарного оборудования. Подвески у трактора нет, мост жёстко закреплён к раме. Передняя балка с жёстко закрепленными колёсами поворачивалась вокруг центральной оси,для облегчения поворота у трактора подтормаживались задние колёса,правое или левое в зависимости от направления поворота, при чём это происходило автоматически. Для торможения был специальный ручной тормоз, привод только на задние колёса.

О дизайне ни кто не задумывался и поэтому трактор является чисто рабочей лошадкой. Даже о комфорте тракториста не стоит говорить, стальной лист с поддерживающим буртиком сзади закреплённом на картере моста. От больших колёс с шипами грунтозацепов защищали небольшие крылья. Кабины не существовало и тракторист был открыт всем капризам погоды.

4 модификации трактора технически были идентичны, разница была в ширине колеи. У-1 имел передние колёса сближенные настолько, что расстояние между внешними ободами было 30 см, задние наоборот расставлены на 1.5 м, клиренс составлял 70 см, что бы не нанести вред растениям. У-2 имел широко расставленные передние колёса на равне с передними. Ширина колеи составила 1,34 м. В середине 40-х годов были разработаны ещё две модификации. У-3 имел сдвоенные передние колёса и ширину колеи задних колёс 1,34 м. Предназначался для обработки высокостебельных культур с междурядьями 60,65, и 70 см. У-4 был предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48, а так же другим навесным оборудованием, имел гидравлическую траверсу для подъёма дополнительного оборудования и колеса с пневматическими шинами, два задних и одно переднее.

7 сентября 1933 г на завод «Красный Путиловец» была доставлена первая партия чертежей, через 21 день новочугунолитейному цеху было выдано задание на 30 различных деталей. 16 октября литейщики Курушин и Андреев закончили отливку деталей для первого экземпляра трактора. При заводе создают экспериментальную мастерскую в которой собрали лучших специалистов, руководство возложили на инжинера Михаила Ревякина, мастером стал некто Петров. В декабре 1933 г решением правительства «Красному Путиловцу» было выделено 10 миллионов рублей на реконструкцию цехов для начала массового производства пропашных тракторов. 29 декабря собрали первый экземпляр Универсала-1, трактор полностью отвечал своему названию, его можно было использовать на большинстве полевых работ: на пахоте и бороновании, косьбе, уборке зерновых, как транспортное средство, а так же как привод для молотилки и пилорамы. К 1940 г на «Красном Путиловце » уже переименованном в завод им Кирова, производство завершается. К концу Великой Отечественной Войны, в 1944 г производство возобновляется на Владимирском тракторном заводе. Всего за пол года на заводе собрали 265 тракторов У-2 , 24 апреля 1945 г с конвейера сошёл 500 трактор. Эта дата официально считается днём рождения завода. Завод выпускал Универсалы до 1955 г.

Эти тракторы стали первыми для Советской Республики экспортируемыми за рубеж. За 21 год производства было изготовлено более 210 тыс. образцов разных модификаций.

Тест-драйв трактора универсал — 2

И - как следствие - ко всем отношениям Советской России с САСШ, включая закупку оборудования, контракты на проектирование и оснащение заводов, закупку технологий и материалов - всё то, что легло в основу и стало советской индустриализацией - недоступны, засекречены, да и мало кому интересны. И дело не только в шпионской деятельности Амторга, о которой писали американские газеты, - нынче вообще мало кто отважится копаться в подробностях даже столетней давности, проще прочитать одобренный учебник или посмотреть высокодуховную передачу по телевизору.

Журнальчик, посвящённый трактору "Универсал", конечно, пару раз упоминает американский трактор Farmall, которым по сути был советский "Универсал", но тексте не найти даже имени производителя тех тракторов - International Harvester, с которым советская Россия заключила контракт на строительство тракторного завода в Сталинграде, подвинув , давно и безо всяких контрактов освоенных на заводе "Красный Путиловец". Нет и имени Альберта Кана , который ударными поточными методами проектировал сотни объектов советской индустриализации, а про Джона Калдера, что руководил стройками на месте так вообще никто и не слышал. Американцы вроде строили в Сталинграде завод для производства колёсных тракторов, а получился танковый завод - тракторы Farmall там не делали: в Сталинграде наладили производство тракторов на базе более старой модели Internationa Harvester McCormick-Deering 15/30, получивших в отчизне имя СХТЗ-15/30 (он же - СТЗ-1, он же "Интернационал").

Отцовство трактора "Универсал" приписывают будущему академику Чудакову, именно под его руководством тракторный отдел НАТИ в 1933 году на базе трактора Farmall спроектировали пропашной трактор - работа отечественных инженеров в основном была направлена на унификацию разных моделей тракторов International Harvester - более свежему "Универсалу" вживляли детали от уже освоенного СТЗ-1. В декабре того же 1933 года рабочие чертежи передали на завод "Красный Путиловец", который вскоре станет Кировским заводом. "Универсал" сначала производили в Ленинграде (видимо, как и Фордзон до этого - безо всяких на то американских лицензий), а в 1945 достроили Владимирский тракторный завод и производство "Универсалов" началось во Владимире. И шансов почитать подробности той давней истории нам, видимо, не суждено. Зато есть трактор в масштабе 1:43 в очередном выпуске журнальной серии "Тракторы: История, люди, машины", можно поставить его на полочку.

При цене в 399 рублей, состоящий из множества мелких деталей и очевидно сложный в сборке трактор Универсал служит живым и немым укором отечественным автомобильным журнальным сериям - трактор этот собран и покрашен аккуратно и в целом глаз радует.