Работа со здоровыми детьми по преодолению барьеров и стереотипов в отношении инвалидности как условие успешного перехода к инклюзивному образованию. Дух не бывает инвалидом

Рыжачков Анатолий Александрович

ЧАСТЬ 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

IV. ​Актуальные задачи и КАК их решать творческой личности?

1. Приемы реабилитации, попытки компенсировать недостающую функцию.

Таблица № 1

Направления решений

Примеры

Выработка навыков компенсации

Пример 20:
«Занимаясь, математик не совершает сложного пути мелких ассо-циаций, а сразу делает как бы «прыжки» от одного представления к другому, которое связано у него ассоциациями, вызывая одно, дру-гое. По себе я знаю, что, обладая довольно умеренной памятью, нуж-ной для таких вещей, как, например, запоминание стихов, изучение иностранных языков, я обладаю исключительно хорошей ассоциативной памятью, которая дает мне возможность заниматься мате-матикой ».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012. - Стр. 89

Пример 21:
«Зрячий скульптор при работе над историческим портретом в значительной мере связан с произведениями многих художников, преднамеренно или невольно соотносит с ними свою работу и нередко подпадает под их влияние. Только наиболее талантливый способен переплавить в своем сознании вершину образцов и создать новый, неповторимо индивидуальный образ.
Слепой всегда как бы заново, первозданно творит образ. Обостренная же способность хра-нить и «видеть» прежние зрительные впечатления позволяет ему передавать портретное сходство ».
Г.М. Кустов "Лина По: Жизнь и творчество слепого скульптора" - М.: Редакционно Издательский отдел ВОС 1978г. Стр. 43

Пример 22:
«В первый момент, когда знакомятся со мной, мне подают только руку, как это принято везде. Пожав протянутую мне руку, я должна обратить на нее внимание и запомнить не только особенности кожи (ее гладкость, грубость, теплоту, влажность, сухость и т.д.), но и форму руки и характерные особенности рукопожатия. А что у каждого человека свое особенное, характерное рукопожатие, с этим, наверное, все согласятся. У одних людей крепкое и энергичное, у других — вялое, безразличное (или, как я выражаюсь, безличное), у третьих — нежное, мягкое, располагающее и вызывающее чувство симпатии к данному человеку».
Как узнаю людей. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 206

Адаптация рабочего пространства/ режима

Пример 23:
«Но теперь ей надо было питаться по часам, и специально для этого в спектакли вводили мизансцены с продуктами . Актриса доставала из кармана апельсин и тихонечко его чистила в углу сцены. И действие останавливалось - зрители смотрели только на нее и начинали хохотать в предвкушении какой-нибудь умопомрачительной репризы. Партнеры терялись. А Богданова-Чеснокова всего лишь чистила апельсин...».
Капков С.В. «Короли комедии» - М.: Алгоритм 2003г. Стр. 210

Поиск (создание) средств компенсации

Пример 24:
«Плохо повинующимися пальцами слепой писа-тель сжимал карандаш и тщательно чертил букву за буквой. Часто строка наползала на строку. Потом он придумал папку-транспарант. В верхней крышке обыкновенной картонной папки для бумаг были вырезаны поперечные параллельные полоски шириною около восьми миллиметров. В папку вкладывали бума-гу, и вырезанные щели, которые легко было нащупать, вели карандаш прямой строкой».
Трегуб С.А. "Жизнь и творчество Николая Островского" Изд. 3-е - М.:Художествея литература 1984г. Стр.76

2. Намеренный отказ от помощи. Часто человека начинают жалеть, пытаться все сделать за него и т.д. В большинстве случаев это приводит к ущербности, работа прекращается.

Пример 25:
«Любопытно, что проводить курс реаби-литации Александру Павловичу сильно ме-шал... обслуживающий персонал госпита-ля. Слезливые причитания добрых нянечек деморализовывали ослепших. В результате вся работа тифлопедагога часто сводилась на «нет». Сколько раз Белорукову приходи-лось убеждать обслуживающий персонал держать свои эмоции при себе, да только не слушались его всегда готовые к жалости русские женщины…».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО "ИПТК"Логосвос", 2013. Стр. 550

Пример 26:
«Что ж, Ерошенко специально никому не сообщил о своем приезде — не желал, чтобы его опекали, водили за руку, как маленького . И показав таможеннику свой нехитрый багаж — мешок, гитару и пишущую машинку, слепец зашагал в сторону вокзала, который, как он по-нял, почувствовав запах паровозного дыма, был где-то совсем неподалеку».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. - Стр.49

3. Поиск помощников, принятие помощи. В идеале - это временная мера, в период адаптации.

Пример 27:
«Он штудирует книги и газе-ты, выискивая на их страницах сведения об известных незрячих. В этом ему помо-гают сестры-гимназистки Степановы. Со-глашение было взаимовыгодным. Девушки читали ему вслух и писали под диктовку, а он в свою очередь помогал им с классны-ми сочинениями ».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. -Стр. 496

Пример 28
«Лобачевский диктует своим ученикам Больцани и Попову «Пангеометрию». Они прилежно записыва-ют, но обоим кажется, что учитель сошел с ума. «Пангеометрия» выше их понимания, все созданное гением Лобачевского выше их понимания. Они просто добротные посредственности. Ученики — это только так...- Он диктует свою последнюю волю — «Пангео-метрию». Они записывают».
М. Колесников "Лобачевский" серия биографий ЖЗЛ - м.: Молодая Гвардия 1965. - Стр. 269-271

Выводы по разделу:

Актуальный вопрос - роль помощи и помощников в выстраивании деятельности. Казалось бы, хорошо, когда есть друзья/родственники, которые помогают, но эта помощь порождает и массу рисков. Например, после творческих успехов помощники начинают претендовать на «свой вклад» (хотя они только писали по диктовку), кроме того, развивается зависимость от помощников. Все же наиболее сильная стратегия - максимальный отказ от помощи.

V. Отношение общества к творческим Результатам.

У общества весьма противоречивое отношение к инвалидам: с одной стороны их жалеют, пытаются «помогать», с другой стороны считают их ущербными/некомпетентными. Формируется (по сей день так) мнение «каждому свое: пусть слепые поют, пусть калеки работают руками».

1. Пренебрежение (иногда осмеивание) из-за болезни, не пускают в профессию, отвергают результаты. Сильный ход - доказательство компетенции, испытания себя.

Пример 29:
«Однажды юношу позвали в дом управляющего име-нием Алексея Александровича Пермейского. Праздник был тогда какой-то, или просто Пермейские давали бал, но только по обширным владениям графа Орлова-Давы-дова разъезжали тройки и собирали «чистую» публику учителей, купцов, попов. Пригласили туда и Васи-лия Ерошенко: захотели послушать его скрипку. На балу Ерошенко чувствовал себя одиноко. Лилось дорогое французское вино, слышались шутки и смех, скользили по паркету пары, а он стоял на возвышении, прижав плечом скрипку, и играл, играл. Никто не заго-ворил с ним, для всех он был просто слепым музыкан-том. Ему все казалось, что у ног его звенят пятаки, словно это был не бал, а ярмарка».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. Стр. 28-29

Пример 30:
«По мере того как мать вкладывала в меня все больше сил, помогая мне, она приобретала надо мной все большую власть, все больше начинала ощущать меня как свою собственность, а ее любовь ста-новилась все более эгоистичной. Начиная со студенческих лет, мать стала ревниво следить за моими отношениями с женщинами и притеснять меня. Сперва эти при-теснения объяснялись естественной заботой матери о сыне, которо-го она хотела защитить от обиды, защитить от влияния дурных, по ее мнению, людей».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012. Стр. 24

2. Снисхождение из-за болезни. Формируется мнение «да, не плохо для слепого/глухого».
Сильный ход - отказ от снисхождение, работа и результаты, сравнимые с результатами здоровых.

