Аффективно-респираторные приступы у детей. Аффективно-респираторные пароксизмы у детей Задержка дыхания при плаче у годовалого ребенка

Многие родители сталкивались с непонятным поведением своего маленького чада. Когда ребёнок падает или сильно плачет, он вдруг начинает синеть, дыхание останавливается, и он на несколько секунд теряет сознание. Аффективно-респираторные приступы у детей – явление не редкое, чаще случается у малышей до 5-6 лет, происходит неожиданно и очень пугает родителей, не знающих, что делать в этих случаях. Постараемся выяснить, почему это всё происходит, как с этим бороться.

АРП – что это такое

Медики едины во мнении, что аффективно-респираторные приступы (АРП) являются первичными проявлениями истерик и обморока.

Само название этого явления поясняет, что именно в это время происходит в организме маленького человечка. Словом «аффект» называют неконтролируемую эмоцию большой силы, которая случается под действием определённых факторов. Слово «респираторные» указывает на локализацию причин – дыхательные органы. Значит, сложив эти понятия вместе, можно определить, что АРП – это проблема дыхательного процесса, связанная с эмоциональным поведением ребёнка .

Исследования показали, что этому синдрому подвержены очень избалованные дети. Чем больше родственники потакают их капризам, тем чаще происходят приступы.

Как правило, первые случаи АРП начинаются с полугодовалого возраста, когда ребёнок уже достаточно хорошо все понимает. Обычно продолжается это до школьного возраста.

Есть один важный момент, который родители должны знать. Со стороны это может выглядеть как притворство, но приступ у ребёнка происходит непроизвольно, против его воли.

При плаче малыш выдыхает весь воздух из лёгких, забывая вдохнуть его обратно. В раннем возрасте дыхательные рефлексы ещё не выработаны, поэтому так происходит. Уже позже, когда ребёнок начинает понимать, что приступами можно добиться желаемого, он начинает симулировать и вызывать их специально.

Клиническая картина

Аффективно-респираторный синдром происходит в момент сильного плача или при возникновении резкой боли во время падения или удара, например, головой об стол. При ударе ребёнок может отключиться, не успев издать ни звука. Он бледнеет, закатывает глаза и при этом не дышит.

Во время плача всё происходит немного иначе. Когда ребёнок не согласен с создавшимся положением и начинает сильно плакать, его эмоциональное состояние находится на крайней точке кипения. Чтобы получить то, что ему хочется, ребёнок поднимает громкий непрерывный крик. Для этого ему нужно выпустить воздух из лёгких, который внезапно заканчивается, и крик прекращается. Малыш синеет и отключается.

Весь процесс занимает считаные секунды, но родителям в этот момент кажется, что их чадо не дышит целую вечность, и они сами находятся на грани истерики.

Типы АРП и их симптомы

В зависимости от цвета лица во время припадка, это состояние делят на два типа – «бледное» и «синее».

Бледный приступ

Это реакция нервной системы на внезапно возникшую боль. В таком случае присутствуют все признаки обморока:

  • кожные покровы бледные;
  • дыхание угнетённое или отсутствует;
  • пульс слабый нитевидный или вообще не прощупывается;
  • сознание отсутствует;
  • может случиться непроизвольное мочеиспускание.

С возрастом ребёнок с такой реакцией часто падает в обморок.

Синий приступ

Это пик гнева, ярости и несогласия с происходящим. Происходит такая картина:

  • После орущего плача вдруг наступает затишье.
  • Лицо ребёнка синеет от недостатка воздуха.
  • Ребёнок замирает с открытым ртом.
  • Дыхание может задержаться до минуты.

Обычно из подобных состояний дети выходят сами. Но при затяжной форме возможно напряжение мышц с выгибанием тела дугой. Или, наоборот, тело обмякает и расслабляется. Такие проявления также сами проходят без последствий для детского организма. Больше страдают родители, пережившие эти моменты и натерпевшиеся страха за своё дитя.

Последствия приступов для ребёнка

Аффективно-респираторные приступы не угрожают жизни и здоровью ребёнка. Если они проходят постоянно одинаково и не повторяются очень часто, родителям не надо беспокоиться. Нужно набраться терпения и подождать. С возрастом ребёнок это перерастёт и всё придёт в норму.

Бороться с лёгкими приступами можно самостоятельно. Для этого достаточно похлопать ребёнка по щёчкам, пощекотать подмышками, подуть на него и брызнуть водой в лицо . Не надо поддаваться панике и показывать малышу свой испуг.

Но в том случае, если задержка дыхания произошла более чем на минуту, нужно вызывать скорую, может потребоваться медикаментозная помощь.

Если приступы участились или их симптоматика изменилась, надо записаться на приём к врачу. Вполне возможно, что аффективно-респираторные пароксизмы являются проявлением каких-то серьёзных патологий нервной системы. Поэтому консультация и обследование у невропатолога никогда не бывают лишними.

Причины судорог при приступе

При длительной задержке дыхания (более минуты) ребёнок теряет сознание и обмякает. Этот тип приступа медики называют неэпилептическим атоническим. Состояние вызвано дефицитом кислорода. Так мозг защищается от гипоксии, потому что в отключённом состоянии ему надо меньше кислорода, чем в рабочем.

Когда приступ переходит в тоническую форму, тело малыша становится жёстким, задеревенелым. Он вытягивается и выгибается. Если в это время дыхание не возобновилось, появляются судороги в виде тремора рук и ног.

Обычно АРП с возрастом проходит. Но бывают случаи, когда они переходят в эпилепсию.

При остановке дыхательной деятельности в организме происходит накопление углекислоты, после чего возникает рефлекс, снимающий спазм в области гортани. Малыш вдыхает воздух и приходит в себя. Аффективно-респираторный приступ подобного рода обычно приводит к глубокому сну на несколько часов.

Отличия АРП от эпилепсии

Аффективно-респираторные приступы отличаются от приступов эпилепсии. Родителям, у которых ребёнок страдает этими пароксизмами, надо знать отличия, чтобы не упустить момент, когда начнутся осложнения. Вот как можно их описать:

  • Приступ эпилепсии может возникнуть внезапно, без каких-либо причин. АРП случается при болевом синдроме или нервном плаче.
  • Эпилептические припадки всегда имеют одинаковую картину, они не могут быть слабее или тяжелее. При АРП припадки отличаются по времени и тяжести протекания.
  • АРП – детское состояние, заканчивающееся после 6 лет. Эпилепсия возрастных ограничений не имеет.
  • При АРП из медикаментозных препаратов дают хороший эффект успокоительные и ноотропные. Эпилепсию этими лекарствами остановить невозможно.

Если малыш начал давать судороги во время задержки дыхания, его необходимо обязательно показать врачу. Пренебрежение может привести к эпилепсии.

АРП и сердечная патология

По статистике, в 25% случаев аффективно-респираторных пароксизмов у детей их родители в детстве также страдали этим симптомом. Поэтому можно считать, что наследственность играет не последнюю роль в причинах этого явления.

Но большую часть случаев медики приписывают внутреннему положению в семье. Если родители постоянно скандалят при ребёнке, он получает стрессы, и это плохо на нём сказывается. То же самое происходит, когда малыша слишком балуют. Он считает, что ему всё позволено и малейшее ограничение вызывает у него истерику.

Есть также мнение, что АРП связано с сердечной патологией. У 5% детей, страдающих приступами, обнаруживаются заболевания сердца или сосудов. Но у них припадок имеет немного другую картину:

  • Приступ проходит менее эмоционально.
  • Лицо у малыша синеет более выражено.
  • Во время и после приступа ребёнок сильно потеет.
  • Когда малыш приходит в себя, синюшность на лице ещё некоторое время остаётся.

Такие дети и без приступа чувствуют себя плохо, они вялые и быстро устают. Если есть такие симптомы, его необходимо показать кардиологу.

Подходы к воспитанию, если у малыша АРП

Аффективно-респираторный синдром у детей возникает на нервной почве. Поэтому, чтобы малыш чувствовал себя лучше, надо обратить внимание на его психологическое состояние. Надо подходить к воспитанию ребёнка со всей ответственностью:

  1. Не следует его слишком баловать, он должен знать, что в доме есть вещи, которые нельзя трогать.
  2. Но и быть слишком строгими с малышом тоже нельзя. Надо помнить, что он ещё маленький, и его психика только формируется. Постоянные запреты плохо на него действуют.
  3. Лучше всего, если у малыша будет свой угол или комната, где ему всё будет можно, но только в её пределах.
  4. Также большое значение играют взаимоотношения родителей. Нельзя при детях выяснять отношения. Громкие крики взрослых малышей пугают, и они начинают плакать. Страх тоже может привести к приступу с остановкой дыхания.

Немаловажную роль играет правильно составленный режим дня. Хорошо отдохнувший и вовремя накормленный малыш менее капризный и уравновешенный, чем уставший и голодный.

Как предотвратить АРП

Вот несколько советов, следуя которым можно если не полностью предотвратить приступ, то хотя бы его сгладить:

  • Нужно всегда чувствовать настроение своего чада. Замечать, что больше всего его раздражает и стараться такие ситуации не создавать. Например, если он не любит быстрые сборы, можно начинать их немного раньше и собираться медленнее.
  • Категоричное слово «нельзя» можно заменить на предложение какого-нибудь интересного действия, в обход запрещённого предмета. Например, если малышу хочется пойти по луже, его надо мягко убедить, что лучше пройти по тропинке и мостику. И объяснить ему, почему так лучше.
  • С ребёнком надо постоянно общаться и объяснять, почему его поведение плохое, что он делает не так. Нужно объяснить, что его состояние понимают, но так себя вести нельзя.
  • Также ребёнку надо рассказывать, к каким последствиям приведут его плохие поступки. Он должен понимать, что если родители будут делать что-то, что ему не нравится, а именно наказывать его, то в этом он будет виноват сам.
  • Не надо ставить перед малышом такие задачи, которые он не способен выполнить. Это приведёт к лишнему раздражению. Если ребёнок что-то уже хорошо умеет, пусть он эти навыки развивает. При этом будет не лишним хвалить его.

При правильном подходе у родителей с малышом строятся доверительные отношения. Ребёнок слушается взрослых и не капризничает.

Лечение АРП

К медикаментозному лечению припадков прибегают крайне редко. Решение для этого принимает врач, ни в коем случае нельзя пичкать ребёнка лекарствами самостоятельно.

Для лечения используются седативные препараты, витамины и нейропротекторы. Около 2 месяцев ребёнку дают Фенибут, Пантогам, Глицин или другие похожие лекарства. Из успокоительных средств лучше применять чаи из лекарственных трав и ванны. В редких случаях назначают транквилизаторы – Грандаксин, Атаракс и другие.

Если малыш легко переносит приступы и самостоятельно из них выходит, не надо паниковать и прибегать к лекарственным средствам. Скорее всего, со временем у малыша все наладится без этого.

Народные методы

Бороться с детскими истериками можно при помощи средств народной медицины:

  • Хорошо снимает возбудимость настой корней валерианы. Для этого 2 ч. л. настаивают в 100 мл воды. Дают пить 3 раза в день по 1 ст. л.
  • Благоприятно действует чай из малиновых листьев, ромашки, мяты, цветков липы, боярышника. Можно заваривать весь сбор или по отдельности.
  • Стакан тёплого молока перед сном действует успокаивающе. Ребёнок быстро засыпает и утром бодро себя чувствует.

Немаловажную роль играют игры, в которые играет малыш. Хорошо успокаивает лепка из глины или пластилина, рисование.

Во многом сами родители виноваты в том, что их ребёнок закатывает истерики. Часто они до того балуют своё чадо, что потом сами от этого страдают. Дети очень быстро понимают, что таким образом можно добиться желаемого и после трёх лет уже полным ходом манипулируют взрослыми. Если это оставлять без внимания и не пресекать, в дальнейшем это скажется на характере.

Аффективно-респираторные приступы у детей (АРП, закатывания или англ. breath-holding spells) – проблема, вызывающая многочисленные вопросы у родителей. Редкие родители поведают о том, что им незнакомы детские истерики. Топанье ногами, падения на пол, плач и крик в людном месте, особенно при отказе купить игрушку, конфету, жевательную резинку. Впрочем, список можно продолжать бесконечно. Впервые столкнувшись с подобными пароксизмами (так по-другому называют приступы), особенно с посинением или судорогами, мамы и папы впадают в нешуточную панику.

Аффективные приступы у детей – кратковременная, длящаяся несколько секунд, остановка дыхания на высоте сильного плача, сопровождаемая посинением или побледнением кожных покровов. На фоне эмоциональной ситуации, вспышки гнева, ребенок начинает плакать. Внезапно ревущий малыш замолкает, синеет, обмякает из-за падения мышечного тонуса. Длится это состояние обычно не более минуты. Затем ребенок ведет себя как обычно. В некоторых случаях могут быть судорожные подергивания, а после отмечаться слабость. Это так называемый синий приступ.

Бывают белые пароксизмы. Развиваются они в ответ на какую-либо травму: упал, ударился головой, тотчас побледнел и потерял сознание. В этот момент также возникает остановка дыхания. Длительность такого АРП тоже не превышает 30 – 60 секунд. После появляется сонливость.

Откуда берутся?

Долгое время АРП рассматривались как проявление истерии. Только возраст пациентов, а также годы наблюдений не подтвердили эту теорию. Учеными-неврологами было установлено, что на фоне плача происходит спазм мускулатуры гортани, приводящий к остановке дыхания. В более старшем возрасте у ребенка приступы истерики могут наблюдаться в классическом варианте.

Нужно уметь отличить АРП от синдрома апноэ , который встречается у недоношенных или маловесных детей, а также у малышей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы. Это состояние – фактор риска синдрома внезапной смерти. Сами по себе АРП опасности не представляют, однако в будущем – это предпосылка для развития эпилепсии. Нельзя отрицать тот факт, что моменты отсутствия дыхания приводят к кислородному голоданию мозга, что не может не сказаться на его функционировании. Кроме того, АРП истощают нервную систему, что вызовет впоследствии расстройства памяти, мыслительной деятельности.

Отсутствие своевременной психокоррекции, может привести к нарушению социальной адаптации в детских коллективах.

Как не спутать с другими проблемами?

Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом. Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.д.

По данным зарубежных исследователей, АРП сопровождаются снижением гемоглобина и уменьшением содержания в крови железа. Это не является специфическим проявлением приступов, но может усугубить гипоксическое влияние на головной мозг.

Диагностический поиск

Для диагностики, а вернее для того, чтобы отличить АРП от других приступообразных состояний, в частности, от эпилепсии, применяется электроэнцефалография (ЭЭГ). Это методика регистрации биоэлектрических потенциалов головного мозга.

ЭЭГ – высокоточный способ отличить истинные эпилептические припадки от приступов другого рода, в том числе АРП. В современных клиниках есть возможность круглосуточной записи показателей физиологической мозговой деятельности одновременно с видеонаблюдением. Наряду с ЭЭГ, требуется электрокардиография для исключения болезней сердца, приводящих к остановке дыхания, а также спирография – метод, позволяющий уточнить причину остановки дыхания. Необходимо такое обследование в случаях сомнений относительно происхождения припадков или недостаточно четкого описания, представленного родителями.

Остановка дыхания вследствие спазма мускулатуры дыхательных путей бывает при бронхиальной астме и попадании инородного тела. При этих состояниях наблюдается кашель с приступами удушья у ребенка, при этом на фоне затянувшегося пароксизма может быть выраженная экспираторная одышка (на выдохе). Здесь не обойтись без прицельной консультации пульмонолога и аллерголога.

Лечение и коррекция поведения

Лечение аффективно-респираторных приступов, как и лечение любого другого заболевания должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и немедикаментозные методы . Коррекция этой патологии лежит в компетенции детского психоневролога, а своевременное перенаправление к узкому специалисту напрямую зависит от педиатра. Назначаются успокаивающие средства и препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения. Ребенок не нуждается в особых мероприятиях по оказанию неотложной помощи (искусственное дыхание или сбрызгивание водой). Приступ проходит самостоятельно. Мало того, ваши действия могут не на шутку испугать малыша.

Если у ребенка приступ возник впервые, сопровождается судорогами, которые трудно отличить от эпилептического даже специалисту, ребенка надо уложить на бок, так как в положении на спине существует опасность западения языка и удушения.

Примите меры для того, чтобы ребенок во время падения не поранился окружающими предметами.

С учетом психологического фактора, сложностей во взаимоотношениях между детьми и родителями, нестабильности детской психики, показаны консультация психолога. Эти методы имеют своей целью не лечение приступов, а стабилизацию внутрисемейного климата для предотвращения ситуаций, провоцирующих АРП.

Нормализация психологического климата

Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями . Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает. Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата. Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.

Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания

(АРП) у детей раннего возраста далеко не редкость, единичные приступы наблюдаются у 25% вполне здоровых детей на фоне сильных эмоций, и только в 5% случаев они бывают повторяющимися. Обычно мамы это состояние описывают как «ребенок зашелся в плаче и посинел», в этот момент отмечается эпизод задержки дыхания (апноэ). Обычно аффективно-респираторные приступы появляются в конце первого года жизни малыша, и могут отмечаться до возраста 2-3 лет. АРП возникают рефлекторно, ребенок не делает этого специально (как может иногда показаться). Чаще всего такие приступы являются возрастной особенностью и исчезают бесследно, после 4 лет аффективно-респираторные приступы чрезвычайная редкость. Однако если у ребенка отмечаются аффективно-респираторные приступы то необходимо наблюдение квалифицированного невролога, а так же работа с психологом.

Аффективно-респираторные приступы у детей появляются на фоне эмоциональной перегрузки (сильных отрицательных эмоций), сопровождаются спазмом мышц гортани, и напоминают . Существует предрасположенность к возникновению таких приступов у детей из-за особенности обмена веществ (повышенной потребности в кальции, дефицит которого способствует возникновению спазмов гортани). У детей с синдромом повышенной нервной возбудимости так же имеется большая вероятность возникновения АРП. Выявлена так же генетическая (наследственная) предрасположенность к возникновению таких приступов.

Афективно-респираторные приступы могут возникать как несколько раз за день, так и всего 1 раз в год. Чаще всего отмечаются еженедельные (а так же ежемесячные) приступы. Больше всего таких эпизодов возникает, как правило, на втором году жизни.

АРП происходит на фоне сильного плача , когда ребенок на вдохе замирает с широко открытым ртом, не произнося при этом ни звука, губы его синеют, затем он обмякает «как тряпочка». Время эпизода задержки дыхания обычно не превышает 30-60 секунд, но для родителей они кажутся вечностью. Это зрелище совсем не для слабонервных, и мамы зачастую и сами переживают сильнейший шок.

Так как аффективно-респираторные приступа чаще всего возникают на фоне испуга, тревоги, или злости, то ранее считалось, что они полностью обусловлены эмоционально-поведенческими факторами и возникают у детей капризных, раздражительных, склонных к истерии. Однако зарубежные авторы провели исследования, и доказали, что приступы возникают как у детей с обычным поведением, так и у склонных к истерии с одинаковой частотой.

Различают так называемые «белые» и «синие» приступы. «Белые» приступы обычно возникают как реакция на боль (при падении, уколе и т.п.), и по своему механизму они похожи на обмороки. Во время приступа ребенок бледнеет, пульс может исчезать на короткое время или резко замедляться. «Синие» приступы характеризуются появлением синюшной окраски кожных покровов на фоне приступа. Если приступ затягивается, то ребенок затем весь обмякает на руках у матери, или наоборот может выгибаться дугой.

Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы проходят бесследно по достижению ребенком возраста 3 лет, необходимо наблюдение квалифицированного невролога для того, чтобы отдифференцировать АПР от ряда других заболеваний, которые могут иметь схожую симптоматику. Эпизоды потери сознания с изменением цвета кожи могут быть при кардиогенных заболеваниях, связанных с нарушениями ритма сердца. Так же такие приступы могут быть следствием некоторых редких неврологических заболеваний (мальформация Арнольда –Киари, синдром Ретта, фамильная дисаутономия). В последнее время появились работы, указывающие на связь аффективно-респираторных приступов с патологией крови (эритробластопению, железодефицитные состояния).

Как можно помочь ребенку во время аффективно-респираторного приступа?

1. Не впадать в панику, перестать суетится, взять ребенка на руки. Помните, что кратковременная задержка дыхания не может нанести вреда его здоровью.

2. Попытайтесь рефлекторно восстановить дыхание малыша — похлопайте его по щекам, пощипайте за область шеи и груди, помассируйте ушные раковины, оботрите холодной водой лицо.

3. Чем раньше вы приступите к действиям, тем лучше. Не отвлекайтесь на собственные эмоции, действуйте сразу, в начале приступа, когда его легче остановить.

4. Некоторых детей бывает лучше оставить в покое и отойти подальше, так они быстрее успокаиваются и приходят в норму.

5. После приступа не нужно приступать к нотациям, ребенок может и не помнить того,ч то произошло. Попытайтесь отвлечь кроху другими действиями. Не акцентируйте внимание на произошедшем.

Не старайтесь оберегать ребенка от малейших негативных эмоций и потакать всем его прихотям. Вы должны научить малыша правильно реагировать на неудачи и огорчения. Для каждого человека нормально раздражаться и впадать в ярость. Роль родителей научить малыша контролировать свои эмоции.

Как правило, специального медикаментозного лечения при аффективно-респираторных приступах не требуется. Обязательная помощь детского психолога при повторяющихся приступах.

представляют собой па­роксизмы, возникающие у детей раннего возраста в ответ на неблагоприятные экзогенные воздействия. Известен ряд синонимов, обозначающих эту клиниче­скую форму: приступы задержки дыхания, цианотический или бледный синко­пы, рефлекторные аноксические припадки, неэпилептические вагусные атаки, спазм от гнева, спазматический плач, аноксо-асфиктический припадок.

Наибо­лее удачен используемый в отечественной литературе термин «аффективно­респираторные приступы». Он указывает на наличие провоцирующего момента (аффектации), апноэ (основы патогенеза) и на непроизвольный характер воз­никновения пароксизма.

Частота АРП в детской популяции по разным данным составляет 4-17 %. Учитывая, что АРП сопровождаются апноэ и (или) асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По некоторым данным, АРП составляют около 8% таких состояний.

Причины и механизмы возникновения. Аффективно-респираторные присту­пы являются провоцируемыми пароксизмами. Для реализации АРП необходи­мо воздействие факторов, вызывающих недовольство, гнев, испуг или боль. У каждого ребенка это может быть особый, специфический или практически лю­бой фактор. Например, известен факт, когда АРП у мальчика девяти месяцев наблюдались только при предложении ему бананов (Оаик ЕЛУ. е1 а!., 1963). Как следствие, возникает сильный плач, во время которого происходит гипервенти­ляция легких с гипокапнической ишемией головного мозга и снижением арте­риального давления. На выдохе плач становится беззвучным, возникает спазм мускулатуры гортани и бронхов, ведущий к апноэ, гипоксемии и гипоксии го­ловного мозга. При плаче и спазме дыхательных путей включается механизм Вальсальва-Вебера, когда вследствие повышения внутригрудного давления снижается венозный возврат к сердцу, уменьшается сердечный выброс и ми­нутный объем кровотока, что приводит к гипоперфузии артерий головного моз­га и одновременно к венозному застою, что в сочетании с гипоксемией приво­дит к потере сознания и/или судорогам.

Как правило, если механизм пароксизма таков как описано выше, наблюда­ется разлитой цианоз кожи. Но иногда цианоз выражен незначительно, отмеча­ется бледность. Этиопатогенез пароксизмов, протекающих с побледнением ко­жи и при «цианотических» АРП различен. При «бледном» варианте АРП про­воцирующим фактором чаще является болевой стимул, испуг.

Апноэ при пароксизмах с побледнением нередко бывает кратковременным, имеет место асистолия продолжительностью до 10 секунд, а иногда и до 20 се­кунд. Таким образом, основным патогенетическим звеном при АРП является апноэ или сочетание апноэ и асистолии.

Апноэ не имеет центрального происхождения, так как отмечаются дыха­тельные усилия и движение дыхательной мускулатуры при отсутствии возду- хотока в верхних дыхательных путях. В литературе имеются данные, согласно которым у детей раннего возраста к апноэ приводит спазм гортани, возникаю­щий при плаче вследствие раздражения рецепторов и возбуждения верхнего гортанного нерва (Апаз N.0. еХ а1., 1991). Косвенным доказательством значимо­сти, связанной с возрастом гиперчувствительности верхнего гортанного нерва, в возникновении апноэ при АРП служит исследование Тау1ог е1 а1., 1976, в ко­тором доказано, что в ответ на раздражение верхнего гортанного нерва у мла- денцев-приматов возникает стойкий ларингоспазм, апноэ и смерть. У взрослых особей такая реакция отсутствует.

Предполагается возможность эпилептического происхождения апноэ без соче­тания с общими судорогами при наличии очага эпилептической активности в коре головного мозга. Возникновение асистолии при «бледных» АРП связано с усиле­нием влияний блуждающего нерва на синусовый узел сердца. При пробе окуло- компрессии, в основе которой лежит рефлекс Ашнера-Даньини, практически у всех детей с АРП возникает асистолия более 2 секунд, которой не отмечается у здоровых детей (КаЬп А. е{ а1„ 1994, ЬошЬгозо С., Ьегтап Р., 1967).

При предварительном введении атропина асистолия не развивается. Нами исследованы показатели кардиоинтервалограмм (КИГ) у детей с бледным ти­пом АРП. Выявлено статистически достоверное повышение мощности недыха­тельных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Полученные данные отражают высокую степень напряжения адаптационных компенсаторных механизмов поддержания АД у больных этой группы.

В возникновении кардиореспираторных расстройств у некоторых детей с АРП играет роль гастроэзофагеальный рефлюкс. Регургитация и раздражение рецепторов пищевода у некоторых больных могут приводить к нарушениям дыхания (спазму дыхательных путей) и сердечной деятельности (аритмии).

Увеличению степени гипоксии может способствовать анемия. Усиление ги­поксии и цианоз могут развиваться при артерио-венозном шунтировании во время приступа за счет открытого овального окна, боталлова протока или ле­гочного шунта при «цианотических» АРП. Обсуждая причины возникновения, нельзя не указать на значение неправильных типов воспитания в семьях детей с АРП. Наиболее характерными из них являются гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи», способствующие развитию истерической реакции, а затем - невроза.

Имеются данные, что АРП чаще встречаются в социально неблагополучных семьях (ВЬайа М.8. е1 а1., 1990). В то же время показатели интеллектуально­психического развития у детей с АРП не отличаются от нормы. Высказывается предположение о сходстве патогенеза некоторых случаев АРП и спазмофилии, что, однако, не находит подтверждения при исследовании уровня общего и ио­низированного кальция крови у больных с АРП (эти показатели у них в преде­лах нормы).

