Закон о правилах содержания домашних животных. Законодательство о домашних животных

ЗА КАКАШКИ НА ГАЗОНЕ - ШТРАФ ДО 20 ТЫС. РУБЛЕЙ

Законом устанавливаются новые правила выгула домашних питомцев. Если по старому, еще советскому, закону все собаки должны были появляться в местах общего пользования в намордниках и на поводках (соблюдалось это правило или нет - другой вопрос), то теперь намордник отменяется.

Достаточно «вести животное на поводке при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, на детских и спортивных площадках». Каждое животное «на ошейнике или уздечке» должно иметь бирку с телефоном владельца.

Вместо намордника собаководам придется обзавестись совочком: закон обязывает «не допускать загрязнения мест и территорий общего пользования продуктами жизнедеятельности животных». В противном случае «ответственные лица обязаны обеспечить их незамедлительную уборку».

За собачьи какашки на дороге, газоне, площадке теперь грозит немаленький штраф. Первый раз владельца привлекут к административной ответственности и штрафу от 3 до 4 тыс. рублей. Рецидив в течение года будет стоить уже от 10 до 20 тыс. рублей.

Кстати, выгуливание питомца пьяным владельцем грозит штрафом «от одной до пяти тысяч рублей».

Тех, кто забудет внести своего хвостатого любимца в Реестр животных, ждет штраф «от одной до трех тысяч рублей». Правда, на регистрацию животных дается три года с момента вступления закона в силу. Так что даже у самых неторопливых будет куча времени.

Чтобы поставить животное на учет, никаких документов о его покупке не потребуется - достаточно будет на словах назвать себя его владельцем.

Многострадальный законопроект об ответственном обращении с животными, который залежался в думских кабинетах с 1999 года, наконец-то планируют принять этой весной. Чего ждать владельцам собак и кошек, разбирался «Мир Новостей».

Закончить работу над законопроектом потребовал президент России Владимир Путин, заявивший, что «отсутствие норм и правил в этой сфере ухудшает санитарную обстановку, а в отдельных вопиющих случаях выливается в жестокое отношение к животным».

СКОЛЬКО ЖИВОТНЫХ РАЗРЕШАТ ДЕРЖАТЬ? СКОЛЬКО СМОЖЕШЬ!

Закон наконец-то запретит держать в квартирах диких животных - депутаты обещают прописать каждый вид животных конкретно, составив целый список. Но если вы купили дикое животное (например, тигра) до вступления закона в силу - 1 января 2018 года, - то вас никто не будет заставлять от него избавляться.

Многие ждали, что закон ограничит не только виды животных, которых можно держать дома, но и их количество. Однако этого не произошло. Максимальное количество собак и кошек на одну городскую квартиру никак не оговаривается.

«Количество содержащихся домашних животных определяется возможностью обеспечения им надлежащих условий содержания, соблюдения ветеринарных и санитарно-гигиенических норм», - расплывчато сообщает закон.

А вот поселить собаку в будку возле подъезда можно теперь будет только с письменного согласия всех (!) жильцов, зарегистрированных в данном подъезде.

Чтобы безответственные граждане не выкидывали надоевших собак и кошек на улицу, каждое животное будет занесено в создаваемую специально под этот закон государственную информационную систему «Реестр животных».

«В случае отказа от права собственности на животное собственник животного обязан найти животному нового собственника или передать его в приют для животных», - велит закон. Причем содержать бывшего питомца в приюте придется на собственные деньги - принимать бесплатно брошенное животное приюты не обязаны.

ЭВТАНАЗИЮ БЕЗДОМЫШЕЙ ЗАПРЕТЯТ

Самая революционная идея нового закона - запрет на «регулирование численности (популяции) безнадзорных животных путем их умерщвления». Исключение - «необходимость прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом, либо если животное больно бешенством».

Напомним, что сегодня убийство бездомных животных официально запрещено только в двух городах РФ - Москве и Санкт-Петербурге. В Москве животных отлавливают и помещают в приюты, в Питере их стерилизуют и возвращают в места обитания.

Новый закон обязует строить приюты абсолютно все регионы. Строительство должно будет производиться за счет средств региональных бюджетов. Впрочем, если нет денег на строительство, регион имеет право пойти по пути Питера.

Также разрешается передавать отловленных животных «на содержание физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам», отдавать в частные приюты.

Если же животное в процессе отлова «случайно» погибнет, работники отлова будут нести за это ответственность - так прописано в законе. То же самое касается и работников приютов.

Закон прописывает новый статус - «общественный инспектор по защите животных». Записаться в контролеры может любой желающий, «изъявивший желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе». Каждому инспектору выдадут удостоверение.

Инспекторы будут иметь право изымать вещественные доказательства «правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы... в органы государственного надзора». Также им разрешается вести фото- и видеосъемку подобных правонарушений. Впрочем, обычным гражданам снимать правонарушения тоже не запрещено.

