Обзор литературы о людях с ограниченными возможностями. Детская литература: дети с ограниченными возможностями

Нормативные акты

6. Конвенция о правах ребенка (1989 год)

7. Конституция РФ от 12.12.1993 года

8. Семейный кодекс (1992 год)

9. Федеральный закон от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 02.08.1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

14. Указ президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

15. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1993 года "О мерах по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"

16. Постановление от 25.03.1993 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"

17. Постановление Совета Министров правительства Российской Федерации от 05.04.1993 года "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов".

18. Закон Читинской области от 02.12.95 "О социальной защите инвалидов Читинской области".

19. Распоряжение Администрации Читинской области №230-А/р от 12 апреля 2005 года "О первоочередных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в Читинской области".

20. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М.: Педагогика, 1991. - 86 с.

21. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. - М.: Владос-пресс, 2002. - 224 с.

22. Астраханцева О.Е. Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. - 114 с.

23. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли - // Социальная защита - 2005 - №1. - С.25-27.

24. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. - М., 1997. - 91 с.

25. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 2008. - 39 с.

26. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.

27. Анафьянова Т.В. Трансформация понятия моделей инвалидности и формирование системного подхода в реабилитации инвалидов // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Чита, 2004. - 31 с.

28. Блинков Ю.А., Губарев Е.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.

29. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 1999. - 64 с.

30. Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-практическая конференция "Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов". - Чита, 2004. - 42 с.

31. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. На пути к инклюзии: обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Бурятии. - Улан-Удэ, 2004. - 53 с.

32. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. Образование доступное для всех. - Улан-Удэ, 2004. - 36 с.

33. Желудков А.В. Право социального обеспечения. - М., 2008. - 81 с.

34. Жулковска Т., Ковалев А.И., Луков В.А. "Ненормальные" в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. - М., 2003. - 432 с.

35. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 1995. - 136 с.

36. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - №7. - С.11-44.

37. Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Инфра, 2007. - С.83.

38. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях. - Улан-Удэ, 2005. - 29 с.

39. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в учреждениях образования. - Улан-Удэ, 2006. - 58 с.

40. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальность детства в современной России // Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993. - 45 с.

41. Левченко И.Ю., Приходько О.Л. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2009. - 63 с.

42. Мартынов А.П. Отчет о работе Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов по решению социальных вопросов инвалидов за 2006 год. - Чита, 2006. - 31 с.

43. Мамайчук Н.М. Психокоррекционные технологии для детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. - 44 с.

44. Основы социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1998. - 368 с.

45. От рождения до смерти - жизнь / Под редакцией В.О. Флека. - Чита: Завтранс, 2006. - 311 с.

46. Попожаева Н.С. Дети-инвалиды // Социальная защита. - 2000. - №23. - С.12-137.

47. Рожков В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе. - М., 2003. - 187 с.

48. Синцова Л.К. Проблемы социализации детей-инвалидов. - Барнаул: Шумановка, 1998. - 124 с.

49. Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Инфра, 2008. - 357 с.

50. Теория и методика социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1993. - 165 с.

51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 81 с.

Рецензия

на квалификационную работу

студентки отделения социальная работа социального факультета

Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения. В последнее время уделяется очень много внимания проблемам инвалидов в современном обществе.

В структуру работы вошли две главы. Студенткой раскрыта сущность понятия инвалидности, проанализированы основные методы социальной работы общественных организаций с детьми-инвалидами.

Выпускная квалификационная работа имеет практическое применение в работе, специалисты получают знания о социальной работе общественных организаций с детьми-инвалидами, говорится о работе общественных организаций по изменению общественного отношения к проблемам людей с инвалидностью. Работа изучена председателем Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов города Читы, отмечена им как интересная и значимая.

Выпускная квалификационная работа Койдошко Н.В. по теме: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)" соответствует предъявленным требованиям, заслуживает высокой оценки.

Председатель Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов.

Уважаемые члены комиссии!

Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)".

Социально-экономический кризис в России существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на его здоровье. За последние годы было отмечено увеличение показателей инвалидности.

Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов - это главная задача не только государства, общественных организаций, но и общества в целом.

Объектом данной работы является социальная работа с детьми-инвалидами.

Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций).

Цель исследования - рассмотреть социальную работу с детьми-инвалидами общественных организаций с детьми-инвалидами.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть проблему детской инвалидности в современном обществе.

2. Изучить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

3. Исследовать законодательную базу социальной работы с детьми-инвалидами.