Пример 31:
«У Александра Павловича скопился боль-шой, хотя и горький, опыт первого слепого журналиста России. Однако борьба за ку-сок хлеба, публицистика и общественная деятельность не могли отвлечь Белорукова от сокровенного - мечты о серьезной литературной работе. И вот как-то раз в од-ном уездном городке Костромской губернии встретил Александр Павлович тогдашнюю знаменитость, модного писателя и публи-циста, бывшего священнослужителя Гри-гория Петрова. Узнав о мечте Белорукова, писатель дал ему совет — для начала напечататься в каком-нибудь столичном изда-нии. Белоруков послал свои статьи в петер-бургскую газету «Русь», в московские «Утро России» и «Русское слово». Тщетно. Редакторы были глухи ».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. Стр. 502-503

Выводы по разделу:

Частая закономерность: поощряется незначительное творчество (что порождает у инвалидов ложную оценку самих себя, в конечном итоге приводит к агрессии), творчество высокого уровня отрицается (иногда здоровые начинают чувствовать себя ущербно, «как это он, инвалид, - смог, а я нет»).

VI. Модели выхода на результат.

1. Болезнь активирует ранее не задействованный ресурс.

У человека возникает запрет на привычные сценарии поведения - происходит сверхкомпенсация. Вырабатывается новая модель деятельности.

Пример 32:
«Гердт был из посвященных. На всех его работах детали звучания, смысла, жеста были бесчисленны и единственны для того жанра, в кото-ром он и данный момент творил. Жест - особый инструмент его мастерской. Руки Гердта, красивые, разговаривающие и ваяющие. Именно ваяющие нечто из пространства, из плоти пустоты, с их помощью слово обретало вещественность, зримостью. Действо наполнялось бытием к событием деталей».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. - Стр.76

Пример 33:
«Создавая свои картины, Мусатов искал возможностей сде-лать живопись столь же ритмично и рационально построенной и эмоционально насыщенной, как музыка. «Бесконечная мело-дия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи,— пи-сал Мусатов А. Бенуа.— Эта мелодия есть в меланхолиях север-ных пейзажей у Грига, в песнях средневековых трубадуров и в романтизме нашей русской тургеневщины. Во фреске этот лейтмотив — бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия. Мне так чудится, а выразить это можно не на эскизах, а только на больших пространствах, на стенах... Интересные соображения о взаимосвязи живописи Мусатова и музыки высказывает в своих воспоминаниях композитор С. Василенко: «Сюжеты русской природы, — сказал мне Муса-тов, — не играют у меня большой роли, это только предлог».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. - Стр. 75

2. Помощники компенсируют атрофированную функцию.

Модель 1 + подключается окружение (семья, друзья), готовые выполнять не ключевые функции, заменять недостающие органы. Часто это «манипуляция» не творческими близкими и организация процесса.

Пример 34:
«Я стоял возле станка, диктуя, насколько отступить от базиса, какой глубины и какой ширины делать паз, где какие соблюсти допуски и так далее. Я знал, что ошибаться мне нельзя, хотя приходилось держать в па-мяти огромное количество операций, их очередность, все размеры . Не спутать! Иначе пропадет весь труд».
Марголин М. В. «Я солдат еще живой» - М., Воениздат, 1976. Стр. 104

Пример 35:
«Для Павла Николаеви-ча построили небольшую конторку на есте-ственном берегу, да только долго он в ней не засиживался. С дочерью или с мальчиком-поводырем он обходил котлован и плотину, на слух определяя в какой стадии находят-ся работы и правильно ли они ведутся. До самого последнего дня Потоцкий не уходил с трудового поста».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. Стр.347-348

3. «Наверстывание». Создание системы ритма работы/обучения/планов/средств, компенсирующих потери из-за болезни.

Человек осознает необходимость сверхусилий, что для того же результата, что у здоровых, трудиться нужно больше. К творческой работе приплюсовывается холостая работа по реабилитации и компенсации. Тем не менее, для творца ВАЖНО показать, что он не хуже и его не надо жалеть.

Пример 36:
«Так уж сложилась судьба, что В. К. Блюхер не смог получить высшего образования. Поэтому он большое внимание уделял самообразованию, регулярно читал новейшую военно-историческую и военно-теоретическую литературу, был в курсе всего нового, что появлялось в военном деле. Того же командарм требовал от коман-диров и политработников, постоянно держал под конт-ролем уровень их личной огневой и тактической подго-товки. Блюхер считал, что только командиры и комис-сары, в совершенстве владеющие боевой техникой и Оружием, могут успешно обучать бойцов. Сам он отлич-но стрелял из всех видов оружия, умел рассчитать дан-ные для стрельбы артиллерии с открытых и закрытых огневых позиций. Командарм часто внезапно появлял-ся на стрельбищах, лично проверяя результаты стрель-бы командного и политического состава».
Дайнес В.О. "В.К.Блюхер - страницы жизни (к 100-летию со дня рождения). - м.:Знание, 1990 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Защита отечества" №9). Стр. 40-41

Пример 37:
«Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих. Когда зрячий человек видит издали корову, он говорит: «Гляжу я на нее, а она рыжая, вся в белых пятнах, у нее большие красивые глаза…» О той же корове слепой будет говорить теми же словами, как и зрячий, но, если он станет описывать непосредственные ощущения и восприятия, то скажет: «Я осмотрел руками эту корову, у нее шерсть гладкая, мягкая, я ощупал ее ноги, голову, нашел на голове рога, которые показались мне на ощупь такими твердыми».
Скороходова о себе. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 21-24

4. Творчество концентрируется на компенсации недостатка.

В творчестве человек отражает свой недостаток, как бы «создает мир, в котором он здоров».

Пример 38:
«А куклы в театре Образцова, которые «водил» артист, обретали гердтовскую пластичность, его биомеханику. Сергей Аполлинарьевич Ге-расимов. Наблюдавший Гердта во время работы за ширмой кукольного театра, писал: «Он отдал ей (кукле) всё - жизнь, опыт, иронию, он словно бы становится рабом созданного им феномена. Но в этой кукле живет он сам ».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. Стр. 40

Пример 39:
«Теперь на его полотне, да и на всех последующих полотнах — «не фрагмент», не воображаемый вырез из какого-то более крупного целого, а замкнутая в себе целостная сцена». Им-прессионистическое пространство в картине он впервые по-беждает, выстраивая свое пространство — «более сложное, расчлененное, организованное... Впечатлению неустойчиво-сти на полотнах импрессионистов... противопоставлена строгая уравновешенность, пропорциональность, соразмер-ность классического построения ...».
Шилов К. В. «Борисов-Мусатов» - М.: Мол. гвардия, 2000. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.Вып.781). Стр. 242

5. «Надрыв» - игнорирование болезни.