Есть в законе и несколько неоднозначных моментов. Так, при продаже животного продавец должен будет выдать покупателю информацию о животном «в письменной форме»: надо будет указать породу животного, описать его характер, привычки и условия, в которых данное животное необходимо содержать.

Дарить животное несовершеннолетнему запрещено. Подарить черепашку теперь можно будет только родителям ребенка, получив при этом с них письменное согласие принять подарок.

Наиболее странной получилась глава о покусах собаками с подозрением на бешенство - законодатели ее основательно замаскировали: «Немедленно сообщать в органы государственного надзора в области обращения с животными обо всех травмах, нанесенных принадлежащим ответственному лицу животным человеку или другому животному, и доставлять указанное животное, нанесшее травмы, в указанные органы для осмотра и карантинирования».

Получилась несуразица: если одна, к примеру, лошадь лягнула другую, то выходит, что ее надо срочно тащить «в органы государственного надзора» и ставить на карантин.

Какие документы в 2017 году определяют правила содержания домашних животных? Многие законы не исполняются в повседневной жизни, но ознакомиться с ними стоит.

Законы о выгуле собак в Российской Федерации размыты. Отдельного Федерального закона об этом нет Но статья 137 ГК РФ гласит, что к животному применяются имущественные правила.

Гражданин не имеет права жестоко обращаться с животными.

Животное — это не имущество, но в отношении него применяется правовой режим имущества. Поэтому питомец — это объект гражданских прав, на основании которых заключаются различные сделки: договор дарения, контракт купли-продажи и тому подобное.

Не знаете, что делать и как наказать за жестокое обращение с животными? Проконсультируйтесь по этому вопросу с юристом. Список специалистов, которые есть в вашем городе

Как и где выгуливать собаку по закону?

В соответствии правилами выгула собак в городе РФ можно использовать специальную территорию для дрессировок и тренировок.

Требования к площадкам :

  • Размер территории для выгула — не меньше 400 квадратных метров;
  • Расстояние до многоквартирных жилых домов и общественных зданий — не менее 25 метров;
  • Расстояние до школ, детских садов, детских площадок и больниц — не менее 40 метров;
  • Покрытие территорий в виде газона или песка должно меняться минимум 1 раз в 12 месяцев.

По закону «Об обращении с животными» хозяева собак должны гуманно с ними обращаться, не оставлять длительное время без присмотра в период выгула, давать вовремя воду и пищу. Если животное заболело, необходимо своевременно оказать ветеринарную помощь или вакцинировать. Не желаете содержать кошку, собаку или другого питомца? Подарите его владельцу или передайте специальному персоналу приюта. Не выгоняйте животное на улицу!

Выгул собак в парке: порядок и правила

Закон разрешает выгуливать собаку на поводке и в наморднике в любом парке. Но каждый конкретный парк устанавливает свой порядок. Придерживайтесь внутренних правил.

Есть общие стандарты выгула, которые согласно закону применяются всеми субъектами страны. Один из таких документов был принят во времена Советского Союза. Его полное название — Постановление Совета Министров РСФРС «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РФСРФ» № 449 от 23.09.1980 года.

Обратите внимание, что несмотря на давность, документ закона продолжает действовать по всей территории Российской Федерации. В главе 3 определяются требования, которые должны быть соблюдены хозяевами питомцев:

  • Собака выгуливается на коротком поводке или в наморднике. В виде исключения: щенки, возраст которых не превышает трех месяцев;
  • Питомцы выгуливаются в строго отведенных местах. Если территория закрытого типа, то собаку можно выгуливать без поводка и намордника;
  • Выгуливать собаку можно круглосуточно, но ночью, обычно с 23 00 до 07 00, хозяин должен обеспечить тишину для окружающих;
  • Лицам, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, выгуливать собаку запрещено.

Если правила выгула нарушаются, лица (хозяева) могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка. Но если закон в отношении третьих лиц был существенно нарушен, ситуация рассматривается на уровне федерального закона. В этом случае человек может быть привлечен даже к уголовной ответственности.

К примеру, собаки крупных пород из-за своих параметров признаются источником опасности для общества. Если такой питомец укусил человека, то в соответствии со статьей 1079 Гражданского закона Российской Федерации с хозяина взыскивается не только моральная компенсация за причиненный вред, но и подразумевается уголовная ответственность. Привлечение к уголовной ответственности гражданина (хозяина) по закону подразумевает нанесение вреда чужому имуществу или причинение тяжкого вреда здоровью во время выгула (статьи 118 и 168 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Поездка в общественном транспорте с собакой

На основании закона и правил пользования транспортным средством определяются условия перевозки животных в наземном транспорте. Общепринятые стандарты гласят, что небольших питомцев и птиц в клетке можно провозить бесплатно. Большие собаки должны быть «экипированы» поводком и намордником, в том числе во время выгула в общественных местах.

