Запретный дворец китай. Запретный город

На протяжении веков на территории Императорского дворца (Запретного города) проживал только император и вся его семья, именно поэтому он и назывался Запретным. Вся королевская свита располагалась за его стенами, до определенного времени вход обычным людям сюда был воспрещен.

Здание было построено в 1406-1420 годах, здесь на протяжении 5 столетий проживало 24 императора династий Мин и Цин. В строительстве принимали участие 1 млн. строителей и более 100 тысяч других специалистов, среди которых были художники, мастера резьбы по дереву и камню, и многие другие. Это великолепное сооружение и уникальная достопримечательность Китая включена в перечень мирового наследия человечества.

Полное название исторического здания - Цзыцзинчэн, что в переводе означало Пурпурный запретный город, позже появилось другое название - Гугун, Дворец прежних правителей, оно почти вытеснило первое. Очень часто этот город называют просто Императорским дворцом либо Зимним императорским дворцом, ведь император чаще бывал здесь в зимнее время, а летом посещал одну из своих загородных резиденций.

Последний китайский император Пу И, который отрекся от престола в 1912 году, уехал из Запретного города лишь в 1925 году. Здание дворца часто подвергалось разрушениям из-за постоянных пожаров, после чего многие участки приходилось строить заново. Основная их часть датируется 17-19 веками.

Великолепие Запретного города

Императорский дворец находится в центре города недалеко от площади Тяньаньмэнь , он выполнен в форме прямоугольника, по углам стен здания находятся сторожевые башни. Причем Запретный город - это целый комплекс сооружений, их здесь насчитывается 9999, помещением считается и обычная площадка, которая окружена колоннами. Они занимают территорию в 72 гектара.

Главный вход в город - это южные ворота Умэнь, или Полуденные ворота, еще их называют Срединными. За ними находится большая площадь Цзиньшуйхэ с каналом («река Золотой воды»). Через канал возвышают 5 мостов из мрамора, они ведут к воротам Тайхэмэнь, ограждающие комплекс зданий. Гед проходили официальные мероприятия.

Северную часть достопримечательности Пекина украшает Императорский сад, его размеры небольшие, но красота неописуема. Здесь можно прогуляться среди каменных бассейнов и причудливых камней, посетить небольшие павильоны и отдохнуть в уютной беседке. А недалеко расположены одни из самых лучших гостиниц Пекина .

Императорский дворец Пекина на карте Пекина

На протяжении веков на территории Императорского дворца (Запретного города) проживал только император и вся его семья, именно поэтому он и назывался Запретным. Вся королевская свита располагалась за его стенами, до определенного времени вход обычным людям сюда был воспрещен.

История строительства Императорского дворца

Здание было построено в 1406-1420 годах, здесь на про..." />

Не последнюю роль играет лго расположение, он находится в самом центре Пекина.

GPS координаты

39.917328, 116.397182

Часы работы / Расписание

8.30 – 17.00 – открыт
8.30 – 16.00 – время работы касс

Стоимость

Взрослый – 40 юаней
Ребёнок ростом до 1,2 м – бесплатно
Аренда аудиогида – 40 юаней
Вход в восточное крыло, так называемую сокровищницу – 10 юаней

Общая информация

Запретный город (др. названия – Запретный дворец, Forbidden City)

Это центральное место в городе, а поэтому здесь всегда много народа. При этом желающих посетить Закрытый город не волнует время года. Лучше выбирать для посещения раннее утро буднего дня. Заставив прийти сюда раньше других вы избавите себя от километровых очередей.

Летом здесь очень жарко — испепеляющее солнце будет лелеять ваше желание скрыться под тенек, а ближе к зиме очень холодно — гуляют ветры пронизывающие до костей. Так что самое лучшее время года для посещения это осень и весна. Это лишь констатация факта, а посещайте в любое время года, лишь подготовьтесь.

Впечатление

Закрытый город это то место которое больше впечатляет по документальным фильмам. Посещая вживую многие сетует на однообразность: за одними воротами возникает площадь практически идентичная той, что осталась позади. Значительная часть архитектуры очень похожа. Отчасти с этим можно согласится и рекомендую поэтому обязательно взять аудиогид. В этом случае безликие и похожие здания начнут оживать в вашем воображении.

Аудиогиды в Пекине работают автоматически. Рассказ начинается, когда вы подходите к нужному месту. Из плюсов вам не нужно следить за картой, из минусов – он работает со сбоями. Может начаться раньше нужного места, иногда завершиться неожиданно.

И это ещё не всё. Лекции аудиогидов хромают всевозможными речевыми ошибками. Аудиогиды в Пекине записаны местными китайцами изучающими русский язык, отсюда вся беда.

