Заброшенные заводы, фабрики, комбинаты и аэс в латвии. Рейтинг крупнейших предприятий латвии и советское наследство

Прибалтика в системах макрорегионального районирования

Районирование по К. И. Арсеньеву (1848, слева) и П. П. Семёнову (1877-78, справа)

Районирование по Д. И. Рихтеру (1898)

Балтийское пространство , по Арсеньеву, «идёт от южного берега Финского залива до Литвы и Польши с севера на юг, и от восточного берега Балтийского моря до Алаунского пространства, и заключает в себе Остзейские или Русско-Немецкие губернии: Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую». Наконец, в Низменное пространство вошли Белоруссия (губернии Витебская и Могилёвская), Литва (Минская, Гродненская, Виленская и восточную часть Ковенской) и Самогитию , а также всё Царство Польское .

Приоритет географических критериев над административно-территориальным делением сохранился и здесь. Так, географическое понятие «южный берег Финского залива» разбито между Эстляндской и Санкт-Петербургской губерниями, а историческая Самогития (Жемайтия, северо-западный, прибрежный край Литвы) не полностью соответствует Ковенской губернии. Понятие «Литва» до революции исторически ассоциировалось с Великим княжеством Литовским - прибалтийской частью Красной Руси , что отразила и классификация Арсеньева.

Помимо этих классификаций (авторы которых в разное время возглавляли статистические органы России), русские учёные и методисты в своих научных сочинениях, курсах географии и в географических сборниках излагали и свои оригинальные схемы районирования. И. И. Вильсон в «Объяснении к хозяйственно-статистическому атласу» (1869) выделил 6 погубернских групп: Северную, Прибалтийскую, Западную, Юго-Западную, Центральную, Восточную и Южную. Князь А. И. Васильчиков («Землевладение и земледелие») среди восьми групп губерний назвал «…7) Литву и Северо-Западный край и 8) Остзейский край».

Дополнив физико- и экономико-географические факторы историческими и международно-экономическими, Д. И. Менделеев дал следующую характеристику Балтийского края (выделенного им в числе 14 экономических краёв России):

- «Фабрично-заводская промышленность и торговля России»

На этом основании к Прибалтийскому краю учёный отнёс, помимо трёх прибалтийских губерний, также Псковскую, Новгородскую и Петербургскую (включение которой заставило его предложить альтернативное название краю - Петербургский. Отделяя от Балтийского края Белоруссию и Литву в состав Северо-Западного края , Менделеев, как и его предшественники, Менделеев указал на общность исторического прошлого Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилёвской губерний - их принадлежность древнему Литовскому княжеству. Тем не менее, учёный отметил, что этот край «составляет во всех отношениях переход… к центральным и прибалтийским») .

Благодаря ликвидации частнокапиталистических противоречий, возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по стихийным законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов. В числе научных основ их разработки была и методология экономического районирования, основы которой были заложены до революции К. И. Арсеньевым, П. П. Семёновым-Тян-Шанским, Д. И. Менделеевым и др. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие т. н. территориально-производственных комплексов (ТПК), охватывающих сразу несколько краёв, областей и даже союзных республик . ТПК определяется как «территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда» .

Прибалтийский экономический район - один из таких ТПК. В его состав входили Литовская, Латвийская и Эстонская СССР, а также Калининградская область. Наряду с Белорусским экономическим районом, он понёс наибольшие разрушения, материальные и человеческие потери в годы Великой Отечественной войны. Это потребовало гораздо больших, чем в других районах, инвестиций в расчёте на душу населения для восстановления транспортной и энергетической инфраструктуры, коммуникаций, а также производственных мощностей. Фактически, вся индустриальная база Прибалтики была создана в послевоенные в СССР заново .

Это обеспечило большие, чем в других районах, показатели выпуска продукции и её качества. При том, что одновременно шкала розничных цен была установлена по I категории (например, ниже, чем в Москве и Ленинграде), прибалтийские республики из года в год лидировали в общесоюзной статистике по такому показателю, как объём вкладов на душу населения. Так, в 1982 году при среднем размере вклада на душу населения по СССР в 1143 руб. в Латвии этот показатель составлял 1260, в Эстонии 1398, и в Литве - 1820 рублей (максимум среди союзных республик СССР) .

Общесоюзная специализация

Основная специализация промышленности в общесоюзном масштабе: трудоёмкие, обрабатывающие отрасли, среди которых выделяется машиностроение (электротехника , радиоэлектроника, станкостроение, приборостроение , судостроение и т. д. Были развиты также пищевая и лёгкая промышленность . Сельское хозяйство интенсивного типа, особо развито животноводство и рыболовство.

Уникальной специализацией Прибалтики является янтарь . Основная его добыча ведётся в Калининградской области; годовая мощность карьера - от 400 до 1000 т янтаря в год; по исчерпании запасов велась разведка и обустройство новых месторождений.

Благоприятное приморское географическое положение и морской выход в Атлантический океан обеспечили Прибалтике развитие рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности, морского судостроения и судоремонта. Развитый морской транспорт и портовое хозяйство; порты союзного значения - Рига, Калининград, Таллин, Клайпеда, Лиепая, Вентспилс - играли важную роль во внешнеторговых морских перевозках СССР. До Второй мировой войны лов рыбы вёлся только в Балтийском море; после присоединения к СССР прибалтийские республики получили современный океанский рыболовный флот, позволивший перейти к лову рыбы главным образом в Атлантическом океане.

Прибалтика была тесно интегрирована в общесоюзную систему размещения производительных сил, что обеспечивало высокую эффективность использования её природного и трудового потенциала.

