Упражнения на тему «Сложносочинённое предложение. Тест сложносочиненное и сложноподчиненное предложение

МКОУ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разноуровневые тесты по русскому языку

9 КЛАСС

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала: Титкова Ж.В.,

учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения.

ВАРИАНТ 1

    Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.

    простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

    По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.

    Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.

    В ССП простые предложения равноправны по смыслу.

    По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.

    Допевали петухи, ночь мешалась с днём.

    Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.

    Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

    Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

    Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).

    Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

    Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

    Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

    Я бродил подолгу и видел много примет осени.

    Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.

    Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

    Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

    Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.

    Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.

    Послали его с донесением, да время очень тревожное.

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

    Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

    Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

    В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.

    Здесь краски не ярки и звуки не резки.

    В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.

    Солнышко село и зорька погасла.

6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

    Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

    Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

    Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.

    Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

    Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.

    В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: / /, и / /. Знаки не расставлены.

    Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

    Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

    Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

    Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

    В обоих квартирах было темно.

    У нас совсем нет времени.

    Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».

    Это произведение более худшее.

    Она ложит продукты в холодильник.

    Я удивляюсь его силе.

ВАРИАНТ 2

1.Укажите неверное утверждение.

    Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

    Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

    Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

    В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.

    Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

    Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.

    Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

    Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

    Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

    Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.

    Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

    Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.

    И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

    И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

    В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.

    Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.

    Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.

    Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

    Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.

    Не только взрослые, но и дети работали в саду.

    Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.

    Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.

    Месяца не было, звёзды тоже не светили.

    Ветер усиливался, но мы этого не замечали.

    Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

    Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.

    Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

    Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

    За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

    Стонут орлы и поблекла трава в сентябре

    Отец любил порядок и порядок любил его.

    Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

    Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.

    Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.

    Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.

    Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.

    В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.

    По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

    Трест организовал и руководит предприятиями.

    Несколько ребят вышло из леса.

    Выставка- просмотр открыта ежедневно.

    Он хорошо ездит на велосипеде.

    Мать знакома с обеими моими подругами.

    Жизненный путь героя тяжели трагичный.

    Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

ВАРИАНТ 3

    Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.

    Тире с ССП не ставится.

    Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

2. Найдите сложные предложения.

    Утро было знойное, пахло резедой.

    Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.

    Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.

    Зима была снежная, ждали сильного половодья.

    Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.

    Здесь, как гласит предание, был густой лес.

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

    Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.

    Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.

    Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

    Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

    Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.

    Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.

    То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.

    Солнце сияло, море же было неспокойно.

    Как родные, так и соседи очень волновались.

    С чужими я либо робел, либо важничал.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

    На площади шел митинг и я поспешил туда.

    Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.

    Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.

    Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.

    Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.

    Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?

    К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.

    Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.

6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

    Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.

    Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.

    В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.

    Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.

    Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме и (знаки препинания не расставлены).

    По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.

    Год проходит и Федор возвращается домой.

    Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.

    С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

    На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.

    Никто из пришедших не поздоровался с ней.

    Разведчик не раз побывал в тылу врага.

    На конференции состоялся обмен мнений.

    Большая сила воли была характерна для этого героя.

    От него не было ни слуха ни духа.

    Его вклад в работу был существен.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)

ВАРИАНТ 1

1. Укажите неверное утверждение.

    В C ПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

    В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

    Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

    В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.

2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

    Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

    Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

    Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.

    В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

    Я сказал, что люблю осенний лес.

    Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

    Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.

    Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.

    Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

    Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

    Недаром говориться, что дело мастера боится.

    Когда на душе горе, то тяжело без людей.

    Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

    Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

    Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

    Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

    Воздух так чист, что видна каждая ветка.

    Вы знаете, что облака - это совершенно точные сигналы о погоде.

6. Укажите СПП с придаточным места.

    Я давно мой край оставил, где цветут луга и

    Родина слышит, родина знает, где в облаках ее сын пролетает.

    Нет истины, где нет любви.

ВАРИАНТ 2

1. Укажите неверное утверждение.

    Части СПП связаны подчинительной связью.

    Выделяются три группы СПП по значению

    Придаточные определительные прикрепляют­

    Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы существительных.

2. Найдите СПП (знак и препинания не расставлены) .

    Все березы на дожде как бы радостно плачут.