Если в автобусе едет несколько человек с питомцами, на каждого из них полагается два сидячих места. Перевезти при помощи общественного транспорта (автобуса, троллейбуса) можно и большую собаку. Согласно общему списку правил она должна быть привязана, то есть ограничена в пространстве. Также каждый хозяин питомца должен знать, что для перевозки в общественном транспорте с собой необходимо иметь документы.

Документы для перевозки животных:

  • Ветеринарное удостоверение, в котором содержится информация о поставленных питомцу вакцинах;
  • Документ о состоянии питомца (собаки). Его выдают в ветеринарной лечебнице. Официальная бумага содержит информацию о том, что животное не болеет бешенством. Не менее важной считается дата, когда была сделана последняя прививка. Вакцину от бешенства рекомендуется делать минимум раз в год.

Если вы обладаете охотничьей собакой или другой служебной породой, ее рекомендуется провозить на задних местах автобуса. Обязательно наличие справки от ветеринара о том, что животное было привито от бешенства. Это стандартные правила для перевозки животных в автобусе. Если рост собаки более 40 сантиметров, проезд оплачивается как за двоих человек.

По закону собака считается маленькой, если ее вес меньше 5 килограмм. Такого питомца можно выгуливать без поводка, но вдали от общественных мест. С ней можно ходить по городу или ездить в общественном транспорте без намордника. Но если она укусит или побеспокоит прохожих людей, хозяева обречены на административную ответственность на хозяев моментально возлагается административная ответственность.

Например, если собака окажется на дороге с интенсивным движением, она может стать причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия. По закону виновным будет хозяин, которому придется возмещать ущерб участникам дорожно-транспортного происшествия.

Совет: независимо от размера собаки, она должна быть всегда на поводке (в городе).

Маленькие собаки пользуются привилегиями. С ними можно входить в различные заведения, даже в рестораны. Но она должна находиться в сумке-переноске, либо владелец должен ее держать в руках. Отпускать в магазинах, аптеках, ресторане и других общественных местах запрещается.

Многие хозяева от безысходности одевают на своих любимых питомцев намордники, ошейники и берут с собой поводки во время выгула. Но заставить гражданина Российской Федерации убирать за ним проблематично. Фекалии питомцев, в том числе привитых и здоровых, это угроза здоровью окружающему населению. Поэтому законодательство обязывает каждого гражданина убирать кучки, оставленные питомцем.

На деле если вы гуляете с собакой далеко от тротуара и кучка осталась под кустом, вряд ли кто-то сочтет это за нарушение закона. Но тротуар от экскрементов нужно убирать. В специальных магазинах продаются плотные пакеты и совочки, которые облегчают жизнь владельцам животных.

Выгул собак в общественном месте также регламентируется некоторыми правилами. Несоблюдение подобных правил влечет за собой наложение административного штрафа.

Штрафы за выгул собак в неположенном месте

Многие хозяева не подозревают, что привычные им места для выгула собак запрещены местными нормативно правовыми актами. За нарушение подобных правил предусматривается административная ответственность.

Выгуливать собак запрещено на :

  • Пляжах;
  • Детских площадках;
  • Кладбищах;
  • Местах, которые принадлежат медицинским и образовательным учреждениям;
  • Во время проведения массовых мероприятий.

Также согласно закону запрещено выходить на прогулку с крупной породой собаки :

  • Детям младше 14 лет;
  • Лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения;
  • Невменяемым.

Если в соответствии с законом хотя бы одно из вышеописанных правил не соблюдается, хозяин привлекается к административной ответственности. Предусматриваются следующие виды штрафов:

  • Прогулка с собакой без поводка в лесопарках, парках и скверах. Размер наказания — от 1000 до 2000 рублей;
  • Выгуливание питомца на территории детского сада или школы, а также размер штрафа за выгул собаки на детской площадке — от 1000 до 2000 рублей;
  • Проезд в общественном транспорте без намордника и поводка — от 500 до 1000 рублей (согласно закону);
  • Нахождение питомца без поводка и намордника в магазине — от 1000 до 2000 рублей;
  • Содержание собак в общежитиях или в коммунальных квартирах без согласия проживающих рядом людей — до 2000 рублей;
  • Натравливание на людей — до 5000 рублей (размер штрафа прописывается в законе об Административных правонарушениях);
  • Собачьи бои — до 2500 рублей.

Окончательное определение размера штрафа по закону зависит от района и региона проживания. Следует отметить, что в Москве штрафы намного выше по сравнению с другими регионами.

Помните, что своевременная оплата штрафов позволит избежать начисления пени за просрочку. Если денег нет, то оформите срочный займ до зарплаты и погасите долг. Предложения беспроцентных кредитов можно найти

Скачать закон о правилах выгула собак

Как уже говорилось выше, единого закона, который описывал бы правила выгула собак, — нет. Но правительство Российской Федерации учитывает содержание документа, который был принят еще в Советском Союзе. Он до сих пор имеет юридическую силу. Скачать документ «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РФСРФ» вы можете по .