4. Рассмотреть деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами за рубежом и в России.

5. Проанализировать опыт Всероссийского общества инвалидов в Читинской области.

Лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав.

К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят их достоинство.

Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них.

В нашем современном обществе дети-инвалиды сталкиваются с недоступностью среднего, средне-специального и высшего образования, в недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении связи с миром, ограниченной мобильностью, недоступностью общественного транспорта, социальных служб и многое другое. На наш взгляд, не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, в первую очередь, в области реабилитации.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Основная цель социальной реабилитации связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения.

В основу законодательства в сфере социальной работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Конституция РФ регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, основные права и обязанности граждан. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей-инвалидов.

На основе проанализированной законодательной базы социальной работы с детьми-инвалидами, можно выделить следующие тенденции в оказании помощи:

оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях семьи;

особое внимание уделяет социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни;

особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов;

очень важным, на наш взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов - интегрированное обучение, которое закреплено законодательством.

В жизни инвалидов большую роль играют общественные организации инвалидов, такие как Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов.

За рубежом, как и в России, проблемам инвалидов уделяется много внимания. Общественные организации инвалидов как зарубежные, так и российские борются за доступную среду, доступное образование для людей с ограниченными возможностями. В задачи общественных организаций входят: защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, удовлетворение их материально-бытовых нужд.

За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласовании проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

В Читинской области защитой прав и интересов занимается Читинская региональная организация Всероссийское общество инвалидов, которая действует на территории Читинской области с 1988 года. На сегодняшний день в структуру ЧРО ВОИ входит 20 районных организаций, а общая численность членов организации 7368 человек.

Цели организации: защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для удовлетворения своих потребностей. ЧРО ВОИ реализует программу реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию людей с ограниченными возможностями, на активизацию и формирование активной жизненной позиции инвалидов. В течение 15 лет организует и проводит совместно с органами власти и местного самоуправления межрайонные и областные спартакиады, фестивали художественного творчества.

У ЦРО ВОИ налажено продуктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Читинской области, общественными организациями региона. В течение 2004 года ЧРО ВОИ, используя собственные средства, выполнялся проект "Город, доступный для всех", результатами которого стало обследование и описание более чем 400 объектов социальной инфраструктуры города Читы на предмет доступности их для инвалидов, создана база данных на объекты.

ЧРО ВОИ - участник межрегионального проекта "Ничего для нас без нашего участия" по созданию безбарьерной среды. С 2006 года специалисты ЧРО ВОИ участвуют в процессе согласования проектируемых зданий на предмет их доступности для инвалидов. Правлениями местных организаций ЧРО ВОИ, правлением ЧРО ВОИ за 206 года оказано материальной помощи на сумму более 1 млн. рублей. Это продукты, одежды и денежные средства.

Традиционными стали Слеты молодых инвалидов Читинской области, областные и городские спартакиады инвалидов, фестивали художественного творчества, молодежные дискотеки.

Общественными организациями делается большой вклад в жизнь каждого инвалида, участвуя в жизни общества человек с ограниченными возможностями не чувствует себя отчужденным от общества, а становится его полноправным членом.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»-2015

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

«Тема подростков – инвалидов

в произведениях художественной

литературы».

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать, как воспринимает мир мальчик, автор находит эпитеты и олицетворения: звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей.

Мальчику повезло. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе талант, дарованный ему природой. Два человека приняли особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Нежность и поэтичность матери, и мужество старого воина помогли Петру узнать мир. Роль дяди в воспитании племянника неоценима. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку”. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника и не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалида: один без ног, у другого - отсутствует зрение. Бывший гарибальдиец не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». Максим постоянно добивался, чтобы племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями юношу не покидает мучительная мысль о том, что злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует нечто общее в своей судьбе с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но есть и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке. Разобраться во всем поможет Петру дядя Максим. Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим. Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...» - бросает он племяннику. По совету дяди Петр уходит странствовать со слепыми. После долгого мытарства, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых молодой человек узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась:

« как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. В течение долгих месяцев Петр боялся, что родившийся ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит, несомненно», - «будто прожгли в мозгу огненную дорогу».

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства. Боюсь предположить, что было бы с подростком, если бы он родился в простой крестьянской семье?

