Урок «Решение неравенств с одной переменной и их систем. Урок творческого обобщения Тема урока «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» - Урок

Муниципальное образование Новокубанский район, станица Советская

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Советской

муниципального образования Новокубанский район

Конспект открытого урока

Тема: «Решение неравенств методом интервалов»

Учитель математики : Чуева Надежда Викторовна

2015

Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов»

Цели урока:

Образовательные: - расширить знания учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной»; познакомить учащихся с новым методом решения неравенств методом интервалов; начать формирование навыков и умений решать неравенства методом интервалов;

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание уважения к работе учителя и товарищей (соблюдение рабочей обстановки), формирование умения слушать учителя,воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма проведения урока: комбинированныйурок.

Методы: словесный, беседа.

Оборудование: учебник «Алгебра 9» автор А.Г. Мордкович

План проведения урока:

    Организационный этап (1 мин)

    Проверка домашнего задания (4 мин)

    Подготовительный этап (5 мин)

    Этап изучения нового материала (17 мин)

    Первичное закрепление (10 мин)

    Этап подведения итогов урока (2 мин)

    Этап информации о домашнем задании. (1 мин)

Ход урока:

ПЕРВЫЙ ЭТАП УРОКА :

1.Организационный этап.

2. Цель : обеспечение нормальной обстановки для работы, психологическая подготовка учащихся к предстоящему уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Назовите отсутствующих.

<Называют отсутствующих.>

ВТОРОЙ ЭТАП УРОКА:

1. Проверка домашнего задания.

2. Цель : выяснить, какие затруднения возникли у учащихся при выполнении домашнего задания, дать краткий комментарий.

3.Метод: фронтальная беседа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Откройте тетради с домашней работой и проверьте ответы <слайд 2>, если у вас получился другой ответ - зачеркните его простым карандашом.

Поднимите руку у кого возникли затруднения при выполнении домашней работы

Поднимите руку, у кого все номера выполнены верно

Поднимите руку, кто допустил одну ошибку

Закройте тетради и передайте мне.

< Имя> , раздай, пожалуйста тетради

<Поднимают руку, выясняют причину затруднения>

<Поднимают руку>

<Поднимают руку>

< раздают тетради>


ТРЕТИЙ ЭТАП УРОКА:

1. Подготовительный этап.

2. Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме «Решение неравенств второй степени».

3.Метод : фронтальный опрос.

4.Учитель контролирует дисциплину в классе, словесно оценивает ответы учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открываем тетради, записываем число, оставьте место под тему урока. Мы запишем её позже.

Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.

Правильно, поэтому я предлагаю вам решить следующие неравенства, устно проговаривая алгоритм решения.

<слайд 3>

Решить неравенства:

А) x 2 -7 x +12>0

Цель задания : вспомнить алгоритм решения квадратичного неравенства

Что мы делаем на первом шаге, <имя>?

Что можно сказать про эту функцию?

Правильно, следующий шаг,< имя> ?

Как можно решить данное уравнение, <имя>?

Проговори, пожалуйста, решение.

Молодец, <имя>, что мы делаем на третьем шаге

Точки будут закрашенные или выколотые и почему?

Промежутки с какими знаками запишем в ответ и почему?

Числа 3 и 4 включаем или нет?

Правильно, молодец. <Имя >, продиктуй ответ.

У кого есть вопросы по решению данного неравенства?

Следующее неравенство

< слайд 4>

Б) ( x -5)( x +6) 0

Цель задания: подготовить учащихся к изучению новой темы – вспомнить разложение квадратного трехчлена на множители

Как можно решить данное неравенство?

Правильно, решаем. <Имя>, продиктуй что получится

Записываем квадратичную функцию

1) y = x 2 + x -30,

- Что про неё можно сказать, <имя>?

Ребята, обратите внимание на подчеркнутые выражения, что мы с вами получили?

Значит, что можно сразу найти?

Записываем квадратное уравнение и его корни

2) x 2 + x -30=0

x 1 =5, x 2 =-6

Дорешайте самостоятельно это неравенство

-<Имя>, какой ответ получил?