Дебют. Пароксизмы возникают в возрасте до 6 лет. Пик приходится на пери­од с 6 до 18 месяцев. Редко АРП могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет.

Частота АРП у ребенка может варьировать от одного приступа в час до од­ного в месяц и реже; АРП имеют тенденцию к учащению при интеркуррентных заболеваниях, чаще возникают у детей пониженного питания, астенического телосложения, подвижных, иногда гипермоторных.

Вопросы классификации. Нами предложено подразделение АРП на следую­щие клинические группы: невротические и неврозоподобные приступы, синко­пальные (обморочные) и «эпилептические АРП».

Клинические проявления. Невротические приступы развиваются у практиче­ски здоровых, но гипервозбудимых детей при наличии дефектов воспитания (гиперопека в семье, воспитание по типу «звезды, кумира» и пр.). Пароксизм следует расценивать как истерическую реакцию. Неврозоподобные приступы развиваются на фоне резидуально-органического поражения головного мозга при воздействии незначительных внешних раздражителей.

Провоцирующим фактором при невротических и неврозоподобных паро­ксизмах служит отрицательный аффект (недовольство, гнев, обида и пр.), т.е.

приступ носит психогенный характер. Ребенок начинает плакать, затем на вдо­хе плач обрывается, становится беззвучным, возникает апноэ. «Ребенок захо­дится» - так зачастую описывают это состояние родители.

До развития апноэ пароксизм иногда можно предотвратить резким воздейст­вием: обрызгать ребенка водой, хлопнуть в ладоши. Схема последовательности развития клинических проявлений обычно такова: провокация, затем плач, обеззвучивание крика, цианоз («цианотический» тип приступа), потеря созна­ния, попытка вдоха, восстановление дыхания и сознания, мышечная гипотония, иногда сон.

В редких случаях наблюдается билатеральное тоническое напряжение ко­нечностей, туловища, иногда с единичными симметричными клоническими по­дергиваниями («судорожные» проявления обусловлены высокой степенью ги­поксии во время апноэ).

Синкопальные (обморочные) АРП провоцируются, в основном, болью (при падении, инъекциях) или испугом. При этом развивается кратковременное ап­ноэ и асистолия. Цианоз не выражен, но отмечается бледность кожи («блед­ный» вариант АРП). Пароксизм развивается непосредственно после болевого или др.

Воздействия, в самом начале плача. Нередко ребенок не успевает запла­кать «в голос», как уже теряет сознание. Крайне редко возможно тоническое напряжение конечностей и мышц туловища. После приступа регистрируется диффузная мышечная гипотония, вялость, реже - сон.

Термин «эпилептические АРП» не совсем корректен, так как фактически данная группа больных страдает эпилепсией, приступы которой по своим внешним проявлениям сходны с АРП. В то же время диагностика эпилепсии в таких случаях сложна, поэтому с клинической точки зрения на начальном этапе диагностики подобный подход правомочен, хотя и дискуссионен. По нашим наблюдениям, для верифицированных эпилептических припадков характерно развитие как цианоза, так и гиперемии кожи, но не бледности. Часто отмечается комбинация апноэ (вследствие судорог дыхательной мускулатуры) с брадикар- дией или тахикардией.

При оценке длительности потери сознания установлено, что потеря сознания более чем на 30 секунд, сопровождающаяся непроизвольным мочеиспусканием, наиболее характерна для детей с «эпилептическими АРП». В то же время нель­зя отрицать, что продолжительная потеря сознания возможна и при других ти­пах АРП.

Развитие судорог возможно у детей с любым типом АРП, однако, в группе больных с высоким риском по эпилепсии, в отличие от детей других групп, су­дороги наблюдаются во всех случаях и имеют преимущественно тонико- клонический характер. У данной группы пациентов после приступа наиболее выражена мышечная гипотония, постприступный сон длится до нескольких ча­сов.

В межприступный период у всех детей с АРП на ЭКГ какие-либо специфи­ческие отклонения от нормы не выявляются. Во время приступа отмечается та­хикардия или нормокардия при «цианотическом» типе и асистолия при «блед­ном» типе АРП. При пробе с окулокомпрессией у детей с «бледным» типом

АРП отмечается асистолия более 2 секунд. При длительности асистолии более 5 секунд, как правило, развивается клиническая картина пароксизма.

