Причины и лечение искривления осанки у ребенка. Нарушения осанки у детей и подростков

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Светлана Федорова
Михаил Цыкунов
Олег Малахов

Комментировать статью "Не спина, а знак вопроса. Нарушение осанки у детей"

Конечно, следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю - необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым, как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы – это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков. Главное - вовремя определить, является ли отклонения от нормы просто нарушениями осанки или сколиозом, прогрессирование которого очень сложно остановить. Если второе, то...

Красивая улыбка – залог успеха не только в личной, но и социальной жизни. Неровные, желтые зубы, а тем более отсутствие зубов не позволяют нам улыбнуться понравившемуся человеку, мешают улыбаться работодателю, в результате чего можно не получить престижную работу и упустить главную встречу всей жизни. Ровные зубы и правильный прикус дан человеку не только для красоты, но в первую очередь для того, чтобы качественно пережевывать пищу. Не полностью размельченная пища может привести к...

Мы двигаемся красиво, если включаем в свои тренировки (занятия, разминку, утреннюю гимнастику, лечебную программу...) упражнения на координацию и равновесие. Привлекающая взгляды походка и королевская осанка невозможны без проработанных мышц-стабилизаторов. И радостно то, что всё реально и достижимо, была бы мотивация!;) . Человек, у которого болит спина или суставы, не может ходить красиво по определению. И привыкать к боли - не выход. Старайтесь получить мнение специалистов вовремя, когда...

Наш ребенок постоянно горбатится, боюсь это может плохо кончится. постоянно над ним ходить и выпрямлять ему спину, не можем. только захожу в комнату, сидит как горбунок. Подскажите.

Обсуждение

Я тоже считаю, что дело в мебели, выберите подходящий стол и стул, плюс следите за тем, в какой позе ребенок спит

Для начала купите хороший стол и стул. именно на детей, а не старый СССР стол, который только испортит осанку вашего ребенка и может испортить здоровье в процессе.

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.

Осанка – это не просто красивое положение позвоночного столба, благодаря чему человек выглядит статным. Осанка влияет на функционирование многих внутренних органов. Наиболее часто с нарушением осанки сталкиваются еще в детском возрасте. Какие виды нарушения осанки у детей бывают, и как ее правильно сформировать?

Для начала необходимо понять, какое положение тела является для человека правильным:

  • голову человек держит прямо;
  • изгибы позвоночного столба физиологичные, равномерные;
  • лопатки и плечи – на одном уровне.

В этих простых истинах заключена огромная составляющая здоровья человека. Важное дополнение к предыдущему правилу – осанка должна быть для человека естественным положением тела, то есть никаких напряжений и усилий при этом он не предпринимает. Искривление осанки у детей случается чаще, чем у взрослых людей, и прогрессирование заболевания у них идет ускоренными темпами.

Во-первых, костная система ребенка очень гибкая, и это представляет опасность, ведь искривление может очень быстро достичь тяжелой стадии. Во-вторых, терапия детей представляет некоторую сложность, ведь юные пациенты не всегда осознают опасность того нарушения, которое у них имеется.

Необходимость длительного провождения времени за чтением книг или письмом только усугубляет ситуацию. Но если ребенок будет в точности соблюдать все рекомендации врача, то совсем скоро анатомия опорно-двигательного аппарата восстановится, и нависшие угрозы (последствия и осложнения искривления осанки) уйдут.

Виды нарушений

Осанка может быть нарушена в двух плоскостях. При отклонении ее влево или вправо говорят о сколиозе, или сколиотической осанке. Здесь все предельно понятно: одна сторона (бок, плечо и другие части туловища) расположена выше другой, то есть если провести невидимую линию на симметричных парных элементах (например, лопатках), то она не будет горизонтальной полу.

Есть еще и саггитальные деформации. Их разновидностей намного больше:

  • Плоская спина. При этом наблюдается сглаженность всех физиологических прогибов.
  • Шейный лордоз. Имеется изгиб в шейном отделе позвоночника.
  • Грудной кифоз. Спина у ребенка сильно вогнута внутрь. Грудь при этом, наоборот, напоминает форму колеса.
  • Поясничный лордоз. При этом состоянии физиологический лордоз в области позвоночника имеет гипертрофированные размеры, позвоночник в области поясницы сильно выдается вперед.
  • Круглая спина. Эта форма очень похожа на грудной кифоз, но дополнительно к нему у малыша имеется еще сглаженный физиологический поясничный лордоз.
  • Сутулость. Плечи ребенка сильно выдаются вперед относительно плеч.