Законопроект федерального значения «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был разработан депутатами Государственной Думы еще в 2010 году. В данном нормативно-правовом акте были установлены более конкретизированные и строгие правила для владельцев домашних животных.

Несмотря на то, что законопроект так и не был принят в окончательном чтении , хозяевам собак все же рекомендуется взять его положения на заметку. Соблюдение требований к содержанию и обращению с животными позволит человеку избежать неприятных ситуаций и возможной ответственности в будущем.

Обязанности владельца указаны в гл. 3 ст. 9 ч. 1 и 2. Здесь сказано, что человек обязан:

  • соблюдать установленные зоотехнические, зоогигиенические, ветеринарно-санитарные и санитарно-эпидемиологические нормы и правила (конкретизируются далее);
  • обеспечивать условия, необходимые с точки зрения биологических и индивидуальных особенностей;
  • регистрировать питомца и в случае необходимости обеспечивать профессиональной ветеринарной помощью;
  • исключать возможность появления на свет нежелательного потомства;
  • по требованию государственных служащих, занятых в сфере защиты животных, приводить своего подопечного на регулярные осмотры, диагностические исследования, вакцинации и другие профилактические мероприятия;
  • утилизировать тело умершей собаки.

Согласно документу, собака может проживать лишь в том месте, где:

  • она не представляет угрозы для окружающих граждан;
  • имеется достаточно свободного пространства, света, воздуха;
  • в норме находятся температурно-влажностный режим;
  • есть возможность контакта с другими животными;
  • наличествуют условия, не допускающие свободного выхода животного за границы зоны содержания и одновременно оберегающие его от негативных внешних воздействий.

Важно! Отказ от прав на питомца в случае невозможности обеспечения грамотного ухода не снимает с человека ответственности за его судьбу до тех пор, пока оно не будет устроено к новому владельцу или передано в приют.

Хозяевам земельных участков

Гл. 3 ст. 10 ч. 2 данного законопроекта РФ устанавливает, что содержание собак в частном секторе может быть построено на принципе сводного выгула. Однако в этом случае или периметр всей территории должен быть огорожен забором, или пес должен быть посажен на привязь и перемещаться только под контролем человека.

Жильцам многоквартирных домов

Законопроект РФ о содержании собак не обошел стороной и зоны сосуществования больших групп людей. Так, в многоквартирном жилом доме питомцев нельзя будет содержать в местах общего пользования, а также на балконах и лоджиях, в коммунальных квартирах и общежитиях, о чем сообщает гл. 3 ст. 11 ч. 2 п. 6. Далее обязанности владельца уточняются в гл. 3 ст. 15 ч. 1, 2 и 3. Хозяин животного обязан:

  • соблюдать права и законные интересы жильцов многоквартирного дома;
  • учитывать правила и особенности содержания и выгула, в индивидуальном порядке установленные властями того или иного субъекта РФ.

О потенциально опасных породах

Правила закона о содержании собак и в многоквартирном доме, и на частном секторе уделяют отдельное внимание представителям потенциально опасных пород – этому посвящены 1, 2, 3 и 4 ч. ст. 16 гл. 3.

Важно! Задача по составлению списка опасных пород, равно как и требований по уходу за ними, возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в каждом отдельно взятом субъекте России. Поэтому перечень может отличаться в разных частях страны, ведь его будут создавать местные чиновники.

Потенциально опасных питомцев необходимо будет регистрировать в первую очередь. Их также нельзя будет выводить на улицу, лестничную площадку, в лифты, подъезды и общественные места без поводка и намордника.

Меры наказания

Права должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в сфере обращения с животными, закреплены в гл. 5 ст. 23 ч. 1 и 2. Если законопроект обретет силу полноценного закона , представители исполнительной власти смогут:

  1. Направлять письменные запросы на получения документов, необходимых для осуществления проверки.
  2. Беспрепятственно обследовать частные территории, здания, сооружения, помещения и другие места, в которых содержатся животные, в случае предъявления удостоверения служащего и копии приказа (распоряжения) руководителя или его заместителя.
  3. Выдавать физическим и юридическим лицам предписания, обязывающие устранять нарушения в области обращения с питомцами, и осуществлять надзор за своевременным исполнением распоряжений.
  4. В случае отказа в содействии передавать дела в органы внутренних дел.
  5. Изымать животных.
  6. Подавать иск о возмещении ущерба, который был нанесен вследствие неисполнения обязательных требований в сфере обращения с домашними питомцами.

Нерадивые владельцы, не заботящиеся о своих собаках, попадут в категорию риска. За правонарушения к ним будут применяться меры дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности..

-поделись ссылкой с друзьями!