    Перед восходом солнца в лесу стало еще холоднее.

    Так как сильно лил дождь мы не могли выйти из палатки

    Часы только что глухо пробили один раз.

3. Укажите СПП, в которых союзное слово связывает точное предложение с главным.

    В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

    Мы знали, что трудно выполнить эту работу.

    Когда включили свет, комната показалась большой и нарядной.

    Посмотри, какая мгла в глубине долин легла!

    Вспомни, что не все еще спето.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

    Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.

    Он привык к мысли, что лучшее впереди.

    Молодость привлекает тем, что имеет будущее.

    Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

    Были и такие люди, что боялись его.

    Недаром говорится, что дело мастера боится.

    Он не знал того, что скоро увидит его.

    Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

6. Укажите СПП с придаточным времени.

    Когда труд удовольствие, жизнь хороша.

    Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.

    Трудись, мой ум. Трудись, пока я жив.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите неверное утверждение.

    Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.

    Тип подчинения может влиять на пунктуацию.

    В предложениях с составными союзами место постановки запятой влияет на смысл.

    При однородном подчинении каждая часть отделяется запятой.

2. Найдите СПП (знак и препинания на расставлены) .

    Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют.

    Утром едва начинает сереть бригада отправляется в поле.

    Свет луны как нарочно притушен.

    Он был спокоен как тихая вода горных озер.

3 . Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным .

    Я думал, что Коновалов изменился

    Я должен был ждать, когда меня уволят. хоть там есть кто-то.

    Он увидел, как в ворота въехала машина.

    Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.

    Ему вспомнился день, когда он уезжал.

4. Укажите СПП с придаточным местоименно-определительным.

    На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

    Была та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный

    Кто ищет, тот всегда найдет

    Он не знал того, какой будет погода.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

    Скажите, почему вы так боитесь молчания.

    Я спросил, скоро ли начнется лекция.

    Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.

    Я сделаю все, как вы просили.

6. Укажите СП П с придаточным цели.

    Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.

    Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.

    Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.

    Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.

7 . Найдите СПП с пунктуационным и ошибками.

    Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.

    Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.

    Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо

    Расскажите, кто вы и что с вами случилось.

    Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 Б; 2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.

3 ВАНИАНТ: 1 В; 2 А, Г; 3 А, Е; 4 В; 5 Б, В, Г, Е; 6 А, Д; 7 А; 11 А, Г, Е.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 В; 2 Б; 3 А, Г; 4 А, Д; 5 Б, Д; 6 В.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В; 3 А, Г; 4 В; 5 А; 6 В.

3 ВАНИАНТ: 1 Г; 2 Б; 3 А, В; 4 В; 5 А, Б; 6 В; 7 А, Д.

9 класс

Вариант I

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

2) сложносочиненное предложение

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

ТЕСТ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

9 класс Вариант II

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

А2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

А5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.

2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Скажи ему, что дома никого нет.

2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.

3) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

1)4 2) 3 3) 5 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.

2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.

4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

Ответы на тестовый контроль

9 класс

Ответы 1 варианта

Ответы 2 варианта

Анализ теста

9______ класс

«Сложноподчиненные предложения»

Дата проведения______________

Учитель___________________________

Количество обучающихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Уровень обучен.

Выполнение теста

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

всего

Всего ошибок

— отмечаются неверные ответы в таблице, по каждому столбцу ошибки суммируются, так выясняется задание, которое не сумели выполнить обучающиеся.

Критерии отметок:

20 баллов – «5»

19-18 баллов – «4»

17-14 баллов – «3»

13 баллов и ниже – «2»

ОШИБКИ

Название ошибки

Количество

Определение союза

Определение союзного слова

Определение типа подчинения

Определение лишнего предложения

Определение частей в сложном предложении

Характеристика предложения

Определение вида придаточной части:

Времени

Места

Уступки

Изъяснительного

Условия

Определительного

Причины

Следствия

Степени

Сравнения

Образа действия

Цели

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО СОВРЕМЕННОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА гр. ПН 11(1-3)

1.

A. В современном русском языке букв больше, чем звуков.

Б. Гласные в сильной позиции никогда не требуют проверки.