Сутулость – наиболее часто встречающаяся форма искривления позвоночника у детей школьного возраста. Такого ребенка выдают покатые, выдающиеся вперед плечи

Из всех представленных типов наиболее часто встречается сколиоз, а также сутулость. Формирование осанки, равно как и нарушения, происходит очень медленно, но со временем процесс окостенения дает о себе знать, и формируется привычное положение тела ребенка, которое и называют его осанкой.

Причины

Как только ребенок сможет сидеть, начинается формирование его осанки, и от того, какие движения будут присутствовать в его жизни, зависит будущая анатомия позвоночного столба. Но существует ряд факторов, которые провоцируют неправильное развитие опорно-двигательного аппарата. Их делят на врожденные и приобретенные. К врожденным относят следующие причины.

Кривошея

Врожденная мышечная кривошея сопровождается наращиваем мышечных волокон (кивательной мышцы) с одной стороны. Обычно такое нарушение происходит только с одной стороны, но в редких случаях диагностируют и двухстороннюю врожденную кривошею. Лечение необходимо начинать уже со 2–3 недели жизни малыша. Чуть позднее мышцы уже могут достаточно окрепнуть, и тогда даже ортезы на шею ребенку надеть будет сложно.

Родовая травма

Так принято называть травмы, которые получает новорожденный во время прохождения родовых путей. При родовой травме позвонки и ребра малыша могут быть прижаты или придавлены, что скажется на развитии этого участка позвоночника. Сегодня неонатологи тщательно осматривают малышей, выносят свой вердикт, после чего малышу назначают лечение. Прогнозы по таким случаям – очень хорошие.

Дисплазия

Слабая развитость костей позвоночного столба замечают не сразу. У таких детей позвоночный столб несколько тоньше и слабее, чем он должен быть в соответствии с его возрастными и иными характеристиками. Если своевременно обнаружить такую проблему и приступить к ее решению, то можно достичь хороших успехов.

Проблемы с формированием позвоночника

Чаще всего говорят о внутриутробных нарушениях, а точнее – о генетических отклонениях. Есть ряд заболеваний, симптоматика которых предполагает неправильное развитие костной системы, а значит, младенец обречен на постоянную борьбу за свое здоровье.

Из всех этих причин только последняя крайне плохо поддается коррекции. Все остальное можно исправить упорным трудом в течение первого года жизни малыша. К приобретенным факторам, провоцирующим нарушение осанки, относят следующие состояния.

Скудное и нерегулярное питание

Недостаток витаминов и минералов в детском возрасте играет решающую роль в вопросе здоровья крохи. Особенно катастрофическим является недостаток витамина Д, кальция и фосфора. Витамин Д синтезируется в организме под воздействием солнечного света, но его не всегда бывает достаточно, да и не все современные дети проводят достаточное количество времени на улице.

При недостаточном поступлении витамина Д высока вероятность развития рахита и других заболеваний костной системы.

Отсутствие достаточной физической нагрузки

Многие системы в организме развиваются только тогда, когда их стимулируют внешними факторами. Так можно сказать, например, о мышцах, которые растут при достаточной физической нагрузке. Точно так же ведут себя и кости: они становятся крепче тогда, когда ребенок ходит, бегает, двигается, то есть занимается физкультурой.

Неправильно подобранная мебель для занятий

Это очень важный фактор, на который должны обратить внимание все родители. Большой письменный стол, за которым сидит папа, не годится для занятия его сыну – школьнику младших классов. Для выполнения заданий последнему приходится вытягиваться, напрягать шею и плечи, что не лучшим образом сказывается на формировании осанки. То же самое касается и стола, из которого школьник уже вырос. Сидя за низким столом, ребенку приходится постоянно нагибаться, опуская плечи.


Правильное освещение рабочего места – важная деталь для формирования красивой осанки. Освещение не должно быть тусклым. И также желательно, чтобы свет падал сверху или слева, но не справа от ребенка. В этом случае ребенку не придется прилагать лишние усилия на концентрации внимания при письме

Плохое освещение рабочего места

Если плохо светит лампа, то ребенку приходится напрягать глаза. Он инстинктивно поддается вперед, вытягивает шею, голову, а плечи при этом остаются сзади. Так формируется шейный лордоз.

Слишком мягкая постель

Далеко не все родители ответственно подходят к вопросу сна, и напрасно. Человек проводит во сне около 8 часов в день, а это треть жизни. В мягкой постели так приятно лежать, но никакой поддержки для позвоночного столба такая кровать не производит. В итоге позвоночник сильно прогибается, и искривление усугубляется.

