В чем проявляется экономическая культура общества. Экономическая культура — Гипермаркет знаний

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.

Происхождение понятия «культура» (от лат colo -- обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени -- земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально_производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально_выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально_производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень -- продуктивно_репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень -- генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень -- конструктивно_инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

  • 1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно_технического, организационного, социального и правового характера;
  • 2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;
  • 3) социально_психологический климат в производственном коллективе;
  • 4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны -- степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

§ 18. Экономическая культура

Сущность и функции

Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек - это личность с

развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Экономическая культура в широком смысле слова - это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова - это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям

своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.

Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.

Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.

А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.

Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отво-

дится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.

Сегодняшний тип рыночной и тем более социально ориентированной экономики оценивается уже с других позиций - как более «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно - поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов - залог развития всего социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.

Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осо-

знание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

Экономически культурная личность

Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Давайте поразмышляем, что отличает экономически культурно развитого человека? Видимо, прежде всего - наличие критического экономического мышления.

Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.

Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.

Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента и конкурента и др.

Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.

Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.

Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.

В экономической деятельности к полезным навыкам можно

отнести работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и т. д.

Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы и т. д.

Способность человека выполнять определенную экономическую деятельность или отдельные экономические действия на базе экономических навыков называется экономическим умением. Например, даже продавцу на минском Комаровском рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.

Повторяющийся определенный уровень экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт. Нередко можно слышать такие слова: опытный экономист, опытный предприниматель, опытный менеджер, опытный консультант и т. п. Опыт приобретается в результате практической деятельности.

Значит, экономическая культура проявляется в наличии у человека функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.

Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.

Мотивы - это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление мыслей человека, его поступков, линии поведения и т. д.

В любом случае индивид несет персональную ответственность за собственное экономическое поведение.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек в данной ситуации поступает именно так, надо знать мотивы, которые побуждают его к таким действиям.

Экономические мотивы могут быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.

Самый лучший вариант - единство, совпадение личных и общественных интересов. Если это имеет место в данном обществе, то уровень экономической культуры считается самым высоким.

Одной из главных составляющих черт экономической культуры является творчество. Творчески мыслящий человек быстрее и глубже

усваивает экономические знания. А с другой стороны, такой работник способен более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций.

Творчество как важнейший компонент экономической культуры сопутствует труду человека любой профессии. Творческая деятельность может проявляться в анализе путей улучшения условий труда и рынков сбыта, новых форм организации и оплаты труда; в совершенствовании средств труда; в экономическом анализе результатов труда и т. д.

Экономическая культура любого субъекта хозяйствования должна включать в себя гуманистическое начало. Это особенно важно в сфере предпринимательства.

Культура цивилизованного предпринимательства

Цивилизованное производство и предпринимательство нравственны лишь тогда, когда ведут к улучшению условий жизни и к самораскрытию талантов и желаний каждого человека.

В идеале экономический принцип цивилизованной предпринимательской деятельности - служение человеку.

Предприниматель - творец в экономике, а стало быть - ив истории страны. Поэтому все компоненты экономической культуры, о чем только что говорилось, должны быть присущи ему в первую очередь. Кроме того, современному предпринимателю необходимы и другие качества:

способность к экономическому выбору - что нужно производить в первую очередь и сколько, чтобы товар, услуги нашли своего потребителя, умение эффективно использовать ресурсы, чтобы произведенный товар был не только конкурентоспособным, но и доступным потребителю;

экономическая активность, которая выражается в индивидуальной самостоятельности в процессе принятия решений, в организации производства, в личной ответственности за результаты своей деятельности.

Наряду с цивилизованным предпринимательством практически в любой стране в том или ином виде имеет место и так называемая «теневая» экономика. Она породила своеобразный искаженный рынок.

Здесь предприимчивость хотя и сочетается с умением устанавливать контакты с потенциальными контрагентами и навыками сбора и использования локальной экономической и научно-технической информации (в основном по системе знакомств и случайным каналам), все же преобладают явно негативные стороны экономики: отсутствие гарантий делового обязательства; агрессивность, грубость и давление на коллегу или партнера, которые усиливаются в результате стремления к финансовому успеху и наживе; правовой нигилизм, приводящий к криминогенным ситуациям и т. п.

В условиях цивилизованного рынка отношения между партнерами должны быть цивилизованными, т. е. взаимовыгодными и безопасными.

Выводы. /. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность - это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.

Словарь

«Теневая» экономика - экономика, осуществляемая с целью наживы вне официально существующих правил, норм и условий ведения бизнеса.

Экономическая культура в узком смысле слова - совокупность экономических знаний, умений и навыков, интеллекта, способов и форм общения людей в процессе их социально-экономических действий и отношений.

Экономически культурно развитая личность - человек с системой знаний, умений и навыков, позволяющих успешно действовать в производственно-экономической сфере.

Экономическое сознание - способ отражения человеком экономических отношений, форма познания и осмысленного использования законов экономики.

О 1. Что такое экономическая культура?

2. Что значит быть экономически культурной личностью?

3. В чем разница между цивилизованной и «теневой» экономикой с точки зрения

культуры?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

Проверьте свои экономические знания. Как называется:

  • Дом, в котором живут и работают деньги.
  • Учреждение, в котором происходит купля-продажа товаров оптом.
  • Ценная бумага, документ, свидетельствующие о том, что доля капитала и часть прибыли фирмы принадлежат тебе.
  • Разрешенное законом средство обмена, обладающее свойством обме ниваться на любые товары.
  • Часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально количеству имеющих ся у них акций.
  • Цена, по которой реализуется акция.
  • Сумма денег, которая одалживается банком клиенту на конкретный срок.
  • Денежное выражение стоимости товара, зависящее от соотношения спроса и предложения.
  • Сумма денег, которую субъект одолжил банку.