Кто получил другой ответ, поднимите руки

Давайте проверим (на слайде появляется решение неравенства)

<учащиеся открывают тетради, записывают число>

Решали квадратичные неравенства

<записывают решение неравенств в тетрадях, устно проговаривая алгоритм решения >

Рассматриваем квадратичную функцию

1. y = x 2 -7 x +12

Её графиком является квадратичная парабола, ветви которой направлены вверх

Решаем квадратное уравнение

2. x 2 -7 x +12=0

По теореме Виета-


Отмечаем полученные корни на оси Ох и через отмеченные точки схематично строим график параболы

Расставляем знаки на промежутках

Промежутки со знаком +, потому что в неравенстве стоит знак >

Нет, потому что знак неравенства строгий

-Ответ:

<задают, если есть, вопросы>

< ученики выдвигают гипотезы>

Если мы раскроем скобки, то получим квадратное неравенство и решим его, аналогично предыдущему примеру.

-( x -5)( x +6) = x 2 -5 x +6 x -30= x 2 + x -30

Её графиком является квадратичная парабола, ветви которой направлены вверх

Разложение квадратного трехчлена на множители

Корни квадратного уравнения

<записывают решение неравенства в тетради>

< зачитывает свой ответ>

<поднимают руки, если получили ответ>


ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП УРОКА:

1. Этап изучения нового материала.

2. Цель: сформулировать алгоритм решения неравенств методом интервалов.

3.Метод: словесный.

Форма организации: учитель работает у доски, учащиеся у себя в тетрадях.

4. Учитель контролирует дисциплину в классе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжим выполнять задание.

(Учитель открывает третье задание).

< слайд 5>

В) (х-2)(х-3)(х-4)>0

Цель задания: создать проблемную ситуация, тем самым показать актуальность изучения новой темы

Ребята, можем мы с вами решить данное неравенство?

Данное неравенство можно решить с помощью методом, который называется методом интервалов.

Сформулируйте тему нашего урока

И что сегодня на уроке мы с вами должны сделать?

Запишите в тетрадях тему урока.

<слайд 6>

Для того чтобы решить данное неравенство, мы с вами, как и в предыдущих случаях, должны решить соответствующее уравнение

<слайд 7>

1.(х-2)(х-3)(х-4)=0

Как решается данное уравнение, <имя>?

2. x -2=0 x -3=0 x -4=0

x =2 Ú x =3 Ú x =4

3

4

2

3. Отмечаем полученные корни на оси ОХ, какие будут точки?

Полученные корни разобьют ось ОХ на числовые промежутки

4. Чертим таблицу, где указываем знак каждого множителя выражения на рассматриваемых промежутках. Для этого из каждого промежутка берем произвольное число, и подставляем в множитель. Знак полученного числа заносим в таблицу

(- ;2)

6. Так как знак неравенства >, то выбираем промежутки со знаком +, если бы был знак неравенства <, то мы бы взяли промежутки со знаком -.

Ответом будет объединение этих промежутков

Ответ: (2;3) (4;+ )

С помощью данного метода можно решить неравенство любой степени, в том числе и второй, которые мы с вами решали с помощью схематического построения параболы.

Сейчас я раздам вам памятки, которые вы вклеите в свои тетрадки для теории.

В этой памятке приведен алгоритм решения неравенств с помощью метода интервалов в общем виде.

Давайте с вами прочитаем этот алгоритм

< Слайд 8> .

ИПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ

Потому что это неравенство третей степени, а мы умеем решать только линейные и квадратичные.

Тема нашего урока: «Решение неравенств с помощью метода интервалов»

Научится решать неравенства с помощью метода интервалов.

< записывают тему урока>

Произведение множителей равно 0, когда хотя бы один из множителей равен 0.

Выколотые, потому что знак неравенства строгий

<записывают решение неравенства в тетради>

<читают алгоритм>


ПЯТЫЙ ЭТАП УРОКА:

1. Первичное закрепление.

2.Цель: начать формирование умений и навыков решать неравенства методом интервалов.