О содержании домашних животных
в городе Москве

Проект
Внесен
Мэром Москвы

Принят в первом и втором чтении.
Доработан с учетом принятых поправок.
Предлагается для принятия во втором чтении.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при содержании домашних животных в городе Москве, устанавливает правила их содержания и административную ответственность за нарушение этих правил.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
а) домашние животные - одомашненные животные, а также другие животные, которые содержатся человеком в доме или домашнем хозяйстве для удовлетворения потребности в общении;
б) безнадзорные животные - животные, имеющие собственника и временно выбывшие из его попечения, а также животные, собственник которых неизвестен;
в) бесхозяйные животные -животные, находящиеся на территории города Москвы, не имеющие собственника, или собственник которых неизвестен, либо животные, от права собственности на которых собственник отказался;
г) приюты для животных - объекты, предназначенные для содержания животных, находящиеся в частной, государственной и иных формах собственности;
д) опекун животного - лицо, добровольно взявшее на себя заботу о безнадзорном, бесхозяйном животном, а также животном, находящемся в государственной собственности города Москвы (далее - городское) животное.


Статья 2. Правовое регулирование содержания домашних
животных в городе Москве


Правовое регулирование содержания домашних животных в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, ветеринарии, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право собственности на домашних животных

1. Домашние животные на территории города Москвы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
2. Бесхозяйное, безнадзорное животное переходит в собственность граждан, юридических лиц, государственную собственность города Москвы, муниципальную собственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Животное, брошенное собственником или иным образом оставленное им с целью отказа от права собственности на него, поступает в государственную собственность города Москвы в порядке, установленном частью 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4. От имени города Москвы права собственника на городских животных осуществляют уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы в пределах их компетенции.

Глава 2. Содержание домашних животных

Статья 4. Правила содержания домашних животных

1. При содержании домашних животных собственники, владельцы, опекуны животных обязаны обеспечивать условия, соответствующие их биологическим и индивидуальным особенностям, а также удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности.
2. При содержании домашних животных собственники, владельцы, опекуны животных обязаны:
а) предотвращать причинение вреда домашними животными здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, другим животным;
б) соблюдать требования федерального законодательства в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественного порядка, ветеринарии, настоящего Закона;
в) по требованию ветеринарных специалистов представлять домашних животных для осмотра, диагностических исследований, профилактических прививок и обработок;
г) немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения об укусах человека или животного и доставлять животное, нанесшее укус, в ближайшее ветеринарное учреждение для осмотра и 10-дневного карантина;
д) возмещать ветеринарным учреждениям расходы, связанные с содержанием домашних животных в период карантина в размерах, устанавливаемых Правительством Москвы;
е) немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о подозрении на заболевание домашних животных бешенством (внезапном падеже животных) и до прибытия ветеринарных специалистов изолировать этих животных (трупы животных);
ж) не допускать загрязнения домашними животными общественных мест и мест общего пользования в жилых домах. В случае загрязнения указанных мест животными, собственники, владельцы, опекуны животных, лица, выгуливающие животных обязаны обеспечить незамедлительную уборку.
3. Число домашних животных, содержащихся в жилых помещениях, определяется возможностью обеспечения им надлежащих условий содержания в соответствии с требованиями федерального законодательства, правилами, устанавливаемыми настоящим Законом. При этом не должны нарушаться права граждан.
4. Обращение с домашними животными при их содержании и использовании должно отвечать нормам гуманного отношения к животным, исключающим побои, истязания, нанесение физических и психических травм, иного вреда животным.
5. Запрещается:
а) содержать домашних животных в местах общего пользования в коммунальных квартирах без согласия проживающих граждан;
б) натравливать домашних животных на людей и других животных;
в) использовать домашних животных для получения из них мяса и пушно-мехового сырья;
г) содержать домашних животных постоянно или длительное время в транспортных средствах;
д) выгуливать собак на детских площадках, территориях учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта;
е) выгуливать собак весом более 15 килограммов лицам, не достигшим возраста 14 лет, и лицам, находящимся в состоянии опьянения.
6. При выгуливании собак собственник, владелец, опекун животного, лицо, выгуливающее животное, обязаны:
а) выводить собак из помещений или вводить в помещения только на поводке, длина которого позволяет контролировать поведение собаки. На собак, представляющих угрозу для людей и других животных, также должен надеваться намордник. Перечень пород собак, для которых эти требования обязательны, устанавливается Правительством Москвы;
б) держать собаку на поводке при движении по тротуару, пешеходной дорожке, обочине дороги, в местах скопления людей и при пересечении проезжей части;
в) соблюдать установленный режим и иные правила охраны и использования животного мира и среды его обитания при нахождении с собаками на территории природных комплексов.
г) выгуливать собак без намордника и поводка в специально отведенных для этой цели местах, определяемых органами исполнительной власти города Москвы, или при условии соблюдения мер, обеспечивающих безопасность людей.
7. Собственники, владельцы собак, имеющие в собственности или пользовании земельный участок, должны сделать доступную для обозрения надпись о наличии собаки.

Статья 5. Учет домашних животных

1. Учет домашних животных осуществляется в целях профилактики особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных, и поиска пропавших животных.
2. Порядок учета домашних животных устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством в области ветеринарии и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


3. Учет бесхозяйных, безнадзорных, городских животных осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, благотворительных взносов, пожертвований граждан и юридических лиц и иных законных поступлений.