Страшными периодами в истории нашего народа были революция 1917 года и Великая Отечественная война. Безусловно, что жили в это время дети-инвалиды, но, к сожалению, мне не удалось найти ни одного художественного произведения, рассказывающего о судьбе подростков. Видимо, факты из жизни таких детей просто-напросто утаивались или не доходили до массового читателя. Меня все чаще мучает вопрос, куда подевались со всех улиц больших и маленьких городов СССР в течение одного- двух лет после войны все инвалиды, «попрошайки», среди которых было много детей. Возможно, их вывезли за пределы городов, поселили в интернаты, специальные дома, чтобы не омрачать «светлый облик социализма»?

2. Произведено устройство пандуса и расширение дверных проемов во входной группе МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота».

3. Для престарелых и инвалидов в районе приобретен микроавтобус с устройством низкой посадки-высадки.

4. В МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» на базе отделения дневного пребывания функционирует группа дневного пребывания для детей-инвалидов.

5.С целью формирования активной жизненной позиции людей с ограниченными возможностями была организована выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Мое творчество–мои возможности», приуроченная к Году равных возможностей.

6.Проведена праздничная игровая программа для детей с ограниченными возможностями «Большие возможности». На мероприятии присутствовали 26 человек.

7. В рамках Международного дня инвалидов 26 ноября 2011 года на базе ЦКиД была проведена праздничная программа «Передай добро по кругу» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В торжественной части программы выступил Глава района, где от себя и от имени губернатора ЯНАО, обратился к детям с добрыми словами, затем были вручены подарки

8.В Центральной районной библиотеке для детей с ограниченными возможностями был организован час творчества «Пусть каждый смело нарисует всё то, что его интересует!» (к 110-летию Уолта Диснея).

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все это изменит отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно не только говорить об инвалидах, их проблемах и достижениях, но и правдиво рассказывать о судьбе детей – инвалидов в произведениях художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо, прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций. Такие произведения, я надеюсь, изменят наше общество в целом. В России инвалид, ведущий активную полноценную жизнь, пока, скорее, исключение, чем норма. Треть инвалидов не выходят из дома, большинство не имеют законченного среднего образования , не говоря уже о высшем. Причина не в отсутствии способностей и желания, а в отсутствии условий. Сегодня основной задачей нашего правительства является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Такое обучение позволит:

Избежать помещения детей в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье;

Обеспечить их постоянное общение со здоровыми детьми;

Способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их и интеграции в общество.

Я больше чем уверена, что это даст положительный результат. Хочу рассказать об одном ученике нашей школы Васе С. Он инвалид с детства. Безбарьерная среда в образовательном учреждении обеспечила полноценную интеграцию подростка. Сегодня он не только успешно учится в 10 классе , но и работает в должности звукорежиссера. В будущем он мечтает открыть свою звукозаписывающую студию.

Хочется верить, что 119 тысяч детей с ограниченными возможностями найдут свое место в жизни.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

3. Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

4. »Дети подземелья», Москва, 2000 год.