3.Форма организации: на протяжении всего этапа учащиеся работают совместно с учителем; решение первого примера учитель сам показывает на доске, остальные примеры учитель обсуждает с учащимися устно, учащиеся записывают решения в тетрадях, учитель контролирует записи в тетрадях каждого ученика, после чего идет совместная проверка.

4.Учитель контролирует дисциплину в классе, правильность оформления решений в тетрадях, словесно оценивает учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теперь согласно этому алгоритму давайте с вами решим следующий номер.

Откройте учебники на стр. 49, № 9.3

Записываем неравенство под буквой а

А)(x+8 )(x-5)>0

Цель задания : показать способ решения квадратичного неравенства с помощью метода интервалов

- < Имя> , читай первый пункт памятки

Чему равны корни?

Продолжай

Отмечаем, при этом точки какие?

Для того, чтобы определить знак всего выражения, что мы с начала должны сделать?

Чертим таблицу знаков.

- <Имя>, продиктуй знаки в таблице

А теперь знаки самого выражения на промежутках

Согласно алгоритму, что на следующем шаге мы должны сделать, <имя>?

С каким знаком мы будем выбирать промежутки и почему?

Продиктуй ответ

Спасибо, молодец. У кого есть вопросы?

Резервное задание

Решите самостоятельно под буквой г

< слайд 10 >

< после решения проверяют>

< открывают учебники>

< записывают неравенство>

- 1. Найти корни уравнения

- x 1=-8 , x 2=5

-2 . Отметить на числовой прямой корни

Выколотые

-3. Определить знак выражения на каждом из получившихся промежутков

Определить знак каждого множителя на каждом из промежутков

< чертят таблицу знаков>

< диктует знаки>

-4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком

Промежутки со знаком +, потому что знак неравенства >0

<решают самостоятельно, задают вопросы, если в этом есть необходимость>

ШЕСТОЙ ЭТАП УРОКА:

1. Этап подведения итогов урока.

2. Цель : подвести итоги урока.

3.Метод: фронтальный опрос

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

С каким новым методом решения неравенств мы сегодня познакомились?

Какова была цель сегодняшенего урока?

Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Неравенства какой степени мы теперь можем решать?

Сегодня на уроке хорошо работали <перечисляет имена>

С методом интервалов

Научится решать неравенства с помощью метода интервалов

СЕДЬМОЙ ЭТАП УРОКА:

1.Этап информации о домашнем задании.

2.Цель: сообщение домашнего задания, разъяснение методики его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Откройте дневники и запишите задания на дом:

<слайд 11>

§4, п.9,№ 9.4, 9.7

Откройте учебники и просмотрите эти номера.

< коментирует домашнее задание>

<Учащиеся записывают домашнее задание и задают, вопросы>

Алгоритм решения неравенств
методом интервалов

Пусть требуется решить неравенство

а(х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n ) < 0 , где х 1 < х 2 < х 3 < … < x n

1. Найти корни уравнения

а(х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n ) = 0

    Отметить на числовой прямой корни х 1 , х 2 , х 3 ,… , x n

    Определить знак выражения

а (х - х 1 ) (х - х 2 )(х – х 3 )…(x - x n )

на каждом из получившихся промежутков.

4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим

знаку неравенства знаком.

04.03.2015 1800 529 Гудова Людмила Владимировна

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Систематизация знаний, умений и навыков при решении систем линейных неравенств с одной переменной.
  • Совершенствование вычислительных навыков устного и письменного счета, развитие умений применять знания на практике в новых условиях и умения комментировать свои действия.
  • Привитие интереса к предмету и к выбору профессии, самостоятельности и умения работать в заданном темпе.
  • Развитие математической речи учащихся.

Задачи:

систематизировать знания и умения по данной теме;

используя знания и умения учащихся, направлять их деятельность на осуществление выбора эффективных способов решения задач;

для формирования коммуникативных умений развивать навыки работы в малых группах (парах);

для формирования организационных умений осуществлять навыки саморегуляции, самоконтроля;

развивать логическое мышление, математическую речь;

воспитывать познавательный интерес, направлять учащихся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов из интернета;

формировать устойчивые положительные мотивы.