Статья 6. Регулирование численности и отлова домашних животных

1. Регулирование численности домашних животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, жизни человека, предупреждения заболеваний животных.
2. Регулирование численности домашних животных должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, другим животным, а также окружающей среде.
3. Регулирование численности собак и кошек осуществляется методом стерилизации.
4. Порядок регулирования численности и отлова домашних животных устанавливается Правительством Москвы.
5. Отлов кошек и собак осуществляется только в целях стерилизации, вакцинации, изоляции заболевших и общественно опасных животных, передачи собственнику, владельцу, а также обращения их в государственную собственность города Москвы. Отлов домашних животных с целью умерщвления запрещен, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 9 настоящего Закона.
6. Отловленные собаки и кошки не могут продаваться или иным способом отчуждаться для использования в научных исследованиях, экспериментах, биологическом тестировании, при получении биомедицинских препаратов, в учебном процессе.
7. Запрещается отлов домашних животных с применением орудий и средств, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья. Перечень разрешенных способов, орудий и средств отлова домашних животных утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы.


Статья 7. Приюты для животных

1. Для содержания найденных, отловленных, изъятых, конфискованных или иным образом отчужденных животных создаются приюты.
2. Органы исполнительной власти города Москвы создают приюты для животных, а также содействуют гражданам и юридическим лицам в их создании.
3. Деятельность приютов, созданных органами исполнительной власти города Москвы, финансируется за счет средств бюджета города Москвы, а также благотворительных взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, иных законных поступлений.
4. Порядок деятельности приютов, а также нормы содержания животных в них устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
5. Приюты для животных вправе предоставлять гражданам и юридическим лицам услуги по содержанию животных.
6. В случае возврата животного собственнику, владельцу приют имеет право на возмещение собственником, владельцем расходов по содержанию животного.


Статья 8. Опекун домашнего животного

1. Опекун домашнего животного осуществляет наблюдение за его состоянием, содействует лечению и профилактике заболеваний.
2. Опекун домашнего животного вправе осуществлять его защиту и требовать от граждан, юридических лиц, органов исполнительной власти города Москвы надлежащего обращения с животным, не противоречащего принципам гуманности.

Статья 9. Ветеринарная помощь домашним животным

1. Собственники, владельцы, опекуны домашних животных обязаны обеспечивать профилактику особо опасных и заразных заболеваний, общих для человека и животных, и оказание больным животным квалифицированной ветеринарной помощи.
2. Ветеринарное обслуживание бесхозяйных, безнадзорных, городских животных, проводимое ветеринарными специалистами за счет средств бюджета города Москвы, включает в себя стерилизацию, вакцинацию, диагностику и лечение животных при возникновении у них особо опасных болезней, а также оказание экстренной ветеринарной помощи. Объем и порядок оказания этих услуг устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральным законодательством в области ветеринарии.
3. Вакцинация домашних животных против бешенства независимо от права собственности на них осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии лицензии на ветеринарную деятельность, выданной в соответствии с федеральным законодательством о лицензировании.
4. Выполнение процедур на животном, которые могут вызвать у него боль, шок, иные мучительные состояния, проводится в условиях обезболивания.
5. Умерщвление домашних животных допускается:
а) в случае необходимости прекращения страданий нежизнеспособного животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
б) в отношении нежелательного новорожденного приплода;
в) в случае заболевания животных бешенством;
г) при необходимой обороне от нападающего животного в случае угрозы жизни и здоровью человека, жизни иного домашнего животного;
д) в случае причинения животным увечья человеку.
6. Умерщвление домашних животных осуществляется гуманными методами.

Статья 10. Торговля домашними животными

1. Торговля домашними животными допускается в специализированных магазинах, специально отведенных для этой цели местах (на специализированных рынках) в порядке, установленном Правительством Москвы.
2. При продаже домашнего животного продавец обязан предоставить покупателю ветеринарный паспорт или иной документ, свидетельствующий о состоянии здоровья животного.
3. Специализированные магазины, специально отведенные для этой цели места (специализированные рынки), осуществляющие торговлю домашними животными, обязаны иметь в своем штате ветеринарного врача. Животное не допускается к продаже без осмотра и удостоверения ветеринарным врачом его состояния здоровья.
4. При продаже домашнего животного продавец обязан передать покупателю рекомендации по обращению и содержанию животного, учитывающие его видовые или породные особенности.

Статья 11. Порядок перевозки домашних животных

1. На территории города Москвы разрешается перевозить домашних животных на городском пассажирском транспорте, если при их перевозке обеспечивается безопасность людей и перевозимых домашних животных, и не создаются препятствия для пользования транспортом.
2. При перевозке на городском пассажирском транспорте мелкие домашние животные перевозятся в контейнерах или сумках (корзинках); при перевозке вне контейнера или сумки (корзинки) собака должна быть в наморднике и на поводке.
3. Предназначенные для перевозки домашних животных транспортные средства, контейнеры или сумки (корзинки) должны обеспечивать безопасность животных, иметь вентиляцию.
4. При перевозке домашних животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде.