Димкино волшебство

Сегодня, сын, я расскажу тебе настоящую волшебную новогоднюю сказку про мальчика Димку, который научился делать волшебство своими руками. Димка жил в большом многоквартирном доме на пятом этаже. Совсем недавно родители подарили Димке на День Рождение новый ноутбук, которым Димка очень гордился. Ни у кого из его друзей во дворе такого не было. И все ребята завидовали Димке. Однажды Димка возвращался из школы раньше, чем всегда. Вернее уроков совсем не было. Учительница заболела и всех отправили домой. Димка вприпрыжку несся по двору, предвкушая как он сядет за компьютер и наиграется от души. Около своего подъезда он неожиданно наткнулся на маленького человечка, который сидел в коляске, весь укутанный пледом. Человечек выглядывал из под шапки, натянутой до самых бровей. Димка остолбенел! Он никогда не видел этого мальчишку! “Ты кто?” – удивленно спросил Димка. “Я – Андрюша!”- голос у мальчишки был тихим. Он явно стеснялся. “А ты чего такой большой, а в коляске сидишь?” – Димку распирало любопытство. Ведь мальчишка явно его возраста, а в коляске. Андрюшка вздохнул, как-то весь съежился и еще тише сказал -”А я ходить не могу. У меня ноги больные.” “Ну, ты Андрюшка даешь!”- распалился Димка -”Как это не можешь? Так ты встань и иди!”. Потом шмыгнул замерзшим носом и спросил: – ” Ты хоть в школе-то учишься?” Андрей совсем залез в свой кокон из пледа так, что его голос совсем стал еле слышным: ”Нет! Я наверное в следующем году буду учиться. Ко мне будет учительница приходить домой, потому что я инвалид. Так мама сказала”. Димка просто онемел. Он во все глаза смотрел на Андрюшку. Что такое инвалид Димка не знал. “А давай пойдем ко мне! Поиграем в компик! – неожиданно для себя выпалил Димка. Глаза у Андрюшки загорелись, но тут же потухли: “Я не могу! Я же не смогу по лестнице подняться”- печально произнес он.- “Нам с мамой поэтому на первом этаже квартиру дали. Да я и не умею на компьютере играть. У меня его нет! Мама говорит, что когда заработает много денег, тогда купит мне компьютер. Я жду! Я даже письмо Деду Морозу написал, чтобы он мне подарил компьютер. Мама сказала, что обязательно пошлет ему мое письмо.” Димка уже изрядно замерз, но уходить как-то совсем не хотелось. Но, тут из подъезда вышла женщина. Она пощупала нос и щеки Андрюшки, улыбнулась Димке и укатила коляску в черную дыру подъезда. Дома Димка себе места не находил. Ему даже расхотелось играть. Он еле дождался родителей с работы. За ужином Димка рассказал о своей неожиданной встрече. Оказалось, что родители знали об этом мальчике. Мама объяснила Димке, что значит инвалид и сказала, что этого мальчика выводят гулять, когда все дети в школе. “Мама! А может Дед Мороз подарить Андрюшке компьютер?” – пристал Димка к маме, которая мыла посуду. “Очень сомневаюсь!”- сказала мама- “Таких как Андрюшка у Деда Мороза много. Компьютеров на всех не хватит. А у Андрюшкиной мамы вряд ли и столько денег появится. Ведь до Нового года осталась всего неделя.” Тут вмешался папа: -”Сын! Ты уже почти взрослый. Тебе уже 7 лет! Ты уже должен понимать, что чудеса делаем мы сами, а не Дед Мороз!” “Неправда, неправда!”- чуть не плача думал Димка -”Дед Мороз есть! Он поможет Андрюшке!” Всю неделю Димка был сам не свой. И хотя он больше не видел Андрюшку, этот мальчишка просто не выходил у него из головы. Перед Новым Годом Димка вдруг успокоился и занялся каким-то делом у себя в комнате. Он притащил большую коробку, которую нашел на заднем дворе магазина. Обклеил ее старыми новогодними открытками и разными картинками. Для этого он разрезал книжку “Волшебные сказки”, которую ему читал папа, когда он был еще маленьким. В последний день перед Новым Годом, Димка сидел и смотрел на свой новенький ноутбук, потом вздохнул, погладил его и положил в разукрашенную коробку. Перевязал коробку ленточкой, которая осталась от подарков на день рождение. В новогоднюю ночь Димка еле дождался, когда родители с гостями усядутся за стол. Он тихо выскользнул с коробкой за дверь. В подъезде было темно. Из квартир неслись веселые голоса. Димка спустился на первый этаж. Затаив дыхание, он поставил коробку у Андрюшкиной двери, позвонил в квартиру и быстро побежал вверх по лестнице. Остановился на втором этаже и затих. Он слышал как открыли дверь. Кто-то ойкнул и дверь закрылась. Димка вновь спустился. Коробки не было. Сердце Димки сильно стучало. Казалось, что вот вот оно вырвется из груди. Он проскользнул в свою квартиру, наполненную веселыми голосами и запахом ели. “Ты где бегаешь?” – весело спросил отец- “А ну, сынок, посмотри, что там Дед Мороз тебе под елку принес!”. Димка заглянул под елку. Там лежали несколько пакетов. Самый большой был Димкин. В пакете были красивые шапка, шарф и варежки. Всю ночь Димка плохо спал. Нет, не потому, что за стенкой пели и веселились. Димку била непонятная дрожь. Ему снился Дед Мороз, который то грозил ему пальцем, то кружил его в хороводе вокруг елки. Утром, пока родители спали, Димка взял свои новые шапку с шарфом и спустился на первый этаж. Он долго мялся около Андрюшкиной двери, но все таки решившись, позвонил. Дверь открыла Андрюшкина мама. “С Новым Годом!”- почти одновременно произнесли мама Андрюшки и Димка. Женщина заулыбалась: “Андрюша! Это к тебе!” Андрюшка выкатился на коляске из комнаты. Его огромные глаза на бледном лице счастливо горели. “Дима! Я такой счастливый! – заикаясь от восторга говорил Андрей- “Дед Мороз есть! Он взаправду есть! Он получил мое письмо! Он прислал мне компьютер!” Андрюшкина мама наклонилась к Димке и прошептала:”Представляешь, я не верила в Дедов Морозов, а они оказываются есть! Я сама не верю в это чудо. Но, сегодня ночью мы получили в подарок компьютер в праздничной коробке! Ты знаешь, Андрюшка пишет стихи. Ему этот компьютер очень нужен!” Димку вдруг неожиданно захлестнула волна необъяснимого счастья. Он готов был прыгать и кричать от радости. “Вот!” – ликуя произнес он – ” Я знал, я знал, что Дед Мороз есть!” “А это тебе Андрюшка от меня, чтобы ты не мерз на улице, когда мы будем с тобой гулять!”- и он протянул Андрюшке свой новогодний подарок. Андрюшка был счастлив! Он крутился на коляске в неповторимом, сумасшедшем танце, а Димка прыгал вокруг него, крича “Ура Деду Морозу!” Потом Димка пообещал Андрюшке приходить к нему все зимние каникулы и учить его пользоваться компьютером. Окрыленный и счастливый Димка вернулся домой. Родители уже его ждали. “Ты где был?” – строго спросил его отец – “И где твой компьютер?” “Его Дед Мороз унес к Андрюшке!” – смотря прямо в глаза отцу, твердо произнес Димка- “Андрюшка инвалид, он живет на первом этаже, я вам про него рассказывал.” Родители переглянулись. Вдруг отец улыбнулся и прижал к себе сына. “Я горжусь тобой, сын! Ты растешь настоящим волшебником!” Теперь каждый год Андрюшка пишет Деду Морозу письмо. Он ничего не просит, только искренне благодарит Деда Мороза за то, что он подарил ему волшебный новогодний подарок – настоящего друга. Вот, сын, и вся сказка. Знай, что в новогоднюю ночь происходят самые невероятные волшебные события. И, иногда, мы тоже бываем к ним причастны.