Привычка читать лежа

Считается, что такое положение тела крайне негативно сказывается не только на формировании осанки, но и на зрении. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют читать только сидя.

Ношение тяжелых предметов (чаще – ранца или сумки) только в одной руке

Школьник инстинктивно при этом приподнимает это плечо и руку, и они оказываются выше относительно симметричных участков тела с другой стороны.

Некоторые заболевания

Так, остеомиелит, туберкулез, полиомиелит, красная волчанка и многие другие заболевания способствуют развитию сглаживаний и искривлений позвонков. Кстати, педиатры считают, что ранняя постановка малышей в ходунки и прыгунки также негативно влияют на формирование позвоночного столба, а также стопы, что чревато развитием, в том числе и плоскостопия.

Эти устройства необходимы для приучения крохи к жизни в вертикальном положении, но его организм должен достаточно окрепнуть, и тогда необходимости в дополнительных устройствах не будет.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Почти у 17% всех дошколят наблюдаются те или иные патологии развития позвоночного столба. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста не должно вводить родителей в уныние. Главное – вовремя обнаружить проблему и приступить к ее лечению. Кости дошкольника еще настолько эластичны, что исправление нарушения осанки вполне возможно. Массаж в этом возрасте считается очень эффективным средством.

Наконец, есть правила, соблюдая которые вероятность развития подобной патологии будет сведена к минимуму. Во-первых, приучать кроху к жестким матрасам. Не стоит присаживать малыша на мягкие подушки, где его спина примет круглую форму. Во-вторых, нужно укреплять мышцы живота.

Простое упражнение – выкладывание малыша на живот – способствует повышению тонуса брюшного пресса и формированию правильного крепкого мышечного корсета. Наконец, во время прогулки не стоит постоянно держать ребенка за руку. Для этого малышу приходится приподнимать одну руку, он, как будто, тянется к маме на ходу. Это способствует асимметричному развитию костного скелета.


Такое естественное желание – поддерживать своего маленького ребенка при ходьбе – может стать причиной для неправильного формирования осанки. Чтобы минимизировать вред, достаточно периодически менять руку, за которую родитель ведет малыша

Изменения у детей школьного возраста

Пожалуй, почти каждый родитель сталкивался с той или иной степенью подобной патологии у его ребенка школьного возраста. Современные дети крайне мало времени уделяют физическим нагрузкам, предпочитая им компьютер и телевизор. Конечно, это не может позитивно сказаться на развитии скелета.

Именно поэтому снижение физической активности – главная причина нарушения осанки у детей школьного возраста, причем это общемировая тенденция. Никаких особых секретов тут нет. Только изменив распорядок дня, можно получить здоровье. Режим ребенка должен быть сбалансированным относительно времени на отдых, занятия и физические нагрузки.

Нужно уделить внимание и питанию, добавив в него продукты с высокой питательной ценностью (не путать с калорийностью). Наконец, пребывание на свежем воздухе неизменно сопровождается движением, а значит – это лучший способ избавить ребенка от возможных проблем со спиной.

Как сформировать правильную осанку?

Не зря говорят, что профилактика избавляет человека от заболевания, а потому формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста должно начинаться еще в младенческом возрасте. Регулярный (1–2 раза в день) массаж крайне необходим крохе для укрепления костной системы. Ребенок пока почти не двигается, но его кости и мышцы уже будут чувствовать нагрузку, а значит, процессы в тканях будут протекать активно.

Когда малыш пойдет в детский сад, желательно привить ему любовь к физкультуре. В коллективе дети намного проще воспринимают необходимость проведения гимнастики. Они делают ее с удовольствием вместе с другими дошколятами, тогда как дома мало какая семья может похвастаться успехами на физкультурном поприще.

Для школьников терапия должна быть одновременно действенной и при этом интересной. К занятиям ЛФК можно добавить танцы, плавание, йогу или конный спорт. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с лечащим врачом относительно того, допустимо ли юному пациенту заниматься этим видом спорта.

Лечение и исправление

Как всегда, многое зависит от степени тяжести заболевания. Первая степень отлично поддается консервативному лечению. Вкупе с гибкостью костей результат можно увидеть уже спустя несколько дней. Вторая степень заболевания также поддается лечению традиционными терапевтическими методами. Однако ребенку придется приложить гораздо больше усилий. Кстати, результат будет виден не сразу, но это не говорит о бесполезности терапии.