Статья 12. Захоронение или утилизация трупов домашних животных

1. Граждане и юридические лица имеют право на услуги по захоронению или утилизации трупов принадлежащих им домашних животных.
2. Захоронение трупов домашних животных производится в специально отведенных местах в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. При отказе собственника, владельца от захоронения умершего домашнего животного труп животного подлежит утилизации в порядке, установленном Правительством Москвы.
4. Порядок сбора и утилизации трупов животных устанавливается Правительством Москвы.

Глава 3. Контроль за соблюдением требований
настоящего Закона

Статья 13. Государственный контроль за соблюдением требований
настоящего Закона
1. Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляют в пределах своей компетенции:
а) органы государственного ветеринарного надзора;
б) органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
в) органы внутренних дел (милиция);
г) иные уполномоченные органы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
2. Должностные лица органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, при осуществлении своих полномочий имеют право:
а) получать полную и достоверную информацию, касающуюся содержания домашних животных;
б) составлять акты по результатам проверки и протоколы об административном правонарушении;
в) привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке;
г) осуществлять иные действия в пределах компетенции органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 14. Общественный контроль за соблюдением
требований настоящего Закона

1. Граждане, общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе участвовать в подготовке решений органов исполнительной власти города Москвы по вопросам надлежащего содержания животных.
2. Гражданам, выполняющим функции общественных инспекторов, выдается удостоверение установленного образца. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными инспекторами устанавливается Правительством Москвы.
3. При осуществлении контроля общественные инспекторы имеют право:
а) получать в установленном порядке от юридических и физических лиц информацию, касающуюся вопросов содержания животных;
б) обращаться за содействием в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы и в органы внутренних дел (милицию) при выявлении фактов ненадлежащего обращения с животными и их содержания;
в) принимать участие в составлении должностными лицами актов по фактам нарушения требований настоящего Закона.


Глава 4. Административная ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Статья 15. Нарушение правил содержания домашних животных

1. Содержание домашних животных без учета их биологических и индивидуальных особенностей, а также не обеспечение их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Причинение вреда домашними животными здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц, другим домашним животным, натравливание домашних животных на людей и животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Обращение с домашними животными при их содержании и использовании, не отвечающее нормам гуманного отношения, побои, истязания, нанесение физических и психических травм, причинение иного вреда животным, если эти деяния не подпадают под действие статьи 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
4. Содержание домашних животных постоянно или длительное время в транспортных средствах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

5. Загрязнение домашними животными общественных мест и мест общего пользования в жилых домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
6. Содержание домашних животных в местах общего пользования в коммунальных квартирах без согласия проживающих граждан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
7. Использование домашних животных для получения из них мяса и пушно-мехового сырья, оставление домашних животных без попечения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
8. Нарушение, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, совершенное повторно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста пятидесяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
9. Нарушение правил содержания собак, установленных частью 6 статьи 4 настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
10. Нарушение, предусмотренное частью 9 настоящей статьи, совершенное повторно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.


Статья 16. Нарушение порядка учета домашних животных

Нарушение порядка учета домашних животных, предусмотренного статьей 5 настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 17. Нарушение порядка регулирования численности и отлова домашних животных

Нарушение порядка регулирования численности и отлова домашних животных, предусмотренного статьей 6 настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 18. Нарушение порядка умерщвления домашних животных

1. Умерщвление животных в случаях, не предусмотренных частью 5 статьи 9 настоящего Закона, если эти деяния не подпадают по действие статьи 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста пятидесяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
3. Умерщвление животных методами, не предусмотренными частью 5 статьи 9 настоящего Закона, если эти деяния не подпадают по действие статьи 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19. Нарушение порядка торговли, перевозки, захоронения или утилизации трупов домашних животных

Нарушение порядка торговли, перевозки, захоронения или утилизации трупов домашних животных, предусмотренного статьями 10, 11, 12 настоящего Закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20. Подведомственность дел об административных правонарушениях в области содержания домашних

Дела об административных правонарушениях в области содержания домашних животных, предусмотренные настоящим Законом, рассматривают в пределах своей компетенции:
а) мировые судьи - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15, 16, 17, 18, 19 настоящего Закона;
б) административные комиссии районов города Москвы - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15, 16, 17, 18, 19 настоящего Закона, размер административного штрафа по которым составляет от двадцати пяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
в) органы внутренних дел (милиция) - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15, 16, 17, 18, 19 настоящего Закона, при размере административного штрафа, не превышающем двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;


Статья 21. Полномочия должностных лиц

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в статье 13 настоящего Закона, вправе:
а) должностные лица органов внутренних дел (милиции) в пределах их компетенции. Наложение административных взысканий по данным делам производится начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями;
б) должностные лица органов государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией;
в) должностные лица органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Статья 22. Должностные лица, уполномоченные составлять
протоколы об административных правонарушениях
за нарушение требований настоящего Закона

1. Протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований настоящего Закона составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 21 настоящего Закона.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, специалисты по фауне префектур административных округов города Москвы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в административные комиссии районов города Москвы или органы внутренних дел (милицию).
3. Суммы административных штрафов подлежат зачислению в полном объеме в бюджет города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.