Главными составляющими ввоза из других экономических районов были топливо и сырьё: нефтепродукты, природный газ, уголь, прокат чёрных и цветных металлов, деловая древесина, пиломатериалы, хлопок, шерсть, а также некоторые виды машин (тракторы, комбайны, автомобили) и оборудования. Ввозилось также продуктовое и фуражное зерно.

В структуре вывоза выделялись: рыбная продукция, радиоприёмники, магнитофоны, счётные машины, телефонная аппаратура, приборы, металлорежущие станки, пассажирские электровагоны, трамваи, микроавтобусы, мопеды, электроизделия, бумага, фанера, мебель, ткани, трикотаж, янтарные изделия, животное масло, мясо, сыр.

Прибалтика была в СССР третьей по важности, обеспеченности инфраструктурой и популярности зоной курортов и туризма после Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Специфика геологического строения, наличие обширный пляжей, живописных озёрно-лесных местностей, а также минеральных источников позволила создать разветвлённую сеть курортов (в том числе лечебных) и центров отдыха. В их числе:

  • в Эстонии - Пярну, Хаапсалу, Нарва-Йыэсуу
  • в Латвии - Юрмала, Балдоне
  • в Литве - Паланга, Друскининкай, Бирштонас, Ликенай
  • в Калининградской области - Светлогорск, Зеленоградск.

Топливно-энергетический комплекс

Крупнейшие реки - Даугава и Нямунас достаточно многоводны. Крупнейшие ГЭС: Плявиньская , Кегумская и Рижская на Даугаве, Каунасская на Немане. Несмотря на это суммарный гидроэнергетический потенциал района составлял лишь 0,4 % к общесоюзному (оценка в 14,2 млрд квт·ч среднегодовой выработки).

Из ископаемых топливных ресурсов - горючие сланцы в Эстонской ССР и торф. Добыча сланца в 1973 году - 31,1 млн. т . Промышленное использование сланца - сланцеперерабатывающий комбинат в Кохтла-Ярве и сланцехимический комбинат в Кивиыли . Энергетическое - Прибалтийская ГРЭС, и Эстонская ГРЭС в Нарве. Из 2,6 млн. т добытого в 1973 году торфа использовано 1,1 млн. т для топлива и 1,5 млн. т в сельском хозяйстве.

Недостаток энергоресурсов Прибалтика восполняла за счёт ввоза нефтепродуктов и природного газа из России. Для выработки мазута, бензина, керосина и т. п. в Мажейкяе (Литва) был построен крупный нефтеперерабатывающий завод, куда нефть поступала по трубопроводу из Поволжья. Привозной мазут и природный газ использовались также и для выработки электроэнергии на Литовской ГРЭС (г. Электренай). Из других республик СССР Прибалтика получала газ по магистральным газопроводам Дашава - Вильнюс - Рига и Вуктыл - Торжок - Рига, от которых были построены ответвления к другим промышленным центрам.

Отрасли промышленности

Машиностроение являлось одной из ведущих отраслей промышленности Прибалтики. При этом потребность народного хозяйства района в чёрных металлах собственного проката Прибалтика удовлетворяла лишь на 15 %. Их обеспечивал завод «Сарканайс металлургс» в Лиепае, который работал на местных ресурсах металлолома (в основном, демонтаж судов). Основную же часть металла в Прибалтику приходилось завозить из Украины и Урала.

В связи с этим при планировании развития производственных мощностей Госплан СССР делал упор на неметаллоёмкие, точные отрасли машиностроения. Это - радиотехническая, электронная, электротехническая промышленность, приборостроение, прецизионное станкостроение, а также транспортное машиностроение. Соответственно принимались меры к обеспечению района высококвалифицированными кадрами для работы в этих отраслях.

По выпуску продукции этих отраслей в 1973 году Прибалтийский экономический район обеспечивал, в процентах к общесоюзному производству:

  • бытовых электросчётчиков - около 80 %
  • телефонных аппаратов - 53 % (электротехнический завод ВЭФ в Риге)
  • пассажирских магистральных вагонов - 30 % (Рижский вагоностроительный завод)
  • трамвайных вагонов - 29 %
  • радиоприёмников и радиол - 28 % (производственно-техническое объединение «Радиотехника»)
  • магнитофонов - 14 %

Помимо перечисленных, из крупнейших машиностроительных заводов имели общесоюзное значение: станкостроительные в Вильнюсе и Таллине; приборостроительный, электронно-вычислительной техники и др. В Таллине был построен завод экскаваторов, в Елгаве - автомобильный завод РАФ (производство микроавтобусов).

Благодаря достаточной лесистости района (треть территории) с давних пор важное значение в его экономике имели лесная, деревообрабатывающая промышленность и лесное хозяйство. В Прибалтике было немало собственных фанерных заводов, лесопильных и мебельных предприятий. Запасы древесины оцениваются в 695 млн. м ³. Несмотря на то, что это лишь 0,8 % от общесоюзных, их транспортная доступность намного выше, чем в других районах. Объём лесозаготовок в начале 1970-х годов составлял свыше 10 млн. м ³ в год.

Тем не менее, значительную часть древесины приходилось завозить в Прибалтику из лесных районов севера Европейской части РСФСР. Благодаря этому в советское время быстрыми темпами стала развиваться целлюлозно-бумажная промышленность Прибалтики. В 1973 году здесь было произведено 600 тыс. т целлюлозы и 510 тыс. т бумаги, что позволило обеспечить потребности местных полиграфических мощностей. Целлюлозно-бумажные комбинаты были построены в Калининграде, Советске, Немане, Клайпеде, Юрмале, Таллине и Кехре.

Промышленность строительных материалов развивалась на базе местного нерудного сырья. В годы послевоенного восстановления были созданы современные производственные мощности: Акмянский и Рижский цементные заводы; цементно-шиферные комбинаты в Броцене и Пунане-Кунду. В 1973 году они произвели 4,1 млн. т цемента, и 290 млн. листов шифера.

В дореволюционной России и СССР Прибалтика славилась, помимо прочего, продукцией лёгкой промышленности. Крупнейшим и старейшим предприятием этой отрасли являлась Кренгольмская мануфактура в Нарве. Помимо неё можно назвать «Балтийскую мануфактуру» в Таллине, «Ригас мануфактура» и чулочную фабрику «Аврора» в Риге, льнокомбинат в Паневежисе, шёлковый комбинат в Каунасе. В 1970-е годы были вновь построены фабрика бельевого трикотажа в Утене, хлопчатобумажный комбинат в Алитусе, комбинат верхнего трикотажа в Огре, галантерейный комбинат в Лиепае. Для обеспечения потребностей лёгкой промышленности в химических волокнах были построены заводы искусственного волокна в Каунасе и синтетического волокна в Даугавпилсе.

В 1973 году лёгкая промышленность Прибалтики характеризовалась следующими показателями выпуска.

  • Ткани хлопчатобумажные - 332 млн. м ²
  • Ткани шёлковые - 52 млн. м ²
  • Ткани льняные - 47 млн. м ²
  • Ткани шерстяные - 41 млн. м ²
  • Трикотаж - 85 млн шт. бельевой и 45 млн шт. верхний
  • Чулочно-носочные изделия - 157 млн пар

С дореволюционных лет основная часть промышленности была размещена в крупных городах Прибалтики: Риге, Таллине, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Клайпеде, Даугавпилсе, Шяуляе. По завершении послевоенного восстановления и реконструкции производственных мощностей встала необходимость развивать промышленность также и в средних и малых городах. Такая программа стала активно осуществляться начиная с середины 1960-х годов. Были построены предприятия в Алитусе (хлопчато-бумажные ткани, бытовые холодильники), Нарве (производство электроэнергии, сланцезольные стройматериалы), Паневежисе (льняные ткани, стекло), Кедайняе (фосфорные удобрения, кормовые дрожжи, сахар), Утене (трикотаж), Плунге (искусственные кожи), Валмиере (стекловолокно), Резекне (доильные установки, молочные консервы), Мажейкяе (нефтепереработка) и др.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Сельскохозяйственные угодья занимают в Прибалтике 8,8 млн. га . Из них пашня составляла 5,4 млн. га , а сенокосы и пастбища - 3,1 млн. га . Климатические и почвенные условия остро ставят проблему осушения переувлажнённых и заболоченных земель. К 1974 году общая площадь земель с ирригационной сетью превысила 5 млн. га - более 90 % посевных площадей.

Немалую часть посевов (2,09 млн. га ) составляют зерновые; главным образом - ячмень, рожь, пшеница и овёс. Однако более всего площадей (2,6 млн. га ) занято кормовыми культурами - многолетними и однолетними травами и корнеплодами. Картофель высаживают на площади около 0,4 млн. га . Под технические культуры в Литовской ССР и Латвийской ССР было отведено:

  • лён - 65 тыс. га
  • сахарная свёкла - 44,5 тыс. га

Остальные направления использования земельных угодий:

  • овощи - 43,3 тыс. га
  • плодово-ягодные насаждения - тыс. га

С дореволюционных времён сельское хозяйство Прибалтики отличалось высокой интенсивностью. Здесь сложилась специализация на молочно-мясном скотоводстве и беконном свиноводстве. На начало 1974 года в Прибалтийском экономическом районе было 4500 тысяч голов крупного рогатого скота (в том числе коров - 1932 тысяч), 4595 тысяч свиней, 705 тысяч овец и коз.

В 1973 производство молока достигло 5803 тыс. т , мяса (в убойном весе) 822 тыс. т . Доля района в общесоюзном производстве молока составила 6,6 %, мяса - 6,1 %, картофеля - 6 %, льноволокна - 3,7 %.

Пищевая промышленность в 1973 году произвела:

  • Масла животного - 113 тыс. т
  • Сыра 39 тыс. т
  • Мяса промышленной выработки 584 тыс. т

Среди новейших крупных предприятий этой отрасли - мясокомбинат в Алитусе и сыродельный завод в Выру. В Прибалтике действовало 7 сахарных заводов: 4 в Литовской ССР (города Паневежис, Капсукас, Кедайняй, Павянчяй) и 3 в Латвийской ССР (города Елгава, Лиепая, Екабпилс). Наряду с Белоруссией Прибалтика отличалась самым высококачественным сгущёным молоком, завод по производству которого находился в Резекне.

Для обеспечения нужд сельского хозяйства были построены заводы азотных удобрений в Ионаве и Кохтла-Ярве и комбинаты фосфорных удобрений в Кедайняе и Маарду. К сожалению, культура их применения оказалась не везде достаточно высока. Особенную опасность для экологии стало представлять загрязнение подземных карстовых вод. В связи с этим в Пандивере (Эстония) в 1989 году была создана особая природоохранная зона.

Организационно сельское хозяйство было представлено (на 1973 год) 2126 колхозами и 752 совхозами. В отличие от других районов СССР, где коллективизация с последующими укрупнениями колхозов и их преобразованиями в совхозы создала иной тип среднего сельскохозяйственного предприятия, Прибалтика отличалась, во-первых, численным преобладанием колхозов над совхозами, а во-вторых - наличием большого числа небольших, даже мелких колхозов - в основном сохранивших соответствие с наделами бывших крупных и средних частных землевладельцев.

Транспортная инфраструктура

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .

Литература

  • Гербов В. Р. Прибалтийский экономический район (рус.) // Большая советская энциклопедия , 3-е изд : Спр(энц) / Гл.ред.А.М.Прохоров. - М .: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 20. - С. 607.