С другой стороны совсем без адиогида будет очень пресно. Как никак поверхностную информацию вы сможете получить. Всяко лучше, чем пройти Запретный город насквозь и сказать, что он ничего из себя не представляет.

Многие части Запретного города закрыты от посещения: одни так и не открывались, другие находятся на реставрации.

Город на меня произвёл мрачноватое ощущение. Всё как-то слишком сухо, без жизни. Может конечно раньше всё было иначе, но сейчас голые, прямые, каменные стены со всех сторон удручают. Не удивительно, что часть императоров предпочитала большую часть времени проводить в .

Обязательно заберитесь на возвышенность (парк Цзиньшань ) за Запретным городом. Когда находишься внутри дворца это одно, а когда смотришь на него с высоты – другое. Если представить, что вы оказались на 300 лет позади и этот город можете видеть с высоты, то почувствуете соприкосновение с чудом. Ведь туда нельзя было попасть, что творилось там было неизвестно простому смертному.

Фотографии Запретного города

Очередь на контрольном пункте. У всех китайцев проверяют и идентифицируют личность. К иностранцам относятся лояльнее, паспорт не смотрят. Но на всякий случай лучше иметь при себе.

Билет покупается в кассе с левой стороны от входа. Затем идём прямо и видим турникеты.

За ними находится здание где можно взять аудиогид.

Вот такая вот штука

Войдя в Запретный город
(Ребус: найдите на фотографии ниже ниндзю)

Это не то же самое здание. Я ведь уже говорил о похожести.

Вот то первоначальное здание через которое мы прошли.

Огорчает, что внутрь самых главных дворцовых помещений зайти нельзя. Можно лишь потолкаться в толпе, чтобы продвинуться ближе к открытой для просмотра зоне. Страшно представить, что здесь творится летом.

А с некоторыми дворцами дела обстоят ещё хуже: нужно смотреть через окно.

И тогда можно увидеть внутренний интерьер.

Территория Запретного города

Вид на боковые здания

Один из боковых входов в Закрытом городе

В этом месте окружённым деревьями в давние времена императоры выбирали себе наложниц из симпатичных девушек 15-17 лет свезённых со всей округи. Так, например, здесь была выбрана великая императрица Цы Си правящая впоследствии Китаем с 1861 по 1908 года.

Перед посещением основных достопримечательностей Пекина рекомендую ознакомиться с последними двумя веками китайской истории. В частности прочитать, например, на Википедии о вдовствующей императрице Цы Си, о которой в аудиогидах много будет рассказываться.

Здание построенное на чудных камнях недалеко. Подняться наверх мог только император с супругой. Это происходило один раз в году в какой-то из праздников.

Потолок в одном из ничем не примечательных помещений

Стена Девяти Драконов. Существует несколько Стен Девяти Драконов. Эта построена в 1771 году и размещена в Запретном городе при входе в сторону сокровищницы. Вход отдельный и платный (10 юаней). Вторую стену можно увидеть неподалёку от Запретного города, в Парке Бэйхай.

Не просто так драконов 9. Эта цифра в Китае имеет сакральное значение. А сами драконы в Китае существа хорошие, они созданы защищать и поддерживать от злых духов и всего плохого.

Отдельные экспозиции из сокровищницы Запретного города.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Запретный город Гугун - самый большой и самый известный дворцовый комплекс в мире, расположен в Пекине. Он служил резиденцией двадцати четырем могущественным правителям двух династий Поднебесной империи - Мин и Цин.

Место для его постройки определено было астрономами и находится оно, по их мнению, точно в центре земного шара.

Сегодня, направляясь в Запретный город, пройти нужно всего сквозь трое ворот: Тяньаньмэнь, Дуаньмэнь и, наконец, главные ворота дворца - Умэнь. В прежние же времена для иностранных послов и чиновников путь во дворец был длиннее: они проходили через пять ворот.

Все убранство и оформление Запретного города пронизано философскими и религиозными идеями и принципами Китая, гласящими в том числе и о том, что императору, несмотря на все его величие, надлежит быть справедливым и мудрым.

Немного истории

Начало строительства Запретного города относится к 1406 году. Императором, давшим указание на его строительство, был Чжу Ди. Существует легенда о том, что проект Запретного города приснился одному из монахов, а он поведал о нем князю, который впоследствии стал императором.

Основной материал, используемый для строительства дворца - дерево, а также кирпич, мрамор, плитка. Почти все постройки внутри комплекса - одноэтажные, а массивные крыши покоятся на мощных колонах, такая конструкция наиболее устойчива к землетрясениям. Фасады всех главных зданий обращены к югу - тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера. Главный вход тоже находится на южной стороне.