Статья 23. Изъятие домашних животных в случае использования
их в качестве предмета или орудия совершения
административного правонарушения

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях домашнее животное может быть изъято у собственника, владельца уполномоченными на то органами государственной власти в порядке обеспечения производства по делу об административном правонарушении в случае использования его в качестве предмета или орудия совершения административного правонарушения. Изъятое животное помещается в приют для животных либо передается на ответственное хранение до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.


Глава 5. Заключительные и переходные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Статья 25. Заключительные и переходные положения

1. Собственники, владельцы домашних животных проходят процедуру учета принадлежащих им животных в течение двух лет со дня вступления настоящего Закона в силу.

2. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:
а) Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года № 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве"";
б) пункт 6 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года № 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы";
в) Закон города Москвы от 19 сентября 2001 года № 37 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 24 апреля 1996 года № 12 "О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве"".
3. Предложить Мэру Москвы и Правительству Москвы привести правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.


Редактор проекта:
руководитель Департамента жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы

Т .Н. Павлова

Московский закон "О животных", принятый Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года № 2060-1, "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, "О ветеринарии" от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия:

  • жестокое обращение с животными – умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
  • животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие – животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
  • животное, представляющее общественную опасность – животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
  • истязание – причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
  • место обитания – территория (акватория), на которой обитает животное (включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
  • ответственное лицо – юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
  • приют для животных – место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
  • разведение животных – деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
  • транзитный провоз – провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.

Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Статья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.

Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.

Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.

Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.

Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.

Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.

Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.

Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.

Не допускается:

  • проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
  • проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
  • проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
  • пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
  • любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
  • разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.

Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

ГЛАВА II. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ И ИХ МЕСТ ОБИТАНИЯ

Статья 5. Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира, находящихся на территории города Москвы.

Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.

Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).

При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.

Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.

Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.

При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.

Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.

Администрация города Москвы:

  • проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
  • определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
  • принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.

Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.

Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.

Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций, проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.

Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.

Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.

Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.

При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.

Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.

Отлов животных может проводиться:

  • с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
  • с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
  • с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
  • в научных целях;
  • в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
  • при проведении дератизационных мероприятий;
  • в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
  • с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.

Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.

Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.

Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных, не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).

На территории города Москвы не допускаются:

  • охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
  • самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.

  • обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
  • содержать животных в пределах установленных нормативов;
  • в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
  • предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.

Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.

Статья 10. Регистрация животных

Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.

Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.

Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.

Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным. Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.

Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию, имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.

Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.

При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.

При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.

Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.

При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).

Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.

За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.

При сопровождении животного сопровождающее лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
  • обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
  • в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
  • обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
  • обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.

При сопровождении животных не допускается:

  • оставление сопровождаемых животных без присмотра;
  • сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
(*С 01 января 2007 года лицензирование ветеринарной деятельности в РФ отменено. В соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалистыв области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью,обязаны зарегистрироваться в уполномоченным в области ветеринарииоргане исполнительной власти субъекта Российской Федерации.)

В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.

Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.

Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:

  • умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
  • представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
  • для получения хозяйственно полезной продукции;
  • в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.

При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.

Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.

Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.

Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.

Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.

По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.

Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:

  • сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
  • провести осмотр павшего животного;
  • в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных, и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.

В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.

Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.

Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.

Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.

На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.

Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.

Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.

Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.

При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:

  • произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
  • в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
  • осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
  • обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
  • предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.

Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.

При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:

  • провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
  • в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
  • выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.

В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.

Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.

Запрещено разведение животных:

  • с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
  • с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
  • при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.

У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.

Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.

Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.

Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.

При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.

При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.

При использовании животного ответственное лицо:

  • обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
  • обеспечивает безопасность используемого животного;
  • обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.

При использовании животных не допускается:

  • натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
  • использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
  • принуждать животных к травмирующим их действиям;
  • использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
  • применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.

Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами. При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.

Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.

Не допускается:

  • ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
  • ввоз на территорию города Москвы животных, больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.

Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.

Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.

Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.

Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:

  • Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
  • Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
  • Органами государственного ветеринарного надзора.
  • Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Органами государственного управления в пределах их компетенции.

При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:

  • посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
  • проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
  • составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
  • посещать места содержания и использования животных;
  • назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
  • выдавать предписания и проверять их исполнение;
  • осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством, административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
  • привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:

  • требовать прекращение противоправных действий;
  • получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
  • сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушения.