Знаменитые рельефы колонны траяна. Колонна Траяна: каменный комикс Древнего Рима

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.

- (Trajan s Column) Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее… … Шрифтовая терминология

КОЛОННА ТРАЯНА, мраморная колонна в Риме, высота ок. 38 м, воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками (см. ДАКИ); ствол Траяна колонны покрыт рельефами со сценами из войн с даками … Энциклопедический словарь

Воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна была… … Строительный словарь

Колонна Траяна - воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна… … Архитектурный словарь

Колонна Траяна - Мраморная колонна в Риме, воздвигнута императором Траяном ок. 114 года в честь победы над даками. Являет собой классический образец римского капитального письма … Краткий толковый словарь по полиграфии

Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. … Википедия

Колонна Колонна Фоки Colonna di Foca … Википедия

Достопримечательность Колонна Антонина Пия … Википедия

Александровская колонна, Санкт Петербург Колонна Победы монумент в форме колонны, сооружённый, в честь триумфа войск того или иного государства. Как правило на её вершине возвышается статуя богини победы Виктории. В Германии статуя… … Википедия

В архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Наряду с обычным применением в качестве опор колонны… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид…

2,673 просмотрели

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и . Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и . Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?


Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена императора Траяна (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus ). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

  • Адрес: (лат. Forum Traiani), Via dei Fori Imperiali
  • Сайт: www.stoa.org

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).


В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и .

  • Официальный сайт: mv.vatican.va
  • в музеи Ватикана

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)


Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna) , названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)


Колонна Фоки - это завершающая точка в строительстве (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)


Данный монумент является частью достопримечательностей (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini), а построенный - Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить и .

Начиная с декабря 1953 г. ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Колонна Траяна (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Информационные войны - вовсе не современное изобретение, историю всегда сочиняют победители. Наскальные рисунки, картины, фрески, барельефы - такое же идеологическое оружие, как Фейсбук и Твиттер. Ярчайший пример такого подхода к искусству - колонна Траяна, 19 столетий украшающая исторический центр Вечного города и входящая в число самых знаменитых памятников времени расцвета Римской империи. Великолепное сооружение прославляет захват Дакии, нынешней Румынии, и разгром гнусных варваров. Но не все так просто, как кажется.

Технические подробности

Великий инженер и архитектор Аполлодор из Дамаска поставил один на другой 17 полых цилиндров из каррарского мрамора диаметром 4 м. Внутри них вырублена лестница из 185 ступеней, ведущая на капитель, где сперва раскинул крылья императорский орел, затем его сменила статуя самого Траяна, а в 1588 г. - фигура святого Петра. В небольшой комнатке кубического основания хранятся золотые урны с прахом Траяна и его жены. Суммарная высота сооружения - 38 м.

Доступ на вершину колонны для туристов закрыт.

Что посмотреть

Колонну 23 раза овивает непрерывная лента барельефа, повествующая о событиях двух дакийских войн. Насчитано не меньше 2500 изображений римлян и даков: они сражаются, строят мосты и осаждают крепости, лечат раненых, переносят трофеи. Вот легионеры идут в атаку «черепахой», прикрываясь щитами, вот музыканты дуют в буцины - боевые трубы, вот бородатые даки пьют из чаши яд, чтобы не попасть в рабство, а их жены жгут факелами пленных римлян.

Даки изображены хитрыми грубыми варварами. Однако среди трофеев перечислены 165 т золота, еще больше серебра, а румынские археологи раскопали сожженную Траяном Сармизегетузу, столицу царя Децибала, и обнаружили там плавильные печи. С трудом верится, что народ, не имевший даже письменности, оказался способен на такие свершения. Римляне просто уничтожили и оболгали опасного конкурента на исторической арене.

Все элементы барельефа раскрасили, так что своеобразный блокбастер в камне был еще и цветным. Кто не умел читать - разглядывал картинки и понимал, что он часть великой империи, способной сокрушить любых варваров. Это никому ничего не напоминает?

Практическая информация

Адрес: Рим, Via dei Fori Imperiali. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на метро до ст. Colosseo, автобусах №№ 51, 85, 87.

Время работы: круглосуточно, доступ бесплатный.

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!