Ход урока

I. Организационный момент.

План урока

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

3. Самостоятельная работа в парах (взаимооценка)

4. Физминутка.

5. Выполнение упражнений в группах

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

I Организационный момент.

Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих. Прежде чем перейти к теме нашего урока давайте проведем тренинг. «Чемодан» - каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, которые ему больше всего понравились…

Тема нашего урока Решение неравенств и систем неравенств.

Вопрос: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ответ: повысить качество знаний, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовиться к экзаменам.

Учитель . Молодцы ребята. Цель нашего урока: применение знаний и умений при обобщении темы « Решение неравенств и систем неравенств », при подготовке к экзаменам.

Попробуйте сформулировать задачи, с помощью которых мы добьемся этой цели.

Сегодня у нас с вами необычный урок. А чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке, мы с вами выполним задания устной работы.

II. Устная работа.

1. Вычислите. Зашифрованное слово - род деятельности человека. (Презентация1, Слайд 2)

Ф. 12*5 = 60

Р. (56 + 16) : 2 = 36

Е. 48: 6 + 35: 5 = 15

С. 36: 4 = 9

П. 15 * 4 - 38 = 22

С. 850: (350: 7) = 17

О. 8 * 9 = 72

И. 40 * (31 - 28) = 120

Я. 64: 2 - 16 = 16

О чем пойдет речь на нашем уроке? Правильно о профессиях. А что такое профессия? (Презентация1, Слайд 3)

Вы в этом году заканчиваете школу, а какую профессию вы хотите выбрать? А нужна ли математика в вашей профессии? Тогда давайте продолжим наш урок.

2. Прочитайте: (Презентация1, Слайд 4)

3 Игра «Реши неравенства» (неравенства заранее записаны стороне доски).

Мини-итог.

Молодцы! Но для хорошего овладения профессией необходимы прочные навыки вычислений. Давайте сейчас проверим, как хорошо вы считаете.

III. Самостоятельная работа (Работа в парах, образованных по названиям фруктов и овощей).

Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тема урока "Решение неравенств и систем неравенств".

Итак, мы знакомимся с профессиями. Для этого надо решить системы неравенств.

Открываем учебник на странице 181 № 532 (а,б первый ученик; в, г-второй ученик, затем обмениваются тетрадями и оценивают друг друг)

Молодцы! Мы познакомимся с профессией (экономиста). (Презентация1, Слайд 14 ).

Какие профессии хотите выбрать вы? Почему? Что это за профессии?

IV. Физминутка.

Прежде чем вы приступите к работе надо выполнить физминутку. (Упражнения для снятия напряжения с глаз).

Физкультминутка. «Прививка хорошего настроения».


  • Повернитесь лицом друг другу:

  • Пятачок (показывают на нос)

  • Улыбочка (разводят руки в стороны)

  • Колпачок (соединяют руки над головой)

  • Прививочка (щекочут друг друга).

Следующую профессию мы узнаем, решив другую систему неравенств. А для этого нам нужно объедениться в группы. (группы образуются по цвету стикера)

Вам в группе нужно решить определить при каких значениях х имеет смысл выражение.. Стр 182 № 537

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнеезадание.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок по теме: «Решение неравенств методом интервалов».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

    Обобщить, расширить знания школьников по изучаемой теме.

    Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать. Побуждать учеников к самоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.

    Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения занятия, раздаточный материал для учащихся, оценочные листы.

Работа учащихся состоит из этапов. Итоги своей деятельности они фиксируют в оценочных листах, выставляя себе оценку за работу на каждом этапе урока.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ.

этап

Вид работы

Оценка

Повторение. Тест.

Графический диктант.

Практическая работа.

Исследование.

Оценка урока.

Этапы урока:

    Повторение (тест)

    Графический диктант.

    Практическая работа.

    Изучение нового.

    Подведение итогов урока (рефлексия, самооценка).

Ход урока

    Организационный момент.

    Учитель сообщает учащимся тему и цель урока.