Во времена СССР товары из Прибалтики были известны каждому жителю страны советов. Утро начиналось с зарядки, когда радиоприёмники «Маяк», «Орбита» или «Селга» возвещали об этом трансляцией нехитрых упражнений и музыки. Телефоны «ВЭФ» обеспечивали бесперебойное общение, а микроавтобусы «РАФ» – комфортную езду. Счастливчики могли позволить себе музыкальный центр «Мелодия», приобретение же магнитофона «Скиф» сейчас можно сравнить, разве что, с покупкой флагманского смартфона. Да и фраза «папа привез из Прибалтики» говорила о многом, ведь это был некий общий бренд для обозначения качественного продукта. И что же сейчас осталось из всего этого великолепия?

Такая любовь к товарам из прибалтийских республик поддерживалась политикой государства, направленная на развитие в них трудоёмких, обрабатывающих отраслей промышленности: машиностроение, электротехника, радиоэлектроника. В послевоенные годы строились новые и разрастались уже имеющиеся в республиках предприятия. К 1973 г. продукция прибалтийского экономического района обеспечивала Союз бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Что же стало с заводами и фабриками построенными в период промышленного расцвета в регионе?

Товары, когда-то гремевшие на весь Союз, теперь являются экспонатами музеев или за копейки перепродаются на барахолках. А огромные площади заводов, их здания, цеха, трубы, напоминают, скорее, декорации к фильму ужасов, чем о временах их славной работы.

Золотые дни латвийской электроники и радиотехники связаны прежде всего с двумя основными предприятиями – Рижским государственным электротехническим заводом «ВЭФ» и Рижским радиозаводом «Радиотехника». Первый был одним из сильнейших производств региона, выпускал практически все - от телефонов до военных изделий и обеспечивал работой 20 тысяч человек. Площадь, занимаемая заводом, равнялась территории небольшого микрорайона. Как любое предприятие того времени, помимо производственной функции, оно поддерживало социальную и культурную жизнь своих работников: в доме культуры устраивались концерты, танцы и различные увеселительные мероприятия, в столовых игрались свадьбы, поликлиники следили за здоровьем трудящихся, а спортивные залы за их формой и внешним видом.

Однако приватизационный процесс, начавшийся в 90-е годы, разрушительно сказался на жизнедеятельности завода. На месте ВЭФа начали формироваться отдельные структурные единицы, количество которых за год выросло до 26, параллельно от ВЭФа были «отрезаны приватизацией» поликлиника, спортивный клуб, другие составные части гиганта. В итоги, даже в самом крупном подразделении ВЭФа, где в свое время трудилось около 14 тысяч человек, в начале 1990 гг. осталось всего 400. Сегодня же в реестре предприятий Латвии можно найти информацию о более чем 90 фирмах, общественных и прочих организациях, которые хоть и содержат в названии аббревиатуру ВЭФ, однако к производству завода никакого отношения не имеют. Размещены они на территории бывшего гиганта, соседствуя с заброшенными корпусами, модными офисными «лофтами» и даже ночным клубом.

Завод Радиотехника в свое время являлся одним из крупнейших заводов радиоэлектроники в СССР, на его долю приходилось 35% всей выпускаемой в Союзе бытовой аудиотехники. С конвейера завода только за год сходил миллион экземпляров радиоприемных усилительных и звуковоспроизводящих устройств и около 1,3 миллиона акустических систем. В период пика производственной активности на заводе работали 10 тысяч человек, а в начале 1990-х их количество сократилось до 1800 человек.

В Эстонии аналогом ВЭФа и Радиотехники являлся Таллинский завод «Пунане Рэт», производивший акустические системы, которые славились далеко за пределами Эстонии. Однако построенный еще в 1935 году завод был закрыт в первый год независимости государства.

Вильнюсский электротехнический завод Эльфа, Вильнюсский приборостроительный завод Вильма и Каунасский радиозавод – одни из крупнейших предприятий Литвы, занимавшиеся выпуском электропроигрывателей, магнитофонов, радиоприёмников, а также обеспечивавших нужды Министерства обороны СССР. Последнее, указанное направление деятельности заводов, объясняет засекреченность информации о них. Например, завод Эльфа (или то, что от него осталось) являлся секретным объектом вплоть до 2000г. По той же причине очень мало информации о заводе Вильма, который был основан в 1960г. и именовался «Завод звукозаписывающей аппаратуры».

Завод был оборонного значения и всё, кроме его наименования и выпускаемых бытовых магнитофонов, было строго засекречено.


Сегодня известно, что именно Вильма производила «черные ящики» для всего Союза. Из письма ветерана литовской радиопромышленности Юрия Махлина виден масштаб завода, он пишет: «На заводе были построены и функционировали вычислительный центр, климатическая лаборатория, цех по производству электродвигателей для магнитофонов, собственная телефонная станция с выходом в городскую телефонную сеть, профессионально-техническое училище, которое готовило молодых специалистов…

При заводе было создано конструкторское бюро с техническими отделами и собственным опытным производством». Также как и любое другое предприятие СССР, Вильма нес в себе и культурно-социальную функцию, из того же письма следует: «Мужскому хору «Вильма» было присвоено звание Народного коллектива республики… Спортивные команды объединения участвовали в городских соревнованиях и соревнованиях со смежными предприятиями из других республик бывшего СССР… проходили выступления художественной самодеятельности работников завода, творческие встречи со знаменитыми артистами, в том числе с Александром Ширвиндтом, Андреем Мироновым и многими другими» . Данный очерк открывает нам не только производственную жизнь завода, но показывает, насколько система интегрировала каждого сотрудника. Несмотря на то, что в 1990-х завод пытался остаться на плаву, производя и продавая магнитофоны, руководство не смогло включиться в рыночную экономику и с 1994г. ввязалось в серию судебных разбирательств, что привело в 1997г. к прекращению деятельности.