3 декабря - Международный день инвалидов. Часто инвалидов называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Однако, многие из них обладают невероятной силой духа и живут такой насыщенной и интересной жизнью, что нередко их пример заставляет людей с «неограниченными» физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни.

Сила воли и духа, мужество в преодолении трудностей, позволяет людям с ограниченными физическими возможностями добиваться больших успехов в разных областях деятельности, вести активный образ жизни и покорять сложные вершины на своем пути. Люди, которые по каким-то причинам прикованы к инвалидным коляскам или постели, смертельно больные, находят в себе силы для того, чтобы жить, радоваться жизни и заниматься творчеством. Желание жить оказывается сильнее смерти. Они очень любят жизнь, ценят и радуются каждому прожитому дню. Именно о таких людях наша подборка книг. И начнем мы со всем известной классики советского периода.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти слова, произнесенные Павлом Корчагиным, главным героем романа Н.Островского « Как закалялась сталь» в полной мере отражают позицию самого автора. В 24 года после тяжелой болезни он теряет способность двигаться и видеть. В таком состоянии решает написать роман о необыкновенном времени, включающем первую мировую войну, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героя романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения. Автор стремился показать, как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия романа, говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Роман приобрел большую известность и стал настольной книгой ни одного поколения молодых людей, как пример невероятного мужества.

Повесть о настоящем человеке Бориса Полевого прославила автора и его героя на весь мир. Идет Великая Отечественная Война. Алексей Мересьев, самолет которого сбит в тылу противника, вынужден с поврежденными ногами идти, а затем ползи к линии фронта. Пытаясь добраться до своих, Алексей обмораживает ноги, которые впоследствии ампутируют. Для пилота истребителя, который не может жить без неба, это не просто конец карьеры - потерян смысл жизни. Но Алексей не сдается и прилагает все усилия, чтобы вернуться в небо.

«Повесть о настоящем человеке» - это история о недюжинной силе воли и о том, как вопреки всему человек исполняет свою мечту.

Еще одно произведение, посвященное жизненному подвигу человека, пережившего страшную трагедию, – книга Владислава Титова « Всем смертям на зло». Повесть Владислава Титов во многом автобиографична. Автор ее - в прошлом шахтер, горный мастер, - рискуя жизнью, предотвратил катастрофу в шахте. Он лишился обеих рук, но не покорился судьбе, сумел выстоять и найти свое место в жизни.

Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей- то злой воли, но даже самая причина несчастья скрыта где- то в глубине таинственных и сложных процессов жизни. Думаю, многие из вас узнали повесть Владимира Короленко « Слепой музыкант». Короленко написал много прекрасных произведений. В повести «Слепой музыкант», впервые опубликованной в 1886 году, В.Г.Короленко ищет ответ на вопрос, что такое человеческое счастье. Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

Героиня романа грузинского писателя Нодара Думбадзе так же лишена возможности видеть окружающий мир. Единственное на что реагируют ее глаза – это солнце. Хатиа- всегда знает, в какой оно стороне. Сама повесть о жизни в грузинской деревушке в предвоенные и военные годы. Главный герой, Сосо, воспитывается тетей, учительницей русского языка. Его родители репрессированы. Сосо и Хатиа искренне дружат. Они вместе переживают все - от проблем собственного взросления до общей беды - войны. Они спасают жизнь бойца, о котором толком так ничего и не узнают, помогают жителям деревни выживать в голодные годы войны. И верят,что девочка сможет видеть. Один врач сказал ей, что, если она сможет видеть солнце, он вернет ей зрение…

Рома Смородкин может всё, что и его сверстники: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но несколько лет назад страшный случай усадил его в инвалидное кресло, наверное, только поэтому у него до сих пор нет настоящего друга. А друг – это иная жизнь, где может случиться всё. Дружба сразу похожа и на полёт, и на сон, и на тайну – на невозможное. История мальчика-инвалида, которого дружба с Серёжкой подняла на ноги, почти и не фантастическая. Владислав Крапивин частенько подкидывает скептикам возможность иной интерпретации своих произведений, другое, сугубо логическое объяснение. Так он делает и в повести «Самолёт по имени Серёжка».

Альберт Лиханов, писатель, который всю свою жизнь пишет о детях, попавших в беду. Повесть « Солнечное затмение как раз об этом.» .« Не родись красивой, а родись счастливой»… Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители - красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет - это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей - инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Посетит ли юных героев нравственное озарение?

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции » сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Все романы Валентины Мухиной- Петринской, в том числе и «Корабли Санди», учат читателей правильно жить, дают советы, как стать человеком, как сделать правильный выбор между добром и злом. Одним словом, воспитывают высоконравственного гражданина и человека. Всегда остаются актуальными эти философские вопросы. Ведь каждый человек рано или поздно пытается ответить себе: «В чём смысл жизни? Какой след оставить после себя? Как остаться милосердным? Где граница добра и зла?»

Ответы каждый ищет самостоятельно. Но помочь в поисках истины может и должен добрый и умный человек. Не одно поколение читателей было воспитано книгами Валентины Михайловны. Воспитанные в разных социальных условиях, герои показывают, как дружба и поддержка окружающих помогают преодолеть любые жизненные проблемы и трудности. Например, одна из героинь этой повести,Ата, не только победила слепоту, но и приобрела любимую профессию и семью.

«Встань и иди» – произведение, вскрывающее социально-психологические последствия второй мировой войны. В этом романе Эрве Базен воспевает мужество, усилие, побеждающее зло, борьбу за жизнь и за то, что делает жизнь прекраснее. Автор рассказывает о девушке, Констанции Орглез, попавшей под бомбежку и ставшей инвалидом. Она прикована к инвалидной коляске, но мужественно борется с недугом, да еще и старается помочь другим. Сколько силы в героине этой книги! Нам быть хоть сотую часть этой силы! Нам, имеющим всё, хоть часть силы Констанции, у которой к концу жизни двигались только глаза! Это же немыслимо… Она же, своим примером доказала, что здоровые люди часто сами себя ограничивают в возможностях, отказываясь от шансов, которые даёт им судьба. Неукротимой энергии Констанции хватает на то, чтобы перевернуть жизни окружающих её людей, дать им стимул, для использования своих возможностей. Констанция видит так же и те пути, по которым может следовать сама, она яростно хватается за каждую возможности принести окружающему миру пользу, оставить в душах, окружающих её людей яркий след. И ей это удаётся. Даже её вопрос социальному работнику звучит не «что вы мне дадите?»,а»Чем я могу помочь?» И она не отказывается от своих слов, берясь за любое поручение благотворительного общества и безропотно его выполняя.