Изучение параметров ритма сердца у детей с АРП является высокоинформа­тивным методом обследования, позволяющим в ряде случаев и при отсутствии специфических изменений на ЭЭГ с высокой степенью достоверности диффе­ренцировать разные клинические варианты АРП. При исследовании ритма сердца (КИГ) у 66,4 % детей с АРП выявлено «усиление центральных влия­ний». Это состояние характеризуется высокими значениями относительной ва­риабельности ритма (10К - 0.82 ± 0,03), преобладанием периодических недыха­тельных составляющих ритма сердца - 81 (4,9 ± 2,3) и 82 (3,0 ± 0,8), над перио­дическими дыхательными составляющими - 83 (3,8 ± 1,6).

«Усиление центральных влияний» возникает при многих неврологических заболеваниях и служит маркером централизации управления ритмом сердца (Часнык В.Г., 1994).

Важным для диагностики является проведение КИГ с клино­ортостатической нагрузкой. По показателям М1 (среднее значение КК), 10К, 83 имеются устойчивые, то есть сохраняющиеся в различных слайсах (фазах кли- но-ортостатической пробы), изменения показателей КИГ у детей с невротиче­скими и неврозоподобными АРП.

Наиболее информативны повышения значений показателей М1,10К и 83. Их информативность, в особенности 83, объясняется большей выраженностью ды­хательной аритмии у детей этой группы.

При КИГ у детей из второй группы АРП («обморочные») выявляется выра­женное повышение мощности недыхательных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Такие характеристики, как тт, тах, ДХ (вариационный размах КК- интервалов), являются вспомогательными и не несут большой информативно­сти, что объясняется широким диапазоном колебаний продолжительности КК интервалов у детей.

Индекс напряжения также мало информативен в связи с полимодальным распределением структуры ритма сердца в детском возрасте. На ЭЭГ в меж- приступный период специфические изменения чаще всего отсутствуют.

Исключение составляют дети из группы «эпилептических АРП», у которых на ЭЭГ нередко регистрируется региональная медленная дельта-, тета- или пик- волновая активность. Во время пароксизма возникает типичная для аноксии билатеральная генерализованная дельта активность с частотой 2Гц. При тяже­лой аноксии наблюдается период угнетения активности (регистрируется изо- электрическая линия) в течение 5-10 секунд. Затем появляются диффузные медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Характерно быстрое восстановле­ние фонового характера ЭЭГ после приступа.

При исследовании уровня суточной экскреции катехоламинов с мочой отме­чается повышение экскреции адреналина, норадреналина и дофамина у детей с «эпилептическими АРП». Подобные изменения диагностируются и при эпилеп­сии, вероятно, отражая генерализованный дефект метаболизма катехоламинов (Ковеленова М.В., 1997). Помимо перечисленных исследований, необходимо проведение клинического анализа крови для исключения гипохромной железо­дефицитной анемии, консультация педиатра.

Дифференциальный диагноз. Проводится в первую очередь с эпилепсиями, а также со спазмофилией (тетанией), кардиогенным синкопом.

Принципы лечения. Терапия осуществляется совместно неврологом, педиат­ром, психологом. Всем детям с АРП рекомендуется назначение препаратов кальция, пиридоксина, а также закаливающие процедуры и адаптогены. Пре­дотвращение интеркуррентных заболеваний способствует урежению АРП. Эф­фективна седативная фитотерапия, групповая и семейная психотерапия. Фор­мирование спокойного отношения родителей к приступам у ребенка способст­вует быстрому их купированию.

В ряде случаев следует рекомендовать определить ребенка в детский сад (в условиях детского коллектива АРП, как правило, не развиваются). Рекоменду­ется назначение ноотропов, из которых предпочтение отдается пантогаму и фе- нибуту, снижающих возбудимость, препятствующих астенизации. Пантогам обладает и небольшой противосудорожной активностью.

При частых «бледных» АРП используются препараты атропинового ряда: настой белладонны в дозе 1 капля на год жизни в сутки, атропин - 0,1 мг/кг массы тела в сутки (Оогёоп 1^., 1987, КаЬп А. е* а1., 1991, З^ерЬепзоп 1.Р., 1978) курсом 7-10 дней.

Назначение противосудорожных препаратов проводится только по установ­лению диагноза «эпилепсия», принципы назначения такие же (преимуществен­но в зависимости от формы эпилепсии). При наличии признаков анемии необ­ходимо назначение препаратов железа, проводится коррекция питания.

Прогноз. После 6 лет АРП наблюдаются лишь в единичных случаях. Катам- нестические исследования подтверждают, что хотя сам симптомокомплекс па­роксизма исчезает в дальнейшем астенический синдром выявляется у 60-75 % детей с АРП, истерический невроз в 15-20 %, нарушения сна (энурез, ночные страхи, снохождения, сноговорения) отмечаются у 10-15 % детей, вегетососу- дистая дистония, обмороки - у 10 %, мигрень у 6-10 % больных.