Третья степень нарушения осанки считается очень серьезной. Традиционные консервативные методы тут бессильны, и ребенку требуется проведение операции. Четвертая степень представляет собой настолько сложные нарушения осанки у детей, что даже оперативные методы не в состоянии полностью их исправить. Хирурги стараются сделать все возможное, чтобы деформации причиняли минимальные неудобства ребенку в его жизни, но иногда избежать инвалидности не удается.

Исправить осанку у ребенка быстро и надолго не получится. Лечение – это процесс длительный, кропотливый. Методы терапии зависят от типа искривления у ребенка, от его возраста и других факторов. Есть золотой стандарт лечения нарушения осанки, который используется врачами:

  • ЛФК . Лечебная гимнастика – это основа терапии нарушения осанки. В самых простых случаях достаточно выучить комплекс упражнений, делать его и уже спустя пару месяцев можно полностью забыть о том, что у ребенка когда-то были проблемы с осанкой. Упражнения должны подбираться для каждого ребенка индивидуально.
  • Массаж . Общеукрепляющий массаж способен ускорить процессы восстановления нарушенной анатомии позвоночного столба. Он основан на разогревании, разминании и растирании мышц плечевого пояса и спины, благодаря чему восстанавливается лимфо- и кровоток. Некоторые мышцы укрепляются, другие – расслабляются. При сильных нарушениях осанки ребенку может быть показан и массаж у мануального терапевта. Оптимальный курс – 10 сеансов.
  • Физиотерапия . Здесь в основном применяются два метода: магнитотерапия и электростимуляция. Магнитотерапия улучшает клеточную проводимость, что косвенно повышает регенеративные функции. Электростимуляция необходимо для восстановления тонуса отдельных мышц, уменьшения диспластической симптоматики. Когда-то электростимуляцию мышц называли гимнастикой без движений, но заменять ею физкультуру нельзя.
  • Ношение ортопедических приспособлений . Научить ребенка правильной осанке сложно, в особенности если у него сформировалась стойкая привычка определенного положения тела. Помочь родителям с этой проблемой и детей помогут специальные корсеты (реклинаторы). Они призваны сводить лопатки ребенка ближе друг к другу, тем самым, плечи распрямляются. Подобные фиксаторы спинки наиболее хорошо исправляют сутулость.

И конечно, необходимо постоянно напоминать ребенку держать спину ровно, не сгибаться во время чтения или письма.

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография , КТ или МРТ позвоночника .

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза .

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж . Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Хочу продолжить тему об опорно-двигательном аппарате, а точнее поговорим о важном, о некоторых искривлениях позвоночника у детей в раннем возрасте. К сожалению многих родителей, это не проходит стороной и как не пропустить, чтобы вовремя принять меры, можете узнать в данной статье.

Правильная осанка это естественное положение тела в расслабленном состоянии и позвоночник при этом имеет правильные изгибы.

Давайте повторим анатомию, без понимания строения позвоночника трудновато понять, что же происходит с детским скелетом.

Позвоночник имеет два вида изгиба лордозный он первичный и кифозный- вторичный . У новорожденного нет никаких изгибов. Плод еще в утробе имеет С-образную форму, так как голова прижата к груди, а нижние конечности к туловищу.

Образование изгибов для будущей осанки.

Кифозный захватывает грудной и крестцовый отдел. Они выгнуты назад и сохраняются от общей изогнутости позвоночника. Формирование грудного изгиба начинается с почти с 6 месячного возраста, когда начинает сам сидеть и окончательно заканчивается до 7 лет.

Лордозный эта область шейного и поясничного отдела, выгнута (вперед) и они меняют изгибы. Шейный развивается сразу при поднятии ребенком головы, когда он лежит на животе. А когда ползает, стоит, ходит, развивается поясничный отдел с 9 месяцев и продолжает развиваться в школьном возрасте.

И чтобы правильно развивался и креп позвоночник у ребенка, вся ответственность лежит на родителях. За исключением внутренней патологии, травмах при родах и генетической наследственности.
В детском возрасте формирование скелета идет медленно и именно в этот период происходит искривление осанки у ребенка, на исправление, которой, нужно обязательно найти время.

Нарушений нет, если визуально прямая линия проходит по позвоночнику и между ягодичной ямкой.
Если видно, что голова отклонена набок, одно плечо выше другого, выпирают края обеих или одной лопатки, треугольник талии с одной стороны меньше чем с другой, ноги разной длинны, припухлость в виде горба.
Все эти признаки искривления позвоночника. Немедленно к педиатру, который направит к ортопеду, чтобы назначить лечение.