Запретный город

Запретный город - это не просто красивое название, это также и констатация факта. Простые люди сюда не имели доступа. В закрытом дворце жила семья правящего императора и их многочисленная прислуга. Без разрешения входить в город было запрещено под страхом медленной и мучительной казни - хотя самых любопытных иногда не пугало даже это. Впрочем, не только любопытство заставляло людей проникать в Запретный город, например, последний император династии Мин был доведен до самоубийства ворвавшимися во дворец жителями, которые были разозлены непомерными налогами и голодом.

На род Цин, последнюю правящую династию в Запретном городе, по преданию было наложено проклятие - дом Цин падет от руки женщины. В целом, так и случилось. Бывшая наложница Цыси правила Китаем после смерти мужа, до того момента, пока ее племянник, двухлетний Пу И не стал ее приемником. Малыш стал последним императором и владельцем Запретного города. В 1912 году, в возрасте пяти лет он отрекся от престола, но остался жить во дворце.

В настоящее время в Запретном городе уже нет резиденции правителей, теперь это Императорский музей «Гугун», куда может попасть любой желающий.

По преданию, во дворце Небесного императора десять тысяч комнат. Дворец сына Неба, так называли себя императоры Китая, должен быть хоть немного скромнее, чтобы не затмить Небесного правителя. Так что он занимает он площадь 72 гектара, на которых расположено около восьмисот зданий и в общей сложности всего 9.999 комнат.

На самом деле их там, конечно же, меньше - очевидно, тут просто казалась любовь китайцев к цифре девять.

Город окружен высокой стеной и наполненным водой рвом - каналом Цзиньшуйхэ (Золотая река). Через ров перекинуто несколько мостов - центральные два предназначались только для членов императорской семьи, следующие - для высших военных и гражданских чиновников, а крайние назывались публичными и по ним мог пройти любой обитатель Запретного города, независимо от его чина и происхождения.

На территории Запретного города находится множество красивых и изящных строений. Павильоны, беседки, галереи, а также озера, река, сады. И названия их, как правило ничуть не уступают изяществом внешнему виду - например, павильон Соприкосновения Неба и Земли, Ворота небесной чистоты или Беседка, откуда виден приход весны.

Запретный город неоднократно перестраивали после пожаров, разрушений и ограблений. Однако облик его старались воспроизводить с максимальной точностью, так что то, что мы можем увидеть там сейчас не слишком отличается от первоначального вида дворца.

Коллекция ценных экспонатов пополняется год от года, уже достигла миллиона. Основную часть экспозиции составляют предметы живописи, книги, бронзовые изделия, императорские одежды и драгоценности, выполненные с удивительной искусностью.

Запретный город разделяет центральная ось, протяженностью восемь километров. В центре стоит павильон Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии), высота которого почти достигает сорока метров. На протяжении многих веков он оставался самой высокой постройкой Пекина, потому что во времена империи не разрешалось возводить здания выше него - запрет не распространялся только на храмы. В центре павильона установлен Трон, символ власти императора на земле.

Практическая информация

Адрес: 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Beijing.

Музей открыт с 01.04 по 31.10 - с 08:30 до 17:00; с 01.11 по 31.03 - с 08:30 до 16:30.

Стоимость входного билета для взрослых: с 1 апреля по 31 октября - 60 CNY, в остальные дни - 40 CNY. Детям, студентам и школьникам, пенсионерам предоставляются скидки. К оплате принимаются банковские карты основных международных платежных систем.

В самом центре Пекина располагается большой императорский дворцовый комплекс, прозванный китайцами «Гугун» (故宫 gùgōng , «Бывший дворец»). Двадцать четыре императора времён династий Мин и Цин жили в нём, сменяя друг друга на троне правителей Поднебесной, установленном здесь же.

Комплекс был возведен за 14 лет при императоре Чжу Ди (династия Мин, 1368-1644 гг.). Древние китайские астрономы считали, что пурпурная (Полярная) звезда расположена в центре небес, и, следовательно, император Неба живёт в дворце пурпурного цвета. Соответственно, обитель императора земного была выполнена в тех же тонах и названа Пурпурным Городом. В город этот запрещено было входить без специального разрешения самого императора. Таким образом, в именование комплекса добавилось еще и «Запретный» (紫禁城 zǐjìnchéng , Пурпурный запретный город), но вскоре цвет отошел на второй план, осталось лишь название, известное и поныне - «Запретный Город ».

Сегодня это знаменитый дворец-музей к северу от площади Тяньаньмэнь. Строгий прямоугольник Запретного города является крупнейшим в мире дворцовым комплексом и занимает 74 гектара. 8886 комнат располагаются в 980-ти дворцовых зданиях, окруженных 52-метровым (в ширину) рвом с водой и 10-метровой (в высоту) стеной. С каждой стороны стена имеет ворота. Между восточным и западным воротам расстояние составляет 750 метров. Уникальные резные башни возвышаются над каждым из четырёх углов наружной стены. С них хорошо видны дворцы и городские пейзажи Пекина.