Как правило, бывает при поздней болезни, новые навыки и компенсация не вырабатываются. Начинается процесс выжать из себя максимум, «я все еще такой же как прежде». Борьба с болезнью, ее игнорирование.

Пример 40:
«И все же он работает. Работает все время. Работает через силу, сквозь усталость и нежелание. Он смутно ощущает, что нельзя попустительствовать собственной подавленности, что един-ственный выход из этого состояния — работа, еще и еще раз ра-бота. Гоголь, который из-за почти неизменно дурного здоровья и частого тяжелого душевного состояния никогда не мог себе по-зволить роскоши ждать вдохновения, говорил, что ежели в ка-кой-то день не работается, то все равно надо брать в руки перо и выводить хотя бы «Николай Васильевич Гоголь, Николай Ва-сильевич Гоголь...». И так до тех пор, покуда не проснется мысль, разбуженная рукой. Брюллов, человек вообще-то крепкого нрав-ственного здоровья, сейчас, впервые в жизни попав в полосу тяжелого спада, инстинктивно ищет спасения только в том, чтобы регулярно, непременно, во что бы то ни стало работать, постоянно что-то делать. Фигурально говоря, некоторые его работы того вре-мени в какой-то мере и представляют собой то самое гоголевское «Николай Васильевич Гоголь...». Можно было бы пойти более лег-ким путем: впять благоразумным советам отдохнуть, ничего не делать вовсе какое-то время. Для него это было неприемлемо, его деятельная натура искала восстановления сил в действии, в работе».
Леонтьева Г.К. "Карл Брюллов" - 2-е изд., доп.- Л.Искусство 1983 г. Стр. 121-122

Выводы по разделу:

Общая стратегия: Инвалиды, достигшие творческих успехов, как правило, занимаются не «профильным инвалидным творчеством». Т.е. делают то, что им противопоказано, даже вредно: Брюллов, Кустодиев, Борисов-Мусатов - заболевания опорно-двигательного аппарата, при этом по 12 часов стоят у холста; Островский - писатель, который не слышит, не видит и не двигается; Гердт - в 75 лет (уже в острой стадии болезни) карабкается на балкон (в роли Мефистофеля); Батюшков - потомственный сумасшедший, занимается «фантазерством».; Ерошенко - слепой путешественник и т.д. Часто, эта вредность только помогает и недуг усиливает творчество.

VII. Инвалиды в творческих коллективах.

1. Инвалид делает старт, подготавливает почву, но не успевает из-за болезни, развивает уже другой.

Пример 41:
«Вопрос о взаимоотношениях Гаршина и Чехова — во-прос не только биографический. Гаршин как писатель в значительной степени расчищал своим творчеством место чеховскому реализму, с жанрово преобладающим рас-сказом, лаконизмом фразы, емкостью силуэтно очерчен-ного образа, точностью скупой детали/
Несмотря на то, что писатели были современниками и не только знали о существовании друг друга, но горячо друг другу симпатизировали (это ясно из переписки каждого), личное знакомство, хотя и намечавшееся, так и не состоялось».

Латынина А.Н. "Всеволод Гаршин: Творчество и судьба" - М. Худ. лит. 1986. Стр. 214-215

2. Близкий человек заставляет работать (иногда из под палки).

Пример 42:
«Когда Зяма был уже безнадежно болен и терзаем болями, отхлынув-шими силами, сомнениями, только она умела сказать: «Замочка, надо». И он собирался. И как гумилевский герой, «делал, что надо». Она «учила его, как не бояться и делать, что надо». Хот этот маленький, хрупкий и немолодой человек и сам был мужественным до отваги. Но ведь и отважных оставляют силы.
За три месяца до кончины Зяма снялся в фильме по моему сценарию. Как? Это недостижимо - ему уже был непрост каждый шаг.
Видимо, Таня сказал: «Зимочка, надо. Ты должен оставаться в форме». А может и сам он решил, что нельзя потакать недугу. Да и дружбе он оставался верен, как умел это делать всегда.
Он вышел на съемочную площадку, и никто даже не заподозрил, че-го это ему стоило. И в перерывах он был Гердтом - праздником для всех, виночерпием общей радости».

Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. Стр. 74-75

3. Два инвалида вытягивают, поддерживают друг-друга, когда кризис у одного, другой - помогает, мотивирует, и наоборот.

Пример 43:
«Самые тяжелые в жизни Гнедича годы — пер-вые годы петербургской жизни. Затерянный в большой столице, фактически без средств к суще-ствованию, молодой человек много пережил и передумал. Единственной отрадой была дружба с К. Н. Батюшковым, близким по духу человеком . Гнедич был всего на три года старше Батюшкова. Друзья были почти неразлучны. У них был один круг знакомых, они откровенно делились своими мыслями. Читали друг другу свои произведения, нелицеприятно высказывая свои суждения о них. Регулярно обменивались стихотворными посла-ниями. У них были и расхождения в литературных взглядах».
Голубева О. Д. «Н. И. Гнедич»— СПб., 2000.— (Деятели Рос. нац. б-ки (Публ. б-ки)). Стр. 26

Пример 44:
«В середине 1935 года тяжело больной Беляев писал Циолковскому, что, не будучи в состоянии работать, обдумывает «новый роман — «Вто-рая Луна» об искусственном спутнике Земли — постоянной страто-сферной станции для научных наблюдений. Надеюсь, что Вы не откажете мне в Ваших дружеских и ценных указаниях и советах.
Простите, что пишу карандашом, — я лежу уже 4 месяца.
От души желаю Вам скорее поправиться, искренне любящий и ува-жающий Вас А. Беляев».
На оборотной стороне листка с трудом можно разобрать дрожащие строки, выведенные слабеющей рукой Циолковского:
«Дорогой Александр Романович.
Спасибо за обстоятельный ответ. Ваша болезнь, как и моя, результат напряженных трудов . Надо меньше работать. Относительно советов — прошу почитать мои книжки — там все научно (Цели, Вне Земли и проч.).
Обещать же, ввиду моей слабости, ничего не могу.
К. Циолковский».

Это было одно из последних писем ученого . «Вторая Луна» в память Константина Эдуардовича Циолковского названа была «Звезда КЭЦ».
Беляев А. Р. « Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 1. Романы. Повесть/Критико-биографический очерк А. Балабу- хи и А.. Бритикова; Рис. А. Громова. — Л.: Дет. лит., 1983. Стр.27

4. Инвалид - лидер (ядро коллектива).

Пример 45:
«Мусатов оказывается как раз тем человеком, который необ-ходим Товариществу . Его новаторская живопись придает осо-бый характер выставкам общества, а энергия и целеустремлен-ность способствует сплочению его членов. Мусатов становится признанным лидером Товарищества . Он берет на себя устрой-ство его выставок в Москве и Петербурге. Будучи глубоко убеж-денным, что началось «возрождение русского искусства», он стремится придать выставкам МТХ «европейский характер», «сделать характернее, тоньше их физиономию». На этих выстав-ках, «важных в воспитательном значении публики,— пишет он друзьям,— не надо одностороннего одного высокого искусства, одних картин. Надо и художественную промышленность сде-лать непременным условием выставок... Пусть Малютины, Го-ловины, Врубели и другие несут нам на выставку все, что так или иначе касается искусства. Нужна мебель, ковры, керамика... Пусть только каждой из этих вещей касалась рука художпика и в каждой проглядывала бы хоть какая-нибудь художествен-ная идея...».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. Стр. 56-59

Выводы по разделу:

Для того, чтобы коллектив был результативен, он должен строиться не на инвалидности (как принято в обществах инвалидов), а на деле. В противном случае, все скатывается к жалости, психотерапии и т.д.

ЧАСТЬ 3: ОКОНЧАНИЕ -

Многие уже слышали об Олеге Еремине - это его в апреле этого года попросили покинуть московский ресторан RoseBar , едва он туда вошёл, после чего история о предвзятом отношении к клиенту с двусторонней лучевой косорукостью облетела все СМИ. Но мы решили узнать карьерную историю конкурентоспособного специалиста, который сейчас работает аналитиком в отделе маркетинга крупной российской компании. На это место работы он пришёл недавно, потому что хотел чего-то нового после годового обучения за границей в бизнес-школе Insead (первое место среди бизнес-школ мира в 2016 году в рейтинге Financial Times). Свою поездку он профинансировал сам, взяв кредит на обучение.

- У школы Insead два кампуса - во Франции и в Сингапуре. И можно чередовать пребывание в них во время учёбы, но я весь год провёл в Сингапуре. Программа подразумевает обучение и летнюю стажировку, однако я вместо стажировки работал в одном стартапе c индийцами. Теперь у меня есть диплом MBA. Вообще степень МВА стоит своих денег, и в теории она должна стать основой для нового рывка в развитии карьеры.

Помимо этого диплома у Олега Еремина есть ещё дипломы бакалавра и магистра Московского физико-технического института (факультет прикладной математики) и два диплома Российской экономической школы - российского и международного образца.

За шесть лет карьеры Еремин поработал в трёх компаниях, в том числе в Unilever Russia. При этом он никогда заранее не мониторил организации, которые берут людей с инвалидностью. Поскольку в особых условиях работы он не нуждается, то выбирал компании с подходящими ему вакансиями, отправлял резюме, приходил на собеседования и уже там "продавал" себя.

- Мне никогда прямо не отказывали из-за инвалидности - разумеется, это запрещено законом и всегда можно спекулировать, говорить, что человек не подходит по профессиональным качествам. И ты не знаешь, что же на самом деле послужило причиной отказа. Я предпочитаю думать, что были кандидаты лучше, а не потому что кто-то не хотел со мной связываться. Хотя я знаком с одним человеком из "Перспективы", и он объяснил мне, что иногда нашему трудоустройству мешает законодательство. От работодателей требуется создание особых условий, и их это пугает. Например, как я понимаю, мой рабочий день должен быть на час короче, чем у всех. Один раз меня спросили на собеседовании, буду ли я на час меньше работать. Я сказал, что я про это правило даже не знал, меня это не беспокоит.

Выходит, что если компания соблюдает все законы, то для неё найм человека с инвалидностью - дело очень хлопотное. Законодательство часто требует того, что сложно или невозможно. Например, если сотрудник-инвалид работает в офисе, то на случай пожара для него должен быть оборудован специальный выход. Если его нет, то сотрудник не имеет права работать. И часто получается, что либо компания нарушает закон, когда нанимает человека с инвалидностью (даже если самому сотруднику с особенностями здоровья ничего не нужно и он может со всем справиться самостоятельно, как в случае Еремина), либо просто не нанимает из-за отсутствия подходящих условий.

Чтобы испытать себя, Олег Еремин часто принимает участие в различных спортивных мероприятиях, например в благотворительных марафонах, а однажды даже забрался на гору Кинобалу в Индонезии (больше 4000 метров).

- Мы собирались со знакомыми взойти на эту гору, но произошло землетрясение. И когда к подъёму можно было приступить, все уже разъехались в отпуска кто куда, а я отправился совершать подъём один. А однажды я прошёл пешком 40 километров, чтобы испытать себя. Мне нравится достигать новых высот. Кроме спорта я занимаюсь ещё некоторой общественной деятельностью, например помогаю РЭШ, проводя там различные тренинги, а ещё я состою в избирательной комиссии и работаю наблюдателем на выборах.

Кулапин Сергей, главный специалист отдела развития и сопровождения страховых систем департамента информационных технологий в компании "Согласие"

Сергей Кулапин лишился кисти правой руки в 19 лет в результате несчастного случая. Окончил МИФИ в 1998 году, работал в разных компаниях. Кроме того, параллельно преподавал компьютерную графику в школе IBM. С поиском работы, по его словам, проблем никогда не испытывал - только почему-то отказали в пяти компаниях подряд, когда на собеседованиях он говорил, что они с женой ожидают рождения второго ребёнка. Почему это смущало работодателей, до сих пор не понимает, причины назывались такие: "Вам нужна обстановка поспокойнее", "Вы как-то сомневаетесь в том, нужна ли эта работа вам" и прочее. Потому теперь он советует о личной жизни на собеседованиях не говорить. Чаще всего устраивался на работу по знакомству, но другим советует, если возможно, искать работодателя самостоятельно: "Когда ты чей-то брат-сват, ты всегда будешь испытывать дискомфорт, отношение к тебе будет другое".

- Когда я устраивался на работу в разные периоды своей жизни - я никогда заранее не предупреждал рекрутеров о своей инвалидности, не делал никаких намёков. Зачем это? Человека нужно оценивать по профессиональным качествам. И другим я тоже не советовал бы указывать в резюме или в письме о каких-то своих особенностях. Потому что я бы на месте работодателя задумался: если вы отводите "отдельную строку" описанию своей болезни, акцентируете на этом своё внимание, значит, в первую очередь это для вас самого проблема и помеха. А я всегда такой, какой я есть, мне нечего стесняться. И мне никто никогда ничего обидного не говорил, по крайней мере, в лицо. Общались спокойно, как это было бы с любым другим кандидатом.

Сейчас Сергей работает программистом в страховой компании "Согласие", там он уже 4,5 года. Сначала пришёл на должность ведущего специалиста отдела, через полтора года повысили до главного специалиста. Его обязанности почти не изменились - это скорее "статусное" повышение, которое отражает его опыт и заслуги. На этом месте работы Кулапин чувствует себя очень комфортно и в плане зарплаты, и в плане атмосферы на работе.

- С годами я понял, что особая забота - это как раз то, что делает тебя инвалидом. Не нужно опекать людей с особенностями, если они в состоянии выполнить действие самостоятельно. Не надо отодвигать стул, подвигать стол, резать хлеб, стричь ногти за человека. Отношение должно быть ровное, в положительной мере - безразличным. Я помню, первое время мне люди в метро место уступали. Сначала я очень злился, объяснял, что я весь день сидел на работе, что ноги у меня работают и т.д. Но потом понял, что люди просто растеряны, им хочется сделать что-то хорошее, но они не знают как, - и я просто даю им повод совершить доброе дело, чтобы они же сами себя почувствовали лучше.

Рабочее место у Сергея Кулапина совершенно обычное - только мышь находится слева. Причём никакими специальными возможностями Windows он не пользуется, хотя можно настроить мышь зеркально для левой руки, сделать залипание клавиш и т.д. По его словам, гораздо труднее тем, у кого нет обеих ног, слуха, зрения, например. А он только "чуть медленнее шлёпает по клавиатуре - не десятью, а пятью пальцами". Не велика беда, на работе это не сказывается.

- Да, я знаю, что на Западе "модно", когда всё обустроено для инвалидов, но я бы на это не равнялся. У них своя модель общества, а у нас своя. Чисто по-человечески отношение в России к инвалидам хорошее, мне нравятся люди, которые меня окружают. Да, весь мир для правшей и мне неудобно иногда открывать дверь и другие вещи делать, но я-то ладно. А вот как колясочники выживают - я не знаю. Вот я работаю на девятом этаже, а лифт ходит только до восьмого. Конечно, если бы у нас появился такой сотрудник, то я уверен, что придумали бы что-то, сделали пандус. Я вообще когда пришёл сюда устраиваться, отдел кадров чуть ли не от радости плясал (в хорошем смысле этого слова): у них была какая-то квота для приёма сотрудника с инвалидностью, какой-то балл себе заработали дополнительный. Меня такие вещи не смущают, я рад, что кому-то полезен, порадовал их. Но в большинстве компаний, наверное, скажут: "Да ну, зачем нам эти проблемы?"

При этом Сергей Кулапин считает, что не надо "терять голову". Когда человек без ног отправляется в экспедицию на Эльбрус - он должен в первую очередь здраво оценить свои возможности. Потому что если из-за него сорвётся в пропасть вся экспедиция - кому от этого легче? Так и в карьере: не надо доводить ситуацию до абсурда. Работа с удалённым доступом - это отличный вариант, и не надо чувствовать себя при этом ущемлённым. Полностью здоровые люди тоже часто работают из дома, если им это удобно, компьютер с интернетом у всех есть. Да, доказать самому себе, что ты способен на какие-то подвиги, - можно, но так, чтобы другие от этого никак не пострадали.

Максим Ефремов, эксперт отдела сопровождения работы с просроченной задолженностью "Юникредит банка"

Максим Ефремов по образованию экономист-финансист. Сейчас в его обязанность в основном входит взаимодействие с людьми - с клиентами, которые попали в трудные жизненные обстоятельства, в т.ч. и финансовые, и вместе с ними он пытается найти способы разрешения ситуации. Несколько лет назад он получил инвалидность, попав в аварию на мотоцикле. Сейчас он прихрамывает, поэтому ходит, опираясь на трость. Но проблем в работе это не создаёт, т.к. офис находится недалеко от метро.

- Когда я устраивался в банк, то рекрутер знал о моей особенности благодаря РООИ "Перспектива" и конкурсу для молодых специалистов с инвалидностью "Путь к карьере", в котором я участвовал. Но вообще говорить потенциальному работодателю заранее об инвалидности или нет - дело каждого, всё зависит от обстоятельств. Разные рекрутеры и соискатели бывают, человеческий фактор никто не отменял. На собеседовании единственным вопросом, имеющим отношение к этой особенности, было уточнение по поводу того, как я буду добираться до работы. В остальном весь диалог вёлся на профессиональные темы.

По словам Ефремова, в коллектив он влился быстро: люди очень доброжелательны, что называется, с большой буквы. В разных отделениях банка работает ещё несколько людей с особенностями здоровья.

- Касаемо ситуации с трудоустройством инвалидов в России я скажу вам так: некоторые вещи просто не сразу приходят. Зарубежные компании часто более лояльны к человеческим особенностям, многие российские компании в этом отношении менее пластичны, но, как говорится, вода камень точит. Так и мы общими усилиями будем двигаться в нужном направлении.

Белек Намчыл-Оол, специалист департамента по работе с персоналом "Юникредит банка"

Белек Намчыл-Оол имеет диагноз ДЦП, шаткая походка. Так же как и его коллега Максим Ефремов, он попал в банк через центр "Перспектива". В отделе по работе с персоналом есть ещё несколько человек с особенностями здоровья, поэтому процесс вливания в коллектив происходил легко.

- Я окончил факультет прикладной математики и информатики. По специальности начал работать ещё на втором курсе, и опыт четырёх лет лишь подтвердил мои мысли о том, что хочу сменить ИТ-сферу на что-то другое. Диплом - это основание, но не пожизненное бремя. В будущем я планирую получить ещё одно образование. Я хорошо владею английским, мой второй иностранный язык - это французский, а на итальянском и испанском я могу читать.

Сейчас в обязанности Белека входит полный менеджмент процессов обучения всех сотрудников банка и поддержка отдела обучения и развития персонала. Его р абочее место абсолютно ничем не отличается от других. Правда, однажды возникала мысль попросить кресло с ортопедической спинкой, но она осталась неозвученной.

- Излишней опеки со стороны начальства я не ощущаю. В самом начале работы директор департамента по работе с персоналом Джанлука Тотаро спросил, есть ли у меня особые требования, в каком ключе со мной лучше работать. Я попросил не уделять внимания моим особенностям, так как мой функционал не подразумевает того, чего я не могу физически сделать, поэтому проблем быть не должно. Весь коллектив и руководитель пошли навстречу, и с первого дня я понял, что мне будет комфортно. Но вообще банк - это место работы, а не реабилитационный центр.

По мнению Намчын-Оола, картина трудоустройства инвалидов в стране очень далека от идеальной или даже приемлемой. К сожалению, зачастую работодатель даже не доходит до этапа оценки компетенций. Возможно, что в столице обстоятельства немного радужнее, чем в регионах. Но тем не менее, как отмечает Белек, осознанно трудоустройством людей с инвалидностью в той или иной степени занимаются только крупные компании.

Елена Лиенко, ассистент по кадровому администрированию Unilever

По профессии Елена Лиенко - журналист, долгое время работала редактором на радиостанции. После получения инвалидности (у неё хроническая обструктивная болезнь лёгких с астматическим компонентом), работу искала по-разному, в основном просматривала объявления и записывалась на собеседования. Поначалу не предупреждала работодателей о своём состоянии здоровья. И часто уже на собеседовании получала или отказ, или формулировку "Мы вам перезвоним".

- В Unilever я устраивалась через центр "Перспектива", который занимается трудоустройством инвалидов. Я посчитала, что агентство лучше справится с поиском подходящей для меня работы. Теперь я работаю в должности ассистента по кадровому администрированию. В мои обязанности входит работа с кадровой документацией в части, которую может взять на себя ассистент. Мне нравится это занятие, и мне не трудно заниматься этой работой.

Работодатель пошёл на компромисс, и Елена Лиенко смогла работать по удобному ей графику. В коллектив она влилась не сразу, но это особенность характера девушки - ей проще выполнять работу самостоятельно, чем работать в команде. Со временем ситуация поменялась, и благодаря коллегам она смогла привыкнуть к командному взаимодействию.

- Я теперь меньше трачу времени на ненужные эмоциональные переживания по поводу моих физических недостатков и полностью могу окунуться в рабочий процесс. К тому же в нашей компании есть люди с таким статусом, и они все достойно работают на своих местах. Начальство относится к нам без предвзятости, нет лишнего внимания к нашим особенностям здоровья.

По мнению Лиенко, в России есть проблема с трудоустройством инвалидов. Даже в Москве, куда многие приезжают из других регионов, чтобы получить подходящую работу, устроиться со статусом инвалидности очень сложно. Тем более на тех условиях, которые удобны для такого сотрудника. Девушке повезло: её работодатель осознанно привлекает сотрудников с инвалидностью.

- Наша компания делает благое дело, так как поднимает самооценку людей с особенностями здоровья и даёт им возможность развиваться профессионально, а это очень важно для морального состояния человека с таким статусом.

Врачи давно пришли к выводу, что творчество – один из эффективнейших видов реабилитации людей с инвалидностью. При этом работы их нередко имеют и серьезную художественную ценность. О творческой деятельности подопечных Дома дневного пребывания для детей-инвалидов и достигнутых с помощью творчества успехах в реабилитации, социализации в обществе рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» председатель Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» Айшат Гамзаева.

Поощряется любой положительный результат

На сегодняшний день в Доме дневного пребывания для детей-инвалидов занимается 48 детей – инвалиды с множественными нарушениями, в основном неговорящие – около 80% детей неречевые, неконтактные. В основном это дети с расстройством аутистического спектра и синдромом Дауна, социально не адаптированные. По словам Айшат Гамзаевой, с начала функционирования центра – 2009 года, дети кардинально изменились.

«За все время, что они сюда ходят, а это с 2009 года, нам удалось научить говорить этих детей. Многие пришли к нам поздно, им уже было по 12-14 лет, а чем раньше начинается реабилитация, тем она эффективнее. Если бы эти дети поступили к нам хотя бы в 3-годовалом возрасте, мы бы больше смогли для них сделать и они, возможно, уже смогли бы ходить в обычные школы. Они все социально адаптированы, мы их можем выводить, например, в театр. Они могут вести себя в социуме, ярким тому подтверждением является участие в межрегиональном фестивале творчества детей-инвалидов, они могут выходить на сцену, участвовать в представлениях, а это была для них большая проблема – увидеть большое количество людей и не растеряться», – сказала собеседница.

Еще в 2010 году сотрудники центра не могли до конца реализовать эту идею, вплоть до недавнего времени. Но уже предыдущий год показал, что для детей никаких проблем в контактировании нет, уже нет комплексов. И даже если у них возникает какая-то проблема, они могут легче ее перенести. «Они освободились от этих оков, которые их держали. После фестивалей дети пребывают в эйфории, им это нравится, они видят, что на них смотрит много людей, что их ценят, понимают, любят – это очень много значит для наших детей. Наш центр основан больше на любви, чем на всем остальном. Ты отдаешь и получаешь одинаково», – подчеркнула она.

Айшат Гамзаева отметила, что методы работы с детьми в центре очень отличаются от стандартных общеобразовательных, которыми пользуются школы, и имеются особенности во взаимодействии с детьми-инвалидами. «Если у нас рабочий день длится около 8 часов, то из них 2 часа уделяются академической программе, к которой мы привыкли в обычных школах для детей. У нас дети в этом плане тяжелые, и больше 15 минут их внимание сконцентрировать бывает очень сложно, практически невозможно. Поэтому учеба перемежается с занятиями по интересам, периодически даются физические нагрузки, прививаются социальные навыки – и это все идет в одном сплошном колесе и переходит из одного класса в другой», – пояснила она.

В Центре действует немного другая система разделения детей по группам — не по классам, а ступеням развития. Переход на следующую ступень зависит от того, насколько ребенок социально адаптирован, насколько хорошо он начинает усваивать азы социальной адаптации. Классов, как таковых, нет. И подход здесь индивидуальный к каждому ребенку.

«У каждого ребенка имеются свои особенности заболевания, они проявляются по-разному: кому-то легче удается преодолеть барьеры, кому-то тяжелее что-то дается, поэтому приходится подстраиваться под каждого ребенка. Поощряется любой положительный результат, потому что если у ребенка что-то не получается и он это видит, у него начинает снижаться самооценка, он умственно понимает, что хуже других справляется, и начинает комплексовать, у него проявляется самоагрессия, неадекватное поведение. Мы не заставляем детей делать то, что у них не получается. Делаем определенные попытки, пробуем подходы найти, но если это не получается, используем только то, что у них получается. Когда ребенок получает похвалу за успешно проделанную работу, он старается еще больше и совершенствует свое умение. Это мы давно заметили: методом поощрения, повышая самооценку, мы поднимаем детей», – говорит Гамзаева.

Специалисты Центра учат детей жизненной компетенции, жить в обществе. Как утверждает Айшат Гамзаева, иметь диплом или аттестат – это не столь важно для таких людей.

«Главное – уметь жить в обществе, поэтому наши методы больше настроены на то, чтобы научить человека жизненной компетенции, чтобы он мог жить самостоятельно, сам себя обслуживать, делать то, что у него получается, чтобы обязательно находился в обществе. Думаю, остальное не столь важно. Есть, конечно, и гениальные дети: мальчик с синдромом Аспергера, который считает быстрее калькулятора, но социальных навыков у него настолько недостаточно, что он не может находиться в обычной школе. У него наблюдается неустойчивое эмоциональное состояние: он может заплакать в любой момент из-за того, что не понравилось поведение рядом сидящего или что-нибудь в помещении. Когда мы перестали требовать от него того, что он не хочет делать, он развился настолько, что мы были удивлены. Один ребенок поступил в музыкальную школу и имеет определенные успехи, и это при том, что он страдает эхолалией (автоматическое повторение слов или фраз собеседника). Сейчас он уже научился читать и писать», – рассказала собеседница.

Специалистам поначалу бывает сложно работать с подопечными, но потом дети раскрываются, идут на контакт. Навыки взаимодействия нарабатываются, специалисты уже знают, как общаться с ними, быстро раскрывают. «После долгой работы с детьми уже понимаешь, как с ними взаимодействовать. Я бы не назвала это трудностями, мы уже привыкли к этому. Наверное, это происходит так же, как и с обычными детьми. Ведь, когда человек начинает заниматься чем-то новым, у него первоначально возникают какие-то трудности. В процессе деятельности они стираются и исчезают», – сказала Гамзаева.

Она также сообщила, что мэрия Ольденбурга пригласила в гости 4 специалистов Центра для ознакомления с их методами работы и взаимного обмена опытом.

Ограниченное здоровье и неограниченные способности

Специалисты утверждают: чем раньше диагностировать аутизм, тем легче скорректировать поведение ребенка, развить коммуникативные навыки и социальное взаимодействие. Для этого в Центре проводят музыкальные уроки, занятия по физкультуре, тренинги, как вести себя в обществе, играют в групповые настольные игры, учат основам кулинарии, лепки из глины и даже азам театрального искусства. В Центре учатся изготавливать открытки и блокноты на оборудованной мини типографии.