Кифотическая осанка у детей и ее причины

Бывают патологическое и физиологическое искривления позвоночника, врожденные и приобретенные.
Познакомимся с патологическим кифозом.

Встречается.

  • При развитии рахита.
  • При развитии туберкулезного спондилита.
  • Врожденный.
  • Приобретенный.
  • Слабость мышечного корсета.
  • Посттравматические искривления.
  • Ошибки взрослых.

Кифоз -это патологическое отклонение оси в сторону спины, а точнее сутулость или горб больше 30 градусов. Наблюдается при развитии рахита.

Но если ребенок еще не успел научиться ходить, а позвоночник уже не норма? Почему?

Рахит. Рисунок с пояснениями.

Огромное значение имеет деформация костной ткани при развитии заболевания рахита, нехватка витамина Д. Уже в 6 месяцев болезнь развивается, если пренебречь первыми симптомами. Его последствия просто колоссальны для всего организма ребенка.

Мы разберем только изменения опорно-двигательного аппарата, где затрагиваются хрящи, кости и происходит искривление позвоночника за счет мягких костей:

  • растет горб – рахитический кифоз;
  • деформация грудной клетки она западает или выпирает;
  • X или O – образное искривление ног;
  • развитие деформации тазобедренных суставов и плоскостопия даже хромоты, когда ребенок начинает ходить.

Рисунок рахитического кифоза.

При самых первых признаках наблюдается:

  • частая потливость,
  • пугливость,
  • зудящая кожа,
  • облысение.

Если заметили данные симптомы, нужно сразу обратиться к врачу, чтобы обследовать ребенка и исключить развитие рахита.

Могу успокоить мам, что практически все дети до 6 месяцев капризничают, поэтому есть дополнительные методы обследования.

Существуют и поздние признаки:

Задержка общего развития (не может поднимать голову, сидеть, ходить),
и самое главное не зарастает родничок. Примерно в 1 год и 2 месяца он уже должен затянутся.

Так что, на чеку быть просто необходимо.

Туберкулезный спондилит

Это заболевание поражает первым позвоночник, при попадании инфекции через кровь. У детей, первые признаки поражения костной системы, после инфицирования, начинаются через 3 года.

Если будущая мать, болеющая туберкулезом, стоит на учете, и принимает соответствующие лекарства, то в результате плод рождается здоровым. Редкий случай, когда ребенок в утробе может быть уже инфицирован палочкой Коха, а после рождении новорожденному делают БЦЖ. В случае если у матери открытая форма туберкулеза, то принимают меры предосторожности: одевается маска, или на какое-то время изолируют от матери младенца.

Развитие туберкулезного спондилита развивается до 7 лет.
У ребенка искривление осанки наступает при 3 стадии хронического спондилита. Симптомы размыты, но выдает хромота. Так как боли сильные, то дети жалуются на боли в животе, а не в области пораженного позвоночника, боль имеет опоясывающий характер.

Спондилит часто путают с рахитом, но отличия есть. Посмотрите таблицу.

Чтобы поставить правильный диагноз назначают рентген.

Физиологический кифоз — это небольшое отклонения от нормы до 30 градусов не больше и он не является дефектом. Во всех отделах он может быть только у младенцев в 2-3 месяца после рождения. В грудном отделе — до 7 лет, в поясничном отделе (крестце) – до полового созревания.Необходимо различать разновидности кифоза. При патологическом бывает дугообразный и угловой, прогиб по всей длине позвоночника. При физиологическом кифозе выпуклость только в одном отделе.

Врожденное искривление

Врожденный кифоз является следствием нарушения эмбрионального развития. Слабость мышечного корсета встречается у детей младшего и среднего возраста. Постуральный (осаночный ) кифоз развивается вследствие слабости или паралича мышц спины, при таких заболеваниях как.

  • полиомиелит (поражение спинного мозга при инфекционном заболевании);
  • опухоль позвоночника;
  • остеохондроз (очень редко).

Мышцы постепенно слабеют и не могут участвовать в движениях (повороты, наклоны). Атрофированные мышцы спины не удерживают позвоночник в полной мере и даже при небольших нагрузках он меняет свою форму.

Чтобы не усугублять состояние ортопед подбирает корсет определенной жесткости.

Посттравматические искривления

После травмы развивается угловая форма кифоза. Существуют причины по беспечности и из ошибок взрослых. Часто родители бегут впереди паровоза и стараются ребенка приучить сидеть, стоять, ходить очень рано, когда его костная система еще не окрепла. В результате большая нагрузка на слабый позвоночник приводит к различным асимметриям.