Каунасский радиозавод начал свою деятельность в 1956г., и обеспечивал советских граждан телевизорами, радиолами, магнитолами и радиоприёмниками. Однако и его деятельность прекратилась в начале 1990-х годов.

Помимо заводов, производящих электронику, Прибалтийским республикам не удалось уберечь и предприятия иных сфер деятельности, сейчас в руинах лежат десятки объектов: от бумажных фабрик до машиностроительных заводов.

Одним из таких «призраков коммунизма» является Пярнуский машиностроительный завод в Эстонии. Когда-то крупное предприятие не смогло приспособиться к рыночной экономике в годы приобретения Эстонией независимости. Сейчас же его зловещие развалины представляют собой серию сообщающихся между собой корпусов, цехов и зданий с административными помещениями.

В Латвии в северном микрорайоне Риги располагался комплекс предприятий, объединяющий завод железобетонных конструкций, хлебокомбинат, комбикормовый завод и завод напольного транспорта. Также крупным машиностроительным заводом являлся Рижский СельМаш. После восстановления независимости Латвии, производства одно за другим стали закрываться, и сейчас их площади ждут сноса. Однако масштабы заброшенных, когда-то мощных, предприятий, по сей день производят сильное впечатление.

Еще одним крупным предприятием Риги, берущим отсчет своей деятельности аж с 1841г., является Фарфоро-фаянсовый завод Кузнецова (позже Рижский фарфоро-фаянсовый завод). На его длинный век выпали революция и войны, что практически разорило завод. Тем не менее в период после Второй мировой войны ему удалось наладить производство и до 1990-х гг. XX в. завод выпускал прекрасную продукцию разнообразного назначения, принимал участие во всесоюзных и международных выставках, занимал призовые места, но не смог удержаться на плаву в независимой Латвии. К 1994 г. оборудование, заготовки и много другое было разворовано, а завод закрыли. В настоящее время некогда знаменитое на всю страну предприятие находится в плачевном состоянии.

И ведь сегодня власти прибалтийских республик даже не оглядываются с тоской назад, вспоминая масштабы производства «хайтека» того времени. Для нынешнего руководства экономика – это очередной банк или проданный гектар леса, а промышленность – лишь напоминание об «ужасах оккупации».

Когда-то эта продукция составляла «бренды», конкуренцию которым могли составить лишь единицы, а сегодня «памятники» былых успехов покрылись пылью, долгами и шумят ветром в разбитых окнах заводов.

За фотографии спасибо сайтам :

В советское время Латвия была знаменита множеством своих предприятий, приносивших стабильный доход в государственный бюджет. Миллионы людей с удовольствием покупали шпроты, ездили отдыхать в Юрмалу, слушали новости через замечательные "вэфовские" радиоприемники. А как сейчас обстоит со всеми этими знаменитыми некогда торговыми марками?

Неповторимый вкус шпрот



....Шпроты до сих пор остаются едва ли не главным латвийским экспортным товаром. Во многом именно благодаря тому, что в СССР они являлись непременным атрибутом праздничного стола, сей продукт сохранился и поныне. Даже в современной России до сих пор есть немало любителей время от времени открывать баночку с этими консервами. В настоящее время в Латвии имеются пять компаний, обладающих правом на знаменитый бренд "рижские шпроты" - и пожаловаться на отсутствие интереса к своей продукции они не могут.

Классическая технология производства шпрот предполагает копчение кильки или салаки на ольховых опилках. Правда, старожилы жалуются, что нынче вкус у рижских шпрот уже не тот, что раньше. Связано это с введением директив Евросоюза: в Брюсселе посчитали, что оригинальная национальная продукция была уж слишком копченой. Да и Россия, в рамках постоянно возобновляющихся "торговых войн" с Прибалтикой, то запрещает ввоз шпрот, как не отвечающих стандартам здоровой пищи, то вновь его дозволяет.

Опять же, ЕС тоже не оставляет в покое: не так давно тамошние эксперты вновь разглядели в латвийских шпротах повышенное содержание диоксина и бензопирена. Производство шпрот по традиционной технологии не соответствовало запланированным ранее нормам ЕС (5 микрограммов на килограмм продукта вместо нынешних 8 мг/кг) - тогда как соблюдение этих норм не позволило бы сохранить знаменитые особенности цвета, вкуса и запаха шпрот. Поговаривали даже о необходимости запрета данного продукта, чем неимоверно "порадовали" латвийскую общественность. К счастью, в итоге Европа все же амнистировала шпроты: 11 октября 2010 года на заседании экспертной группы в Брюсселе было принято решение не распространять требования по содержанию бензопирена в копченой рыбе на этот продукт. В новой редакции проекта регулы ЕС сказано, что с 1 января 2014 года допустимая норма содержания бензопирена в шпротах останется на нынешнем уровне, тогда как нормы бензопирена в остальной копченой рыбе должна быть снижены более чем вдвое.

Также Латвия в советское время была знаменита Юрмалой - отдохнуть в которой тогда считалось очень престижно и приятно. Фактически Юрмала, как известно - это собирательное название побережья, тянущегося на добрые 30 километров от Риги и разделенного на 16 районов. Именно здесь открылось первое в СССР варьете "Морская жемчужина" (в котором пела молодая тогда и очаровательная Лайма Вайкуле), первый боулинг и первое казино. Здесь же проводились и многочисленные музыкальные фестивали. Старожилы до сих пор вздыхают, вспоминая о добром старом времени...