Начинали реабилитацию детей с лепки теста: готовили крутое тесто, лепили различные фигуры. Это развивает у детей творческие способности и мелкую моторику. Через работу с глиной, через общение специалисты выводили детей из внутреннего мира, в котором они замкнуты, и раскрывали их. Далее начали заниматься художеством, рисовать. В Доме дневного пребывания работал специалист, с чьей помощью дети рисовали на стекле витражными красками. Каждому ребенку был отведен определенный кусочек картины, который он должен был дорисовать, конечно же, тоже при помощи специалиста.

Еще одно направление на развитие мелкой моторики – бисероплетение. Все до единого дети плетут бисером – это одно из излюбленных занятий. Также дети вполне успешно занимаются квиллингом – изготовлением аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Определенная программа задается каждому ребенку, и он ее выполняет.

Более взрослые дети – 14-15 лет занимаются деревообработкой. Специалист Центра делает заготовки, привозит, потом уже дети занимаются шлифовкой, доводят до кондиции, собирают. «Конечно, более глубокой переработкой мы заниматься пока не можем, в том числе и по причине отсутствия условий и станков, предназначенных для этого. Наших детей мы будем и к этому готовить», – сообщила Гамзаева.

Также воспитанники Дома дневного пребывания занимаются брошюрованием, оформлением блокнотов, изготовлением открыток. «Открытки готовят в каждой группе, тут уже кто во что горазд, у кого какая фантазия. У ребят получаются очень красивые открытки, и мы их реализуем», – сказала собеседница.

Помимо перечисленного, дети занимаются вязанием, ковроткачеством. Ткацкий станок был подарен Дому представителями Табасаранского района. Айшат Гамзаева сообщила, что в будущем, когда в распоряжение Центра будут предоставлены дополнительные площади, на территории Дома дневного пребывания будут развивать растениеводство и животноводство, чтобы дети сажали овощи, цветы, ухаживали за ними.

«На небольшом участке, который у нас имеется, дети с весны копают, сажают, облагораживают участок. Дети очень любят заниматься растениеводством. Постепенно мы их этому учим. Планируется и внедрение животноводства, ведь оно в Дагестане очень развито. Будем следить за потребностями ребенка, основная наша деятельность зависит от этого. Посмотрим, что у кого лучше получается: тянется ребенок к деревообработке, будет заниматься этим, если земледелием, то создадим и переведем его в эту группу. Главное, чтобы ребенок все время был занят и востребован. Если бы было больше площади, мы смогли бы реализовывать больше проектов, методик», – сказала она.

Совместно с министерством по делам молодежи республики Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам «Жизнь без слез» удалось провести летний совместный интеграционный творческий лагерь. Несколько лет подряд работники Центра вместе детьми отправляются в лагерь и проводят совместный отдых. Специалистами Центра и работниками лагеря проводились мастер-классы, совместные спартакиады со здоровыми детьми. «Представьте себе, мы воспитываем не только своих детей, мы воспитываем и здоровых детей. Мероприятия реализовывались с большим успехом, сотрудники лагеря отпускать нас не хотели, приглашали посетить их еще. Получилось очень хорошее взаимодействие», – отметила Гамзаева.

Подопечные Дома дневного пребывания для детей-инвалидов ежегодно побеждают в различных конкурсах, в том числе в конкурсе «Добрый волшебник», организованном министерством по делам молодежи Дагестана. Также в рамках Фестиваля творчества инвалидов организовываются выставки работ детей, поделки постоянно выставляются на продажу в ЦУМе и других магазинах. На работах приклеены специальные эмблемы ДРООПИ «Жизнь без слез».

«Я часто говорю: “У наших детей ограниченное здоровье, но неограниченные способности”. Если найти правильный подход и развить ребенка, то он сможет.

С нашими детьми, конечно, труднее, потому что с ними сложно наладить контакт, зато они более эмоциональные, теплые, в них нет фальши. Но многие педагоги говорят, что с такими детьми даже легче работать, чем с полноценными. Потому что обычный ребенок может где-то схитрить, попытаться обмануть, напакостить, а у этих детей такого нет. Они ждут твоей помощи, и когда видишь радость в этих глазах, педагогу больше ничего и не нужно», – рассказала о своих воспитанниках Айшат Гамзаева.

Руководитель ДРООПИ «Жизнь без слез» также сообщила о намерении совместно с немецкими друзьями открыть в Махачкале кафе, в котором работали бы люди с ограниченными возможностями здоровья. «Это кафе будет с несложным ассортиментом блюд, главное – чтобы был контакт. Клиент при выборе блюда нажимает на кнопку, на табло у работающего персонала загорается соответствующая лампа, и человек уже будет знать, что у него заказали. Во-первых, это будет способствовать интеграции людей, во-вторых, человек с ограниченными возможностями здоровья, получается, при деле. Это один из проектов, которые мы хотим реализовать», – рассказала она.

Вопросы комплексной реабилитации молодых людей с ограниченными способностями год от года не только не теряют своей актуальности, а приобретают все большую значимость. В связи с этим положением в комплексе реабилитационных мероприятий трудно переоценить значимость использования средств художественно-творческой деятельности молодых инвалидов Центра медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов Краснооктябрьского района города Волгограда. В настоящее время в Центре проводится непрерывная комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями с использованием методик эрготерапии, кинезотерапии, социальной адаптации и профессионального обучения. Центр обслуживает инвалидов трудоспособного возраста в режиме амбулаторного приема и круглосуточного стационара. За прошедшие годы специалисты Центра смогли оказать действенную помощь тысячам горожан и жителям области, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Одним из методов, который стал применяться в центре с самого начала его работы, является реабилитация художественно-прикладными видами творчества.

В процессе реабилитации средствами культуры решаются следующие задачи реабилитации молодых инвалидов:

развитие эмоционально-интеллектуальной сферы пациентов посредством восприятия лучших мировых образцов культуры;

развитие эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, целенаправленная деятельность;

обучение активному творчеству и сотрудничеству, умению включаться в сотворчество, в коллективный процесс восприятия и самовыражения через искусство;

развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений;

формирование определенных трудовых навыков при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями;

подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями.

Специалисты Центра стремятся к формированию у пациента активной жизненной позиции, к пробуждению у него интереса к жизни, развитию его творческого потенциала. Главный принцип работы - добиться самостоятельности в выполнении задания при максимуме качества. По данному направлению Центр работает со всеми пациентами.

Занятия носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 10 человек.

Пациентам предлагаются следующие виды художественно-прикладного творчества:

Работа с бумагой и картоном (техника "оригами"). При этом осваиваются многие операции - складывание бумаги, раскраска, резание ножницами, склеивание. Приобретаются практические навыки в конструировании, формируются способности к нестандартному мышлению.

Работа с красками, карандашами, мелками, фломастерами. Формируются навыки рисования, развиваются двигательные функции руки (целенаправленные движения рук, кисти и пальцев во время рисования способствует развитию координации). Специально отобранные действия (плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, отдельные мазки, требующие точности движения, работа всей поверхностью кисти или ее концом) тренируют определенные группы мышц руки.