Запретный Город разделен на две части . Южная часть, или Внешний Дворец, была местом, где император осуществлял свою верховную власть над народом. Северная часть, или Внутренний Дворец - место, где он жил со своей семьёй.

Наиболее важный зал как во Внешнем Дворце, так и во всем комплексе - Зал Высшей Гармонии (太和殿 tài hé diàn ). Он построен в 1420 году, занимает площадь 2400 квадратных метров, а высотой 36,57 метров - самый высокий дворец в комплексе. Во времена правления императора ни одно здание в Пекине не могло быть выше Зала Высшей Гармонии. В этом дворце находится трон дракона - императорский трон, окруженный слонами, символизирующими мир.

До 1924 года, когда последний император Китая Пу И был изгнан из Внутреннего Дворца, четырнадцать императоров династии Мин и десять императоров династии Цин уже успели пожить в Запретном городе. Будучи на протяжении пяти веков домом властителей Поднебесной, дворец сохранил немало редких сокровищ и легенд.

Строительство дворцового комплекса , на котором в тяжелейших условиях трудилось, по разным данным более миллиона рабочих, включая сто тысяч ремесленников, началось в 1407 году во времена династии Мин, а завершилось спустя четырнадцать лет. Огромное количество древесины и других материалов было доставлено из дальних провинций. Камень для постройки добывали в округе Фаншань (район на юго-западе нынешнего Пекина). Для облегчения доставки вдоль пути через каждые 500 метров вырыли колодцы, откуда черпали воду, чтобы в зимний период заливать дорогу и катить огромные глыбы по льду. К примеру, в передней части дворца Высшей Гармонии есть каменная плита под названием «Императорский путь» или Юньлун. Ее площадь - более 50 квадратных метров, вес - 239 тонн. Для доставки потребовалось 20 тысяч рабочих и 28 дней.

Древесина, в том числе весьма ценные сорта, добывалась в южных провинциях Чжэцзян, Цзянси, Хунань и Хубэй и сплавлялась к Пекину водными путями.

В следующем году после окончания строительства дворцового комплекса столица Китайской империи, как и планировалось, была перенесена из Нанкина в Пекин.

Древние китайцы проявили свои весьма неординарные навыки в строительстве и проектировке дворца. Взять хотя бы грандиозную красную городскую стену. У основания она имеет 8,6 метра в ширину, постепенно сужаясь к верхушке, где достигает уже 6,66 метра. Угловатые формы стены полностью пресекают попытки на нее взобраться. Кирпич, из которого она построена, сделан из белой извести и клейкого риса, а цемент - из клейкого риса и яичных белков. Эти невероятные стройматериалы делают стену чрезвычайно прочной.

Сами же дворцы, в основном, построены из дерева, и древние китайские инженеры, опасаясь пожаров, разработали для них особую систему отопления , при которой тепло поступало под пол помещения по подземным трубам, ведущим из бронзовых угольных печей, находящихся за пределами здания. Таким образом, у дворцов Запретного города нет ни одной печной трубы, и полы всегда тёплые.

С тех пор, как желтый цвет стал символом императорской семьи , он приобрел доминирующее положение и в дворцовой архитектуре. Крыши построены с желтыми изразцами; украшения во дворце окрашены в желтый цвет; даже кирпичи на земле сделаны желтыми по специальной технологии. Тем не менее, есть одно исключение. Вэньюаньгэ, Императорская библиотека, имеет черную крышу. Причина в том, что древние китайцы считали черный цвет символом водной стихии, а значит и оберегом от возможных пожаров. Но всё-таки 90% крыш Запретного города выложены желтой или «золотой» плиткой. Данная плитка весьма тяжела, при её простукивании раздаётся чёткий звон, а для придания ей особого блеска во время полировки используется тунговое масло.

Ещё один символ: статуи золотых львов у императорского дворца имеют на головах по тринадцать кудрей-шишек. Это самое большое число, зарезервированное только для императорских придомовых львов. Другие высокопоставленные политики и чиновники ранжировались по количеству кудрей: если чиновник не заслужил их более семи, то львов у его дома даже не ставили.

Запретный город является главной достопримечательностью Пекина и, без сомнения, весьма заслуженно. Включенный в список ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия в 1987 году, дворцовый комплекс уже стяжал лавры одной из самых популярных туристических достопримечательностей мира.

В дополнение, всем, кому интересна история Китая и, в частности, жизнь Запретного города настоятельно рекомендуем посмотреть замечательный историко-художественный фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987), действие которого происходит в реальном Запретном городе, в том числе в тронном зале и прочих примечательных местах. Сюжет так же крайне интересен, даже для некитаистов.

Трейлер фильма:

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.