После распада СССР курорт пережил страшный упадок. Многие некогда роскошные отели оказались в развалинах, кемпинги тоже стали закрываться один за другим. В таком состоянии они продолжают пребывать и поныне. Но к середине 90-х сюда опять понемногу потянулись состоятельные россияне. Нувориши начали активно скупать здесь землю и недвижимость, вскоре взвинтив цены до такой степени, что юрмальчане начали подшучивать: дескать, жить здесь позволяют себе лишь те, кто могут с утра пораньше открыть кран и накапать себе стаканчик-другой нефти. Опять же, место облюбовала российская "попса" и ее поклонники, с 2002-го каждое лето слетающиеся сюда на "Новую волну", оставляя здесь массу денежных знаков, мусора и пустых бутылок.

Гибель гигантов



В советские времена Латвия славилась и промышленными гигантами. А вот их, большей частью, постигла печальная судьба. Достаточно вспомнить, например, электрички ЭР-1 и ЭР-2 производства Рижского вагоностроительного завода. Сам завод существует и сейчас - хотя лишь те из его работников, кто пережил 90-е годы, могут рассказать, каких трудов стоило его сохранить. Вокруг предприятия кипели приватизационные страсти, а в 1998 году вообще была объявлена его неплатежеспособность. Объемы производства сократились многократно, численность персонала упала с 6 до менее 2 тысяч работников. Многие активы завода, так же как и его работники, перекочевали в российский Тихвин - где существует предприятие такого же профиля. К 2001-му в РВЗ вообще осталось чуть более 120 человек. В процессе приватизации территория завода оказалась разделена на две части - одна из них отошла частному предпринимателю, а на второй в 2000-х начало понемногу возрождаться вагоностроение.


РАФ-М2 «Стилс» (1993г.)


Некоторые люди постарше могут вспомнить также знаменитые "рафики", выпускавшиеся на Рижской автобусной фабрике. Увы, но судьба этого предприятия сложилась еще печальнее, чем у РВЗ. К началу 1990-х РАФ готовил серьезнейшую программу по модернизации и обновлению своей продукции, уже готовы были макетные образцы новых моделей микроавтобусов. Но с развалом СССР предприятие оказалось в критическом положении, поскольку сотни "смежников" остались в других республиках, ставших независимыми государствами. Спасти устоявшиеся хозяйственные связи не удалось - да и мало кто пытался это делать. Выпуск продукции постоянно падал, и в 1997 году производство остановилось окончательно. По иронии судьбы последней моделью РАФа стал автомобиль-катафалк для перевозки гробов.

Знаменитый VEF 206


Кроме того, пожалуй всем жителям СССР были известны такие бренды как "ВЭФ" и "Радиотехника". Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ" ведет свою историю еще с 1898 года, с кустарной мастерской по ремонту телефонных аппаратов. В последующем, меняя названия и хозяев, скромная мастерская превратилась в крупнейшее промышленное предприятие, выпускавшее фотоаппараты, кинопроекторы, трансформаторы, насосы, утюги, электромоторы, провода, кабели, ветровые генераторы, станки, коммутаторы, автоматические телефонные станции, радиоприемники, телефоны. Почти любому из сегодняшних взрослых знаком, хотя бы по детским воспоминаниям, "вэфовский радиоприемник" - вещь культовая и ценимая в каждой советской семье. На транзисторные приемники 2-го класса Spidola приходилось до 40% "вэфовского" производства. Объем - около 1 млн. штук в год. Качество завода в течение десятилетий являлось просто эталонным. Как вспоминают ветераны ВЭФа, их предприятие считалось передовым центром СЭВ по выпуску радио- и телефонной продукции. В частности, венгерские и болгарские заводы производили автоматические телефонные станции (АТС) по вэфовской технической документации. Официально признанный головным предприятием в отрасли, ВЭФ как магнитом стягивал к себе лучших специалистов в области научных разработок, конструкторских решений и т. д. На пике производства, в конце 80-х, только в Риге на заводе работало свыше 14 тысяч человек, да еще 6 тысяч по остальной Латвии. Прибыль, поступавшая в республику, достигала 580 миллионов долларов в год. Но это не уберегло ВЭФ от печальной судьбы: в середине 90-х годов завод прекратил существование, а на его месте был открыт огромный торговый центр.

Магнитола VEF-Sigma 260(1978 г.)


Бывший завод ВЭФ сегодня...


Государство и пальцем не шевельнуло для спасения промышленного гиганта. Например, когда в 1993 году в Латвию пришла британская компания Tilts Communications, предложившая свои услуги по модернизации системы связи в республике, правительство тут же заключило с ней договор о создании компании "Латтелеком". Иностранные партнеры получили не только контрольный пакет в ней, но и вообще все латвийские телефонные сети. Хотя на тот момент ВЭФ (уже более чем вдвое сокративший свое производство из-за нарушения прежних связей) предпринял последний большой технологический прорыв: заводские специалисты в короткие сроки разработали продвинутую и недорогую цифровую АТС "Квант-Е". Но руководство "Латтелекома" полностью отказалось от дешевых рижских АТС в пользу английских Tesla. Это окончательно добило злосчастный ВЭФ.

Стереомагнитола "Радиотехника МЛ-6201"


Тогда же, в середине 90-х, исчезло и известнейшее рижское промышленное объединение Radiotechnika. С 1945 года оно выпускало электромагнитные трансляционные динамики, трансформаторы, усилители для киноустановок, те же радиоприёмники, радиолы, автомобильные приёмники. Ее изделия неоднократно отмечались высокими наградами. Вершина успеха предприятия - конец восьмидесятых, когда на предприятиях "Радиотехники" (Рижский радиозавод им. Попова, конструкторское бюро "Орбита", Рижский электромеханический завод (РЭМЗ), Кандавский радиозавод, завод микроэлектроники "Эмира" и т.д.) трудилось 16 тысяч человек. В эти годы на долю объединения приходилось примерно 35% всей выпускаемой в СССР бытовой аудиотехники. Но после распада СССР "Радиотехника" стала быстро погибать и в 1992 году объединение расформировали. Большинство предприятий, получив самостоятельность, вскоре закрылись.

Одним из известнейших латвийских предприятий являлся завод "Альфа", производивший полупроводниковые компоненты для микроэлектронной промышленности. Его костяк составляли опытнейшие специалисты, многие из которых приехали из Москвы и Ленинграда. Устройства, создававшиеся на основе "альфовских" разработок, использовались в целях "оборонки" - для военных ЭВМ, в самолетах, радиовзрывателях, фильтровой технике, устройствах связи и обнаружения. На пике развития, в 80-е, "Альфа" давала работу 10 тысячам сотрудников. В 90-е же предприятие быстро развалилось - хотя целый ряд российских корпораций был готов выкупить "Альфу" и стать акционерами. Но местное руководство было категорически против и "Альфа" погибла. Те из специалистов, кто помоложе, уехали в Россию. Старые же кадры умудрились сохранить небольшое предприятие на сто человек, где наладили производство транзисторов по старым образцам. На месте же "Альфы" открыли большой магазин с таким же названием.

А был ли шанс на спасение?


В ряду "павших" промышленных гигантов Латвии нельзя не вспомнить и даугавпилсский завод по производству химического волокна. Своим возникновением в начале 1960-х годов он положил начало новому этапу развития Даугавпилса. До завода на его месте располагался пустырь песка, так называемая "даугавпилсская пустыня". Помимо заводских корпусов там начало активно строиться жилье для его работников. Так возникли новые улицы, закономерно получившие имена выдающихся химиков - Менделеева, Бутлерова, Зелинского. В 1962 году здесь пролегла трамвайная трасса, побежали автобусные маршруты. Появилась школа № 11, два училища, детские сады, магазины, универсам "Юбилейный", электроподстанция для снабжения завода электроэнергией, теплостанция для выработки пара на его же технологические нужды. Все вместе это стало называться посёлком химиков, или просто Химией.

Окончательный крах уникального завода, когда-то снабжавшего своей продукцией весь СССР, произошел в конце 90-х. Сначала его долго и планомерно грабили те, кто имели доступ к складам, поставкам и реализации. Апофеозом этого "хозяйствования" стал кредит, взятый под фантастические проценты и доконавший предприятие. Директор Янис Амбайнис тогда "наивно" объяснял, что в момент его подписания он не разобрался в содержании договора. Одним из его заместителей был будущий градоначальник Алексей Видавский. На период мэрства Видавского и пришлась гибель промышленного гиганта, когда завод оказался продан за один лат загадочным сингапурцам, называвшим себя Tolaram Group. После того, как весной 1999 года ЗХВ встал, сингапурцы исчезли в неизвестном направлении. Впрочем, работники винили в гибели одного из градообразующих предприятий, оставившей без работы 3500 даугавпилчан, не их, а тех же Амбайниса, Видавского, тогдашних директора государственного агентства приватизации Я. Наглиса и министра финансов Р. Зиле (ныне представляющего Латвию в Европарламенте). Ситуацию для ИА REGNUM прокомментировал Алексей Провиденко, в советское время возглавлявший один из крупнейших в СССР Даугавпилсский общестроительный трест, а в 2000 гг. занимавший пост исполнительного директора городской Думы Даугавпилса: "Сейчас некоторые "умники" в оправдание проведенной в 90-е гг. деиндустриализации доказывают, что, дескать, доставшаяся от Советского Союза промышленность являлась "устаревшей", "неконкурентоспособной" и в любом случае изначально была обречена на исчезновение. Это полная ерунда! Ключевую роль тут сыграли отнюдь не объективные факторы, а чисто субъективные причины. Просто слишком многие оказались заинтересованы, чтобы предприятия погибли.

Во-первых, то были крупные европейские державы, вроде Франции и Германии, не желавшие, естественно, себе конкурентов. Например, тем же французам очень не нравилось наличие в Даугавпилсе огромного Завода химического волокна.

Во-вторых, российские олигархи, в те же самые 90-е годы "пилившие" промышленность своего государства. Тогда одним из главных способов прибрать "понравившееся" предприятие к рукам было осознанное доведение его до банкротства с последующим выставлением на аукцион. А чтобы обанкротить тот или иной завод, нужно было разрушить длинные технологические "цепочки", соединяющие его с другими предприятиями по территории всего бывшего СССР. В результате уничтожения подобных "цепочек" существенно пострадали и латвийские предприятия. В-третьих, над уничтожением латвийской промышленности существенно "поработали" и наши собственные правительства тех лет. Люди, их возглавлявшие - Годманис, Биркавс, Гайлис - в плане экономического опыта являлись просто нулями. Проводимая ими безграмотная внутренняя и внешняя политика нанесла огромный вред латвийскому хозяйству. Кроме того, существовало мнение, что крупные предприятия не стоит спасать уже по той причине, что руководившие ими влиятельные "красные директора" считались потенциальными противниками власти. А потом оказалось, что и немалая часть этих самых бывших "красных директоров" оказалась заинтересована в грабеже своих предприятий и захвате их активов в собственные руки.

Все вместе данные факторы и предопределили столь печальный исход. Предприятия буквально растаскивали по кусочкам, забирали у них оборотные средства, обвешивали непосильными кредитами в 30, 60 и даже 120% процентов годовых! От этого выиграли банковские структуры и нарождающийся класс "новых собственников". Пострадали - десятки тысяч человек, лишившихся работы и вынужденных в буквальном смысле слова бороться за свое существование...

Хотя, при желании, предприятия можно было бы спасти, приспособив для работы в новых условиях, переориентировав на новые рынки. Тем более, что своя ниша у них и так была. Скажем, тот же РВЗ вполне нормально мог бы работать - потому что спрос на вагоны и в Латвии и в России был и есть. Или, нельзя не вспомнить, что когда закрылся ЗХВ, производство ценнейшего химического волокна в Европе снизилось на 20 процентов. А между тем, завод аналогичного профиля существовал и в белорусском Могилеве - его смогли сохранить! Да что там Могилев, вон существовал у нас в Валмиере завод стекловолокна. Нашлись люди, которые решили его спасти - и спасли. Сейчас он работает вполне успешно, в нынешнем году планирует увеличить оборот на 37% по сравнению с показателями двухгодичной давности. Жаль, очень жаль, что на многие другие наши крупные предприятия не нашлось столь же рачительных хозяев..."

В 1913 году рижские купцы Попер, Ленер, фон Гертвиг и Гельмзинг решили выкупить у города участок и построить на нём свою фабрику. В самом начале она называлась по-американски - «Buffalo». Изначально главной продукцией была дорогая качественная обувь, которую в те времена делали из импортируемой из Америки кожи бизонов. В 1941 году предприятие получило новое название «Большевичка». Несмотря на смену власти в государстве, работники...

Первая ТЭЦ, построенная в Риге на деньги городской Думы. Вырабатывала мощность в 1482 кВт. Строительство велось с 1901 по 1905 год. Расположение ТЭЦ было выбрано таким образом, чтобы легко было довозить к ней топливо. Для этого как нельзя лучше подходил Andrejsale - остров, рядом с которым находится рижский грузовой порт. За проектировку технических сооружений взялся специалист из Мюнхена, инженер Оскар фон Миллер - учредитель компании...

Огромный завод площадью в целый район расположился на окраине одного латвийского города. За свою недолгую историю (около 25 лет) он успел снабдить работой немалую часть населения города, испытать новые технологии в производстве химического волокна и стать одним из гигантов промышленности Латвийской ССР. Сейчас же завод мёртв и постепенно гниёт. Его размеры настолько огромны, что чтобы обследовать его целиком, потребуется несколько дней,...

Была построена в 1898 году архитектором Эдмундом фон Тромповски. Производила старейшие национальные сорта пива собственного производства, не уступавшие в свое время по популярности маркам Latvijas balzams и Laima. История разрушения пивоварни Varpa уложилась в 10 лет. После приватизации в 1993 году руководством было принято ошибочное решение экономить на оборудовании и технологиях. В условиях ужесточающейся конкуренции это оказалось...

Рижский электромашиностроительный завод (Rīgas elektromašīnbūves rūpnīca, РЭЗ, RER) - крупнейшее машиностроительное предприятие Прибалтики, которое специализируется на производстве тягового электрооборудования и аппаратуры для подвижного состава железных дорог. На данный момент (2017 год) около половины завода сдаётся в аренду под склады и мелкое производство. Завод выглядит как треугольный полуостров, с двух сторон окружённый водой, что...

Sarkanais Kvadrāts (Красный Квадрат) - завод резинотехнических изделий, находящийся в Риге. Находится на берегу Даугавы. С крыши можно посмотреть на красивый закат. Завод выпускал резиновые промышленные изделия, обувь, игрушки, противогазы и прочую продукцию. Был основан в 1924 году, своё название приобрёл в 1940 году. Получил Красный орден Ленина в 1974 году. К 1986 году выпустил 15 млн пар обуви. С наступлением независимости Латвии был...

Бывший мотозавод в Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР. Производил мотоциклы, мопеды и велосипеды для всей страны. После тотальной ликвидации мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине 1990-х, а существенная часть нереализованной с конца 1980-х годов продукции была распродана фактически за бесценок. Цеха ныне мёртвого легендарного рижского предприятия в настоящее время...

ВЭФ являлся крупнейшим электротехническим предприятием Латвии, во времена СССР. Завод ВЭФ был ведущим производителем АТС, телефонных коммутаторов, телефонных аппаратов, радиостанций, радиоприёмников и другой продукции. Теперь главный производственный корпус занял торговый центр, более мелкие постройки в аренде, а трехэтажная столовая стоит пока никому ненужная. Местное население растаскивает оттуда все, что горит, на дрова.

В 1940 году страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу. Это событие произошло вследствие подписания договора «О дружбе и границе» (пакт Молотова-Риббентропа) между СССР и Третьим Рейхом. Этот документ разделял сферы влияния между двумя сверхдержавами того времени в восточной Европе. В результате в том же году на территорию Литвы, Латвии и Эстонии зашли советские войска, а после территория этих государств была официально включена в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В наши дни в странах Прибалтики события тех лет оценивают как оккупацию с последующей аннексией. В 1991 году правительство РСФСР признало, что это действительно была аннексия территории независимых стран. Правда с оговоркой, что такие действия не противоречили международным законам того времени, а сам факт присоединения был признан миром. Хотя были и те государства, которые так и не признали вхождение стран Прибалтики в состав СССР, например, США и Ватикан, а также некоторые другие.

С тех пор утекло много воды, но среди любителей истории до сих пор точатся споры на тот счет, насколько позитивными или негативными были изменения в Литве, Латвии и Эстонии после присоединения этих стран к СССР.

Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы?

В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.

Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.

Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна - советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей. Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды.

Неплохо развивалась и Эстонская ССР. В 1970-е - 1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире.

Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».

«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. - в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.

Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено.

По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.

Бывший гигант, Рижский вагоностроительный завод, с трудом пережил девяностые. В 1998 году была объявлена неплатежеспособность завода. Многократно сократились объёмы производства. К 2001 году на заводе осталось меньше полутора сотен сотрудников (при СССР было 6000). Сейчас завод поделен: половина отошла частному предпринимателей, вторая половина продолжает работу, но в объёмах, не сравнимых с советским временем.

Дороги

Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам.

В 1970-1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье - Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте.

Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км ), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км ), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км .