Лепка из теста. Усвоение различных приемов лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.) способствует разнообразию сенсорного опыта. Занятия лепкой развивает чувство осязания (пластика, форма предмета) обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, пациент активно работает пальцами, причем чаще всего всеми десятью, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Узелковое плетение макраме. Плетение макраме развивает пространственное воображение, координацию движений рук и глаз, математические способности, память, художественный вкус. Воспитывает характер - упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое дело до конца.

Основные формы обучения:

Занятия с небольшими группами пациентов, имеющими одинаковый диагноз.

Индивидуальные занятия с пациентами, нуждающимися в усиленной коррекционной работе.

Занятия по индивидуальным программам с пациентами, имеющими особые склонности к определенным видам творческой деятельности.

Обучающие занятия с родственниками с целью ознакомления их с методами и приемами, необходимыми для коррекционно - развивающих занятий в домашних условиях.

Индивидуальные консультации для родственников.

Комплексные занятия с психологом по специально разработанным методикам

Продолжительность занятия от 15 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья пациентов.

Для решения вопросов социокультурной коммуникации инвалидов, их интеграции в обычную социокультурную жизнь в Краснооктябрьском центре медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов используются различные методики:

Программы, специально ориентированных на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях, целью которых является подготовка инвалидов к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, овладение стереотипами поведения и взаимодействия в социуме ("Вечер этикета", "Кто я?", "Дом мечты", "Социум и я", "Я и мои друзья", "Вечер знакомств" и т.д.).

Программы, повышающие интеллектуальное и нравственное развитие человека с инвалидностью, способствующие самоопределению, реализации потенциала, преодолению страха самовыражения, повышению уверенности в себе ("КАМ - Конкурс актерского мастерства", "Книга рекордов", "Самые-самые", "Экономическая десятка", "Осенний бал", "Родной край", "Ярмарка талантов", "Веселые художники", и многое другое).

Развлекательные программы ("Вечер юмора", "Шуточное лето", "Вспомним детство", "Мини-игры", конкурсы, лотереи и др.).

Проводятся мероприятия, посвященные международным, всероссийским, христианским, языческим, календарным праздникам (Новый год, 23 февраля, 14 февраля, 8 марта, 1 апреля, День Победы, Масленица, Рождество Христово, День Ивана - Купалы, День театра, День космонавтики, День инвалида, День защиты детей, День пожилого человека и т.д.). На этих праздниках лицам с ограниченными возможностями дарятся памятные подарки, сувениры.

Используются такие формы рекреации как: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок и т.д.

С помощью аниматора, лица с инвалидностью ставят театральные номера, сказки, разыгрывают сценки, показывают кукольный театр и выступают с этими номерами перед зрителями.

Организуются дискотеки, чаепития, дни рождения, пение под караоке, просмотр видеофильмов и т.д.

Люди с ограниченными возможностями изготавливают газету, участвуют в программе "Творчество наших пациентов".

Реабилитация лиц с инвалидностью с учетом эрготерапевтических подходов в Краснооктябрьском центре медико-социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов проводится в несколько этапов.

Первый этап - диагностический. На этом этапе собираются и интерпретируются данные о патологии, нарушениях функций, инвалидности (ограничения функционирования) и ограничениях социальных возможностей. В центре используются несколько видов диагностических методов. Один из них - "Оценка социально-бытовой активности". Включает в себя четыре раздела: самоуход - гигиена, одевание/раздевание, питание; продуктивность в домашних условиях - работа на кухне, уборка, уход за одеждой; перемещение - внутри и вне дома; коммуникация - речь, письмо, чтение, использование телефона.

Во многих действиях по ежедневной активности человека задействована кисть. Для оценки возможностей кисти применяется тест Ability of Hand, адаптированный для применения в Центре. В данном тесте перечислены виды деятельности, выполняемых с участием кисти.

Вторым этапом реабилитации является постановка целей. В целевое планирование вовлекается человек с инвалидностью и его ближайшее окружение. Цели ставятся как долгосрочные (на недели-месяцы), так и краткосрочные (на дни-недели). Важными условиями целеполагания являются: специфичность (должны учитываться приоритеты инвалида и его значимого окружения); измеряемость; достижимость; реалистичность; определенность во времени. В этот этап вовлекаются все необходимые специалисты.

Третий этап реабилитации - организация реабилитации. Эрготерапевт составляет индивидуальный план реабилитации с учетом сохранных функций и многообразия методов восстановительной терапии.

Методики социально-бытовой адаптации молодых инвалидов включают в себя следующие разделы.

1. Методики самоухода: использование вспомогательных средств в личной гигиене инвалида (рассказ об имеющихся вспомогательных средствах и их демонстрация; подбор необходимых средств; поэтапное обучение пользованию вспомогательными средствами.); обучение одеванию/раздеванию, застегиванию пуговиц, обуванию и шнурованию; обучение работе на кухне (знакомство с кухонным оборудованием, правила безопасности при работе на кухне, обучение пользованию кухонными бытовыми приборами, сервировка стола, обучение нарезке продуктов с использованием специальных приспособлений, обучение чистке овощей, обучение приготовлению салатов, подбор и обучение пользованию столовыми приборами, обучение приготовлению горячих напитков, мытье посуды); обучение письму (подбор технических средств для письма; использование трафаретов, шаблонов; рисование произвольных линий с помощью линейки; рисование произвольных фигур; работа с прописями; переписывание текста).

2. Методики для развития функций кисти с использованием тренажеров: "Чудесное дерево", "Кольцеброс", "Волшебный сундучок", "Колпачки" и т.д. Развивающие методики: "Пазлы", "Учимся читать", "Учимся считать", "Карточки Никитина" и др.

Для пациента очень важна адаптация окружающей среды, в первую очередь квартиры. Необходимо сделать среду доступной, начиная от домашней посуды, заканчивая расположением специальных приспособлений, игрового пространства и т.д. Эрготерапевт разрабатывает рекомендации по адаптации жилья к нуждам инвалидов и оказывает содействие в ее осуществлении, используя методику оценки доступности окружения. Благодаря этой методике можно выявить, какие препятствия для независимости имеются в окружении инвалида. Учитываются следующие функциональные ограничения при выявлении препятствий: трудности с пониманием информации, значительная или полная потеря зрения, тяжелое нарушение слуха, плохое равновесие, нарушение координации, снижение выносливости, затруднения при движениях головы, затруднения при дотягивании до предметов, затруднения при манипуляциях с предметами, потеря функций верхней конечности, затруднения при наклонах, необходимость приспособлений для ходьбы, необходимость использования инвалидной коляски, чрезмерные рост или вес.

Четвертым этапом реабилитации является повторная оценка. На данном этапе проверяется: все ли цели достигнуты, все ли планируемые действия выполнены, все ли существующие проблемы определены? Если есть отрицательные ответы на эти вопросы - указывается причина. Выявляется эффективность реабилитационных мероприятий.

Таким образом, использование средств художественно-прикладных видов творчества как метода социальной реабилитации молодых инвалидов свидетельствует о том что, молодые люди с ограниченными способностями имеют возможность реализации собственных желаний и способностей на базе Центра медико-социальной реабилитации Краснооктябрьского района города Волгограда.