Нельзя!

  • Держать только за одну руку.
  • Носить на одной руке.
  • Ограничивать ребенка в движениях.

Необходимо правильно выбрать подушку и матрас для сна.

Искривление осанки у ребенка, лечение

При патологических кифозах обязательно назначают медикаментозное и санаторно-курортное лечение.

Для устранения кифоза у ребенка, нужно подобрать ровную жесткую поверхность.

При врожденных кифозах и посттравматических, чаще всего делают операцию. Возраст самого раннего вмешательства может быть, только с 6 месяцев.

Существует еще и постоперационный кифоз, поэтому нужно выполнять все рекомендации врача после хирургического вмешательства.

Ношение корсета различной жесткости, также помогает для лечения осанки, особенно при слабости мышц, во время выполнения определенной нагрузки. Но корсет нельзя носить постоянно.

Видео: «Упражнения при кифозе у детей».

Путь к исправлению осанки моей дочери

В раннем возрасте у дочери все было хорошо. Я регулярно делала массаж, профилактику плоскостопия.
Но вот настала школьная пора, выдали первые учебники, начались первые занятия. Собирая ранец, я определяла, что он намного превышает вес положенный ребенку в 7 лет. И тогда стала носить ранец в школу и из школы, что бы не нагружать ее спину. В тот период у меня работа была на дому, так что время позволяло.

Посещая собрания, я поняла, что носить тяжелый ранец это проблема всех первоклашек.

Мы с родителями договорились носить разные учебники один на двоих на урок. В общем, решали вопросы, насколько хватало фантазии.

К сожалению, я не уберегла дочь от сколиоза. В 10 лет был поставлен диагноз сколиоз 1 степени. Правое плечо ниже другого и лопатка чуть выпирала. Медсестра нашего участка посоветовала пойти к монуальщику ?

У мануального терапевта прошло несколько сеансов, дополнительно дал рекомендации регулярно заниматься лечебной физкультурой. Через полгода дочка снова к мануальшику походила. В итоге визуально искривления невидно, но совсем не прошло. А лечебной физкультурой занимается по сей день.

Последствия искривления позвоночника

С нарушением осанки со временем развивается , последствия которого крайне неприятны . Нарушается кровообращение, обмен веществ, происходит дегенерация позвоночника, что ведет к развитию остеохондроза и его осложнениям, часто образовываются межпозвонковые грыжи.

Деформируется грудная клетка, затрудняется работа легких, отсюда понижение иммунитета. Возникают болезни СС (сердечно-сосудистой), дыхательной системы и ЦНС (центрально-нервной системы).

При слабости мышц брюшного пресса, при сильном прогибе в поясничном отделе происходит опущение желудка и кишечника, развиваются запоры, возникают сильные боли в спине. Ребенок быстро устает, развивается нервозность, за счет мышечных спазмов появляются головные боли. С периодом роста наблюдается искривление таза.

Профилактика

Для профилактики рахита и укрепления костной системы детям рекомендуют солнечные ванны, рыбий жир.

Чтобы позвоночник правильно развивался и укреплялся, дети должны активно двигаться с первых дней жизни. Познавая все вокруг в движении (ползая, бегая, прыгая), они тем самым развивают все отделы позвоночника одновременно.

Игры на воздухе закаливают организм, повышают иммунитет. Не забывайте с детьми принимать участие в прогулках, кататься на велосипедах, санках, лыжах, коньках и т.д. Научите детей делать регулярные упражнения для укрепления мышечного корсета. Занятия на , помогут улучшить кровообращение и предотвратить плоскостопие.

Необходимо правильно оборудовать место для занятий. Иметь стол и стул соответствующий росту ребенка и хорошее освещение. С раннего детства приучить его к распорядку дня и все в вашей семье будет замечательно. «Когда у детей все хорошо, то у родителей еще лучше!», есть такая поговорка.

Дочитав статью до конца, теперь вам известно, какие и отчего бывают некоторые причины искривления осанки у детей. Можете самостоятельно отличить, какого вида бывает кифоз при рахите и спондилите.
И что делать, какие меры профилактики соблюдать, чтобы не навредить дорогому малышу.

Статью на этом заканчиваю.

А если ваши друзья ждут малыша или стали родителями, информация им будет полезна. Поделитесь с друзьями.

Подпишитесь на обновления.

Берегите себя и своих детей!