Тема «Решение неравенств методом интервалов». Цель урока: обобщение и расширение знаний по данной теме.

    Знакомит с требованиями ведения оценочного листа.

    Сообщение темы и цели урока .(приложение №1-слайд1)

Тема, которую мы сейчас изучаем, поможет вам, ребята, при сдаче не только экзаменов за курс базовой школы, но и поможет успешно сдать централизованное тестирование и непременно понадобится вам для продолжения образования. А в том, что вы захотите его продолжить, я ничуть не сомневаюсь.

Желаю вам успехов в сегодняшней работе и пусть эпиграфом нашего урока будут слова персидского поэта Рудаки: (приложение №1-слайд2)

« С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье,

Какой мы не возьмём язык и век,

Всегда стремился к знанью человек».

Итак, ребята, открываем тетради, записываем дату и классная работа.

Сегодня на уроке: (приложение №1-слайд3)

    Повторение (тест) (использованы КИМы для подготовки к итоговой аттестации). – 10 мин.

    Графический диктант. – 5, 7 мин.

    Практическая работа. – 15 мин

    Изучение нового. – 10 мин.

    Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.

    Повторение (чтение графиков; графический способ решения уравнений, систем уравнений, неравенств) (приложение №2)

    Графический диктант .( приложение №1- слайд4)

« V » – согласен с утверждением; «–» – не согласен с утверждением.

    Методом интервалов можно решать только неравенства II степени.

    Для решения неравенств методом интервалов левую часть нужно разложить на множители.

    Для решения дробно-рациональных неравенств методом интервалов необходимо находить ОДЗ.

    На числовой прямой отмечаем только нули функции.

    Знаки функции на каждом интервале всегда чередуются.

    Неравенства могут иметь решение, состоящее из единственного числа.

    Решением неравенства с одной переменной может быть множество всех чисел.

    Ответ обязательно нужно записывать в виде промежутков.

    Метод интервалов позволяет решать и другие задачи.

К л ю ч: ( приложение №1- слай5) 1) - 2) V 3) V 4) - 5) - 6) V 7) V 8) - 9) V

Оценка «5» – 9 правильных ответов;

Оценка «4» – 7, 8 правильных ответов;

Оценка «3» – 5, 6 правильных ответов;

Оценка «2» – меньше 5 правильных ответов.

    Практическая работа (с проверкой ) (приложение №1-слайд 6)

Вариант 1.

а) б) ; в)

Вариант 2.

1. Решите методом интервалов неравенства:

а) б) ; в)

2. Найдите область определения функции:

Самопроверка практической работы ( приложение №1- слайды 7-9).

Оценка практической работы ( приложение №1- слайд10)

    Изучение нового .( приложение №1-слайд11 )

Нами уже рассматривался метод интервалов для решения квадратных неравенств. Применим тот же метод к решению неравенств высоких степеней.

f (x ) > 0(<, ≤, ≥)

Обязательная фраза : Поскольку функция f (x ) непрерывна в каждой точке своей области определения, то для решения этого неравенства можно использовать метод интервалов. Функция может изменить свой знак при переходе через ноль или точку разрыва. Хотя может и не изменить. Между нулями и точками разрыва знак сохраняется. Тогда зачем при решении неравенства изображать саму функцию?

Достаточно разбить числовую прямую на интервалы нулями функции и точками разрыва и в каждом из них определить знак.

Пример. Решим неравенство

Решение:

Прежде всего, отметим, что если в разложении многочлена на множители входит сомножитель , то говорят, что - корень многочлена кратности .

Данный многочлен имеет корни: кратности 6; кратности 3; кратности 1; кратности 2; кратности 5.

Нанесем эти корни на числовую ось. Отметим корни четной кратности двумя черточками, нечетной кратности – одной чертой.