B. В сложных словах русского языка встречается,

помимо основного, побочное, более слабое ударение.

Г. В русском языке один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

2. Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков:

а) мель; г) июнь;

б) ежик; д) звездное;

в) появляюсь; е) манная.

3. Найдите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением:

а) вдруг; г) пустячный;

б) здесь; д) помощник;

в) грязно; е) возьми.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте:

а) [л"й"акт"э]; в) [л"агт"э];

б) [л"акт"э]; г) [л"ахт"э].

5. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.

Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на

передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

6. Найдите предложения с фразеологизмами .

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем думали

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха

на барские усадьбы.

7. Укажите фразеологизмы со значением « ручаться, быть совершенно уверенным » :

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

8. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

а) гористый; в) огарок; д) горевать;

б) горница; г) гарем; е) загар.

9. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

Б. Простые предложения соединяются в сложныетолько при помощи союзов или союзных слов.

B. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.

Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.

10. Найдите сложные предложения.

A. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

B. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

11. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

В. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

Г. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

12. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

A. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

B. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

13. Укажите предложение, соответствующее схеме: , и

(знаки препинания не расставлены).

A. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

B. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

14. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

A. В обоих квартирах было темно.

Б. У нас совсем нет времени.

B. Мы были в восторге от декораций в «Вишневом саде».

Г. Это произведение более худшее.

Д. Она ложит продукты в холодильник.

Е. Я удивляюсь его силе.

15.

A. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Б. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

B. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

Г. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространенности и большой самостоятельности частей.

Д. Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения.

16. Укажите неверное утверждение.

A. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда - знак препинания.

Б. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.

B. Тире в ССП не ставится.

Г. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

17. Укажите СПП с придаточным определительным.

A. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.

Б. Недаром говорится, что дело мастера боится.

B. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

Г. Воздух был полон острой свежести, которая бывает после грозы.

18. Найдите СПП с придаточным изъяснительным.

A. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

Б. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.

B. Мне припомнилась ныне собака, что была моей юности друг.

Г. Воздух так чист, что видна каждая ветка.

Д. Вы знаете, что облака -это совершенно точные сигналы о погоде.

19. Найдите СПП с несколькими придаточными.

A. Одни только грачи, состарившиеся в степи, спокойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б. Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

B. Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

Г. Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

20. Укажите СПП с последовательным подчинением.

A. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

B. Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

Г. Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

21. Укажите СПП с однородным подчинением.

A. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то в ней есть верных тридцать.

Б. Чем ближе подходил катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

B. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

Г. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

22. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

23.

A. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

B. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

24. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

A. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

B. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому не спится богатый вора боится.

25. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

A. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчеты штурмана.

Б. Улетели птицы за море миновало время жатв.

B. Был вечер на небе блистали яркие звезды.

Г. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки.

Д. Я доверяю любящим они великодушны.

Е. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту.

26. Укажите неверное утверждение.

A. Предложение имеет грамматическую основу.

Б. Однородными могут быть все члены предложения.

B. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

Г. Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения.

Д. Цитаты - это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо.

Тест по теме «ССП»

9 класс

Вариант 1.

    Укажите неверное утверждение.

    Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

    Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

    Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

    Найдите «четвертое лишнее».

    С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

    В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

    Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

    Какое из предложений является сложносочиненным.

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

    И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

    Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

    Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

    Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

    Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

    Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

    Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

    Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

Одновременность действий.

    Последовательность.

    Чередование.

    Противопоставление.

    Найдите предложение с общим второстепенным членом.

    В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

    Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

    Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

    В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

    В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

    На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

    В каких случаях союз И соединяет части ССП?

    Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

    По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

    В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

    Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

    Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

  1. Тест по теме «ССП»

    9 класс

    Вариант 2.

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

    Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

    Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

    Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

    Противопоставление.

    Одновременность действий

    Последовательность.

    Чередование.

    Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

    Сколько простых предложений в составе сложного?

    Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

    Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

    На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

    В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

    Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).

    В каком предложении не нужны знаки препинания?

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

    Укажите сложносочинённое предложение:

    Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

    Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

    Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

    Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

    Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

    Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

    Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).