10. Продукт, который является объектом купли-продажи (учительница Г. Венис)?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Чем выше культура, тем выше ценится труд.

В. Рошер

Время - деньги. Б. Франклин

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Л. Н. Толстой

Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., 1987.

Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 1997.

Культурное развитие предполагает выделение культypнoгo эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от caмoгo выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства , распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции , безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социальн,о значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение
современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому ycпеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная ycтановка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он И свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫ

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, eгo стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости , когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как oтpaжение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и нaeмнoгo работника (дороже продать свои тpyдoвые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, ученого, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Нaпример, получение прибыли (в чем заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между ecтeственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста cвoeгo благосостояния . История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) - это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономичеcкoгo сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот мexaнизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных ycловиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики - деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдени е облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли дyxoвнo-нpaвcтвeнныx начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский ученый-экономист, профессор д. и. Пихто oдним из факторов производства , влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы нapoда. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, coздающих наибольшие богатства в стране, не имеет тaкoгo крупного значения, как честность... Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить cyществование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность
как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к чужим правам; 4) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьезное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен пониманием тoгo вpeда, который неэтичное, нечестное деловое поведение нaносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается прежде вceгo с морально-этическими, а затем с финансовыми момeнтaми. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе вceгo общества? Частичный Oтвет можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия - про изводить для потребления, а не для наживы и спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец eгo недалек». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе eгo деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги », а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесет.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Eгo личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой в конечном счете окажутся eгo прибыли. По этим причинам в рыночной экономике все большую популярность приобретает лозунг « Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчетливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели - со средствами их дoстижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в Pocсии в 1990-x гг.,- экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части нaceления опыта экономической самодеятельности - затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические oтнoшения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня еще далеки от идеала. Cтpeмление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах дoстаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нeжелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для нeгo предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой cвoбодного предпринимательства. Что означает слово «CвOбодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у нeгo есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, caмостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее ocyществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип « ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода твоpчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без peг ламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются кoнкpeтнo-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Oднако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления cyвeренитета личности . Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде вceгo утоление голода, а уже потом другие eгo возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от ее coциальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной cтoроны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - нeобходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением cвoeгo нpaвcтвeннoгo долга и правовых норм. Идея социальной Oтвeтственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970- 1980-e п. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале coциальная ответственность связывалась прежде вceгo с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание « завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности. Социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность ceгoдня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии , генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело втоpжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколения м для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав котopoгo вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, yмeньшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнес мены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во мнoгoм зависит от тoгo, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать право вые и контролирующие методы с экономическими механизмами и caмоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях пере ход а к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий ypoвень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля . Главным контролером при этом выступает совесть, личная oтвeтcтвенность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, oCнoвaннoгo на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-x гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и этических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими ycтремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижени е качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей , где «все решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переход е к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в ocнове любой eгo разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от тoгo, в кaкой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в Pocсии было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правовoгo поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, caмoгo института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведенные ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит coвесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет eгo с другими людьми. Рынок с eгo обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным paвeнством, а потому все рыночное общество по сути своей и aнтидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся нecoвместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надежным гapaнтoм eгo свободы. Требования рынка yтверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция - вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно кoнтpoлируется общественным мнением. Сокровенность дeмoкpaтии заключается прежде вceгo в свободе - экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нpaвcтвeннocти». Какое из суждений более обоснованно - решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеет место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во мнoгoм зависит направленность жизни, ее ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

2 Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства .

3 Определите свою позицию по отношению к таким нeгативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкypeнция.

4 Старайтесь отказыватьс-я от нецивилизованных форм участия в экономическои жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте eгo на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному cyдье - совести.

5 Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, твоpческую активность.

Документ

Из работы российского гocyaapcтseннoгo деятеля, дoктoра экономических наук Е. С. Строева «государство, общество и реформы в России ».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться... свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Coрокин: «...Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо тoгo, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал ее интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь все больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

1. О чем предупреждает автор российское общество ? Какой выбор оно должно сделать и почему?
2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?
3. Какие прежние культурные накопления, связанные с кoмaндной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?
4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности « новой экономики» , которые стали бы значимыми элементами экономической культуры ХХI в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные элементы экономической культуры?
2. В чем значение экономической направленности и социальных установок личности?
3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
4. От чего зависит выбор человеком эталона экономическогo поведения?
5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
7. В чем суть и значение экономически гpaмотнoгo и нравственно ценного поведения человека в экономике?
8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

ЗАДАНИЯ

1 С какими словами у вас ассоциируются рыночные oтнoшения в российской экономике: анархия, экономическая
эффективность, варварство, честность, социальное партнерство, обман, стабильность, справедливость, законность, нaжива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

2. Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию гaзеты: «Только ум, только трезвый расчет - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тoгдa вceгo достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чем можно согласиться или поспорить с автором письма?

3. «Сохранить свободу можно лишь там, гдe она осознанна и гAe ощущается ответственность за нee»,- утверждает нeмецкий философ ХХ в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с ученым? Приведите примеры, подтверждающие eгo мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

4. Международные эксперты ставят Россию на 149-e место в мире по степени надежности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений - для себя и для партнера? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надежное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.