Определим знак многочлена на каждом интервале, при любом значении х не совпадающем с корнями и взятом из данного интервала. Получим полную диаграмму знаков многочлена на всей числовой оси:

Теперь легко ответить на вопрос задачи, при каких значениях х знак многочлена неотрицательный. Отметим на рисунке нужные нам области, получим:

Из рисунка видно, что такими х

Решение:

1 вариант: х=3; х=-2; х=7; х=10

+ - - - +

2 3 7 10

2 вариант: х=9; х=2; х=-6; х=1

- + _ + +

6 1 2 9

(Два ученика решают неравенства на доске, остальные выполняют задание самостоятельно, затем проверяем полученное решение по вариантам и снова делаем выводы о смене знака в зависимости от степени кратности корня).

Обобщая ваши наблюдения, приходим к важным выводам ( приложение №1- слайд13) :

    Домашнее задание .( приложение №1-Слайд14)

    Решить неравенство:

    Построить эскиз графика функции:

    Подведение итога урока. Рефлексия . ( приложение №1-слайд15)

В этом видеоматериале пойдет речь о решении неравенств, которые имеют переменную. Они так и называются - неравенствами с одной переменной. Что же является решением таких неравенств? Это такие значения переменной, при которых решаемое нами неравенство становится верным числовым неравенством. А решить неравенство с переменной - значит найти все его решения или доказать, что их нет. Для нахождения этих решений мы используем свойства числовых неравенств, которые рассматривались ранее.

Рассмотренный в видео уроке простой пример показывает, как важно иметь четкий алгоритм решения, иначе говоря, знать правила решения неравенств.

Вот предлагается простое неравенство 2х + 5 < 7. Представим себе, что алгоритма решения у нас нет. Значит, мы будем перебирать все числа и смотреть, какие из них нам подходят, то есть при каких значениях переменной х данное неравенство станет верным числовым неравенством. Просматривая видео, замечаем, что подстановка одних чисел дает нам верное числовое неравенство, а подстановка других этого не дает. Приведенный пример показывает неэффективность данного способа решения.

Обратимся к свойствам числовых неравенств. Мы знаем, что к обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число. От этого неравенство не изменится. Также мы знаем, что обе части неравенства можно делить или умножать на одно и то же положительное число. В видео уроке показано, как, используя эти свойства, можно найти решение заданного неравенства. Получилось, что х < 1. Это значит, что все числа х, меньше единицы, являются решением неравенства. Они образуют открытый промежуток от минус бесконечности до единицы (числовой луч). Другими словами, у нас есть множество решений заданного неравенства. Окончательное решение неравенства можно записать, используя такие формы.

Первая форма записи: х < 1 (х меньше единицы).

Вторая форма записи: х Є (-∞; 1) (х принадлежит промежутку от минус бесконечности до единицы).

На основании рассмотренных ранее свойств числовых неравенств, можно сформулировать правила, с помощью которых решаются неравенства с одной переменной. Эти правила сформулированы в настоящем видео уроке.

Неравенства с одной переменной вида ах + b > 0 или ах + b < 0 называются линейными неравенствами. Неравенства могут также быть нестрогими, то есть содержать знак ≥ или ≤.

Зх - 5 ≥ 7х - 15.

Для решения неравенства применяются уже известные нам правила. Сначала члены, содержащие переменную, собираем в левой части. При переносе из правой части в левую часть, слагаемое 7х, меняет знак. Числовые члены неравенства собираем в правой части, опять же не забывая менять знаки.

Далее придется разделить обе части неравенства на отрицательное число -4. В результате такого деления получается неравенство противоположного смысла. Обратите внимание, что в ходе решения мы постоянно пользуемся правилами решения неравенств. Окончательно получается, что х ≤ 2,5. Решение можно записать, используя любую из форм:

1. х ≤ 2,5 (х меньше либо равен 2,5);

2. х Є (-∞; 2,5] (х принадлежит промежутку от минус бесконечности до 2,5).

При изучении уравнений было рассмотрено понятие об их равносильности. Для неравенств тоже существует это понятие. Два неравенства с одной переменной будут равносильными, если решения этих неравенств совпадают. Если неравенства не имеют решений, то они также являются равносильными.

Существование равносильных неравенств позволяет намного упростить решение. Ведь тогда неравенство можно заменить равносильным ему, но более простым неравенством.

С помощью таких равносильных преобразований решается пример 2 настоящего видео урока.